Явление присасывания судов учет и противодействие

Обновлено: 13.05.2024

Составление плана перехода (Passage Plan) требует, чтобы при плавании на мелководье, в каналах, в узких фарватерах и портовых водах учитывалось увеличение осадки от проседания судна на мелководье.

Рассмотрим физический смысл проседания судна на мелководье.

Эффект проседания судна на мелководье основан на действии Закона Бернулли:

На судно не имеющее хода относительно воды и находящееся в неподвижной воде действует только сила поддержания. Как только у судна появляется ход относительно воды, то вокруг судна возникают потоки воды, образующие гидродинамическое поле с различными скоростями в каждой его точке. На участках с большей скоростью начинает действовать закон Бернулли и, следовательно, понижается давление.

Когда судно, следует по мелководью или в узкости, то у обтекающего его потока воды появляются дополнительные границы в виде дна и берегов, которые значительно сужают русло потока, что приводит к возрастанию скорости протекания воды и понижению давления. Понижение давления под днищем судна приводит к просадке, а понижение давления между бортом судна и откосами приводит к возникновению эффекта присасывания. Могут одновременно проявляться оба эффекта. Очевидно, что чем меньше запас воды под килем и между бортом и откосом, тем больше проявляется эффект проседания и присасывания.

корабль

Проседание судна на мелководье

Глубина на которой начинает появляться эффект проседания вычисляется по формуле Г.Е. Павленко: где,

Т – средняя осадка неподвижного судна (м);

V – скорость судна (м/с);

g — ускорение свободного падения (9, 81 м/с²)

Наиболее чувствительно влияние мелководья сказывается, когда соотношение глубины к осадке судна Н / Т ≤ 2. Наибольший эффект при соотношении Н / Т = 1,1 – 1,2.

Другим фактором, от которого зависит величина проседания судна на мелководье, является скорость судна относительно воды . С увеличением скорости судна относительно воды, увеличивается проседание судна.

При этом увеличение скорости относительно грунта не всегда увеличивает проседание судна. Например, если судно дрейфует по течению относительно грунта со скоростью 7 узлов, то относительно воды оно находится в состоянии покоя и никакого проседания наблюдаться не будет, так как судно движется с потоком воды, не толкает воду и поток воды не движется под днищем судна. Однако если судно ошвартовано или стоит на якоре на течении скоростью в 7 узлов, то в этом случае поток будет обтекать судно с разной скоростью, особенно ускоряясь под днищем судна и из-за понижения давления будет возникать проседание судна. Как видим, в данном случае скорость относительно грунта будет равняться нулю, а поток воды будет обтекать судно со скоростью 7 узлов. Таким образом, судно может испытывать проседание даже стоя у причала на сильном течении.

Степень влияния мелководья зависит от скорости судна, выраженной числом Фруда (Fr), которое вычисляется по формуле: где,

Н – глубина фарватера (м);

V – скорость судна (м/с);

g — ускорение свободного падения (9,81 м/с²).

При числе Фруда Fr 0,7 – судно проседает носом.

У судна, имеющего дифферент на корму, проседание также будет на корму, при дифференте на нос, проседание также на нос.

Как уже упоминалось выше в каналах и в узких фарватерах сечение потока воды значительно сужается корпусом судна. Соотношение сечения русла канала к проекции поперечного сечения подводной части корпуса судна называют коэффициентом загромождения русла канала (Bf).

рисунок

Таким образом мы рассмотрели все факторы от которых зависит просадка судна на мелководье. Далее рассмотрим формулы применяемые для вычисления просадки судна. Величина просадки вычисляется по формулам доктора Баррасса. Одна формула применяется для вычисления просадки при плавании в стесненных водах — каналах и подобным им фарватерам (Confined waters), а другая для вычисления просадки при плавании в открытых водах — на мелководье имеющем достаточно большое водное пространство (Open waters).

Данные формулы справедливы для значений:

Коэффициент общей полноты судна Сb = 0,5 – 0,9;

Отношение глубины к осадке судна Н / Т = 1,1 – 1,4.

Вычисление величины проседания судна на мелководье

Стесненные воды (Confined waters):

Открытые воды (Open waters):

формула

Sq — Просадка судна (метры);

Сb – Коэффициент общей полноты;

V — Скорость судна относительно воды (узлы).

Если известны размеры русла канала и можно вычислить коэффициент загромождения, то его добавляют в формулу для стесненных вод: Где,


Полученное значение просадки судна на мелководье используется для расчетов минимально допустимого запаса глубин (Under keel clearance — UKC) при плавании на мелководных и стесненных участках пути судна.

Вычисленные значения минимально допустимого запаса глубин необходимо сравнить со значениями, установленными компанией и если полученное значение менее допустимого, то необходимо выполнить расчет просадки для более низкой скорости судна и сравнить снова, пока полученный результат минимально допустимого запаса глубин не будет соответствовать установленному компанией.

Seamanship | Искусство Мореплавания

Морской практике известно значительное количество столкновений, которые произошли из-за гидродинамического взаимодействия между судами на малых (траверзных) расстояниях и при плавании в каналах. Маневрирование в каналах и узкостях подразделяется на:

• расхождение на встречных курсах;

• взаимодействие судов при обгоне;

• взаимодействие судов со стенками каналов.

Seamanship | Искусство Мореплавания

Взаимодействие судов при встречном расхождении схематично выглядит следующим образом:

I. Под влиянием областей повышенного давления обоих судов их носовые части будут стремиться отклониться в разные стороны.

II. Самый опасный момент в ситуации – массы воды от носовых оконечностей устремляются к области пониженного давления и увлекают за собой носовые части обоих судов.

III. В этой ситуации в узком пространстве между бортами скорость V воды увеличивается, давление будет меньше, чем со стороны наружных бортов. Суда будут стремиться сблизиться бортами.

IV. В этой ситуации кормовые части будут находиться напротив областей пониженного давления и будут стремиться друг к другу.

V. Повышенное давление в кормовых оконечностях обоих судов будет их взаимно отталкивать, стремясь отвести друг от друга.

Такое взаимодействие судов проявляется сильнее при расхождении судов на больших скоростях и на малых расстояниях между ними. Большему влиянию подвергается меньшее из встречных судов.

Seamanship | Искусство Мореплавания

Взаимодействие судов при обгоне схематически выглядит так:
I. Судно А приближается к судну Б. Когда носовая часть судна А приблизится к корме судна Б, тогда за счет разности давлений в оконечностях нос судна А и корма судна Б будут сближаться.

II. В этом случае наблюдается боковое смещение судов или присасывание вследствие того, что гидродинамические силы сохраняют свое направление, а точки их приложения смещаются ближе к миделю.

III. Судно А кормовой частью приблизилось к носовой части судна Б, за счет разности давлений в оконечностях нос судна Б и корма судна А будут стремиться сблизиться.

В целях безопасности расхождения судов на малых (траверзных) расстояниях рекомендуется снижать скорость движения. Необходимо также иметь расстояние между бортами судов не менее 3В меньшего из судов (встречное расхождение) и 6В для обгона.

В каналах влияние сил отталкивания и присасывания особенно ощутимо, т. к. не только затрудняется перетекание воды под днищем, но и возникает дополнительное сопротивление со стороны обоих берегов свободному обтеканию водой судна.

Seamanship | Искусство Мореплавания

Взаимодействие судов со стенками каналов при встречном расхождении схематично выглядит следующим образом:

I. Когда до встречного судна остается 2–3 длины корпуса, оба судна уменьшают скорость до минимальной, достаточной для удержания на курсе, кладут руль право на борт и выходят ближе к кромке канала. Приближаться раньше к кромке канала нельзя, т. к. удерживать судно вплотную к бровке длительное время трудно.

II. Когда форштевни судов поравняются, руль перекладывают влево, чтобы отвести корму и увеличивают вращение винта. Суда огибают друг друга, совершая плавный поворот влево.

III. Когда носовая часть подходит к миделю другого судна, руль перекладывают вправо, чтобы нейтрализовать движение кормы к бровке канала. Под влиянием взаимодействия гидродинамических сил между судами, судами и берегом оба судна стремятся развернуться влево. Следует контролировать движение судов, но не препятствовать их плавному развороту влево.

IV. Как только оба судна разойдутся чисто, под действием гидродинамических сил оба судна будут стремиться выйти на ось канала. Движению необходимо помогать рулем и при выходе на ось канала задержать судно на заданном курсе.

V. Если одно из судов (Б) на траверзе судна А заранее задержит движение влево, переложив руль на правый борт, тогда под действием гидродинамических сил от судна А и от берега оно после расхождения окажется слишком близко к берегу и может резко пойти влево, перегородив канал. В этом случае руль перекладывают вправо, чтобы нейтрализовать движение кормы к бровке канала.

Управление судами при расхождении состоит из следующих основных элементов: определения на судовом ходу предполагаемого места встречи судов, выбора наиболее благопри­ятного места расхождения, выбора безопасного курса и скорости, согла­сования действий между судами по их расхождению и обмена отмашка­ми, сближения судов и проследова­ния одного из них мимо другого, выво­да судна на курс после расхождения.

Место предполагаемой встречи судов судоводитель определяет визу­ально по береговым и плавучим ориентирам на местности с использо­ванием навигационной карты этого участка пути. При этом он строго руководствуется информационными знаками, учитывает скорость своего и встречного судов, а также скорость течения на данном участке. Если, место предполагаемой встречи ока­жется неблагоприятным для расхож­дения, необходимо заблаговременно наметить наиболее безопасное место расхождения, избрать нужные курс и скорость, с тем чтобы встреча су­дов произошла в намеченном месте.

Суда обязаны принимать все меры к безопасному расхождению, учитывать факторы, которые будут влиять на траекторию движущихся судов в процессе их расхождения:

течение, ветер, габаритные размеры судового хода и его форму в плане, габаритные размеры своего и встреч­ного судов, особенности управляемо­сти в данных путевых условиях и др.

Согласовав свои действия по расхождению, судоводители встречных судов после обмена отмашками дополнительно изменяют курс в со­ответствующую сторону и в дальней­шем удерживают суда на параллель­ных курсах на безопасном расстоянии от кромок судового хода и на безопасном траверзном расстоянии между бортами судов (рис. 99). В момент сближения судов (положе­ние I) возникают сложные гидроди­намические процессы, отрицательно влияющие на управляемость. Для уменьшения отрицательного воздей­ствия гидродинамических сил при расхождении на малых траверзных расстояниях заблаговременно умень­шают скорость судна, повышают вни­мание к управляемости судна, чтобы при необходимости не. только дей­ствовать рулевым органом, но и ма­неврировать движителями.

Маневр расхождения считается законченным тогда, когда кормовая часть одного судна пройдет траверз кормовой части другого. После этого каждое судно плавно отводят от кромки судового хода, увеличивают ход до полного (если его уменьша­ли), и судно продолжает рейс так же, как при движении в обычных условиях плавания.

Маневрирование при пропуске судов. Если по путевым условиям расхождение левыми бортами невоз­можно или небезопасно, осуществля­ют маневр пропуска. Под этим термином понимают маневрирование двигателями и рулевым органом так, чтобы судно удерживалось у со­ответствующей кромки судового хода на минимальной скорости. Необходи-

мо удерживать судно в таком положении, которое создает наиболее благоприятные условия для прохода встречного судна и обеспечивает безопасность ожидающего судна.

Судоводитель встречного судна должен предусматривать возможные маневры ожидающего судна. . После того как судно пройдет мимо ожидающего, последнее может про­должать свое движение.

Рис. 99. Схема гидродинамических сил, возникающих при расхождении судов на малых траверз­ных расстояниях

Гидродинамические явления при расхождении судов на малых тра­верзных расстояниях. Рассмотрим гидродинамические явления, сопро­вождающие процесс расхождения судов I и 2 на малых траверзных расстояниях без учета мелководья и близости берега (см. рис. 99).

При прохождении каждым судном траверза другого судна (положение III) скорость потока воды между их корпусами резко возрастает и гидродинамическое давление между борта­ми уменьшается. Вследствие этого образуются силы взаимного присасы­вания судов, которые могут вызвать удар бортами. Для предупреждения этого явления необходимо удержи­вать суда по возможности на боль­ших траверзных расстояниях, а в слу­чае появления признаков присасыва­ния кратковременно увеличить часто­ту вращения движителей и актив­нее действовать рулевым органом.

Дальнейшее движение одного судна мимо другого сопровождается явлениями, аналогичными тем, кото­рые наблюдались в положениях I и II. В положении IV кормовые части судов стремятся сблизиться, а в поло­жении V — отрыскнуть одна от другой. При этом суда стремятся отклониться в сторону от прямоли­нейного курса. Для удержания их на параллельных курсах (см. положе­ния IV и V) до полного окончания расхождения необходимо действо­вать рулевым органом, а в некоторых случаях и движителями.

В связи с тем что плавание по внутренним водным путям происхо­дит, как правило, при ограниченных габаритных размерах судового хода, необходимо учитывать в процессе расхождения не только гидродинами­ческие явления, возникающие между корпусами движущихся судов, но и одновременное воздействие на них таких факторов, как мелководье и близость берега. В этих условиях характер и степень влияния гидроди­намических сил на движущиеся суда значительно сложнее и требуется учет их комплексного воздействия.

Влияние близости берега при расхождении судов. Если при рас­хождении одно из встречных судов идет близко к берегу (рис. 100), носовая часть судна 2 под действием силы отраженной волны Рч от берега отрыскнет в сторону стрежня. Сила присасывания Pi, возникающая воз­ле миделя встречного судна I, также действует в этом направлении. Сумма сил pz и Pi вызывает отрыскивание носовой части судна 2 в сторону встречного судна I. Одновременно с этим корма судна 2 под действием силы Рз стремится приблизиться к берегу. Силы отрыскивания носовой части Pi+P2 и сила присасывания кормы к берегу Рз образуют пару сил, вызывающих вращательное движе­ние судна с моментом Л1вр.

Момент Map в отдельных случаях может достичь такого значения, что судно, движущееся вдоль берега, в процессе расхождения может потерять управляемость. Во избежа­ние этого необходимо заблаговре­менно каждому из судов убавлять ход и удерживаться на возможно большем траверзном расстоянии от встречного судна и от берега. Управлять судами в этом случае рекомендуется не только посредством рулей (насадок), но и маневрирова­ния движителями.

Воздействие гидродинамических сил и моментов сил на суда в процессе их расхождения изменя­ется по характеру и интенсивности в зависимости от положения одного судна относительно другого и поло­жения их относительно берега.

Расхождение составов. При встречном движении толкаемые со­ставы. расходятся, как правило, на прямолинейных участках пути. При этом расстояние между бортами должно быть по возможности наи­большим. На мелководных участках скорость снижают. В противном случае не исключены явления присо-

Рис. 100. Схема гидродинамических сил, воз­никающих между встречными судами на ма­лых траверзных расстояниях (с учетом бли­зости берега)

са и зарыскивния. Встречные суда и буксируемые составы перед рас­хождением с толкаемыми составами снижают скорость с целью преду­преждения разрыва учалочных тро­сов между баржами (секциями), вож-жевых тросов между толкачом и сос­тавом или поломки автосцепных устройств.

Расхождение плотового состава с другими судами и составами рекомендуется осуществлять на пря­молинейных или имеющих плавные повороты плесовых участках пути. Не следует расходиться на перекатах, крутых поворотах, в узкостях и на участках реки с резко выраженными неправильными течениями.

Элементы обгона. Процесс обгона одного судна другим состоит из следующих основных элементов:

оценки окружающей обстановки и воз­можностей обгона, получения разре­шения на обгон и согласования стороны (борта) обгона, выбора безопасного курса и оптимальной скорости для обгона, сближения судов и проследования обгоняющего судна мимо обгоняемого, вывода судна на полосу движения после обгона.

Оценка обстановки состоит в том, чтобы заблаговременно, до прибли­жения к обгоняемому судну, опреде­лить по ориентирам на местности, береговым и плавучим знакам ха­рактер пути и предполагаемое место обгона. При этом предусматривают

безопасность обоих судов с учетом соотношения их габаритных разме­ров и габаритных размеров пути, воздействия течения и ветра, а также с учетом ходовых характеристик и управляемости обгоняющего и об­гоняемого судов.

Правилами плавания установлен определенный порядок запроса и по­лучения разрешения на обгон, а так­же согласования стороны обгона.

После того как обгоняемое судно дало разрешение на обгон и уклони­лось в сторону, противоположную той, с которой подана отмашка, обгоняющее судно начинает обгон. Для этого выбирают безопасный курс с учетом выдерживания безопасного интервала между бортами судов и достаточного расстояния от кромки судового хода. В момент приближе­ния обгоняющего судна к корме обгоняемого и в процессе прохожде­ния вдоль его борта выдерживают безопасную скорость, исключающую ухудшение управляемости обоих судов, в то же время не задерживая завершение маневра.

Маневр. обгона считается закон­ченным тогда, когда корма обгоняю­щего судна пройдет траверз носовой части обгоняемого. После этого каждое судно выходит на свою полосу движения и продолжает рейс.

Гидродинамические явления при обгоне судов на малых траверзных расстояниях. В процессе обгона судов на малых траверзных расстоя­ниях на их корпусах возникают большие поворачивающие моменты сил и силы взаимного присасывания (рис. 101).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Ограничение работы судов в связи с коронавирусом — это:

  • изменение режима работы;
  • установление требований к посетителям, касающихся соблюдения индивидуальной безопасности (ношение СИЗ, дистанцирование);
  • частичный переход на электронный документооборот;
  • проведение заседаний в формате видеоконференций и веб-конференций.

Комплекс мер направлен на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и предотвращение распространения COVID-19.

В какие суды доступ ограничен

Пандемия COVID-19 предоставила возможность судебной системе самостоятельно определять комплекс мер, направленных на защиту жизни и здоровья всех участников процесса, в том числе служителей Фемиды. Так, с 6 октября 2020 года были введены ограничения в судах Москвы из-за коронавируса, они коснулись Московского городского суда, районных и мировых участков. По заявлению пресс-секретаря Мосгорсуда, с 13 октября 2020 года в здание ограничивается доступ лиц, не участвующих в заседании, дела рассматриваются в соответствии с ранее утвержденным расписанием.

Режим повышенной готовности, действующий в Москве и Московской области, повлиял и на введение ограничений по коронавирусу в Верховном Суде РФ. Доступ в здание ограничен, направлять документы следует по почте либо в электронном виде, руководствуясь приказом №46-П председателя ВС РФ от 29 ноября 2016 года. Также коронавирус стал причиной ограничений в работе московского суда по интеллектуальным правам и арбитражного: с 19 октября ознакомиться с материалами дел разрешено только в электронном виде.

Помимо столичных, на карантин ушли многие региональные суды, например в Тюмени и Тюменской области, Новгороде, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Новосибирске, Челябинске и Челябинской области. Прием посетителей ограничен, а подача документов осуществляется только по почте либо через интернет.

Вторая волна коронавируса: что происходит

Из-за повторной вспышки заболевания Роспотребнадзор вернул ограничения. Бесплатно отслеживайте изменения с помощью специального обзора в КонсультантПлюс. На одной странице собраны все ограничения, меры поддержки и рекомендации на период пандемии.


Как долго будут действовать ограничения

Весной 2020 года постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 821 от 8 апреля 2020 г. уже вводились жесткие карантинные меры, которые действовали до середины мая. С улучшением эпидемической обстановки они были отменены, но резкий рост числа заболевших вынудил ввести ограничения в судах в связи с коронавирусом вновь. В Москве эти меры начинают действовать с 13 октября 2020 года, в регионах решение об усилении мер принимают в зависимости от ситуации.

На сегодня никаких решений по срокам действия ограничительных мер не принято, а карантин отменят только после улучшения обстановки и снижения случаев заражения COVID-19. Требование к гражданам соблюдать социальную дистанцию, носить маску во время заседаний, запрет на посещение процессов представителями прессы и слушателями сохранятся минимум до конца 2020 года.

Порядок обращения в суды в период ограничений

Пандемия повлияла на организацию работы всех государственных структур и организаций, где одновременно может находиться большое количество людей. Карантинные ограничения коснулись не только порядка приема и выдачи документов, но и проведения заседаний. В частности, все посетители, участвующие в процессах, обязаны:

  • иметь при себе индивидуальные средства защиты, т. е. маски и одноразовые перчатки;
  • не иметь признаков респираторного заболевания (повышенной температуры, насморка, чихания);
  • соблюдать предусмотренную требованиями санитарно-эпидемиологического благополучия населения социальную дистанцию;
  • по требованию сотрудников обработать руки дезинфицирующим средством.

В здание ограничен доступ всем лицам, непосредственно не участвующим в заседаниях, представителям СМИ и свободным слушателям. Пропуск оформляется не ранее чем за час до начала процесса и только для граждан, предъявивших повестку или включенных в список участников. Также из-за коронавируса в судах ввели ограничения на личный прием, обращаться к председателю следует посредством подачи жалобы через канцелярию или электронную приемную.

Также участники процесса вправе подать ходатайство по электронной почте или по факсу непосредственно секретарю участка, указав номер дела, Ф. И. О. и статус заявителя. Подтверждением является распечатка с указанием номера, по которому были отправлены документы, либо скриншот экрана с датой и временем.

Читайте также: