Что перевозят в контейнерах на судах

Обновлено: 17.05.2024

Наверное, один из ключевых вопросов для начинающего логиста — погрузка контейнера. В этом материале рассмотрим, как происходит погрузка контейнера на судно (контейнерновоз). Вы узнаете, каким образом контейнеры загружаются на суда. Какие параметры и какие ограничения учитываются при погрузке и какова…

Погрузка контейнера

Наверное, один из ключевых вопросов для начинающего логиста — погрузка контейнера. В этом материале рассмотрим, как происходит погрузка контейнера на судно (контейнерновоз). Вы узнаете, каким образом контейнеры загружаются на суда. Какие параметры и какие ограничения учитываются при погрузке и какова специфика процедуры. Особенность погрузки контейнера на судно в отличии, например, от погрузки на трак заключается часто в том, что судно перевозит существенное число контейнеров. В связи с этим клиенты иногда обращаются с просьбой о размещении контейнеров. Просят расположить их либо на палубе судна, либо поверх других контейнеров, чтобы минимизировать риск деформации и избежать повреждения груза из-за общей массы контейнера. К сожалению, удовлетворить такие запросы не представляется возможным.

Конструкция контейнерного судна

Погрузка контейнера

На рисунке ниже представлена конструкция загруженного судна через горизонтальное и вертикальное поперечное сечение. Мы видим, что каждое поперечное сечение судна корабля состоит из фиксированного количества мест, называемых ячейками. Размер ячеек и их число может различаться в зависимости от конфигурации судна. Каждая ячейка идентифицируется тремя индексами, состоящими из двух цифр. Эти индексы определяют положение ячейки в трех измерениях (по трём параметрам), а именно:

  • Отсеки (Bays): определяют положение ячейки относительно поперечного сечения судна (нумерация по направлению спереди назад);
  • Ряды (Rows): определяют положение ячейки по вертикали (относительно вертикальной части соответствующего отсека). Нумерация от центра судна к бокам;
  • Ярусы (Tiers): определяют положение ячейки по горизонтали (относительно горизонтальной части соответствующего отсека). Нумерация снизу вверх.

Каждый контейнер укладывается в ячейку отсека, расположенного на определенном ярусе в определенном ряду. Все данные о конструкции (структуре) судна вносятся в так называемый профиль судна. Профиль судна затем рассылается стивидорным компаниями в терминалы по маршруту следования, где предусмотрены остановки. Этот документ содержит информацию об эксплуатационных и структурных ограничениях судна, количестве отсеков, рядов и ярусов. А также содержит информацию о количестве и расположении доступных для загрузки ячеек в каждом отсеке.

Погрузка контейнера – ограничения в размещении на судне

В инструкциях, отправляемых логистическими компаниями для погрузки контейнеров, содержится подробное описание каждого контейнера. Из этого описания можно узнать тип контейнера, его размер, вес и конечный пункт назначения. Помимо стандартных 20- и 40-футовых контейнеров существуют также и другие типы. Например, рефрижераторные контейнеры, контейнеры для перевозки опасных грузов, контейнеры-платформы и т.д. Погрузка контейнера каждого типа осуществляется определенным способом. Ниже представлены возможные варианты.

  1. Контейнеры для перевозки опасных грузов нельзя укладывать на палубу, а также в соседние ячейки. Рефрижераторные контейнеры необходимо располагать в определённые ячейки рядом с розеткой. Она дает питание для поддержания необходимой для сохранения груза температуры во время транспортировки.
  2. Существуют грузы, габариты которых превышают габариты стандартного контейнера. Для них используются контейнеры с увеличенной вместимостью. Они подразделяются на контейнеры с увеличенной длиной, шириной и высотой. Однако по ряду причин использование таких контейнеров довольно проблематично:
    • они требуют размещения в отдельном месте, поскольку не фиксируются с другими контейнерами. Это препятствует эффективному использованию места и создаёт дополнительные материальные затраты;
    • они занимают не одну ячейку и даже не две, как стандартные 40-фунтовые контейнеры. В результате это ведёт к потере ячеек как по высоте (поскольку не позволяют закреплять другие контейнеры), так и по ширине (т.к. их размеры отличаются от стандартных размеров ячеек).
  3. Погрузка контейнера нестандартного типа осуществляется под контролем специального сотрудника (Vessel Planner). Планировщик определяет оптимальное расположение нестандартных контейнеров, исходя из информации о судне, особенностях рейса, портах захода. Также учитывается качество и количество грузов, которые уже находятся на контейнеровозе. Исключением являются контейнеры для перевозки опасных грузов. В отношении таких контейнеров планировщик должен строго соблюдать указания администрации порта.

Ограничения по стабильности

Наконец, так называемые ограничения по стабильности корабля. Они связаны с правильным распределение веса на борту судна. Соблюдение таких ограничений обеспечивает максимально безопасный способ расположения контейнеров на борту. Учет этих ограничений помогает найти оптимальный способ размещения контейнеров для правильного распределение веса уже на начальных этапах.

Судно должно быть загружено так, чтобы было возможно осуществлять навигацию в любых погодных условиях. Следовательно, погрузка контейнеров выполняется так, чтобы избежать потери устойчивости, проседания или скручивания судна. Это может нарушить навигацию. Также желательно, чтобы ограничения стабильности соблюдались в транзитных портах. Нарушение стабильности может привести к дисбалансу при разгрузке.

Особенности устройства контейнеровозов

Контейнеровозы предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные ящики - контейнеры, масса которых с грузом составляет от 10 до 40 тонн. Контейнеровозы отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме.

На контейнеровозах грузовое устройство, как правило отсутствует (gearless containerships): грузовые операции выполняют портовыми средствами со специальных причалов, так называемых терминалов.

Контейнеровозы условно разделяются на две группы: океанского плавания и фидерные. Контейнеровозы океанского плавания обеспечивают перевозки контейнеров на магистральных направлениях между основными портами различных континентов. В настоящее время вместимость таких контейнеровозов достигает 11000 контейнеров.

По своей конструкции трюмы контейнеровоза имеют вертикальные направляющие (cell guides) для установки и крепления контейнеров. Общий коэффициент раскрытия палуб составляет 80-85%, что достигается за счет устройства парных или тройных крышек люков по ширине. Крышки трюмов понтонного типа позволяют удобно размещать контейнеры на палубе. Отсутствие грузового устройства и сдвинутая надстройка высвобождают всю палубу для размещения контейнеров.

Схема контейнеровоза

В последние годы на ряде судов при размещении контейнеров на палубе в 4-5 ярусов по высоте между рядами контейнеров делаются опорные стойки, предназначенные для крепления контейнеров, что придает большую устойчивость всему штабелю палубных контейнеров. Для защиты палубных контейнеров от воздействия морской волны на судах, где высота надводного борта не превышает 8 м. делается удлиненный полубак или специальный отбойный козырек.

С точки зрения обеспечения безопасности мореплавания наиболее сложной проблемой для контейнеровозов является обеспечение соответствующей устойчивости судна при различных вариантах загрузки. Это объясняется рядом причин, к важнейшим из которых относятся высокий борт, наличие палубного груза, большой расход топлива на ходу.

При работе на дальних расстояниях происходят большие изменения судовых запасов в течение рейса, что требует принятия большого количества водяного балласта в танки. Для размещения топлива и воды используются не только танки двойного дна, но и бортовые цистерны. Средние бортовые цистерны используются для балласта, а нижние — для балласта и топлива. Устройство двойных бортов на контейнеровозах позволяет решить ряд проблем: обеспечить большую прочность судна, создать ящичную форму трюмов, рационально разместить топливные и балластные танки. Расположение топливных и балластных танков в районе второго дна производится в шахматном порядке, что позволяет обеспечивать дифферентовку судна в любых условиях эксплуатации судна. Общая вместимость балластных танков на контейнеровозах составляет от 20 до 40% дедвейта. На выход в рейс заполняется от 50 до 70% вместимости балластных танков, а остальные заполняются по мере расхода топлива.

К фидерным контейнеровозам обычно относятся суда вместимостью до 400 контейнеров. Особенностью их эксплуатации является большая частота захода в порты, а также обслуживание мелких портов, которые зачастую не имеют специализированного перегрузочного оборудования. Это обусловило строительство саморазгружающихся фидерных контейнеровозов с кормовой аппарелью и палубными кранами. В этом случае автопогрузчики доставляют контейнеры по аппарели на верхнюю палубу, а судовой передвижной кран загружает их в ячеистые трюмы.

Грузовые помещения контейнеровозов имеют ящичную форму, образованную поперечными водонепроницаемыми переборками и переборками бортовых танков. Каждый трюм разделен на ячейки посредством направляющих планок. Первоначально размеры ячеек по длине делались преимущественно для 20- и 40-футовых контейнеров высотой 8 футов. При этом большинство грузовых помещений было предназначено для 20-футовых контейнеров. По мере увеличения доли большегрузных контейнеров в общем объеме перевозки и внедрением в практику перевозки нестандартных контейнеров по высоте были разработаны конструкции передвижных направляющих планок, положение которых можно было изменять с учетом реального соотношения перевозимого числа 20- и 40-футовых контейнеров на данном направлении перевозок.

Существуют также комбинированные суда контейнеровозы-ролкеры. Эти суда по своей конструкции имеют комбинированные грузовые помещения. Носовые трюмы имеют конструкцию трюмов ячеистого контейнеровоза, а в кормовые грузовые помещения погрузка производится методом наката, потому их конструкция подобна конструкции грузовых помещений ролкеров.

Внушительно


Трагично


Огромный контейнеровоз MOL Comfort по неизвестной причине затонул на переходе из Сингапура в Джедда и далее в Северную Европу. На данный момент сотни контейнеров дрейфуют в открытом море, что нанесло немалый ущерб морской экологии.

Читайте также: