Что такое источники трудового права назовите не менее 3 х источников

Обновлено: 16.05.2024

Под источниками трудового права понимаются формы выражения правотворческой деятельности компетентных органов, содержащие нормы трудового права.

В общей теории права источники принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы. В этой связи среди источников трудового права следует различать: международные акты; Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

По содержанию и целевой направленности источники трудового права следует подразделять на нормативные акты: регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ); регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права; регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г.).

По сфере действия источники следует подразделять на федеральные (акты органов РФ), региональные (акты субъектов Федерации), территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций: коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).

2.2. Система источников трудового права и ее особенности

Система источников трудового права предусматривает их внутреннее построение и последовательное расположение в соответствии с системой правовой отрасли и предметом правового регулирования. Вместе с тем система отрасли и система источников не всегда совпадают. Так, новый ТК РФ содержит не все институты трудового права, выделенные в самостоятельные главы (например, вопросы занятости и трудоустройства не нашли своего отражения в отдельной главе ТК РФ). Между тем в системе трудового права занятость и трудоустройство рассматриваются как самостоятельный институт.

Система источников трудового права имеет свои особенности, главными из которых являются следующие.

1. Соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений. Это означает, что, с одной стороны, правовое регулирование трудовых и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) законодательства, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) законодательством. При этом факторами такой дифференциации являются специальные субъекты отношений по:

- полу (женщины, мужчины);

- отношению к семейным обязанностям (беременные женщины, матери (и лица, их заменяющие), имеющие ребенка до 3 лет, матери (отцы)-одиночки, матери (лица, их заменяющие), имеющие ребенка-инвалида до 18 лет, и др.);

- состоянию трудоспособности (труд несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов);

- отрасли экономики (например, энергетическая, химическая, нефтяная промышленность и т.д.);

- вредности и тяжести труда (так, Правительство РФ устанавливает специальные списки работ с особо опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, которые дают право на дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и т.п.);

- природно-климатическим зонам (например, для работников Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним).

2. Наличие в системе большого числа международных актов, ратифицированных бывшим СССР и Российской Федерацией. К их числу относятся акты ООН, конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ).

3. Определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования. При этом норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня, в противном случае она признается недействительной. При наличии по одним и тем же вопросам одновременно нескольких нормативных актов разного уровня, регулирующих одни и те же вопросы по-разному, работник вправе применить более благоприятную для него норму.

4. Наличие большого числа специальных актов Министерства здравоохранения и социального развития РФ (например, Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 утвержден Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества).




5. Участие в формировании системы источников трудового права работников, профессиональных союзов и работодателей. Такое участие осуществляется через систему социального партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров, а также иных локальных актов организации.

2.3. Общая характеристика важнейших федеральных законов

как источников трудового права

Конституция РФ - Основной Закон Российской Федерации, закрепляющий наиболее важные положения, касающиеся регулирования вопросов общественной организации труда. Статья 7 Конституции РФ указывает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Статья 19 закрепляет равенство всех перед законом и судом. При этом гарантируется равенство всех прав (в том числе и трудовых) человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства. Статья 30 закрепляет право граждан на объединение, включая право создавать для защиты своих интересов профессиональные союзы. Статья 34 закрепляет также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Содержание ст. 37 Конституции РФ имеет прямое отношение к предмету трудового права, в ней указывается следующее.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Каждый имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 45 Основного Закона РФ указывает, что права и свободы человека и гражданина (в том числе трудовые) гарантируются государством. Каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными в законе. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).

Трудовой кодекс РФ принят 30 декабря 2001 г., вступил в действие с 1 февраля 2002 г., состоит из 6 частей, 14 разделов и 433 статей.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда.

Раздел III. Трудовой договор.

Раздел IV. Рабочее время.

Раздел V. Время отдыха.

Раздел VI. Оплата и нормирование труда.

Раздел VII. Гарантии и компенсации.

Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда.

Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации работников.

Раздел X. Охрана труда.

Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора.

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Раздел XIII. Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства.

Раздел XIV. Заключительные положения.

Принятие нового ТК РФ обусловлено вступлением Российской Федерации в рыночные отношения. Старый КЗоТ РФ, действовавший с 1971 г., не соответствовал реалиям рыночных отношений, поскольку был направлен (главным образом) на поддержание позиции работника в трудовых отношениях. В условиях появления предприятий с различными формами собственности потребовалось значительное расширение прав работодателя в трудовых отношениях. Трудовой кодекс РФ направлен на сближение равенства сторон трудового договора. Кроме того, Кодекс восполнил ряд пробелов старого КЗоТа, значительно расширил понятийный аппарат трудового законодательства.

В настоящее время ТК РФ подвергся кардинальным изменениям в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Указанные изменения коснулись практически всех институтов трудового права (в том числе трудовой договор, социальное партнерство, рабочее время, время отдыха, ответственности, охраны труда и др.).

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 г. регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими объединениями, юридическими лицами, гражданами. Состоит из шести глав, 33 статей.

Закон РФ "О занятости населения" от 19 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд, социальной защите от безработицы. Состоит из семи глав, 39 статей.

Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. (с изменениями и дополнениями) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Состоит из восьми разделов, 38 статей.

2.4. Место и значение постановлений высших судебных

органов в применении норм трудового законодательства

Высшие органы судебной системы - Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ - имеют право принимать такие виды норм, как постановления Пленума (Верховный Суд РФ) и заключения, определения (Конституционный Суд РФ). Принимая указанные виды норм, эти органы не создают новых правовых источников. В компетенцию Конституционного Суда входит лишь решение вопроса о конституционности того или иного нормативного акта о труде. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции РФ, то он издает соответствующее заключение и в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) может обратиться в Государственную Думу о его изменении или дополнении.

Верховный Суд РФ уполномочен принимать постановления его Пленума, которые разъясняют и конкретизируют нормы трудового законодательства либо восполняют их пробелы. Постановления направлены на единообразное толкование и применение ими норм трудового законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъясняет вопросы подведомственности и подсудности трудовых дел, устанавливает общие правила разрешения судами трудовых споров (об отказе в приеме на работу, переводах и увольнениях, расторжении трудового договора, заработной плате, ежегодных и дополнительных отпусках, забастовках). Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" от 16 ноября 2006 г. разъясняет порядок и особенности рассмотрения споров о материальной ответственности работника в результате его виновных противоправных действий (бездействий).

Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2.

Лившиц Р.З. Судебная практика как источник права // Институт государства и права РАН / Под ред. Б.Н. Топорнина. Сер. "Новое в юридической науке и практике".

Миронов В.И. Источники трудового права Российской Федерации: Теория и практика. М., 1998.

Новая Конституция Российской Федерации и развитие законодательства // Государство и право. 1994. N 12.

Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1995. N 60.

Нуртдинова А. Реформа трудового законодательства: основные направления // Российская юстиция. 1996. N 2.

Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1. Часть Общая. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. Гл. 5. С. 528 - 566.

Содержание

Содержание

  • Источник трудового права: подробнее
  • Трудовое законодательство
  • Источники трудового права: классификация
  • Вторая классификация
  • Что такое кодификация
  • Что такое Трудовой Кодекс?
  • Что необходимо каждому рабочему знать о трудовых правах?
  • Собеседование

Под источниками трудового права подразумеваются нормативно-правовые акты, задача которых – выполнять регулирование трудовых взаимоотношений, а также устанавливать права и обязанности сторон, которые вступают в такие правоотношения.

Источник трудового права: подробнее

Итак, источник трудового права фактически являет собой форму, в которой трудовое законодательство выражается в конкретном нормативно-правовом акте.

Согласно пятой статье Трудового Кодекса Российской Федерации, есть определённый список нормативно-правовых актов, который служит источником трудового права. Они выстроены в четко определенной иерархической структуре. Там они распределяются таким образом:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральные законы.
  3. Указы Президента Российской Федерации.
  4. Постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
  5. Конституции, законы, а также другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
  6. Акты органов местного самоуправления, а также локальные нормативные документы, в которых приводятся нормы трудового права.

Трудовое законодательство

К другим нормативно-правовым документам, включающим нормы трудового права, можно отнести следующие документы:

  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства.
  • Постановления, разъяснения и инструкции различных государственных органов, которые связаны с нормативно-правовыми документами, которые находятся выше по иерархии либо восполняют белые пятна в российском законодательстве, отвечая на распространенные вопросы.
  • Акты исполнительных органов на уровне субъектов.
  • Акты органов местного самоуправления.

В целом, нормативно-правовые акты могут быть разделены на:

  1. Локальные нормативно-правовые акты. Для них характерна ограниченная сфера действия. Они принимаются прямо в организации. К таковым относятся уставы, правила внутреннего распорядка, различные положения, касающиеся оплаты труда (например, премирование или увеличение зарплаты). Важно учитывать, эти нормативные акты не могут вступать в противоречие с теми, которые имеют более высокую юридическую силу.
  2. Акты высших судебных органов не являются источниками трудового права, так как постановления Пленума Верховного Суда правоприменительную практику судов обобщают, могут трактовать трудовое законодательство, но не являются его источниками. Задача Конституционного суда – определять то, является определенный нормативно-правовой акт конституционным.

Источники трудового права: классификация

Каждый нормативно-правовой акт, который является источником трудового права, имеет определенную юридическую силу. И по этому параметру они выстроены в четко определенной последовательности.

Вопрос того, в каком порядке располагаются эти источники, регулируется Трудовым кодексом РФ. На первом месте находится Конституция страны, поскольку она является главным законодательным актом, который регулирует все остальные. За ней они выстраиваются в следующем порядке:

  1. Федеральные конституционные законы.
  2. Международные нормативно-правовые акты, а также договоры, которые прошли ратификацию Российской Федерацией.
  3. Федеральные законы. Что касается вопросов трудового законодательства, здесь особую роль играет Трудовой кодекс РФ.
  4. Законы субъектов Российской Федерации.
  5. Указы Президента.
  6. Постановления Правительства.
  7. Нормативные акты министерств и ведомств. Что касается трудового законодательства, особую роль играют те постановления, которые связаны с Министерством Труда и социального развития РФ, а также Министерства здравоохранения и социального развития РФ (он пришел на смену первому).
  8. Нормативно-правовые документы органов местного самоуправления.
  9. Локальные нормативные акты, принятые на определенном месте работы. Если говорить о них, то они также являются источниками права, поскольку соответствуют основным критериям, по которым они определяются. Тем не менее, у них сфера действия маленькая, равно как и юридическая сила. Все существующие нормативно-правовые акты имеют большую юридическую силу.

Вторая классификация

Как еще можно классифицировать источники трудового права?

  1. По форме акта. Здесь есть большое количество разновидностей источников, к которым можно относить приказы, инструкции, рекомендации, указы, законы, и так далее.
    Помимо этого, сюда относятся коллективные договоры и соглашения, поскольку в последнее время трудовые отношения все чаще обретают договорной характер.
  2. По органам, которые приняли нормативный акт источники разделяются на акты, которые принимаются высшими законодательными органами Российской Федерации, Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, федеральными государственными службами, и так далее.
  3. По области применения. По этому параметру источники права действуют по всей российской территории. В таком случае они называются федеральными. Типичный пример – Трудовой Кодекс Российской Федерации. Если говорить об источниках права, которые касаются непосредственно определенного субъекта, то такие называются республиканскими, областными, краевыми, в зависимости от того, как этот субъект называется. Помимо этого, стоит выделить отраслевые, межотраслевые, территориальные и локальные источники трудового права.
  4. По степени обобщенности. Они могут быть кодифицированными и некодифицированными. К кодифицированным источникам относится Трудовой Кодекс.
  5. По отраслевой принадлежности. Сюда относятся как комплексные, так и отраслевые. В первом случае речь идет о нормах, которые затрагивают несколько отраслей. Типичный пример – Конституция. Она касается не только трудового законодательства, а и всех остальных сфер жизни человека и российского общества. Что касается отраслевых нормативно-правовых актов, типичным их примером служит закон о профсоюзах, который регулирует определенную сферу трудовых отношений.
  6. По характеру норм. Акты в этом случае могут быть нормативными либо специальными. В первом случае речь идет о Трудовом Кодексе в целом. Во втором же, например, мы можем говорить о законах, регламентирующих определенные профессии. Например, полицию либо деятельность госслужащих.

Таким образом, источников трудового права выделяют большое количество.

Что такое кодификация

Кодификация – это почти что систематизация. Следовательно, кодифицированным может называться такой нормативно-правовой акт, в котором сформулированы общие нормы. Это высокая степень обобщения. В свою очередь, некодифицированные нормативные акты – это такие, которые имеют низкую степень обобщенности.

Что такое Трудовой Кодекс?

Одним из наиболее специфичных нормативно-правовых актов, которые служат источниками трудового законодательства, является Трудовой кодекс.

Что под ним подразумевается (официальным языком)? Трудовой кодекс являет собой набор законов, которые регламентируют правоотношения между наемным работником и работодателем. Это документ, который является обязательным по всей территории Российской Федерации. Нормы трудового кодекса касаются всех работников, независимо от того, они являются государственными служащими либо работниками коммерческих органов.

В целом, тот Трудовой Кодекс, который действует сейчас, был подписан 21 декабря 2001 года. Вступил же он в силу 1 февраля 2002 года. Всего в него входит 6 частей. Документ охватывает вопросы взаимодействия работодателя и наемного работника на всех существующих уровнях. Также в нем прописаны те права, которые имеют работодатель и наемный работник, а также их обязанности.

Особенность этого документа в том, что его надо знать, независимо от того, какой вы профессии. Без этого тяжело самостоятельно защищать трудовые права.

Что необходимо каждому рабочему знать о трудовых правах?

К сожалению, ситуации, когда нарушаются трудовые права, случаются довольно часто. Причем они очень разнообразные, начиная невыплатой заработной платы и заканчивая отказом в официальном оформлении. Тем не менее, у всех подобных злоупотреблений есть одна общая черта: из-за низкой юридической грамотности работников они даже не понимали, что это нарушение законодательства. Со всеми вытекающими последствиями.

Некоторые ошибочно считают, что работники и работодатели являются одной большой семьей. Это не так, поскольку интересы работников и работодателей во многом расходятся. Последним надо получить максимум труда за минимальные деньги. Первым же нужно как раз наоборот, работать меньше, а получать как можно больше. Поэтому конфликт этот будет всегда. И именно трудовое законодательство помогает его разрешить с пользой для обеих сторон.

Собеседование

Первый этап, когда уже можно заподозрить неладное – это собеседование. Поэтому необходимо еще при трудоустройстве прояснить следующие вопросы:


Трудовое право регулирует отношения между работниками и работодателями. Оно представляет собой систему норм, которые в письменной форме фиксируются в специальных документах. Узнаем кратко об источниках трудового права.


Понятие и виды источников трудового права

Под источниками трудового права понимают те нормативные акты, которые направлены на регулирование трудовых и связанных с ними отношений.

Приведем классификацию источников трудового права, расположив их силе действия:

Принятая в 1993 году Конституция РФ заняла особое место в трудовом законодательстве. Особенность ее состоит в том, что она обладает высшей силой на территории нашей страны, поэтому все остальные законы и нормативные акты принимаются с учетом закрепленных ею норм. Согласно статье 37 Конституция провозглашает право всех граждан на труд и определяет основные принципы действия трудового законодательства.


Права граждан в области труда по Конституции РФ:

которые читают вместе с этой





  • право на свободный труд без принуждения;
  • право выбирать профессию и вид деятельности;
  • право на безопасные условия труда;
  • право на заработную плату не ниже установленного минимума;
  • право на защиту от безработицы;
  • право на отдых;
  • право на защиту своих трудовых прав.

Также все граждане, независимо от их положения, национальности, пола имеют равное право на создание и участие в профессиональных союзах, на предпринимательскую деятельность.

Данные законы могут вносить некоторые изменения в разделы Конституции РФ.

В Конституции РФ зафиксировано, что общепризнанные международные нормы в области трудового законодательства являются составной частью системы источников трудового права.

На международной арене в качестве правозащитника трудовых прав людей, центра объединения стран по этому вопросу выступает Международная организация труда, действующая в рамках Организации Объединенных Наций.

  • Трудовой Кодекс РФ и другие федеральные законы

Действует в нашей стране с 2002 года. Он охватывает все возникающие по трудовым вопросам отношения. В нем отражены все права и обязанности работников и работодателей, что позволяет использовать данный документ и при заключении трудового договора, и при определении его условий, и при нарушении каких-либо трудовых прав.

Также к источникам трудового права относятся:

  • Законы субъектов РФ;
  • Указы Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные акты министерств;
  • Локальные нормативные акты.

Другие классификации

  • по сфере, в которой действуют, источники делятся на федеральные и местные;
  • по органам – на принимаемые Президентом РФ, высшими законодательными органами, Правительством РФ и так далее.

Что мы узнали?

В качестве источников трудового права выступают различные документы, которые полностью или частично посвящены регулированию трудовых вопросов. В первую очередь, к ним относятся Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, международные нормативные акты.


На этом уроке мы узнаем, что такое трудовое право и трудовые отношения. Назовём и охарактеризуем источники трудового права.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие и источники трудового права"

Трудовое право – это самостоятельная отрасль права, регулирующая порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений работников и работодателей.

Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы) за заработную плату.


Сторонами трудовых отношений являются работник (которым может быть только физическое лицо) и работодатель (которым может быть как физическое, так и юридическое лицо). Чтобы гражданин мог вступить в трудовое правоотношение, он должен обладать правоспособностью и дееспособностью, то есть способностью начинать и прекращать трудовые правоотношения, распоряжаться вознаграждением за свой труд и так далее.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

· организации труда и управлению трудом;

· трудоустройству у данного работодателя;

· подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

· социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

· участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

· материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

· государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров;

· обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

· свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

· запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

· защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

· обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

· равенство прав и возможностей работников;

· обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Работодатели не имеют право платить работникам месячную заработную плату в размере меньшем, чем МРОТ.

К другим принципам трудового права относят:

· обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учётом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

· обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

· обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

· сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· социальное партнёрство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· обязательность возмещения вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

· установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

· обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

· обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

· обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключённого договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

· обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

· обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

· обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

В сфере трудового законодательства также предусмотрено разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации.

К ведению федеральных органов государственной власти относят:

· основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений;

· основы правового регулирования трудовых отношений;

· обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам;

· порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

· основы социального партнёрства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

· порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

· порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества;

· порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора;

· виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

· систему государственной статистической отчётности по вопросам труда и охраны труда;

· особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов федерации принимают законы и другие правовые акты по всем вопросам, не отнесённым к ведению федеральных органов государственной власти.

Под источниками трудового права понимаются нормативные акты компетентных государственных органов, устанавливающие и конкретизирующие обязательные к соблюдению правила поведения.

Так, согласно Трудовому кодексу, регулирование трудовых отношений осуществляется:

· Конституцией Российской Федерации;

· Федеральными конституционными законами;

· трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

· иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

§ указами Президента Российской Федерации;

§ постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

§ нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

§ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Также к источникам трудового прав можно отнести: локальные нормативные акты и международные нормативные акты в области трудовых отношений.

· Локальные нормативные акты содержат нормы трудового права, принимаемые работодателями в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами или соглашениями. Основным назначением таких документов является конкретизация законодательства о труде с учётом специфики организации и условий труда конкретного предприятия или организации.

· Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Особое значение этих актов связано с тем, что они обеспечивают реализацию международных стандартов прав работника.


Давайте познакомимся с некоторыми источниками трудового права более подробно.

Согласно Конституции Российской Федерации – труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Конституцией признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Отдельно подчёркивается, что каждый работник имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Основным источником трудового права в нашей стране является Трудовой кодекс Российской Федерации – это кодифицированный законодательный акт о труде.

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями.

Трудовой кодекс Российской Федерации, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнёрства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и других).


Постановления Правительства как источники трудового права издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и указов президента. Они представляют собой акты исполнительной власти, как правило, изданные с целью уточнения и реального проведения в жизнь вышестоящих правовых актов. Особое место среди постановлений правительства занимают регулирующие положения, принятые в соответствии с положениями отдельных статей Трудового кодекса. На данный момент Кодекс содержит более шестидесяти отсылок к постановлениям Правительства.

Среди нормативных актов министерств и ведомств на особом положении находятся нормативные акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и его платы, условий и охраны труда, социального партнёрства и трудовых отношений, занятости и безработицы.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

С деятельностью этого министерства вы можете подробно познакомиться на его официальном сайте.
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы.

Читайте также: