Что обязан предъявить грузоотправитель работникам железной дороги сдо

Обновлено: 05.05.2024

Все материалы сайта доступны по лицензии:

вания железнодорожного подвижного состава не взимается за трое суток, в течение которых отправитель обязан распорядиться такими вагонами. Если отправитель не распорядился порожними грузовыми вагонами (не предъявил их для перевозки в установленном порядке) в течение трех суток с момента получения данного уведомления, он уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.

За не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от владельцев порожних грузовых вагонов (в том числе перевозчиков, являющихся такими владельцами), указанные лица вносят владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (далее - плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса).

Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.

Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:

вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;

обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;

вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.

Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.";

15) статью 44 дополнить частями десятой - двадцать третьей следующего содержания:

"После выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза (далее - владелец вагона), или в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования не установлено иное.

Перевозчик в соответствии с договором уведомляет владельца вагона о прибытии груза в вагоне, принадлежащем этому владельцу, на железнодорожную станцию назначения.

После выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Перевозчик освобождается от ответственности, установленной статьей 100 настоящего Устава, если задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.

Владелец вагонов вносит плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса за все время нахождения порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования по истечении:

двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования;

двенадцати часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов.

О подаче порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов перевозчик уведомляет владельца вагонов. Владелец вагонов освобождается от платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса, если он не уведомлен о подаче порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования, до получения данного уведомления.

Владелец вагонов также освобождается от платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса, если уборка порожних грузовых вагонов с мест общего пользования после выгрузки грузов из вагонов не обеспечена по причинам, зависящим от перевозчика, или перевозчиком нарушен порядок согласования запроса, установленный настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Если в течение трех суток с момента выгрузки грузов из вагонов или подачи порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования владелец вагонов не обеспечил уборку таких вагонов с мест общего пользования либо не обеспечил в установленном порядке предъявление таких вагонов для перевозки, плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса взимается в пятикратном размере за каждые последующие сутки после истечения третьих суток с момента выгрузки грузов из вагонов или с момента подачи порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования.

На припортовой железнодорожной станции, определенной в соответствии с правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, порожние грузовые вагоны без оформленных в установленном порядке перевозочных документов могут быть поданы на железнодорожные пути припортовой железнодорожной станции с железнодорожных путей необщего пользования и владелец инфраструктуры или перевозчик по согласованию с владельцем инфраструктуры вправе переместить порожние грузовые вагоны с этой железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию для нахождения таких вагонов до распоряжения их владельца (далее - железнодорожная станция перемещения).

О перемещении порожнего грузового вагона перевозчик или владелец инфраструктуры (в зависимости от того, кем осуществляется перемещение) уведомляет владельца вагона после подачи порожнего грузового вагона на железнодорожные пути припортовой железнодорожной станции, но не менее чем за двенадцать часов до принятия такого вагона для перемещения, в течение которых владелец вагона должен предъявить порожний грузовой вагон для перевозки в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Перемещение порожнего грузового вагона с припортовой железнодорожной станции на железнодорожную станцию перемещения осуществляется за счет владельца вагона. Размер платы за перемещение порожнего грузового вагона определяется в порядке, установленном для определения размера платы за перевозку такого вагона.

Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами устанавливаются:

порядок определения (с учетом технологии работы железнодорожных станций, портов) и объявления припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры вправе перемещать порожние грузовые вагоны, а также порядок определения владельцем инфраструктуры железнодорожных станций перемещения;

порядок уведомления владельца вагонов о перемещении порожних грузовых вагонов, принадлежащих ему, и сведения, которые уведомление должно содержать;

порядок принятия порожних грузовых вагонов для перемещения;

форма документа, необходимого для перемещения порожних грузовых вагонов, порядок его заполнения, направления владельцу вагонов, а также порядок оформления актов общей формы;

порядок реализации права перевозчика, владельца инфраструктуры и владельца вагонов согласовать перевозку порожних грузовых вагонов по обращению владельца вагонов в процессе перемещения таких вагонов;

иные особенности перемещения порожних грузовых вагонов.

За время нахождения порожнего грузового вагона на железнодорожной станции перемещения владелец вагона вносит плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса с момента прибытия такого вагона на железнодорожную станцию перемещения до момента предъявления такого вагона для перевозки.

Перевозчик или владелец инфраструктуры (в зависимости от того, кем осуществлялось перемещение порожнего грузового вагона) обеспечивает сохранность такого вагона в течение всего времени его перемещения и нахождения на железнодорожной станции перемещения.";

а) часть третью изложить в следующей редакции:

"Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.";

б) дополнить частями четвертой - шестой следующего содержания:

"Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.

Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.";

17) статью 63 изложить в следующей редакции:

"Статья 63. Подача, уборка вагонов для контрагента, иных грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) осуществляются за их счет на условиях договора.

Подача, уборка вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования осуществляются с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с настоящим Уставом. Владелец железнодорожных путей необщего пользования вправе отказать в осуществлении подачи, уборки вагонов на принадлежащих ему железнодорожных путях в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей.

Владелец инфраструктуры и перевозчик для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов могут использовать:

по договору с владельцем железнодорожного пути необщего пользования за плату принадлежащий этому владельцу железнодорожный путь необщего пользования;

по согласованию с грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) расположенный на их территории и принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожный путь необщего пользования.

При использовании железнодорожного пути необщего пользования для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов без указанного согласования владелец инфраструктуры и перевозчик несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.";

18) части первую и вторую статьи 94 изложить в следующей редакции:

"Статья 94. Основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за полное или частичное невыполнение принятой заявки является:

непредъявление для перевозки предусмотренного принятой заявкой количества груза в тоннах (если перевозка установлена в вагонах и тоннах) или количества контейнеров (если перевозка установлена в контейнерах);

неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе по причине невнесения им платы за перевозку грузов и других причитающихся перевозчику платежей в соответствии со статьей 30 настоящего Устава, если иной порядок внесения этой платы и других платежей не предусмотрен соглашением сторон;

отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров, за исключением случаев, если причиной отказа стала техническая неисправность поданных вагонов, произошедшая по вине перевозчика;

отсутствие не принадлежащих перевозчику и предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.

Основанием для возникновения ответственности перевозчика за невыполнение принятой заявки является неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в количестве и срок, которые предусмотрены согласованной заявкой, или подача под погрузку принадлежащих перевозчику и непригодных для перевозки конкретного груза вагонов, контейнеров.";

19) в статье 120:

а) часть первую после слова "груза," дополнить словами "грузобагажа, порожнего грузового вагона,";

б) в части третьей:

абзац первый после слова "грузобагажа," дополнить словами "порожнего грузового вагона,";

абзац второй после слова "грузобагажа" дополнить словами ", порожнего грузового вагона", после слова "грузобагажа," дополнить словами "порожнего грузового вагона,";

абзац третий после слова "грузобагажа" дополнить словами ", порожнего грузового вагона", после слова "грузобагажа," дополнить словами "порожнего грузового вагона,";

абзац четвертый после слова "грузобагажа" дополнить словами ", порожнего грузового вагона";

абзац пятый после слова "грузобагажа" дополнить словами ", передачи порожнего грузового вагона";

в абзаце восьмом слова "грузополучатель или грузоотправитель" заменить словами "грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель)";

в абзаце четырнадцатом слова "грузополучатель или грузоотправитель" заменить словами "грузополучатель, грузоотправитель или владелец вагонов, контейнеров";

в абзаце пятнадцатом слова "грузополучатель или грузоотправитель" заменить словами "грузополучатель, грузоотправитель или владелец вагонов, контейнеров", после слов "физическим лицам" дополнить словами "(владельцам вагонов, контейнеров)";

в абзаце шестнадцатом слова "грузополучатель или грузоотправитель" заменить словами "грузополучатель, грузоотправитель или владелец вагонов, контейнеров", после слов "физическим лицам" дополнить словами "(владельцам вагонов, контейнеров)".

Абзац двенадцатый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30, ст. 3597) изложить в следующей редакции:

"оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом;".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

1. Утвердить Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением.

2. Утвердить Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования.

4. Признать утратившими силу:

Приказом Минтранса России

от 4 марта 2019 г. N 70

ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ

1. Настоящие Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением (далее - Правила) определяют порядок перевозки железнодорожным транспортом грузов, требующих обязательного сопровождения.

Документы, предусмотренные настоящими Правилами, могут составляться в электронной форме и подписываться электронной подписью в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при наличии соответствующего соглашения между перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.

2. Сопровождение грузов осуществляется лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.

Сопровождение грузов осуществляется постоянным или сменным способами.

При сопровождении грузов постоянным способом выполняется комплекс организационных и технологических мероприятий, направленных на обеспечение контроля за состоянием груза и его обслуживания при перевозке железнодорожным транспортом.

Сопровождение грузов постоянным способом осуществляется без смены лиц, сопровождающих груз (далее - проводники), на протяжении всей перевозки железнодорожным транспортом.

При сопровождении грузов сменным способом выполняется комплекс организационных и технологических мероприятий, направленных на обеспечение защиты грузов от противоправных посягательств (далее - охрана). Такое сопровождение осуществляется ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - ведомственная охрана).

Сопровождение грузов сменным способом осуществляется со сменой работников (нарядов) ведомственной охраны в пути следования. Пункты смены работников (нарядов) определяются ведомственной охраной по согласованию с перевозчиком.

При сопровождении грузов сменным способом прием и сдача грузов, осуществление охраны в пути следования, а также предъявление и рассмотрение претензий между грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору и ведомственной охраной осуществляются на основании соответствующего договора.

Охрану грузов, указанных в части 2 Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, допускается осуществлять постоянным способом по выбору грузоотправителя, грузополучателя или уполномоченными ими лицами по договору.

3. Прием от грузоотправителей или уполномоченных ими лиц вагонов, контейнеров с грузами для сопровождения осуществляется не позднее внесения в транспортную железнодорожную накладную соответствующей отметки перевозчика, подтверждающей прием груза к перевозке.

Количество проводников при сопровождении грузов постоянным способом определяется грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору с учетом того, что при сопровождении одного вагона с грузом количество проводников может составлять не более трех лиц, а при сопровождении двух и более вагонов - не более двух лиц на каждый сопровождаемый вагон с грузом.

В случае если на пограничной железнодорожной станции, на которой осуществляется прибытие груза на территорию Российской Федерации, сопровождение груза не требуется, или проводник, сопровождающий груз, не вправе находиться на территории Российской Федерации, вагон, контейнер с грузом на пограничной железнодорожной станции, на которой осуществляется прибытие груза на территорию Российской Федерации, принимается проводником от перевозчика.

Передача грузов между перевозчиком и ведомственной охраной осуществляется по приемо-сдаточному акту в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте.

9. Сопровождение сменным способом грузов, перевозимых по железной дороге через паромную переправу, осуществляется:

при передаче на паром - с момента приема работником ведомственной охраны от грузоотправителя вагона, контейнера с грузом на железнодорожной станции отправления до момента их сдачи перевозчику на припортовой железнодорожной станции;

при приеме с парома - с момента приема работником ведомственной охраны вагона, контейнера с грузов от перевозчика на припортовой железнодорожной станции до момента выдачи грузополучателю на железнодорожной станции назначения.

10. В соответствии со статьей 59 Устава охрана на железнодорожных путях необщего пользования груженых вагонов и находящихся в них грузов, а также порожних вагонов обеспечивается принявшей стороной и за ее счет.

11. Проезд железнодорожным транспортом проводников, работников ведомственной охраны допускается:

11.1. при постоянном способе сопровождения:

11.1.1. в отдельном вагоне, предоставленном грузоотправителем или уполномоченным им лицом по договору;

11.1.2. в вагоне совместно с сопровождаемым грузом;

11.1.3. в служебном помещении вагона дизель-электростанции при перевозке грузов в рефрижераторных вагонах, на основании соответствующего соглашения между грузоотправителем, грузополучателем или лицами, уполномоченными ими по договору с владельцем подвижного состава;

11.2. при сопровождении грузов сменным способом в нерабочей кабине локомотива, на переходной площадке вагона или в отдельном вагоне, предоставленном грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.

Проводник обязан предъявить перевозчику документ, удостоверяющий личность и доверенность (при наличии).

При сопровождении груза сменным способом полномочия работников ведомственной охраны подтверждаются служебным удостоверением и маршрутом караула (наряда) ведомственной охраны.

13. Вагоны с грузом, сопровождаемые по одному договору, а также вагон для проезда проводников (при наличии), размещаются перевозчиком в составе поезда одной группой и не разъединяются на всем пути следования.

14. Проводник при сопровождении груза постоянным способом имеет право перевозить с собой в вагоне бесплатно принадлежащую ему ручную кладь.

15. В случае возникновения во время сопровождения груза обстоятельств, связанных с сопровождающими груз лицами или состоянием груза, вагона, контейнера с грузом, участниками перевозки осуществляются следующие меры:

15.1. В случае если ни один из проводников при сопровождении грузов постоянным способом не может осуществлять дальнейшее сопровождение груза или в случае отсутствия проводников перевозчик должен приостановить дальнейшую перевозку груза, а также предназначенного для проезда проводников вагона (при наличии) и уведомить грузоотправителя, грузополучателя или уполномоченных ими лиц по договору о случившемся и о необходимости направления проводников для дальнейшей перевозки груза.

В период задержки вагонов, контейнеров с грузом, а также предусмотренного для проезда проводников вагона (при наличии) по причине, указанной в абзаце первом настоящего пункта, сохранность вагонов, контейнеров с грузом обеспечивается перевозчиком за счет средств грузоотправителя, грузополучателя или уполномоченных ими лиц по договору.

15.2. В случае если один из сопровождающих груз проводников при сопровождении грузов постоянным способом не может исполнять свои непосредственные обязанности, другой проводник (при наличии) обязан информировать о случившемся уполномочившее его для сопровождения лицо, а также перевозчика для принятия решения о дальнейших действиях с грузом.

15.3. Грузоотправитель, грузополучатель или уполномоченные ими лица по договору обязаны не позднее, чем за 24 часа после получения указанных в пункте 16 настоящих Правил сведений, обеспечить направление проводников к местонахождению груза.

По прибытии проводников перевозчик обязан продолжить перевозку грузов.

Возмещение расходов перевозчика, вызванных задержкой вагона, проверкой контейнеров с грузом, вагонов и обеспечением их сохранности, осуществляется грузополучателем, грузоотправителем или уполномоченными ими лицами по договору на основании составленного перевозчиком акта общей формы, коммерческого акта в соответствии с Правилами составления актов.

15.5. В случае обнаружения в процессе перевозки нарушения крепления и размещения сопровождаемого груза или неисправности по причине коммерческой непригодности контейнера с грузом, вагона проводник сообщает об этом уполномочившему его лицу, а также перевозчику, которого уведомляет о необходимости отцепки вагона для принятия решения о дальнейших действиях с грузом.

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, перевозчик при необходимости вправе отцепить вагон для устранения нарушений. В случае отцепки вагона для устранения нарушений крепления и размещения сопровождаемого груза составляется акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов.

15.6. В случае обнаружения в пути следования технической неисправности вагонов с грузом и невозможности их дальнейшего следования, вагоны отцепляются перевозчиком для устранения технических неисправностей.

В случае если группа вагонов, в составе которой находится технически неисправный вагон, следует в сопровождении нескольких проводников, то один из проводников обязан остаться с технически неисправным вагоном.

В случае необходимости перевозчик по согласованию с проводником, уполномоченным на принятие соответствующих решений, приостанавливает дальнейшую перевозку всех вагонов в составе группы.

В случае повреждения контейнеров с грузом, вагонов перевозчиком составляется акт общей формы, а также акт о техническом состоянии контейнера с грузом, вагона в соответствии с Правилами составления актов, который подписывается проводником, сопровождающим груз. При несогласии с содержанием актов проводник вправе указать в них мотивы возражения.

Один экземпляр акта общей формы прилагается к оригиналу накладной для вручения на железнодорожной станции назначения грузополучателю или к досылочной дорожной ведомости, составляемой в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов, если технически неисправный вагон следовал в составе групповой отправки. При этом в досылочной дорожной ведомости указываются номер акта, дата и причина его составления. Второй экземпляр акта остается у перевозчика на железнодорожной станции, где произошло отцепление вагона.

В случае если для устранения технической неисправности вагона груз перегружен в другой вагон, об этом делается отметка в накладной или в досылочной дорожной ведомости (в случае если отцепленный вагон следует в составе группы вагонов) в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов.

15.7. В случае обнаружения в пути следования на контейнерах с грузом, вагонах наличия признаков доступа к грузу, отсутствия или неисправного состояния ЗПУ, или несоответствия ЗПУ перевозочным документам, а также наличия признаков хищения груза, на основании письменного заявления проводника или работника ведомственной охраны перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном Правилами составления актов.

При необходимости, на основании заявления проводника или работника ведомственной охраны, перевозчик должен предоставить проводнику или работнику ведомственной охраны исправные ЗПУ, возмещение расходов на которые осуществляется грузополучателем, грузоотправителем или уполномоченными ими лицами по договору на основании составленного перевозчиком акта общей формы, коммерческого акта в соответствии с Правилами составления актов.

15.8. Составленные перевозчиком акты общей формы подписываются перевозчиком, а также проводником или работником ведомственной охраны.

16. В случае возникновения препятствий к перевозке и необходимости выдачи грузов в пути следования принятие проводником или работником ведомственной охраны решений о дальнейших действиях с грузом осуществляется на основании соответствующей доверенности.

О наличии у проводника или работника ведомственной охраны доверенности делается отметка в оригинале накладной с описанием предоставляемых проводнику или работнику ведомственной охраны полномочий.

17. В случае если по прибытии контейнера с грузом, вагона, следующими с территории Российской Федерации, на пограничной железнодорожной станции установлена неисправность по причине коммерческой непригодности контейнера с грузом, вагона, создающая условия для хищения груза или указывающая на наличие признаков хищения груза, передача которого не производится проводником, перевозчик осуществляет проверку наличия и состояния груза. После проведения проверки и составления в случаях, предусмотренных статьей 119 Устава, коммерческого акта контейнер с грузом, вагон принимаются перевозчиком от проводника грузоотправителя, уполномоченного им лица по договору или работника ведомственной охраны для дальнейшей передачи. Расходы перевозчика, связанные с проведением проверки и пломбированием вагона, возмещаются грузоотправителем или уполномоченным им лицом по договору на основании составленного перевозчиком акта общей формы, коммерческого акта в соответствии с Правилами составления актов.

18. Выдача грузополучателям на железнодорожной станции назначения грузов при отсутствии неисправности по причине коммерческой непригодности, влияющей на сохранность перевозимого груза (отсутствие или несоответствие ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу), осуществляется без участия перевозчика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 41 Устава.

19. В случае если сопровождаемые сменным способом грузы, прибывшие на железнодорожную станцию назначения, подлежат выгрузке перевозчиком в местах общего пользования, передача работником ведомственной охраны таких грузов перевозчику осуществляется в следующем порядке:

19.1. При исправности контейнера с грузом, вагона, контейнера передача груза удостоверяется подписью работника ведомственной охраны и перевозчика в приемо-сдаточном акте в графах "Вагон, контейнер с грузом принял", "Вагон, контейнер с грузом сдал".

19.2. При наличии неисправности по причине коммерческой непригодности контейнера с грузом, вагона их передача осуществляется по результатам проверки с оформлением перевозчиком приемо-сдаточного акта, подписанного перевозчиком и работником ведомственной охраны. При необходимости перевозчиком составляется коммерческий акт в порядке, установленном Правилами составления актов. Дальнейшая выдача груза получателю производится непосредственно перевозчиком.

приказом Минтранса России

от 4 марта 2019 г. N 70

ГРУЗОВ, ТРЕБУЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ

1. Грузы, в отношении которых осуществляется постоянное сопровождение на всем пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки.


Процедуры погрузки и разгрузки груза являются одними из наиболее важных в грузовых перевозках. Повреждение груза, появившееся в результате неправильной погрузки и/или разгрузки груза, является достаточно частой причиной судебных споров. В таких случаях грузоотправители и получатели груза спешат винить перевозчика и просят компенсации за поврежденный груз именно от него, ссылаясь на презумпцию ответственности перевозчика, установленную в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ).

Но всегда ли прав грузоотправитель и/или грузополучатель, обвиняя перевозчика?

И всегда ли обязан перевозчик возместить данный ущерб в соответствии с правилами КДПГ?

В ч. 1 ст. 17 КДПГ указано, что перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 КДПГ момент приема груза связан с принятием груза к перевозке в соответствии с накладной. Это означает, что презумпция ответственности перевозчика за груз начинает применяться с того момента, когда перевозчик принимает груз и ставит свою подпись в накладной.

Тем временем окончание ответственности перевозчика за груз связано с моментом доставки груза в место назначения и его передачей соответствующему получателю (это подтверждает подпись грузополучателя в накладной (ч. 1 ст. 13 КДПГ).

Вышеуказанные положения КДПГ четко определяют начало и конец ответственности перевозчика в соответствии с Конвенцией. Стоит обратить внимание на то, что эти положения не включают в себя процедур погрузки или разгрузки груза. Поэтому правила КДПГ, регулирующие ответственность перевозчика, не могут применяться в случае потери или повреждения груза во время его погрузки и/или разгрузки.

Верховный суд Литвы разъяснил, что КДПГ не регулирует процедур погрузки и разгрузки груза, однако стороны могут о них договориться отдельно. Согласно судебной практике Литвы к таким соглашениям применяется принцип свободы договора, поэтому ответственность за выполнение обязательств, связанных с погрузкой или разгрузкой груза, установленных в договоре (заказе) перевозки, вытекает не из КДПГ, а из самого договора (заказа) перевозки, и к таким соглашениям применяется национальное законодательство.

Таким образом, если перевозчик заключил договор (заказ) перевозки, в котором предусмотрено обязательство перевозчика загрузить и/или разгрузить груз, то именно перевозчик является лицом, ответственным за потерю или повреждение груза, если груз был поврежден или потерян в результате неправильной его погрузки и/или разгрузки. Если перевозчик заключил договор (заказ) перевозки, в которым предусмотрено вышеуказанное обязательство перевозчика, он не может ссылаться на отсутствие компетенции или опыта в процедурах погрузки или разгрузки груза, поскольку перевозчик считается предпринимателем, профессионалом, заинтересованным в надлежащем исполнении своих договорных обязательств.

При отсутствии отдельного соглашения, предусматривающего обязанность перевозчика загрузить и/или разгрузить груз, ответственность за погрузку груза несет грузоотправитель, а грузополучатель (или третье лицо, действующие от его имени) – за разгрузку груза. В таких случаях (если груз был потерян или поврежден в результате неправильной погрузки или разгрузки груза) перевозчик имеет возможность сослаться на особый фактор риска, предусмотренный пунктом “c” ч. 1 ст. 17 КДПГ, и отказаться возмещать ущерб.

В конечном итоге можно сделать вывод, что перевозчик не может быть привлечен к ответственности за повреждение или потерю груза в соответствии с КДПГ, если повреждение или потеря груза произошла из-за неправильной погрузки и/или разгрузки груза. Ответственность перевозчика за такой ущерб возможна только в том случае, если перевозчик обязался выполнить такие дополнительные операции, т.е. если в договоре (заказе) перевозки предусмотрено обязательство перевозчика загрузить или разгрузить груз. Однако, даже в таком случае применяются не правила КДПГ, а условия договора (заказа) перевозки и / или национальное законодательство.

Удачи на дорогах!

Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Читайте также: