Что за профессия свободный художник

Обновлено: 18.05.2024

Еще древние люди отличались творческим началом, расписывая собственные жилища охрой и сажей, поэтому неудивительно, что профессия художник была и остается востребованной испокон веков. Научиться рисовать, создавать композиции, правильно смешивать краски могут все. Но не перед каждой картиной люди застывают в изумлении. Для этого необходим талант. По сути художник — это человек, пропускающий через себя представление о мире, которое он затем отображает на полотне, либо на других объектах.

Кто такой художник - описание профессии, функции и задачи

В свободное от работы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Виды художников или профессии, связанные с рисованием

  • иллюстратора;
  • оформителя;
  • костюмера;
  • модельера;
  • мультипликатора;
  • реставратора;
  • графиста;
  • по свету;
  • дизайнера.

Какими качествами и навыками должен обладать

Живописцы, портретисты и другие представители творческой профессии, во-первых, должны обладать выносливостью, ведь их мастерство требует постоянного сосредоточения. Они обязаны отшлифовать свой талант, не закапывать его в землю, то есть не лениться. История показывает, что художники и художницы должны обладать чувством гармонии, терпения, вкуса. Кроме этого, они обязаны уметь работать с цветом, различать множество оттенков, замечать мелкие детали. Такие качества как интуиция, способность проникать в суть вещей, а также выбирать из окружения то, что действительно необходимо, нужно развивать в себе настоящему профессионалу. Еще специализация требует фантазии и воображения для того, чтобы писать картины, осуществлять собственный проект. Список можно продолжать бесконечно.

Где учат на художника

Какие предметы нужно сдавать

  1. два рисунка графитовым карандашом. Это портрет и обнаженная натура;
  2. портрет с изображением натурщика на полотне, выполненный масляной краской, гуашью или акварелью;
  3. свободную работу на любую тематику.

Заочное и дистанционное обучение

  • изобразительное искусство;
  • графика;
  • дизайн;
  • художественное образование.

Где может работать художник

Зарплата художника в России

Подсчитать зарплату художников проблематично, так как они предпочитают свободный график. Труд живописца, основанный на профессионализме, может оцениваться как сверхвысоко, так и вовсе не иметь никакой цены. Художники-иллюстраторы зарабатывают в среднем 40000 рублей, а оформители получают в два раза меньше. Дизайнеры и модельеры высоко ценятся в больших городах, тогда как в провинции могут быть не востребованы.

Карьерный рост художника

Для того, чтобы представитель данной профессии смог сделать карьеру, ему необходимо разбираться в современных техниках, уметь делать различные композиции (витражные), работать со светотенью. Художник-карьерист просто обязан иметь хорошую теоретическую базу, которая необходима для того, чтобы разбираться в истории искусств, знать технологию создания картин, разбираться в лучших пейзажистах, портретистах.

Стоит ли учиться на художника — плюсы и минусы профессии

Если у человека есть талант и огромное желание заниматься живописью, то учиться на художника безусловно стоит. Нет специальностей, где не было бы своих положительных и отрицательных моментов. Среди плюсов людей творческих профессий выделяют возможность саморазвития, огромный созидательный потенциал, а также шанс стать настоящим профессионалом своего дела, даже не имея образования.

К минусам прежде всего относится ненормированный график работы, малую зарплату, практически отсутствие карьерной перспективы и множество других препятствий.

  • Свободный художник (калька с фр. artiste libre) — в Российской империи звание, присваивавшееся выпускникам старшего отделения консерватории.

Связанные понятия

Синодальное училище церковного пения — духовно-музыкальное учебное заведение в Москве под управлением Святейшего Синода. Здание училища находилось по адресу: улица Большая Никитская, дом 11.

Духовой квинтет ― камерный ансамбль, состоящий из пяти духовых инструментов, а также произведение, написанное для такого ансамбля. Включает в свой состав флейту, гобой, кларнет, фагот и валторну.

Ганноверская Высшая школа музыки и театра (нем. Hochschule für Musik, Theater und Medien Hannover) — германская консерватория, расположенная в Ганновере. Основана в 1897 году, в 1973 году перешла в подчинение земельной администрации Нижней Саксонии. В школе обучается около 1200 студентов, специализирующихся в области музыки, музыковедения и театрального искусства; в состав школы входит также Институт журналистики и коммуникационных исследований (нем. Institut für Journalistik und Kommunikationsforschung.

Академия хорового искусства имени В. С. Попова — комплекс учебных заведений хорового профиля (начальное, среднее и высшее музыкальное образование) в Москве.

Пражская школа органистов (органная школа или институт музыки, чеш. Pražská varhanická škola) — музыкальное учебное заведение, действовавшее в Праге в 1830—1890 годах. Было учреждено возникшим четырьмя годами ранее Обществом развития церковной музыки в Чехии (чеш. Jednota ku zvelebení kostelní hudby v Čechách).

Концертме́йстер (от нем. Konzertmeister) — руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Понятия концертмейстера и аккомпаниатора принято считать тождественными. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную.

Московское императорское театральное училище — дореволюционное учебное заведение-интернат в Москве, готовившее детей к работе в придворных театрах.

Нормальная школа музыки (фр. École normale de musique de Paris) — французская частная консерватория, основанная в 1919 году. Основателями выступили музыкальный критик Огюст Манжо, в значительной степени разработавший идеологию нового учебного заведения и обеспечивший ему финансовую поддержку государственных структур, и знаменитый пианист Альфред Корто, чьё имя консерватория стала носить в дальнейшем (часто называется Нормальной школой имени Альфреда Корто, фр. École normale Alfred-Cortot).

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 П. И. Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии.

Кёльнская высшая школа музыки (нем. Hochschule für Musik Köln) — крупнейшая консерватория Европы, расположенная в Кёльне. По состоянию на 2004/2005 учебный год в ней обучалось более тысячи студентов, не считая почти пятисот студентов в филиалах в Ахене и Вуппертале.

Вариации на тему рококо соч. 33 — произведение Петра Ильича Чайковского для виолончели с оркестром. Вариации впервые исполнены 18 ноября 1877 года под управлением Николая Григорьевича Рубинштейна, солировал Вильгельм Фитценхаген.

Московское Мариинское училище — учебное заведение Дамского Попечительства о бедных в Москве во второй половине XIX — начале XX века.

Консервато́рия — музыкальное высшее учебное заведение. Готовит профессионалов высшей квалификации по всем специальностям музыкального образования: концертных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей различных дисциплин для музыкальных училищ и средних музыкальных школ. В России в 2016 году действовало тринадцать консерваторий, в мире — несколько сотен. Московская и Санкт-Петербургская государственные консерватории отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской.

Оркестр без дирижёра — оркестр, который выступает без дирижёра (недирижируемый оркестр). Как правило, такие инструментальные ансамбли имеют меньшее количество участников, нередко состоят только из струнных инструментов и выполняют репертуар камерного оркестра.

Всесою́зный ко́нкурс стру́нных кварте́тов — всесоюзный конкурс, организованный в 1925 году решением Наркома просвещения.

Брасс-квинтет (от англ. brass — медь, латунь или медные духовые инструменты) — музыкальный ансамбль, состоящий из пяти медных духовых инструментов.

Фортепианное трио — камерный ансамбль в составе фортепиано и, как правило, скрипки и виолончели, а также произведение для такого состава инструментов.

Скрипичный концерт ми минор, соч. 64 — концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, впервые исполненный в 1845 году. Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре.

Ли́дертафель (нем. Liedertafel, от Lied — песня и Tafel — стол) — немецкое мужское хоровое любительское сообщество, состоящее из певцов, поэтов и композиторов. Лидертафели появились в начале XIX века в Северной Германии, сначала в Берлине (под руководством Карла Фридриха Цельтера), а затем в других городах, в том числе в Швейцарии, Австрии.

Донецкая государственная музыкальная академия им. С. С. Прокофьева — музыкальная консерватория четвёртого уровня аккредитации. Находится в Ворошиловском районе Донецка. Ректор — Роман Николаевич Качалов. Имеет два факультета: исполнительский и оркестровый.

В некоторых странах существует традиция присвоения наиболее выдающимся оперным артистам специальных почётных званий.

Королевская академическая высшая школа музыки (нем. Königlichen Akademischen Hochschule für Musik) — немецкая консерватория, работавшая в Берлине. Была учреждена в 1869 году, и для руководства ею был приглашён в Берлин из Ганновера Йозеф Иоахим, возглавлявший консерваторию до конца жизни.

Брюссельская консерватория имеет богатую музыкальную библиотеку. Эта библиотека содержит около 250 000 счетов и книг по музыке, музыковедения и музыкальной педагогики, а также небольшая коллекция записей (в основном винил). Библиотека открыта для общественности. Сегодня, несмотря на фламандские и французские оранжереи оба равные ресурсы для инвестиций в библиотеку, подавляющее большинство фактической работы выполняется фламандского крыла, включая разработку онлайн-каталога.

Роттердамская консерватория (нидерл. Rotterdams Conservatorium) — нидерландская консерватория, расположенная в Роттердаме. Основана в 1930 году путём слияния нескольких работавших в городе музыкальных лицеев, среди которых ведущую роль играл лицей Виллема Фельцера. В настоящее время организационно является одной из трёх составных частей роттердамской Высшей школы искусств.

Концерт для валторны с оркестром № 1 Ми-бемоль мажор, соч. 11 — одно из первых серьёзных сочинений Рихарда Штрауса. Он написал его в 1882—1883 годах в возрасте 18 лет. Сегодня этот концерт, наряду с концертами Моцарта, — один из самых популярных в валторновом репертуаре.

Клавираусцуг (нем. Klavierauszug, от Klavier — фортепиано и Auszug — извлечение) — переложение для фортепиано музыкального произведения, написанного изначально для крупного музыкального ансамбля. Часто употребляется сокращённая форма этого слова, клавир. Может использоваться в процессе репетиций, а также для ознакомления широкой публики и музыкантов с произведениями. В клавираусцуге вокальная партия записывается отдельно; переложение может быть сделано как для одной пары рук, так и для нескольких.

Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

Экстерна́т (от лат. externus — посторонний) — это форма аттестации, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Дни музыки в Донауэшингене (нем. Donaueschinger Musiktage) — старейший фестиваль новой музыки, проходящий в немецком городе Донауэшинген с 1921 года.

Октет (от итал. ottetto, фр. octette, octuor, англ. octet, от лат. octo — восемь)— музыкальный ансамбль из восьми музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов, а также произведение для такого ансамбля.

Современная фле́йта, флейта Бёма — поперечная флейта, музыкальный духовой инструмент симфонического оркестра. Основной вид современной флейты — большая флейта сопранового регистра. Другие виды: малая (пикколо), альтовая и басовая флейта.

Музыка́льное учи́лище — музыкальное среднее специальное учебное заведение. Готовит профессиональных музыкантов-исполнителей и педагогов. Срок обучения – 4 года на базе 9 классов. Некоторые училища служат промежуточным звеном между районной детской музыкальной школой и консерваторией. Широкая сеть училищ предусмотрена только в системе музыкального образования России и постсоветских стран.

Действи́тельный студе́нт — низшая учёная степень, затем квалификационное звание выпускника университета в Российской империи XIX века.

Королевская академия музыки (англ. Royal Academy of Music) — консерватория расположенная в столице Великобритании городе Лондоне и находящаяся под началом Лондонского университета.

Гаагская консерватория, Королевская консерватория (нидерл. Koninklijk Conservatorium Den Haag) — нидерландская консерватория, расположенная в Гааге.

Солисты Москвы — московский камерный ансамбль. Художественный руководитель, дирижёр и солист ансамбля — Юрий Башмет.

Норвежская музыкальная академия (норв. Norges musikkhøgskole (NMH)) — государственная музыкальная консерватория, находящаяся в Осло. Крупнейшее высшее музыкальное учебное заведение в Норвегии. Здесь получали образование ведущие композиторы и музыканты этой страны.

Ирина Алексеева на своем рабочем месте. Фото: ИА

Ирина Алексеева на своем рабочем месте. Фото: ИА "Республика" / Аля Грач

Ирина Алексеева несколько лет назад вынуждена была уйти с работы по состоянию здоровья. Ранняя пенсия неожиданно стала импульсом для творчества. Ирина пишет картины и создает украшения ручной работы. Называет себя свободным художником: сама выбирает темы, заказы берет только те, которые нравятся.

Одна дома

— Я осталась без работы, здоровье мое сильно пошатнулось. Я физически не могу больше ходить в офис. Несмотря на то, что я инвалид с детства, всегда была среди обычных людей, вела активный образ жизни, комплексов неполноценности у меня не было. Сейчас врачи мне уже ничем не могут помочь, — рассказала Ирина.

Несколько лет Ирина Алексеева работала в МФЦ на наб. Гюллинга. Два года назад осталась дома одна, сначала сидела на диване и плакала.

Картина

Терапия и заработок

В какой-то момент Ирина перестала плакать и жалеть себя, пошла в магазин, купила холсты и стала писать картины. По словам мастера, творчество помогает избавиться от плохих мыслей.

— Я стала смотреть онлайн-уроки, нашла в интернете художников, добавилась к ним в друзья. Приставала ко всем с расспросами. Я совсем не разбиралась в технических вопросах, но постепенно втянулась. В какой то момент стала делать фотографии своих картин и выкладывать их на своей творческой странице в соцсетях. И однажды мне заказали картину, — поделилась Ирина.

Теперь холсты Ирины Алексеевой есть во многих городах страны: Нижнем Новгороде, Сергаче, Петербурге. А еще в Краснодарском крае и, конечно, в Карелии. По словам художника, порядка 60 работ она разослала по почте, часть из них — это подарки друзьям и знакомым.

— У меня есть мечта сделать выставку картин. Но пока не получается. Собирать работы — значит, надо не продавать их, а мне нравится, когда картины покупают, — говорит Ирина.

При этом признается, что живопись – не основной заработок. На этом не разбогатеешь. Заказы бывают не так часто, как хотелось бы художнице.

Пенсия Ирины 11 тысяч рублей, половину из которой она отдает за квартиру. Экономить приходится на всем: она сама придумывает инструменты для рукоделия, изобретает свои техники изготовления деталей. И, несмотря на все трудности, Ирина продолжает учиться и добиваться своих творческих целей.

Ирина Алексеева. Фото: ИА

Сувениры из глины

Ягодная коллекция Ирины Алексеевой. Фото: ИА

Браслет из морошки. Автор Ирина Алексеева. Фото: ИА

Работа с полимерной глиной — долгий и очень трудоёмкий процесс. Для того чтобы изготовить браслет из ягод, надо скатать сотни шариков одного диаметра, слепить ягодки, запечь их в духовке, тонировать, чтобы придать реалистичность, покрыть лаком для долговечности и закрепить всё это на фурнитуру. На один браслет уходит не менее 8 часов.

— Месяц назад я освоила новую технику и занялась эпоксидной смолой. Это тоже очень увлекательно. Можно рисовать послойно и заливать смолой живые растения, — рассказала Ирина Алексеева.

Сейчас мастер готовится к предновогодней ярмарке. Хочет порадовать покупателей. Знает, что чудо можно сделать своими руками.



Содержание деятельности
Любой художник, по большому счету, это человек, который зарабатывает себе на жизнь рисованием. Хотя художественное творчество может не приносить доход (как у Ван Гога), но если это основной вид деятельности, то такую личность всё равно можно причислить к представителям данной профессии.
Подробно описывая содержание профессиональной деятельности художника - живописца можно выделить в ней следующие направления:
художественно - творческое (по видам специализации);
реставрационное;
научно - исследовательское (по видам специализации);
педагогическое;
художественно - просветительское.
В области художественно-творческой деятельности художник – живописец наблюдает, анализирует и обобщает явления окружающей действительности и выражает их через художественные образы для последующего создания авторских художественных произведений в области изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи), в кино и на телевидении;
В области реставрационной деятельности художник – живописец выполняет различной сложности реставрационные и консервационные работы произведений высокой художественной и исторической ценности, а также на уникальных произведениях искусства и архитектурных объектах согласно заданию реставрационной комиссии (совета).
В области педагогической деятельности художник – живописец может осуществлять функции современного квалифицированного педагога-наставника. Он может преподавать основы изобразительного искусства и смежных с ним вспомогательных дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования, в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки.
В области научно-исследовательской деятельности художник – живописец может проводить научные исследования и методические разработки по отдельным разделам, этапам, заданиям, темам, связанным с конкретными видами профессиональной деятельности. Он может представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, методических разработок, научных статей.
В области художественно-просветительской деятельности художник – живописец способствует формированию художественно - эстетических взглядов общества через свою профессиональную, педагогическую, общественную и просветительскую деятельность.
.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный художник – живописец должен знать:
· теорию изобразительного искусства;
· техника, виды, стили, жанры изобразительного искусства;
· история русского и зарубежного изобразительного искусства;
· теорию и историю искусств;
· цветоведение;
· законы рисунка, живописи, композиции, графики;
· принципы восприятия художественного произведения;
· исторические и современные технологические процессы при создании авторских произведений искусства и проведении исследовательских, экспертных и реставрационных работ в соответствующих видах деятельности.

Квалифицированный художник – живописец должен обладать следующими профессионально - специализированными компетенциями в области художественно -творческой деятельности:
· свободным владением техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка; техниками и технологиями изобразительного искусства в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи;
· способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области изобразительного искусства - станковой, монументальной, театрально-декорационной (проекта художественного решения оформления спектакля), церковно-исторической живописи;
· способностью профессионально применять художественные материалы, техники и технологии, применяемые в творческом процессе художника-живописца в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи;
· способностью использовать в творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной драматургии, особенностей развития русского и мирового театрально-декорационного искусства, знания истории театрального искусства, истории костюма, мировой культуры и быта, различных стилей театрально-декорационной живописи, знания особенностей исторического развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, искусстве, театре;
· способностью демонстрировать владение техникой и технологией монументального и (или) сценического макетирования;
· способностью использовать в творческой практике знание основных принципов светового оформления спектакля;
· способностью использовать в творческой практике знание основных памятников церковной архитектуры и церковной росписи как мирового, так и национального значения, особенностей древнерусской церковной архитектуры и живописи, знание библейской истории и иконографии, истории орнамента и шрифта;
· способностью использовать на практике знание стилей монументальной росписи, принципов взаимодействия архитектурного пространства и монументальной живописи; способностью к созданию единого композиционного ансамбля в архитектурном пространстве средствами монументальной живописи;
· способностью пользоваться архивными материалами и другими источниками при изучении и копировании произведений станковой, церковно-исторической и монументальной живописи;
· способностью выполнять художественные произведения в различных видах и техниках монументального искусства (мозаика, сграффито, фреска, витраж);
· способностью использовать различные технические приемы и технологии церковно-исторической живописи и иконописи, методы выполнения монументальной росписи на различных архитектурных поверхностях, методики и технологии подготовки архитектурных поверхностей к росписи;
· способностью использовать архивные материалы и другие источники в творческом процессе художника-живописца;
· способностью формулировать изобразительно, устно или письменно свой творческий замысел, аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания;
· техникой безопасности при работе с художественными материалами, на строительных лесах, сценической площадке и в съемочных павильонах;

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Основные качества, которыми должен обладать художник - живописец:
· художественные способности (им нельзя научить, их можно только отшлифовать в процессе обучения);
· наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки);
· тонкая интуиция (помогает художнику глубоко проникать в суть явлений);
· богатое воображение (помогает улавливать и отражать ассоциативные связи между жизненными явлениями);
· избирательность внимания (позволяет художнику выделить из множества поступающих впечатлений и сигналов именно то, что необходимо для воплощения данного замысла);
· развитое пространственное и наглядно - образное мышление (обуславливает способность видеть необычное в обычном, творчески переосмыслять действительность, без чего не состоится ни один художник);
· способность воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков;
· оригинальность, находчивость;
· самостоятельность;
· открытость для восприятия нового;
· чувство гармонии и вкуса.

  • некорректируемое снижение остроты зрения;
  • нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
  • аллергия на краски и растворители;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • заболевания опорно - двигательного аппарата, расстройства координации движений, особенно нарушение движения рук. Хотя известны и случаи, когда художниками становились люди, вообще не имеющие рук! Они смогли научиться держать инструменты ртом или ногами, при этом работы получались очень талантливые.

Перспективы карьерного роста
Квалификация художника получившего начальное, среднее и высшее художественное образование, повышается в течение всей творческой жизни художника. Постоянное участие художника, в многочисленных конкурсах, выставках, конференциях, фестивалях, способствует росту его квалификации.
На базе профессии художника – живописца на современном рынке труда большое внимание уделяется дизайну. Поэтому, если специалист данной профессии хочет быть востребованным, ему имеет смысл осваивать такие направления как дизайн интерьера, дизайн одежды, компьютерный дизайн и т.п.

Читайте также: