Приведение в рабочее состояние всех технических средств и обеспечение готовности их работы это
Обновлено: 17.05.2024
Мероприятиями по обеспечению приведения сил и средств в готовность к действиям при возникновении ЧО являются:
- создание системы оповещения и сбора личного состава;
- организация и проведение мероприятий по приведению сил и средств в готовность к действиям при возникновении ЧО.
Оповещение и сбор личного состава осуществляются согласно плану оповещения и сбора личного состава, являющемуся приложением к Плану. В образовательных организациях системы МВД России план оповещения и сбора личного состава разрабатывается в соответствии с настоящим Наставлением.
Корректировка плана оповещения и сбора личного состава осуществляется не реже одного раза в квартал, а также при изменении организационно-штатной структуры и списочной численности, увеличении технических возможностей системы связи и оповещения.
Оповещение осуществляют дежурные части территориальных органов МВД России (в образовательных организациях системы
МВД России – комендантские подразделения). По решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, образовательной организации системы МВД России к выполнению задач по оповещению личного состава могут привлекаться сотрудники других структурных подразделений, что отражается в плане оповещения и сбора личного состава.
Для оповещения и сбора членов ООУ, личного состава территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении ЧО, в том числе приведения в готовность группировок сил и средств оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в случае совершения или угрозы совершения террористических актов на территории Российской Федерации, устанавливаются следующие сигналы оповещения:
Мероприятия по приведению сил и средств в готовность к действиям при возникновении ЧО включают в себя:
оповещение и сбор личного состава;
вооружение и экипировку личного состава;
развертывание пунктов управления;
подготовку системы связи к работе при возникновении ЧО;
материально-техническое и медицинское обеспечение действий сил и средств.
В целях своевременного приведения в готовность сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при возникновении ЧО в системе МВД России устанавливаются степени готовности № 2 и № 1, которые, если не установлено иное, вводятся последовательно.
Степень готовности № 2 вводится в следующем порядке:
Проводятся оповещение и сбор личного состава; личный состав внутренних войск МВД России переводится на казарменное положение; боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на место построения (в зимнее время остаются на стоянках, в гаражах, хранилищах до посадки личного состава); пункты управления, средства связи и автоматизации управления готовятся к работе; боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства загружаются на транспортные средства.
Время приведения личного состава территориального органа МВД России в степень готовности № 2 не должно превышать
1 часа 30 минут в рабочее время и 2 часа в нерабочее время. При этом для территориальных органов МВД России в городах с населением более
1 миллиона человек время увеличивается на 1 час. В случае привлечения к перевозке личного состава и материальных средств территориального органа МВД России автотранспорта сторонних организаций время приведения личного состава в степень готовности № 2 может быть увеличено на время, необходимое для прибытия подразделений и автотранспорта в районы, места сбора и погрузки.
При введении степени готовности № 1 из степени готовности
№ 2 в территориальных органах МВД России осуществляются вооружение и экипировка личного состава, производится посадка личного состава на транспортные средства и постановка задач. При этом время приведения сил и средств территориального органа МВД России в степень готовности № 1 из степени готовности № 2 не должно превышать 1 часа.
Степень готовности № 1 может вводиться, минуя степень готовности № 2, с выполнением всех мероприятий.
Время приведения сил и средств в готовность № 1, минуя степень готовности № 2, не должно превышать 2 часов в рабочее время и
2 часов 30 минут в нерабочее время (для территориальных органов
МВД России в городах с населением более 1 миллиона человек – 3 часов 30 минут). При этом переход личного состава к действиям после выполнения мероприятий по приведению в степень готовности № 1 осуществляется немедленно после получения приказа.
Временные нормативы приведения личного состава территориальных органов МВД России в готовность устанавливаются руководителем (начальником) территориального органа МВД России, исходя из особенностей функционирования. При этом указанные нормативы не должны превышать следующих значений:
- Оповещение – 30 минут, в том числе:
- Руководящего состава, членов ООУ – 10 минут.
- Личного состава – 20 минут.
- Сбор членов ОШ, группы управления на пункте управления:
- В нерабочее время – 1 час.
- В рабочее время – 30 минут.
- Сбор личного состава:
- В нерабочее время – 1 час (для городов с населением
более 1 миллиона человек время сбора личного состава увеличивается
на 1 час).
- В рабочее время – 30 минут.
- Развертывание пунктов управления, подготовка к работе системы связи – 30 минут.
- Вооружение и экипировка личного состава – 1 час с момента окончания сбора.
Силы и средства органов внутренних дел приводить в степени готовности к действиям при возникновении ЧО имеют право:
1. Министр внутренних дел Российской Федерации, лицо, исполняющее его обязанности, или по его указанию первые заместители Министра, заместители Министра – силы и средства органов внутренних дел в полном объеме.
2. Руководители (начальники) территориальных органов
МВД России, лица, исполняющие их обязанности, – силы и средства соответствующих органов внутренних дел в объеме предоставленных полномочий с последующим докладом непосредственному начальнику.
Подготовка сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Подготовка подразделений территориальных органов
МВД России к действиям при возникновении ЧО осуществляется с целью обеспечения требуемого уровня оперативно-служебной готовности к выполнению задач при возникновении ЧО и проводится заблаговременно.
Эта цель достигается:
1. Планированием действий сил и средств территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении ЧО.
2. Обучением личного состава и слаживанием элементов группировки сил и средств территориальных органов МВД России, а также ООУ к выполнению задач при возникновении ЧО.
3. Устранением недостатков, выявленных при проведении проверок готовности сил и средств территориальных органов МВД России к действиям при возникновении ЧО в ходе инспектирования, контрольных и целевых проверок.
Подготовка сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при возникновении ЧО осуществляется в рамках профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России, а также оперативной и боевой подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России.
Подготовка сил и средств территориальных органов МВД России к действиям при возникновении ЧО включает:
- одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел
- подготовку элементов группировки сил и средств.
Одиночная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении ЧО организуется кадровыми подразделениями территориального органа МВД России совместно с оперативными управлениями, отделами, отделениями, группами либо сотрудниками, ответственными за данное направление оперативно-служебной деятельности.
Организация подготовки ООУ, элементов группировки сил и средств к действиям при возникновении ЧО возлагается на руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, образовательных организаций системы МВД России, командующих объединениями, командиров соединений, воинских частей внутренних войск МВД России, а также соответствующих руководителей (начальников) подразделений по направлениям деятельности, личный состав которых участвует в решении задач при возникновении ЧО.
Во внутренних войсках МВД России порядок подготовки органов управления и подразделений к действиям при возникновении ЧО определяется главнокомандующим внутренними войсками МВД России.
В зависимости от категории обучаемых, уровня их подготовки, целей и других факторов применяются различные методы обучения. Для приобретения теоретических знаний применяются лекционный метод и самостоятельное изучение учебного материала. Для формирования умений и навыков – практические занятия (тренажи перед заступлением на службу, тренинги, моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности, учебные сборы, методические и показные занятия).
Подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется на теоретических занятиях, в ходе учений и тренировок. Теоретическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении ЧО осуществляется на лекциях, семинарах, методических занятиях и групповых упражнениях.На теоретических занятиях изучаются нормативные правовые акты, в том числе межведомственные, методические рекомендации и другие документы по вопросам деятельности органов и подразделений системы МВД России. На практических занятиях в рамках одиночной подготовки проводятся занятия по огневой и физической подготовке, одиночной отработке совместных действий элементов группировки сил и средств. Практическая подготовка элементов группировки сил и средств осуществляется на ТСЗ.
Состояние готовности территориальных органов к действиям при ЧО проверяется в ходе проведения инспекторских, контрольных проверок, комплексных и целевых (самостоятельных) выездов в полном объеме и по отдельным направлениям.
Подготовка ООУ осуществляется в ходе КШУ и на ШТ.
При проведении КШУ, ШТ отрабатываются следующие вопросы:
1. Сбора членов ОШ, группы управления, рабочего аппарата, рабочих групп.
2. Подготовки пунктов управления и средств управления к работе.
3. Подготовки членов ОШ, группы управления, рабочего аппарата, рабочих групп к выполнению возложенных на них задач и функций.
4. Организации взаимодействия с территориальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, другими заинтересованными органами, учреждениями, организациями.
При проведении ТСЗ разрабатываются:
1. План проведения ТСЗ, в котором указываются: тема занятия, его цели, дата, время, место проведения, метод проведения, отрабатываемые учебные вопросы, материально-техническое обеспечение, порядок проведения, вводные задачи, действия руководителя занятия, действия обучаемых. К плану проведения ТСЗ прилагается план или схемы объекта, места, участка местности, на котором проводится занятие.
2. План инструктажа личного состава, задействованного в имитационных действиях.
3. Памятка с особенностями соблюдения мер безопасности на конкретном занятии.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
31. Условия приведения войскового тыла в боевую готовность.
Под условиями приведения войскового тыла в боевую готов ность следует понимать особенности, которые присущи частям и подразделениям тыла, с учетом их дислокации, укомплектованности, предназначения, сроков боевой готовности, а также обстоятельств, которые могут возникнуть в начальный период войны. Приведение тыла в боевую готовность осуществляется по еди ному плану, который выполняется в строго установленном порядке. Основная цель при этом заключается в планомерном наращивании сил и средств тылового обеспечения по мере введения различных степеней боевой готовности.
Для войск и их тыла установлены 4 степени боевой готовности:
В Вооруженных Силах РФ в мирное время соединения и части по степени укомплектованности могут быть:
- кадра, это определяет сроки их готовности и объем мобилизационной работы по приведению в соответствующие степени боевой готовности.
Тыловые части и подразделения соединений (частей) постоянной готовности военных округов в случае возникновения войны должны в минимальные сроки привести себя в боевую готовность "Полную" и приступить к бесперебойному обеспечению боевых действий войск.
Эти войска и их тыл могут иметь:
- 95-98% личного состава;
- 100% специальной техники;
- до 90 % транспортных средств.
Они не проводят мобилизования.
Тыловые части и подразделения соединений и частей сокращенного состава и кадра в этот период будут проводить отмобилизование и обеспечивать войска материальными средствами с последующим выдвижением в районы предназначения.
Тыловые части и подразделения сокращенного состава могут иметь:
- 10-15 % личного состава;
- 100 % специальной техники;
- 10-15 % автомобилей от штатов военного времени.
Прежде чем приступить к всестороннему обеспечению материальными средствами, они должны осуществить сложный процесс мобилизационного развертывания (до укомплектования до штатов военного времени личным составом и транспортом проводят ряд мероприятий по мобилизационному плану, обеспечивают мобилизационное развертывание войск). Сроки готовности их составляют трое и более суток.
Тыловые части и подразделения соединений и частей кадра имеют в мирное время:
- 2 % личного состава;
- 100 % специальной техники;
- до 10 % автотранспорта.
Офицерский состав этих частей в мирное время занимается разработкой и уточнением документов мобилизационной готовности и организацией хранения специальной техники и материальных средств, солдаты и сержанты - проведением плановых и сезонных работ по обслуживанию техники тыла.
Срок их готовности 5 и более суток.
С учетом географических условий дислокации частей и соединений можно ожидать значительные различия в качестве поступающих на их доукомплектование мобилизационных ресурсов, сроках их при-
бытия и приведения в боевую готовность.
Дислокация в густонаселенных районах дает возможность принимать личный состав запаса по прямым военным специальностям в минимальные сроки. В то же время эти вопросы в районах Севера, Дальнего Востока решаются сложнее.
32. Мероприятия, проводимые в тыловых частях и подразделениях 3при приведении их в различные степени боевой готовности.
Под боевой готовностью частей и подразделений тыла понимается такое их количественной и качественное состояние, которое характеризует их способность своевременно и организованно начать выполнение поставленных задач по обеспечению войск.
Она слагается из следующих элементов:
- укомплектованность личным составом;
- наличие технических средств СГ;
- наличие запасов материальных средств, обеспечивающих отмобилизование войск и их боевые действия;
- подготовленность личного состава;
- целесообразное размещение тыловых частей и подразделений в мирное время;
- профессиональная выучка личного состава;
- наличие реальных, заблаговременно разработанных мобилизационных планов.
Для тыловых частей и подразделений постоянной готовности предусматривается такое состояние тыловых частей и подразделений, когда они занимаются повседневной боевой подготовкой и другой деятельностью, находятся в высокой степени готовности и способны в установленные сроки перейти в высшие степени боевой готовности.
Боевая готовность "Повышенная" означает такое состояние тыловых частей и подразделений, при котором они в более короткие сроки, чем при боевой готовности "Постоянная", способны выйти из пунктов постоянной дислокации в районы сосредоточения, привести себя в боевую готовность "Военная опасность" и приступить к обеспечению войск в соответствие с поставленной задачей.
Степень боевой готовности "Повышенная" вводится установленным сигналом. Все мероприятия проводятся в пункте постоянной дислокации, основными из них являются:
- отправка оперативных групп в районы сосредоточения;
- проверка маршрутов выхода в эти районы;
- возвращение тыловых частей и подразделений в пункты постоянной дислокации;
- погрузка материальных средств на транспортные средства;
- перевод офицеров и прапорщиков на казарменное положение;
- приведение техники тыла в рабочее состояние;
- подготовка больных к эвакуации;
- подготовка документов к сдаче в архив;
- усиление защиты, охраны и оборона мест дислокации.
Боевая готовность "Военная опасность" . означает такое состояние тыловых частей и подразделений, при котором они способны в минимальные сроки привести себя в боевую готовность "Полная". Тыловые части и подразделения поднимаются по тревоге и выходят в районы сосредоточения.
По боевой готовности "Военная опасность" проводятся следующие мероприятия:
- организация вывоза материальных средств;
- приведение технических средств в готовность к работе;
- личному составу выдаются боеприпасы, секретные противогазы, дозиметры, индивидуальные противохимические пакеты;
- излишествующее имущество, материальные средства, казарменный фонд подготавливаются к передаче установленным порядком;
- архивные документы подготавливаются к сдаче в архив;
- больные эвакуируются в стационарные лечебные учреждения.
_Для тыловых частей и подразделений войск сокращенного состава (кадра).
Боевая готовность "Постоянная" заключается в способности тыловых частей и подразделений в любое время организованно провести все мероприятия, предусмотренные мобилизационным планом. Тыловые части и подразделения находятся в пунктах постоянной дислокации.
Боевая готовность "Повышенная" означает такое состояние тыловых частей и подразделений, при котором они могут в более короткие сроки, чем при боевой готовности "Постоянная" приступить к выполнению мероприятий мобилизационного плана. Она вводится установленным сигналом и проводится в пунктах постоянной дислокации. При введении боевой готовности "Повышенная" проводятся следующие мероприятия:
- уточняется мобилизационный план;
- подразделения возвращаются в пункты постоянной дислокации;
- производится отправка оперативных групп в районы сосредоточения (отмобилизования);
- осуществляется проверка маршрутов выхода в эти районы;
- начинается погрузка материальных средств, пунктов приема личного состава и техники (ППЛС и ППГ);
- осуществляется подготовка техники к расконсервации, подготовка больных к эвакуации, подготовка документов к сдаче в архив; усиление защиты, охраны и обороны мест дислокации.
Боевая готовность "Военная опасность" - такое состояние тыловых частей и подразделений, при котором они в более короткие сроки, чем при боевой готовности "Повышенная", готовы приступить в полном объеме к выполнению мероприятий, предусмотренных мобилизационным планом.
Тыловые части и подразделения поднимаются по тревоге и выводятся в районы сосредоточения (отмобилизования).
При вводе боевой готовности "Военная опасность" тыловыми частями и подразделениями проводятся следующие мероприятия:
- прием личного состава и технико-организационного ядра;
- вывод техники и вывоз запасов в район сосредоточения (отмобилизования);
- развертывание в районах сосредоточения (отмобилизования) пункта приема личного состава и техники основной массы;
- снятие технических средств служб тыла с длительного хранения;
- в районе сосредоточения (отмобилизования) личному составу выдаются боеприпасы, секретные противогазы, индивидуальные противохимические пакеты;
- излишествующее имущество, материальные средства, казарменный и жилой фонд подготавливаются к передаче установ ленным порядком;
- больные эвакуируются в стационарные лечебные учреждения;
- архивные документы подготавливаются к сдаче в архив.
Боевая готовность "Полная" заключается в способности тыловых частей и подразделений немедленно приступить к обеспечению отмобилизования и приведению войск в наивысшую готовность к выполнению задач по предназначению.
При этом в тыловых частях и подразделениях проводятся следующие мероприятия:
- прием экипировки и распределение по подразделениям личного состава и техники из народного хозяйства;
- обеспечение личного состава горячей пищей;
- обеспечение прибывшего транспорта горючем;
- боевое слаживание тыловых частей и подразделений;
- инженерное оборудование районов сосредоточения (отмобилизования);
- усиление охраны, защиты и обороны;
- излишествующее имущество, материальные средства, казарменный и жилой фонд подготавливаются к передаче установленным порядком;
- архивные документы сдаются в архив;
- проведение тыловой разведки и маршрутов выдвижения с учетом полученной задачи;
- эвакуация семей военнослужащих.
Приведение в различные степени боевой готовности в зависимости от обстановки может осуществляться последовательно либо сразу в высшие, минуя промежуточные.
Раздел: Военная кафедра
Количество знаков с пробелами: 229468
Количество таблиц: 12
Количество изображений: 0
Подготовка вооружения и техники к использованию (боевому применению) включает комплекс установленных нормативно-технической (эксплуатационной) документацией работ по приведению образцов в работоспособное состояние и исходное для последующих действий положение.
Порядок приведения вооружения и техники в готовность к использованию (боевому применению) зависит от технического состояния образцов и предназначения подразделения, на вооружении которого они находятся.
Вооружение и техника должны содержаться в таком состоянии, которое обеспечивает их приведение в готовность к использованию (боевому применению) силами экипажей (расчетов), механиков-водителей (водителей) с привлечением (при необходимости) сил и средств технического обеспечения.
Подготовка вооружения и техники к использованию (боевому применению) включает: подготовку вооружения и техники к движению, работы по проверке технического состояния и подготовке к использованию (боевому применению) вооружения, средств связи, систем противопожарного оборудования, коллективной защиты и другого оборудования. Кроме того, могут проводиться работы по оснащению образца дополнительными средствами повышения проходимости и средствами, обеспечивающими его маскировку и защищенность от воздействия средств поражения противника.
Характер, объем дополнительных работ на вооружении и технике определяется командиром части (подразделения) с учетом возможных боевых задач и способов их решения.
Использование (боевое применение) вооружения и техники осуществляется в соответствии с решением командира части, (подразделения) с соблюдением технических норм и правил, а также мер безопасности.
Вооружение и техника используются личным составом, за которым они закреплены. Смена экипажа (расчета) или отдельных его лиц, механиков-водителей (водителей) или других лиц, за которыми закреплены вооружение и техника, объявляется в приказе командира части. Подмена выбывших из строя в ходе боевых действий членов экипажа (расчета) и других лиц, за которыми закреплены вооружение и техника, осуществляется по приказу командира подразделения. В боевой обстановке при выходе из строя механика-водителя (водителя) его заменяет по приказу командира подразделения (экипажа, расчета) командир машины или другой военнослужащий, имеющий навыки вождения.
Хранение вооружения и техники
При условиях, исключающих длительное время неиспользования вооружения и техники частей (подразделений) они обязаны содержаться на хранении. Постановке на хранение подлежат вооружение и техника, которые не будут использоваться: гусеничная - более месяца, колесная - более трех месяцев. Образцы могут содержаться на кратковременном хранении с частичной консервацией сборочных единиц и без герметизации корпусов.
Хранение вооружения и техники заключается в содержании специально подготовленных образцов в установленных местах и порядке, обеспечивающем их сохранность и сохраняемость в течение установленных сроков и возможность приведения в готовность к использованию (боевому применению) за нормативное время. Хранение включает постановку на хранение, техническое обслуживание образцов при хранении и снятие их с хранения. Содержание вооружения и техники на хранении осуществляется без снятия составных частей, с загруженным боекомплектом и положенным оборудованием, имуществом и ЗИП, установленными на штатных местах заряженными аккумуляторными батареями, полностью заправленными системами и агрегатами горючим и смазочными материалами.
Виды и объем работ при постановке вооружения и техники на хранение, проведении работ по техническому обслуживанию и опробыванию при хранении, а также выполнение мероприятий, обеспечивающих в короткие сроки снятие и подготовку вооружения и техники к использованию (боевому применению) после хранения, определяются нормативно-технической (эксплуатационной) документацией и руководствами (инструкциями) по хранению вооружения и техники.
О подготовке вооружения и техники к хранению объявляется в приказе командира части, в котором указываются: наименования, марки (индексы) и номера образцов, подлежащих постановке на хранение; вид хранения, метод консервации и вид технического обслуживания, проводимого при подготовке к хранению; порядок подготовки личного состава; сроки выполнения и места проведения работ; порядок материального обеспечения; ответственные лица, а также порядок контроля за качеством работ и порядок приемки вооружения и техники на хранение.
На основании приказа командира части заместитель командира по вооружению совместно со штабом, заместителем командира по тылу, начальниками родов войск и служб разрабатывают план постановки вооружения и техники на хранение, в котором предусматриваются: подготовка личного состава; объем, последовательность и сроки выполнения работ; обеспечение подразделений материалами и военно-техническим имуществом, привлечение сил и средств технического обеспечения соединения (части, подразделения); состав постов и бригад, выполняющих сложные и трудоемкие работы; подготовка и оборудование мест работы, стоянок вооружения и техники; срок готовности вооружения и техники по подразделениям; порядок и сроки проверки комиссией части готовности вооружения и техники к хранению.
В подразделениях составляется план-график постановки вооружения и техники на хранение.
При постановке вооружения и техники на хранение независимо от наработки проводятся очередное техническое обслуживание № 1 или № 2 и работы, предусмотренные для подготовки образцов к хранению. Работы по подготовке вооружения и техники выполняются личным составом, за которым они закреплены, с привлечением сил и средств технического обеспечения части (подразделения), а при необходимости и старшего начальника.
Руководство работами и ответственность за подготовку вооружения и техники к хранению возлагаются на командиров подразделений и заместителей по вооружению. Начальники родов войск и служб руководят подготовкой к хранению вооружения и техники в подчиненных подразделениях, а начальники служб - кроме того, подготовкой вооружения и техники части в целом (по своей службе).
Вооружение и техника, подготовленные к хранению, проверяются командирами подразделений. Командир части организует проверку готовности вооружения и техники к хранению специально назначенной комиссией, возглавляемой заместителем командира части по вооружению с привлечением начальников родов войск и служб, специалистов частей (подразделений) технического обеспечения. О постановке вооружения и техники на хранение объявляется в приказе командира части. Вид проведенного обслуживания, дата и номер приказа о постановке вооружения и техники на хранение записываются в формуляры (паспорта) машин.
Техническое обслуживание и контроль за состоянием вооружения и техники в процессе хранения организует заместитель командира части по вооружению совместно с начальниками родов войск и служб.
При снятии вооружения и техники с хранения проводятся контрольный осмотр и работы по расконсервации и приведению образцов в готовность к использованию (боевому применению). О снятии вооружения и техники с хранения объявляется в приказе командира части, в котором указываются: основание для снятия, количество снимаемых образцов, их наименования, марки (индексы) и номера. О снятии вооружения и техники с хранения делаются отметки в формулярах (паспортах) машин.
Современные сложные и высокотехнологичные образцы бронетанкового вооружения и техники (БТВТ), состоящие на вооружении войск, требуют организации эффективной их эксплуатации. В условиях повседневной деятельности войск поддержание БТВТ общевойсковых формирований (ОВФ) в готовности к использованию по назначению организуется в соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации, наставлений, директив, эксплуатационной и ремонтной документации на объекты БТВТ и др. [1].
Поддержание объектов БТВТ в необходимой степени готовности к использованию по назначению является этапом эксплуатации, в течение которого осуществляется комплекс работ, описанных в эксплуатационной и ремонтной документации, и направленных на поддержание объектов БТВТ в установленной степени готовности к использованию по назначению.
В основу поддержания объектов БТВТ в готовности к использованию по назначению положена планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (ТОиР), предусматривающая обязательное проведение установленных видов контроля их технического состояния, технического обслуживания, ремонта по потребности и планового ремонта в зависимости от наработки, сроков и условий эксплуатации этих объектов.
Готовность объекта БТВТ к применению по назначению определяется видом его технического состояния (исправное, работоспособное, неработоспособное), наличием запаса ресурса до очередного планового ТОиР, наличием подготовленного экипажа, укомплектованностью положенными запасными частями, инструментом, приспособлениями, заправкой горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, необходимыми для обеспечения выполнения планируемых задач.
Основой обеспечения поддержания объектов БТВТ в определенной степени готовности к использованию по назначению в ОВФ является своевременное, полное и качественное проведение всех видов контроля технического состояния, технического обслуживания и войскового ремонта, которые определяются и утверждаются решением командира ОВФ на плановый период (рис. 1).
Планирование и проведение контроля технического состояния (КТС) и ТоиР БТВТ осуществляется, как правило, для всех составных частей объекта БТВТ с привлечением специалистов соответствующих служб, ответственных за их техническое состояние.
Цель и задачи КТС по поддержанию БТВТ в готовности к использованию по назначению показана на рисунке 2.
Контроль технического состояния является неотъемлемой частью комплексной системы технического обслуживания и ремонта БТВТ.
Работы по контролю технического состояния БТВТ проводятся отдельно или совмещаются с проведением работ видов технического обслуживания и ремонта при использовании по назначению, определения потребности в проведении неплановых ремонтных работ, уточнения сроков и объемов работ по техническому обслуживанию или ремонту образца БТВТ.
Принятая в войсках система мониторинга технического состояния БТВТ имеет цель информационного обеспечения должностных лиц ОВФ для подготовки принятия соответствующих решений при обеспечении требуемой технической готовности БТВТ в процессе эксплуатации. При этом предусматривается и выполнение государственных контрактов по сервисному обслуживанию образцов БТВТ, в рамках которого осуществляются сбор, систематизация и анализ информации о степени функциональной готовности образцов БТВТ к использованию по назначению, степени обеспеченности войск БТВТ, техническом состоянии образцов БТВТ, организации эксплуатации и ремонта.
В условиях повседневной деятельности войск основными видами контроля технического состояния объектов БТВТ являются:
- контрольный осмотр (КО);
- контрольно-технический осмотр (КТО);
- техническое диагностирование (ТД).
В соответствии с требованиями уставных и руководящих документов по бронетанковой (автобронетанковой) службе контрольный осмотр организуют командиры подразделений ОВФ. Его проводят экипажи (расчеты) БТВТ с целью определения степени готовности объектов БТВТ к применению по назначению и сохранности при установке на хранение.
К основным работам на объектах БТВТ, выполняемым при контрольном осмотре, как правило, относят проверку функционирования основных агрегатов и узлов, оборудования и ЗИП.
Контрольно-технический осмотр организуется и проводится с целью определения технического состояния объекта БТВТ, а также объема работ по ТО или ремонта.
- для машин боевой и строевой групп эксплуатации — при подготовке их к сезонной эксплуатации или к хранению;
- для машин учебно-боевой (учебно-строевой) группы эксплуатации — перед каждым номерным видом технического обслуживания (ТО).
Техническое диагностирование проводится с целью получения информации о фактическом техническом состоянии объекта БТВТ (агрегатов, узлов, приборов, деталей) и определения номенклатуры работ по приведению его в готовность к использованию по назначению, прогнозирования изменения технического состояния объекта БТВТ и его сборочных единиц.
ТД проводится комиссией ОВФ с участием специалистов ремонтных предприятий и (или) предприятий-изготовителей машин в соответствии с договорными обязательствами, предусмотренными государственными контрактами в пункте технического обслуживания и ремонта, или в специально оборудованном для этих целей пункте технического обслуживания.
Основными работами ТД являются: углубленный контроль параметров, характеризующих техническое состояние объекта БТВТ и его сборочных единиц с использованием встроенных средств контроля, применением штатных контрольно-измерительных приборов, инструмента и приспособлений, диагностического оборудования и оборудования подвижных регулировочно-настроечных машин.
В соответствии с положениями, изложенными в нормативных документах по автобронетанковой службе, техническое обслуживание объекта БТВТ является составной частью обеспечения его готовности и включает: чистку, мойку, заправку (дозаправку), регулировку, наладку, проверку укомплектованности, проверку на соответствие параметров техническим условиям, промывку, смазку, консервацию, а также разборку, сборку, замену комплектующих изделий, устранение частичных отказов и повреждений в объеме текущего ремонта.
Нужно подчеркнуть, что техническое обслуживание БТВТ с периодическим контролем (ТО ПК) является обобщающим названием всех видов ТО, перед которым выполняется КТС, определяющий объем дополнительных (по отношению к плановым) работ, выполняемых при проведении номерного вида ТО [2].
Виды и цели технического обслуживания БТВТ, при их использовании по назначению в условиях повседневной деятельности войск, показаны на рисунке 3.
Как правило, объемы проведения работ при номерных технических обслуживаниях и СО уточняются по результатам КТО или ТД.
В соответствии с требованиями руководящих документов сроки проведения ТО-1, ТО-2 и СО устанавливаются планами эксплуатации и ремонта ВВТ ОВФ. Их периодичность и объем
совмещаются по времени и месту с очередными КТО и ТД. При этом очередные номерные виды технического обслуживания образцов БТВТ совмещаются с проведением на них СО.
При СО на объектах БТВТ проводится очередной вид технического обслуживания (ЕТО, ТО-1, ТО-2), кроме того, дополнительно организуются работы, предусмотренные в эксплуатационной документации машин при их подготовке к осенне-зимним или весенне-летним условиям.
Проведение технического обслуживания БТВТ организует командир (начальник) ОВФ [3, ст.82] с целью:
поддержания боеготовности БТВТ ОВФ в течение всего периода их эксплуатации за счет обеспечения исправного (работоспособного) состояния и обеспечения запаса ресурса образцов БТВТ на основе рационального использования производственных возможностей РВО общевойсковых формирований во взаимодействии с предприятиями промышленности, ремонтными предприятиями и другими сервисными организациями;
- своевременного проведения КТС и установленных видов ТО и ремонта БТВТ;
- обеспечения рационального распределения объемов работ ТО и ремонта образцов БТВТ между РВО войск и сервисными организациями.
В соответствии с календарным план-графиком выполнения мероприятий сервисного обслуживания ВВТ в ОВФ осуществляется сервисное обслуживание БТВТ, целью которого является поддержание и восстановление работоспособного или исправного состояния образца БТВТ.
При сервисном обслуживании выполняются работы в сроки и в объемах, предусмотренных условиями государственных контрактов.
Категории образцов БТВТ для технического воздействия на них в форме сервисного обслуживания представлены на рисунке 4.
Техническому воздействию в форме сервисного обслуживания подлежат образцы БТВТ в целом, а также ремонтные комплекты ЗИП к ним.
В условиях повседневной деятельности войск сервисное обслуживание БТВТ осуществляется сервисными организациями в войсковых (с участием специалистов ОВФ) и (или) заводских условиях в соответствии с заключенным государственным контрактом.
Другой составной частью обеспечения готовности БТВТ к использованию по назначению является ремонт, который проводится для восстановления работоспособного (исправного) состояния, полного или частичного ресурса образца БТВТ путем замены (ремонта) или восстановления любых его составных частей.
Виды и цели ремонта БТВТ при их использовании по назначению в условиях повседневной деятельности войск показаны на рисунке 5.
Немаловажное значение в обеспечении готовности БТВТ ОВФ к использованию по назначению в условиях повседневной деятельности войск принадлежит технической и специальной подготовке личного состава.
В процессе технической подготовки личный состав ОВФ, на оснащении которого находится БТВТ, приобретает и совершенствует знания, вырабатывает умения, практические навыки и профессиональное мастерство, необходимые для грамотной эксплуатации, поддержания в постоянной готовности к использованию по назначению (боевому применению), полной реализации боевых и технических возможностей БТВТ.
В ходе специальной подготовки личный состав ОВФ и РВО совершенствует знания и умения по применению стационарных и подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации БТВТ, их производственного и технологического оборудования.
Личный состав экипажей БТВ и БТТ, специалисты РВО ОВФ постоянно совершенствуют практические навыки в техническом обслуживании, ремонте и эвакуации машин, особенно в полевых условиях.
Техническая и специальная подготовка, обучение вождению БТВТ экипажей БТВ и БТТ, специалистов РВО ОВФ осуществляются на плановых занятиях, полевых выходах, тактических учениях и на специальных учебных сборах в соответствии с программами боевой подготовки и планами подготовки войск.
В организационном аспекте важным является своевременное обеспечение ремонтных подразделений и подразделений обслуживания ОВФ требуемым количеством специалистов ТТО, соответствующих ВУС с необходимым (заданным) уровнем их подготовки (переподготовки), тренажерными системами с учетом поступлений в войска современных (модернизированных) и перспективных образцов БТВТ.
Необходимо подчеркнуть, что от квалификации и навыков специалистов-ремонтников и оснащения РВО ОВФ современными средствами контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта (включая подвижными) в значительной степени будет зависеть время нахождения объектов БТВТ в ремонте и минимизации сроков возвращения восстановленной техники в строй.
ЛИТЕРАТУРА:
Артемьев Д.А. Основы планирования бронетанковой и автомобильной служб // Информационно-технический бюллетень ГАБТУ МО РФ. — 2020. — № 1. — С. 24.
Клочков В. КАСКО для танков // Военно-промышленный курьер. — 2018. — № 13 (726). — С.1, 6.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М: Воениздат. — 2007. — 416 с.
Читайте также: