В каких странах прокуратура включена в состав судейского корпуса и находится при судах

Обновлено: 18.05.2024

Князева Елена Геннадьевна, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ЮФУ, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются вопросы организации и деятельности прокурорского надзора в зарубежных странах. Выделяются страны, где прокуратуры сходны по организации, содержанию деятельности с российской прокуратурой, не относятся ни к одной ветви власти и наделены превосходящими функциями по сравнению с нашей прокуратурой; страны, в которых конституции практически не закрепляют правовой статус прокуратур, так как в них прокуратура рассматривается не как автономная система, а как часть судебной или исполнительной власти. Особое внимание уделяется прокуратурам стран, входящих в состав СНГ, а также их координирующим органам.

Ключевые слова: Португалия, Испания, Франция, Италия, Англия, Уэльс, Германия, США, Япония, СНГ.

Prosecutor's supervision in foreign countries

Knyazeva Elena Gennad'evna, assistant professor of the chair of criminal procedure and criminal investigation technique of South federal university, candidate of juridical sciences.

The article considers issues of organization and activities of the prosecutor's supervision in foreign states. The author points out the states where prosecutor's offices are similar in organization, content of activities to the Russian prosecutor's office, do not have any connection with any branches of power and have more functions than the prosecutor's office in this country, where constitutions practically do not consolidate the legal status of prosecutor's offices as they consider the prosecutor's office not as an autonomous system, but as a part of judicial or executive system. The special attention is drawn to the prosecutor's offices of states-members of the CIS and coordinating agencies thereof.

Key words: Portugal, Spain, France, Italy, England, Wales, Germany, USA, Japan, CIS.

Новейшие исследования деятельности прокуратуры в зарубежных странах, ее состояние по законодательству этих стран показывают, что в современном мире нет единой системы, которая определила бы организацию, полномочия и задачи прокуратуры. Прокуратура в зарубежных странах строилась в течение длительного периода развития на основе учета исторических условий страны, характера государственного механизма и экономики.

В зарубежных странах очень мало прокуратур, которые были бы сходны по организации, содержанию деятельности с российской прокуратурой. Например, лишь в Португалии прокуратура не относится ни к одной ветви власти, обладает функциями, сходными с целями и задачами российской прокуратуры и даже в чем-то их превосходящими.

В соответствии с главой 4 Конституции Португалии, посвященной исключительно прокуратуре, прокуратура Португалии осуществляет представительство государства, уголовное преследование, защиту демократической законности от имени государства, а также интересов, определяемых законом. Прокуратура в Португалии коллегиальная, избираемая самими прокурорами. Генеральный прокурор назначается президентом Республики по представлению правительства.

Конституции зарубежных стран почти ничего не говорят или говорят очень мало о правовом статусе прокуратуры. Это объясняется тем, что прокуратура здесь рассматривается не как автономная система, а как часть судебной или исполнительной власти. Это практически выражается в том, что прокуратура организационно находится при судах и высшей прокурорской должностью является прокурор при Верховном суде страны. Судьи и прокуроры входят в корпус магистров, подчинены общим правилам законодательства о магистратуре. Представители прокуратуры - ответственные магистраты, которые находятся в соподчинении, не могут быть переведены, временно отстранены от должности, уволены, за исключением случаев, указанных в законе. Назначение, введение в должность, перевод и передвижение по службе, применение к ним дисциплинарных мер входят в компетенцию ведомства Генерального прокурора.

Общего надзора прокуратура не осуществляет, может быть, за исключением указанной Республики Португалия, а также Испании, где Конституция уделяет прокуратуре ст. 124, из которой можно сделать вывод о несколько иной, большей степени автономности прокуратуры от судебной системы.

Во всех западных странах прокуратура выступает в качестве органа обвинения, однако при всем этом в деятельности прокуратуры и законе есть "основной принцип, свойственный прокурорской системе в демократическом режиме, - обеспечение прав человека и гражданина".

Прокуратура Франции состоит при судах. Руководит ее деятельностью министр юстиции. Прокуроры Республики состоят при трибуналах большой инстанции, но могут осуществлять свои полномочия и в трибуналах малой инстанции.

Генеральные прокуроры состоят при апелляционных судах. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор при Кассационном суде.

Все прокуроры во Франции назначаются на должность и смещаются Президентом Республики по представлению Министерства юстиции.

Помимо поддержания обвинения в суде и дачи заключений, прокуроры руководят расследованием уголовных дел и осуществляют надзор за законностью в местах лишения свободы в пределах подведомственных им территорий.

Во Франции судей и прокуроров именуют магистратами. Традиционно судьи обращаются к сторонам процесса сидя, в связи с чем их называют сидящими магистратами, а прокурорских работников именуют стоящими магистратами, поскольку они обращаются к суду только стоя.

Прокуроры-магистраты приносят присягу: "Я клянусь верно и преданно исполнять свои обязанности, свято хранить тайны судопроизводства, и мое поведение как магистрата будет достойным и беспристрастным".

На должность магистрата прокуроры назначаются после проведения конкурса. Каждый кандидат на должность должен иметь диплом о втором цикле высшего образования. Предельный возраст магистрата - 65 лет, Генерального прокурора Кассационного суда - 68 лет.

В Итальянской Республике прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов о правосудии, о правах государства, о юридических лицах, недееспособных; имеет право принятия таких охранительных мер, какие считает нужными.

Прокурор требует наказания за преступления и применения административных мер взыскания, исполнения приговоров, вступивших в законную силу, и других постановлений суда в случаях, установленных законом.

Уложение о судоустройстве N 12 от 30 января 1941 г. регулирует полномочия (компетенцию) прокурора по уголовным, гражданским делам и по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы.

Генеральные прокуроры при местных отделениях апелляционных судов, прокуроры Республики выполняют свои функции самостоятельно либо через подчиненных им магистратов. Имеется специальная прокуратура по делам несовершеннолетних.

В Англии и Уэльсе Законом 1985 г. учреждена служба государственных (коренных) обвинителей, основная функция государственных обвинителей - поддержание обвинений в судах всех уровней по делам, расследованным полицией.

В Германии прокуратура проводит расследование по небольшому числу наиболее сложных уголовных дел с участием полицейских служб.

Предъявление обвинения осуществляется прокуратурой либо по частной жалобе потерпевшим, но следственное разбирательство производится при обязательном участии прокуратуры.

Органы прокуратуры имеются при общих судах всех уровней. При Верховном федеральном суде функции прокуратуры осуществляют Федеральный прокурор и подчиненные суду прокуроры. Все они действуют под общим руководством министра юстиции ФРГ. Генеральный прокурор назначается Президентом ФРГ с согласия бундесрата.

При высших судах, судах земель, участковых судах действуют соответствующие прокуроры.

Полномочия участковых прокуроров ограничены. Они вправе выступать только в участковых судах.

Должностные лица прокуратуры обязаны руководствоваться законными указаниями вышестоящих прокуроров.

В Соединенных Штатах Америки предварительное расследование по уголовным делам осуществляют ФБР и множество других федеральных служб, полицейские учреждения, подчиняющиеся либо по частям соответствующего штата, либо местным властям графства, города или сельского муниципалитета. Они вправе производить аресты, допрашивать подозреваемых, разыскивать и собирать доказательства преступления. Аресты, обыски и некоторые другие следственные действия производятся полицией с предварительной либо последующей санкцией суда.

В ряде случаев предварительное расследование проводится аппаратами либо федерального атторнея (они имеются в каждом федеральном судебном органе), либо генерального атторнея штата, либо местного атторнея (графства, города и проч.).

Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности. Более того, даже федеральные атторнеи при принятии решений по конкретным делам пользуются независимостью от Генерального атторнея США, возглавляющего Департамент (Министерство) юстиции. По существу, атторнеям всех уровней принадлежит решающая роль в возбуждении уголовного преследования и в решении вопроса о предании обвиняемого суду.

Важнейшая функция атторнея - поддержание обвинения в суде, при этом на стадии предания суду в подавляющем большинстве случаев представители обвинения вынуждают обвиняемого заключить так называемую сделку о признании вины.

Федеральные атторнеи назначаются Президентом США с согласия Сената. В большинстве штатов и на местном уровне атторнеи выбираются населением и, как правило, занимают свои должности благодаря поддержке той или иной политической партии.

Впрочем, отсутствие у зарубежной прокуратуры общенадзорных функций (в принятом у нас понимании) не говорит о том, что в названных государствах они отсутствуют вовсе.

Атторнейская служба - типичный для США институт государственной власти, не имеющий аналога в правовых системах других стран. В ведении Генерального атторнея (прокурора) находится контрразведка, политическая полиция, он управляет тюрьмами и занимается делами иммигрантов.

Полномочия и престиж американского прокурора за последние годы сильно изменились, атторнеи получили больше полномочий, большую независимость от судебного надзора за своей деятельностью.

Прокуратура США все более ориентирована на борьбу с преступностью и предотвращение преступлений.

Анализ деятельности прокуратуры в Германии и Японии показывает, что в этих странах все делается для того, чтобы использовать возможности прокуратуры для поддержания режима законности и правопорядка вообще и в уголовном процессе в частности.

Словом, даже краткий анализ положения прокуратуры в зарубежных странах показывает, что прокуратура в большинстве государств играет важную роль в процессе выработки уголовной политики, в защите прав и интересов граждан, участвуя в уголовном и гражданском судопроизводстве. Общей тенденцией ее развития является расширение функций прокуратуры, невмешательство законодательной и исполнительной власти в ее содержательную деятельность.

Что же касается государств ближнего зарубежья, то, кроме стран Балтии, органы прокуратуры и прокурорский надзор не подвергались значительным изменениям. Более того, прокуратуры этих государств поддерживают тесное содружество. Так, страны, вошедшие в состав СНГ, еще в 1995 г. создали Координационный совет генеральных прокуроров стран СНГ.

Координационный совет генеральных прокуроров стран СНГ является региональной организацией. В его состав входят генеральные прокуроры стран Содружества. В основе формирования и деятельности Совета находятся общность предшествующего длительного развития, реальные, объективно действующие условия и потребности повседневного сотрудничества в борьбе с преступностью, особенно транснациональной, ее организованными формами. Сотрудничество происходит в целях оказания правовой помощи в различных сферах правовых отношений.

Функциями Совета являются: обмен информацией, взаимные консультации, выработка рекомендаций и предложений по вопросам, относящимся к ведению Совета.

Совет осуществляет анализ состояния транснациональной преступности в СНГ, выработку предложений и рекомендаций по противодействию ей, разработку общей стратегии и согласованной политики борьбы с преступностью.

Одним из направлений деятельности Совета, его структур является оценка эффективности международно-правовых актов, регламентирующих различные аспекты оказания правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам.

Руководителем Совета является его председатель, который избирается на основе принципа консенсуса, как правило, на один год.

Очередным председателем становится генеральный прокурор - председатель государства - организатора очередного ежегодного заседания Координационного совета. В целях подготовки материалов, необходимых для обсуждения и принятия Советом, могут создаваться временные рабочие группы на период выполнения конкретного задания Совета.

В 1997 г. Координационный совет генеральных прокуроров государств СНГ в целях организационно-технического обеспечения его деятельности, а также улучшения взаимодействий прокуратур государств СНГ принял решение создать постоянно действующий секретариат Совета.

Секретариат Совета является рабочим органом Координационного совета и имеет статус оперативного управления генеральной прокуратуры государства пребывания. Секретариат Совета является депозитарием документов, принятых Координационным советом. Секретариат Совета образуется в составе полномочных представителей прокуратур государств СНГ - по одному представителю от каждой прокуратуры. Каждый представитель имеет своих сотрудников.

Во главе секретариата Совета стоит исполнительный секретарь, избираемый на заседании Координационного совета. Исполнительный секретарь имеет одного заместителя, который не может быть представителем того же государства, что и исполнительный секретарь.

Полномочный представитель состоит на службе в прокуратуре соответствующего государства СНГ и считается прикомандированным в секретариат Совета. Назначаются на должность исполнительным секретарем граждане государств - участников СНГ. Прием на службу оформляется контрактом, в котором определяются условия службы.

На секретариат Совета возлагается выполнение совокупности задач и функций, направленных на обеспечение взаимодействия прокуратур государств СНГ.

В процессе своей деятельности секретариат Совета при решении конкретных практических вопросов взаимодействует с исполнительным секретариатом СНГ, секретариатом Межпарламентской Ассамблеи СНГ, соответствующими структурами Совета министров внутренних дел, Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом руководителей таможенных служб, Советом командующих пограничными войсками, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ и другими компетентными в данной сфере структурами.

Государства - члены секретариата Совета выдвигают своих полномочных представителей прокуратур, которые осуществляют функцию взаимодействия стран СНГ.

Они представляют в секретариат информацию о деятельности представляемых ими прокуратур и других правоохранительных органов своего государства, о национальном законодательстве по вопросам, связанным с борьбой с преступностью, и другим направлениям деятельности.

Полномочные представители оказывают содействие в организации исполнения поручений об оказании правовой помощи, рассмотрения ходатайства об экстрадиции, исполнении других обращений, предусмотренных международно-правовыми договорами и соглашениями.

Они непосредственно участвуют в разработке проектов международных договоров и соглашений, подготовке и проведении международных совещаний, конференций и семинаров, в изучении и обобщении практики борьбы с преступностью, в подготовке межгосударственных и межведомственных программ сотрудничества правоохранительных органов, решений Координационного совета, докладов, информации в соответствии со статусом Совета.

Литература

  1. Апарова Т.В. Суды и судебный процесс Великобритании. Англия, Уэльс, Шотландия. М., 1996.
  2. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.
  3. Власихян В.А. Служба обвинения в США: закон и политика. М., 1981.
  4. Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. М., 1995. N 11.
  5. Гришин А.И., Ильных В.Л. Криминальная полиция зарубежных стран. Саратов, 1995.
  6. Дашков Г., Кигас В. Прокуратура в ФРГ // Законность. 1995. N 11.
  7. Кигас В. Прокуратура Австрии - место и роль в уголовном судопроизводстве // Законность. 2007. N 4.
  8. Пешков М. Современные прерогативы американских прокуроров // Законность. 1998. N 60.
  9. Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980.
  10. Чурилов В., Винокуров А. Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств Российской Федерации // Законность. 1997. N 6.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Термин "прокуратура" в современном мире используется мало. В государствах с романо-германской правовой системой этот институт наиболее часто именуется "публичным министерством" (MinisterioPubliko, Ministerepublik), или "фискалией", в Германии - "службой государственного поверенного" (Staatsanwaltschaft), в Чехии с 1994 г. - "государственным заступничеством". В странах с англосаксонской правовой системой аналогичный прокуратуре институт именуется "атторнейская служба". Но в то же время прокуратура или сходные по своим функциям иные службы действуют практически в большинстве стран.

В зарубежных странах очень мало прокуратур, которые были бы сходны по организации, содержанию деятельности с российской прокуратурой. Например, лишь в Португалии прокуратура не относится ни к одной ветви власти, обладает функциями, сходными с целями и задачами российской прокуратуры и даже в чем-то их превосходящими.

В соответствии с главой 4 Конституции Португалии, посвященной исключительно прокуратуре, прокуратура Португалии осуществляет представительство государства, уголовное преследование, защиту демократической законности от имени государства, а также интересов, определяемых законом. Прокуратура в Португалии – коллегиальная, избираемая самими прокурорами.

Генеральный прокурор назначается президентом республики по представлению правительства. Конституции зарубежных стран почти ничего не говорят или говорят очень мало о правовом статусе прокуратуры. Это объясняется тем, что прокуратура здесь рассматривается не как автономная система, а как часть судебной или исполнительной власти. Это практически выражается в том, что прокуратура организационно находится при судах и высшей прокурорской должностью является прокурор при Верховном суде страны. Судьи и прокуроры входят в корпус магистров, подчинены общим правилам законодательства о магистратуре. Представители прокуратуры – ответственные магистраты, которые находятся в соподчинении, не могут быть переведены, временно отстранены от должности, уволены, за исключением случаев, указанных в законе. Назначение, введение в должность, перевод и передвижение по службе, применение к ним дисциплинарных мер входят в компетенцию ведомства Генерального прокурора. Общего надзора прокуратура не осуществляет, может быть, за исключением указанной республики Португалия, а также Испании, где Конституция уделяет прокуратуре ст. 124, из которой можно сделать вывод о несколько иной, большей степени автономности прокуратуры от судебной системы.

Прокуратура Франции состоит при судах. Руководит ее деятельностью министр юстиции. Прокуроры республики состоят при трибуналах большой инстанции, но могут осуществлять свои полномочия и в трибуналах малой инстанции. Генеральные прокуроры состоят при аппеляционных судах. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор при Кассационном суде.

Все прокуроры во Франции назначаются на должность и смещаются Президентом республики по представлению Министерства юстиции. Помимо поддержания обвинения в суде и дачи заключений, прокуроры руководят расследованием уголовных дел и осуществляют надзор за законностью в местах лишения свободы в пределах подведомственных им территорий.

На должность магистрата прокуроры назначаются после проведения конкурса. Каждый кандидат на должность должен иметь диплом о втором цикле высшего образования. Предельный возраст магистрата 65 лет, Генерального прокурора Кассационного суда – 68 лет.

В Итальянской Республике прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов о правосудии, о правах государства, о юридических лицах, недееспособных; имеет право принятия таких охранительных мер, какие считает нужным.

Прокурор требует наказания за преступления и применения административных мер взыскания, исполнения приговоров, вступивших в законную силу и других постановлений суда в случаях, установленных законом.

Уложение о судоустройстве № 12 от 30 января 1941 года регулирует полномочия (компетенцию) прокурора по уголовным, гражданским делам и по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы.

В Англии и Уэльсе законом 1985 года учреждена служба государственных (коренных) обвинителей. Основная функция государственных обвинителей – поддержание обвинений в судах всех уровней по делам, расследованным полицией[13].

В Германии прокуратура проводит расследование по небольшому числу наиболее сложных уголовных дел с участием полицейских служб. Предъявление обвинения осуществляется прокуратурой либо по частной жалобе, потерпевшим, но следственное разбирательство производится при обязательном участии прокуратуры. Органы прокуратуры имеются при общих судах всех уровней. При Верховном федеральном суде функции прокуратуры осуществляют Федеральный прокурор и подчиненные суду прокуроры. Все они действуют под общим руководством министра юстиции ФРГ. Генеральный прокурор назначается Президентом ФРГ с согласия Бундесрата[14].

При высших судах, судах земель, участковых судах действуют соответствующие прокуроры. Полномочия участковых прокуроров ограничены. Они вправе выступать только в участковых судах. Должностные лица прокуратуры обязаны руководствоваться законными указаниями вышестоящих прокуроров.

В США на основе синтеза английских и континентальных традиций сложилась не только правовая система, отличающаяся от иных стран, но и институт прокуратуры, характерный для европейских стран, получил в США специфические черты. Как выше отмечалось, функции прокуратуры здесь выполняет атторнейская служба. Конституция США не определяет правового статуса атторнейской службы, также и в законодательстве не выработано единого нормативно-правового акта, определяющего функции, задачи и правовое положение данного органа. Деятельность и организация атторнейской службы регулируется в основном общим правом и решениями судов.

Атторнейская служба в США не имеет строгой централизации и соподчиненности: на уровне штатов в целях координации действует Национальная ассоциация окружных атторнеев (НАОА). Генеральный прокурор в США назначается Президентом "по совету и с согласия" Верховной палаты Конгресса США (Сената) и в его непосредственном введении находятся:

- полиция по исполнению судебных решений (маршалы США);

- федеральные тюрьмы и иные места лишения свободы;

- Федеральное бюро расследований (ФБР);

- служба иммиграции и натурализации, наделенная полномочиями расследования преступлений.

Президент США также назначает на должность прокуроров федеральных округов с согласия Сената на четырехлетний срок, который обычно совпадает с президентским сроком правления. Традиционно Президент выбирает кандидатуру прокурора по рекомендации старшего сенатора или представителя президентской партии того штата, в котором прокурор будет проходить службу. В отличие от Генерального прокурора США, генеральный прокурор штата избирается.

К функциям государственной атторнейской службы относятся следующие.

1. Уголовное преследование. Претворяя в жизнь названную функцию, атторейская служба:

- осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления;

- возбуждает уголовные дела;

- привлекает к уголовной ответственности;

- поддерживает обвинения в суде.

2. Юридическое консультирование правительства страны, отдельных штатов, других органов исполнительной власти. Прокуратура США при выполнении данной функции осуществляет консультирование федерального Правительства, губернаторов или органов исполнительной власти на местах по достаточно широкому кругу вопросов правоприменительной практики. При этом атторней свое решение оформляет в виде официального документа (opinion). Данное решение (opinion) по своему правовому значению носит рекомендательный характер, хотя всегда, как правило, исполняется соответствующими службами. Если провести аналогию с нашей страной, то решение атторнея во многом напоминает представление прокурора в России.

3. Представление в суде интересов федерального правительства, администрации штатов по различным правоотношениям. В качестве представителя интересов исполнительной власти США (в т.ч. Президента и Правительства) атторней подготавливает, заявляет и поддерживает в суде иски по широкому кругу гражданских дел. Генеральный атторней является "дланью Президента в принятии мер к тому, чтобы законы США по защите интересов США в правовых процедурах и преследовании правонарушений точно исполнялись", как говорится в одном из решений Верховного суда США". Также прокуратура США в лице Генерального солиситора (третье должностное лицо после двух заместителей Генерального атторнея) представляет интересы Правительства по любому делу, а также выступает в производстве в любом федеральном апелляционном суде, включая Верховный суд США, в качестве amicuscuriae (буквально - в качестве "друга суда", т.е. специалиста, консультанта по правовым вопросам) по собственной инициативе и по предписанию самого Верховного суда. В качестве специалиста, который, не являясь стороной по делу, с разрешения суда вступает в процесс и излагает свои суждения, солиситор оказывает большую правовую помощь суду путем представления информации, имеющей решающее значение для дела. Также, если спор не затрагивает интересы Правительства, солиситор может предложить компромиссное решение, устраивающее стороны и соответствующее нормам права.

4. Обеспечение исполнения законов. Как говорилось выше, в ведении Генерального атторнея находится служба маршалов США, которые выполняют функции судебных приставов. В непосредственной компетенции маршалов США находится:

- исполнение приказов, распоряжений и предписаний соответствующих федеральных судов;

- обеспечение исполнения вступивших в силу судебных решений;

- производство арестов, обысков и изъятия согласно ордерам, выданным судом;

- обеспечение охраны судов, участников процесса;

- производство перевозки обвиняемых, осужденных, содержащихся под стражей;

- реализация программы охраны свидетелей по делам, связанным с организованной преступностью и т.д.

5. Участие в законодательном и судебном нормотворчестве. Данная функция выражается в подготовке официальных мнений, вносимых администрацией, служебных меморандумов как актов обязательного внесудебного толкования закона, разработке инструкций, приказов и директив руководителями атторнейских служб. Посредством указанных актов происходит толкование действующего законодательства и принятие норм права. Акты Генерального атторнея, в роли которых выступают приказы и инструкции, регулируют порядок расследования и организацию обвинения по делам о преступлениях федеральной юрисдикции, организацию работы федеральных исправительных учреждений. В свою очередь, Положения некоторых меморандумов Генерального атторнея США включаются в Свод законов США и подлежат применению вместе с положениями основного законодательства. Атторнеи дают заключения по законопроектам[15].

Важно в заключение рассмотрения этой функции заметить, что в США, где прокуратура включена в систему органов министерства юстиции, где у нее нет жесткой централизации и иерархии, в то же время Генеральный атторней обладает правом законотворчества (правотворчества). Акты Генерального атторнея подлежат обязательному применению и исполнению не только службами, которые ему подконтрольны, но и всеми субъектами права, если данные правовые акты внесены в Свод законов США.

В нашей же стране, где прокуратура - это орган государства, который не входит ни в одну из ветвей власти, имеет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории страны законов, уголовное преследование и иные функции, направленные на достижение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, и входящих в нее научных и образовательных учреждений, Генеральный прокурор Российской Федерации не имеет права законотворчества (правотворчества), кроме как издания нормативно-правовых актов, которые действуют в рамках системы прокуратуры России. И только указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующих законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения всеми органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности (п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре). При этом данные указания носят общий, принципиальный характер.

Рассматривая же прокуратуру США, важно подчеркнуть, что постоянное участие атторнеев в судопроизводстве нередко определяющим образом влияет на решение суда, устанавливающего прецедент как норму общего права.

6. Координация деятельности органов уголовного преследования. При воплощении данной функции в жизнь Генеральный прокурор на федеральном юрисдикционном уровне координирует все программы осуществления правоохранительной деятельности и предупреждения преступности; контролирует осуществление уголовного преследования; процесс исполнения решений судов, и именуется в данном случае "главным должностным лицом в федеральном правоприменении" (chieffederallawenforcement), хотя и не имеет административной власти над всеми правоохранительными органами страны. Но необходимо заметить, что указанное название достаточно полно отражает фактическое (реальное) правовое положение Генерального атторнея[16].

Расследование на предварительной стадии и оперативно-розыскные действия выполняют, в свою очередь, ФБР и иные органы расследования Министерства юстиции. В данном случае для полного отражения правового статуса Генерального атторнея необходимо заметить, что он имеет право привлекать другие федеральные органы расследования для организации работы по борьбе с преступностью на определенных направлениях, давая всем этим органам указания, обязательные для исполнения.

Если расследование проводилось другими федеральными органами, в соответствии с их компетентностью, то материалы дел поступают в Министерство юстиции, где решается вопрос о достаточности доказательств и о дальнейшем направлении дел. По наиболее важным уголовным делам процессуальные решения, такие, как, например, возбуждение уголовного дела, передача материалов дела суду, поддержание государственного обвинения, находятся под контролем соответствующих подразделений министерства юстиции.

В США последовательно осуществляются меры по развитию и усилению правового статуса прокуроров, введению в уголовном процессе норм, значительно усиливающих положение государственного обвинителя. В правовом положении прокурора оговаривается, что он выполняет обвинительную функцию независимо от судебной власти. Необходимо отметить, что после принятия в 1984 г. мер по реформированию системы назначения приговора (Акт о реформировании системы назначения приговора, Инструкция по назначению приговора) расширились основания для усмотрения прокурора в части вынесения вердиктов обвинения и принуждения граждан к сотрудничеству: исключительные полномочия обвинения в сокращении срока наказания в обмен на сотрудничество обвиняемого; право прокурора отказаться от обвинения в обмен на сотрудничество обвиняемого; право прокурора отказаться от обвинения с целью избежать процедурных и доказательственных препятствий в суде. Только по ходатайству прокурора может быть снижено наказание для обвиняемого по мотивам его содействия в установлении истины по уголовному делу. Если прокурор отказывается от ходатайства, то суд в этом случае назначает наказание согласно инструкциям. В завершение рассмотрения данной функции важно заметить, что в уголовном процессе США господствует презумпция добросовестности прокурора, которая означает, что его обвинительные полномочия являются недоступными для судебного надзора.

7. Участие в формировании судейского корпуса.

На основании вышеизложенного можно сказать о том, что:

- атторнейское ведомство не основано на принципе централизации;

- прокуратура США входит в ветвь исполнительной власти в системе разделения властей;

- Генеральный атторней штата избирается и является по своей сути не только должностным лицом, выполняющим огромный круг правовых обязанностей, но и важной политической фигурой;

- Генеральный атторней обладает правотворческой функцией, а это говорит о большой значимости всего прокурорского ведомства в США;

- Прокуратура США не знает такого института прокурорского надзора, как надзор за законностью в сфере государственного управления ("общего надзора");

- в организационных особенностях атторнейской службы отражены конституционные принципы устройства всей государственной машины США. Как совокупность правоприменяющих органов исполнительной власти атторнейская служба подчинена только этой власти и в силу принципа разделения властей не связана ни с судом, ни с законодателями.

Словом, даже краткий анализ положения прокуратуры в зарубежных странах показывает, что прокуратура в большинстве государств играет важную роль в процессе выработки уголовной политики, в защите прав и интересов граждан, участвуя в уголовном и гражданском судопроизводстве. Общей тенденцией ее развития является расширение функций прокуратуры, невмешательство законодательной и исполнительной власти в ее содержательную деятельность.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

1. Прокуратура. Это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы. Этим объясняется то, что в состав конституционных институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических стран редко можно встретить ее упоминание. Ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуаль-ньім законодательством.

Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:

— страны, где прокуратура находится в. составе министерства юстиции;

— страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах;

— страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту;

— страны, где прокуратура вообще отсутствует. К первой группе стран относятся, в частности, США, Франция, Польша, Япония. Так, в США и Польше министр юстиции (в США

Глава X. Судебная власть

— генеральный атторней) — это одновременно и генеральный прокурор. Ему подчинены нижестоящие прокуроры (атторней), причем в США наряду с системой федеральной прокуратуры в каждом штате действует своя система прокуратуры, возглавляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненная прокуратуре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Президентом по представлению генерального атторнея по совету и с согласия Сената. В штатах прокуроров аналогичным образом назначают губернаторы.

Примечательно, что в Японии, где прокуроры обладают широкими дискреционными полномочиями в области судебного преследования (могут, в частности, по своему усмотрению прекращать дела), наряду с судебным контролем за их действиями существует и общественный: в каждом округе из числа избирателей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за прокурорами.

Ко второй группе стран относятся, в частности, Испания, Италия.

Так, в Испании, согласно Закону, которым регулируется органический статут Прокуратуры (Ministerio Fiscal), 1981 года, прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом публичного интереса в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости и во всяком случае с принципами законности и беспристрастности (imparcialidad, что означает и непринадлежность к политическим партиям). Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно. Возглавляет их Генеральный прокурор государства, назначаемый Королем по представлению Правительства после заслу-шания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала.

§ 4. Органы и учреждения, содействующие судебной власти 347

Так, согласно Конституции КНДР (ст. 143—146), прокурорскую деятельность осуществляют Центральная прокуратура, провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные), уездные прокуратуры и специальные прокуратуры. В обязанности прокуратур входит:

1) надзор за точным исполнением государственных законов государственными органами, предприятиями, общественно-кооперативными организациями и гражданами;

2) надзор за непротиворечием постановлений и распоряжений государственных органов Конституции, законам, актам Президента, Центрального народного комитета, Постоянного совета Верховного народного собрания, Административного совета;

Деятельностью прокуратуры централизованно руководит Центральная прокуратура, которая назначает и освобождает от должности прокуроров. Председатель же Центральной прокуратуры, в соответствии с п. 8 ст. 76 Конституции, назначается и освобождается от должности Верховным народным собранием. Все прокуратуры подчиняются вышестоящим прокуратурам и Центральной прокуратуре, которая за свою деятельность ответственна 'перед Верховным народным собранием, Президентом и Центральным народным комитетом. Как видим, никакой даже функциональной независимостью прокуратуры здесь, как говорится, и не пахнет.

Глава X. Судебная власть

Достаточно вспомнить, что Верховное народное собрание заседает несколько дней в году (не говоря уже о его составе и принятых в нем нравах послушания) и что Центральный народный комитет возглавляется Президентом, и становится ясно, что прокуратура — всего лишь одна из карательных дланей Президента.

Действующая Конституция Китайской Народной Республики 1982 года организационно децентрализовала прокуратуру, органы которой призваны, согласно ст. 129, осуществлять надзор за соблюдением законности. Согласно части второй ст. 101 Конституции, местные собрания народных представителей уездной ступени и выше избирают и имеют право освобождать от должности главных прокуроров народных прокуратур соответствующей ступени; такое решение доводится до сведения вышестоящего главного прокурора и утверждается постоянным комитетом собрания народных представителей этой вышестоящей ступени. Все прокуратуры ответственны перед органами государственной власти (т.е. собраниями и их постоянными комитетами) своего уровня и вышестоящей прокуратурой, если таковая есть (ст. 133 Конституции).

Пример страны четвертой группы — Великобритания, где прокуратуры нет. Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо — директор публичных слушаний'.

2. Адвокатура. Это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения. Адвокатура обычно представляет собой общественный институт, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями2. Конституции крайне редко

: См.: Бельсон ЯМ. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве. М.: ЮЛ, 1972, с. 23.

2 См. подробнее: Судебные системы западных государств, с. 115—118; Организация и функции адвокатуры в зарубежных странах. Правовая помощь малоимущим (сост. Апарова Т.В.). Законодательство зарубежных стран. Обзорная информация, вып. 3. М.: ВНИИ советского государственного строительства и законодательства, 1991, с. 24—49, 56—61

t 4 Органы її учреждения, содействующие судебной власті!

Надо сказать, что, несмотря на отсутствие конституционного упоминания об адвокатуре в подавляющем большинстве стран, статус ее, как правило, регулируется законами. В качестве исключения можно упомянуть одну из двух адвокатских корпораций в Великобритании — барристеров, в организацию и деятельность которой государство традиционно не вмешивается. Эта привилегированная корпорация объединяет наиболее квалифицированных адвокатов, имеющих дело лишь с высшими судами. Наряду с ней существует другая корпорация — солиситоров, объединенных в Юридическое общество, статус которого регулируется Актом о солиситорах 1974 года. Солиситоры выступают обязательными посредниками между барристерами и клиентами, готовят дела для барристеров и сами ведут менее сложные дела. Они действуют под надзором Высокого и Апелляционного судов. Вообще надо отметить, что в Великобритании на любую. должность в системе судебной власти можно попасть исключительно через адвокатуру. Адвокаты имеют преимущества и при назначениях на многие административные должности, а также на университетские кафедры.

В США наиболее влиятельным общенациональным объединением адвокатов является Американская ассоциация юристов. В штатах существуют свои адвокатские объединения. Единого закона, регулирующего адвокатскую деятельность, в США нет; действуют законодательство штатов, судебные правила, а в ряде штатов источником нормативного регулирования служат уставы адвокатских объединений.

Во Франции деятельность адвокатуры регулируется Законом о реформе некоторых судебных и юридических профессий 1971 года. Адвокаты объединены в автономные коллегии по судебным округам, а Национальная ассоциация адвокатов ведает лишь вопросами профессиональной этики, повышения квалификации и социального обеспечения адвокатов. Суд, при котором действует коллегия, контролирует прием в нее и исключение из ее состава.

В Германии статус адвокатуры регулируется Законом об адвокатуре 1959 года. В судебных округах высших судов земель и при Федеральной судебной палате создаются коллегии адвокатов, которые объединены в единую Федеральную палату адвокатов. Эти адвокатские объединения считаются публично-правовыми корпорациями и находятся под надзором ведомств юстиции — соответственно федерального и земель.

Глава X. Судебная власть

Услуги адвокатов весьма дороги, и законодательство в демократических странах обычно предусматривает льготы малоимущим вплоть до предоставления юридической помощи полностью за государственный счет. В некоторых странах есть для этого институт публичных адвокатов (не смешивать с государственными адвокатами — наименованием прокуроров в некоторых странах, например в Германии, Хорватии).

3. Прочие вспомогательные органы и учреждения. Они также крайне редко находят свое регулирование в конституциях, однако примеры такого регулирования все же имеются.

Так, ст. 129 Конституции Румынии предусматривает судебную полицию, находящуюся на службе судебных инстанций, часть вторая ст. 137 Конституции Словении упоминает о нотариате как независимой службе, регулируемой законом, ст. 128 болгарской Конституции устанавливает, что следственные органы находятся в системе судебной власти и осуществляют предварительное производство по уголовным делам, і

Обычно статус этих органов регулируется исключительно текущим законодательством.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое судебная власть и в чем ее назначение?

2. Каковы взаимоотношения судебной власти с другими ветвями власти?

3. Чем объяснить полисистемность судебной власти во многих странах?

4. Что такое магистратура? Есть ли соответствующий институт в России?

5. Чем отличается по структуре судебной власти Россия от США и зарубежной Европы?

6. Что представляют собой высшие советы магистратуры и подобные им органы? Какой подобный орган есть в России и в чем его отличие?

7. Какие судебные органы упомянуты в Конституции Италии?

8. Сравните конституционные принципы судоустройства в России, Германии и Испании.

9. Какие принципы судебного процесса содержатся в конституциях России, Франции, Болгарии?

10. Чем отличается административная юрисдикция от административной юстиции?

Контрольные вопросы и задания

11: Какие объекты и какие виды конституционного контроля предусмотрены Основным законом Германии? А Конституцией России?

12. Какие Вам известны органы конституционного контроля?

13. Почему французский Конституционный совет нельзя считать конституционным судом?

14. Чем конституционное судопроизводство отличается от гражданского и уголовного?

15. Являются ли прокуратура и адвокатура органами судебной власти? Объясните, на чем основано Ваше мнение.


Исследование организации и деятельности прокуратуры предполагает многоплановость изучения различных аспектов ее функционирования и проведение сравнительного правового анализа с учетом международного опыта организации аналогичных органов.

Прокурор возбуждает уголовное преследование, поддерживает обвинение в суде, осуществляет контроль за предварительным следствием, агентами судебной полиции. При производстве предварительного следствия судья во многом поднадзорен прокурору, который вправе давать ему указания, направленные на установление истины, и на любой стадии вправе взять на себя выполнение следственных функций [4,с.11].

Во многом подобная организация, положение, структура органов прокуратуры характерны и для других стран западной Европы, хотя там имеются отличия, объясняемые соответствующими условиями развития стран, общественно-правовыми взглядами и традициями. В мире нет единства в организации, структуре и полномочиях прокуратуры, но ученые многих стран сходятся в необходимости определенного единения и независимости прокуроров при исполнении тех обязанностей и задач, которые возлагать на них соответствующее законодательство.

История развития французской прокуратуры во многом повлияла на генезис этих органов в Европе и России.

Прокуратура ФРГ, как и прокуратуры ряда других западноевропейских государств, была образована в начале XIX века. В настоящее время ее деятельность регламентируется следующими нормативными актами: Федеральным законом о судоустройстве, Уголовно-процессуальным кодексом, Положением об организационной структуре прокуратуры и Правилами внутреннего распорядка прокуратуры. Вместе с тем о прокуратуре говорится и в Конституции ФРГ, где рассматриваются вопросы правоохранительной деятельности, судоустройства, контрольных функций [3, с.28].

Прокурору предоставлено право применять предварительное заключение и задержание, причем предварительное заключение производится на основании письменного приказа судьи об аресте. Законом предусмотрена возможность расширения полномочий прокурора земельным законодательством. Следует отметить, что законодательство предусматривает полномочия прокурора не только в сфере уголовного преследования, но и в гражданском судопроизводстве. Он вправе возбудить в некоторых случаях гражданское дело о признании брака недействительным; о признании лица недееспособным; о признании лица умершим. Таким образом, в определенных случаях на основании заявления проверки прокурор вправе вмешаться и в порядке надзора, когда этого требует защита прав гражданина.

Таким образом, в ФРГ прокуратура является органом исполнительной власти и в основном осуществляет уголовное преследование, расследование и действует при определенных судах. Надзорных функций практически не имеет, за весьма небольшим исключением.

Практически до последнего времени не развивался этот институт прокуратуры в США. Вместе с тем представляется интересным рассмотреть роль и положение прокуратуры в Соединенных Штатах Америки.

В США не имеется такого органа как прокуратура, однако контрольные функции возложены на атторнейскую службу, которую в литературе в связи со схожестью функций и называют прокуратурой. Соответственно, не имеется и закона о прокуратуре, и ее деятельность регламентируется рядом иных нормативных актов, в частности, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством [4, c.12].

Атторнейская служба США выступает как служба обвинения, уполномоченная государством возбуждать и расследовать уголовные дела, поддерживать обвинение в суде. Однако она не входит в систему судебной власти и независима от нее. Генеральный прокурор США является также министром юстиции и выступает как советник президента по проблемам уголовной политики. В отличие от других государств в США Генеральному прокурору подведомственны контрразведка, политическая полиция, управление тюрьмами и дела об иммигрантах. Генеральный прокурор США обладает весьма широкими полномочиями и в силу этого занимает важное место в системе юридических органов государства.

В уголовном судопроизводстве в настоящее время прокурор играет основную роль. Он руководит расследованием, координирует работу, обращается в суд за санкцией на проведение прослушивания, на арест. После принятия в 1984 году Акта о реформировании системы назначения приговоров, повлекшего издание инструкций по назначению приговоров, возросла роль прокурора и его усмотрения по вердиктам обвинения и привлечения граждан к сотрудничеству [4, c.13].

Прокурор вправе ограничить обвинение в суде, а также прекратить дело при его рассмотрении в суде до вынесения вердикта присяжных заседателей. Прокурор вправе использовать материалы полиции и ФБР, но может взять расследование на себя. Наряду с этим прокурор осуществляет также координацию деятельности правоохранительных органов и практически занимает в их системе главенствующее положение.

Таким образом, являясь частью государственного управления, входя в состав исполнительной ветви власти, прокуратура США, наряду с реализацией основной задачи — борьбой с преступностью, осуществлением уголовного преследования, поддержания обвинения в суде — приобретает и многие надзорные функции, особенно в деле охраны прав человека, и таким образом, в определенной степени становится и своеобразным органом надзора за исполнением законов.

По-разному развивались прокуратуры бывших республик СССР после образования независимых государств. В республиках Прибалтики — Латвии, Литве и Эстонии — прокуратура лишена функции надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов (так называемый общий надзор), отнесена к судебной власти (в Латвии и Литве), и к исполнительной власти — в Эстонии (подчинена Министерству юстиции) [5, c.50].

По существу в этих государствах на прокуратуру возложено осуществление уголовного преследования и поддержание обвинения. Например, в Эстонии функции прокуратуры по надзору за законностью правовых актов возложены на канцлера юстиции (ст.ст. 139–145 Конституции Эстонии) [1, c. 563–567].

Также по-разному определены задачи, статус и полномочия прокуратуры в бывших республиках СССР, вошедших в состав СНГ. В основном, эти вопросы отражены в Конституциях этих государств и в законах о прокуратуре, принятых на основании Конституций.

К судебной власти отнесена прокуратура в Азербайджане, Армении, Молдове. В тоже время в их конституциях и законах о прокуратуре подчеркивается, что прокуратура — единая централизованная система, подчиненная Генеральному прокурору, независимая от судов. Такое правовое определение статуса прокуратуры можно объяснить несовершенством законодательной техники. В систему исполнительной власти прокуратура включена в Кыргызстане. Законы Беларуси, Таджикистана, Туркмении, Украины и Узбекистана выделяют прокуратуру из других ветвей власти и отводят ей особое место, а в их Конституциях содержатся отдельные главы, устанавливающие ее статус.

Особо следует подчеркнуть, что в ряде государств — бывших республик СССР, исходя из принятой ими установки о том, что общий надзор — это надзор неэффективный и несовместимый с идеями гражданского общества, он законодательно исключен из функций прокуратуры. Такое решение принято в Азербайджане, Армении, Молдове и Украине.

В тоже время следует подчеркнуть, что некоторые государства, ранее входившие в СССР, во многом сохранили структуру, полномочия и положение прокуратуры в том виде, как это было и ранее.

В большинстве законодательных актов, посвященных прокуратуре, подчеркивается принцип единства и независимости органов прокуратуры от других органов государственной власти и иных организаций при исполнении обязанностей в соответствии с законом. Это устанавливается законодательством Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Молдовы, Беларуси. И даже в Латвии и Эстонии, где прокуратура находится под административным подчинением Министерству юстиции, законодательство подчеркивает, что прокурор в своей деятельности является независимым от влияния других лиц или органов, реализующих государственную власть и управление, и подчиняется только закону.

Следует подчеркнуть, что почти все государства СНГ в своих основных законах устанавливают, что органы прокуратуры осуществляют надзор на территории государств за соблюдением законов, в том числе органами исполнительной власти, всеми учреждениями и организациями (Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Украина). В республиках Беларусь и Казахстан прокурорский надзор охарактеризован как высший надзор за соблюдением законности. Указания об этом имеются в законах о прокуратуре и в ряде других государств. В законах рассмотрены и определенные меры реагирования на нарушения законов. Это и привлечение к уголовной и административной ответственности, а также право на опротестование незаконных актов, внесение представлений, в том числе и право опротестования судебных постановлений.

Таким образом, в большинстве государств прокуратура в основном сохранена как орган надзора за соблюдением законов, надзора за следствием и дознанием, как орган, осуществляющий уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде. Вместе с тем даже в тех государствах, где прокуратура включена в ветвь исполнительной власти (например, в Кыргызстане), она не обладает контрольными полномочиями, не правомочна осуществлять надзор за оперативно-хозяйственной деятельностью и вправе вмешиваться только при установлении нарушений законов.

Практически во всех государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, при установлении различного порядка назначения генерального прокурора, подотчетности и системной зависимости, прокуратура сохранена как единая, независимая система при осуществлении своих обязанностей и задач, установленных законом.

  1. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. — М.: Международные отношения, 2010.
  2. Конституции государств — членов Совета Европы. — М.: Юрист, 2013.
  3. Номейлер М. Уголовное судопроизводство и роль прокуратуры в Германии // Российская юстиция. 2011. № 10.
  4. Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. — СПб: Юридический центр Пресс, 2009.
  5. Щерба С. П. Бессарабов В. Г. Прокуратуры и контрольные органы зарубежных стран. — М.: Норма, 2010

Основные термины (генерируются автоматически): прокуратура, уголовное преследование, исполнительная власть, прокурор, Беларусь, генеральный прокурор, государство, суд, судебная власть, судебная система.

Читайте также: