Требование о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд в форме

Обновлено: 07.07.2024

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:
1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Комментарий к статье 204 АПК РФ

Заявление по делам о привлечении к административной ответственности должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 204 АПК РФ.

В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК РФ, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2 ст. 204 АПК РФ, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

См.: п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. от 10.11.2011 N 71).

Другой комментарий к статье 204 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Заявление о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается руководителем административного органа (его заместителем) или иным должностным лицом, уполномоченным на обращение в арбитражный суд от имени административного органа в установленном порядке, либо прокурором (ч. 1 ст. 125 АПК).

В заявлении должны быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается заявление, наименование заявителя (административного органа или прокурора) и его местонахождение, а также перечень прилагаемых к заявлению документов (п. п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125 АПК).

К заявлению прилагается уведомление о направлении (вручении) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему (при его наличии) копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют (ч. 3 ст. 125, ч. 2 ст. 204 АПК).

2. Помимо сведений, предусмотренных ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2 и ч. 3 ст. 125 АПК, в заявлении должны быть указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, - речь идет о таких обстоятельствах совершения административного правонарушения, как время и место его совершения, которые в соответствии со ст. 28.2 КоАП подлежат обязательному отражению в протоколе об административном правонарушении; указание данных сведений в заявлении позволяет помимо прочего определить подсудность дела арбитражному суду. Для длящихся и иных правонарушений, дату и место совершения которых установить невозможно, в заявлении должны быть указаны дата и место его обнаружения или пресечения;

2) должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - указанные сведения необходимы в том числе для проверки полномочий должностного лица на составление протокола об административном правонарушении. Должность следует указывать в соответствии с положениями нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, закрепляющих перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. При обращении в суд прокурора указывается должность, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении или вынесено постановление прокурора о возбуждении дела. Указанные сведения в соответствии со ст. 28.2 КоАП подлежат включению в протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела). Объем этих сведений определяется административным органом самостоятельно, однако они в обязательном порядке должны включать в себя:

- в отношении юридических лиц: полное официальное наименование, место нахождения (юридический адрес), данные о государственной регистрации юридического лица, данные о законном представителе юридического лица и месте его нахождения;

- в отношении индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения, место жительства, данные о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Названные сведения позволяют определить подведомственность дела об административном правонарушении арбитражному суду, а также обеспечивают возможность надлежащего извещения лица о ходе судебного разбирательства;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении - в заявлении должна содержаться квалификация совершенного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения путем указания на статью (часть статьи при наличии двух и более частей) Особенной части КоАП, предусматривающую административную ответственность за данное правонарушение. В тех случаях, когда диспозиция статьи Особенной части КоАП, по которой квалифицируется правонарушение, носит бланкетный характер, в заявлении необходимо указывать те регулятивные правила и нормы, за нарушение которых лицо привлекается к административной ответственности;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности. Содержание данного требования определяется административным органом (прокурором) самостоятельно и может быть связано с видом и размером конкретного административного наказания, если административный орган сочтет необходимым выразить свою оценку конкретному противоправному деянию. Особенно это актуально применительно к составам административных правонарушений, относящихся к условной подведомственности арбитражных судов (см. комментарий в ст. 203 АПК). При этом, как отмечает ВАС РФ, "суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения".

3. К заявлению прилагается протокол об административном правонарушении и документы, прилагаемые к протоколу об административном правонарушении. В качестве таких документов могут выступать:

- протоколы о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП), изъятии вещей и документов (ст. 27.10 КоАП), временном запрете деятельности (ст. 27.16 КоАП) и т.п.;

- объяснения участников производства по делам об административных правонарушениях (ст. 26.3 КоАП);

- заключения эксперта (ст. 26.4 КоАП);

- иные документы, подтверждающие событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, а также иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП).

Объем документов, прилагаемых к протоколу, определяется административным органом самостоятельно, при этом отсутствующие в материалах дела доказательства могут быть истребованы арбитражным судом по своей инициативе (абз. 2 ч. 5 ст. 205 АПК).

4. В случае направления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, указанных в ч. 2 и абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП (ст. ст. 9.4, 9.5, ч. 3 ст. 9.5.1, ст. ст. 14.31 - 14.33, ч. 6 ст. 19.5 КоАП), административный орган (должностное лицо) обязаны в соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП приложить определение о передаче дела судье для назначения административного наказания иного вида или размера. Отсутствие такого определения влечет за собой вынесение определения о возвращении заявления и материалов дела административному органу на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП.

5. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2 ст. 204 АПК, суд, руководствуясь ст. 128 АПК, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде (см. п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Очевидно, такое же решение должно быть принято, если протокол об административном правонарушении поступил в арбитражный суд без заявления административного органа (прокурора), но с определением о направлении дела по подведомственности, вынесенным на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП, в том числе, когда такое определение вынесено судьей суда общей юрисдикции (см. п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях").

Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ст. 29.4 КоАП, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.

При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Основанием оставления заявления административного органа без движения является отсутствие в нем информации о получателе административного штрафа и соответствующих банковских реквизитах, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, поскольку указанная информация в соответствии с ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП подлежит отражению в решении арбитражного суда о назначении административного наказания в виде административного штрафа (см. п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

6. В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется в арбитражный суд в течение трех суток с момента составления (вынесения). Поскольку указанный срок носит дисциплинирующий характер, его нарушение само по себе не влияет на существо принимаемого судом решения, если протокол (постановление) направлен в арбитражный суд в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности.

7. Требования к содержанию протокола об административном правонарушении и порядку его составления установлены ст. ст. 28.2, 28.3, 28.5 КоАП. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП также должно отвечать указанным требованиям.

На стадии принятия заявления к рассмотрению арбитражный суд не выясняет вопрос о правильности квалификации совершенного правонарушения, о наличии или отсутствии отдельных признаков состава административного правонарушения, не дает оценку представленным административным органом (прокурором) доказательствам с точки зрения их достаточности, достоверности, допустимости и относимости к предмету доказывания. Протокол об административном правонарушении, также являющийся одним из доказательств по делу на данной стадии судопроизводства должен оцениваться с точки зрения надлежащей процессуальной основы для рассмотрения дела по существу.

Основаниями для вынесения арбитражным судом определения о возвращении протокола (постановления) об административном правонарушении и других материалов дела административному органу (прокурору) для устранения недостатков в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП помимо ранее указанных являются:

- составление протокола или вынесение постановления неуполномоченным должностным лицом;

- отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о должностном лице, его составившем, его подписи либо подписание протокола (постановления) не тем должностным лицом, которое его составило (вынесло);

- отсутствие в протоколе (постановлении) об административном правонарушении квалификации административного правонарушения, а также несоответствие квалификации правонарушения в протоколе и заявлении о привлечении к административной ответственности;

- отсутствие в протоколе сведений о лице, совершившем административное правонарушение, или указание в качестве такого лица должностного лица юридического лица;

- отсутствие в протоколе (постановлении) об административном правонарушении сведений о разъяснении лицу его прав и обязанностей, о вручении копии протокола, о предоставлении лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, возможности воспользоваться услугами переводчика;

- отсутствие в материалах дела сведений о том, что законный представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении, при этом протокол был составлен в отсутствие законного представителя или надлежаще уполномоченного представителя юридического лица;

- приложение к протоколу об административном правонарушении процессуальных документов, имеющих отношение к иному административному правонарушению;

- иные процессуальные нарушения, которые не могут быть устранены в ходе судебного разбирательства.

8. Нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, предусмотренных ст. 28.5 КоАП, не является грубым процессуальным нарушением, влекущим за собой возвращение протокола или вынесение решения об отказе в привлечении к административной ответственности (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях").

В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 КоАП недостатки протокола и других материалов дела устраняются административным органом в срок не более трех суток со дня их поступления от судьи и в течение трех суток со дня устранения соответствующих недостатков с внесенными в материалы дела изменениями и дополнениями возвращаются в арбитражный суд. При этом КоАП не предусматривает процессуальный механизм внесения изменений в протокол об административном правонарушении. В подавляющем большинстве случаев недостатки протокола могут быть устранены только путем составления нового протокола об административном правонарушении с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП.

Комментарии и консультации юристов по ст 204 АПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 204 АПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.


Лица, имеющие право на апелляционное обжалование. Судебные акты, подлежащие обжалованию

В п. 2 проекта указывается, что при применении ст. 273, 290 АПК судам кассационной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке кассационного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных АПК. К иным лицам в силу ч. 3 ст. 16 и ст. 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и (или) резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке кассационного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.

К лицам, имеющим право на обжалование в порядке кассационного производства, относятся также правопреемники лиц, участвующих в деле, эксперты, специалисты, свидетели, переводчики в части выплаты им вознаграждения и (или) возмещения расходов, понесенных при рассмотрении дела, и прокурор по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, даже если он не участвовал в рассмотрении этого дела в суде первой (апелляционной) инстанции.

В п. 4 разъясняется, что обращение в суд кассационной инстанции для обжалования вступивших в законную силу судебных актов возможно, если лицами, указанными в ч. 1 ст. 273 АПК, были исчерпаны иные установленные Кодексом способы обжалования судебных актов до дня их вступления в законную силу.

Отмечается, что в АПК не предусмотрена возможность апелляционного обжалования отдельных судебных актов, они могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции. В частности, в кассационном порядке обжалуются судебные приказы, судебные акты по делам, рассмотренным Судом по интеллектуальным правам в качестве первой инстанции, а также решения по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В п. 6 проекта Пленум ВС указал, что определение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассацию только совместно с постановлением апелляционной инстанции, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на данное определение, за исключением случаев, когда определения первой инстанции обжалуются лишь в порядке кассационного производства

Согласно п. 8 проекта, в случае отказа апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи жалобы заявитель вправе подать кассационную жалобу на обжалованный им в апелляцию судебный акт и (или) кассационную жалобу на определение о возвращении апелляционной жалобы. При единовременном поступлении в кассацию обеих жалоб кассационная жалоба на определение о возвращении апелляционной жалобы рассматривается до кассационной жалобы на обжалованный в суд апелляционной инстанции судебный акт суда первой инстанции. Если по результатам рассмотрения первой кассационной жалобы определение о возвращении апелляционной жалобы отменено, она направляется в суд апелляционной инстанции для рассмотрения ее по существу, а вторая кассационная жалоба подлежит оставлению без рассмотрения применительно к п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.

Порядок и сроки подачи кассационной жалобы. Принятие кассационной жалобы

В соответствии с п. 10 документа нарушение арбитражным судом первой или апелляционной инстанции определенного Кодексом срока направления копии судебного акта по почте, несвоевременное размещение судебного акта в Интернете не продлевают срок на кассационное обжалование, но при наличии соответствующего ходатайства заявителя являются основанием для восстановления пропущенного срока. Если заявителем допущено превышение срока большей продолжительностью по сравнению с превышением срока суда, то суду необходимо установить, имел ли заявитель достаточный промежуток времени для подготовки и подачи кассационной жалобы в предусмотренный процессуальным законодательством срок.

Согласно п. 13 проекта, если суд удовлетворит ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы, но установит при этом, что жалоба подана с нарушением требований, предусмотренных ст. 277 АПК РФ, и подлежит оставлению без движения, на восстановление пропущенного срока суд вправе указать в определении об оставлении жалобы без движения.

В п. 14 Пленум ВС разъясняет, что на восстановление пропущенного срока с обоснованием мотивов восстановления указывается в определении о принятии кассационной жалобы к производству или в определении об оставлении жалобы без движения. Об отказе в восстановлении срока и о возвращении кассационной жалобы выносится определение со ссылкой на п. 2 ч. 2 ст. 281 АПК РФ, в котором приводятся мотивы отказа и доводы заявителя, отклоненные арбитражным судом кассационной инстанции. Копии документов, прилагавшихся заявителем в обоснование ходатайства, в том числе не принятых судом в качестве необходимых и достаточных доказательств уважительности причин пропуска срока, приобщаются к материалам дела.

В соответствии с п. 18 документа, если кассационная жалоба оставлена без движения и по истечении установленного срока кассация не располагает информацией об устранении заявителем обстоятельств, которые послужили основанием для оставления ее без движения, то суд выясняет: имелся ли у него достаточный срок для устранения указанных в определении обстоятельств и поступала ли в арбитражный суд от заявителя информация об объективных препятствиях для устранения обстоятельств в срок либо ходатайство о продлении срока оставления кассационной жалобы без движения в связи с наличием таких препятствий.

При наличии доказательств достаточного срока для устранения им обстоятельств, которые послужили основанием для оставления кассационной жалобы без движения, и отсутствии информации о препятствиях (ходатайства о продлении срока) арбитражный суд кассационной инстанции возвращает жалобу со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 281 АПК не позднее дня, следующего за днем истечения срока оставления жалобы без движения

В случаях, когда арбитражный суд кассационной инстанции такими доказательствами не располагает, он по собственной инициативе устанавливает новый срок (или по ходатайству заявителя продлевает срок) оставления кассационной жалобы без движения, о чем выносит определение. Если обстоятельства, указанные в определении об оставлении кассационной жалобы без движения, в повторно установленный срок не устранены, жалоба с приложенными документами возвращается заявителю не позднее дня, следующего за днем истечения этого срока.

В п. 19 подчеркивается, что обжалование определения об оставлении кассационной жалобы без движения Кодексом не предусмотрено.

Приостановление исполнения судебных актов

Согласно п. 22 проекта, в соответствии со ст. 283 АПК приостановление исполнения судебных актов возможно только при соблюдении условий, предусмотренных ч. 1 и 2 этой статьи. Кодекс не содержит ограничений для предоставления встречного обеспечения лицом, заявляющим ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов по делам, в рамках которых судом рассмотрены требования неимущественного характера. При этом размер встречного обеспечения определяется судом кассационной инстанции в зависимости от обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

В соответствии с п. 24 ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов, изложенное в кассационной жалобе, поданной посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в Интернете, и не подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ, считается неподанным, что не исключает возможности подачи указанного ходатайства на бумажном носителе или в электронном виде с подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.

Такое ходатайство может быть также подано непосредственно в суд кассационной инстанции, в том числе до поступления в него жалобы вместе с делом, если жалоба подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда, либо к ходатайству прилагается копия кассационной жалобы с отметкой суда первой инстанции о поступлении ее в этот суд.

Согласно п. 26 документа, применительно к положениям ч. 4 ст. 96 и ст. 100 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении кассационной жалобы денежные средства, внесенные на депозитный счет суда кассационной инстанции, могут быть возвращены ответчику только в случае представления документов, подтверждающих фактическое исполнение судебного акта по существу спора.

Рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции: срок, порядок, пределы рассмотрения, полномочия суда

В п. 30 проекта Пленум ВС указал, что при решении вопроса о принятии дополнений, письменных пояснений к кассационной жалобе либо отзыва на нее судам необходимо иметь в виду, что сугубо правовое обоснование доводов и возражений стороны вправе приводить на всех стадиях рассмотрения дела, если они основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, и если такие дополнения, пояснения к жалобе не содержат ни новых требований, ни новых доказательств, которые в силу положений АПК не могут рассматриваться и исследоваться судом кассационной инстанции.

Согласно п. 31, если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суды первой, апелляционной инстанций, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются, о чем выносится определение. Суд кассационной инстанции вправе вынести такое определение совместно с определением о принятии кассационной жалобы к производству.

Если же лицо, участвующее в деле, представило в суд доказательства, не принятые первой либо апелляционной инстанциями, в подтверждение довода о нарушении или неправильном применении судом норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения, постановления, то, в случае если суд кассационной инстанции придет к выводу о наличии основания для отмены судебного акта, предусмотренного ч. 3 ст. 288 АПК, указанные доказательства не могут являться основанием для принятия им судебного акта по существу спора. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение в суд соответствующей инстанции

В п. 35 отмечается, что проверка кассацией на основании ч. 2 ст. 286 АПК соблюдения судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права независимо от доводов, содержащихся в жалобе, осуществляется только в отношении тех оснований для отмены судебных актов, которые указаны в ч. 4 ст. 288 АПК РФ. В частности, лицом, участвующим в деле и извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, доводы относительно нарушения правил подсудности могут быть заявлены лишь при рассмотрении дела в суде первой инстанции. При отсутствии нарушения норм об исключительной подсудности вмешательство суда кассационной инстанции по собственной инициативе в вопрос о подсудности дела не допускается.

Отдельные вопросы рассмотрения дел кассационной инстанцией

В соответствии с п. 45 судебное решение по делу о привлечении к административной ответственности или по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение правонарушения законом установлено наказание только в виде предупреждения и (или) штрафа и размер назначенного штрафа не превышает для юрлиц 100 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей и физлиц – 5 тыс. руб., может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Кассационные жалобы на такое решение и постановление суда апелляционной инстанции рассматриваются кассацией с учетом особенностей, установленных ст. 288.2 Кодекса, в силу ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК, т.е. и в том случае, если дело, относящееся к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства (п. 3, 4 ч. 1 ст. 227 Кодекса), не рассматривалось в порядке упрощенного производства в связи с применением положений ч. 5 ст. 227 АПК.

При этом подчеркивается, что по делам о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму штрафа, определенную арбитражным судом, принявшим решение о привлечении лица к ответственности. По делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, назначенного в качестве наказания административным органом.

В п. 46 предложено разъяснение, что кассационные жалобы на судебные акты по делам об административных правонарушениях рассматриваются судом кассационной инстанции с учетом особенностей, установленных ст. 288.2 Кодекса, в случае если в качестве наказания за совершение правонарушения назначены предупреждение и (или) штраф, размер которого не превышает для юрлиц 100 тыс. руб., для физлиц и индивидуальных предпринимателей – 5 тыс. руб.

Если же КоАП РФ предусматривается иное альтернативное наказание за совершение правонарушения (например, приостановление деятельности), а также в случаях привлечения к ответственности в виде штрафа и другого вида наказания специальный порядок рассмотрения жалоб на судебные акты по делам об административных правонарушениях, установленный ч. 4.1 ст. 206 и ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ, не применяется вне зависимости от размера штрафа. Обжалование судебных актов по таким делам в порядке кассационного производства осуществляется по правилам ч. 2 ст. 181 Кодекса.

§ 1. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Статья 203 АПК РФ. Подача заявления о привлечении к административной ответственности

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Статья 205 АПК РФ. Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности

Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.

Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статья 206 АПК РФ. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности

Решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:
1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;
3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
4.1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
4.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Статья 207 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса пункте 4 части 1 статьи 227 - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Статья 208 АПК РФ. Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Статья 209 АПК РФ. Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
3) права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
4) требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

Статья 210 АПК РФ. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов

Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статья 211 АПК РФ. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться:
1) название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;
2) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
5.1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
5.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Арбитражным судам подсудны две категории дел об административных правонарушениях:

о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение в процессе осуществления предпринимательской деятельности отдельных видов административных правонарушений;

об оспаривании решений (постановлений) несудебных (административных) органов о привлечении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности представляет собой следующий ряд последовательно сменяющих друг друга стадий:

1) возбуждение производства по делу о привлечении к административной ответственности;

2) подготовка дела о привлечении к административной ответственности к судебному разбирательству;

3) рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности в судебном заседании.

Согласно АПК РФ перечисленные стадии должны быть реализованы арбитражным судом в срок, который не может превышать двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях (ч.1.ст.205 АПК РФ)

Органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, подведомственных арбитражному суду, согласно ч. 2 ст. 202 АПК РФ называются административными органами.

Указанный в АПК РФ срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока производства по делам о привлечении к административной ответственности арбитражный суд выносит определение.

Производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается арбитражным судом на основании:

заявления административного органа о привлечении к административной ответственности, которое подают в арбитражный суд органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, подведомственных арбитражному суду;

постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного согласно ст. 28.4, 28.8 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях, подведомственных арбитражному суду.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в письменной форме, а копия заявления и прилагаемые к нему материалы направляются заказным письмом с уведомлением о вручении другим лицам, участвующим в производстве по делу.

На основании поступившего в арбитражный суд заявления
о привлечении к административной ответственности и прилагаемых материалов арбитражный судья единолично рассматривает вопрос о принятии указанного заявления к производству арбитражного суда.

Если заявление о привлечении к административной ответственности подано с соблюдением требований, предъявляемых АПК РФ к форме и содержанию заявления, арбитражный судья возбуждает производство по делу о привлечении к административной ответственности определением о принятии заявления о привлечении
к административной ответственности к производству арбитражного суда и начинает подготовку к судебному разбирательству по данному делу.

Подготовка к судебному разбирательству по делу о привлечении к административной ответственности осуществляется арбитражным судьей по правилам, предусмотренным АПК РФ, с учетом норм КоАП РФ.

В случае признание дела о привлечении к административной ответственности подготовленным к судебному разбирательству арбитражный суд выносит определение о назначении времени и места pacсмотрения дела о привлечении к административной ответственности.

Копии определения направляются арбитражным судьей лицам, участвующим в судебном разбирательстве по делу. Неявка лиц, оповещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признает их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать в судебное заседание для дачи объяснений.

Неявка этих лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения судебного штрафа.

На основании определения арбитражного суда о назначении времени и места рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный судья единолично проводит судебное разбирательство дела в судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ, с учетом особенностей, установленных КоАП РФ.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, не может быть возложена арбитражным судом на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

На основании оценки всех данных, собранных об административном правонарушении и правонарушителе, арбитражный суд принимает решение по делу о привлечении к административной ответственности по правилам, предусмотренным гл. 20 АПК РФ, с учетом правил назначения административных наказаний, содержащих-
ся в КоАП РФ.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 206 АПК РФ судья принимает решение о привлечении лица к административной ответственности или решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении этого лица к административной ответственности.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Производство об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности представляет собой следующий ряд последовательно сменяющих друг друга стадий:

1) возбуждение производства по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности;

2) подготовка дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности к судебному разбирательству;

3) рассмотрение дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в судебном заседании.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ перечисленные стадии должны быть реализованы арбитражным судом в срок, который не должен превышать двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если иные сроки не установлены федеральным законом. В данном случае под административными органами признаются государственные органы и иные органы, а также должностные лица, уполномоченные в соответствии с КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Если указанный выше срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявление об оспаривании решений административных органов.

Производство по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности возбуждается арбитражным судом на основании заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Заявление об оспаривании решения административных органов о привлечении к административной ответственности подают в арбитражный суд юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные административными органами к административной ответственности, по правилам, предусмотренным КоАП РФ, в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании поступившего в арбитражный суд заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и прилагаемых документов арбитражный судья единолично рассматривает вопрос о принятии заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности к производству арбитражного суда.

Если заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подано
с соблюдением установленных требований, арбитражный судья возбуждает производство об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определением о принятии заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности к производству арбитражного суда и приступает к подготовке судебного разбирательства по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

В случае признания дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подготовленным к судебному разбирательству арбитражный суд выносит определение о назначении времени и места рассмотрения указанного дела.

Неявка лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка этих лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения судебного штрафа в порядке и размерах, установленных АПК РФ.

На основании определения арбитражного суда о назначении времени и места рассмотрения дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности уполномоченный арбитражный судья единолично проводит разбирательство дела в судебном заседании.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается арбитражным судьей на административный орган, принявший оспариваемое решение. В случае непредставления административным органом доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от этих органов по своей инициативе.

На основании оценки материалов дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный судья принимает одно из следующих решений по правилам, установленным гл. 20 АПК РФ:

о признании оспариваемого решения административного органа незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части;

об изменении оспариваемого решения административного органа;

об отказе в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Читайте также: