Является ли федеральным органом государственной власти астраханский областной суд

Обновлено: 02.05.2024

Является ли губернатор облости законодательной властью и каков его статус.

Ответы на вопрос:

Губернатор является высшим должностным лицом, который руководит системой исполнительных органов, определяет основные направления развития возложенной на него области и несет юридическую ответственность за управление субъектом Российской Федерации. В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции главы своей территории и функций руководителя системы исполнительной власти и служить руководством к политике федеральных органов исполнительной власти России.

На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закреплены в соответствующих конституциях и уставах. Структура исполнительных органов, объем и содержание юрисдикции и даже то, как юридическая функция более высокой гражданской службы и исполнительного органа юридически определена, различаются в разных регионах Федерации.

Губернатор является высшим должностным лицом органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому, отвечая на этот вопрос, мы сделаем сравнительное описание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации. В дополнение к федеральным органам исполнительной власти единая исполнительная система Российской Федерации включает в себя исполнительные органы государств-членов Российской Федерации, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации, и полномочия федерации в отношении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В этих пределах исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют собой независимый горизонтальный уровень исполнительной системы Российской Федерации. Принцип единства этой системы предполагает, что это старшие должностные лица — исполнительный орган субъектов Российской Федерации. Это означает, что их отношения с органами федерального правительства включают элементы организационного подчинения. Они подчиняются федеральному президенту и федеральному правительству в вопросах компетенции Российской Федерации и общей ответственности федерации и ее субъектов.

Таким образом, в субъектах Российской Федерации система исполнительных органов разделена. Некоторые из них относятся к общероссийской вертикали и системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурно выведена из рамок единственной исполнительной власти России, коллегиального органа, Правительства Российской Федерации, используется.

Губернатор имеет право использовать украшение с символами региона — лентой и подвеской на торжественной церемонии. Губернатор региона обладает иммунитетом в соответствии с федеральным законом.

При осуществлении своих полномочий губернатор края обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и другие законы региона, а также исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Во-первых, он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с государственными органами государственной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Во-вторых, это высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. В-третьих, он взаимодействует с законодательным (представительным) государственным органом субъекта Российской Федерации.

Поэтому следует отметить, что высшее должностное лицо члена Российской Федерации обладает широкими полномочиями. Эти полномочия указывают на то, что губернатор субъекта Российской Федерации является ключевой фигурой в системе региональных органов власти, поскольку он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Полномочия в области исполнительной власти. Федеративный характер российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяет важное место и полномочия высшего должностного лица членской организации Российской Федерации по координации деятельности и организации взаимодействия между органами исполнительной власти государств-членов Российской Федерации и других региональных и федеральными органами власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Однако такие формы конкретно не определяются федеральным законом, а содержатся в различных нормах этого закона. Целью взаимодействия является: эффективное управление процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и интересов его народа.

Законодательная функция — обнародованные законы, которые подтверждают их обнародование путем подписания законов или введения специальных законов или отклоняет законы, которые были приняты законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; имеет право на законодательную инициативу; проводит действия высшего должностного лица;

Представительская функция — представляет собой тему Российской Федерации в отношениях с государственными органами, органами государств-членов Российской Федерации, местными органами власти и в осуществлении внешнеторговых отношений с правом, договорами и соглашениями от имени субъекта Российской Федерации Федерация подписей;

Функция рулевого управления для формирования органов государственной власти составной части федерации и управления их системы органов исполнительной власти (формы и управляет высшим исполнительным органом субъекта федерации принимает решение о его отставке), назначает на должность и освобождает от должности заместителя главы администрации других исполнительных органов а также принимает решение о применении дисциплинарных мер, утверждает, что половина членов предвыборной комиссии представила вопрос о представителе; Представление кандидату представителя исполнительной власти в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для утверждения законодателем;

Координационная функция — координирует деятельность органов исполнительной власти членской организации Федерации с другими государственными органами и в соответствии с законодательством Российской Федерации взаимодействие органов исполнительной власти организаций-членов Федерации с органами исполнительной власти Федерации и их местными органами власти, местными органами власти и общественными объединениями организовать.

Функции координации включают губернатора, использующего согласительную процедуру для разрешения разногласий между региональными правительствами, региональными исполнительными и местными органами власти, партиями, движениями и другими общественными объединениями, компаниями и другими организациями.

Анализируя основы правового статуса, функций и полномочий Губернатора Российской Федерации, отмечается, что федеральный законодатель считает высшее должностное лицо члена Российской Федерации элементом исполнительной системы. Этот чиновник, который присоединяется к системе государственных органов субъекта Российской Федерации и по сути является главным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, является одновременно звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации и как таковой для обеспечения высший орган исполнительной власти Российской Федерации, ответственный на территории этого субъекта Российской Федерации, не только его устав, законы и другие нормативные правовые акты, но и Конституцию Российской Федерации о федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Согласно его статусу, этот чиновник находится непосредственно в подчинении с Президентом Российской Федерации по принципу единства государственной энергетической системы.

от 02 февраля 2005 года N 2/2005-ОЗ

О системе исполнительных органов государственной власти Астраханской области

Принят
Государственной Думой
Астраханской области
1 февраля 2005 года

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Уставом Астраханской области устанавливает систему исполнительных органов государственной власти Астраханской области и направлен на формирование эффективной системы исполнительных органов государственной власти Астраханской области.

Статья 1. Система исполнительных органов государственной власти Астраханской области

1. Система исполнительных органов государственной власти Астраханской области - совокупность исполнительных органов государственной власти Астраханской области, организационно объединенных и находящихся во взаимной связи.

2. Систему исполнительных органов государственной власти Астраханской области составляют:

Правительство Астраханской области;

министерства Астраханской области;

агентства Астраханской области;

службы Астраханской области;

администрация Губернатора Астраханской области.

4. Правительство Астраханской области возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Астраханской области.

5. Агентства Астраханской области и службы Астраханской области находятся в ведении Правительства Астраханской области или министерств Астраханской области в соответствии с настоящим Законом.

6. Структура исполнительных органов государственной власти Астраханской области определяется Губернатором Астраханской области в соответствии с Уставом Астраханской области.

Статья 2. Правительство Астраханской области

1. Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области.

2. Правительство Астраханской области возглавляет Губернатор Астраханской области.

Статья 3. Министерство Астраханской области

1. Министерство Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, проводящим государственную политику и осуществляющим нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность находящихся в его ведении агентств Астраханской области и служб Астраханской области.

2. Министерство Астраханской области в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять контроль и надзор, кроме случаев, устанавливаемых постановлениями Правительства Астраханской области.

3. Министерство Астраханской области возглавляет входящий в состав Правительства Астраханской области министр Астраханской области.

Статья 4. Агентство Астраханской области

1. Агентство Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функциональное регулирование в установленной сфере деятельности, а также правоприменительные функции и оказание государственных услуг.

2. Агентство Астраханской области не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также контроль и надзор, кроме случаев, устанавливаемых постановлениями Правительства Астраханской области.

3. Агентство Астраханской области возглавляет руководитель агентства Астраханской области.

Статья 5. Служба Астраханской области

1. Служба Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим контроль и надзор в установленной сфере деятельности.

2. Служба Астраханской области не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых постановлениями Правительства Астраханской области.

3. Службу Астраханской области возглавляет руководитель службы Астраханской области.

Статья 6. Администрация Губернатора Астраханской области

1. Администрация Губернатора Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим деятельность Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области, осуществляющим контроль за исполнением принятых ими решений и правоприменительные функции.

2. Положение об администрации Губернатора Астраханской области утверждается постановлением Губернатора Астраханской области.

3. Администрацию Губернатора Астраханской области возглавляет руководитель администрации Губернатора Астраханской области.

Статья 7. Взаимоотношения министерств Астраханской области, агентств Астраханской области и служб Астраханской области

1. Порядок взаимоотношений министерств Астраханской области и находящихся в их ведении агентств Астраханской области и служб Астраханской области, их полномочия, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных исполнительных органах государственной власти Астраханской области.

2. Положения об исполнительных органах государственной власти Астраханской области утверждаются постановлением Правительства Астраханской области.

Статья 8. Порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей исполнительных органов государственной власти Астраханской области

1. Руководители исполнительных органов государственной власти Астраханской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Астраханской области.

2. Порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей исполнительных органов государственной власти Астраханской области, за исключением должностных лиц, для которых установлен иной порядок назначения на должность и освобождения от должности, определяется постановлением Губернатора Астраханской области.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН

2 февраля 005 г.

Приложение
к Закону Астраханской области
"О системе исполнительных органов
государственной власти
Астраханской области"

СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бузгулова Д.Ш. о признании недействующим решения Совета муниципального образования "Наримановский район" от 31 марта 2016 г. N 39 "Об утверждении Порядка учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении" по апелляционной жалобе Бузгулова Д.Ш. на решение Астраханского областного суда от 6 июня 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Бузгулова Д.Ш. и его представителя Исмуханова К.Б., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

решением Совета муниципального образования "Наримановский район" N 39 от 31 марта 2016 г. (далее - решение от 31 марта 2016 г.) утвержден Порядок учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении.

Решением названного органа местного самоуправления N 40 от 31 марта 2016 г. (далее - решение Совета от 31 марта 2016 г. N 40) внесены изменения в п. 1.2 Положения о порядке назначения и проведения опроса граждан на территории муниципального образования "Наримановский район", утвержденного решением этого же органа от 29 мая 2015 года N 23, согласно которым опрос граждан для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления муниципального образования "Наримановский район" и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти Астраханской области не проводится по вопросу о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении.

Приведенные решения органа местного самоуправления вступили в силу со дня их официального опубликования, обнародованы путем размещения на официальном сайте муниципального образования "Наримановский район" 31 марта 2016 г., в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", электронном информационном стенде, расположенном в здании администрации района.

Бузгулов Д.Ш. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных муниципальных правовых актов в связи с несоответствием пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, части 1 статьи 9.1 Закона Астраханской области от 12 ноября 2014 г. N 71/2014-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области", ссылаясь при этом на нарушение оспариваемыми решениями его прав и прав находящихся по его опекой несовершеннолетних детей.

Определением Астраханского областного суда от 6 июня 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 7 июля 2016 г., производство по делу в части требований о признании недействующим решения Совета от 31 марта 2016 г. N 40 прекращено на основании части 3 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с его отменой решением Совета муниципального образования "Наримановский район" от 10 мая 2016 года N 53.

Решением Астраханского областного суда от 6 июня 2016 г. в удовлетворении требования о признании недействующим решения от 31 марта 2016 г. отказано.

В апелляционной жалобе Бузгулов Д.Ш. просит решение суда первой инстанции отменить или изменить, как основанное на неверном применении норм материального права при неправильно определенных обстоятельствах, имеющих значение для дела и в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Относительно апелляционной жалобы Советом муниципального образования "Наримановский район" и участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым отменить решение суда ввиду неправильного применения норм права.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято в рамках компетенции Совета муниципального образования "Наримановский район" при соблюдении требований действующего законодательства, указав при этом, что оспариваемое решение само по себе не нарушает прав истца на участие в местном самоуправлении.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований для признания решения Совета муниципального образования "Наримановский район" от 31 марта 2016 г. N 39 недействующим по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации, является вопросом местного значения муниципального района.

Как следует из буквального толкования содержания частей 10 и 12 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, а если речь идет о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации такой организации не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Федеральный закон N 131-ФЗ, устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, перечень которых, как правильно констатировал суд первой инстанции не является исчерпывающим, и определяла какие вопросы подлежат разрешению на местном референдуме (статья 22), сходе граждан (статьи 25, 25.1), собрании граждан (статья 29), прямо указал в части 1 статьи 31, что мнение населения с целью его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти выявляется путем опроса граждан, проводимого на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Более того, федеральный законодатель в названной статье закрепил обязанность органа местного самоуправления определить порядок назначения и проведения опроса граждан уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 4), установил необходимость принятия решения о назначении опроса граждан представительным органом муниципального образования, а также какие вопросы должны быть урегулированы в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе (часть 5), а также предусмотрел, что информирование жителей муниципального образования о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения (часть 6).

Пунктом 1 статьи 9.1 Закона Астраханской области N 71/2014-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области" также определено, что порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и названным региональным законом.

Уставом муниципального образования "Наримановский район", принятым решением Совета муниципального образования "Наримановский район" от 9 декабря 2011 г. N 42, установлено, что для выявления мнения населения и его учета при принятии решения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти, на всей территории или на части территории муниципального района проводится опрос граждан (пункт 1 статьи 25).

Во исполнение названных законоположений решением Совета муниципального образования "Наримановский район" от 29 мая 2015 г. N 23 утверждено Положение о порядке назначения и проведения опроса граждан на территории муниципального образования "Наримановский район".

Сопоставительный анализ приведенных правовых предписаний федерального и регионального законодателей, а также содержащихся в нормативных правовых муниципальных актах с нормами Порядка учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении, утвержденного решением Совета муниципального образования "Наримановский район" N 39 от 31 марта 2016 г., установившего иную форму выявления мнения населения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, позволяют сделать однозначный вывод о его противоречии законодательству, имеющему большую юридическую силу.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При таком положении обжалуемое судебное постановление является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Астраханского областного суда от 6 июня 2016 г. отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления Бузгулова Д.Ш.

Признать недействующим решение Совета муниципального образования "Наримановский район" N 39 от 31 марта 2016 г. "Об утверждении Порядка учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении" со дня его принятия.

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

Читайте также: