Чем занимаются работники жкх

Обновлено: 04.05.2024

Управляющей компанией называется юридическое лицо, главным направлением деятельности которого является управление многоквартирными домами, предоставление услуг по ремонту и содержанию их имущества, поддержание санитарных норм, а также бесперебойное снабжение необходимыми ресурсами проживающих людей.

В этой статье разберём подробно за что отвечают управляющие компании ЖКХ (УК), а также какие услуги они оказывают.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Законодательные акты, регламентирующие деятельность УК

    . . . . . . . . . . . . ; . . .
  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.

Главные обязанности и зона ответственности по содержанию многоквартирных домов?

Законы РФ предъявляют серьёзные требования к деятельности УК. Но, как показывает практика, к сожалению, ни одна компания не выполняет свои функции и обязанности надлежащим образом.

Каждый собственник должен чётко знать что должна делать УК бесплатно и требовать их выполнения в полном объёме.

Кто контролирует выполнение функций УК и ее деятельность, мы рассказывали тут, а из этого материала вы узнаете, как бороться с бездействием управленцев.

За что, в целом, отвечает предприятие?

УК должна проводить работы по ремонту и эксплуатации:

  1. обслуживать, устанавливать, заменять измерительные счётчики общедомового потребления;
  2. поддерживать техническое состояние объекта с целью безопасного проживания;
  3. проводить операции, связанные с энергосбережением;
  4. собирать и хранить энергосберегающие лампы, которые подлежат утилизации;
  5. проводить осмотры имущества и своевременно устранять выявленные неполадки и дефекты;
  6. вывозить твёрдые бытовые отходы;
  7. своевременно осуществлять подготовку к сезонным периодам;
  8. обязанности по соблюдению санитарных норм ( содержание мест общего пользования и придомовых территорий);
  9. устранять аварии, возникшие на внутридомовом оборудовании;
  10. поддерживать техническое оборудование в исправном состоянии для качественного предоставления ЖКУ жильцам;
  11. соблюдать меры пожарной безопасности.

О том, какие функции должна выполнять УК, мы более подробно рассказывали в этой статье.

Деятельность организационного характера

  1. поддержание взаимоотношений с поставщиками, подрядчиками и иными лицами, с которыми взаимодействует компания;
  2. сбор и хранение технических документов;
  3. собирать и передавать поставщикам оплату за предоставленные ресурсы;
  4. выявлять лиц, которые незаконно пользуются ЖКУ (электроэнергия);
  5. вести регистрационный учёт жильцов дома;
  6. проводить собрания всех жителей многоквартирного дома (МКД) с целью предоставления отчёта о проделанной работе (ежегодно);
  7. своевременно оповещать собственников об изменениях, связанных с тарифами на предоставляемые услуги.

О том, как собственнику в МКД получить от УК необходимые данные и каким образом регламентируется порядок раскрытия информации, узнаете здесь.

Если будет выявлен факт траты денежных средств не по назначению или их исчезновение в неизвестном направлении, то собственники имеют право обратиться в органы, осуществляющие контроль, написав жалобу.

Вывоз мусора и отходов

  1. Сбор и утилизация бытовых отходов с территории МКД. Вывоз мусора производится в зависимости от проектов МКД (дома с мусоропроводом на подъездной клетке или баки для отходов, находящиеся на придомовой территории). Услуга предоставляется третьей компанией, с которой УК должна оформить деловое соглашение.
  2. Вывоз крупногабаритного мусора (старая мебель, ванны, батареи и т. д.) При заключении дополнительного соглашения (разового или на постоянной основе) за отдельную оплату из средств собственников могут вывозиться крупногабаритные отходы. Решение о дополнительной услуге и оформления договора о сотрудничестве должно приниматься на общем собрании жителей МКД.

Внимание: если дополнительного соглашения такой формы не составлено, то жильцы дома обязаны самостоятельно увозить свой крупногабаритный мусор.

В услуги, которые предоставляют сторонние организации, входит вывоз мусора и бытовых отходов.

За оставленный крупногабаритный мусор собственника может оштрафовать управляющая компания. Поэтому необходимо своевременно организовывать мероприятия по утилизации.

О содержании дома

Комплексная проверка

  • Осмотр канализационных отсеков.
  • Осмотр вентиляции.
  • Осмотр приборов для подачи и холодной воды, контроль подачи.
  • Замена, ремонт, демонтаж выключателей и предохранителей в общих щитках на подъездной клетке.
  • Осмотр вытяжки канализационных люков.
  • Ремонт арматуры и других вспомогательных устройств.
  • Устранение неполадок, связанных с отопительной системой.
  • Ликвидация протеканий.

Подготовительные работы к зимнему времени года, выполняемые УК

  1. Проверка застекления окон на подъездных площадках и устранение проблемных зон.
  2. Проверка исправной работы дверей (при выявленных неполадках немедленное устранение).
  3. Незамедлительное устранение всех видов неисправностей, которые могут повлиять на подачу тепла (вызвать проблемы при подаче).

Поддержание и соблюдение безопасности

  • Своевременная очистка и дезинфекция мусорных баков.
  • Своевременный вывоз бытовых отходов и прочего мусора.
  • Работа на газонах (озеленение, насаждения, прополка, общий уход за растениями).
  • Уборка территории, принадлежащей МКД.
  • Осмотр на наличие дефектов турников, качелей и других строений на детских площадках рядом с домом.
  • Очистка от пыли батарей, окон и приборов освещения.
  • Регулярная уборка зоны лифта и мусорных отсеков.
  • Регулярная уборка подъезда.
  • Регулярные уборки чердаков и зоны подвала, проведение дезинсекции от грызунов, насекомых и т. д.

Мероприятия по текущему ремонту

  1. Устранение течи.
  2. Устранение засоров в канализационных отводах.
  3. Осуществление сварочных работ.
  4. Проверка исправной работы замков на техническом оборудовании и при выявленных неисправностях их устранение.
  5. Проверка исправной работы систем тушения пожара.

О содержании придомовой территории

Придомовая территория – это земля, которая располагается вокруг многоквартирного дома и её границы чётко регламентированы в землеустроительной документации.

Эта зона также относится к собственности жителей дома, поэтому УК обязана следить за чистотой и гигиеническим состоянием этого участка.

Придомовая территория состоит из:

  • детских и спортивных площадок;
  • площадок для сушки белья;
  • мест, отведённых для стоянки автомобилей;
  • участка под домом;
  • элементов озеленения;
  • проездов для пожарных машин.

Самое большое количество жалоб и нареканий от жителей в адрес УК связано именно с неблагоустроенной придомовой территорией. А ведь эта зона входит в комплекс работ по содержанию и ремонту.

Обязанности:

  1. Уборка мусора и листвы (согласно сезонам).
  2. Проверка безопасного состояния детских площадок.
  3. Своевременная уборка снега, сосулек, очистка крыши дома.
  4. Круглосуточная аварийная поддержка.
  5. Посадка кустарников, деревьев, цветов и других астений.
  6. Регулярный уход за насаждениями (полоть, рыхлить, удобрять).
  7. Ограждение пешеходных дорожек.
  8. Установление клумб.

При выявленных нарушениях в несоблюдении обязательств УК собственники могут обратиться в жилищную инспекцию или Роспотребнадзор с жалобой. Если от этого будет мало толку, то следующей инстанцией может стать прокуратура или суд.

О договорах, заключённых с юридическими лицами

Юридические лица, которые имеют в собственности помещение в МКД, могут договариваться о поставке и оплате жилищно коммунальных услуг не с УК, а напрямую с предприятиями-поставщиками, то есть непосредственными исполнителями.

Услуги по содержанию общедомового имущества и прилежащей территории, которыми пользуются юридические лица, оплачиваются абсолютно по такому же принципу, как и у физических лиц. Основанием служит составленное и подписанное соглашение на предоставление услуг.

Если на общем собрании МКД путём голосования было принято решение о введении дополнительных услуг, то юридические лица обязаны также оплачивать такие услуги на общих основаниях.

Расчёты с УК юридическим лицом могут осуществляться как наличными средствами, так и безналичным способом.

Что входит в перечень дополнительных работ, предоставляемых организацией: право выбора и стоимость

В платные услуги входит:

  1. Предоставление плотницких работ.
  2. Услуги слесаря.
  3. Предоставление услуг по установке и замене сантехники.
  4. Электромонтажные работы.
  5. Подготовка и выдача определённых документов.

Согласно законодательству РФ регламент по предоставлению дополнительных услуг отсутствует. Есть только список обязательных и главных услуг, которые предоставляют управляющие компании (статья 153 ЖК РФ).

К дополнительным услугам можно отнести:

  1. Услуги по охране объекта.
  2. Услуги вахтёра или консъержа.
  3. Установка видеонаблюдения
  4. Установка домофона.
  5. Такси.
  6. Доставка продуктов питания.
  7. Выездная химчистка.
  8. Другие возможные услуги сторонних организаций.

Решения о пользовании дополнительными услугами также принимается на общем собрании собственников. Такие услуги также может предложить и сама УК за отдельную оплату.

Следует понимать, что стоимость таких услуг будет определена с учётом того, что УК будет выступать в качестве посредника. Поэтому в стоимость войдёт плата сторонней компании за оказанную услугу и дополнительно оплата УК.

О ценах на обязательные отчисления в сфере ЖКХ по закону

Каждый житель МКД должен знать, что существует список обязательных услуг, которые в любом случае должны быть оплачены. Согласно ПП№290 от 03.04.2013 года отказ от любой услуги из этого списка не возможен.

Цены фиксируются на основании разработанной сметы, при этом учитываются технические характеристики определённых МКД, а также тарифы на ресурсы снабжающих компаний. Общее значение (полученная сумма в итоге) делится на всех жителей дома.

Каждый МКД имеет свои технические особенности и характеристики, соответственно, и цена на квадратный метр может быть разной для конкретного дома. Однако практика показывает, что стоимость услуг определяется на основании установленных размеров в конкретном муниципалитете.

Жилищный кодекс регламентирует, что в оплату входит:

  • отчисления на капитальный ремонт (возможно ли для этого открыть спецсчет в УК узнаете тут);
  • оплата услуг ЖКХ;
  • стоимость услуг на содержание и ремонт общего имущества;
  • стоимость услуг, предоставляемых УК.

Тарифы на капитальный ремонт определяются на региональном уровне, а ЖКУ – решение принимают энергетические комиссии.

Документы, регламентирующие ценообразование и минимальные цены, можно найти на официальных сайтах уполномоченных органов.

Цены формируются, исходя из стоимости ресурса. Оплата формируется из цифр потребления и затрат на общедомовые нужды.

На основании чего и как формируются тарифы УК мы подробно рассказывали тут.

Об оплате благ УК

Одной из форм управления многоквартирными домами является привлечение управляющих компаний. Деловые отношения основываются на заключённом соглашении с УК по оказанию платных услуг (статья 162 ЖК РФ).

Платежи осуществляются путём оплаты квитанций, в которых отражаются тарифы и величины потребления, а также реквизиты УК в банке. Квитанции приходят собственникам в почтовые ящики.

Оплатить квитанции можно несколькими способами:

  • при личном визите в банк;
  • почта;
  • в режиме онлайн по средствам сети интернет;
  • РКЦ;
  • и другими доступными способами.

Действия при авариях жилья: что обязана делать в этих случаях?

В обязанности аварийной службы входит устранение любых возникших проблем, связанных с неполадками технического оборудования в доме. Порядок устранения аварийных ситуаций, а также сроки регламентируют Правила и нормы технической эксплуатации ЖФ (постановление Госстроя №170 от 27 сентября 2003 года).

К авариям относятся:

  1. Неисправная работа лифта.
  2. Засоры канализации и мусоропровода.
  3. Засоры в системе водоотведения.
  4. Течь водопроводных труб.
  5. Неисправная работа электрооборудования.

Устранение всех вышеперечисленных аварийных ситуаций входит в обязанности УК. Все затраты на аварийную службу должны производится из средств, указанных и оплаченных в ежемесячных квитанциях. Никаких дополнительных взносов собственники платить не должны.

Если штат УК не имеет собственную аварийную службу, то она должна начать сотрудничество со сторонней компанией, которая специализируется в этом направлении.

Подводя итоги, можно отметить, что собственники имеют право пользоваться как минимальным пакетом услуг, предоставляемым УК, так и расширенным. Дополнительные услуги жильцы могут определить самостоятельно в зависимости от личных пожеланий, а затем согласовать их на общем собрании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

услуги жкх которые вы должны получать бесплатно

Предлагаем разобрать услуги ЖКХ, которые вы должны получать бесплатно. Каждый собственник квартиры задается вопросом, за что ему платить, а что коммунальщики сделают без оплаты. Конечно, евроремонт или замену старых обоев придется делать за свой счет.

Существует целый перечень работ, которые требуются регулярно, но за них не надо платить. Поэтому мы рекомендуем заранее изучить, что именно должны выполнить электрики, сантехники и другие специалисты для вашего дома и подъезда без дополнительной платы.

Какие платные и бесплатные услуги предоставляет ЖКХ

Люди, которые живут в многоквартирных зданиях, зачастую нуждаются в помощи управляющей компании. Например, может забиться труба или вентиляционный канал. Не обойтись без этой службы, если в аварийном состоянии оказался козырек над подъездом или лестница внутри него. Проблемы возникают регулярно, и их нужно решать как можно скорее.

Стоит отметить, что коммунальные службы решат задачу не абсолютно безвозмездно. Оплата идет из суммы в квитанции, которую ежемесячно переводят владельцы жилья. То есть за каждый проведенный вид работ определенную сумму перечисляют по договору, который был заключен с УК или поставщиком ресурса. Часть ЖКУ, которая выходит за рамки стандартного обслуживания, будет оплачена из собственных средств жильцов.

Чтобы пользоваться этим и не тратить деньги, рекомендуем изучить, а лучше распечатать список того, что специалисты обязаны исправлять без выставления дополнительного счета.

бесплатные услуги жкх в приватизированной квартире

Перечень бесплатных и платных услуг в сфере ЖКХ в приватизированной квартире

Если имущество находится в собственности, можно не тратиться на:

  • содержание, капитальный и текущий ремонт многоэтажного дома, подъездов, чердаков и подвалов;
  • исправление, наладку и профилактику в системе газоснабжения или отопления;
  • замену общедомовых счетчиков, действия по восстановлению его функционала.

В части обслуживания помещений управляющая компания также может решать несколько иные задачи по обслуживанию помещений. Конкретный список обязательно должен быть утвержден на собрании жильцов с представителями УК. Его можно запросить в управляющей компании и проверить ее полномочия.

Бесплатные услуги ЖКХ в муниципальной квартире

Люди, которые проживают на социальной жилплощади, могут попросить сделать больше, чем собственники жилья.

Что делают для них:

  • разнообразный ремонт (как капитальный, так и текущий) – для дома и общего имущества;
  • работы, связанные с сантехникой, электрикой, отоплением и газоснабжением;
  • меняют раз в определенный период оборудование – газовые колонки, печи, ванные и так далее.

Но стоит отметить, что оборудование устанавливают на очень большой срок. Так, на эксплуатацию кухонной плиты отводится 20 лет, а чугунную ванну заменят не раньше, чем через 45 лет после ее установки.

бесплатные услуги жкх

Какие бесплатные коммунальные услуги оказывает ЖКХ

Рассмотрим подробно, что относится к общедомовому имуществу и восстановление чего не придется оплачивать.

Что делают без оплаты:

  • установку и ремонт стояков холодного и горячего водоснабжения, - до первого соединения или ответвления;
  • подсоединение газопровода, - до запора или развилки;
  • стояки, которые относятся к отоплению, водоснабжению или водоотведению.
  • счетчики, которые имеются в сетях, - монтаж до первого соединения или запорного механизма.

Сотрудники коммунальных служб отвечают за содержание в порядке общедомового имущества. Поэтому выполняют следующие работы:

  • ставят новые стекла окон и дверей, а также лампочки в любых вспомогательных помещениях;
  • убирают с крыши снег и наледь, снимают сосульки;
  • моют окна, полы, лестничные марши и вытирают пыль;
  • следят за чистотой придомовой территории.

перечень платных услуг жкх

Услуги ЖКХ: что в вашей квартире не отремонтируют бесплатно

Есть целый перечень того, что предстоит менять за свой счет, так как УК не трогает то, что принадлежит хозяевам:

  • все ИПУ (индивидуальные приборы учета), которые стоят в квартире - это обязанность перед поставщиками ресурсов;
  • плиты, как газовые, так и электрические (если жилье приватизировано);
  • батареи в центральном отоплении;
  • домофон;
  • сантехнику – смесители, раковины, унитазы, душ, краны;
  • трубы, которые находятся после разводов и соединения со стояками;
  • электрику – осветительные приборы, розетки, кабели и т.д.

Расплачиваться по счетам за такие замены придется как жильцам муниципального помещения, так и владельцам.

платные услуги в сфере жкх

Зачем нужно общее собрание собственников

На собрании владельцев квартир и представителей УК поднимают вопросы относительно обслуживания многоквартирного дома. Что обязательно там проговаривают и позже вписывают в договор:

  • ежемесячную сумму платежей;
  • в каком порядке и срочности нужно выполнить определенные задачи (сначала починить крышу или водоотведение);
  • ремонт каких коммуникаций и объектов будет относиться к обязанностям УК.

Сумма в платежке за ЖКУ, которая будет предъявлена к оплате, зависит от нескольких факторов:

  • площадь;
  • тип жилья;
  • сколько человек прописано;
  • объем потребленных ресурсов в соответствии с приборами учета.

Также эта сумма зависит от того, на каких условиях составлялся договор между хозяевами жилплощади и компании.

платные услуги жкх сантехника

Какие услуги сотрудников ЖКХ будут бесплатными

Список того, что УК гарантирует выполнять бесплатно, должен быть составлен и подписан на общем собрании. После этого он вывешивается в офисе и на сайте. Перечень необходимо разместить так, чтобы любой житель мог его прочитать и понять.

Владельцы дома со своей стороны обязуются ежемесячно перечислять необходимую сумму.

Вот примерный перечень работ, которые каждая УК включает в стандартный договор:

  • замена прокладок;
  • установка вставки для седла клапана;
  • устранение утечек;
  • прочистка и промывка внутренней канализации;
  • замена или ремонт гибкой подводки к сантехнике;
  • проверка технического состояния бытовых газовых приборов;
  • закрепление на месте унитаза, душевой кабины, мойки;
  • устранение засоров, если они произошли не по вине проживающих;
  • регулировка смывного бачка;
  • наладка и регулировка функционирования системы горячего водоснабжение с проверкой отсутствия пробки, промывкой и заменой неисправных деталей;
  • обслуживание батарей, установка аналогов;
  • ремонт электропроводки на лестничных клетках.

платные услуги жкх

УК обязуется содержать многоквартирный дом и осуществлять такие виды деятельности:

  • утилизация мусора;
  • профилактика водостоков;
  • контроль коммуникаций;
  • уборка помещений общего пользования и территории;
  • осмотры и подготовка перед проверкой МЧС, а также других служб;
  • освещение всех комнат, которыми пользуются жильцы.

Что относится к обеспечению имущества многоквартирного дома:

  • поддержание в нормальном состоянии и утепление кирпичных стен, герметизация трещин и швов;
  • своевременная профилактика козырьков, лестниц, водосточных труб;
  • замена ливневок при необходимости;
  • контроль состояния чердачного покрытия;
  • очистка прилегающей территории от листьев и травы;
  • гидроизоляция пола в ванной или туалете.

платные услуги жкх сантехника цена

Сотрудники УК обслуживают технические коммуникации и помещения:

  • утепляют, ставят новые переходники, устраняют протечки;
  • промывают отопление;
  • прочищают трубопроводы;
  • укрепляют плафоны, меняют лампочки, наружную электрику;
  • регулируют смывную систему;
  • ремонтируют электрощитки и неисправные участки сети;
  • устраняют возможные поломки в печах и очаги.

При необходимости сотрудники УК могут откачать воду из подвала, вскрыть полы над трубопроводом или заменить патрубки на дымоотводных узлах.

Весной останавливают отопление, а осенью запускают его, в перерывах проводят профилактику и проверяют работоспособность системы.

перечень бесплатных услуг жкх в приватизированной квартире

За что все равно приходится платить

Но есть и отдельные частные случаи, когда работа сантехника относится к платным услугам ЖКХ, а цена их устанавливается работником в соответствии со средней на рынке и закреплена в прайсе.

Например, замена счетчика или стояка, срок эксплуатации которого еще не истек. В этом случае человек приходит в УК либо обращается на их сайт и узнает, во сколько ему это обойдется. Он может подать заявку на исправление или ремонт.

Рассчитываться стоит только двумя способами:

  • наличными, получая кассовый чек;
  • безналичным расчетом.

Это доказательство оплаты, если что-то будет выполнено некачественно и потребует починки. Также наличие платежных документов поможет добиться компенсации за халатное отношение.

перечень бесплатных услуг жкх

Что делать, если УК игнорирует просьбы или требует большую сумму

Расценки на платные услуги ЖКХ населению примерно одинаковы в разных регионах. Сотрудники УК не должны завышать их стоимость, а также отказываться от того, что прописано в договоре. Их регулярно проверяет государственная жилищная инспекция и при необходимости прокуратура.

Поэтому, если в управляющей компании отказываются действовать, как положено, можно смело писать жалобу и требовать своевременного выполнения профилактических и иных работ. В крайнем случае можно подать судебный иск, где подробно изложить претензию и просьбу взыскать с УК штраф. Его присудят, если управляющая компания не справляется со своими обещаниями или злоупотребляет полномочиями.

Мы привели список платных и бесплатных услуг управляющей компании в сфере ЖКХ, разобрали, что они обязаны делать без отдельного чека, а на что придется потратиться собственникам. Главное – помнить, что если работники управляющей компании отказываются приводить в порядок придомовую территорию, ремонтировать подъезд или козырек над ним, не желают выполнять плановый или аварийный ремонт газоснабжения, то вы имеете полное право написать на них жалобу, обратиться в суд.

Валерий (назовем его так) покинул ЖЭС несколько лет назад и посвятил себя частному ремеслу. Бывший плотник просит учесть, что за это время в сфере могли произойти незначительные изменения. Хотя сама система, очевидно, осталась прежней.

— Расскажите о самой глупой, бесполезной работе, которую приходилось делать.

— До абсурда порой доходил сбор металлолома. Каждый месяц мы должны были собирать определенное количество килограммов, иначе нас лишали премии, а руководству устраивали нагоняй. Сверху считают, что собрать металлолом проще простого, но это не совсем так: его и без коммунальщиков прекрасно выгребают. И вот бывало, что у нас недобор, а в каком-нибудь дворе карусель сломалась. Вместо того чтобы просто заварить трещину, мы оформляли протокол, срезали оборудование и сдавали, а вместо него заказывали новое за бешеные деньги. Так же бывало с пандусами и со всем остальным.

— И часто приходилось вот так выкручиваться?


— То есть отчасти виноваты сами жильцы?

— Во многом. Доходило до того, что нам приходилось царапать новые окна, чтобы их никто не украл.

— То есть в Минске могут украсть окно из подъезда?

— Их снимали довольно часто. По идее, проверять окна мы должны были летом, но чаще всего обход начинали осенью, ближе к сезону. Мы осматривали состояние, записывали, заказывали окна и начинали ставить. В некоторых подъездах они исчезали уже на следующий день. Чтобы этого не происходило, иногда приходилось просто брать стеклорез и расцарапывать стекло, кто-то просто мат писал. Такое окно не продашь, поэтому местные их не трогали.

— Начальство об этом знало или это инициатива рабочих?

— Конечно! Это нормальная практика. Иначе просто не получается. Что ж нам делать, если окон не хватает?


— Создается впечатление, что бо́льшую часть времени занимает показуха перед проверками и начальством.

— Во многом так и есть. Я так первый раз плитку укладывал — оказалось, что по технике безопасности у нас душ должен быть, а его никогда не было. Мы как-то свыклись, не жаловались, но для проверки надо было. Я вызвался сделать: интересно было попробовать. Как-то криво-косо положил, до ночи в ЖЭСе просидел. Плитку, кстати, директор с собственной дачи привез, остатки какие-то.

— Часто бывало, что надо срочно выполнить работу, а материалов просто нет?

— Случалось. Иногда занимали в других ЖЭСах, иногда брали из своих запасов, на свалке собирали. Люди сверху редко думают о том, из чего и как ты это сделаешь, — надо, и все. А может, деньги изначально и выделялись на конкретные нужды, но до нас не доходили, этого я не знаю. Выкручивались как могли, но старались не затягивать — не помню, чтобы заявки месяцами лежали.

— Вся эта бесполезная работа, постоянные компромиссы и недоработки — прихоть начальников или вынужденность?

— Начальник ЖЭСа имеет очень маленькое влияние на ситуацию. Самостоятельно принимать решения он не может. Директор может только быть виноватым.

Обычно происходит так: нам дают задание, которое нормально выполнить мы не можем, но сделать надо. Мы делаем из того, что есть, оно через неделю рассыпается, а начальник надеется, что никто сверху не заметит.


Приказы часто бывают идиотскими. Директор это понимает, вызывает нас, улыбается (или плачет) и говорит, как есть. Бывало, что он сам ездил и искал стройматериалы. Несколько раз ему дома надо было что-то починить, и вместо того чтобы позвать рабочих и заплатить частнику, он оформлял заявку через платные бытовые услуги и платил ЖЭСу, просто чтобы закрыть план до конца месяца.

— Оттуда же желтые вазы на проспекте и укладка асфальта в дождь?

— Иногда особого выбора нет: приходится или люки в мороз красить, или еще каким-то абсурдом заниматься. Что касается ваз на проспекте, то я не знаю, кого винить. Работяг? Нет: какую краску дали, такой и покрасили. Их начальника? Тоже нет: сказали срочно покрасить, вот и покрасили. Если директор ЖЭСа начнет еще и об эстетических вопросах думать, его снимут через месяц. Есть много других задач, и любой руководитель расставляет приоритеты. Он понимает, что по-человечески нужно сделать хорошо, но по факту не выходит. Все же просто: начальник по проспекту ехал.


Да и вообще, неужели это самая большая проблема в городе? Надо референдум проводить? Когда в одном доме крыша течет, а во втором света нет, приходится выбирать. Конечно, если бы коммунальщики знали, что такая шумиха пойдет, купили бы за свои деньги краску и сделали. Но кто же знал, что народ так ополчится?

— Активисты и жалобщики как-то влияют на работу коммунальщиков?

— Часто люди жалуются просто ради жалобы. Какой-нибудь дед в маразме названивает просто от скуки, а тебе надо что-то решать. В ЖЭСе их не боятся, просто не любят. К ним относятся как к нерешаемой проблеме, постоянной головной боли. Конечно, такие люди вообще ни на что не влияют.


— Когда вы только пришли на работу, вас не испугала атмосфера этого разгильдяйства?

— ЖЭС меняет человека?

— Меняет. Начинаешь по жизни за собой замечать немного наплевательское отношение. Видишь, что и так все прокатывает, перестаешь перегружать нервную систему. Если люди остаются там надолго, то назад дороги уже не будет. Если брать совсем тяжелые примеры, то посмотрите на мусоропроводчиков. Сложно быть сильной личностью, когда от тебя круглыми сутками несет помойкой. Это морально давит на человека, ломает, угнетает. Я так поработал месяц на замене и понял, что это невозможно.


Конечно, если ты главный инженер, то это хороший опыт. Да это и в принципе хороший опыт, мне было интересно посмотреть жизнь с этой стороны. Это отличный старт для человека, который хочет научиться работать руками.

— Вы пытались что-то менять?

— Менять не пытался, но первое время старался делать все качественно, подходил ответственно. Правда, мне быстро сказали, что в таком подходе нет смысла: все равно через неделю сломают. К тому же периодически действительно было много работы, и времени заморачиваться просто не было.

— Вы можете описать типичного сотрудника ЖКХ? Он действительно такой, каким его представляют?


— Сколько вы зарабатывали?

— Я не вспомню точную сумму, но в какое-то время обычный коммунальщик зарабатывал, как учитель или врач. Иногда чуть больше. Но потом зарплаты стали падать, ввели новую систему оплаты, и стало хуже. У нас, кстати, какое-то время работала школьный психолог-педагог. Днем с детьми занималась, а вечером у нас полы мыла. Показательно, я считаю.

— К коммунальщикам всегда было много вопросов, но причин на то может быть масса. На каком уровне система дает сбой?

— Система ЖКХ меняется очень медленно. Она была рабочей при советском строе, когда мотивации перетруждаться ни у кого не было: все получали примерно одинаковую зарплату и могли геройствовать разве что по идейным соображениям. ЖКХ полностью соответствовало той системе и как-то работало. Хорошо ли, плохо ли — вопрос другой.

Потом времена изменились, а коммунальное хозяйство по своей сути — нет. Хотя попытки к развитию предпринимаются, нельзя этого отрицать. Она просто перестала быть актуальной, теперь за идею люди работать не готовы. Так что менять надо сверху. Простой работяга не может повлиять на этот процесс: будет он работать хуже или лучше, ничего в корне не поменяется.


— Дело не просто в нерадивых работниках и банальной лени?

— Если бы в ЖЭС изначально не мог прийти алкоголик, а плохим работникам грозило увольнение, все было бы иначе. Но у нас все так, как есть. К тому же система до сих пор не до конца прозрачна: люди не знают, как распределяются деньги. Даже в жировках не все понятно, что говорить о масштабных вещах?

— Вы говорили о том, что структура ЖКХ работает по типичной советской системе, что она плановая, неподвижная. Когда что-то изменится или сломается?

— Не знаю, стоит ли все ломать и отстраивать заново. Мне кажется, ЖКХ потихоньку стараются модернизировать и плавно превратить во что-то другое. Медленно, не всегда эффективно, но пытаются. Сначала хаус-мастера, потом 115.бел, еще что-то. Нельзя говорить, что ничего не меняется. Не исключаю, что даже с момента моего ухода многое изменилось, условия стали лучше. Что-то определенно происходит, просто слишком медленно.

старший по дому

В каждом многоквартирном доме проживает большое количество людей, они не могут все одновременно взаимодействовать с органами власти по вопросам обслуживания дома, заниматься контролем управляющей компании и ЖЭКа, решать бытовые вопросы жильцов.

Для такой работы нужно выбирать одного человека, достойного представителя всего сообщества собственников квартир. Главный по дому – работа сложная, ответственная, многочисленные полномочия дополняются целым списком обязанностей.

Какие функции выполняет старший по дому, полагается ли зарплата за такую работу, с какими инстанциями может иметь дело управдом? Данные вопросы решаются законодательно, с учетом действующих нормативов Жилищного Кодекса Российской Федерации, также некоторые моменты зависят от решения самых жильцов МКД.

ВНИМАНИЕ! Старший по дому или по подъезду подчиняется общему собранию жильцов, оно устанавливает сроки работы выбранного представителя и может прекратить его полномочия в досрочном порядке.

Основные понятия и функции

старший по дому

Чтобы решить вопрос с обязанностями, следует сначала определить, кто такой управдом, старший по дому. Управдом – это лицо, которому жильцы МКД доверили представлять свои интересы перед Управляющей компанией, ТСЖ. Права и обязанности старшего по дому разнообразны, но в первую очередь деятельность такого представителя дома должна основываться на букве закона.

Наиболее важным является решение вопроса на региональном уровне о выборах старшего по дому, о том, кому он будет подчиняться в своей деятельности. Что входит в обязанности данного представителя жильцов многоквартирного дома?

Во многих регионах функции такого человека идентичны.

  • Он занимается контролем уборки подъездов, лестниц, лифтов или другой территории общего пользования. Если такая работа проводится некачественно, старший по дому должен решить вопрос с управляющей компанией.
  • Управдом также следит за тем, как ЖЭК выполняет свои договорные обязательства. К таким обязательствам может относиться уборка, оборудование придомовой территории, ее обустройство и обслуживание.
  • Среди обязанностей представителя – тщательный контроль над соблюдением в доме противопожарных, экологических, санитарных нормативов. Необходимо, чтобы проводилась тесная работа с органами пожарного контроля, выполнялись мероприятия, направленные на обеспечение дома от пожара.
  • Контролирует старший по дому и проведение уборки придомовой территории, уборки снега в зимний период. Обязан такой человек принимать меры в тех случаях, если есть нарушения в содержании общедомового имущества.
  • Большое значение в работе старшего по дому имеет его инициативность, рационализаторские идеи относительно содержания и хранения общедомового имущества.
  • Старший по дому – человек, у которого жильцы могут получить необходимые контактные данные тех эксплуатационных инстанций, которые занимаются обслуживанием дома, решают аварийные ситуации. Это компетентный глава дома, у которого можно найти решение многих вопросов.
  • Если в доме проводится ремонт, текущий или капитальный, старший должен контролировать качество выполнения всех работ. Он будет наблюдателем при управляющей компании, занимающей предоставлением коммунальных услуг населению.
  • Представитель, выбранный общим собранием, должен делать все необходимое, чтобы помочь малоимущим гражданам, проживающим в МКД, объяснить им их льготы по оплате коммунальных услуг и в других вопросах, содействовать органам соцзащиты в данном направлении. В круг его обязанностей входит и сотрудничество с правоохранительными органами, помощь им в обеспечении порядка в доме.
  • Еще один объект внимания — хранение всех протоколов общих собраний, технических осмотров общедомового имущества, паспортов на счетчики. Каждый протокол техосмотра является важным документом.

Среди главных обязанностей старшего по дому – работа с жильцами, они должны знать правила содержания и эксплуатации жилых и нежилых помещений, мест общественного пользования. Он должен следить и за тем, придерживаются ли нормативов владельцы домашних животных (а это часто является проблемой).

ВНИМАНИЕ! Когда проводятся выборы нового старшего по дому, предыдущий обязан отчитаться за проделанную работу в период действия его полномочий.

Как видно, у данного лица огромный круг обязанностей, поэтому, прежде чем стать старшим по дому, следует хорошо оценить свои возможности. Для многих будет также важно, сколько получает представитель за свою деятельность, стоит ли возлагать на себя огромный груз ответственности.

Нет разницы, как называется должность, — управдом или старший по дому – главное достойно отстаивать интересы жителей своего дома.

Перечень прав

Чтобы достойно и законодательно представлять интересы жильцов МКД, старшему по дому нужны права и полномочия. В противном случае его работа будет малоэффективной.

Жилищный кодекс не оговаривает такие права, они могут быть сформированы на уровне нормативов регионального законодательства или приняты на общем собрании жильцов дома. Решать вопрос с правами и обязанностями необходимо сразу, когда осуществляется выбор человека на данную должность.

  • Старший по дому имеет право вносить различные предложения относительно ремонтных работ, содержания мест общего пользования. Это заведующий ключами от подвала, чердака, технических помещений, других мест общего пользования.
  • Он может запрашивать необходимую информацию от управляющей компании относительно ее обязательств. Если такие обязательства выполняются ненадлежащим образом, старший по дому требует устранения нарушений.
  • Он может контролировать, как используются денежные средства, предназначающиеся для ремонтных работ общедомового имущества, принимает участие в составлении акта выполненных работ.
  • Если представитель жильцов уверен в необходимости проведения текущего или капитального ремонта, он направляет предложение о нем в управляющую компанию, осуществляет согласование с компанией сроков и комплекса работ.
  • Он также имеет полное право стать одним из членов районного домового комитета. Домовые комитеты действуют в Москве и в других городах, они также обеспечивают надлежащие условия эксплуатации домов и придомовой территории. Каждый член Домкома может стать старшим по району, когда придет время переизбрать предыдущего.

В случае, когда собственники квартир или наниматели нарушают правила пользования жилыми помещениями, старший по дому может принимать меры.

Полезное видео

Репортаж об образцовом старшем по дому.

Вопросы по зарплате

Как осуществляется оплата старшему по дому, ведь жилищным законодательством такая должность не предусмотрена? Должность управдома существует уже много лет, но вопрос об оплате его работы не решен.

ВАЖНО! При выплате вознаграждения старшему по дому и членам совета дома не должно нарушаться законодательство, в противном случае возможно даже судебное разбирательство.

На общем собрании может быть принято решение выплачивать зарплату через управляющую компанию, включив в платежку дополнительную строку. Но это нарушает закон, ведь УК не может получать денежные средства, которые не станут ее доходом. А на доход полагается выплачивать НДС. Также высчитывается процент налога и при начислении зарплаты, если включить старшего по дому в штат компании.

Чтобы соблюсти законодательство, можно выбрать один из двух способов решения вопроса с вознаграждением членам совета дома и старшего.

  • По первому способу оплачивается работа при самостоятельном сборе денег жильцами МКД. Потом председатель совета, старший по подъезду или дому получают свое вознаграждение. Средства будут собираться и для компенсации затрат управдом из личных средств на решение вопросов по дому.
  • Также возможно предоставление скидки на оплату коммунальных услуг, что безусловно является хорошим подспорьем в финансовом плане.

На общем собрании, когда проходит переизбрание представителя жильцов, можно сделать обращение к жителям дома и решить вопрос по зарплате – как она будет выплачиваться и в каком объеме. И следует помнить, что ОС имеет право сменить своего представителя досрочно.

В Москве действуют льготы для управдомов на оплату некоторых коммунальных услуг. В их платежках отсутствует плата за вывоз мусора, за домофонную систему, за услуги консьержа.

Читайте также: