В каком порядке формируются президиум верховного суда рф

Обновлено: 06.05.2024

Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители и члены Суда.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

Судьи Верховного Суда РФ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти, в своей деятельности они независимы, подчиняются только закону и ни перед кем не отчитываются. В зависимости от занимаемой должности, стажа работы на судейских должностях и иных предусмотренных законом обстоятельств им могут быть присвоены квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РФ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

Основные подразделения Суда:

  • Пленум;
  • Президиум;
  • Кассационная коллегия;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Судебная коллегия по уголовным делам;
  • Военная коллегия;
  • Судебная коллегия.

Большая часть судебной деятельности Верховного Суда РФ приходится на долю Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии (ниже — судебные коллегии). Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного Суда РФ по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в Верховный Суд РФ.

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели. Ими являются заместители Председателя Верховного Суда РФ.

Эти коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами вступившие в силу приговоры и иные судебные решения.

По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, о которых сказано выше. Приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями по первой инстанции, могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Разбирательство уголовных дел по первой инстанции допускается в одном из трех названных выше составов суда. Чаще всего оно осуществляется судьями единолично. Как и в нижестоящих судах общей юрисдикции, возможен коллегиальный состав (три судьи-профессионала из числа судей Верховного Суда РФ) при наличии ходатайства подсудимого. В таком же порядке допускается созыв суда с участием присяжных заседателей при разбирательстве уголовного дела в Военной коллегии.

Что касается гражданских дел, то они по первой инстанции тоже могут рассматриваться, как правило, единолично, а иногда — в случаях, предусмотренных законодательством — ив коллегиальном составе (три судьи-профессионала).

В кассационном порядке судебные коллегии рассматривают дела по кассационным жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и решения судов общей юрисдикции среднего звена. Такие дела в судебных коллегиях рассматриваются кассационными составами, в которые входят три судьи, один из которых является председательствующим. Вынесенные при этом кассационные определения (их законность, обоснованность и справедливость) проверяются Президиумом Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии уполномочены также выступать в роли инстанций, проверяющих вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные, как правило, нижестоящими судами общей юрисдикции. И они при этом используют процедуры, установленные для надзорного производства или для производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Помимо судебной деятельности судебные коллегии периодически обобщают кассационную и надзорную практику, составляют обзоры, в которых вскрывают наиболее типичные ошибки, допускаемые нижестоящими судами. Обзоры направляются в верховные суды республик, краевые, областные и другие суды, которые используют их для проведения семинаров с судьями и для совершенствования судебной деятельности. Они также публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ.

Наряду с названными судебными коллегиями (Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией) 28 декабря 2001 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о создании еще одного подразделения. Оно названо Судебной коллегией Верховного Суда РФ. В эту коллегию включены 18 судей, входящих в состав других судебных коллегий Верховного Суда РФ.

Под руководством Председателя Суда она призвана обеспечивать реализацию предписаний Федерального закона от 15 декабря 2001 г., внесшего ряд принципиальных изменений и дополнений в Закон о статусе судей. Персональный состав данной коллегии должен ежегодно переутверждаться Высшей квалификационной коллегией судей РФ.

В соответствии с предписаниями названного Закона на членов данной коллегии (отнесенные к их компетенции вопросы они рассматривают коллегиально — в составе не менее трех человек) возлагается принятие решений, связанных с претворением в жизнь некоторых гарантий неприкосновенности судей федеральных судов среднего и высшего уровней.

В частности, они уполномочены давать заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовных дел против конкретных судей или привлечения их в качестве обвиняемых, принимать решения о их заключении под стражу или о привлечении к административной ответственности, о допустимости производства оперативно-розыскных или следственных действий, ограничивающих их конституционные права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность, и др.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя и 12 судей Верховного Суда РФ. Ее персональный состав утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Рассмотрение конкретных дел в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ. При этом должно соблюдаться требование о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

  • рассмотрение по второй инстанции гражданских и уголовных дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;
  • рассмотрение в пределах своих полномочий судебных дел в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей, в том числе Председателя Суда, его заместителей, входящих в Президиум по должности, и нескольких наиболее квалифицированных и опытных членов Суда. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Он принимает решение, если в заседании участвует большинство его членов. Постановления Президиума по конкретным судебным делам, проверяемым в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, принимаются большинством голосов и вступают в силу немедленно.

Президиум также рассматривает вопросы о работе судебных коллегий и аппарата Суда, анализирует материалы обобщения судебной практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими законодательства. На его заседаниях обсуждаются вопросы о деятельности судебных коллегий по оказанию практической помощи судам среднего звена, анализируются состояние и динамика преступности, практика рассмотрения дел судами, причины вынесения ошибочных приговоров, решений и определений, эффективность мероприятий, направленных на улучшение качества судебной работы.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и всех членов Верховного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.

Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:

Пленум Верховного Суда должен созываться не реже одного раза в четыре месяца. Фактически же он заседает чаще. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ уведомляются не позднее, чем за тридцать дней до заседаний.

Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Генеральному прокурору РФ и Министру юстиции РФ не позднее, чем за десять дней до заседания.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или Министром юстиции РФ, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать члены Научно-консультативного совета или лица, приглашенные на заседание Пленума.

В необходимых случаях для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.

Секретарь Пленума наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протоколов и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.

Особо необходимо выделить одну из основных функций Пленума — дачу разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания закона. Они содержат весьма важные, принципиальные указания по вопросам, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения даются на основании изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и являются обязательными для всех судов Российской Федерации, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ч. 1 ст. 56 Закона о судоустройстве).

Реализуя данное полномочие, Пленум может оперативно влиять на формирование судебной практики в Российской Федерации. Он анализирует допускаемые при осуществлении правосудия ошибки, нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания судами, а также координирует правоприменительную практику судов и выделяет ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства.

В настоящее время все еще представляет определенный интерес вопрос о возможности применения разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР при рассмотрении уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ решено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы законов бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

В связи с характеристикой полномочия Пленума Верховного Суда РФ по даче разъяснений по вопросам судебной практики весьма важно учитывать, что в последние годы объем и уровень ответственности работы в данной области значительно возросли в силу ряда причин: Верховный Суд РФ стал высшим судом полностью суверенного государства и над ним больше нет инстанции, которая могла бы "подстраховать" или "посоветовать"; принята новая Конституция РФ, обозначившая немало принципиально новых правовых решений; идет бурный процесс обновления не только старого законодательства, но и того, которое появилось сравнительно недавно; судебная практика с трудом успевает усваивать все законодательные новеллы и, чтобы обеспечить ее единообразие и правильное направление, нужны постоянные усилия по обобщению такой практики и даче соответствующих разъяснений по вопросам надлежащего применения новых, не всегда четких и полностью ясных законов.

Этим в основном и можно объяснить возросшую активность Пленума Верховного Суда РФ. Именно за последнее время появилось немало очень важных его разъяснений. К числу его постановлений, содержащих такого рода разъяснения, можно отнести, например, постановления:

"О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. №8;

"О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных" от 20 декабря 1994 г. № 9;

"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. № 10;

"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" от 10 октября 2003 г. № 5;

"О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. № 23;

"О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации " от 5 марта 2004 г. № 1;

"О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. № 7;

"О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" от 12 марта 2002 г, № 5.

В связи с характеристикой полномочий Пленума Верховного Суда РФ особо нужно отметить, что он не обладает судебными полномочиями.

Президиум Верховного суда Российской Федерации - высший совещательный орган Верховного суда РФ, руководящий его работой.

Состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного суда Российской Федерации. В состав суда входят:

  • председатель Верховного суда,
  • заместители Председателя, входящие в состав Президиума по должности,
  • иные судьи Верховного суда Российской Федерации.

Утверждение Президиума Верховного суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заседания Президиума Верховного суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного суда Российской Федерации.

Президиум Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

  • в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  • рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Российской Федерации;
  • оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Члены Президиума

    — председатель Верховного Суда Российской Федерации
  • Серков, Петр Павлович — первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  • Нечаев, Василий Иванович — заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  • Петроченков, Анатолий Яковлевич — заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  • Хомчик, Владимир Владимирович — заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председатель Военной коллегии
  • Давыдов, Владимир Александрович — председатель судебного состава
  • Кузнецов, Валентин Васильевич — председатель судебного состава
  • Свиридов, Юрий Алексеевич — председатель судебного состава
  • Магомедов, Магомед Магомедович — председатель судебного состава
  • Тимошин, Николай Викторович — председатель судебного состава

Ссылки

Верховные суды республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия • Краевые суды: Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский • Областные суды: Амурский • Архангельский • Астраханский • Белгородский • Брянский • Владимирский • Волгоградский • Вологодский • Воронежский • Ивановский • Иркутский • Калининградский • Калужский • Кемеровский • Кировский • Костромской • Курганский • Курский • Ленинградский • Липецкий • Магаданский • Московский • Мурманский • Нижегородский • Новгородский • Новосибирский • Новосибирский • Оренбургский • Орловский • Пензенский • Псковский • Псковский • Рязанский • Самарский • Саратовский • Сахалинский • Свердловский • Смоленский • Тамбовский • Тверской • Тверской • Тульский • Тюменский • Ульяновский • Челябинский • Ярославский • Городские суды: Москва • Санкт-Петербург • Суды автономных областей: Еврейская АО • Суды автономных округов: Ненецкий АО • Ханты-Мансийский АО • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

АС республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Хакасия • Удмуртия • Чечня • Чувашия • Краевые АС: Алтайского • Забайкальского • Камчатского • Краснодарского • Красноярского • Пермского • Приморского • Ставропольского • Хабаровского • Областные АС: Амурской • Архангельской • Астраханской • Белгородской • Брянской • Владимирской • Волгоградской • Вологодской • Воронежской • Ивановской • Иркутской • Калининградской • Калужской • Кемеровской • Кировской • Костромской • Курганской • Курской • Липецкой • Магаданской • Московской • Мурманской • Нижегородской • Новгородской • Новосибирской • Омской • Оренбургской • Орловской • Пензенской • Псковской • Ростовской • Рязанской • Самарской • Саратовской • Сахалинской • Свердловской • Смоленской • Тамбовской • Тверской • Томской • Тульской • Тюменской • Ульяновской • Челябинской • Ярославской • Городские АС: Москва • Санкт-Петербург и Ленинградская область • АС автономных областей: Еврейская АО • АС автономных округов: Ханты-Мансийский АО - Югра • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители и члены Суда.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

Судьи Верховного Суда РФ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти, в своей деятельности они независимы, подчиняются только закону и ни перед кем не отчитываются. В зависимости от занимаемой должности, стажа работы на судейских должностях и иных предусмотренных законом обстоятельств им могут быть присвоены квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РФ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

Основные подразделения Суда:

  • Пленум;
  • Президиум;
  • Кассационная коллегия;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Судебная коллегия по уголовным делам;
  • Военная коллегия;
  • Судебная коллегия.

Большая часть судебной деятельности Верховного Суда РФ приходится на долю Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии (ниже — судебные коллегии). Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного Суда РФ по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в Верховный Суд РФ.

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели. Ими являются заместители Председателя Верховного Суда РФ.

Эти коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами вступившие в силу приговоры и иные судебные решения.

По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, о которых сказано выше. Приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями по первой инстанции, могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Разбирательство уголовных дел по первой инстанции допускается в одном из трех названных выше составов суда. Чаще всего оно осуществляется судьями единолично. Как и в нижестоящих судах общей юрисдикции, возможен коллегиальный состав (три судьи-профессионала из числа судей Верховного Суда РФ) при наличии ходатайства подсудимого. В таком же порядке допускается созыв суда с участием присяжных заседателей при разбирательстве уголовного дела в Военной коллегии.

Что касается гражданских дел, то они по первой инстанции тоже могут рассматриваться, как правило, единолично, а иногда — в случаях, предусмотренных законодательством — ив коллегиальном составе (три судьи-профессионала).

В кассационном порядке судебные коллегии рассматривают дела по кассационным жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и решения судов общей юрисдикции среднего звена. Такие дела в судебных коллегиях рассматриваются кассационными составами, в которые входят три судьи, один из которых является председательствующим. Вынесенные при этом кассационные определения (их законность, обоснованность и справедливость) проверяются Президиумом Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии уполномочены также выступать в роли инстанций, проверяющих вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные, как правило, нижестоящими судами общей юрисдикции. И они при этом используют процедуры, установленные для надзорного производства или для производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Помимо судебной деятельности судебные коллегии периодически обобщают кассационную и надзорную практику, составляют обзоры, в которых вскрывают наиболее типичные ошибки, допускаемые нижестоящими судами. Обзоры направляются в верховные суды республик, краевые, областные и другие суды, которые используют их для проведения семинаров с судьями и для совершенствования судебной деятельности. Они также публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ.

Наряду с названными судебными коллегиями (Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией) 28 декабря 2001 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о создании еще одного подразделения. Оно названо Судебной коллегией Верховного Суда РФ. В эту коллегию включены 18 судей, входящих в состав других судебных коллегий Верховного Суда РФ.

Под руководством Председателя Суда она призвана обеспечивать реализацию предписаний Федерального закона от 15 декабря 2001 г., внесшего ряд принципиальных изменений и дополнений в Закон о статусе судей. Персональный состав данной коллегии должен ежегодно переутверждаться Высшей квалификационной коллегией судей РФ.

В соответствии с предписаниями названного Закона на членов данной коллегии (отнесенные к их компетенции вопросы они рассматривают коллегиально — в составе не менее трех человек) возлагается принятие решений, связанных с претворением в жизнь некоторых гарантий неприкосновенности судей федеральных судов среднего и высшего уровней.

В частности, они уполномочены давать заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовных дел против конкретных судей или привлечения их в качестве обвиняемых, принимать решения о их заключении под стражу или о привлечении к административной ответственности, о допустимости производства оперативно-розыскных или следственных действий, ограничивающих их конституционные права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность, и др.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя и 12 судей Верховного Суда РФ. Ее персональный состав утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Рассмотрение конкретных дел в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ. При этом должно соблюдаться требование о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

  • рассмотрение по второй инстанции гражданских и уголовных дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;
  • рассмотрение в пределах своих полномочий судебных дел в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей, в том числе Председателя Суда, его заместителей, входящих в Президиум по должности, и нескольких наиболее квалифицированных и опытных членов Суда. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Он принимает решение, если в заседании участвует большинство его членов. Постановления Президиума по конкретным судебным делам, проверяемым в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, принимаются большинством голосов и вступают в силу немедленно.

Президиум также рассматривает вопросы о работе судебных коллегий и аппарата Суда, анализирует материалы обобщения судебной практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими законодательства. На его заседаниях обсуждаются вопросы о деятельности судебных коллегий по оказанию практической помощи судам среднего звена, анализируются состояние и динамика преступности, практика рассмотрения дел судами, причины вынесения ошибочных приговоров, решений и определений, эффективность мероприятий, направленных на улучшение качества судебной работы.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и всех членов Верховного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.

Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:

Пленум Верховного Суда должен созываться не реже одного раза в четыре месяца. Фактически же он заседает чаще. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ уведомляются не позднее, чем за тридцать дней до заседаний.

Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Генеральному прокурору РФ и Министру юстиции РФ не позднее, чем за десять дней до заседания.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или Министром юстиции РФ, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать члены Научно-консультативного совета или лица, приглашенные на заседание Пленума.

В необходимых случаях для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.

Секретарь Пленума наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протоколов и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.

Особо необходимо выделить одну из основных функций Пленума — дачу разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания закона. Они содержат весьма важные, принципиальные указания по вопросам, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения даются на основании изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и являются обязательными для всех судов Российской Федерации, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ч. 1 ст. 56 Закона о судоустройстве).

Реализуя данное полномочие, Пленум может оперативно влиять на формирование судебной практики в Российской Федерации. Он анализирует допускаемые при осуществлении правосудия ошибки, нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания судами, а также координирует правоприменительную практику судов и выделяет ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства.

В настоящее время все еще представляет определенный интерес вопрос о возможности применения разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР при рассмотрении уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ решено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы законов бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

В связи с характеристикой полномочия Пленума Верховного Суда РФ по даче разъяснений по вопросам судебной практики весьма важно учитывать, что в последние годы объем и уровень ответственности работы в данной области значительно возросли в силу ряда причин: Верховный Суд РФ стал высшим судом полностью суверенного государства и над ним больше нет инстанции, которая могла бы "подстраховать" или "посоветовать"; принята новая Конституция РФ, обозначившая немало принципиально новых правовых решений; идет бурный процесс обновления не только старого законодательства, но и того, которое появилось сравнительно недавно; судебная практика с трудом успевает усваивать все законодательные новеллы и, чтобы обеспечить ее единообразие и правильное направление, нужны постоянные усилия по обобщению такой практики и даче соответствующих разъяснений по вопросам надлежащего применения новых, не всегда четких и полностью ясных законов.

Этим в основном и можно объяснить возросшую активность Пленума Верховного Суда РФ. Именно за последнее время появилось немало очень важных его разъяснений. К числу его постановлений, содержащих такого рода разъяснения, можно отнести, например, постановления:

"О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. №8;

"О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных" от 20 декабря 1994 г. № 9;

"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. № 10;

"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" от 10 октября 2003 г. № 5;

"О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. № 23;

"О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации " от 5 марта 2004 г. № 1;

"О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. № 7;

"О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" от 12 марта 2002 г, № 5.

В связи с характеристикой полномочий Пленума Верховного Суда РФ особо нужно отметить, что он не обладает судебными полномочиями.

Объясняем, почему надо обращаться в Верховный Суд и как составить эффективную жалобу, чтобы добиться отмены решения и пересмотра дела. А еще — поможем разобраться в практических моментах и секретах подготовки на каждом этапе судебного процесса.

По статистике, ВС удовлетворяет только 3 жалобы из 100 поданных. Но не у каждого юриста в профессиональной жизни случается успешный кейс в ВС. У меня их было три. Ниже я расскажу об одном из них.





Содержание:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Обращение в Верховный Суд — финальная точка в судебном процессе. По разным причинам не все собственники и руководители бизнеса и далеко не все юристы доводят рассмотрение дела до этой стадии. Кто-то проиграл в нижних инстанциях и не знает, как подготовить документы, чтобы бороться дальше. Другие не верят в успех пересмотра дела Верховным Судом. А третьи просто не слышали о таком варианте защиты прав. Наша практика показывает, что, отказавшись от подачи жалобы в ВС — вы сдаетесь раньше времени и лишаете себя возможности выиграть дело.

Статистика подтверждает рост числа обращений в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ (СКЭС ВС РФ):

  • в 2017 году было подано 28 157 жалоб;
  • в 2018 году — 34 003;
  • в 2019 году — 37 015.
  • в 2017 году — удовлетворено 517 жалоб из 541 принятых к производству;
  • в 2018 году — 429 жалобы из 529;
  • в 2019 году — 453 из 464.

Попасть в заветные 1,5% можно, подготовив эффективную жалобу в ВС, в которой нужно обосновать правовую позицию и заинтересовать высшую судебную инстанцию своим кейсом.

Для этого надо учесть все нюансы и особенности каждой стадии судебного процесса.

В российском арбитражном процессе дело проходит 4 базовые инстанции:

  • первая инстанция
  • апелляция
  • первая кассация
  • вторая кассация (СКЭС ВС РФ)

В каждой инстанции — свои правила и тонкости.
О них надо помнить, чтобы подготовиться к переходу на следующий этап.

Порядок. Здесь спор рассматривается по существу — судья изучает дело, оценивает собранные доказательства, правые позиции сторон и выносит решение. Судебное решение вступает в законную силу через месяц после опубликования — до истечения месячного срока у вас есть право на апелляционное обжалование.

Важно! На этом этапе у вас должна быть четко сформулирована правовая позиция и собрано максимальное количество доказательств. В апелляции есть шансы дополнить доказательную базу, в кассации этой возможности не будет.


СРОК НА ПОДАЧУ КАССАЦИОННЫХ ЖАЛОБ (СКЭС ВС РФ)

Порядок. На этой стадии коллегия судей рассматривает жалобу участников процесса на решение суда первой инстанции. Судьи проверяют не допустил ли суд первой инстанции ошибок материального и процессуального характера.

Сроки для обжалования. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу с даты публикации. Таким образом, с этого момента акт суда первой инстанции вступает в законную силу, либо должен быть отменен или изменен.

Важно! На этой стадии судьи могут принять новые доказательства. Это возможно, если вы не представили их в первой инстанции по уважительным причинам и можете это обосновать. А еще в апелляции имеет смысл указать, какие ошибки, на ваш взгляд, допустил суд при оценке доказательств и применении норм права.


РАССМОТРЕНИЕ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ В ВС РФ

Порядок. Следующий шаг после апелляции — подача кассационной жалобы. Обращение рассматривает коллегия из трех судей, которые разрешают только вопросы права — про факты в кассации говорить не принято и представить дополнительные доказательства уже не получится.

Сроки для обжалования. Жалоба на вступившее в силу решение суда подается в течение двух месяцев с момента вынесения постановления в первой кассации. Здесь важно следить, когда в картотеке арбитражных дел будет опубликовано постановление окружного суда — акт, который завершает работу первой кассации. Это дата для отсчета срока на подготовку и подачу жалобы в Верховный Суд.

Постарайтесь минимизировать технические задержки — заранее оплатите госпошлину за подачу жалобы и подготовьте доверенность на лицо, которое подписывает жалобу, если это не руководитель. И самое главное — получите надлежащим образом заверенные копии обжалуемых судебных актов нижестоящих инстанций.

А теперь о том, как заинтересовать судей и увеличить шансы на то, что Верховный Суд примет вашу жалобу к рассмотрению.

Читайте также: