Что сделал блудов судебная реформа

Обновлено: 28.06.2024

Судебная реформа в развитии страны играет одну из основных ролей, потому что государство только через суд обеспечивает права и свободы населения. Суд-это гарантия соблюдения права граждан. Судебная реформа 1864 года явилась первой демократической реформой в нашей стране.

Впервые в России отделить суд от администрации попробовал Петр I, именно при нем в 1713 году в губерниях появились должности судьи. Однако права судей не были четко определены, поэтому наиболее сложные дела решались в юстиц-коллегии. В России на тот момент были созданы: Духовный суд, военный суд. Главной инстанцией был Сенат. В дальнейшем Екатерина II создала систему судебных учреждений (уездные суды, губернские суды и др.)

Правление императора Александра II стоило времени больших преобразований в России. Во второй половине XIX века создались все условия для изменения системы судопроизводства. Судебная реформа 1864 года явилась следствием кризиса российского общества. В том числе кризиса “верхов”. Из-за поражения в Крымской войне (1853-1856 г.) создалась революционная ситуация, поэтому Александр II понимал, что необходимо провести в стране ряд преобразований. Они переросли в реформу феодальной системы, что явилось существенным скачком в развитии общества. Судебная реформа к середине XIX века была в самом скверном состоянии из всех органов в государственном аппарате. Дореформенный суд можно охарактеризовать как сложность и запутанность процессуальных требований, множество судебных органов, отсутствие адвокатов и присяжных, волокита и бюрократизм, взятничество. В дореформенном суде преобладала розыскная форма судопроизводства. Суд выносил своё решение, основываясь только на письменных материалах, полученных в результате следствия. Сила доказательств определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Степень достоверности доказательств делилась на совершенные и несовершенные. Основной части образованного общества было ясно, что судебную реформу следует проводить в совокупности с решением коренных вопросов, в 1-ую очередь крестьянского (крепостного права), т.к. крепостная зависимость исключала социальную потребность в правосудии. Таким образом, для редколлегии суда и правосудия следовало отменить крепостное право.

Подготовка судебной реформы 1864 года.

Известный николаевский сановник, граф Блудов Д.Н. являлся начальником II-го отделения императорской канцелярии. Именно ему было поручено провести подготовку судебной реформы. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени. Проект гражданского судопроизводства в Государственном совете обсуждался год, по сентябрь 1858 года. Одним из первых стало вырисовываться гражданско-процессуальное законодательство. Среди первых начал: введение состязательного процесса вместо следственного; введение гласности и искоренение и уничтожение канцелярской тайны; отделение судебной части от исполнительной; установление двух судебных инстанций; появление кассационного суда; учреждение при судах постоянных присяжных поверенных и др. Разработанный проект следовало представить в департамент Государственного совета для обсуждения.

Далее разослать в печатном виде членам Государственного совета для замечаний. Из замечаний следовало сделать выводы и обсудить на общем собрании Государственного совета. Создавая акт, следовало увеличить число членов судов, соединить магистрали, ратуши, надворные суды с уездными судами и палатами, формировать председателей судов не по выбору, а по назначению правительства. 12 ноября 1859 года граф Блудов отдал на рассмотрение Александру II “Проект положения о судоустройстве”. Блудов видел в нём существенное улучшение юстиции. Например, появились предписания и распоряжения. Без разграничения нормативных актов по юридической силе судебной реформе грозила опасность: ведомственное распоряжение могло сводить на нет предписания закона. Законопроект предусматривал объединить палаты гражданского и уголовного суда, вместо низших судов создать суд уездный “для разных сословий”. Несколько уездных судов “могут быть соединены в окружной суд”. Уезд разделялся на мировые участки. В каждом вводился мировой суд, состоявший из одного судьи. При судебных палатах учреждались прокуроры, наблюдавшие за законностью следствия и предоставляющие заключения по гражданским и уголовным делам. Прокуроры палат назначались министром юстиции. Прокуроры уездных судов – прокурорами палат. Дела разрешались только в двух инстанциях. В судебных палатах назначался главный губернский судья. Он координировал деятельность судов.

В декабре Д.Н.Блудов представил крупный проект судебной реформы, по изменению уголовно – процессуального права. Оно давало право подсудимому знакомиться с материалами дела, обжаловать приговор. Из 15 особых судопроизводств оставалось три о преступлениях по должности, государственным и религиозным. В процессе обсуждения проекта отвергался сословный принцип избирания судей. Предлагалось расширить компетенцию мировой юстиции, высказывалась необходимость суда присяжных и др. Требовались коренные преобразования системы уголовного судопроизводства. Государственный совет рассмотрел все замечания, после чего внеслись существенные изменения. По просьбе Блудова Д.Н. (на основании его доклада монарху) последующую работу по судебной реформе взяла на себя Государственная канцелярия. Созданная для этого комиссия включала в себя лучших юристов того времени.В работе они использовали достижения юридической науки и практики европейских стран, считаясь с российской действительностью. В конце 1862 года в судебной инстанции был представлен проект “Основных положений судоустройства”. Там были высказаны новые принципы. К ним относились: идеи отделения суда от администрации, установление состязательности, отделение судебной власти от обвинительной, введение присяжных заседателей и образование института мировых судей. В августе 1864 года проекты судебных уставов были вынесены на обсуждение в Государственный совет, одобрены и утверждены монархом.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.


При рассмотрении процессов реформирования или других изменений в государстве, сталкиваешься не только с проектами, но и с реформаторами. Деятельность или вклад одного человека, порой, может быть значительнее, чем группы людей. Одним из таких примеров, является С. И. Зарудный.

Деятельность и заслуги Сергея Ивановича были признаны не только многими его современниками, но и учеными последующих поколений.

Он родился 17 марта 1821г. в семье обедневшего украинского дворянина. В 1842г. окончил курс в Харьковском университете со степенью кандидата математических наук. Приехал в Петербург для поступления Пулковскую обсерваторию, но вместо этого попал на службу в министерство юстиции под начальство гр. Панина. С тех пор его жизнь будет неразрывно связана с судебной системой и всем, что к ней относится.

24 апреля 1843 Зарудный получил первую штатную должность старшего помощника столоначальника в департаменте министерства юстиции. По иронии судьбы, первая бумага, которая была составлена и подписана Зарудным, стал циркуляр министра юстиции о собирании данных для преобразования гражданского процесса. По просьбе начальника II отделения Е. И. В. канцелярии гр. Блудова, мин. юстиции гр. Панин должен был собрать отзывы председателей и прокуроров судов о недостатках действующих гражданских процессуальных законов. Обязанность Зарудного заключалась в том, что бы полученные письма на имя Панина, вскрывать и пересылать вложенные туда бумаги Блудову. Так как Сергей Иванович учился на математическом факультете, то имел достаточно смутные представления о судебной системе России. И читая, изучая, иногда даже переписывая письма Панина, он постепенно стал понимать законы и их несовершенство. Что помогло ему в дальнейшей деятельности по преобразованию судебной системы России.

Зарудный знакомился и с законодательством иностранных государств, сравнивал с ними русские законы, ездил за границу и изучал французскую судебную практику.

Постепенно к 1849 году приобрел авторитет, стал сначала юрисконсультом, затем старшим юрисконсультом при министерстве юстиции, к нему часто за советом обращались обер-прокуроры и сенаторы.

В 1856 году Зарудный назначен делопроизводителем комиссии кн. Васильчикова, учрежденной для раскрытия злоупотреблений по интендантству Южной и Крымской армий. После возвращения в Петербург полгода служил в должности обер-прокурора.

«Об отделении вопросов о деле и праве в решениях судебных мест;

Для составления подробных проектов Судебных Уставов при Гос. Канцелярии образовали новую комиссию. Она делилась на три секции: 1) Гражданская: С. И. Зарудный, К. П. Победоносцев, Н. В. Калачов; 2) Уголовная: Н. А. Буцковский, М. Е. Ковалевский, Я. Г. Есинович; 3) Судопроизводства: А. М. Плавский, Д. А. Ровинский, П. В. Даневский. Председатель В. П. Бутков, а управляющий делами С. И. Зарудный.

Меньше чем за год комиссия составила проекты Судебных Уставов и к ним образцовые научно-мотивированные обширные объяснительные записки (около 18000 печатных страниц). Проект был разослан для представления замечаний министрам, а их заключения вместе с поступившими раньше замечаниями были доложены Зарудным Гос. Совету.

После реформы Сергей Иванович принимал участие в составлении дополнительных узаконений к Уставам (об охранительном судопроизводстве и пр.) и состоял членом образованной при Гос. Канцелярии новой комиссии для выработки правил о введении в действие судебных уставов. Большинство членов склонялось к мнению мин. юстиции, предлагавшего открывать новые судебные установления не сразу повсеместно, а постепенно, ссылаясь на практические затруднения. Но Зарудный вместе с Н. А. Буцковским и О. И. Квистом, опасаясь столь обычного у нас охлаждения к реформам, настаивал на единовременном введении уставов во всех земских губерния, с постепенным усилением состава судов.

1 января 1869 года он был назначен сенатором в межевой департамент Сената. Баллотировался в почетные мировые судьи Купянского уезда, по месту нахождения своего родового имения.

В этом же году московское юридическое общество назначило его своим почетным членом. А 18 дек. 1887г. С. И. Зарудный умер, на пути в Ниццу, где и похоронен.

Судебная реформа, проведенная в 1864 году со всеми ее положениями и новыми принципами, состоялась во многом благодаря деятельности Сергея Ивановича. Он внес огромный вклад не только в проекты по Судебным Уставам, но и в правовую науку. Различные труды юридического направления Зарудного не теряют своей актуальности и по сей день.

1. Джаншиев Г. А. С. И. Зарудный и судебная реформа / Г. А. Джаншиев. — М.: тип. Е. Гербек, 1889. — 186 с.

2. Которких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России / М. Г. Которких. — Воронеж, 1989. — 185c.

3. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: в 86 т. Т. 12. — СПб, Типо-Литография И. А. Ефрона, 1894. — с. 309–312

Основные термины (генерируются автоматически): Зарудный, судебная реформа, Россия, государственная канцелярия, Государственный Совет, суд присяжных, доклад, министерство юстиции, судебная часть, Устав.

Похожие статьи

Судебная реформа 1864 г. и ее влияние на развитие.

судебная реформа, Зарудный, Россия, суд присяжных, государственная канцелярия, Государственный Совет, министерство юстиции, доклад, судебная часть, Устав. Судебные реформы и укрепление правосудия в России.

Судебная реформа 1864 г. как важный этап в становлении.

Судебная реформа, Россия, мировой судья, судебная власть, Устав, мировой суд, Российская империя, мировая юстиция, основной посыл, российское правосудие.

Судебная реформа 1864 года | Статья в журнале.

Судебная реформа, Россия, мировой судья, судебная власть, Устав, мировой суд, Российская империя, мировая юстиция, основной посыл, российское правосудие. История возникновения и становления кассационного.

Судебная реформа 1864 года: значение и судьба

Судебная реформа 1864 года: историческая необходимость

судебная реформа, уголовное судопроизводство, независимая судебная власть, суд, судебная система, Россия, судья, половина XIX, устав, Российская империя.

Реформирование судебной системы России во второй половине.

В устав уголовного судопроизводства вошло положение о суде присяжных.

Джаншиев Г. А. С. И. Зарудный и судебная реформа / Г. А. Джаншиев.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная реформа, Россия, Государственный совет, суд присяжных.

Судебная реформа 1991 года | Статья в журнале.

Российская Федерация, суд, судебная система, Верховный суд, судебная власть, суд субъектов, автономная область, общая юрисдикция, государственная власть, федеральное значение. О реформировании судов общей юрисдикции.

Судебные реформы и укрепление правосудия в России

Судебная реформа, Россия, мировой судья, судебная власть, Устав, мировой суд, Российская империя, мировая юстиция, основной посыл, российское правосудие.

Прокуратура России в системе уголовного судопроизводства в XIX.

Расследование государственных преступлений показало, что соблюдение положений Судебной реформы затрудняло следствие, а иногда не позволяло довести подозреваемых до суда. В результате, как указывает Н. В. Логачева.

Похожие статьи

Судебная реформа 1864 г. и ее влияние на развитие.

судебная реформа, Зарудный, Россия, суд присяжных, государственная канцелярия, Государственный Совет, министерство юстиции, доклад, судебная часть, Устав. Судебные реформы и укрепление правосудия в России.

Судебная реформа 1864 г. как важный этап в становлении.

Судебная реформа, Россия, мировой судья, судебная власть, Устав, мировой суд, Российская империя, мировая юстиция, основной посыл, российское правосудие.

Судебная реформа 1864 года | Статья в журнале.

Судебная реформа, Россия, мировой судья, судебная власть, Устав, мировой суд, Российская империя, мировая юстиция, основной посыл, российское правосудие. История возникновения и становления кассационного.

Судебная реформа 1864 года: значение и судьба

Судебная реформа 1864 года: историческая необходимость

судебная реформа, уголовное судопроизводство, независимая судебная власть, суд, судебная система, Россия, судья, половина XIX, устав, Российская империя.

Реформирование судебной системы России во второй половине.

В устав уголовного судопроизводства вошло положение о суде присяжных.

Джаншиев Г. А. С. И. Зарудный и судебная реформа / Г. А. Джаншиев.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная реформа, Россия, Государственный совет, суд присяжных.

Судебная реформа 1991 года | Статья в журнале.

Российская Федерация, суд, судебная система, Верховный суд, судебная власть, суд субъектов, автономная область, общая юрисдикция, государственная власть, федеральное значение. О реформировании судов общей юрисдикции.

Судебные реформы и укрепление правосудия в России

Судебная реформа, Россия, мировой судья, судебная власть, Устав, мировой суд, Российская империя, мировая юстиция, основной посыл, российское правосудие.

Прокуратура России в системе уголовного судопроизводства в XIX.

Расследование государственных преступлений показало, что соблюдение положений Судебной реформы затрудняло следствие, а иногда не позволяло довести подозреваемых до суда. В результате, как указывает Н. В. Логачева.

Судебная реформа 1864 г. примечательна тем, что она оставила после себя бесценное научное и культурное правовое наследие, а также богатейший научный опыт проведения радикальных судебно-правовых преобразований.

Следующей за Сенатом инстанцией должны были стать судные палаты, которые учреждались бы по одной на две губернии и имели в своем составе два департамента — уголовного и гражданского суда. Члены судных палат должны были назначаться императором пожизненно.

Затем в проекте Балугьянского следовал уездный суд, создававшийся на один, два или три уезда. В состав уездного суда входили два департамента — тяжебных и уголовных дел. Члены уездного суда должны были избираться на собраниях дворян и чиновников уезда пожизненно и утверждаться монархом.

В проекте был довольно тщательно определен порядок расследования должностных преступлений, которым была посвящена почти половина статей, содержащихся в данном документе. Расследование в соответствии с существовавшим в то время законодательством делилось на две части: предварительное следствие и следствие формальное. Кроме того, в проекте вводилась еще и ревизия следствия.

Процесс рассмотрения дела в суде должен был состоять из чтения доклада, получения объяснения обвиняемого, заключения прокурора и вынесения приговора, который оглашался при закрытых дверях.

В пояснительной записке Блудов подчеркивал, что готовившееся освобождение крестьян от крепостничества повлечет за собой передачу большого количества мелких дел, решавшихся до этого помещиками, в специально создаваемые мировые суды.

Получив одобрение Александра II, проекты были опубликованы и легли в основу судебных уставов. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда, его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это являлось значительным шагом вперед по сравнению с феодальным сословным судом, его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

Широко распространено мнение, что судебная реформа началась 20 ноября 1864 г., когда царь Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, утвердивший четыре законодательных акта: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В последующем эти акты стали именоваться судебными уставами.

С принятием уставов реформировалась одновременно вся система судопроизводства и судоустройства России. Судебные уставы ввели стройную систему судебных органов со строго отчерченной компетенцией. Параллельно действовала система мировых судов и система общих судебных установлений. Высшей судебной инстанцией, объединяющей мировые и общие суды, был Сенат.

В гражданском судопроизводстве вводились новые правила, такие как:

— полицейская власть отделялась от судебной;

— вместо следственного процесса учреждался процесс состязательный;

— сторонам предоставлялось право на получение квалифицированной юридической помощи;

— предусматривалось участие в гражданском процессе прокурора, как представителя государственной власти;

— гражданские дела подлежали рассмотрению не более, чем в двух инстанциях и т.д.

Уголовное судопроизводство носило публичный характер. В уголовный процесс вводились такие принципы, как гласность, состязательность, право на защиту, а также понятие презумпции невиновности. Изменялось право обжалования приговоров, вступивших в законную силу, вводился суд присяжных заседателей.

Фактически же реформа началась задолго до указанной даты. Она коснулась не только судов, но и других взаимодействующих с судами органов — прокуратуры и следственного аппарата. Она также выразилась в крайне запоздалом учреждении института адвокатуры, которого серьезно побаивались предшественники Александра II.

Основами судебной реформы были: почти полное отделение власти судебной от административной; уничтожение канцелярской тайны; введение адвокатуры и гласности; введение состязательного процесса и учреждение сословия присяжных поверенных. Это все касалось гражданского процесса. В уголовном предполагалось следующее: устранение полиции от судебного следствия; введение гласности и состязательного процесса; упразднение следственного начала; предоставление свободы судейского суждения; уничтожение сословных судов и тому подобное.

С падением крепостного права вчерашние рабы обратились в граждан, имеющих все права, поэтому появилась потребность в новом суде.

Были составлены уставы и положения, в которых были разработаны основные положения судебной реформы. Разработка велась в трех комиссиях: гражданской — с председателем С.И. Зарудным, уголовной — с председателем Н.А. Буцковским и судоустройство — с председателем А.М. Плавским.

После подписания документов Александром II уже к 1866 г. новый суд действовал более чем в десяти губерниях.

Как отмечали современники: «В суде поражало все: и гуманное отношение, и торжественность тона, и свобода защиты, и торжество общественной совести в приговорах присяжных. Недоверие к суду исчезло сразу. Сознание гражданского чувства пред законом проникло во все слои общества.

Последним введением реформы было открытие института мировых судей, первое заседание которых состоялось в Петербурге и в Москве 17 мая 1866 г.

Новые судебные уставы существенно дополнили проходившие изменения в судебной системе. Они явились правовой основой Судебной реформы 1864 г.

Хотя судебную реформу императора Александра II постигла та же участь, что и земскую реформу, и реформу городского самоуправления, она была самой последовательной и завершенной в истории России.

К 1914 г. прошлого столетия, когда отмечалось пятидесятилетие Судебной реформы 1864 г., по уровню развития юридической науки, уровню подготовки юридических кадров и их правовой культуры Россия вряд ли уступала передовым странам Европы. А по некоторым показателям (количеству и уровню подготовки маститых ученых и практиков-правоведов, количеству и качеству подготовленных и изданных фундаментальных исследований по важнейшим отраслям правоведения, а также общетеоретических правоведческих трудов) она, пожалуй, начала превосходить многие из них.

студент I-ого курса

средней школы №1

Борисов Александр
Михайлович

Рогожкин Алексей
Николаевич

Нижний Новгород 2003 год | |ВВЕДЕНИ

Судебная реформа в развитии страны играет одну из основных ролей, потому что государство только через суд обеспечивает права и свободы населения.
Суд-это гарантия соблюдения права граждан. Судебная реформа 1864 года явилась первой демократической реформой в нашей стране.
Впервые в России отделить суд от администрации попробовал Петр I, именно при нем в 1713 году в губерниях появились должности судьи. Однако права судей не были четко определены, поэтому наиболее сложные дела решались в юстиц-коллегии. В России на тот момент были созданы: Духовный суд, военный суд. Главной инстанцией был Сенат. В дальнейшем Екатерина II создала систему судебных учреждений (уездные суды, губернские суды и др.)
Правление императора Александра II стоило времени больших преобразований в
России. Во второй половине XIX века создались все условия для изменения системы судопроизводства. Судебная реформа 1864 года явилась следствием кризиса российского общества. В том числе кризиса “верхов”. Из-за поражения в Крымской войне (1853-1856 г.) создалась революционная ситуация, поэтому
Александр II понимал, что необходимо провести в стране ряд преобразований.
Они переросли в реформу феодальной системы, что явилось существенным скачком в развитии общества. Судебная реформа к середине XIX века была в самом скверном состоянии из всех органов в государственном аппарате.
Дореформенный суд можно охарактеризовать как сложность и запутанность процессуальных требований, множество судебных органов, отсутствие адвокатов и присяжных, волокита и бюрократизм, взятничество. В дореформенном суде преобладала розыскная форма судопроизводства. Суд выносил своё решение, основываясь только на письменных материалах, полученных в результате следствия. Сила доказательств определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Степень достоверности доказательств делилась на совершенные и несовершенные.
Основной части образованного общества было ясно, что судебную реформу следует проводить в совокупности с решением коренных вопросов, в 1-ую очередь крестьянского (крепостного права), т.к. крепостная зависимость исключала социальную потребность в правосудии. Таким образом, для редколлегии суда и правосудия следовало отменить крепостное право.


Глава 1. Подготовка судебной реформы 1864 года.
Известный николаевский сановник, граф Блудов Д.Н. являлся начальником II-го отделения императорской канцелярии. Именно ему было поручено провести подготовку судебной реформы. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени. Проект гражданского судопроизводства в Государственном совете обсуждался год, по сентябрь 1858 года. Одним из первых стало вырисовываться гражданско-процессуальное законодательство. Среди первых начал: введение состязательного процесса вместо следственного; введение гласности и искоренение и уничтожение канцелярской тайны; отделение судебной части от исполнительной; установление двух судебных инстанций; появление кассационного суда; учреждение при судах постоянных присяжных поверенных и др. Разработанный проект следовало представить в департамент
Государственного совета для обсуждения. Далее разослать в печатном виде членам Государственного совета для замечаний. Из замечаний следовало сделать выводы и обсудить на общем собрании Государственного совета.
Создавая акт, следовало увеличить число членов судов, соединить магистрали, ратуши, надворные суды с уездными судами и палатами, формировать председателей судов не по выбору, а по назначению правительства. 12 ноября
1859 года граф Блудов отдал на рассмотрение Александру II “Проект положения о судоустройстве”. Блудов видел в нём существенное улучшение юстиции.
Например, появились предписания и распоряжения. Без разграничения нормативных актов по юридической силе судебной реформе грозила опасность: ведомственное распоряжение могло сводить на нет предписания закона.
Законопроект предусматривал объединить палаты гражданского и уголовного суда, вместо низших судов создать суд уездный “для разных сословий”.
Несколько уездных судов “могут быть соединены в окружной суд”. Уезд разделялся на мировые участки. В каждом вводился мировой суд, состоявший из одного судьи. При судебных палатах учреждались прокуроры, наблюдавшие за законностью следствия и предоставляющие заключения по гражданским и уголовным делам. Прокуроры палат назначались министром юстиции. Прокуроры уездных судов – прокурорами палат. Дела разрешались только в двух инстанциях. В судебных палатах назначался главный губернский судья. Он координировал деятельность судов. В декабре Д.Н.Блудов представил крупный проект судебной реформы, по изменению уголовно – процессуального права.
Оно давало право подсудимому знакомиться с материалами дела, обжаловать приговор. Из 15 особых судопроизводств оставалось три о преступлениях по должности, государственным и религиозным. В процессе обсуждения проекта отвергался сословный принцип избирания судей. Предлагалось расширить компетенцию мировой юстиции, высказывалась необходимость суда присяжных и др. Требовались коренные преобразования системы уголовного судопроизводства. Государственный совет рассмотрел все замечания, после чего внеслись существенные изменения. По просьбе Блудова Д.Н. (на основании его доклада монарху) последующую работу по судебной реформе взяла на себя
Государственная канцелярия. Созданная для этого комиссия включала в себя лучших юристов того времени.В работе они использовали достижения юридической науки и практики европейских стран, считаясь с российской действительностью. В конце 1862 года в судебной инстанции был представлен проект “Основных положений судоустройства”. Там были высказаны новые принципы. К ним относились: идеи отделения суда от администрации, установление состязательности, отделение судебной власти от обвинительной, введение присяжных заседателей и образование института мировых судей. В августе 1864 года проекты судебных уставов были вынесены на обсуждение в
Государственный совет, одобрены и утверждены монархом.

“Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями” являлся кодексом, в котором были выделены менее серьёзные преступления (проступки), подведомственные мировым судьям. Устав состоял из 13 глав. Глава 1-я содержала общие положения и перечень наказаний за преступления против общественного и политического строя, проступкам против порядка управления и т.д. В главах 10-13 говорилось о проступках против личной безопасности, против семейной чести и т.д.

“Устав уголовного судопроизводства” (уголовно-процессуальный кодекс) определял компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, общие положения, порядок производства в мировых установлениях, порядок производства в общих судебных местах, изъятие из общего порядка уголовного судопроизводства. По уставу, мировой судья рассматривал уголовные дела в пределах отведённой ему компетенции. Основными стадиями в уголовном процессе, согласно Уставу, были: предварительное расследование, предание суду, приготовительные распоряжения к суду, рассмотрение дела, исполнение приговора. Различались приговоры окончательные (которые подлежали пересмотру только в кассационном порядке) и неокончательные (допускавшие возможность пересмотра дела по существу). Цель уголовного судопроизводства
– обнаружение материальной истины. Правила свободной оценки доказательств должны были содействовать беспристрастности судей. Подчеркивая, что основным критерием в решении вопроса о виновности или невиновности лица является совесть присяжных, закон запрещал ставить их в известность, о грозящем подсудимому наказании в случае признания его виновным, а в совещательной комнате присяжных запрещалось обращаться к тексту закона.
Только высказывание о фактах, основанных на впечатлении, полученном в суде, должно было составлять смысл деятельности присяжных. “Устав гражданского судопроизводства” (гражданский процессуальный кодекс) различал судопроизводство гражданских дел в мировых и судебно-административных установлениях (в суде земских начальников и уездных съездов) и судопроизводство в общих судебных местах. В уставе, отразившем основные принципы буржуазного права, наиболее последовательно осуществлены начала состязательности, доказательства в нем должны были обеспечивать стороны.
Низшей инстанцией являлся окружной суд, апелляционной – судебная палата.
Слушание дела происходило в открытом судебном заседании. Судебные уставы ввели суд присяжных и институт судебных следователей, заседаний. Судебные уставы ввели суд присяжных и институт судебных следователей, была реорганизована прокуратура, учреждена адвокатура.
Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями. Избираемые мировые судьи пришли на смену полицейским чиновникам. Вину подсудимого нужно было доказывать гласно, в борьбе с адвокатурой перед лицом представителей населения – присяжных заседателей.
Суд присяжных оказал мощное благотворное влияние на всю судебную систему.

Глава 3. “Итоги судебной реформы”

Судебная реформа 1864 года провозгласила буржуазные принципы судопроизводства:
- Независимость и отделение суда от администрации.
- Создание всесословного суда.
- Равенство всех перед судом.
- Введение присяжных заседателей.
- Установление прокурорского надзора.
-Создание чёткой системы судебных инстанций.
Реформа предусматривала отделение следствия от суда, гласность процесса, участие в процессе обвинения и защиты, равенство сторон и др.
Судебная реформа 1864 года считается самой буржуазной. Защита интересов дворянства выявляются в ней со всей полнотой. Естественно, что суд, правосудие – системы, с которыми граждане сталкиваются не повседневно.
Вместе с тем в суде сталкиваются внутриклассовые различия. Дворяне судятся с дворянами, крестьяне с крестьянами и т. д. Из этого следует, что всякого рода процессуальные гарантии важны для всех слоев общества. Судебная реформа затронула интересы всех классов, всех слоев Российского общества.
Судебная реформа имела прогрессивное значение, т.к. заменила собой очень раздробленную систему судов (суды по ряду дел, с множеством инстанций и т.п.) Но у реформы были и слабости (изъятие некоторых категорий дел, сохранение системы поощрений судей местными администрациями, неполное проведение её в различных районах) - см. сноску.
СНОСКА___________________________________
В национальных районах страны, на окраинах судебная реформа или не была проведена совсем. Или же была осуществлена с большими изъятиями (не вводился, например, суд присяжных, мировые судьи не избирались, а назначались).
“История государства и права” учебник изд-во “Проспект” стр. 205 2001 год.

Отделение суда от администрации было непоследовательным. Сенат – высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением.
Местные суды фактически контролировались губернатором. С 70-х годов началось отступление от провозглашенных принципов. Судебная реформа была подвергнута коренному пересмотру ранее других реформ 60-х годов, так как она стала мешать царской власти, поскольку именно эта реформа давала слишком много свободы. Поэтому некоторые ее положения были пересмотрены. В
1866 году судебные чиновники фактически были поставлены в зависимости от губернаторов. В том же 1866 году из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати. С 1867 года вместо следователей стали назначаться “исправляющие должности следователя”, на которых принцип несменяемости не распространялся. Существенным средством давления на судей было право министра перемещать их из одного судебного округа в другой.

В связи с вышесказанным, безусловно судебная реформа являлась одной из важнейших реформ второй половины XIX века. В указе от 20.11.1864 говорилось, что судебная реформа считает своей задачей выдворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и утвердить в народе уважение к закону. Во времена советской власти все эти принципы были утеряны, судьи выбирались на 5 лет и соответственно были зависимы, и только в наше демократическое время мы вспоминаем хорошо забытое старое и возвращаемся к тем старым принципам, которые были заложены в реформе 1864 года. Именно поэтому изучение судебной реформы 1864 года очень важно сейчас для российского общества. Опыт прошлого нашей страны может во многом нам помочь в этом деле. В России XXI века как и в России XIX века слабо развито уважение к закону, права и свободы человека не защищаются, хотя и гарантируются конституцией и другими нормативно-правовыми актами.
Деятельность судов с участием присяжных заседателей на данный момент в
России приостановлена.

Судьи не могут быть полностью независимыми и беспристрастными, т.к. получают не достаточно за свой труд. Суды у нас перегружены делами, а рабочих мест для судей мало (в основном из-за нехватки денежных средств в федеральном бюджете). В настоящее время готовятся новые проекты судебной реформы, и чтобы не допустить ошибок прошлого, необходимо со всей тщательностью изучать опыт прошлого в этом деле.

Исторический опыт свидетельствует также о том, что достаточно традиционным оставались и цели судебных реформ в России, провозглашавшие принципы создания равного, справедливого, гуманного суда. Они по сей день остаются идеалом, соответствующим человеческим чаяниям. Определенный оптимизм внушает то, что почти на каждом этапе отечественной истории реформы достигали определенного положительного результата, являлись очередным шагом в освоении общезначимых политико-правовых ценностей. заключение
Судебная реформа 1864 года коренным образом изменила такое положение.
Судопроизводство она превратила в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Отныне суд заседал, открыто, причем впервые вводились прения сторон. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия. Судебная реформа 1864 года явилась составной частью так называемых реформ 60-х годов, которые современники охарактеризовали так: "Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Достаточно вспомнить характер реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т.п. реформ, последовавших за крестьянской реформой 1861 года, - чтобы убедиться в правильности этого положения".

Читайте также: