Как формируется суд союзного государства

Обновлено: 19.05.2024

Признаком любого самостоятельного государства является наличие у него своей правовой системы. Правовая система в самом общем виде представляет собой совокупность структурных элементов, включающих совокупность всех юридических средств, правовых норм и институтов, правоохранительную систему государства.

Правовая система Союзного государства, так же, как и само это государственное образование – пока, скорее, лишь декларация, которая имеет потенциальные возможности обрести реальность при условии завершения формирования государственности Союзного государства России и Беларуси. Вполне закономерно, что в число закреплённых в ст. 2 Договора о создании Союзного государства целей включена задача формирования единой правовой системы [10]. При этом определена сущность этой системы. Она должна быть правовой системой демократического государства, ибо и Российская Федерация, и Республика Беларусь являются демократическими государствами, а значит, и их национальные правовые системы также являются демократическими.

Однако достижение целей Союзного государства – процесс долговременный, он осуществляется поэтапно, а, следовательно, и правовая система Союзного государства не может быть сформирована одномоментно, для этого требуются многие годы. При этом интенсивность процессов создания правовой системы обусловливается не только темпами решения экономических и социальных задач, но и политической волей лидеров государств-участников Союзного государства, а также депутатов, других представителей политической элиты. Важное значение для правовой системы Союзного государства имеет также воля народов Российской Федерации и Республики Беларусь, ибо именно им предстоит одобрить на всенародных референдумах Конституционный акт – основу правовой системы Союзного государства.

На основе Конституционного акта будет построена система законодательства Союзного государства, потому что именно законодательство является реальной правовой базой формирования Союзного государства. В Договоре констатируется, что в Союзном государстве должно быть разработано законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство (ст.20), а также законодательство в части обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, порядка осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций (ст.26). В ст.31 Договора предусматривается формирования унифицированного трудового законодательства, законодательства в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения [10].

Учитывая характер Союзного государства, систему его законодательства должны составлять два уровня нормативных правовых актов – первое, союзные Основы законодательства, второе, принимаемые в развитие Основ союзные законы и подзаконные акты.

Параллельно с процессом принятия нормативных правовых актов осуществляются и процессы формирования правовой идеологии, развития правовой культуры общества, создания и функционирования юридических учреждений. Договором (ст.50) предусмотрено и создание Суда союзного государства. Этот орган призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора, нормативных правовых актов Союзного государства [10].

Завершением работы государств-участников Договора по созданию правовой системы своего государства станет принятие Конституции Союза, что будет свидетельствовать о наличии в государстве сформированной правовой системы как одного из признаков государственного устройства.

Система актов Союзного государства предусмотрена ст.58 Союзного Договора. Согласно Договору, органы Союзного государства в целях осуществления его задач и принципов принимают:

Нормативные правовые акты принимаются органами Союзного государства в соответствии с их компетенцией и по предметам ведения.

По предметам исключительного ведения Союзного государства принимаются:

По предметам совместного ведения Союзного государства и государств-участников принимаются:

Указанные нормативные правовые акты Союзного государства по предметам совместного ведения Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативных правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам.

Юридическая сила актов Союзного государства.

1. Законы и декреты:

- предназначены для общего применения;

- являются обязательными во всех частях;

- подлежат официальному опубликованию;

- после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника.

В случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника:

- по общему правилу: преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства;

- исключение: коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников.

2. Постановления являются обязательными во всех своих частях для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы.

3. Директивы являются обязательными для каждого государства, которому они адресованы, при сохранении за органами соответствующего государства свободы выбора форм и методов действий.

4. Резолюция является актом, посредством которого обеспечивается текущая деятельность органов Союзного государства.

Определение правового статуса Конституционного акта подразумевает решение вопросов, связанных с его правовой природой и, как следствие, позволяет определить последствия его принятия, его юридическую силу, действие во времени, в пространстве и по кругу субъектов, порядок изменения и дополнения, позволяет также сделать предположения о его структуре.

Работа над Конституционным актом Союзного государства была инициирована президентами двух государств. Для осуществления была создана Рабочая группа, в которую вошли представители органов управления России и Республики Беларусь. Были созданы также группы экспертов – от Республики Беларусь и Российской Федерации, в задачу которых входила разработка предложений и принципов создания Конституционного акта и передача их на рассмотрение в соответствующие части Рабочей группы.

Таким образом, ряд экспертов определяет Союзное государство как интеграционное объединение, обладающее всеми признаками государства, в то время как другая их часть основывается на представлении Союзного государства как современной конфедерации. Эксперты, определяющие Конституционный акт как нормативный правовой акт Союзного государства, руководствуются следующим:

По мнению ряда экспертов, Конституционный акт, принятый на референдуме, выражает волю народа, выше которой ничего быть не может. Отсюда выводится его место в правовой системе Союзного государства как наивысшего нормативного правового акта, обладающего приоритетом даже над конституциями государств-участников. Как бы то ни было, вне зависимости от того, чья позиция победит, не вызывает сомнения тот факт, что Конституционный акт должен стать основным, базисным, правообразующим документом, положенным в основу всей правовой системы Союзного государства.

Статья 62 Договора определяет, что по предложению Высшего государственного совета Парламент Союзного государства рассмотрит проект Конституционного акта. После одобрения Парламентом Союзного государства проект Конституционного акта будет передан президентами государств-участников на рассмотрение парламентов государств-участников, а затем вынесен на референдум в государствах-участниках [10].

Проект Конституционного акта Союзного государства российско-белорусской комиссии содержит восемь глав, объединяющих 68 статей. В главе 1 рассматриваются цели, принципы и устройство Союзного государства. Ключевым здесь является указание на то, что каждое государство – субъект Союзного государства сохраняет государственный суверенитет и, вместе с тем, на добровольной и равноправной основе передает часть своих полномочий Союзному государству для реализации общих целей и задач (ст.1). Здесь же указывается, что территория Союзного государства состоит из территорий субъектов Союзного государства (ст.5). Экономические основы устанавливаются ст. 6-8 проекта. Так, исходя из текста этих статей, в Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, всем хозяйствующим субъектам обеспечиваются равные права и гарантии деятельности, устанавливаются равные обязанности; в Союзном государстве вводится денежная единиц (валюта) и формируется единый эмиссионный центр [40].

Согласно проекту, Союзное государство имеет свои флаг, герб, гимн и другие атрибуты государственности, официальными языками являются государственные языки субъектов Союзного государства. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык (ст. 9-10) [40].

Глава 2 посвящена основным правам и свободам граждан Союзного государства. Здесь устанавливается единое гражданство Союзного государства, поясняется, что граждане субъектов Союзного государства являются одновременно гражданами Союзного государства. Приобретение и прекращение гражданства Союзного государства осуществляется путем приобретения и прекращения гражданства субъекта Союзного государства. Проект содержит весьма внушительный комплекс прав, социальных свобод и гарантий для граждан Союзного государства: право участвовать в управлении делами Союзного государства, избирать и быть избранным в выборные органы, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства в пределах Союзного государства; право на труд на территории любого субъекта Союзного государства и его оплату без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы; право на свободное использование свих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной деятельностью, не запрещённой законами Союзного государства и законодательством субъектов Союзного государства; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и т.п., право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на бесплатное получение дошкольного, общего среднего и профессионально-технического образования, а также на конкурсной основе высшего образования в образовательных учреждениях субъектов Союзного государства, и др.

Глава 3 проекта устанавливает предметы исключительного ведения Союзного государства и предметы совместного ведения Союзного государства и субъектов Союзного государства. Глава 4 посвящена вопросам бюджета и основам бюджетного процесса Союзного государства.

К органам Союзного государства глава 5 проекта Конституционного акта относит:

- Высший Государственный Совет Союзного государства;

- Парламент Союзного государства;

- Совет Министров Союзного государства;

- Суд Союзного государства.

Помимо указанных органов предусматривается право создания Высшим Государственным Советом отраслевые и функциональные органы управления Союзного государства (ст. 36). Для осуществления контроля за финансами Союзного государства, согласно ст. 52 проекта, создается Счетная палата Союзного государства.

В главе 6 устанавливается перечень и статус актов Союзного государства. Статья 54 к ним относит:

- декреты, постановления и директивы Высшего Государственного Совета;

- постановления и директивы Совета Министров;

- постановления палат Парламента;

- решения Суда Союзного государства;

- резолюции, рекомендации и заключения органов Союзного государства.

В случае коллизии нормы закона Союзного государства и декрета Высшего Государственного Совета действует норма закона Союзного государства. В случае коллизии нормы закона Союзного государства или декрета Высшего Государственного Совета и нормы конституции субъекта Союзного государства действует норма конституции субъекта Союзного государства. В случае коллизии нормы закона Союзного государства или декрета Высшего Государственного Совета и нормы закона или иного нормативного правового акта субъекта Союзного государства действует норма закона Союзного государства или декрета Высшего Государственного Совета (ст. 59) [40].

Главы 7и 8 носят служебный характер. Здесь устанавливаются:

- порядок внесения в Конституционный Акт поправок (изменений и дополнений);

- правило, согласно которому после вступления в силу Конституционного Акта субъекты Союзного государства должны внести необходимые дополнения и изменения в свои конституции, привести действующие в отношениях между ними свои международно-правовые акты;

- порядок рассмотрения обращений других государств о принятии в состав Союзного государства и т.п [40].


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств было положено 2 апреля 1996 года, когда Президент Беларуси А.Г.Лукашенко и Президент России Б.Н.Ельцин в Москве подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в соответствии с которым было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском собрании.

2 апреля 1997 года в Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

23 мая 1997 года был одобрен Устав Союза Беларуси и России, в котором определены компетенция и порядок функционирования Парламентского собрания Союза Беларуси и России, преобразованного из Парламентского собрания Сообщества.

В 1997-1998 годах произошло формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, была осуществлена разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.


Сергей Бабурин и Михаил Мясникович во время заседания круглого стола на тему "Союзное государство Беларуси и России. Создание и перспективы".

8 декабря 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства (СГ) и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России - создание Союзного государства.


Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор о создании Союзного государства и программу действий по его реализации.

26 января 2000 года, после ратификации договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

Устройство Союзного государства

В настоящее время в соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший государственный совет, Совет Министров и Постоянный комитет Союзного государства. Функции парламента Союзного государства выполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России.

Высшим органом Союзного государства является Высший государственный совет (ВГС). В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. ВГС решает важнейшие вопросы развития Союзного государства, образует органы управления, утверждает бюджет и международные договоры, выполняет другие функции.


Председателем Высшего государственного совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином. В настоящее время им является Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, который занимает эту должность с 2000 года.

В Парламентском собрании действуют восемь комиссий: по законодательству и регламенту; экономической политике; бюджету и финансам; социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам; вопросам внешней политики; безопасности, обороне и борьбе с преступностью; вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварии; информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В него входят председатель Совета Министров, главы правительств Беларуси и России, министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства, Государственный секретарь Союзного государства.

Совет Министров формирует Постоянный комитет Союзного государства, являющийся рабочим органом Высшего государственного совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства.

Постоянный комитет Союзного государства обеспечивает деятельность Высшего государственного совета и Совета Министров Союзного государства в соответствии с их регламентом и является ответственным за подготовку их заседаний, формирует и вносит на рассмотрение Высшего государственного совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы.


Руководит работой Постоянного комитета Государственный секретарь Союзного государства. Государственным секретарем с декабря 2011 года является Григорий Алексеевич Рапота.

Итоги интеграции

Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить отношения братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов.

Одним из основных и наиболее успешных направлений деятельности Союзного государства является проведение согласованной внешней политики Беларуси и России. Республика Беларусь - самый последовательный и надежный внешнеполитический союзник Российской Федерации. В свою очередь Российская Федерация неизменно поддерживает на всех уровнях и во всех международных организациях и последовательно защищает независимую внутри - и внешнеполитическую позицию Республики Беларусь.

Приоритетное направление строительства Союзного государства - формирование единого экономического пространства. СГ стало толчком для создания Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана и формирования ими единого экономического пространства. В Союзном государстве наработан большой опыт по интеграции в различных сферах.

Принципиальным моментом в сотрудничестве двух стран является обеспечение социального равенства граждан двух стран. Правовой основой для обеспечения реального равенства прав граждан Беларуси и России является Договор между РБ и РФ о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года.

Одним из важнейших направлений проведения согласованной социальной политики является формирование общего рынка труда Союзного государства. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. В ходе создания единого миграционного пространства отменен разрешительный порядок найма на работу.


29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Предметом правового регулирования договора являются отношения, связанные с пенсионным обеспечением и назначением трудовых пенсий по старости (возрасту), инвалидности, по случаю потери кормильца, социальных пенсий, уплатой взносов на государственное социальное страхование, предоставлением пособий по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, на погребение, семейных пособий, возмещением вреда в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в случае переселения граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации в пределах Союзного государства.

В Союзном государстве наработана нормативная база в области образования, обеспечивающая гражданам равные права на получение образования на территории двух стран. Между Беларусью и Россией действует межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.


6 марта 2008 года вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Беларуси в учреждениях здравоохранения России и гражданам России в учреждениях здравоохранения Беларуси. Соглашением закрепляются равные права граждан на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, для граждан обоих государств, постоянно проживающих на территории сторон, а также Героям Советского Союза и кавалерам орденов Славы трех степеней.

Политика Союзного государства в сфере культуры направлена на сохранение общих исторических ценностей, развитие творческой активности и культурного сотрудничества народов Беларуси и России. Уже стали традиционными проводимые в рамках Союзного государства совместные фестивали, встречи деятелей искусств, культурные обмены и гастроли творческих коллективов, совместное производство кинофильмов, проведение выставок, охрана исторических и культурных памятников, их реставрация. Наиболее крупным союзным мероприятием в области культуры является Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске".

В 2002 году была учреждена Премия Союзного государства в области литературы и искусства, что стало одним из первых шагов признания заслуг мастеров культуры в деле союзного строительства.

Заседание ВГС Союзного государства 25 февраля 2016 года

Под председательством Президента Беларуси Александра Лукашенко 25 февраля в Минске прошло заседание Высшего государственного совета Союзного государства. Повестка дня Высшего госсовета включала более десятка вопросов по всему спектру деятельности Союзного государства.

Президент Беларуси Александр Лукашенко на заседании заявил: "Союзное государство должно выступать как мощная платформа для развития всего спектра взаимного сотрудничества, а также оказать действенную поддержку становлению Евразийского экономического союза".

Президенты договорились, что стороны должны продумать, как взаимовыгодно задействовать и максимально использовать ресурсы двух стран. Президент Беларуси предложил максимально задействовать все площадки и форматы Союзного государства для дальнейшего развития сотрудничества и принятия эффективных решений.


Владимир Путин прибыл в Минск для участия в заседании Высшего государственного совета Союзного государства.

Владимир Путин отметил, что ключевым фактором роста экономики Союзного государства должно стать развитие промышленной кооперации, в первую очередь высоких технологий. По мнению Президента России, следует наращивать производство более наукоемкой продукции, замещать выпуск иностранных комплектующих, прежде всего в чувствительных отраслях, от которых напрямую зависит безопасность обеих стран. В этой сфере уже есть неплохие заделы. Стратегический характер носит российско-белорусское сотрудничество в энергетике. Полным ходом идет строительство Белорусской атомной электростанции.

Российский Президент считает, что более высокую отдачу для развития хозяйственных связей может приносить межрегиональное сотрудничество. Владимир Путин выразил благодарность белорусскому коллеге за то, что он уделяет этому направлению сотрудничества большое внимание, и подтвердил свои планы принять участие в III Форуме регионов Беларуси и России, который пройдет в Минске в июне.

За время существования Союзного государства удалось многого добиться. В частности, укрепить торгово-экономические, научно-технологические, образовательные и культурные связи, нарастить договорно-правовую базу в различных областях сотрудничества. Глава российского государства поблагодарил Александра Лукашенко как политического деятеля, стоявшего вместе с первым Президентом России Борисом Ельциным у истоков Союзного государства. Владимир Путин подчеркнул, что Россия настроена и дальше последовательно двигаться по пути взаимовыгодной равноправной интеграции с Беларусью в общем Союзном государстве.


В текущей непростой финансово-экономической ситуации был утвержден бюджет Союзного государства Беларуси и России на 2016 год в размере более 6 млрд российских рублей. Значительная часть этих средств предусмотрена для финансирования союзных программ и мероприятий в ключевых сферах двустороннего взаимодействия.

На заседании ВГС рассмотрен также ход выполнения приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014-2017 годы), определены четкие ориентиры для дальнейших шагов, направленных на сохранение положительной динамики союзного строительства.

Были обсуждены также итоги выполнения программы согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2014-2015 годы и утверждена новая программа работы внешнеполитических ведомств на 2016-2017 годы.-0-


- Вопрос ведь не в конкретных предприятиях, а в принципах и подходах. Надо, видимо, выбрать такие принципы, которые были бы жизнеспособными и выгодными и той, и другой стороне. Мы уже такую попытку делали, и она ни к чему не привела. Потому что уперлись в непреодолимые на тот период преграды, связанные, скажем, с экономической моделью предприятий. Они могут сильно разниться, и тогда о каком-то слиянии говорить трудно. Есть проблемы с управляемостью предприятий, с разделением продукции: кто и где её будет производить и т.д. Я считаю, что идея сама по себе хорошая. Но мне более продуктивным кажется, когда инициатива идет от самих предприятий. Когда они, испытывая внутреннюю экономическую и научно-техническую потребность, находят партнера и начинают взаимодействовать. Вот, например, как это происходит с выпуском, скажем, белорусских тракторов в Череповце на литейно-механическом заводе. Они друг друга нашли, просчитали экономику, у них есть внутренняя мотивация. Мотивация не политическая, которая часто бывает сверху. Хотя это тоже хорошо, но иногда её будет недостаточно. А экономическая мотивация, которая поддерживается нашими политическими структурами. Вот это перспективный путь. Вот вы упомянули МЗКТ. Там партнер - КАМАЗ. Если они друг с другом договорятся, а потом придут в правительство и скажут, что договорились – это более жизнеспособная конструкция. А сама по себе идея хорошая. Это рыночный механизм взаимодействия и важный элемент единой структурной промышленной политики.

- Михаил Бабич сказал, что со стороны россиян идет инвентаризация Союзного договора. Принимает ли в этом участие Постоянный Комитет? Какие перспективы встречи рабочей группы, созданной президентами?

- Мы участие в рабочей группе не принимаем. Я имею в виду Постоянный Комитет. Но если к нам кто-то обращается, то мы всей информацией делимся и с российской, и с белорусской стороной. Мы её никогда в запасниках не держали. Вся информация рассылается. Чаще всего это бывает в процессе подготовки к Совету министров, заседанию Группы высокого уровня, Высшего Госсовета. Проводится очень большая работа и сейчас она продолжается. Тут ведь очень важно, чтобы каждый на национальном уровне определил свой интерес, потом эти интересы сопоставили и посмотрели, где они совпадают, а где требуется дополнительная притирка. Вот сейчас этим занимается рабочая группа, как я понимаю.

- Когда может быть подписано соглашение о взаимном признании виз?

- У меня прогноз самый оптимистичный, потому что документ отработан. Сейчас делаются последние штрихи на белорусской стороне. Он будет завершен и подписан.

- В этом году подпишут?

- Как идет работа над отменой роуминга в Союзном государстве?

- Сначала была реакция неприятия этой идеи. Не потому что было нежелание этим заниматься, а потому что и та, и другая сторона видели в этом непреодолимые сложности. Но сейчас наши министерства прошли большой путь. И сейчас они конкретно отрабатывают эту тематику. Так что и по этой теме у меня оптимистичный прогноз. Хотя я не думаю, что это произойдет быстро. Потому что затрагивается экономика. Но уверенно скажу, что работа идет.

- На ваш взгляд, Беларусь и Россия сегодня братья, союзники или партнеры?

- Союзники - вне всякого сомнения. Потому что приняты очень мощные союзнические взаимные обязательства. А братья - это ведь не политическая категория, скорее эмоциональная. Так что вам судить, а не мне.

- В каких областях союзной интеграции стороны могут сделать шаги навстречу друг другу в ближайшее время?

- Я думаю, что в создании инструментов наднационального свойства. Предположительно, создать суд Союзного государства. Бывают иногда спорные ситуации между хозяйствующими субъектами и требуется арбитраж, а он как таковой не функционирует. Он был бы нелишним. Есть такая задача, как создание Счетной палаты Союзного государства. Тоже вполне решаемая задача, если на то будет воля наших контролирующих органов и глав правительств. То есть можно немножко расширить сферу органов, которые носят наднациональный характер. Мы вполне можем поработать над проблемами единого транспортного пространства и единого энергетического пространства, над единой структурной и промышленной политикой. Поле деятельности большое, нерешенных задач много, но решить их можно даже в рамках существующих союзнических отношений.

 Фото: istockphoto

Утвердить основные характеристики бюджета Союзного государства на 2021 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Союзного государства в сумме 4 715 153,3 тыс. российских рублей;

2) общий объем расходов бюджета Союзного государства в сумме 4 667 621,1 тыс. российских рублей;

3) профицит бюджета Союзного государства в сумме 47 532,2 тыс. российских рублей.

Статья 2

Установить, что доходы бюджета Союзного государства на 2021 год формируются за счет ежегодных согласованных отчислений государств - участников Договора о создании Союзного государства (далее - государства-участники) в сумме 4 384 800,0 тыс. российских рублей, в том числе Российской Федерации в сумме 2 850 300,0 тыс. российских рублей, Республики Беларусь в сумме 1 534 500,0 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету.

Статья 3

Установить, что в доходы бюджета Союзного государства на 2021 год помимо доходов, указанных в статье 2 настоящего Декрета, также включаются:

1. Неналоговые доходы:

1) доходы, полученные в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение, пользование или доверительное управление активов, находящихся в собственности Союзного государства, - в размере 100 процентов;

2) доходы, полученные от использования имущества Союзного государства, а также доходы от его продажи - в размере 100 процентов;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, в том числе штрафов, пеней и иных сумм принудительного изъятия в сумме 2 647,2 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету;

4) доходы, полученные Государственным учреждением "Телерадиовещательная организация Союзного государства" (далее - ТРО Союза) от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - в сумме 1 800,0 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету;

5) остатки средств бюджетов Союзного государства прошлых лет в сумме 126 730,3 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету;

6) невостребованные средства из бюджета Союзного государства в 2020 году, образовавшиеся в результате отмены ряда мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в сумме 199 175,8 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету.

2. Безвозмездные поступления:

1) перечисления от правительств иностранных государств, международных организаций - в размере 100 процентов;

2) перечисления от юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, - в размере 100 процентов.

Статья 4

Установить, что в 2021 году доходы, полученные ТРО Союза от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы сверх суммы, определенной подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Декрета, учитываются в доходах и расходах бюджета Союзного государства, отражаются в смете доходов и расходов ТРО Союза и используются последним в качестве дополнительного источника финансирования его деятельности в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Статья 5

Установить, что перечисление взносов государствами-участниками в бюджет Союзного государства в 2021 году осуществляется в соответствии с настоящим Декретом в размерах, предусмотренных законами о бюджетах государств-участников, путем ежемесячного перечисления средств на счета по учету средств бюджета Союзного государства, открытые Федеральному казначейству и Главному государственному казначейству Республики Беларусь.

Статья 6

Установить, что доходы, фактически полученные при исполнении бюджета Союзного государства в соответствии с подпунктами 1, 2 и 3 пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 настоящего Декрета, направляются Советом Министров Союзного государства (далее - Совет Министров) по согласованию с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России (далее - Парламентское Собрание) на финансирование программ и проектов Союзного государства сверх предусмотренных на эти цели ассигнований в бюджете Союзного государства.

Статья 7

Установить, что профицит бюджета Союзного государства направляется в 2021 году Советом Министров по согласованию с Парламентским Собранием на финансирование новых программ, проектов и мероприятий Союзного государства, утвержденных в IV квартале 2020 г. и в 2021 году, а также на финансирование действующих программ, по которым Советом Министров принято решение о продлении срока их реализации.

Статья 8

Утвердить расходы бюджета Союзного государства на 2021 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства согласно приложению 2 к настоящему Декрету.

Статья 9

Утвердить ведомственную структуру расходов бюджета Союзного государства на 2021 год по главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств согласно приложению 3 к настоящему Декрету.

Статья 10

Утвердить перечень программ Союзного государства с распределением бюджетных ассигнований по государственным заказчикам согласно приложению 4 к настоящему Декрету.

Статья 11

Утвердить перечень мероприятий Союзного государства с распределением бюджетных ассигнований по государственным заказчикам согласно приложению 5 к настоящему Декрету.

Статья 12

Установить, что программы и проекты Союзного государства, утвержденные Советом Министров в IV квартале 2021 г., включаются в перечни программ и проектов Союзного государства, принимаемых к финансовому обеспечению за счет средств бюджета Союзного государства в 2022 году, с установлением начала срока их реализации с 2022 года.

Статья 13

Установить, что в ходе исполнения бюджета Союзного государства в 2021 году Совет Министров по представлению Постоянного Комитета Союзного государства (далее - Постоянный Комитет), подготовленному с учетом предложений главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Союзного государства, и по согласованию с Парламентским Собранием вправе вносить изменения в:

1) ведомственную структуру расходов бюджета Союзного государства в случае изменения государственных заказчиков программ, проектов и мероприятий Союзного государства или передачи полномочий по их финансированию, а также при создании, реформировании (реорганизации) и (или) совершенствовании структуры органов Союзного государства;

2) функциональную и ведомственную структуры расходов бюджета Союзного государства:

путем уменьшения на основании заключений контрольных органов государств-участников бюджетных ассигнований по соответствующим главам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета Союзного государства на сумму, использованную получателями средств бюджета Союзного государства не по целевому назначению, с отнесением соответствующих объемов бюджетных ассигнований на вид расходов "Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов" раздела "Прочие расходы" функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства;

на сумму средств, выделяемых главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета Союзного государства на цели и в порядке, установленными статьями 6 и 7 настоящего Декрета;

в случае образования в ходе исполнения бюджета Союзного государства экономии по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства;

на сумму средств, выделяемых главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета Союзного государства, в пределах образовавшихся у них в ходе выполнения соответствующей программы целевых остатков по состоянию на 1 января 2021 г. при значении показателя кассового исполнения в 2020 году менее 90 процентов годовых бюджетных назначений, только при наличии обоснованной потребности в направлении этих средств на те же цели дополнительно к ассигнованиям, предусмотренным в бюджете Союзного государства на 2021 год.

Статья 14

Установить, что в ходе исполнения бюджета Союзного государства в 2021 году Государственный секретарь Союзного государства (далее - Государственный секретарь) вправе вносить изменения в сводную бюджетную роспись доходов и расходов бюджета Союзного государства:

1) на основании решений, принятых Советом Министров в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 13 настоящего Декрета;

2) на основании заключений контрольных органов государств-участников на сумму, израсходованную получателями средств бюджета Союзного государства не по целевому назначению;

3) по представлению главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Союзного государства на:

сумму экономии, образовавшейся в ходе исполнения бюджета по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджета Союзного государства, и при необходимости использования средств по другим статьям экономической классификации при условии, что вносимые изменения не приведут к образованию кредиторской задолженности и увеличению фонда оплаты труда;

сумму средств, выделяемых главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета Союзного государства, в пределах образовавшихся у них в ходе выполнения соответствующей программы целевых остатков по состоянию на 1 января 2021 г. при значении показателя кассового исполнения в 2020 году не менее 90 процентов годовых бюджетных назначений и квартальных бюджетных назначений текущего года только при наличии обоснований потребности в направлении этих средств на те же цели дополнительно к ассигнованиям, предусмотренным в бюджете Союзного государства на 2021 год;

4) на сумму средств, полученных ТРО Союза от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности сверх суммы, определенной подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Декрета, и используемых ТРО Союза в качестве дополнительного источника финансирования его деятельности в соответствии со статьей 4 настоящего Декрета.

Статья 15

1) Установить, что распорядители и получатели средств бюджета Союзного государства при заключении договоров (контрактов) на реализацию программ, проектов и мероприятий Союзного государства вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 70 процентов от суммы договора (контракта), но не более 70 процентов от объема бюджетных ассигнований на 2021 год, если национальными нормативными правовыми актами не предусмотрен более высокий уровень допустимых авансовых платежей.

2) Установить, что при проведении мероприятий Союзного государства социальной направленности, связанных с лечением, реабилитацией, оздоровлением и отдыхом различных категорий граждан государств-участников, разрешается производить предоплату в размере 100 процентов стоимости путевок, приобретаемых в санаторно-курортные организации Республики Беларусь и Российской Федерации.

Статья 16

Установить, что финансирование мероприятий в 2021 году по разделу "Социальная политика" функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства производится на основании сводной бюджетной росписи согласно сметам расходов на их проведение, утвержденным руководителями государственных заказчиков мероприятий по согласованию с Постоянным Комитетом, а в случаях, когда государственным заказчиком мероприятий является Постоянный Комитет, - на основании смет расходов на их проведение, утвержденных Государственным секретарем.

Статья 17

Определить, что базовый оклад, установленный постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 5 мая 2014 г. N 1 "О порядке оплаты труда должностных лиц Постоянного Комитета Союзного государства" и постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 6 "О порядке оплаты труда должностных лиц Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России", корректируется на прогнозируемый индекс роста потребительских цен, составляющий 3,7 процента, и устанавливается на 2021 год в размере 31 302,19 российского рубля.

Статья 18

1) Совет Министров обеспечивает общее руководство исполнением бюджета Союзного государства на 2021 год и контроль за его исполнением в соответствии с нормативными правовыми актами Союзного государства.

2) Совет Министров по представлению Постоянного Комитета рассматривает в III квартале 2021 г. отчеты государственных заказчиков-координаторов и государственных заказчиков о ходе реализации программ и проектов Союзного государства, по которым освоение бюджетных средств составляет менее 50 процентов бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью доходов и расходов бюджета Союзного государства на первое полугодие 2021 г., и принимает решение о целесообразности дальнейшей реализации программ и проектов Союзного государства.

Статья 19

Постоянный Комитет организует исполнение бюджета Союзного государства на 2021 год в соответствии с Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 (в редакции Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 21 февраля 2020 г. N 3) "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" и иными нормативными правовыми актами Союзного государства, регулирующими бюджетный процесс.

Статья 20

Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2021 г. и подлежит опубликованию в средствах массовой информации Союзного государства, Российской Федерации и Республики Беларусь в двухнедельный срок после его утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Читайте также: