78 международно правовое регулирование актами мот занятости условий и охраны труда

Обновлено: 15.05.2024

Аннотация. В статье рассматриваются основные международные организации, задачей которых является правовое регулирование труда и занятости. Приводится краткий анализ международных нормативно-правовых актов в сфере труда, их сущности и значения для национального законодательства стран-участниц международных договоров и соглашений.

Ключевые слова: Международная организация труда, трудовые отношения, трудовое право, Совет Европы, права трудящихся.

Вопрос трудовых отношений в настоящее время имеет наибольшую актуальность в ряде многих государств. Национальные законодательства разных стран имеют различную структуру, содержат большое многообразие правовых норм, регулирующих отношения в сфере труда и занятости. Стремительно протекающий процесс глобализации обусловил необходимость создания унифицированных норм, которые бы регулировали трудовые отношения на международном уровне. Все это обусловило возникновение такого понятия как международно-правовое регулирование труда. Что же представляет из себя такое регулирование, и в чем его основные особенности? Международное регулирование труда представляет из себя такое регулирование трудовых отношений, в основе которого лежат ратифицированные нормы международных договоров и соглашений, участниками которых выступают международные организации.

Поскольку в статье основное внимание будет сосредоточено на международных правовых документах, регулирующих трудовые отношения, то рассмотрим ниже ключевые положения наиболее известных из них.

Так, прежде всего, следует отметить такой значимый международный нормативный акт, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [1] В ней помимо базовых прав человека, провозглашается право на труд, а также свободный выбор трудящимися места работы, право трудиться в справедливых и благоприятных условиях, каждый имеет право быть защищенным от безработицы, на равнозначность оплаты и производимого труда и другие важные права.


Немаловажная роль принадлежит правовым актам, которые принимает Международная организация труда (МОТ). [6] Данная организация является специализированным учреждением ООН. Особенность правовых актов МОТ состоит в их упрощенном порядке введения в действие: они принимаются как конвенции или рекомендации, в последнем случае ратификация не требуется, и такие рекомендации претворяются в жизнь, если соответствующее государство принимает закон о вступлении в силу такой рекомендации.

Среди крупнейших мировых организаций, в компетенцию которых входит принятие актов по регулированию трудовых отношений, выделяют также Совет Европы.

Стоит отметить, что сущность и содержание трудовых отношений не стоит на месте, а полностью обусловлено такими факторами, как уровень развития экономики и производительных сил общества. Характерной особенностью современного трудового права является установление минимальных и максимальных, процедурных и процессуальных стандартов, которыми руководствуются субъекты трудовых отношений при определении своих прав и обязанностей. Однако во внутреннем законодательстве разных стран установлен свои собственные стандарты, которые способы в значительной мере повлиять на конкурентоспособность предпринимателей на мировой арене, которые в своей деятельности используют наемный труд. И здесь явное преимущество будут иметь международные акты, в основу которых положен различный правовой опыт многих государств, которые устанавливают и закрепляют универсальные нормы трудовых отношений.

Что касается уровней, на которых осуществляется международное регулирование труда, то оно может быть как двусторонним, региональным, так и общемировым. Важными международными органами, осуществляющими регулирование трудовых отношений, являются ООН и вышеупомянутая нами МОТ.

Как уже отмечалось выше, Организация Объединенных Наций акцентирует внимание на законодательном закреплении и соблюдении основных прав человека, среди которых выделяется право на труд и его достойную оплату, надлежащие условия и т.д. Всеобщая декларация прав человека одобрена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. В данной декларации содержится важное положение о запрете какой-либо дискриминации в трудовых отношениях.

Позднее, уже в 1966 г. был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [2], в котором трудовым правам принадлежит довольно значимое место. Указанный Пакт не только конкретизирует содержание прав, которые закреплены в Декларации, но также и включает в себя право каждого на равные возможности в продвижении по службе, право на забастовку, на создание объединений трудящихся (профсоюзов).

Что касается Международной организации труда, то ее создание приходится на значительно более ранний период – в 1919 г. она формируется в качестве учреждения Лиги наций. А уже во времена Второй мировой войны (1944 г.) цели и задача МОТ были обозначены в специальной Декларации, принятой в Филадельфии. [5] Рассмотрим их более подробно.

Так, согласно вышеназванной Декларации, целями МОТ являются:

- продвигать и претворять в жизнь основные права в сфере трудовых взаимоотношений;

- обеспечивать достойное трудоустройство, принимая для этого все необходимые меры;

- повышать доступность и эффективность социального обеспечения. [4]

Именно вышеперечисленные стратегически важные цели составляют основу концепции достойного труда.

Важно понимать, что действие принятых международных стандартов на территории какого-либо отдельно взятого государства определяется тем, насколько развиты соответствующие правовые условия для этого. Для имплементации международных правовых актов в национальное законодательство существует несколько путей: либо международным актам придается прямое действие, либо принимается национальный нормативный акт, либо изменяются и дополняются существующие нормы.

Но как же реализовать с максимальной эффективностью международные нормы и стандарты в национальных законодательствах? Трудовые международные стандарты имеют отличительную особенность: их реализация может происходить в рамках социального партнерства. Приведем пример на отечественном законодательстве: неотъемлемой частью правовой системы РФ являются, исходя их положений ст. 10 ТК РФ [3], все принципы и нормы международного права, которые общепризнаны, и международные договоры РФ. Так, международный договор по юридической силе выше, чем нормы внутринационального законодательство – т.е. нормы такого договора применяются в первую очередь, в случае их противоречия внутреннему законодательству РФ. Из этого следует, что если Россия ратифицирует какой-либо международный договор, то нормы данного договора автоматически включаются в национальную правовую систему. Но здесь существуют некоторые сложности: так, если государство присоединяется к каким-либо международным договорам или соглашениям, это требует изменений и дополнений в национальном законодательстве: должно быть конкретизировано содержание, определен механизм исполнения данных норм и их сочетание с нормами отечественной правовой системы.

Что касается России на современном этапе развития в области международного сотрудничества, то наша страна ратифицировала 65 конвенций, из которых 55 являются действующими. Планируется последующее присоединение ко всем существующим конвенциям, созданными Международной организацией труда. Здесь, на наш взгляд, будет не лишим учитывать содержание всех нормативных актов МОТ, при разработке проектов отечественных нормативных актов в сфере труда.

Помимо названных выше крупнейших международных организаций, также ведут свою активную нормотворческую деятельность и другие – региональные организации, такие, как СНГ, Совет Европы, Европейский Союз.

Таким образом, рассмотренные нами организации и международные акты в области трудовых отношений, позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день международное регулирование труда имеет довольно серьезную и устойчивую нормативную базу. Однако во многих странах вопрос с практическим регулированием трудовых отношений все же стоит очень остро: часто работники не знают своих прав или же не могут их отстоять, чем пользуются недобросовестные работодатели. Проблема также обостряется еще и тем, что не все страны на сегодняшний день присоединились к значимым международным конвенциям МОТ и другим соглашениям, соответственно, их внутреннее законодательство не адаптировано к требованиям современного рынка труда.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)/

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019).


Трудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, в любой сфере трудовых отношений отдает приоритет актам международного права (в частности, международным договорам Российской Федерации) над любыми российскими нормативно-правовыми актами, включая и сам ТК РФ. Знание основных положений ключевых международных договоров в сфере труда необходимо не только работодателям, которые обязаны следовать принципам и нормам того или иного договора в силу его ратификации нашим государством, но и работнику, который может использовать их для защиты своих трудовых прав, в том числе в судебном порядке.

Международные договоры Российской Федерации, образуя правовую основу межгосударственных отношений, являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Как часть мирового сообщества, Россия не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права. Ммеждународные правовые акты, признанные нашим государством приобретают обязательную юридическую силу, находят свое отражение во внутригосударственной правоприменительной практике, становятся частью национального законодательства.

Т рудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, отдает приоритет актам международного права, в частности, международным договорам Российской Федерации, над любыми российскими нормативно-правовыми актами.

Статья 10 Трудового кодекса Российской Федерации

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Таким образом, роль международных нормативных актов в области трудовых отношений в нашей стране трудно переоценить: ведь нередко именно ими, а не российским законодательством о труде в первую очередь руководствуется суд, вынося решение по тому или иному трудовому спору.

Знание международных документов в сфере трудовых отношений может сослужить хорошую службу как работодателю, стремящемуся защитить свои интересы, так и работнику, желающему отстоять свое право на труд, в том числе в судебном порядке. Однако для этого необходимы хотя бы минимальные представления о международных соглашениях, кроме того, нужно учесть, что применению в Российской Федерации подлежат лишь те из них, которые были приняты нашей страной путем ратификации, утверждения, принятия или присоединения (далее – ратификация).

Международные договоры могут иметь различные названия и форму: соглашение, протокол, договор, декларация, трактат, конвенция, рекомендация, коммюнике, пакт, хартия и иные виды договоров, предусмотренные международным правом. При этом различные названия и форма не влияют на юридическую силу международного договора как такового. Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации четкая структура видов международных договоров отсутствует. Из действующих на сегодняшний день в России международных нормативных актов в области трудовых отношений можно выделить две основные группы:

1. Документы Организации Объединенных Наций (ООН), наиболее значимыми из которых для Российской Федерации являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989 г.).

2. Документы Международной организации труда (МОТ), среди которых наибольшее значение для России имеют:

  • Филадельфийская декларация (Филадельфия, 10.05.1944 г);
  • Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19.06.1998 г.);
  • Конвенции МОТ, ратифицированные СССР и Российской Федерацией.

Часть указанных международных документов ратифицирована нашим государством еще в период существования СССР. Однако это нисколько не умаляет их значения в правоприменительной практике, поскольку современная Россия официально признала все международные акты, ратифицированные СССР, и взяла на себя все обязательства по ним, ранее предусмотренные для советского государства.

Письмо МИД РФ от 13.01.1992 г. № 11/Угп

«Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик.

Соответственно Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам.

Основные положения ключевых международных актов в сфере труда

1. Всеобщая декларация прав человека. На сегодняшний день данный международный акт является главным документом, провозглашающим основные права и свободы человека, независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, возраста и прочих условий, на территории всего земного шара. Отдельные положения Декларации посвящены и трудовым правам.

Статьи 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека

«Ст. 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Разумеется, данный перечень не является исчерпывающим, поскольку указанные нормативные акты представляют собой лишь основную (базовую) часть всего того, что было принято в нашей стране в развитие положений Всеобщей декларации прав человека. Несмотря на это, гражданин, желающий защитить свои трудовые права, может ссылаться на положения Декларации так же, как и на российские правовые акты в области трудового права.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт также частично посвящен вопросам регулирования труда на международном уровне.

Статьи 7 и 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (извлечения)

«Ст. 7. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:

а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум всем трудящимся:

i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

с) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Ст. 8. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить:

а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации (. );

Настоящий Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4812- VIII. IIIи, следовательно, является обязательным и для Российской Федерации. Все, что предусматривает Пакт в области трудовых прав и свобод человека, так или иначе отражено в российском законодательстве, однако это нисколько не умаляет важности его положений, на которые (так же, как и на Всеобщую декларацию прав человека) можно ссылаться при отстаивании своих прав, в том числе на уровне Европейского суда по правам человека.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Поскольку, как уже упоминалось, право на труд относится к экономическим правам, данный Пакт напрямую не регулирует отношения, связанные с этим правом. Однако он содержит одно существенное положение, непосредственно связанное с правом каждого человека на свободу труда.

Ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (извлечение)

«2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

3. a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду;

b) в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3 а) не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;

i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте b) работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;

iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

В Российской Федерации принудительный труд запрещен ст. 4 ТК РФ. Причем положения данной статьи максимально приближены к тому, что содержится в ст. 8 указанного Пакта. Это стало возможным благодаря тому, что Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР 18.09.1973 г. № 4812-VIII, после чего наша страна взяла на себя обязательство по его исполнению. Напомним, что сегодня в России к принудительному труду относится даже та работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от нее, в том числе в связи с.

Читайте также: