Чем отличается объяснительная от пояснительной записки на работе

Обновлено: 19.05.2024

На первый взгляд кажется, что между служебной, докладной и объяснительной записками нет существенной разницы, т.к. эти документы схожи по своему назначению – все они носят информационный характер. Тем не менее это разные документы, которые отличаются содержанием, адресностью, целями составления. Кроме того, в них не содержатся поручения, а сообщаются сведения, побуждающие адресата к принятию окончательного решения по рассматриваемому вопросу.

В чем заключаются особенности служебной, докладной, объяснительной записки? Как правильно оформить каждый документ на бумажном носителе? На эти и другие вопросы постараемся ответить с практической точки зрения.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Докладная записка (код 0286041 по ОКУД*) – это информационно-справочный документ, адресованный руководителю, начальнику отдела, иным уполномоченным лицам. В ней обстоятельно излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя и преследуется цель побудить руководство к принятию определенного решения.

Докладная записка составляется как по письменному или устному указанию руководителя, так и по инициативе самих работников (например, в случаях, когда для урегулирования какого-либо производственного либо хозяйственного вопроса возникает необходимость изложить информацию в письменной форме вышестоящему руководству). С помощью такого документа можно внести предложение об улучшении технической стороны производственных процессов, выразить несогласие с решением, принятым вышестоящим руководителем, а также изложить свою точку зрения при возникновении разногласий с коллегами. Поэтому при подготовке докладной записки автору прежде всего важно доступно сформулировать свою позицию, а затем привести убедительные доводы в ее пользу.

Виды докладных записок

По содержанию докладные записки подразделяются:

  • на инициативные;
  • информационные;
  • отчетные.

Инициативная докладная записка составляется с целью побудить адресата принять определенное решение, поэтому в тексте записки излагаются факты, содержатся конкретные предложения, рекомендации или выводы.

Информационная докладная записка составляется регулярно и содержит информацию о деталях, результатах или методах выполнения работы.

Отчетная докладная записка информирует о завершении работы, ее этапа, выполнении указаний, распоряжений и т.п.

В зависимости от адресата докладные записки подразделяются:

Внешняя докладная записка адресуется руководителю конкретного учреждения, оформляется на общем бланке организации, подписывается руководителем и обычно содержит следующие реквизиты:

  • наименование организации;
  • наименование вида документа (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА);
  • дату;
  • индекс;
  • место составления;
  • адресата;
  • заголовок к тексту;
  • текст;
  • подпись руководителя;
  • фамилию исполнителя, номер его телефона.

Внешняя докладная записка представляется руководителю вышестоящей организации (Пример 1).

Пример 1

Внешняя докладная записка

ул. Советская, д. 123, 116900, Москва

Тел./факс (095) 112-56-90

ОКПО 12377792, ОГРН 1046300213191

О привлечении дополнительных

Уважаемый Андрей Васильевич!

В силу недостатка в кандидатах на стадии формирования административного аппарата для филиала в г. Москве необходимо привлечь трудовые ресурсы из дополнительных источников в срок до 14.04.2014. Собеседования с новыми кандидатами провести до 21.04.2014.

Оплата расходов по дополнительным услугам будет произведена в соответствии с п. 4.5 Договора услуг № 04/56 от 14.02.2014.

Начальник отдела кадров Семенов В.О. Семенов

К обязательным реквизитам внутренней докладной записки относятся:

  • наименование структурного подразделения;
  • наименование вида документа (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА);
  • дата;
  • регистрационный (исходящий номер);
  • заголовок к тексту;
  • текст;
  • отметка о наличии приложения (если есть);
  • адресат;
  • подпись составителя (с указанием должности, инициалов, фамилии).

Пример 2

Внутренняя докладная записка

О прогуле, совершенном менеджером

Довожу до Вашего сведения, что сегодня, 07.04.2014, менеджер по продажам Петрова Валентина Ивановна отсутствовала на рабочем месте в течение всего рабочего дня с 10 часов 00 минут до 18 часов 30 минут.

Никаких сведений или документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия Петровой В.И., предоставлено не было.

В связи с допущенным нарушением предлагаю уволить Петрову В.И. за прогул.

Начальник отдела продаж Игнатьев О.А. Игнатьев

Наш совет

Чтобы сотрудники не допускали ошибок при составлении докладной записки, рекомендуем разработать и утвердить шаблон, который они смогут использовать в дальнейшей работе.

Оформление реквизитов докладной записки

При оформлении докладной записки используют как угловое (Пример 3), так и продольное расположение реквизитов заголовочной части (Пример 4).

Пример 3

Угловое расположение реквизитов в докладной записке

Наименование

структурного подразделения Адресат

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Пример 4

Продольное расположение реквизитов в докладной записке

Наименование структурного подразделения

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Наименование вида документа пишется прописными буквами (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА) и может располагаться по центру или от границы левого поля.

Дата и номер докладной записки пишутся на одной строке. Дата оформляется арабскими цифрами (21.04.2014) или буквенно-числовым способом (21 апреля 2014 г.).

Обратите внимание

Датой внешней докладной записки является дата ее визирования и отправки адресату, датой внутренней докладной записки дата составления и подписания.

Регистрационный номер на внутренней докладной записке проставляется либо по месту составления, либо по месту получения – в зависимости от системы регистрации документов, которая действует в организации.

В случае если докладную записку должны рассмотреть заинтересованные лица, на ней проставляют визы согласования, а после принятия решения – резолюция руководителя.

Вынесение резолюции является конечным этапом рассмотрения докладной записки.

Обратите внимание

Резолюция руководителя, рассмотревшего внутреннюю докладную записку, будет основанием для принятия каких-либо мер, издания документов, проведения мероприятий.

Заголовок к тексту кратко раскрывает содержание документа. Он формулируется по общим правилам составления заголовков к документам: с помощью предлога о/об и отглагольного существительного в предложном падеже, например О прогуле Лазаренко О.О.

Текст докладной записки состоит из двух или трех смысловых частей:

  • в первой – констатирующейчасти – излагаются причины, факты или события, послужившие поводом для ее написания;
  • во второй – анализирующей части – содержится анализ сложившейся ситуации и приводятся возможные варианты решения;
  • в третьей – резюмирующей части – содержатся выводы и предложения о конкретных действиях, которые, по мнению составителя, необходимо предпринять.

Вторая часть в докладной записке может отсутствовать. В этом случае текст докладной записки содержит обоснование, выводы и предложения составителя.

Если у докладной записки есть приложение, отметка о приложении делается до оформления подписи.

Отметку о наличии приложения, названного в тексте записки, оформляют следующим образом:

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Если записка имеет приложение, не названное в тексте, то указывают его наименование, количество листов и экземпляров.

Приложение: Положение об Управлении регионального кредитования на 5 л. в 1 экз.

Внутреннюю докладную записку подписывают составитель (если она представляется руководителю подразделения) и руководитель подразделения (если она представляется руководителю организации); внешнюю докладную записку подписывает руководитель организации.

Обратите внимание

Если докладная записка оформлена на двух и более страницах, то вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Порядковые номера проставляются в правой части верхнего поля страницы арабскими цифрами.

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

Кстати

Служебная записка – документ, не имеющий официального статуса. В ОКУД он не предусмотрен.

Служебные записки готовят в самых разнообразных ситуациях. Стандартные цели этого документа включают:

Текст служебной записки содержит сведения о причинах ее составления в виде предложения, просьбы, заявки. Это может быть информация о перемещениях персонала, встречах, изменениях в корпоративной культуре компании и т.п. Служебные записки оформляются на стандартном листе бумаги формата А4.

Служебную записку подписывает специалист или руководитель подразделения. Датой служебной записки является дата ее составления и подписания.

Законодательством не предусмотрены жесткие требования к составлению и оформлению служебных записок, поэтому порядок их оформления с учетом специфики организации следует закрепить в локальном нормативном акте, например в инструкции по делопроизводству. Формат служебной записки должен служить целям упрощения и ускорения процессов внутренней коммуникации.

Образец оформления служебной записки представлен в Примере 5.

Пример 5

Служебная записка

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

Начальнику отдела кадров И.И. Сидорову

Начальник АХО Свиридов Н.Н. Свиридов

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объяснительная записка – это внутренний документ, объясняющий причины какого-либо действия, факта, случая, происшествия, составляемый работником организации и представляемый вышестоящему должностному лицу.

Согласно части первой ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Работник сообщает причины и обстоятельства совершения дисциплинарного проступка именно в объяснительной записке. На основе объяснительной записки руководитель принимает решение о применении к сотруднику дисциплинарного взыскания. Кроме того, этот документ является одним из оснований для оценки работодателем тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.

Виды объяснительных записок и их особенности

По содержанию объяснительные записки подразделяются:

  • на составляемые для пояснения отдельных положений выполненной работы (проекта, отчета, разработки);
  • составляемые при возникновении штатных ситуаций, нарушениях дисциплины, проступках и т.д.

Объяснительная записка пишется работником от руки в единственном экземпляре на стандартном листе бумаги формата А4 и адресуется потребовавшему ее лицу. Она также может быть набрана на компьютере с использованием трафаретной формы, принятой в организации. Форма объяснительной записки, а также способ исполнения (рукописный или на компьютере) законодательно не закреплены.

Объяснительная записка может составляться структурным подразделением или конкретным должностным лицом.

Записка как доказательство

Работодатель, требуя от работника объяснительную записку, написанную от руки, тем самым защищает себя от неправомерных действий со стороны работника при трудовом споре. Он исключает подмену исходного документа.

Если в компании применяются шаблонные формы, то в конце текста можно сделать пометку: Объяснение составлено лично с использованием персонального компьютера. Дата. Подпись.

Оформление отдельных реквизитов докладной записки

В целях унификации информационно-справочных документов объяснительную записку следует составлять и оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 6.30-2003.

Датой объяснительной записки является дата ее составления.

Текст объяснительной записки должен содержать:

• описание фактов, послуживших поводом к ее написанию;

• аргументы, которые объясняют сложившуюся ситуацию.

Текст записки должен быть убедительным и содержать неопровержимые доказательства.

При оформлении подписи указывается должность, личная подпись, инициалы и фамилия.

В качестве приложений могут приводиться документы, оправдывающие действия составителя документа и подтверждающие те или иные обстоятельства.

По структуре текста объяснительная записка отличается от докладной тем, что не содержит выводов и предложений (Пример 6).

Обратите внимание

Если в компании разработаны и утверждены типовые формы объяснительных записок, применяемых в различных ситуациях, это не означает, что работники должны оформлять записки по утвержденным формам. Документ, составленный не по форме, также может быть действительным.

Пример 6

Объяснительная записка

Считать причины неуважительными.

Применить дисциплинарное взыскание
в виде выговора Александровой И.И.

Отделу кадров издать приказ.
Смолкин 17.04.2014

Об отсутствии на рабочем месте

Я, Александрова Ирина Игоревна, бухгалтер, отсутствовала на рабочем месте 14.04.2013 с 9 часов 00 минут до 15 часов 30 минут по личным обстоятельствам.

Оправдательных документов не имею.

Бухгалтер Александрова И.И. Александрова

РЕГИСТРАЦИЯ ДОКЛАДНЫХ, СЛУЖЕБНЫХ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАПИСОК

Одной из функций делопроизводственной службы организации является обеспечение оперативного поиска нужной информации, связанной с продвижением переданных документов к исполнителю. Для более удобного поиска этих данных используются различные регистрационные формы.

Докладные, служебные, объяснительные записки по своему функциональному назначению являются носителями определенной информации. Поскольку изложенный в записке вопрос требует письменного оформления решения в виде резолюции руководителя организации или иного полномочного должностного лица, документы необходимо регистрировать.

Напомним, что существуют три формы регистрации документов: журнальная, карточная и автоматизированная. Организация вправе выбрать наиболее эффективную и подходящую ей форму регистрации.

Пример 7

Фрагмент журнала регистрации докладных и объяснительных записок

что это такое - объяснительная записка?

С таким видом документа, как объяснительная записка знакомы абсолютно все. Некоторым довелось столкнуться с написанием записки объяснительного типа ещё в школьные годы, кому-то в студенческие времена, а кто-то узнал о ней только при выходе на работу.

Однако общую информацию об этом документе, что это такое, его виды и отличия от других записок, сроки действия и предоставления, право на отказ от написания и некоторые другие подробности знают далеко не все. Данная статья станет хорошим источником информации в этих аспектах.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Что это за документ?

Объяснительная записка — это один из видов документов письменной формы, который или разъясняет некоторые пункты главного документа (отчета, плана и т. д.), либо дает объяснение определенным действиям, происшествиям или же фактам.

Докладная — это документ, предназначенный для рассмотрения руководством, который несет в себе четкую информацию, касательно каких-либо аспектов, а также содержит выводы, советы и предложения, способствующие к побуждению начальства принять необходимое решение.

Виды записок данного типа

какие бывают виды записок?

Существует несколько видов записок, поэтому давайте разберемся, в каких случаях применяется та или иная форма этого документа.

Объяснительные записки можно условно классифицировать на следующие группы:

В ряде случаев такие записки являются документом, который предоставляет отчет начальству об исполнении приказа, постановления, а также действий иного характера.

Чтобы правильно оформить документ, необходимо использовать общий бланк того предприятия, где работает сотрудник, и получить подпись от начальства.

Не забудьте указать, точную информацию о названии предприятия, о том, что записка относится к докладному виду документов, личные данные адресата, индекс, а также место и день заключения внешней записки.

Отличается от внешней записки тем, что для внутренней не требуется указание индекса, места заключения документа, а также получение подписи от руководителя. В остальном данные, которые должны присутствовать в записке, совпадают с вышеперечисленными данными для внешней записки.

Разница между пояснительной и объяснительной записками

отличия пояснительной от объяснительной

Такие виды документов, как объяснительная и пояснительная записки, очень схожи по своей сути, но все же имеют отличия. Документ, являющиеся пояснительным, содержит информацию за отчетный период, установленный для какой-либо организации, и чрезвычайно важен для бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка несет информацию, которая выступает в роли дополнения для всевозможных показателей учета, некоторых таблиц, отображающих состояние имущества, а также других документов финансового характера.

Таким образом, объяснительная записка является более общим документом в отличии от пояснительной, которая используется преимущественно в сфере бухгалтерии.

Сроки подачи и действия

В статьях 192 и 193, входящих в состав Трудового кодекса Российской Федерации, подробно описано право работодателя совершить взыскание дисциплинарного типа в сторону сотрудника, который не исполняет свои обязанности надлежащим образом.

Статьей 193 установлено, что физическое лицо, представляющие работу некомпетентному сотруднику, перед совершением дисциплинарных взысканий должно потребовать с него документ с объяснением причин уклонения от исполнения его обязанностей, а так же, когда он пишется.

В случае применения таких документов, как объяснительные записки, действуют следующие сроки:

сроки предоставления и действия

  1. Предоставить записку с объяснением работник должен не позднее, чем за два рабочих дня. В противном случае, если за этот срок работодатель не получает документ, то в сторону сотрудника оформляется акт.
  2. Документ, содержащий объяснения о нарушении трудовых действий, должен храниться на протяжении трёх лет (согласно федеральному закону под номером 587, вмещающему сведения о перечне архивных документов и о сроках хранения документации). По истечению этого термина, записка теряет срок годности.

Возможно вас заинтересует информация и о другой документации, например заполнение справки 2-НДФЛ.

Обязан ли сотрудник писать объяснительную?

В то время, как на работодателя, в соответствии с действующем законодательством, возложена обязанность требовать от сотрудника объяснительную при подозрении его в дисциплинарном проступке, сотрудник имеет право не писать объяснительную.

В таком случае работодатель совершает взыскание с помощью акта, составленного в адрес провинившегося физического лица. Акт составляется на основе показаний свидетелей. За один дисциплинарный проступок можно назначить только одно дисциплинарное взыскание.

Если сотрудника лично ознакомили с письмом, которое информирует лицо о желании работодателя получить объяснения, то он в обязательном порядке должен на него дать ответ. При этом за ним остается право не писать объяснительную.

Отказ от предоставления объяснений письменно

отказ от написания

Физическое лицо, предоставляющее работу, запрашивает объяснение от сотрудника с целью разъяснения определенных действий и поступков. Работник в праве отказаться от написания данного документа, но этот факт не сыграет в его пользу.

Отказавшись от написания документа, работник подвержен большему риску для получения следующих наказаний:

  • Замечания,
  • Выговора,
  • Штрафных санкций, ,
  • Других видов наказаний, являющихся уместными по мнению работодателя.

Грамотно написав записку и четко разъяснив все факты, сотрудник значительно увеличивает свои шансы к смягчению вины или полному оправданию в глазах работодателя.

Журнал регистрации докладных и объяснительных записок

В список обязанностей работодателя входит соблюдение общепринятых правил делопроизводства. К их числу относят регистрацию объяснительных и докладных записок в журнале, который обязательно должен присутствовать на каждом предприятии и служить в качестве источника по учету документации.

журнал регистрации записок

В то время как всем документам, заключенных в виде записок, присваивается номер регистрационного типа, то для докладных и объяснительных записок нумерацию в журнале необходимо проводить в отдельной графе. Следует помнить, что регистрировать докладные и объяснительные записки вместе – запрещено!

При заполнении журнала нужно указать номер документа, дату, а также наименование и заголовок.

Чтобы иметь представление, что это за документ, скачайте образец объяснительной записки при опоздании на работу.

Что нужно знать об объяснительной записке работнику и работодателю, смотрите в видео ниже:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Также рекомендуем к прочтению:

Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:

2 комментария

я ИП работающая по договору в косметической компании, имею право искать покупателей и координаторов которые так же в качестве посредника привлекают покупателей,возникла ситуация следующая: в 2016 году в мою структуру был оформлен координатор проживающий в РФ но он азербайджанец, тот занимаясь поиском покупателей в своей группе имел место не оплаченных заказов,долги эти автоматически были списаны компанией,однако он не давал внятных объяснений по поводу не оплаченных заказов говоря, что кто то не плптит, кто то взял на продажу, кто то вернул,далее он оформил в свою группу координатора у которой так же появились не оплаченные заказы,в данное время таких набралось на сумму более 300 тр, руководство нашего дивизиона предъявило мне претензию в несвоевременном контроле происходящего с требованием погасить долги в размере 90%,чего я конечно сделать затрудняюсь, при чем разговор был устно,никаких гарантий мне не давали только лищь сказав, что квитанции должны быть на мое имя. Однако вчера по скайпу поговорив с координатором должником азербайджанцем я услышала следующее: что это я его научила так работать,лн знает свои права и ничего платить не будет, он тут не при чем однако я имею скрин переписки его и его координатора в котором она пишет ему " кого ты мне подписываешь у них 300т долгов мне звонили из компании" Что мне предпринять в таком случае 1) начать платить не свои долги из за боязни расторжения со мной договора и потери работы.2) написать Пояснительную по данной ситуации с прикреплением скрина о том, что я не буду оплачивать их долги?

В процессе трудовых отношений нередко возникают конфликты или нештатные ситуации.

Для их урегулирования и принятия объективного решения каждая сторона должна изложить свою позицию и описать последовательность своих действий в определенный период. Эту информацию излагают в виде письменного документа — объяснительной записки.

Что такое объяснительная записка?

Она не входит в систему бланков внутреннего и кадрового делооборота предприятия, так как необходимость в ее составлении возникает только при отклонении от штатных условий труда — опозданиях на работу, прогулах, причинении имущественного ущерба и т.д.

Составление объяснительной является правом, а не обязанностью сотрудника, однако отказ от дачи объяснений может привести к крайне неблагоприятным последствиям, вплоть до увольнения.

Выделим основные правила, которые учитываются при составлении указанного документа:

  • при проведении любого служебного расследования руководство предприятия обязано затребовать у сотрудника объяснительную в письменной форме. Об отказе дать пояснения составляется соответствующий акт;
  • бумага пишется на имя руководителя предприятия или непосредственного начальника, уполномоченного на урегулирование спора с работником;
  • объяснительная по нарушению дисциплины труда и правил внутреннего распорядка должна быть учтена при принятии решения о назначении наказания (отказ проверить доводы, указанные в документе, влечет отмену дисциплинарного взыскания).

Объяснительная на работу пишется в произвольной форме самим сотрудником. Закон не содержит типовой формы указанного документа, однако работник должен придерживаться общих правил оформления.

Эта бумага подлежит регистрации с присвоением входящего номера, а при составлении в рамках служебного расследования — прикладывается к материалам проверки.

объяснительная записка

Как правильно написать объяснительную записку?

Этот документ составляется по требованию работодателя или по собственной инициативе сотрудника. При назначении служебного расследования на написание дается не более двух дней, в иных случаях срок определяется на усмотрение сторон. Целесообразно составить объяснительную директору или иному представителю предприятия в максимально сжатые сроки, чтобы не допустить негативного развития ситуации.

Вот какие правила нужно учитывать:

  • если бумага пишется по факту опоздания на работу, необходимо доказать уважительность причин позднего появления на рабочем месте;
  • объяснительная по болезни должна содержать информацию о заболевании, обращении к врачу или вызове его на дом (впоследствии нужно подтвердить данные больничным листком);
  • документ о невыполнении порученных обязанностей или срыве производственных задач должен содержать объективные причины, по которым допущено нарушение (например, неисполнение соответствующих обязанностей другими отделами).

Недопустимо писать бумагу под диктовку начальства или иного должностного лица. Как правило, в таких случаях могут искусственно создаваться доказательства, которые будут использованы для дисциплинарного взыскания (в том числе, увольнения по виновным основаниям).

Даже если вы признаете вину в совершении дисциплинарного проступка, обязательно укажите:

  • на мотивы своих действий, поскольку допущенное нарушение может быть вызвано устранением более серьезных последствий для работодателя;
  • на первый факт допущенного нарушения, так как руководитель обязан учесть все обстоятельства проступка;
  • на отсутствие серьезных последствий для производственно процесса;
  • на возможность возместить причиненный ущерб в добровольном порядке.

Если составляется акт по факту дисциплинарного проступка, объяснительная должна быть включена в материалы служебного расследования.

При обжаловании действий работодателя в суде будут заново оцениваться все обстоятельства нарушения.

В содержании рассматриваемого нами документа должны быть следующие пункты:

  • наименование должностного лица, на имя которого составляется бумага;
  • сведения о сотруднике, с указание должности и структурного подразделения;
  • обстоятельства и факты (например, выявленный факт отсутствия на рабочем месте);
  • объяснения сотрудника в произвольной форме;
  • дата составления документа и личная подпись сотрудника.

Составив объяснительную, нужно зафиксировать факт ее получения работодателем. Для этого ставится отметка входящего номера или подпись непосредственного начальника. Целесообразно сохранить второй экземпляр документа, чтобы использовать его при дальнейшем урегулировании спора.

Виды объяснительных

Данные документы могут оформляться не только по месту постоянной работы, но и в иных обстоятельствах. Выделим наиболее распространенные виды объяснительных, с которыми вы можете столкнуться:

  • составленная по факту выявленного нарушения;
  • разъясняющая причины поведения на рабочем месте при отсутствии факта дисциплинарного проступка;
  • составленная в отношении действий подчиненных или зависимых лиц (например, родители могут писать объяснительную записку за поведение своего ребенка в школе).

Правила оформления в разных ситуациях будут схожими — нужно максимально подробно указать все факты в хронологическом порядке, обосновать мотивы и причины своих действий, подтвердить уважительность причин нарушения трудовой дисциплины и т.д.

Резюме

Если работодатель предлагает вам написать объяснительную, не нужно отказываться от своих прав — чем подробнее и убедительнее вы изложите свою позицию, тем больше шансов избежать серьезного наказания даже при допущенном нарушении.

Составляя документ, укажите все обстоятельства и факты — время и место действий, поведение иных лиц, наличие или отсутствие свидетелей и т.д. Рассмотрение этой бумаги является обязанностью работодателя, даже если картина проступка кажется очевидной.

Если сотрудник опоздал, появился на рабочем месте в нетрезвом состоянии или как-то иначе нарушил трудовую дисциплину, работодатель вправе потребовать с него письменное объяснение такого поведения. Причём согласно ч. 1 ст. 193 ТК РФ. сделать это нужно до наложения дисциплинарного взыскания.

Как написать объяснительную на работе? Можно ли отказаться от её написания? Что должно быть указано в письме? В какие сроки нужно представить документ? В этой статье мы ответим на все самые важные вопросы, а также объясним, какое юридическое значение имеет этот документ?

Зачем объяснительная начальнику?

Устраиваясь на работу, человек принимает обязательства по соблюдению трудовой дисциплины, что предписана для всех сотрудников организации. Эти правила регулируются трудовым кодексом, локальными и нормативными актами, и, если таковой имеется – коллективным договором.

Как писать объяснительную на работе, чтобы не наказали? Образец правильной объяснительной

Если работник нарушает трудовую дисциплину или должностные обязанности, то работодатель, согласно статье 192 ТК РФ, имеет право привлечь его к дисциплинарной ответственности. Существует три вида дисциплинарных взысканий:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Увольнение.

Других видов дисциплинарного взыскания не существует! Работодатель не имеет права лишить сотрудника премии в качестве наказания за проступок.

Также сто́ит понимать, что нарушением трудовой дисциплины считаются только те проступки, которые были совершены исключительно по вине работника. Если руководитель дал подчинённому задание, но не проинструктировал его или не обеспечил необходимым оборудованием – вины работника в неисполнении трудовых обязанностей и полномочий не будет и привлечь его к ответственности нельзя.

Перед тем как наложить дисциплинарное взыскание, нужно учесть тяжесть совершенного проступка и оценить все обстоятельства. Именно для этой цели работодатель должен запросить у исполнителя объяснительную.

В нормативно-правовых актах нет особого указания о том, каким образом сто́ит требовать объяснительную – в устном или письменном виде. Письменная форма применяется в том случае, когда работодатель и сотрудник не могут уладить ситуацию в устной форме.

Право требовать у работников написание объяснительной записки работодатели получили в 1918 году, т. е. с момента появления Кодекса законов о труде.

Если в советском трудовом кодексе сроки написания указаны не были, то сейчас на письменное оправдание своего проступка на рабочем месте или прогула даётся не менее двух рабочих дней. Любые дисциплинарные взыскания до истечения этого срока будут считаться незаконными, что делает написание объяснительной записки для работников дополнительной гарантией своей безопасности.

Объяснительная записка: практическое и юридическое значение

Объяснительная записка – это документ, в котором сотрудник даёт пояснение руководителю, почему он совершил тот или иной проступок: опоздал, прогулял, потерял важные бумаги и т. д. Грамотно составленная объяснительная может помочь руководителю лучше разобраться в сложившейся ситуации и принять справедливое решение.

Отказ от написания объяснительной в большинстве случаев приравнивается к признанию вины, что приводит к увольнению или взысканию.

Что же касается юридического значения, то порядок требования объяснительной с провинившегося работника, прописан в трудовом кодексе. Простыми словами его можно описать следующим образом:

  1. После того как работник провинился, работодатель должен запросить у него письменное объяснение причин произошедшего.
  2. Работнику предоставляется до трёх рабочих дней, чтобы подготовить объяснительную. (статья 193 ТК РФ).
  3. Если сроки вышли, а сотрудник так и не предоставил письменного объяснения своего проступка – об этом составляется акт. После этого работодатель требует наказать работника одним из дисциплинарных взысканий. (статья 192 ТК РФ).
  4. Когда работодатель получает от подчинённого объяснительную или отказ её писать – для него открываются два варианта дальнейшего развития событий. Первый вариант: он может простить работнику проступок, если посчитает, что к его совершению привели уважительные причины. Вариант второй: в течение месяца с момента обнаружения проступка работодатель может издать приказ о дисциплинарном взыскании. Такой приказ нужно предъявить провинившемуся сотруднику на подписание в течение трёх дней с момента её издания.
  5. Провинившийся исполнитель либо соглашается с приказом, либо обжалует его в государственной инспекции труда или в суде.

Отказ от ознакомления с приказом не делает документ недействительным

Даже если работник откажется от ознакомления с приказом о дисциплинарном взыскании – это не сделает документ недействительным.

Основные причины написания объяснительной записки

Если работник не смог в полной мере выполнить должностные обязанности, он должен объяснить, какие причины этому поспособствовали. Это может быть:

  • Опоздание к началу рабочего дня. Для подтверждения своей невиновности нелишним будет приложить справку или повестку.

Опоздание на работу

  • Невыполнение или некачественное выполнение должностных обязанностей. Это может быть работа, выполненная таким образом, что она вообще не несёт никакой пользы или обременяет других сотрудников.
  • Отсутствие на рабочем месте в течение дня. Если это был прогул – работник будет привлечён к дисциплинарному взысканию. Если же не нахождение на рабочем месте обусловлено выполнением поручений начальства или как-либо может быть подтверждено документально, проблем не возникнет.
  • Нарушение правил безопасности, приведшее к рискам для самого́ сотрудника, его коллег или всего предприятия.
  • Халатное обращение с оборудованием, что привело к повреждению имущества предприятия.
  • Исполнение должностных обязанностей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В этом случае работник обязуется пройти освидетельствование, после чего составляется акт.
  • Экономические нарушения/недонесение руководству предприятия о приводящихся работах.

Если руководитель требует от вас написать объяснительную, постарайтесь приложить максимум дополнительной информации и оправдательных документов. В большинстве случаев это помогает избежать наказания.

Каких видов бывают объяснительные записки?

Среди всех объяснительных записок чаще всего встречаются следующие документы:

  1. Оправдательного характера. Применяются в том случае, когда сотрудник компании признаёт свою виновность.
  2. Пояснительные записки. Составляются, когда нарушению должностных обязанностей поспособствовало стечение обстоятельств, на которые сотрудник никак не мог повлиять. Неправомерные действия также могли быть совершены третьими лицами, о чём также нужно упомянуть.

Как писать объяснительную на работе? Порядок составления документа

Единой типовой формы составления данного документа не существует. Основной акцент сто́ит сделать на изложении хронологии событий и своей версии случившегося. А также обосновать согласие или несогласие с дисциплинарным взысканием.

Порядок составления объяснительной

Стандартный образец объяснительной записки на работе выглядит следующим образом:

  1. Шапка – в ней указываются данные об адресате в дательном падеже и отправителе в родительном.
  2. Основной текст – должен быть составлен в деловом стиле и содержать сухое изложение фактов и хронологий событий инцидента без риторических отступлений.
  3. Объяснение причин – пояснение обстоятельств, что привели к возникновению сложившейся ситуации.
  4. Признание вины или аргументированное обоснование невиновности.
  5. Приложение документов, что способны подтвердить невиновность сотрудника или снизить тяжесть его провинности.
  6. Дата составления документа и подпись автора.

Составляйте документ в двух экземплярах. Один предоставьте начальнику, а второй, после получения отметки ответственного лица, оставьте у себя. Он послужит подтверждением своевременно предоставленной информации о проступке.

Примеры объяснительной записки на работе

Ниже мы рассмотрим несколько вариантов грамотно составленных записок.

Образец объяснительной об опоздании на работу

От менеджера Марины Анатольевны Сидоровой

М. А. Сидорова (подпись).

Образец объяснительной по семейным обстоятельствам

От менеджера Марины Анатольевны Сидоровой

Я, Сидорова Марина Анатольевна, опоздала на 3 часа (три часа) к началу рабочего дня. Причина: заболел мой ребёнок. Утром я разбудила дочь в детский сад и обнаружила, что у неё высокая температура 38.1. Я вызвала скорую помощь и попросила приехать свою маму, так как оставить пятилетнюю дочь одну я не смогла. По приезде скорой ребёнку поставили жаропонижающий укол, а также врачи посоветовали вызвать участкового педиатра. Прилагаю справку, подтверждающую, что моя дочь действительно нуждалась во врачебной помощи.

М.А. Сидорова (подпись).

Образец объяснительной о невыходе на работу

От менеджера Марины Анатольевны Сидоровой

18 сентября 2015 года я ехала на работу на маршрутном такси № 123. В связи с тем, что транспортное средство попало в ДТП, столкнувшись с легковым автомобилем, я получила сильный ушиб и без сознания была доставлена в областную больницу №1. Там мне была оказана первая медицинская помощь. В больнице я пробыла до 20:00 часов. Так как смартфон за это время разрядился – сообщить о неявке у меня не было возможности.

Для подтверждения факта нахождения в больнице прилагаю справку. Прошу учесть моё состояние здоровья и не применять дисциплинарного взыскания.

М. А. Сидорова (подпись).

Образец объяснительной о допущенной ошибке

От бухгалтера Марины Анатольевны Сидоровой

М. А. Сидорова (подпись).

Объяснительная, пример

Что будет, если отказаться от написания объяснительной записки?

Подчинённый может отказаться от предоставления объяснительной. Наказания или дисциплинарного взыскания за отказ не предусматривается законом.

Руководитель не вправе принуждать сотрудника писать объяснительную. Однако, стоит понимать, что отказ не освобождает служащего от ответственности за совершенное нарушение.

В этом случае руководитель составляет акт об отказе сотрудника в предоставлении письменных объяснений, подписанный двумя свидетелями. Запрос объяснительной – это обязанность руководства. Отказ от её написания – право работника.

Отказ от составления документа – это не всегда разумное решение. Начальство может расценить гордое молчание, как признание того, что проступок был совершён намеренно. Объяснение же причин нарушения трудовой дисциплины с прикреплёнными доказательствами невиновности могут сгладить ситуацию.

Если же конфликт уже разгорелся, несмотря на эмоции обеим сторонам стоит обезопасить свои позиции юридически. Для работодателя этой самой безопасностью может стать запрос объяснений в письменной форме, а для подчинённого – предоставление объяснительной в установленные сроки.

Какую информацию содержит акт об отказе?

Если провинившийся работник отказывается от написания объяснительной записки – работодатель должен составить акт на основании данного факта. Правильное оформление документа во многом определит степень его юридической значимости.

При оформлении стоит использовать форму, установленную требованиями ГОСТа, содержащую следующие реквизиты:

  1. наименование организации;
  2. заголовок, включающий вид и наименование документа;
  3. дата составления акта;
  4. регистрационный номер документа;
  5. подпись руководителя и двух членов комиссии, что участвуют в составлении акта;
  6. гриф утверждения (опционально).

В документе обязательно должно быть изложено нарушение, от объяснения которого отказался работник и причина отказа. Провинившийся сотрудник должен ознакомиться с составленным актом под подпись.

Акт об отказе от объяснительной

Заключение

Читайте также: