Условия сброса нефтесодержащих вод с судов

Обновлено: 25.04.2024

Акватории Мирового океана, омывающие побережье регионов с наи­более высокой плотностью населения по Конвенции МАРПОЛ 73/78 выделе­ны в особые районы.

Вне особых районов запрещается сброс в море нефтесодержащей сме­си за исключением случаев, когда одновременно соблюдаются следующие условия:

1. Для танкеров:

Танкер на расстоянии не менее50 миль от берега, в пути, мгновенная интен­сивность сброса не превышает 30 литров нефти на милю хода, общее количе­ство сброшенного не превышает 1/30000 общего количества груза, на судне действует САЗРИУС и отстойный танк.

2. Для всех судов:

из льял МКО (включая МКО танкеров): судно за 12 мильной зоной, в пути, содержание нефти в сбросе менее 15 ррт, на судне в действии АСС – автоматическая система сброса.

Учитывая, что сброс в море нефтяных остатков и отходов (шлама) ка­тегорически запрещен в любой точке Мирового океана, каждое судно должно иметь танк для сохранения на борту и сдачи на берег нефтяных остатков и отходов (шлама),

Контролирующие органы в портах захода исходят из того, что для:

  • легкого топлива - 0,5% и
  • для тяжелого топлива - 1,0 % от сожженно­го составляет шлам.

В том случае, когда в сертификате на топливо указан другой процент мехпримесей, то в расчете количества шлама должен применяться процент мехпримесей из сертификата.

Особые районы:

Средиземное, Балтийское, Черное, Красное моря, Карибское море с Мексиканским заливом. Северное море с Ирландским, Кельтским морями и Английским каналом, район заливов (Персидский и Оманский заливы), Аденский залив и район Антарктики.

Координаты, ограничивающие особые районы, приведены в тексте Конвенции МАРПОЛ 73/78.

В особых районах запрещается сброс в море нефтесодержащей смеси, за исключением случаев, когда одновременно соблюдаются следующие усло­вия:

Для танкеров: Запрещается сброс нефтесодержащего балласта.

Для всех судов: из льял МКО (включая МКО танкеров): судно за 12 мильной зоной, з движении, содержание нефти в сбросе менее 15 ррт, ка судне з действии фильтрующее оборудование, прибор контроля (АСС) и автоматическое запорное устройство, обеспечи­вающее прекращение сброса при превышении 15 ррт. В районе Антарктики запрещается любой сброс нефтесодержащей смеси.

Состояние Балластных вод:

Приложение II к КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78.:

Приложение II регламентирует правила сброса и меры по контролю загрязнения ядовитыми жидкими веществами.

Приблизительно более 250 ядовитых веществ включены в список в конце Конвенции. Сброс их остатков разрешается только в приемные сооружения при определенных условиях и концентрациях (которые меняются с категорией веществ). Конвенция требует, чтобы танкеры-химовозы, построенные после 1 июля 1986 г., соответствовали правилам Международного кодекса по химовозам (МКХ). Танкеры, построенные до этого времени, должны соответствовать требованиям предшественника МКХ — Кодекса по химовозам.

Приложение II предусматривает деление перевозимых наливом химических веществ на 4 категории (X, Y, Z и прочие вещества) в зависимости от степени их токсичности и потенциального вреда, который их сброс в результате очистки танков или слива балласта может причинить морским ресурсам и здоровью человека. Приложение устанавливает максимальные концентрации вредных веществ при сбросе или полностью запрещает такой сброс.

В Приложении II также устанавливаются правила:

  • освидетельствования танкеров-химовозов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом;
  • нормы, относящиеся к оснащению таких судов насосами и трубопроводами, используемыми при зачистке танков;
  • требования к инспектированию танкеров в порту;
  • к приемным сооружениям порта;
  • к мерам по предотвращению инцидентов, связанных с жидкими химическим веществами и т. д.

Приложение III к КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78.

Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке.

Приложение IV к КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78.

Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов.

Приложение IV посвящено правилам, относящимся к сбросу сточных вод с судов, оборудованию судов, предназначенному для контроля сброса сточных вод, и приемным сооружениям для приема сточных вод в портах и терминалах, а также правилам освидетельствования судов и и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами.

Приложение V к КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78.

Правила предотвращения загрязнения мусором с судов.

Мусор, указывается в Приложении V, означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, приведенных в других Приложениях к настоящей Конвенции.

Приложение V устанавливает строгие ограничения:

  • на сброс мусора в море в прибрежных водах и особых районах и полностью запрещает сброс мусора из пластика.

Приложение также предусматривает обеспечение государствами-участниками приемных сооружений для мусора в портах и терминалах.

Особыми районами для целей Приложения являются:

Черное, Средиземное, Балтийское, Северное и Красное моря, а также районы Персидского залива, Антарктики, Карибского моря.

Приложение VI к КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78.

Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов.

Приложение VI предписывает меры по предотвращению загрязнения с судов воздушной среды:

  • озоноразрушающими веществами,
  • окислами азота,
  • окислами серы,
  • летучими органическими соединениями;
  • меры по освидетельствованию судов и выдаче Международного свидетельства о предотвращении загрязнения воздушной среды;
  • меры по обеспечению портов и терминалов приемными сооружениями и контролю государств порта за соответствующими эксплуатационными требованиями.

Глава 9

СОЛАС – 74

Первая версия этого документа была принята: в 1914 году, по следам гибели Титаника, вторая – в 1929 году, третья – в 1948 году, а четвертая – в 1960 году.

Конвенция в редакции 1960 года, которая была принята 17 июня 1960 и вводилась в действие с 26 мая 1965 года, явилась первой значительной задачей Международной морской организации (ИМО) после ее создания. Она представляла существенный шаг вперед в модернизации инструкций и поддержании темпа технического развития в судоходной индустрии.

В дальнейшем выявилась новая проблема. Она заключалась в том, чтобы поддерживать нормативный документ на уровне современности путем принятия периодических поправок.

На практике процедура внедрения поправок оказалась слишком медленной. Вскоре стало ясно, что вступление принятых поправок в действие в пределах разумного периода времени обеспечить будет невозможно.

Поэтому 1 ноября 1974 года на Международной конференции по охране человеческой жизни на море был принят полностью новый текст Конвенции СОЛАС. Он включал в себя не только изменения, согласованные к указанной дате, но также новую процедуру принятия поправок – процедуру по умолчанию, разработанную для обеспечения того, чтобы принятые изменения могли вступить в силу в пределах приемлемого (и допустимо короткого) периода времени.

Вместо требования, чтобы поправка вступила в силу после ее принятия, например, двумя третями подписавших Конвенцию сторон, процедура принятия по умолчанию предполагает, что изменение вступит в силу после указанной даты, если до этой даты на него не будут получены возражения от согласованного числа сторон.

Так, в 1988 году к ней был принят Протокол (10 ноября, на Международной конференции по гармонизированной системе освидетельствования и оформления свидетельств).

В 1992 году в ИМО был издан так называемый Консолидированный текст Конвенции.

В 2010 году сводный текст СОЛАС-74 включал в себя следующие главы:

Английский язык приводится в качестве одного из официальных языков текста, он является и рабочим языком ИМО, и по этой причине, в случае каких-либо разночтений положений текста, предпочтение должно отдаваться тексту на английском языке.

Читайте также: