Что должен знать ассистент стоматолога при устройстве на работу

Обновлено: 03.05.2024

Кого можно принять на должность
"ассистент врача-стоматолога" в стоматологическую клинику?

"Ищу ассистента" - самая частая фраза-вакансия в стоматологии. Стоматологи все чаще ощущают кадровый дефицит среднего мед.персонала. В первую очередь – ассистентов врача-стоматолога. Это важная фигура в современной клинике, без работы в 4 руки качественная стоматология уже немыслима.

Отвечаем на самые популярные вопросы по теме.

Вот должностные обязанности медицинской сестры по приказу МЗ РФ №541н:

- Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований.

- Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными.

- Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта.

- Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения.

- Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию.

- Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

- Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов.

- Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

- Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях.

- Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача.

- Обеспечивает выполнение врачебных назначений.

Как видим, последние два выделенных пункта однозначно определяют для медицинской сестры возможность работать в качестве ассистента врача-стоматолога. Кроме того, прочие обязанности позволяют работать как обычной медсестре, если работодатель посчитает необходимым включить в должностную инструкцию такие обязанности.

Итак, мы определили, что в качестве ассистента можем нанимать на работу медсестру.
Но медсестра – это название конкретной должности по трудовому договору и штатному расписанию. Этой должности могут соответствовать сразу несколько профессий.

Вопрос №2: Специалистов с каким ОБРАЗОВАНИЕМ и КВАЛИФИКАЦИЕЙ мы можем нанимать на должность медсестры?

Вновь обратимся к приказу МЗ РФ № 541н. В нем сказано, что к квалификации медицинской сестры предъявляются следующие требования:

Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

"Сестринское дело" – это медсестра.

"Лечебное дело" – это фельдшер.

"Акушерское дело" – это акушерка.

Соответственно – любой медицинский работник, имеющий диплом медсестры, фельдшера или акушерки и соответствующий сертификат из вышеуказанного списка может быть принят на должность медицинской сестры и выполнять весь функционал ассистента врача-стоматолога.

Помните, что для работы сотруднику нужно одновременно соответствовать ДВУМ условиям: иметь диплом медсестры, фельдшера или акушерки и действующий сертификат по одной из специальностей "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии".

Оформлять такого сотрудника нужно строго в соответствии с названием занимаемой им должности в штатном расписании. Если в штатном расписании мы имеем должность "медсестра", то и в трудовом договоре, и в трудовой книжке, и в должностной инструкции пишем "медсестра". Независимо от того, какой у сотрудника диплом - медсестры, фельдшера или акушерки.

Этот образовательный цикл – добровольное усовершенствование, чтобы обычная медсестра получила первичные базовые знания о работе в стоматологии, материалах и инструментах, специфике. После его прохождения и медсестре, и работодателю легче адаптироваться к работе именно в стоматологии. Но обязанности его проходить нет. Его наличия не имеет права требовать ни работодатель, ни проверяющий. Как любые наши учебные курсы - только по желанию.

Данное усовершенствование является ДОБРОВОЛЬНЫМ, не влияет на возможность трудоустройства и главное – требовать его никакие гос.органы не имеют права.

Вопрос №4: Какие еще бывают медсестры по специализации?

Для стоматологической клиники актуальными являются еще несколько видов медсестринских специализаций по приказу МЗ РФ №541н.

Главная медицинская сестра

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Управление сестринской деятельностью", стаж работы по специальности не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Организация сестринского дела", стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 10 лет.

ВНИМАНИЕ! Коллеги – создавая в штатном расписании должность ГЛАВНОЙ медсестры и делая такую запись в трудовом договоре СМОТРИТЕ НА ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ и помните, что эта должность для человека с ВЫСШИМ сестринским образованием, ОРГЗДРАВОМ по сестринскому делу и СТАЖЕМ работы не менее 10 лет!

Многие в силу незнания этих нюансов вводят эту должность ради громкого звучания, берут на нее обычную медсестру со средним образованием, а потом попадают на крупные штрафы трудовой инспекции. Будьте внимательны, это очень частая ошибка!

Старшая медицинская сестра

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра процедурной

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Операционная медицинская сестра

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Старшая операционная медицинская сестра - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра-анестезист

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Анестезиология и реаниматология" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра стерилизационной

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Сестринское дело в педиатрии", "Общая практика" без предъявления требований к стажу работы.

В зависимости от структуры клиники и штатного расписания вы также можете нанимать на эти должности медицинских сестер соответствующих квалификаций с учетом требований к образованию и квалификации. Должность во всех документах указывается именно так, как она написана в квалификационном справочнике.

Вопрос №5: Можно ли принять на работу ассистентом зубного врача или гигиениста стоматологического?

Давайте посмотрим на должностные обязанности этих двух профессий согласно приказу МЗ РФ №541н:

Зубной врач

Должностные обязанности. Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль исправности, правильности его эксплуатации. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Гигиенист стоматологический

Должностные обязанности. Осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Оформляет уголки гигиены полости рта в организованных детских коллективах, готовит памятки и санбюллетени. Ведет учетно-отчетную документацию. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.

Как видим, это абсолютно самостоятельные профессии, предусматривающие ЛИЧНУЮ работу с пациентом, а не помощь врачу. У них свои обязанности, они могут вести самостоятельный прием пациентов без присутствия врача-стоматолога. Могут даже открывать свои кабинеты и клиники с отдельной лицензией.

ВНИМАНИЕ!
Если клиника не имеет лицензии "Стоматология профилактическая", то она не может принять в штат гигиениста стоматологического.
Если нет лицензии "стоматология" доврачебная - не может принять на работу зубного врача.
Если нет лицензии "сестринское дело" - не может принять на работу медсестру или замещающего эту должность специалиста.
Помните об этом!

Безусловно, по обоюдной договоренности и зубной врач, и гигиенист могут выполнять функции ассистента стоматолога, эти обязанности можно включить им в должностную инструкцию, но официально оформлены они должны быть согласно своему образованию и квалификации – именно зубным врачом или гигиенистом. А не медсестрой и уж тем более не ассистентом врача-стоматолога.

Врач-стоматолог (молодой специалист, ординатор)

По закону, если у такого врача уже есть диплом об окончании ВУЗа и сертификаит (свидетельство об аккредитации), то принять его на работу можно только как врача-стоматолога. Замещать должность медсестры он не может (кроме случаев, когда таким врачом получен документ о сдаче экзамена на должность среднего мед.персонала). Поэтому оформляем его врачом, как написано в образовательных документах, а далее согласно принятой в клинике программе проводим обучение, инструктаж, испытательный срок, стажировка и т.д.

Вопрос №5: а как же студенты медицинских ВУЗов? Как же молодые врачи-стоматологи?
Их можно трудоустраивать на должность медсестры?

Можно, но не всех.
Есть вот такой документ: ПРИКАЗ Минздрава РФ №419н от 27.06.2016 "Об утверждении порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала"

В соответствии с этим документом, чтобы студент-медик мог законно работать в должности медсестры (медбрата), нужно:
1. Чтобы он окончил 3 полных курса медицинского ВУЗа и более.
2. Он должен подать самостоятельно заявку на аттестацию в комиссию при его ВУЗе. Автоматически после окончания 3го курса право работать медсестрой не наступает.
3. Он должен сдать соответствующий аттестационный экзамен.
4. После успешной сдачи экзамена ему на руки выдается выписка из протокола аттестационной комиссии. Именно этот документ - выписка из протокола - и дает студенту право работать медсестрой.
Документ (выписка) действует в течение 5-ти лет с момента выдачи. Потом нужно снова сдавать экзамен, в противном случае право на работу медсесрой по прошествии более 5ти лет теряется. Все по аналогии с медицинскими сертификатами - подтверждать каждые 5 лет.
Помните, что через 5 лет нужно либо получить у такого работника подтверждение пересдачи экзамена, либо освободить его от занимаемой должности медсестры.

Кстати, любой дипломированный врач также может обратиться в ВУЗ, сдать такой экзамен и получить право работать в должности среднего медицинского персонала (если у него в этом есть необходимость). Правила и механизм идентичны, всё как для студентов.

Выводы:

2. На должность медсестры (с функциями ассистента) можно принять медсестру, фельдшера или акушерку с документами согласно требованиям к занимаемой должности по пр. №451н

4. Главная медсестра – это сотрудник с высшим образованием, ОЗЗ и стажем от 10 лет. Медсестру со средним образованием ставить на эту должность нельзя.

5. Зубной врач и гигиенист, а также врач-стоматолог – это не ассистенты, а самостоятельные профессии. На должности медсестры они работать не могут.

6. Медсестры, как и врачи, делятся по специализациям. Для некоторых специализаций (например, медсестра стерилизационной) достаточно базового среднего образования, а для других (например, медсестра-анестезист или операционная м/с) необходима обязательная профессиональная постдипломная переподготовка.

7. Студентов медицинских ВУЗов и врачей с законченным высшим образованием можно принимать на должность медсестры только при наличии выписки из протокола аттестационной комиссии об успешном прохождении аттестации на должность среднего медицинского персонала.

О том, кто может проводить рентгеновские исследования в стоматологической клинике, читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ

С уважением,
эксперт по медицинскому праву,
руководитель "Центра Защиты Врачей",
доктор Владислав Аносов.

1.1. Ассистент относится к категории специалистов лечебного отдела, принимается и увольняется генеральным директором в установленном действующим законодательством порядке.

1.6. Эта должность подчинена и получает приказы, рабочие распоряжения от: Старшей медицинской сестры.

3.1.1. обеспечить работу по утвержденному администрацией клиники графику. В случае производственной необходимости допускаются изменения графика работы по распоряжению администрации;

3.1.6. контролировать сохранность материалов, оборудования и инструментов, находящихся на подотчете в рабочем кабинете;

3.1.9. проводить кварцевание кабинета в соответствие с графиком, установленным Старшей медицинской сестрой;

3.1.10. соблюдать правила техники безопасности, инструкции по охране труда, правила противопожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

3.1.11. посещать занятия по повышению квалификации, конференции и собрания трудового коллектива клиники;

3.1.13. корректно общаться с пациентами и коллегами по работе, соблюдать внутреннюю корпоративную культуру клиники;

3.1.14. иметь в виду, что все сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и другие документы, получение которых оплачено клиникой, являются собственностью клиники и могут быть выкуплены при желании сотрудника, либо при его увольнении;

3.2.6. обсуждать или использовать коммерческую информацию, полученную при выполнении должностных обязанностей;

§ Называть Пациента по имени – отчеству или по имени, на котором акцентировал внимание Ассистента Пациент.

- представляться Пациенту, который пришел в клинику не в первый раз, но которому Ассистент не представлялась ранее (при первой встрече с пациентом).

§ если у Пациента есть съемный протез во рту, просить снять его, предложив салфетку и, указав, куда его можно на время положить;

- пояснять Пациенту свои действия (например, при закреплении одноразовой салфетки, наливая жидкость для споласкивания рта);

- фиксировать внимание Пациента на предпринимаемых в клинике мерах, делающих лечение надежным и безопасным (например, доставая из упаковки одноразовый стаканчик, в поле зрения Пациента, дезинфицируя спреем перчатки врача и свои, вскрывая кассету со стерильными инструментами);

На этапе проведения приема: - предупреждать Пациента о выполнении манипуляций, требующих от Пациента мобилизации усилий и большого терпения; - комментировать лечебные мероприятия и манипуляции, если врач доверил их ассистенту, что особенно важно для первичных Пациентов (например, перед началом обработки зуба, перед использованием аспираторов, перед реставрацией, после окончания пломбировки);

- предупреждать Пациента о предстоящих неприятных ощущениях, а также о возможности возникновения неприятных ощущений (например, перед чисткой);

- предлагать Пациенту бактерицидное полоскание в тех ситуациях приема, когда это возможно и необходимо (например, после чистки зубов);

- оперативно реагировать на просьбы Врача показать Пациенту демонстрационные модели, модели, индивидуальные средства гигиены;

- давать Пациенту зеркало, чтобы дать возможность оценить проделанную работу (например, чистку, реставрацию), а также, чтобы убедиться, что у него все в порядке с одеждой, с прической, нет следов медикаментов на губах;

- предлагать Пациенту присесть на стул у стола доктора, отслеживая его передвижение с кресла на стул.

- контролировать отсутствие в кабинете (особенно во время приема и в поле зрения Пациента) посторонних предметов;

- следить за своевременной отправкой использованных инструментов многоразового применения в стерилизационное отделение;

- контролировать передачу использованных одноразовых инструментов старшей медицинской сестре клиники;

- каждого пришедшего Пациента (имя – отчество – фамилию), цель визита, сколько времени будет длиться прием, ждет ли в настоящее время следующий Пациент;

- ситуацию в клинике – всех Врачей и Ассистентов по имени – отчеству, специализации и специфике приема, а в течение смены – в каком кабинете какой Врач принимает.

3.4.1. Если возникла конфликтная ситуация с Пациентом, то есть он открыто выражает свое недовольство, претензии, Ассистент обязан:

- стараться помочь Пациенту найти выход из ситуации, для чего связываться с лечащим Врачом, старшим Врачом клиники, службами, которые могут помочь решить вопрос, предпринимать шаги для разрешения конфликтной ситуации на своем уровне компетентности;

3.4.3. Если конфликтная ситуация еще не возникла, но Пациент проявляет недовольство своим видом, ворчит, то в отсутствие врача ассистент обязан:

- следит за прической — волосы должны быть чистыми, иметь форму (укладку или прическу на длинных волосах);

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Ассистент врача-стоматолога относится к среднему медицинскому персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Ассистент врача-стоматолога назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность ассистента врача-стоматолога принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело" при условии прохождения повышения квалификации по программе "Сестринское дело в стоматологии".

1.4. Ассистент врача-стоматолога должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

- теоретические основы сестринского дела;

- основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;

- основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;

- правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

- основную симптоматику наиболее часто встречающихся стоматологических заболеваний и принципы их лечения;

- медицинские препараты и материалы стоматологии;

- основы медицины катастроф;

- основы санитарного просвещения;

- правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;

- психологию профессионального общения;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила санитарной, личной гигиены;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На ассистента врача-стоматолога возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Подготовка стоматологического оборудования к работе, контроль исправности оборудования и соблюдение техники безопасности при работе с ним.

2.2. Инструментальное обследование зубов и патологических зубодесневых карманов, определение степени подвижности зубов, обследование мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области, определение интенсивности воспаления слизистой оболочки полости рта.

2.3. Электроодонтодиагностика, сбор и хранение биопсийного материала, приготовление пломбировочных и слепочных материалов, проведение туалета полости рта и т. д.

2.4. Обучение пациентов индивидуальной гигиене полости рта.

2.5. Доврачебная помощь при ранениях и термических повреждениях челюстно-лицевой области.

2.6. Проведение местной и проводниковой анестезии.

2.7. Снятие оттисков зубов.

2.8. Подготовка пациентов к физиотерапевтическим процедурам, проведение простейших физиотерапевтических процедур, осуществление контроля за состоянием пациента во время проведения процедуры.

2.9. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.

2.10. Проведение санитарно-просветительной работы, направленной на гигиеническое воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни, профилактику стоматологических заболеваний.

2.11. При необходимости - оказание неотложной доврачебной помощи.

2.12. Ассистирование врачу в процессе оказания помощи.

2.13. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.

2.14. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Ассистент врача-стоматолога имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Ассистент врача-стоматолога несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

В кабинете стоматолога

В первый раз порог кабинета зубного врача каждый из нас переступает ещё в детстве, когда приходит пора избавляться от молочных зубов.

Многие детишки боятся посещать зубного доктора, да и некоторые взрослые тоже, но в том, что стоматолог — профессия очень нужная и важная, мало кто сомневается. А вот ассистент обычно остается в тени. Какова же его роль в рабочем процессе?

Кто такой ассистент стоматолога?

Прежде всего, конечно, — это помощник лечащего врача. Он подаёт нужные инструменты, сотрудничает с доктором во время всего рабочего процесса.

Но его роль также заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для пациента. Именно благодаря доброжелательной улыбке ассистента, его заботе и вниманию многие люди расстаются со страхом перед предстоящей процедурой.

Перед приемом помощник обязательно приведет в порядок рабочее место, усадит пациента в кресло со всеми удобствами, настроит свет и приготовит инструменты.

Все интересующие вопросы по поводу лечения можно задавать помощнику врача — он объяснит всё: начиная от особенностей заключения договора по оказанию стоматологических услуг до детального пояснения каждого шага операции.

У него можно получить консультацию об уходе за зубами и полостью рта, о разных видах пломб, он может порекомендовать зубную пасту и щетку — словом, всё, что касается вопросов стоматологии и непосредственно лечения, ассистент пациенту подробно расскажет и объяснит.

А если на стоматологическом приеме оказывается ребёнок — помощник сделает всё, чтобы успокоить и развлечь маленького пациента.

Дату следующего приема пациент обсуждает именно с помощником дантиста — он же заранее позвонит и напомнит человеку о записи.

Ассистент — фигура, значимая не только для врача, но и для пациента.

Учебный курс для ассистентов стоматолога на видео:

Ключевые знания

Периодически сотрудник проходит аттестацию для подтверждения своих знаний.

Вот так выглядят требования по квалификации в трудовом договоре для медицинского работника данного профиля:

Условия закрепления в должности Требования
Образование Среднее специальное
Специальность Сестринское дело
Стаж работы по профессии От 1 года
Профессиональная переаттестация 1 раз в 6 месяцев

Поскольку помощник, кроме ассистирования врачу, ещё решает спорные вопросы с посетителями и ведёт журнал записи — его знания не ограничиваются только узкопрофильными.

Вот полный перечень того, что должен знать помощник:

  • законы, регулирующие деятельность учреждений здравоохранения и другие нормы и акты, касающиеся порядка в этой сфере;
  • трудовой кодекс;
  • как организовать медицинскую стоматологическую помощь на базовом уровне; и зубов;
  • биологическую механику жевательного аппарата;
  • теорию лечения самых распространённых ортопедических патологий;
  • как организовать профилактическое медицинское стоматологическое обслуживание для детей и взрослых;
  • о методах профилактики стоматологических заболеваний;
  • о том, как правильно ухаживать за ротовой полостью;
  • правила санитарной обработки стоматологических помещений;
  • способы оказания экстренной медицинской помощи;
  • технику безопасности;
  • базовые основы работы с компьютером и документацией (оператор ПК);
  • правила этикета.

Как можно увидеть, знать младшему сотруднику необходимо не так уж и мало.

Должностные обязанности

В чем заключается основная работа сотрудника:

  1. Подготовка кабинета к приёму клиентов и к рабочему процессу. Сначала работник производит влажную уборку помещения с использованием дезинфицирующих чистящих средств, проветривает пространство. Согласно графику, осуществляет противомикробную и противовирусную обработку воздуха посредством кварцевой лампы.
  2. Подготовка необходимых инструментов и материалов, что будут задействованы в рабочем процессе. Инструменты неоднократного пользования работник должен простерилизовать, убедиться в пригодном состоянии одноразовых. Если нужно, сделать заготовки рабочего материала — например, слепок для коронок.
  3. Приготовление лекарственных препаратов.
  4. Обеспечение перевязочными и вспомогательными материалами – ватными тампонами, салфетками, бинтами, марлей, салфетками.
  5. Ассистирование доктору во время лечебных мероприятий, точное исполнение указаний врача.
  6. Введение анестезии пациенту.
  7. Обеспечение комфорта клиента.
  8. Забота о пациенте — ассистент должен вовремя предложить стаканчик с полосканием, следить, чтобы на лице и одежде не было остатков медикаментов.
  9. Ведение записей в журналах приёма, контроля, ведение документации, заполнение бумажных документов.
  10. По окончании рабочего дня помощник дантиста совершает те же процедуры, что и утром — уборка помещения, стерилизация инструментов.

Помощник стоматолога — ответственная должность. Именно младший сотрудник отвечает за сохранность и чистоту инструментов, исправность оборудования. Если работник обнаруживает какую-либо неисправность оборудования или поломку инструмента — он сообщает об этом врачу и администрации учреждения, делает запись об этом.

Ассистент следит за тем, чтобы все необходимые лекарства и материалы были в наличии и в достаточном количестве, ведет постоянный король и учет данных средств.

Информирование посетителя — тоже его обязанность. Работник должен известить пациента о побочных действиях используемых медикаментов, предупредить о возможных болевых ощущениях.

Помощник отвечает за точность и достоверность всех производственных записей, за сохранность документации.

Дополнительные обязанности

Однако должностная инструкция на этом не заканчивается. У ассистента есть ещё и второстепенные обязанности.

Они включают в себя:

  1. Генеральную уборку кабинета раз в неделю — в том числе мытье стен и потолка.
  2. Мытье окон согласно графику.
  3. Встреча пациента у регистратуры, сопровождение до кабинета.
  4. Посещение собраний, совещаний, служебных мероприятий.
  5. Оказание экстренной медицинской помощи пациенту, если это требуется.

Ассистент стоматолога так же, как и другие сотрудники клиники, участвует в обсуждении рабочих вопросов, вносит предложения по улучшению деятельности учреждения и оказанию услуг, высказывает замечания.

Врач и ассистент активно сотрудничают, совместно ведут процесс медицинского обслуживания, советуются. Доктор и помощник действуют вместе слаженно — будто единый организм.

Процесс обучения ассистентов на видео:

Основной принцип данной методики — сокращение стрессовых ситуаций при работе стоматолога, снижение усталости и вместе с тем — повышение продуктивности и производительности труда.

Чтобы изменить эту печальную ситуацию в лучшую сторону — была придумана и разработана методика такой работы, где доктору помогает высококвалифицированный специалист.

Почему не медсестра, а именно специалист узкого профиля? Потому что медсестра обладает общими знаниями, а ассистент обладает навыками именно в стоматологии и может взять на себя часть обязанностей врача.

Этот способ организации трудовой деятельности имеет ряд ощутимых преимуществ:

  1. У врача высвобождается больше свободного времени, чтобы подготовиться к проведению сложных операций, требующих высокого профессионализма.
  2. Качество оказываемой медицинской помощи держится на высоком уровне.
  3. Доброжелательная, спокойная обстановка во время сеанса терапии положительно сказывается на нервно-психическом состоянии как пациента, так и медицинского персонала.
  4. Медики могут принять большее число пациентов за один день, потому что быстрее справляются вдвоем. В результате посетителям не надо ждать приема неделями, а у сотрудников клиники повышается заработок.
  5. Одно из главных преимуществ в том, что пациент почти не видит рабочих инструментов и аппаратуры, что очень важно для людей, страдающих страхами перед посещением зубного кабинета. Вся обстановка распланирована таким образом, чтобы инструменты всегда были под рукой у ассистента и в то же время не попадали в поле зрения клиента. К тому же, как уже говорилось выше, младший сотрудник общается с пациентом во всё время лечения, успокаивает его.

Деятельность ассистента стоматолога, на первый взгляд, не представляющаяся особо значимой, — на самом деле очень важна как для врача, так и для пациента.

Благодаря помощи младшего сотрудника, доктора стали испытывать меньшую нагрузку на рабочем месте, что дало возможность спокойно заниматься любимым делом.

А уж для людей, имеющих фобии относительно лечения зубов, ассистент стоматолога является просто спасителем и избавителем от мучительных переживаний.

medicinskie

Востребованность в стоматологических услугах очень велика. Профильных клиник и кабинетов также достаточно много. В условиях плотной насыщенности рынка стоматологическими услугами создается высокая конкуренция. Каждый медицинский центр или же отдельный кабинет работают над максимальным повышением качества и сервиса, что в большой степени зависит от квалификации медицинского персонала.


Как составить резюме ассистенту стоматолога

Трудоустройство через интернет (в частности с помощью сайта Jooble) это распространенная практика, от которой в выигрыше и работодатель, и соискатель. Получение желаемой должности во многом зависит от правильно составленного резюме. Оно должно быть кратким, но емким. Кроме личной информации необходим грамотный акцент на качествах, которые заинтересуют работодателя и вызовут у него интерес к резюме потенциального ассистента.

Информация должна вызвать у врача-стоматолога желание работать в тандеме с данным соискателем и подсознательную уверенность в том, что именно с ним у него сложится взаимовыгодное сотрудничество, способствующее укреплению репутации и увеличению числа клиентов.

Трудоустройство ассистента стоматолога процесс непростой, требующий серьезного подхода работодателя и соискателя. В резюме следует указать наличие соответствующих знаний, навыков и личностных качеств, благодаря которым будет формироваться мастерство врачебного тандема. Ключевыми моментами для этого являются:

  1. Психологическая совместимость и обоюдное принятие.
  2. Толерантность, умение находить компромиссные решения.
  3. Желание обеих сторон совершенствоваться и повышать мастерство.
  4. Хороший навык планирования и координации действий.
  5. Профессиональная ответственность и этика.
  6. Высокий уровень знаний всех этапов оказания стоматологической помощи в четыре руки.

Так как за подготовку к стоматологической процедуре полностью ответственен ассистент, то согласованность действий положительно влияет на пациента, ведь он замечает ее с первой минуты нахождения в стоматологическом кабинете. Между врачом и ассистентом проходят короткие диалоги, касающиеся подготовки и хода лечебных мероприятий, тон которых на невербальном уровне передается пациенту, создавая у него правильный эмоциональный фон.


Поиск работы ассистента стоматолога

Согласно правилам стоматолог должен иметь не одного помощника, а целых три. Поэтому профильные клиники, центры, кабинеты все чаще выставляют вакансии на Jooble (глобальная международная платформа по трудоустройству, входящая в ТОП-3 сайтов подобного плана), предлагающие высокооплачиваемую работу и достойные условия труда.

Чтобы быть лучшим из соискателей, нужно иметь соответствующий уровень подготовки. Кроме медицинского колледжа, училища, техникума по специальности сестринское дело целесообразно дополнительно пройти специализированные курсы, направленные именно на изучение специфики оказания стоматологических услуг. Основные обязанности ассистента стоматолога предполагают наличие следующих знаний, навыков и умений:

  • техника работы в четыре руки;
  • подготовка рабочего места стоматолога;
  • основы диагностики и лечения;
  • схема использования инструментов, материалов и медикаментов;
  • правила работы ассистента при разных видах помощи (терапевтической, хирургической, ортодонтической);
  • умение оформить медицинскую документацию и пр.

Еще один важный навык — умение работать с компьютером. В современных условиях это необходимо для оформления документации, ведения баз данных, просмотра с помощью специальных программ рентгеновских снимков, составления презентационных предложений для привлечения клиентов.

Читайте также: