Что нужно для работы водителем троллейбуса

Обновлено: 11.05.2024

Получить бесплатно профессию водителя трамвая или троллейбуса при желании может любой, кто отважится перебраться на работу в Санкт-Петербург. Главное — чтобы вам уже исполнился 21 год и было здоровье.

О работодателе:

Несмотря на такой большой штат, организация постоянно привлекает на работу новых сотрудников. Желающих работать водителями трамваев или троллейбусов ищут по всей стране, в том числе предлагают обучение и работу амурчанам. Чтобы получить новую профессию, необязательно иметь водительские права. Главное — знать несколько важных моментов. Перед тем как начать действовать, позвоните в управление по персоналу и сообщите о своих намерениях.

Шаг первый: проверьте здоровье

Шаг второй: теория

После того как получили медицинские справки о том, что годны для работы, вы заключаете с предприятием ученический договор, в котором прописаны условия обучения и дальнейшей работы. Сначала необходимо получить теоретические знания в течение двух — двух с половиной месяцев в учебно-курсовом комбинате. В теоретический курс обучения входят лекции и занятия по ПДД, электрическому, механическому и пневматическому оборудованию, также учащиеся изучают основы медицины, законодательства и, конечно, главный предмет курса — технику управления. Кроме чистой теории, также проходит обучение на тренажерах. Они позволяют будущим водителям получить азы управления транспортом.

Кстати, во время обучения выплачивается стипендия — от 7400 до 9800 рублей. Размер стипендии зависит от успеваемости. Также предоставляются койко-место в общежитии и бесплатное питание.

Шаг третий: практика

В троллейбусном или трамвайном парке под чутким руководством наставников вы сначала проходите учебную практику.

Шаг четвертый: экзамен в ГИБДД

Вы уже освоили теоретический курс, прошли учебную практику, теперь сдаете экзамен в ГИБДД и получаете права. Не сдали с первого раза? Не беда. У вас есть возможность пересдать.

Шаг пятый: стажировка

После получения прав вы направляетесь на стажировку в парк, в котором в дальнейшем будете работать: теперь вы возите по городу пассажиров. Пассажирская практика на трамвае длится 205 часов, а на троллейбусе — 286 часов. Вас уже можно назвать молодым водителем, правда, пока без права самостоятельной работы. В течение этой стажировки вы учитесь управлять трамваем на конкретном маршруте под руководством водителя-инструктора.

После пассажирской практики вы сдаете экзамен аттестационной комиссии трамвайного или троллейбусного парка. Вам присваивают квалификацию водителя третьего разряда по трамваю или водителя четвертого разряда по троллейбусу. Теперь вы становитесь полноценным водителем, получаете право самостоятельно возить пассажиров и можете со временем повышать свое мастерство, и ваша зарплата, соответственно, будет повышаться.

Кстати, средняя зарплата питерских водителей троллейбусов сейчас составляет около 44 тысяч рублей, водителей трамваев — 40 тысяч рублей.

Мнения

Алексей Смирнов, водитель-наставник трамвайного парка № 1:

— Водитель-наставник проводит 80% своего времени на линии и помогает другим водителям в той или иной ситуации. Помогаешь каждому и словом, и делом. Проблем может быть немало: нестандартная ситуация на дороге, вопросы по подвижному составу, иногда случаются и конфликты с пассажирами. Приходится быть одновременно психологом, мастером, слесарем.

За водителями со стажем до трех лет мы наблюдаем постоянно. При обучении молодых специалистов первым делом проводим беседы о том, как вести себя в разных ситуациях на дороге, отрабатываем действия при обнаружении посторонних предметов на подвижном составе, объясняем, как лучше разговаривать с хулиганами. Если я заметил, что водитель допускает какое-то нарушение, обязательно подойду к нему объясню, почему так нельзя делать и чем это грозит. Даже незаметное нарушение, например незначительное превышение скорости, может привести к сходу вагона с рельсов.

Если вы выбрали эту профессию, надо быть готовым к тому, что это сложная и очень ответственная работа. Необходимо быть пунктуальным, следить за своим здоровьем, так как мы проходим ежедневные медосмотры и ежегодные медкомиссии. И, несмотря на график, необходимо уметь правильно отдыхать.

Любовь Пылаева, будущий водитель трамвая:

— Я учусь второй месяц, скоро мы выйдем на практику. Сложности, конечно, есть. Материал для меня совершенно новый, и за короткий срок надо как можно больше всего запомнить. А в целом — преподаватели отличные, подают знания интересно. К учебной практике я уже морально готова. Хочется уже поскорее попробовать, посмотреть сам трамвай. У нас очень хорошая группа, все помогаем друг другу. Я вообще не питерский человек, из маленького городка Калужской области. Когда сюда приехала, мне очень понравились трамваи, и захотелось стать водителем именно трамвая.

Олег Павлов, будущий водитель трамвая

— Я уже около двух лет живу в Питере, приехал из Орла. Мне всегда хотелось перевозить людей, а трамвай — самый красивый вид транспорта. Можно сказать, это была детская мечта. Вот я и решил стать водителем трамвая. Для меня ничего сложного не было в изучении теории, это может освоить любой человек. По образованию я техник-технолог, может, поэтому мне все так просто дается. А самыми увлекательными для меня были уроки по электрооборудованию — наверное, потому что я мало что знал об этом.


Рабочий день начинается с доврачебного осмотра; получении: путевки, книги троллейбуса, ящика с инструментами, полиса Осаго и проверки технической исправности троллейбуса.
Существует целый огромный список того с какими неисправностями запрещена эксплуатация троллейбуса на линии, но расписывать это не буду, поскольку один текст = это скучно и неинтересно.

Немножко о том, что чаще всего бросается в глаза.

1) Замена контактных вставок. Вставки, используемые в нашем депо = угольные. Меняются элементарно. Берем ключ=отвертку, лезем на лестницу, ослабляем болты, демонтируем старые угли, устанавливаем новые. Единственные случай когда нельзя лезть на крышу, это при нахождении троллейбуса под спецчастью. Почему? А все очень просто. Именно в этих местах максимальный провис контактной сети.



2) Диэлектрические перчатки
Иметь при себе всегда. На перчатках должна быть отметка о прохождении осмотра.Ставится штамп с датой.
Используются в сырую погоду.


3) Затяжка колес. Проверять обязательно. Если колесо не дай Бог слетит, бед будет не мало. Это вам не колесо от легковушки, хотя и оно доставит бед в такой ситуации.


4) Веревки токоприемников. Не смотря на то, что с виду все кажется предельно просто, а даже закинуть веревки на крышу подобно целому искусству. При постановке штанг соблюдая полярность запутаться в веревке очень простое дело, тут уже законы геометрии. Честно сказать, как следует закидовать веревку не научилась до сих пор)


Полярность тоже имеет значение. Ставятся токоприемники на контактную сеть сначала на минусовой провод, который ближе к тротуару, после на плюсовой. Снимаются в обратном порядке.


5) Органы управления. Подразделяются на управление в высоковольтных цепях и низковольтных.
Имеется в среднем 5 пакетников, автоматический выключатель, выключатель ГУРа, выключатель аккумулятора и целый ряд тумблеров, даже два.
Тумблера:
вспомогательные цепи, компрессор, зуммер, секвенция, тены печи, вентиляторы печи, три группы освещения, габариты и т.д.
Чтобы "завести" троллейбус нужно включить пакетник высоковольтных цепей, автоматический выключатель, перевести ручку реверса в нужное положение, включить рулевое управление (ГУР), включить тумблера вспомогательных цепей, компрессора, зумера, габаритов.


6) Повороты. Мало кто из участников дорожного движения учитывает факт того, что сиё средство имеет немаленькую длину и повороты в 90 градусов делаются с большим радиусом, поскольку поворачивать руль полностью следует только после прохождения средней двери этого участка. Частенько норовят подлезть…


7) Фигуры. Да да, троллейбусы тоже осваивают фигурное вождение. Всё та же змейка, все тот же заезд в бокс. В общем. никаких поблажек.)


8) Пневмосистема. Особенно касается затяжных спусков. Обязательно следует постоянно проверять и поддерживать рабочее давление. А это 6=8 атмосфер.


9) Улица. Фонарь. Заряд. Вольтметр.
Очень часто бывает что, находясь на одной подстанции, один троллейбус не дает сил ехать другому. При старте одного из них, второй попросту не может тронуться. Схема на отрез отказывается ехать. Тут либо ждать, пока тот троллейбус поедет выбегом (то есть снимет ногу с пусковой педали и будет ехать накатом), либо отключать рулевое. Потребляемость электроэнергии на линии при пуске самая большая.


10)Одежда водителя. Исключительно удобная обувь. Никаких каблуков и шлепок. Ведь от вас зависят жизни множества людей, одно неверное действие и беда. застревали и шлепки, и каблуки. Последствия печальные.


По сути всё, что хотела написать. Жду пожеланий по поводу следующих записей.
Побольше вам красивых водителей знающих свое дело. Удачи на дорогах!

Единый организм: как стать машинистом метро и водителем электробуса

Здесь обучают непростым профессиям

Единый организм: как стать машинистом метро и водителем электробуса

Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва

— В задачу учебного заведения входит производственное обучение рабочим профессиям в первую очередь и тех, кто занимается организацией дорожного движения. Основные направления подготовки — машинист электропоезда, водитель автобуса, электробуса, трамвая. Кроме того, по 200 профессиям транспортного комплекса здесь происходит повышение квалификации и развитие, — отметил он.

По словам Ковалева, профессии, связанные с функционированием общественного транспорта, непростые, в том числе с точки зрения безопасности. Во время обучения и последующей работы ей уделяется особое внимание, и на этот счет предъявляются самые строгие требования, подчеркнул он. Для поддержания ее высокого уровня организованы регулярные занятия на рабочих местах.

Также в составе корпоративного университета работает центр по подбору персонала для всего транспортного комплекса, который все больше становится единым организмом. Каждый соискатель, говорит Павел Ковалев, тут сможет найти работу по душе. Кроме того, здесь функционирует центр оценки квалификации, есть система кадрового резерва, позволяющая действующим сотрудникам двигаться по карьерной лестнице в рамках огромной структуры, где сейчас работают около 100 тысяч человек.

Можно получить разнообразный опыт

Опыт работы при этом иметь необязательно, даже если претендуете на вакансию водителя автобуса, электробуса, трамвая или машиниста метро. Здесь всему обучат, а обладателям прав категории D позволят улучшить свои навыки и уже с ними выйти на столичные маршруты. При этом образовательная программа сейчас выстроена так, чтобы сотрудники разных видов транспорта получали самый разнообразный опыт, а не только в рамках своей техники.

Единый организм: как стать машинистом метро и водителем электробуса

Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва

Он добавил, что управлению старой техникой, в основном трамваями, здесь также обучают. Однако поскольку подвижной состав обновляется быстро, водители, прошедшие переквалификацию, как правило, пересаживаются сразу после окончания курсов на современные автобусы и вагоны.

Женщины работают наравне с мужчинами

Из троллейбуса в электробус

Так, Лилия Архипова 10 лет отработала на троллейбусных маршрутах и после их отмены решила не покидать сферу общественного транспорта. Вот уже два года она за рулем электробуса.

Единый организм: как стать машинистом метро и водителем электробуса

Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва

— Мне нравится тут работать, и я решила идти дальше. У меня общий стаж 12 лет. Я в принципе очень люблю водить. Развозишь людей на работу, целый день сидишь одна, и никто тебя не трогает. Тем более у нас очень удобная работа, смена длится восемь часов в день. К тому же есть возможность выбрать подходящий график. Я предпочитаю пятидневку, — поделилась деталями девушка.

После юрфака — на линию

Мария Хатоян в Мосгортрансе тоже уже 10 лет, только за рулем автобуса. Она окончила юридический факультет одного из столичных вузов, но по специальности дальше не пошла. По ее словам, она очень любит ответственную работу, поэтому нынешняя профессия ей по душе.

Единый организм: как стать машинистом метро и водителем электробуса

Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва

Тренажеры обоим девушкам нравятся. С их помощью, говорят они, ученики действительно способны познать дорожную обстановку, приближенную к реальности. Да и в самих кабинках очень комфортно.

Половых различий больше нет и в метро

Однако женщины работают теперь не только на земле, но и под землей. После длительного перерыва им разрешили быть машинистами электропоездов метро, напомнила первый заместитель начальника службы профориентации, обучения и развития персонала, начальник Корпоративного университета транспортного комплекса Екатерина Сухова.

Обучение в корпоративном университете сейчас проходит на двух площадках — Криворожская, дом 6, и на Варшавском шоссе, 93. По первому адресу в основном обучают сотрудников, связанных с наземным транспортом, а по второму — сотрудников метрополитена. Там же скоро начнется обучение водителей трамваев. Кроме непосредственно навыков вождения ученикам дают возможность изучить внутреннее устройство техники.

Единый организм: как стать машинистом метро и водителем электробуса

Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва

Помимо всего прочего, транспортный комплекс становится более открытым как для пассажиров, так и для своих сотрудников. А корпоративный университет в этой системе позволит значительно улучшить качество работы городских маршрутов и безопасность поездок по Москве, уверены специалисты.

Наши корреспонденты узнали, как долго длится обучение и что нужно знать, чтобы управлять пассажирским составом.

Пусть водитель трамвая и не самая высокооплачиваемая работа, но уж точно одна из самых ответственных и нужных.

Пусть водитель трамвая и не самая высокооплачиваемая работа, но уж точно одна из самых ответственных и нужных. Фото: Алексей БУЛАТОВ

"За работу!, водители трамваев

Алексей БУЛАТОВ

Несмотря на кажущуюся простоту, управлять трамваем довольно сложно.

Одно дело сидеть в офисе и стучать по клавиатуре, и совсем другое – управлять многотонной машиной, отвечая за жизни десятков людей. Пусть водитель трамвая и не самая высокооплачиваемая работа, но уж точно одна из самых ответственных и нужных.

У водителей трамвая вместо компьютера – реальный учебный вагон.

Несмотря на кажущуюся простоту, управлять трамваем довольно сложно. Да, в кабине нет руля. Но зато в самом вагоне есть несколько дверей, которые у невнимательного водителя обязательно зажмут пассажира. Еще есть автомобилисты, которые так и норовят стукнуться о вагон. И нельзя забывать про систему тормозов. Резкая остановка может привести к тому, что стоячие пассажиры упадут. В общем, не каждый справится с такой техникой. А если вы еще и тот, кто любит поспать подольше, то профессия эта явно не для вас.

– Первый трамвай выходит в город в 04.26 утра. То есть водитель должен придти в парк уже в 04.11 – с первыми петухами, – рассказал Яков Дербенев. – В среднем рабочий день водителя длится 7-9 часов.

Срок обучения водителей трамваев – 5 месяцев.

ОТКАТАТЬ 200 ЧАСОВ НА УЧЕБНОМ ВАГОНЕ

Водителей трамваев в Екатеринбурге несколько тысяч. Но, несмотря на это, новые сотрудники требуются регулярно. Набор в учебные группы происходит каждые три месяца.

Водителей троллейбусов в столице Урала обучают на специальном компьютерном тренажере: ученик садится за приборную панель, как у настоящего троллейбуса, и едет по нарисованному на экране городу. Изображение домов и дороги проецируется на большое белое полотно перед приборной панелью. Так ученик под присмотром наставника может отрабатывать те упражнения, которые в реальных городских условиях привели бы к затору. У водителей трамвая вместо компьютера – реальный учебный вагон. В Екатеринбурге его роль играет чешский Татра Т3. А в Нижнем Тагиле – российский Спектр.

Ученик откатывает с инструктором на учебном вагоне без пассажиров 200 часов.

Вот как проходит обучение: стажер занимает кресло водителя, а наставник располагается справа от него. Поначалу курсанту разрешают ездить только по территории депо. Лишь после того как он наберется опыта ему позволят выехать в город. При этом наставник постоянно будет держать ногу на специальной педали: стоит только стажеру допустить ошибку, как наставник тут же отпустит педаль, остановив состав. Но одних лишь навыков вождения недостаточно. Водителю трамвая необходимо иметь еще и хорошую теоретическую подготовку.

– Водитель трамвая в принципе должен быть неглупым человеком. Он должен знать очень много инструкций, должен разбираться в основах электротехники и в том, как вообще работает трамвай, – добавила Светлана Иванова.

Некоторые, устраиваясь водителем трамвая лишь на время, связывают с этим всю свою жизнь.

Некоторые, устраиваясь водителем трамвая лишь на время, связывают с этим всю свою жизнь. Фото: Алексей БУЛАТОВ

ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ – ОДНА ИЗ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПРОФЕССИЙ

Если в Екатеринбурге новую группу будут набирать еще только в октябре, то в Нижнем Тагиле желающие приглашаются уже сейчас.

В Нижнем Тагиле водители трамваев получают около 14 тысяч рублей. В Екатеринбурге – около 20. Но сумма может быть и больше. На нее влияет огромное количество самых разных факторов. Предусмотрен соцпакет. В качестве приятного дополнения – одна из самых интересных городских профессий. Некоторые, устраиваясь водителем трамвая лишь на время, связывают с этим всю свою жизнь.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: