Администратор областного суда это госслужащий или нет

Обновлено: 30.06.2024

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями. , то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  4. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  5. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  6. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Тэги: право, работа, самозанятость Вопрос был задан 16.10.2020 и дополнен ответом эксперта 14.12.2020



Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Я, например, работаю в гос. учреждении, подведомственном одному из органов местной исполнительной власти. Официально моя должность называется контент-редактор, я занимаюсь ведением нескольких сайтов: обновление новостной ленты, написание тематических статей, отрисовка баннеров и т.д. Часть этих сайтов - официальные ресурсы исполнительных органов государственной власти, поэтому информационная поддержка этих ресурсов проходит как госзаказ. При этом я ни фактически, ни по документам не имею никакого отношения к распределению бюджетных средств (за 2 года, что работаю, ни разу не подписывала никаких документов, в которых фигурировали бы какие-то цифры, суммы и т.п., кроме приказов о ставке по своей з/п, надбавках и премиях). Также не имею доступа к государственной или военной тайне. По сути я выполняю стандартные обязанности контент-менеджера, копирайтера и дизайнера - этакого многорукого шивы и пишущей головы.

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ "О противодействии коррупции" или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Об этой отчетности бывших муниципальных служащих узнала случайно. И о том, что нельзя становиться самозанятой, тоже - и вот сейчас вновь увидела на Т—Ж. А у меня самозанятость оформлена с этого года. Шо делать? Срочно бежать сниматься с учета? Или сразу в сторону границы бежать? Какие последствия?

Конечно, сейчас корю себя за скудоумие и за то, что не подумала об этом раньше. Пыталась разобраться самостоятельно, но в целом списке постановлений, указов Президента и писем Минтруда совсем запуталась - юридически я совершенно беспомощна. Как теперь понять, отношусь ли я к тем счастливчикам, кто навсегда испортил себе трудовую и отрезал путь к дальнейшему нормальному трудоустройству?

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИСВОЕНИЮ КЛАССНЫХ ЧИНОВ ЮСТИЦИИ
И КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АППАРАТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
И СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ
СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим", от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции", от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" и от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации работы по присвоению классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Инструкция).

2. Председателям кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, городских судов, межрайонных судов, гарнизонных военных судов, руководителям структурных подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, начальникам управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации при организации работы по присвоению классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации государственным гражданским служащим федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации руководствоваться требованиями Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Признать утратившим силу приказ Судебного департамента от 30 января 2008 г. N 22 "Об утверждении Положения о порядке присвоения классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Органова Ю.М.

Генеральный директор
А.В.ГУСЕВ

Утверждена
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 1 ноября 2013 г. N 211

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИСВОЕНИЮ КЛАССНЫХ ЧИНОВ ЮСТИЦИИ
И КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АППАРАТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
И СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ
СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция об организации работы по присвоению классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Инструкция) регулирует вопросы, касающиеся подготовки и представления документов для присвоения классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, городских судов, межрайонных судов, гарнизонных военных судов (далее - гражданские служащие аппаратов судов), Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - гражданские служащие системы Судебного департамента) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим", от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции", от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" и от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

1.2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1554) гражданским служащим аппаратов судов и системы Судебного департамента, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы), квалификационным требованием к которым является юридическое образование, присваиваются следующие классные чины юстиции, соответствующие группам должностей гражданской службы:

Бывшим государственным и муниципальным служащим не запрещено устраиваться в частные компании, оформлять самозанятость и открывать ИП. Но первые два года после увольнения за их трудовой деятельностью следит прокуратура.

Если нанять бывшего госслужащего или заказать у него услуги, не уведомив госорган, где он работал, можно получить штраф до 500 тыс. рублей.

Расскажем в статье, как узнать, что вы принимаете на работу госслужащего, и уведомить его бывшего работодателя.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель.
  2. Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя.
  3. Как узнать, что человек работал на госслужбе.
  4. Как составить уведомление для бывшего работодателя.
  5. Что запомнить, если нанимаете госслужащего.

Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель

В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.

Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.

Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.

Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.

Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).

К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.

Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе. Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Что запомнить, если нанимаете госслужащего

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.
  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.


В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Итак, работодатель обязан в десятидневный срок с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора уведомить бывшего нанимателя.

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

Деятельность комиссий регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник - уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>


Прочерк в пункте о наличии судимости как повод для увольнения с муниципальной службы

В июне 2017 г. Наталия Егорова (после вступления в брак в августе 2018 г. изменившая фамилию на Малышева) обратилась в администрацию Цивильского района Чувашской Республики с заявлением о приеме на должность начальника отдела строительства и ЖКХ управления экономики. Согласно требованию ч. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе РФ ею также была представлена заполненная и подписанная анкета, в которой в пункте о наличии судимости соискательница поставила прочерк.

Решением конкурсной комиссии Егорова была признана победителем конкурса на замещение вакантной должности и с 26 июня 2017 г. приступила к работе, а спустя 5 месяцев назначена на должность первого зам. главы администрации – начальника управления экономики, строительства и ЖКХ.

В феврале того же года распоряжением администрации района Наталия Егорова была освобождена от должности, а трудовой договор с ней расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе (в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой). Предшествовавшая увольнению служебная проверка показала, что, поставив прочерк в анкете, заполненной при поступлении на службу, соискательница тем самым не указала на наличие судимости – то есть фактически предоставила заведомо недостоверные сведения.

Наталия Егорова обратилась в суд с иском к районной администрации о выдаче копий документов, связанных с работой, признании распоряжения об увольнении незаконным и восстановлении в должности, а также взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали. При этом они критически отнеслись к доводам истицы об отсутствии умысла представить заведомо недостоверные сведения при поступлении на муниципальную службу – так, истица поясняла, что первоначально указала в анкете сведения о судимости, но, после того как глава администрации разъяснил, что она вправе не заполнять данный пункт по причине указания в самом тексте анкеты на необходимость его заполнения только при поступлении на государственную гражданскую службу, переписала анкету.

Также суды признали не имеющим правового значения тот факт, что на момент поступления на муниципальную службу и заполнения анкеты судимость с истицы была снята, а деяние, за которое она была осуждена, – декриминализовано. По мнению судов, основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя служит сам факт представления гражданином при поступлении на муниципальную службу заведомо недостоверных или неполных сведений – независимо от того, могли ли они повлиять на возможность принятия на муниципальную службу или стать основанием для отказа в заключении трудового договора.

Отказывая в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Верховным Судом Республики Марий Эл, судья республиканского ВС со ссылкой на п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе указал, что лицо, претендующее на замещение должности муниципального служащего, обязано сообщать о себе достоверные сведения, в том числе касающиеся судимости. В передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

Доводы жалобы в КС

В жалобе в Конституционный Суд заявительница подчеркнула, что п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе не соответствуют Конституции РФ, поскольку обязывают гражданина, поступающего на муниципальную службу, сообщать о наличии судимости независимо от срока, истекшего с момента вынесения обвинительного приговора, а также вступления в силу нового уголовного закона, устраняющего преступность совершенного гражданином деяния, – притом что соответствующий пункт анкеты, обязательной для поступающего на муниципальную службу, подлежит заполнению только при поступлении на госслужбу.

Аналогичный подход к решению вопроса о предоставлении лицом, поступающим на муниципальную службу, сведений о судимости применен, как указала заявительница, судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 7 мая 2013 г. № 33-1321/2013.

КС указал, что единство ограничений и обязательств для государственных и муниципальных служащих не предполагает полного тождества

Рассмотрев материалы жалобы, КС указал, что, поскольку п. 1 оспариваемой нормы в данном деле непосредственно не применялся, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Касательно п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе Конституционный Суд со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции отметил, что специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих, включающий их права, а также ограничения и запреты, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми гарантиями и преимуществами. В силу этого введение особых правил поступления и прохождения государственной (муниципальной) службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение прав, закрепленных Конституцией (постановления от 30 июня 2011 г. № 14-П, от 21 марта 2013 г. № 6-П, от 21 марта 2014 г. № 7-П, от 30 октября 2014 г. № 26-П, от 8 декабря 2015 г. № 31-П, от 29 ноября 2016 г. № 26-П; определения от 1 декабря 1999 г. № 219-О, от 3 октября 2002 г. № 233-О и др.).

Вместе с тем, добавил КС, устанавливая такие ограничения и запреты и определяя правовые последствия их несоблюдения лицами, поступающими на соответствующую службу, а также государственными и муниципальными служащими, федеральный законодатель должен следовать и предписаниям ч. 2 ст. 54 Конституции, согласно которой юридическая ответственность может наступать только за деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Данное требование, указал Суд, распространяется не только на отношения, связанные с установлением составов различных правонарушений и привлечением к ответственности за их совершение, но и на предполагающие наступление для таких граждан любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Так, для муниципальных служащих указанные последствия могут наступать лишь в случае нарушения законодательных предписаний, адресованных непосредственно им.

Также КС отметил, что, утверждая единую форму анкеты, представляемой при поступлении как на государственную гражданскую службу, так и на муниципальную, Правительство РФ руководствовалось принципом взаимосвязи данных видов службы, а при определении объема сведений, требуемых при заполнении анкеты, оно исходило из обстоятельств, исключающих возможность поступления на службу и ее прохождения. В частности, поступлению на госслужбу (равно как и ее прохождению) препятствует наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости. Исходя из этого, в пункт анкеты и был включен соответствующий вопрос.

Вместе с тем, отмечается в постановлении, в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, а также муниципальных служащих аналогичное ограничение Законом о муниципальной службе не предусмотрено.

На этом основании, а также учитывая, что установленное оспариваемой нормой единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной и государственной службы не предполагает их полного тождества, а значит – автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с госслужбой ограничения, как наличие неснятой или непогашенной судимости, – сведения о ее наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию на муниципальную службу.

Вместе с тем, добавил Конституционный Суд, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых прямо не установлена Законом, не должно повлечь, в том числе после поступления на муниципальную службу, соответствующие правовые последствия, что в полной мере относится к ситуации, когда лицо, поступающее на муниципальную службу, не указало в анкете сведения о судимости.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявительницы, КС признал подлежащими пересмотру.

Эксперты прокомментировали выводы КС

Об этом он заявил в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с судьями Конституционного Суда РФ, приуроченной ко Дню Конституции

Во-вторых, добавил Владимир Цвиль, важным представляется вывод о том, что конституционный принцип недопустимости юридической ответственности только за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции), распространяется не только на правонарушения в узком смысле, но и на отношения, предполагающие наступление любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Данная правовая позиция, считает адвокат, обогащает судебную доктрину и раскрывает потенциал конституционных принципов.

Читайте также: