Услуги адвоката в бухгалтерском учете

Обновлено: 17.06.2024

Ведение бухгалтерского и налогового учёта в адвокатских образованиях регулируется с помощью единых для всех субъектов хозяйствования законов, однако имеет ряд отличительных особенностей. Связано это со спецификой вида деятельности некоммерческих организаций, к которым относится сфера адвокатских услуг, а также выполнение ими посреднических функций в интересах адвокатов.

Если говорить простыми словами, то любое адвокатское образование выступает не в роли работодателя для адвоката, а является посредником, помогающим ему осуществлять юридические услуги населению. Данное обстоятельство может вносить некоторые затруднения при ведении бухучёта, так как часто возникает недопонимание нормативно-правового регулирования в сфере учёта деятельности подобных учреждений.

Особенности бухучёта в адвокатской сфере деятельности

Адвокаты осуществляют свою работу через конкретную форму деятельности (коллегию, бюро, консультацию, кабинет).

Деятельность адвокатов осуществляется, как правило, с помощью такой организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, как адвокатское образование. Оно включает в себя следующие виды юридических лиц: бюро адвокатов, юридическая коллегия, консультация юристов.

Отдельной формой адвокатского образования считается адвокатский кабинет, который не относится к юридическим лицам, а сходен с предпринимательством. В зависимости от вида и формы адвокатского образования, бухгалтерский учё будет различаться в конкретной организации.

Деятельность адвокатов не является коммерческой

Несмотря на то что все адвокатские конторы работают на некоммерческой основе, они получают прибыль и несут различные расходы. Однако выручка от деятельности не относится к основным источникам формирования имущества, как это происходит в обычной коммерческой деятельности.

У адвокатских образований имущество формирует так называемое целевое финансирование. Поэтому бухучёт в адвокатской сфере основывается в первую очередь на выстраивании и учёте системы целевого финансирования.

Некоммерческие организации имеют право применять упрощённые формы ведения бухучёта и налогообложения, однако адвокатские образования не могут использовать в своей деятельности данный способ. Именно поэтому для адвокатских контор не работают многие рекомендации, разработанные для некоммерческих организаций.

Статус адвоката запрещает быть ему наёмным работником

Адвокаты, работающие в адвокатском образовании, формально не являются его сотрудниками. Но это и не посторонние лица в организации. Работники конторы являются его членами, учредителями, участниками, и с ними не заключают трудовые договоры. Соответственно доход адвокатов важно правильно классифицировать, так как официально он не может быть причислен к зарплате.

Бухучёт в адвокатских конторах имеет специфические особенности

Бухгалтерский учёт представляет собой сбор и систематизирование сведений об объектах хозяйственной деятельности (имуществе и источниках его образования), а также составление на основе полученной информации финансовой отчётности компании.

Выделяют следующие особенности учёта хозяйственной деятельности в адвокатских образованиях:

  1. Составление сметы, представляющей собой бюджет или финансовый план, на основе которой отражается весь бухгалтерский, налоговый учёт, а также формируется отчётность.
  2. Адвокатские образования лишены различных функций: не имеют возможности использовать обобщенные бухгалтерские счета, применять кассовый способ для учёта доходов. Учёт и начисление резервов осуществляется с помощью метода начисления.
  3. Существует необходимость организовывать раздельный бухучёт целевых доходов и затрат. Деятельность, которая приносит доход, обязана учитываться отдельно, с помощью соответствующих статей.
  4. Основные средства адвокатской организации должны быть отнесены на расходы с указанием их источника. Кроме этого, создаётся фонд имущества, который делится на недвижимое и особо ценное имущество.


Кроме того, что бухгалтерский и налоговый учёт в адвокатских фирмах имеет свою специфику, ежегодно вносятся различные поправки в законодательство в сфере учёта, регламентирующие новые правила ведения документов и предоставления бухгалтерской, налоговой отчётности. В связи с этим организации часто озадачены тем, чтобы своевременно быть в курсе дел всех произошедших изменений. Приходится тратить деньги на повышение квалификации своих специалистов и собственное переобучение.

Ведение бухучёта и составление отчётности в любом адвокатском образовании рациональнее всего организовывать на условиях бухгалтерского аутсорсинга.

Тщательно работаем со сведениями организации, исключаем допущение ошибок. Не только внешние, но и внутренние документы, составленные нами, отражают достоверные данные, обеспечивают прозрачность деятельности. Составленная таким образом документация не будет вызывать замечаний у контролирующих инстанций.

Наши бухгалтерские услуги

В услуги нашего бухгалтерского аутсорсинга входит целый комплекс направлений:

  • выполнение учёта взносов от доверительных лиц адвокатов;
  • заполнение первичных документов, начиная с первого отчётного периода. Настройка электронного документооборота. Составление необходимой отчётности;
  • начисление взносов целевого назначения на содержание адвокатского образования;
  • расчёт налоговой базы, составление налоговой отчётности;
  • формирование отчётности для внутреннего контроля и поиска эффективных мер по улучшению деятельности;
  • общение с контролирующими инстанциями, услуги сопровождения во время выездных проверок;
  • анализ и оценка текущих процессов бухучёта, разработка эффективной модели учёта, подготовки и сдачи отчётности, в том числе налоговой;
  • ведение бухгалтерского учёта и формирование отчётности на отдельных участках адвокатской фирмы;
  • автоматизация бухгалтерского и налогового учёта с помощью специализированных информационных систем;
  • подготовка документов по международным стандартам, составление финансовой и налоговой отчётности для иностранных компаний;
  • консультации в сфере бухгалтерского и налогового учёта, составления отчётности;
  • закрытие отчётного периода.

Кроме этого, наши специалисты готовы выполнить разовое обслуживание по сложным бухгалтерским вопросам. Сформируем учётную политику адвокатской коллегии, составим смету. В работе мы используем широкий выбор информационных систем и технологий, отвечающих современным требованиям к ведению учёта и составлению отчётности.


Преимущества нашего аутсорсинга

В постоянно меняющихся внешних условиях бывает не просто удерживаться на плаву и успешно вести деятельность адвокатского образования. Поэтому так важно иметь в своём арсенале дополнительные ресурсы, чтобы можно было рассчитывать на них при возникновении любых сложных ситуаций. К таким вспомогательным источникам можно отнести и бухгалтерский аутсорсинг.

Воспользуйтесь качественными услугами

Наша компания оказывает качественные услуги для адвокатов, соответствующие общим стандартам ведения бухгалтерской документации. Мы берём на себя полную ответственность за конечный результат работы, поэтому детально проверяем выполнение каждого отдельно взятого документа.

У нас работают профессионалы

Освободите себя от рутины

Воспользовавшись бухгалтерским сопровождением, наши Клиенты сосредотачиваются исключительно на ключевых бизнес-процессах. С помощью наших экспертов вы больше не будете ломать голову над тем, как подобрать толкового бухгалтера, чтобы он мог правильно вести работу с учётом специфики деятельности и законодательных изменений.

Сдавайте отчётность вовремя

Вся необходимая отчётность будет подготовлена без ошибок и в нужные сроки. Вам больше не нужно решать вопросы с налоговыми органами. Воспользовавшись нашими услугами, вы минимизируете риски финансовых потерь, избежите штрафов от контролирующих инспекций.

Получайте консультации от экспертов

Вы получаете профессиональную помощь наших специалистов, которые применяют эффективные методы и подходы в составлении отчётности. Мы окажем не только информационную, но и технологическую поддержку вашей фирме.


Стоимость услуг

На нашем сайте вы можете выбрать оптимальный тариф бухгалтерских услуг. Воспользуйтесь на выбор полным или частичным аутсорсингом. Мы готовы оказать информационную поддержку по вопросам бухгалтерского, налогового учёта, работы с кадровыми документами, отчислениями.

Наш оператор поможет рассчитать итоговую стоимость после определения режима налогообложения, количества сотрудников, объёма хозяйственной деятельности и операций.

Рассматриваются позиции Минфина России в отношении юридической деятельности.

Общие вопросы

Письмо от 13 июля 2018 г. № 03-02-08/48955

В случае заинтересованности налогоплательщика, плательщика страховых взносов - физического лица в предоставлении налоговым органом сведений о нем адвокату этот налогоплательщик (плательщик страховых взносов) вправе представить в налоговый орган в установленном порядке соответствующее согласие.

Письмо от 31 августа 2018 г. № 03-07-14/62214

Местом реализации юридических и консультационных услуг, в том числе связанных с представлением интересов российского лица в иностранном государстве, оказываемых иностранным лицом российскому индивидуальному предпринимателю, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Письмо от 18 февраля 2019 г. № 03-03-07/9950

Осуществляемая адвокатской палатой операция по реализации автомобиля признается объектом налогообложения НДС.

Налог на прибыль

Письмо от 6 августа 2018 г. № 03-03-07/55113

Налогоплательщик вправе учесть понесенные им расходы на оплату услуг адвокатов при соответствии указанных расходов требованиям статьи 252 НК РФ и при условии, что они не поименованы в статье 270 НК РФ.

Письмо от 10 мая 2018 г. № 03-03-07/31147

Налогоплательщик вправе учесть понесенные им расходы на оплату услуг адвокатов, при соответствии указанных расходов требованиям статьи 252 НК РФ и при условии, что они не поименованы в статье 270 НК РФ.

Письмо от 18 февраля 2019 г. № 03-03-07/9950

Членские взносы в адвокатскую палату, поступившие от адвокатов - членов данной адвокатской палаты на содержание и ведение уставной деятельности, а также расходы, произведенные за счет указанных взносов, для целей налога на прибыль организаций не учитываются. Расходы, связанные с приобретением адвокатской палатой за счет членских взносов автомобиля, в целях налогообложения прибыли не учитываются. При реализации автомобиля выручка от реализации полностью включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций без уменьшения на стоимость его приобретения.

Письмо от 27 декабря 2018 г. № 03-04-05/95365

Пунктом 7 статьи 25 Закона об адвокатской деятельности предусмотрено, что адвокат осуществляет профессиональные расходы на: 1) общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов; 2) содержание соответствующего адвокатского образования; 3) страхование профессиональной ответственности; 4) иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности. Указанные расходы могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

К иным расходам, связанным с осуществлением адвокатской деятельности, которые могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета, могут быть отнесены расходы, непосредственно связанные с оказанием юридической помощи доверителю, в том числе расходы по проезду и проживанию, за пределами региона, в котором находится адвокатский кабинет, при наличии подтверждения их цели и соответствующих оправдательных документов.

Расходы на иные услуги, такие как пользование мобильной связью, интернетом и т.п. могут считаться относящимися к профессиональной деятельности адвоката только в той части, в отношении которой может иметься документальное подтверждение использования именно в указанных целях.

Что касается расходов на добровольное медицинское страхование и медицинскую помощь, а также на приобретение транспортного средства и повышение квалификации, то они не могут считаться непосредственно связанными с оказанием юридической помощи доверителю и на этом основании не могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета.

Письмо от 25 января 2018 г. № 03-04-05/4446

Что касается расходов на приобретение и использование личного имущества (компьютерной техники, средств связи и т.д.) и на оплату услуг, связанных с квалифицированной электронной подписью, то они сами по себе не могут считаться расходами, непосредственно связанными с оказанием услуг по гражданско-правовым договорам, заключаемым адвокатом с доверителем, поскольку такое имущество и электронная подпись могут использоваться и в иных целях, не связанных ни с оказанием юридических услуг доверителю, ни с адвокатской деятельностью в целом.

В то же время, если какие-либо из вышеуказанных расходов адвоката непосредственно связаны с оказанием услуг в рамках соглашения с доверителем об оказании юридической помощи, при наличии документального подтверждения их размера и осуществления в указанных целях они могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета.

Письмо от 20 сентября 2018 г. № 03-04-05/67461

Коллегия адвокатов в качестве налогового агента обязана в установленном порядке предоставлять адвокату профессиональный и стандартный налоговые вычеты при получении от него соответствующего письменного заявления.

Письмо от 25 апреля 2018 г. № 03-04-05/28247

Ситуация, когда расходы адвоката, связанные с осуществлением им адвокатской деятельности, больше получаемых от этой деятельности доходов, хотя и возможна, но в большей степени вероятность получения убытков характерна для деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, общий режим налогообложения доходов которого не предусматривает возможности учета таких убытков в последующих налоговых периодах.

Предложение о предоставлении адвокатам возможности получения профессионального налогового вычета в размере 20 процентов от суммы доходов от адвокатской деятельности в случае отсутствия документов, подтверждающих произведенные расходы, также не поддерживается, поскольку, во-первых, указанная норма может применяться только в случаях полного отсутствия документального подтверждения каких-либо расходов, чего в действительности у адвокатов не может быть и, во-вторых, не способствует прозрачности деятельности адвоката.

Письмо от 16 марта 2018 г. № 03-04-05/16656

Пересчет в рубли доходов в иностранной валюте, полученных адвокатами, учредившими адвокатское бюро, производится на дату перечисления сумм в иностранной валюте на счет адвоката.

Налог на самозанятых (НПД)

Письмо от 6 февраля 2019 г. № 03-11-11/6901

Положения Федерального закона N 422-ФЗ не предусматривают запрета на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" для физических лиц, оказывающих юридические услуги, при условии соблюдения норм указанного Федерального закона.

Письмо от 21 февраля 2019 г. № 03-11-11/11352

При этом согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ для целей Закона N 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения доходы, получаемые в рамках трудовых отношений.

При этом выплату гонораров арбитрам за оказание услуг в процессе третейского разбирательства может производить постоянно действующее арбитражное учреждение, являющееся подразделением некоммерческой организации, с которой третейские судьи могут как состоять, так и не состоять в трудовых или гражданско-правовых отношениях. Для решения вопроса о возможности применения НПД в отношении деятельности третейского судьи (арбитра) требуется экспертиза соответствующих конкретных договорных отношений между организацией, третейскими судьями и сторонами арбитража

Письмо от 13 февраля 2019 г. № 03-11-11/8598

Арбитражные управляющие, получающие доходы в качестве вознаграждения, при проведении процедур банкротств не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Страховые взносы

Письмо от 15 февраля 2018 г. № 03-15-05/9504

Физическое лицо (заказчик), заключившее гражданско-правовой договор на оказание юридической услуги с другим физическим лицом (исполнителем) и производящее выплату ему вознаграждения по данному договору, является плательщиком страховых взносов с суммы такого вознаграждения.

Письмо от 3 декабря 2018 г. № 03-15-05/87233

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у физического лица - адвоката сохраняется до момента снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката.

Письмо от 10 сентября 2018 г. № 03-15-05/64489

Плательщик страховых взносов - адвокатское бюро обязано в установленный срок представлять в налоговый орган расчет по страховым взносам, в котором отражается информация о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и о суммах исчисленных страховых взносов. В случае отсутствия у адвокатского бюро выплат в пользу физических лиц по таким договорам в течение того или иного расчетного (отчетного) периода адвокатское бюро обязано представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями.

Поскольку адвокатское бюро не является плательщиком страховых взносов с доходов адвокатов-партнеров, в базу для исчисления страховых взносов, которая отражается в расчете по страховым взносам, суммы доходов адвокатов-партнеров не включаются.

Письмо от 22 января 2019 г. № 03-15-03/3048

Положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - адвокатов, являющихся пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 7 статьи 430 НК РФ), а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Письмо от 6 июля 2018 г. № 03-11-11/47164

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Письмо от 29 июня 2018 г. № 03-01-15/45074

Адвокатская деятельность не относится к оказанию услуг для целей законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в связи с чем у адвокатского образования при осуществлении такой деятельности отсутствует обязанность применять ККТ.

Жучкова Анна

Налоговый кодекс РФ (ст. 221) предоставляет адвокату право на получение профессионального налогового вычета. Это означает, что при расчете НДФЛ адвокат вправе учесть расходы, связанные с профессиональной деятельностью.

Казалось бы, все просто: посчитать сумму расходов, вычесть их из налоговой базы, и сумма налога к уплате уменьшится. Однако на практике от адвокатов приходится часто слышать, что налоговики не приняли расходы для целей налогообложения, доначислили НДФЛ и пени.

Попробуем разобраться, почему так получается и как избежать подобных ситуаций. Для расчета налога необходимо выполнить 5 действий:

  • рассчитать сумму дохода;
  • определить и обосновать (подтвердить) расходы, подлежащие включению в состав затрат;
  • рассчитать сумму расхода;
  • рассчитать налоговую базу;
  • исчислить налог.

Нетрудно догадаться, что самый сложный и трудоемкий этап в расчете – второй. Именно определение и подтверждение расходов, подлежащих включению в состав затрат, требует наибольшего внимания и анализа.

Нормой п. 1 ст. 252 НК РФ установлены следующие требования к расходам: они должны быть подтверждены документально и экономически обоснованы.

В отношении адвокатов ст. 221 НК предусмотрены дополнительные требования: расходы должны непосредственно относиться к профессиональной деятельности и быть фактически произведены.

Чтобы затраты были приняты для целей налогообложения и у адвоката появилась возможность уменьшить налоговую базу, расход должен соответствовать всем перечисленным критериям. Рассмотрим подробнее каждый пункт, чтобы понять, что конкретно хотят видеть инспекторы, проверяя налоговые декларации адвокатов.

Первый: документальное подтверждение расходов.

Ситуация, когда расход произведен, а подтверждающие документы отсутствуют, возникает очень часто. НК не содержит четкого перечня документации для подтверждения расходов, поэтому следует сохранять любые документы, которые могут подтвердить факт и размер понесенных затрат. На практике основными документами, подтверждающими расход, являются первичные документы: накладные, акты, универсальные передаточные документы, счета-фактуры, путевые листы и т. п. Инспекторы могут запросить также иные документы – например, договоры, проездные билеты, приказы и т.д.

Согласно п. 277 перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236, первичная документация должна храниться не менее 5 лет. И хотя подп. 8 п. 1 ст. 23 НК установлен срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов, в течение четырех лет, рекомендую не избавляться от подтверждающих документов раньше, чем через 5 лет, ведь если документов нет, расход к учету не примут, а это означает доначисление налога, пени и штраф.

Второй: расходы должны быть экономически обоснованы. Это означает намерение получить доход в данном периоде (или в будущем) за счет понесенного расхода.

Указанный пункт по смыслу схож со следующим – третьим.

Третий: расходы должны непосредственно относиться к профессиональной деятельности.

То есть расходы, которые адвокат намерен вычесть из налогооблагаемой базы, должны быть произведены с намерением получить доход в будущем (например, реклама, аренда) или напрямую относиться к профессиональной деятельности адвоката (например, проездные билеты и проживание в гостинице, если для представления интересов доверителя нужно выезжать в другой регион).

Нередко проверяющие считают, что расход никак не связан с профессиональной деятельностью, и отказывают в предоставлении вычета. Чтобы этого избежать, рекомендую направлять в налоговый орган вместе с первичными документами пояснительную записку с подробным указанием, с какой целью осуществлены затраты и как они связаны с рабочим процессом.

Четвертый: расходы должны быть фактически произведены.

Несмотря на то что фактическая оплата кажется совсем простым условием, здесь также есть сложности. Если с оплатой по безналичному расчету вопросов, как правило, не возникает – их можно подтвердить банковской выпиской или платежным поручением, – то с расчетами наличными денежными средствами или платежными картами сложнее: чеки зачастую теряются или выцветают.

Нередко от адвокатов доводится слышать, что проще заплатить налог, чем соблюсти все требования НК.

На первый взгляд, действительно кажется, что выполнить все условия крайне сложно. Но исходя из личной практики, могу заверить, что задача решаема. Главное – ответственно отнестись к процессу и внимательно следить за соответствием всем критериям, тогда проблем с получением вычета не возникнет.

В заключение отмечу, что право на профессиональный налоговый вычет имеют все адвокаты, независимо от формы адвокатского образования. В частности, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, имеют право на вычет в соответствии с п. 1 ст. 221 НК. Члены коллегий адвокатов или адвокатских бюро получают вычет на основании п. 2 ст. 221 Кодекса.

Важно помнить – если адвокат не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с адвокатской деятельностью, то вычет, предусмотренный абз. 4 п. 1 ст. 221 НК (20% от общей суммы доходов), он применять не вправе.

Жучкова Анна

Налоговый кодекс РФ (ст. 221) предоставляет адвокату право на получение профессионального налогового вычета. Это означает, что при расчете НДФЛ адвокат вправе учесть расходы, связанные с профессиональной деятельностью.

Казалось бы, все просто: посчитать сумму расходов, вычесть их из налоговой базы, и сумма налога к уплате уменьшится. Однако на практике от адвокатов приходится часто слышать, что налоговики не приняли расходы для целей налогообложения, доначислили НДФЛ и пени.

Попробуем разобраться, почему так получается и как избежать подобных ситуаций. Для расчета налога необходимо выполнить 5 действий:

  • рассчитать сумму дохода;
  • определить и обосновать (подтвердить) расходы, подлежащие включению в состав затрат;
  • рассчитать сумму расхода;
  • рассчитать налоговую базу;
  • исчислить налог.

Нетрудно догадаться, что самый сложный и трудоемкий этап в расчете – второй. Именно определение и подтверждение расходов, подлежащих включению в состав затрат, требует наибольшего внимания и анализа.

Нормой п. 1 ст. 252 НК РФ установлены следующие требования к расходам: они должны быть подтверждены документально и экономически обоснованы.

В отношении адвокатов ст. 221 НК предусмотрены дополнительные требования: расходы должны непосредственно относиться к профессиональной деятельности и быть фактически произведены.

Чтобы затраты были приняты для целей налогообложения и у адвоката появилась возможность уменьшить налоговую базу, расход должен соответствовать всем перечисленным критериям. Рассмотрим подробнее каждый пункт, чтобы понять, что конкретно хотят видеть инспекторы, проверяя налоговые декларации адвокатов.

Первый: документальное подтверждение расходов.

Ситуация, когда расход произведен, а подтверждающие документы отсутствуют, возникает очень часто. НК не содержит четкого перечня документации для подтверждения расходов, поэтому следует сохранять любые документы, которые могут подтвердить факт и размер понесенных затрат. На практике основными документами, подтверждающими расход, являются первичные документы: накладные, акты, универсальные передаточные документы, счета-фактуры, путевые листы и т. п. Инспекторы могут запросить также иные документы – например, договоры, проездные билеты, приказы и т.д.

Согласно п. 277 перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236, первичная документация должна храниться не менее 5 лет. И хотя подп. 8 п. 1 ст. 23 НК установлен срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов, в течение четырех лет, рекомендую не избавляться от подтверждающих документов раньше, чем через 5 лет, ведь если документов нет, расход к учету не примут, а это означает доначисление налога, пени и штраф.

Второй: расходы должны быть экономически обоснованы. Это означает намерение получить доход в данном периоде (или в будущем) за счет понесенного расхода.

Указанный пункт по смыслу схож со следующим – третьим.

Третий: расходы должны непосредственно относиться к профессиональной деятельности.

То есть расходы, которые адвокат намерен вычесть из налогооблагаемой базы, должны быть произведены с намерением получить доход в будущем (например, реклама, аренда) или напрямую относиться к профессиональной деятельности адвоката (например, проездные билеты и проживание в гостинице, если для представления интересов доверителя нужно выезжать в другой регион).

Нередко проверяющие считают, что расход никак не связан с профессиональной деятельностью, и отказывают в предоставлении вычета. Чтобы этого избежать, рекомендую направлять в налоговый орган вместе с первичными документами пояснительную записку с подробным указанием, с какой целью осуществлены затраты и как они связаны с рабочим процессом.

Четвертый: расходы должны быть фактически произведены.

Несмотря на то что фактическая оплата кажется совсем простым условием, здесь также есть сложности. Если с оплатой по безналичному расчету вопросов, как правило, не возникает – их можно подтвердить банковской выпиской или платежным поручением, – то с расчетами наличными денежными средствами или платежными картами сложнее: чеки зачастую теряются или выцветают.

Нередко от адвокатов доводится слышать, что проще заплатить налог, чем соблюсти все требования НК.

На первый взгляд, действительно кажется, что выполнить все условия крайне сложно. Но исходя из личной практики, могу заверить, что задача решаема. Главное – ответственно отнестись к процессу и внимательно следить за соответствием всем критериям, тогда проблем с получением вычета не возникнет.

В заключение отмечу, что право на профессиональный налоговый вычет имеют все адвокаты, независимо от формы адвокатского образования. В частности, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, имеют право на вычет в соответствии с п. 1 ст. 221 НК. Члены коллегий адвокатов или адвокатских бюро получают вычет на основании п. 2 ст. 221 Кодекса.

Важно помнить – если адвокат не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с адвокатской деятельностью, то вычет, предусмотренный абз. 4 п. 1 ст. 221 НК (20% от общей суммы доходов), он применять не вправе.

Читайте также: