Почему не выплачивают стимулирующие выплаты воспитателю если он был в учебном отпуске

Обновлено: 25.05.2024

Здравствуйте. Работаю воспитателем в детском саду. У нас в саду стимулирующие выплаты начисляются раз в квартал. За октябрь, ноябрь, декабрь мне было начислено 10000 рублей стимулирующих, которые я должна была получать в течение следующих трёх месяцев. Но в январе я была на больничном 8 дней и вместо 10000 получила 5000. Законно ли меня лишают стимулирующих выплат? Ведь я заработала их в прошедших месяцах, а не в январе. Если законно, то по какой схеме должны вычитаться стимулирующие и существует ли закон о начислении стимулирующих?

Дата: 10.02.2017 14:52

В консультации принимали участие

Ответы экспертов

Вы указали, что стимулирующая выплата должна была быть выплачена в течение трех месяцев, так возможно, что остальные 5000 руб. вам выплатят позднее - в феврале- марте? Вы уточняли в своей бухгалтерии этот вопрос?

В качестве стимулирующих в ч. 1 ст. 129 ТК РФ указаны следующие выплаты:

- доплаты и надбавки стимулирующего характера;

- иные поощрительные выплаты.

Все перечисленные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права ( ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Локальные нормативные акты работодателем принимаются с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии), что следует из ч. 4 ст. 135 ТК РФ, и не должны ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством, что следует из положений ч. 4 ст. 8 ТК РФ.

Вам следует обратиться к работодателю с требованием ознакомить вас с локальным нормативным актом (ЛНА) или нормативным актом муниципалитета (если у вас дет. сад муниципальный, то возможно регулирование на уровне муниципального образования), которым установлены размеры выплат, условия, порядок их начисления и выплаты.

Уже исходя из содержания ЛНА нужно судить - нарушил работодатель его положения или нет. Поскольку стимулирующие выплаты не относятся к выплатам обязательного характера, то закон позволяет работодателю регулировать вопрос о их выплате в достаточно широком диапазоне.

Судебная практика показывает, что даже формулировка типа "выплата производится на усмотрение работодателя" не признается зачастую нарушающей права работников.

Я согласен с ответом коллеги, Татьяны Станиславовны. От себя добавлю следующее:

Стимулирующие выплаты – это материальное довольствие, которое назначается некоторым лицам в качестве поощрения за трудовые успехи или по другим основаниям, указанным в действующем трудовом законодательстве и/или соответствующем договоре с работодателем.

Стимулирующие выплаты должны устанавливаться руководством организации/предприятия/учреждения в договорах с работниками (к примеру: в коллективном, индивидуальном и т. п.) или другом внутреннем нормативном акте (к примеру: приказом руководителя о назначении премии).

Прошу принять к сведению, что выплаты стимулирующего характера назначаются в соответствии с трудовым соглашением или за отдельные успехи в работе. То есть, Вам имеют право но не обязаны начислять стимулирующие выплаты.

Если Вы в качестве стимулирующих выплат имеете ввиду премии, то премия – это форма поощрительного денежного довольствия, которая назначается за отдельные результаты в работе (см. ст. 144 ТК РФ), индивидуальным или коллективным соглашением с работодателем или иными приказами и распоряжениями руководства организации/предприятия/учреждения.

Ну, и для более корректного ответа на Ваш вопрос хотелось бы уточнить - о каких конкретно стимулирующих выплатах идёт речь в настоящем вопросе, ведь согласно норм действующего законодательства, стимулирующие выплаты различаются на следующие категории:
- премиальное довольствие, которое начисляется в процентном соотношении от зарплаты или в виде однократной материальной помощи;
- различного типа вознаграждения;
- доплаты и надбавки, которые регламентируются коллективным, индивидуальным договорами или внутренними распоряжениями вашего руководства.

Педагоги кроме оклада получают и другие выплаты — компенсационные и стимулирующие. Разбираемся из чего состоят компенсационные выплаты, от чего зависят и как их получить.

Что такое компенсационные выплаты?

Это доплата за труд в условиях, которые отличаются от обычных. Педагоги в школе получают оплату за ставку, компенсационные и стимулирующие выплаты. Оплата за ставку зависит от количества уроков в месяц, стимулирующие выплаты — от эффективности педагога. Компенсационные выплаты зависят, сколько и и в каких условиях работает педагог, должны быть прописаны в трудовом договоре или допсоглашении к нему. В федеральных и региональных документах указаны только примерные виды выплат: организация сама должна составить положение об оплате труда и включить в него все или некоторые виды выплат или установить их сама.

Какие бывают компенсационные выплаты?

Выплаты за вредные и опасные условия труда. У педагогов не настолько вредный труд, как у шахтеров, но некоторые привилегии есть и у них. Доплачивают учителям информатики, учителям технологии за работу в некоторых видах мастерских, также выплата полагается за работу с классами, в которых больше 25 человек.

Выплаты за работу в особых климатических условиях. Эти надбавки платят не в каждом регионе РФ, а только в районах с коротким световым днем, холодной зимой или слишком жарким летом. Считают ее так: умножают сумму оплаты труда на коээфициент (в Пермском крае 1,2). Полный список коэффициентов представлен в таблице.

Выплаты за выполнение сверхурочных работ. Сверхурочной работой считается весь труд сверх установленной месячной нагрузки. Первые два часа работы должны оплатить в полуторном размере, остальные — в двойном. То если педагог работает в неделю 36 часов, а его заставляют работать 40, то он получит 36+2*1,5+2*2. Педагог отказаться от оплаты и попросить лишний выходной день.

Если педагог работает ночью, например, дежурит в летнем лагере, то ему должны доплатить за каждый час не меньше 35 процентов.

Оплата работы в выходные дни оплачивается не меньше, чем в двойном размере.

Конкретные размеры всех этих доплат должны устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата за выполнение работ различной квалификации и совмещение должностей. У учителя есть своя должность и оклад, у заместителя директора — свои. Но иногда заместитель директора числится учителем и получает доплату за совмещение должностей. Размер оплаты зависит от договоренностей сторон. Согласны должны быть не только работник и работодатель, но и профсоюз или комиссия по охране труда.

Если педагог замещает другого, находящегося в длительном отпуске (творческом, по уходу за ребенком), то он также получает доплату. Ее размер и срок замещения оговариваются всеми сторонами. Идеально, если они заключат дополнительное соглашение к трудовому договору.

Иные выплаты компенсационного характера. Педагоги могут получать доплаты за классное руководство, проверку письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими, предметными или цикловыми комиссиями. Размеры этих доплат определяются организацией — можно установить абсолютное значение или процентное. Например, определить доплату за классное руководство в 1500 рублей или 10 процентов от оклада.

Также педагоги могут получать доплаты за работу в сельской местности, с слишком малыми группами учеников, за работу с учениками-иностранцами и так далее.

Как получить компенсационные выплаты?

Во-первых, нужно внимательно читать трудовой договор и допсоглашение к нему. Если вам на словах предложили классное руководство, а в договоре оно не прописано, запросите локальный акт о системе оплаты труда. Возможно, выплаты за классное руководство считаются стимулирующими, хотя это запрещено.

Если вы выполняете работу и не получаете за нее оплату, обращайтесь в администрацию. Если администрация не идет на контакт, подключайте профсоюз, далее — министерство образования и прокуратуру.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Действующим законодательством не регулируются вопросы премирования работников; также не установлены какие-либо правила начисления премий (стимулирующих выплат). Эти правила устанавливаются непосредственно в организации.

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что при установлении систем оплаты труда не должны нарушаться требования законодательства. Относительно вопросов премирования одной из немногих норм трудового законодательства является запрет дискриминации. Согласно ч. 1 ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК РФ).

Что необходимо сделать работодателю, чтобы невыплата стимулирующих конкретному работнику не рассматривалась как дискриминация? Очень часто на практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда стимулирующие выплаты (как составная часть заработной платы) выплачиваются в период, когда работник либо уволился, либо находится в отпуске по уходу за ребёнком, либо получил дисциплинарное взыскание.

Для того, чтобы у работника не было оснований в судебном порядке оспорить решение работодателя не выплачивать премию по указанным основаниям, судебная практика показывает важность грамотного оформления всех нюансов в локальных актах организации.

Приведём несколько примеров оформления (не будем указывать организации):

9. Премия не выплачивается сотрудникам:

а) находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

10. Сотрудникам, увольняемым со службы в ГФС России, премия в месяце увольнения не выплачивается, если увольнение производится по следующим основаниям:

а) грубое нарушение служебной дисциплины;

б) неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме;

в) отказ сотрудника от перевода на нижестоящую должность в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

г) нарушение условий контракта сотрудником;

д) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

е) утрата доверия;

ж) представление сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в ГФС России, а также представление сотрудником в период прохождения службы в ГФС России подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в ГФС России, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

з) осуждение сотрудника за преступление, а также прекращение в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

и) совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

к) нарушение сотрудником обязательных правил при заключении контракта.

Таким образом, если в локальном нормативном акте не содержится дополнительных условий выплаты единовременной премии работникам (иных стимулирующих выплат), отказ в выплате премии работнику, который находится в отпуске по уходу за ребенком, уволившемуся по собственному желанию, но претендующему на стимулирующие выплаты, т. к. последние выплачивались за период, когда работник ещё работал в организации и достиг выполнение определённых показателей, является неправомерным.

Условия уменьшения (неназначения) премии

В систему оценки деятельности работника можно включить не только положительные (увеличивающие), но и отрицательные баллы, то есть приводящие к уменьшению размера премии, если к качеству работы сотрудника имеются претензии и нарекания.

изображение

Если в локальном нормативном акте содержится условие о том, что работнику, совершившему дисциплинарный проступок, стимулирующие выплаты не выплачиваются либо выплачивается в меньшем размере, необходимо помнить, что при лишении/снижении размера такой выплаты по данному основанию необходимо чётко соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ. Рекомендуем в Положении об оплате труда (или в Положении о стимулирующих выплатах) указать все условия, при которых стимулирующая выплата не может быть выплачена работнику. В противном случае, при достижении всех показателей, работник имеет право претендовать на данную выплату, а отказ работодателя по причине наличия дисциплинарного взыскания у работника будет являться неправомерным. Вероятность того, что в судебном порядке работодателя обяжут выплатить работнику причитающуюся премию, равна 100%.

Кроме того, в данной части положения надо описать порядок премирования сотрудников, отработавших неполный период, иные ограничения при назначении премии. Очень часто возникают ситуации, когда стимулирование осуществляется по итогам работы в полугодии, а работник отработал только два-три месяца. Как ему платить? Все эти ситуации необходимо заранее предусмотреть, чтобы потом не было оснований расценивать это как дискриминацию в оплате труда.

Теперь рассмотрим вопрос периодичности осуществления стимулирующих выплат. Федеральная служба по труду и занятости в своём письме от 26.09.2016 № ТЗ/5802-6-1 указывает, что «Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда“ (далее — Закон № 272-ФЗ) внесена поправка в часть шестую статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В соответствии с действующей частью шестой статьи 136 Кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

Закон № 272-ФЗ не меняет порядка выплаты заработной платы. Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца.

С учетом новой редакции статьи 136 Кодекса заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30 (31) текущего периода, за вторую половину — с 1 по 15 число следующего месяца.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющих заработной платы и выплачиваются за иные, более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).

В силу части второй статьи 135 Кодекса системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей.

Подводя итоги, акцентируем внимание — учреждение самостоятельно разрабатывает нормы, регулирующие премирование работников. Статьей 135 ТК РФ определено, что системы оплаты труда, применяемые в учреждении, описываются в локальных нормативных актах: коллективных договорах, соглашениях (в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права).

Одним из таких локальных актов может стать положение о премировании (стимулирующих выплатах). Положение о премировании может быть частью коллективного договора или положения об оплате труда. Его можно принять и как самостоятельный локальный акт учреждения. Как известно, в отдельный документ удобнее и проще вносить те или иные изменения.


Мы публикуем сегодня ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу стимулирующих выплат. Судя по количеству обращений в профсоюз, эта тема остается одной из самых актуальных.

1. Нам перестали платить стимулирующие, что делать, как привлечь директора к ответственности?

Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.

Бывает, что в учреждении принято положение о стимулирующих (или другой нормативный акт), по которому педагог имеет право на определенную сумму выплат ежемесячно вне зависимости от успехов (например, если нет взысканий — автоматически начисляется 3000 руб.), или за определенные виды работ установлена конкретная сумма. Такие выплаты по сути уже не являются стимулирующими, но иногда их так называют. Тогда педагог вполне может рассматривать эту выплату как обязательную часть зарплаты (невыплата которой позволяет ему приостанавливать работу через две недели или обращаться в суд, прокуратуру).

Если с педагогом подписано дополнительное соглашение по поводу стимулирующих, но в нем не указана сумма выплат (в рублях или в % от оклада) и ее периодичность, то по умолчанию выплаты производятся в соответствии с локальными нормативными актами на этот счет и зависят от работодателя (или комиссии по стимулированию).

Начисление стимулирующих должно быть поощрением за достижения педагога или его значительный вклад в работу коллектива. Поэтому можно требовать от работодателя, чтобы штрафных санкций среди критериев не было. Вместе с тем, в локальном нормативном акте организации может быть установлено, что стимулирующие баллы предусмотрены только для работников, добросовестно выполняющих свои обязанности (не имеющих дисциплинарных взысканий). В таком случае работодатель вправе не начислять стимулирующих баллов до погашения дисциплинарного взыскания. В соответствии со ст. 194 ТК РФ дисциплинарное взыскание автоматически погашается по истечении года с момента его применения. Это происходит без издания дополнительного акта со стороны работодателя. Работодатель вправе досрочно снять взыскание самостоятельно, по ходатайству работника, представительного органа работников или вышестоящего руководителя.

3. Что делать, если критерии начисления баллов ущемляют права работников, несправедливы?

Стимулирующие устанавливаются локальными нормативными актами учреждения — формально по согласованию руководства и работников. Если вы недовольны именно критериями их начисления или, например, тем, что нормативные акты меняются слишком часто, вам нужно инициировать процедуру коллективного трудового спора (глава 61 ТК РФ описывает эту процедуру) либо найти другие пути давления на работодателя, чтобы он поменял нормативный акт в вашу пользу. Обжаловать в суде незаконность положений об оплате труда, премировании, стимулирующих (названия могут быть разные) можно только в том случае, если они ухудшают положение работника по сравнению с правами: 1) закрепленными в Трудовом кодексе, 2) закрепленными в коллективном договоре учреждения.

4. Что можно сделать, чтобы стимулирующие выплачивались регулярно и в полном объеме?

Мы предлагаем бороться за то, чтобы дополнительные виды работ педагога оплачивались не в баллах (размер которых никем не гарантирован), а в денежном эквиваленте или % от оклада сотрудника. Если работа выполнена, она должна быть оплачена и по известному заранее тарифу.

Также мы советуем настаивать на включении в нормативный акт срока действия положения о стимулирующих, например, 1 год без права изменения без согласия представительного органа работников. Еще лучше, если это положение будет оформлено как приложение к коллективному договору. Колдоговор менять сложно, действовать оно будет весь срок действия колдоговора. Третий вариант — потребовать выплату стимулирующих оформить в виде дополнительных соглашений к трудовому договору (то есть, для каждого сотрудника отдельно) и именно в этом соглашении прописать условия выплаты, размер в % от оклада и периодичность.

В 2008 году в системе образования произошли изменения, утвержденные Госдумой. Вопрос касается рекомендованных обновлений в сфере оплаты труда. Специальная комиссия рассмотрела порядок регулирования трудовых и социальных отношений. О том, как будет осуществляться реализация закона о стимулирующих выплатах педагогическим работникам, говорится в статье.

Законодательное обоснование

Выплаты педагогам: законодательное регулирование

Законодательное регулирование выплат педагогам

Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).

При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2018 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.

При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.

Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).

Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.

Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.

Какие выплаты запланированы

Новая система оплаты труда (НСОТ) для учреждений образования финансируется из бюджета. Бюджетное финансирование означает систему предоставления денежных средств образовательным учреждениям на проведение обучающих мероприятий, которые предусмотрены бюджетом. Деятельность строится на принципах:

  1. Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
  2. Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
  3. Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).

Действующий на территории РФ закон предусматривает поощрительные платежи на основе:

  • практической реализации школьных мероприятий или коллективных путешествий, экскурсий;
  • бдительного наблюдения за успеваемостью учеников;
  • итоговых проверочных работ, которые учащиеся пишут в конце четверти;
  • различных способов приобщения родителей учеников к организации, ведению мероприятий и активной школьной жизни;
  • привития интереса детей к учебным предметам через участие в олимпиадах;
  • повышение качества, модернизации учебных программ;
  • организации спортивных встреч;
  • дополнительных занятий с учениками из семей неблагополучного положения;
  • дополнительных образовательных действий с одаренными детьми;
  • осуществление интересных работ с целью повышения уровня успеваемости среди учащихся;
  • привлечение и обучение новых кадровых учителей;
  • постоянное самообразование, совершенствование квалификации.

Вышеозначенные критерии дают возможность педагогу рассчитывать на достойную поощрительную доплату.

Положение о стимулирующих выплатах

Положение о стимулирующих выплатах утверждает директор школы

Положение о стимулировании утверждает директор школы

Основанием для материального стимулирования работников просвещения является законодательство о труде или коллективный договор с работодателем. Разработанное Положение об особых коэффициентах в целях стимулирования педагогов к повышению качества обучения представляет собой локальный нормативный документ школы, в котором изложены:

  • условия и порядок распределения доплат;
  • учет надбавок к зарплате с целью заинтересованности педагогов;
  • условия реализации первоочередных задач развития, модернизации образования в РФ.

Результаты педагогической работы оплачиваются из ФОТ, конкретнее, его стимулирующей части за индивидуальную результативную работу с учащимися, качество обучения по предметам, внеурочную деятельность, поощрение по итогам работы.

При выплатах в стимулирующую часть включаются обязанности учителя, ранее не регламентируемые (собеседование с родителями учащихся с документальным оформлением бесед, проверка работ учеников, руководство кабинетом и др.). Надбавки входят в зарплату в случаях, оговоренных в законодательстве, но не представляют базовую долю заработной платы школьных учителей.

Относительно размера оплаты руководителей учебного учреждения предусмотрен предел в размере, не превышающем среднюю сумму зарплаты сотрудников. В Положении отмечено, что каждому педагогическому работнику учебного учреждения дано право на получение доплат к окладу за профессиональную квалификацию, нововведения, инициативу.

Оценка трудовой деятельности педагогического коллектива согласно Положению производится экспертной группой в составе административного представителя, члена профессионального комитета и специалиста предметника (в составе может быть больше трех человек). Учителя подают на заседание Совета школы папку документов (портфолио) с результатами работы. На основании оценочной работы экспертной группы издается приказ директора школы.

Положение о стимулировании утверждает директор школы, документ согласовывается с управляющим органом, который осуществляет государственно-общественный характер руководства школой — советом школы и выборным профкомом.

Совет школы выполняет функции общественного контроля соблюдения порядка по установке, перечню и размерам стимулирующих надбавок. Педагог на протяжении учебного года ведет самоанализ своей практики сообразно тем критериям, которые утверждены в Положении. С помощью мониторинга результатов подтверждается качественная сторона педагогической деятельности.

Система поощрений побуждает к действию. Определить сумму мотивированной доплаты можно путем нахождения суммы баллов. Из СФОТ (стимулирующей части фонда) находится стоимость 1 балла, в итоге становится известна сумма поощрения, для каждого учителя она индивидуальна. Такие выплаты педагогу начисляются ежемесячно на протяжении всего года обучения.

Оценочный лист

Оценочный лист для расчета зарплаты учителя

Оценочный лист позволяет рассчитать зарплату учителя

Оценочный лист является документом, позволяющим рассчитать доплату учителю. Это самостоятельный анализ, самооценка педагогом своей работы. Для оценки рассматриваются различные показатели педагогического труда:

  • данные о переподготовке на курсах или заочном обучении и др.;
  • повышение квалификации в новом формате дистанционных КПК;
  • в какой мере используются Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • участие в подготовке классов к тестированию ГИА, ЕГЭ;
  • оценка качества знаний учащихся по результатам всевозможных контрольных работ, мониторингов (учитывается успеваемость учеников и качество работы);
  • исследуются достижения в учебе с учетом участия каждого ученика по разным учебным предметам в районных и республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских работах в школе и число победителей данных мероприятий;
  • анализируются результаты участия школьников в районных соревнованиях (количество призовых мест) и конкурсах (командная подготовка, персональная подготовка каждого участника);
  • рассматривается итог работы с каждым участником отдельно в игровых конкурсах для школьников 2–10 классов (условия, формат и результаты конкурса, статистические данные о тестировании, участие в интернет-проектах);
  • подготовка и участие в состязаниях (число победителей, призеров и дипломантов);
  • разбор и анализ каждого отдельного мероприятия, проведенного в рамках предметных внеклассных мероприятий;
  • оценивается качество работы по четвертным итогам успеваемости.

Оценивается и творческая деятельность педагога, его участие в общешкольных творческих мероприятиях. Отмечаются выступления учителя на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, расположение на сайте школы собственного опыта работы.

Указывается, как педагог участвовал в создании учебных пособий. В самоанализ входят действия претендента в сфере инновационных технологий, его влияние на создание социально значимых проектов.

Немаловажное значение имеет личное участие учителя в формировании благоприятного психологического климата в коллективе школьников, отсутствие жалоб на него и наличие поощрений со стороны административных органов (с приложением копий документов). В качестве обобщения указываются материалы, опубликованные в методической литературе, педагогических изданиях, презентации личного профессионального мастерства.

Важно! Благодаря заинтересованности педагогов в школьную программу внедряются новые методы донесения информации, восприятие ее учениками.

Работу с оценочным листом завершает экспертная комиссия. Подсчитывается общая сумма баллов. Указывается состав группы экспертов. Подписывается владельцем портфолио.

Условия получения надбавок

Оценка достижений педагогов: принципы

Принципы оценки достижений педагогов

В действующем ТК РФ и школьном уставе рассматривается вопрос о вознаграждении педагогов. В уставе прописываются все выплаты учителям. Чтобы установить стимулирующие надбавки за учебный период, разработаны оценочные критерии педагогической работы:

  • плата за рабочий стаж;
  • за профессионализм, уровень квалификации;
  • за успешность учебного дела;
  • надбавка за результативность, яркость деятельности; доплаты и другие выплаты.

Надбавки доплачиваются к окладу. Средства из бюджета страны разделяются между педагогическим контингентом пропорционально деятельности и стажа. Это мера государственной поддержки приличного уровня зарплаты учителей, вознаграждение и стимулирование, мотивация активности, заинтересованности в активных обучающих действиях.

Но получение поощрительной доплаты следует за подтверждением педагогом своей профессиональной пригодности, выраженной в успеваемости учащихся, итогах работы за год. Принципиальный подход к оценке достижений претендентов на доплаты выражается:

  • в единстве подхода к методам оценивания;
  • подлинность данных, используемых при оценочных действиях;
  • строгое выдерживание нравственных норм, моральных принципов во время сбора информации и дальнейшего анализа.

Порядок начисления и выплаты стимулирующих надбавок

По школе издается приказ о создании комиссии, осуществляющей исследование, обсуждение поступивших материалов от учителей, итогов мониторинга профдеятельности специалистов и принятие решений о равноценности, целесообразности вознаграждения.

Каждый параметр соответствует определенному максимуму баллов. Комиссия по итогам рассмотрения документов оформляет оценочный лист, утверждает на заседании.

В случае несогласия претендента с оценкой комиссии он имеет право обжаловать оценочный документ. Поводом для пересмотра является нарушение методов мониторинга, повлекших необъективное заключение о качестве профессиональных действий.

Согласованный оценочный лист комиссия вносит в протокол о денежных доплатах, который подписывает председатель и члены рабочего совета. На основании удостоверенных документов издается приказ по учреждению за полугодие по персональным поощрениям, которые выплачиваются вместе с зарплатой ежемесячно.

Чтобы определить размер стимулирующих доплат персонально каждому учителю, расчет ведется следующим образом:

  • подсчитывается количество баллов каждого педагога за проработанный период, накопленных в ходе мониторинга;
  • находится общее число (сумма) очков всех претендентов;
  • определяется стоимость балла (в рублях) путем деления стимулирующей доли ФОТ на общее число очков;
  • размер поощрения находится умножением денежной стоимости на количество очков каждого преподавателя.

Стимулирующие выплаты педагогам: порядок начисления

Порядок начисления стимулирующих выплат

Выплаты осуществляются в соответствии с внутренним распределением согласно уставу учебного заведения, где имеется информация о налоговых вычетах с зарплаты и премиальной части.

Относительно сельских школ существует такое же финансирование для поощрительных доплат педагогам. Фонд выделяется из бюджетной части сельского поселения.

При поступлении денежных средств непосредственно на баланс школы руководитель занимается распределением надбавки между педагогами. В случае обнаружения нерационального использования денег на поощрительные доплаты из бюджета района педколлектив может обращаться в Министерство образования с вопросом об урегулировании нарушения.

Целью социальных поощрений для педагогических кадров является активизация их, побуждение к повышению уровня знаний, интереса к учебе своих учеников. К тому же эта мера позволяет надеяться не на малый оклад, а на хорошую достойную зарплату.

Педагоги, работающие в детских садах или в младших классах и подготовительных группах, также могут получать дополнительные выплаты как вознаграждение. Право на получение денежных доплат предоставляется по итогам проводимых детских мероприятий, по количеству организованных кружков для детей, по занятости учителя на факультативах, в разработке программ обучения.

О законодательстве в области образования и науки смотрите это видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: