Причины угона воздушного судна

Обновлено: 18.04.2024

Чужое имущество, особенно крупных размеров, всегда привлекало завистников и лиц, тесно связанных с криминальными структурами. Поэтому надеяться на то, что большой корабль или самолет никуда не денется, не безопасно, а если факт угона уже установлен, следует знать, как найти и наказать по статье УК РФ виновного.

Особенности злодеяния

Первое, что отличает это происшествие от других – предмет преступления. Не каждый день услышишь, что произошел угон корабля или самолета. Но факты захвата проявляются с каждым годом все чаще.

Характерной особенностью преступления выступает отсутствие интереса к причине его совершения. Не имеет значения, зачем преступник похитил или захватил контроль над судном, главное – наличие совершенного преступления.

Отметим, что маломерные суда не относятся к водному транспорту, если рассматривать их в контексте ч. 1 и 2 ст. 211 УК РФ, определяющей суть преступления и меру наказания. Важно дать точное определение терминам, используемых при расследовании дел об угоне судов воздушного и/или водного транспорта.

О том, почему не стоит устраивать дебош в самолете и грозить захватом судна, расскажет следующее видео:

Понятие и статистика

Необходимо знать четыре основных термина для полного представления о предмете и объективной стороне правонарушения:

  • Водный транспорт (или водное судно) – средство перемещения грузов, пассажиров, других объектов по водоему (реке, озеру, пруду, океану и т.д.) или под водой, приводимое в движение различными средствами тяги.
  • Воздушный транспорт (или воздушное судно) – средство перемещения грузов и/или пассажиров, передвигаемое при помощи двигателя, потоков газов, воздушных потоков.
  • Угон – завладение с насилием или без насилия предметом преступления (судном) во время стоянки или следования по маршруту и дальнейшее использование, передвижение по маршруту угонщика этого судна.
  • Захват – завладение судном с насилием и без во время стоянки или следования по маршруту.

Исследование судебных практик Российской федерации показало, что за последние годы фактов хищения водного или воздушного судна крайне мало. Несколько дел вскользь касаются данной статьи, если есть подозрения на совершение террористического акта.

Существует несколько видов такого транспортного преступления:

  • Совершенное одним лицом;
  • Организованной группой;
  • Совершенное лицом или группой, повлекшее тяжкие повреждения или смерть потерпевшего;
  • Все виды, сопряженные с совершением террористического акта или подобной деятельности.

О новых видах и способах угона воздушного судна расскажет следующее видео:

Состав преступления

Вся суть преступления заключается в оконченном и установленном угоне.

  • Состав преступления формален и полностью исчерпывается определением угона или захвата.
  • Субъективной стороной преступления является вина субъекта — физического лица, достигшего 16 лет – с наличием умысла.

Методика расследования

угон самолета ук рф

В расследовании угона воздушного или водного судна рассматривается несколько ситуаций:

  • Отсутствие предмета преступления и виновного на месте совершения преступления;
  • Расследование по факту задержания обвиняемого после совершения преступления.

Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.

  1. В первом случае список дополняется распоряжением о старте розыскных мероприятий.
  2. Во втором – дополняется допросом обвиняемого.

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Наказания, предусмотренные статьей 211 Уголовного Кодекса:

Судебная практика

  1. Подсудимый, находясь в составе подразделения в полевом лагере, совершив несколько преступных действий, захотел перебраться на другой берег реки. Реализовал он это при помощи водного транспорта (буксирно-моторный катер), который принадлежал воинской части. Подсудимый вину признал, по статье 211 получил 4 года лишения свободы без ее ограничения.
  2. Находясь в нетрезвом состоянии, мужчина пытался угнать буксирный теплоход. После проникновения на борт теплохода, отвязал его и оттолкнул руками от причала. Но ему не хватило навыков завести судно. В дальнейшем под действием ветра и течения оно село на мель. Подсудимый вину признал, но суд не обнаружил в действий, подходящих под статью 211, так как завладения судном не было. Виновный осужден по другим статьям.

Еще чаще чем самолеты, угоняют автомобили, впрочем нередко попытка такого угона ни к чему не приводит.

Следующее видео также содержит случай из судебной практики по вопросу угона самолета и действия статьи 211 УК РФ:

Чужое имущество всегда привлекало преступников, но иногда жажда получения большей наживы подталкивает их к совершению более дерзких и серьезных преступлений. Они решаются совершить угон, но речь не идет об обычном автомобиле, их объектом становится более крупные и дорогостоящие объекты: поезд, корабль или даже самолет.

Конечно, сейчас довольно редко можно услышать о том, что произошел угон судна, воздушного или водного транспорта, но такие преступления случаются. Главной их опасностью считается не само завладение тем или иным видом транспорта, а создание угонщиками угрозы жизни и здоровью пассажиров и экипажу, а также риск возникновения аварий и катастроф.

Характеристика злодеяния


Основная особенная черта этого вида преступления, отличающая его от прочих — предмет посягательства.

Особенность преступного деяния в том, что причина его совершения не важна. Главное сам факт, а для какой цели совершены действия, не существенно.


Состав преступления

Предмет посягательства ограничен тремя объектами:

  1. Авиатранспортом.
  2. Водным транспортом.
  3. Ж/д составами.

Объективную сторону определяют действия, направленные на угон судна, железнодорожного состава на пути его следования или же в период стоянки, и в равной степени — факт захвата для дальнейшего угона.

Состав — формальный. Завершенным деяние считают, как только захваченное ТС будет приведено в движение или же при получении злоумышленником полного контроля над судном (составом), возможности управлять им, в том числе и через других лиц и распорядиться по своему желанию.

Субъективную сторону отражает прямой умысел преступного элемента. То есть, последний осознанно идет на преступление, планируя завладеть судном (составом).

Если допущена смерть человека от неосторожных действий угонщика и прочие тяжелые последствия, вина приобретает двойную форму — в одной части умысел прямой, во второй, идет речь о наступлении непредвиденных, но сопутствующих последствий по неосторожности, выраженной в виде небрежного поведения или легкомыслия.

Обязательная черта субъективной стороны — совершение захвата объекта для последующего его угона.

За последствия отвечает только лицо с 16 лет, при условии его вменяемости.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Этот вид преступлений законодателем размещен в отдельном разделе преступлений, нацеленных на нарушение общественной безопасности (наряду с бандитизмом и терроризмом).

Отвечать виновным лица придется по ст. 211, предусмотренной УК РФ.

Из-за угонщиков часто:

  • гибнут люди, наносится урон их здоровью;
  • причиняется различный вред (материальный, моральный и т. д.);
  • незаконно пересекаются границы страны;
  • незаконные действия приводят к захвату заложников из числа пассажиров и других лиц.

Угон водного судна или транспортных средств, определенных статьей, нарушает определенный законом режим пространства (водного, воздушного) использования транспортных линий, и потенциально опасен для каждого человека, волей случая оказавшегося в захваченном транспорте.

Алгоритм расследования

В ходе расследований дел этой категории обычно вырисовываются такие обстоятельства:

  • Виновного на месте не обнаружено, также отсутствует предмет преступления;
  • Подозреваемого (и его сообщников) задержали после совершения ими незаконных действий.

Вне зависимости от указанных обстоятельств, правоохранители организовывают осмотр места, где было совершено преступление. Обязательно допрашиваются очевидцы. Устанавливаются потерпевшие и организовывается их допрос.

Первый случай обязывает инициировать розыскные меры, о чем выдается соответствующее распоряжение с оформлением процессуальных документов.

Второй — в дополнение к указанным шагам расследования, происходит допрос подозреваемого лица (лиц).

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта


Для лиц, чью вину в угоне воздушного и иного судна докажут, в УК РФ предусматриваются такие наказания: *

  • Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Видео: Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного

4 апреля 2018, 20:47 Дек 12, 2018 20:33 О правонарушениях Ссылка на текущую статью

Общественная опасность состоит в нарушении контроля за передвижением транспорта, что влечет за собой возможность аварий.

Комментарии к статье 211 УК РФ

Комментарии к статье:

  • Объект – отношения по безопасности порядка перемещения для граждан по воздуху, воде, железной дороге.
  • Объективная сторона – угон, захват судна или состава. К ним могут относиться вертолет, самолет, теплоход, судно, баржа, танкер, катер, подводная лодка, вагон, локомотив.
  • Угон – завладение судном, перемещение его из одного места в другое, которое выбирается субъектом. Угон окончен в момент передвижения судна. При пересечении границы происходит дополнительная квалификация по 322 статье.
  • Захват – установление над судном контроля, который дает возможность незаконно распоряжаться по усмотрению виновного. Захват окончен в момент установления контроля над судном.

Угон и захват квалифицируются по 1-й части статьи, имеют ненасильственный характер или могут осуществляться с применением неопасного насилия (побои, физическая боль) или угрозой его применения в любой форме.

Мотивы для квалификации цели не имеют. Они могут быть личными, хулиганскими, националистическими, политическими. Захват всегда осуществляется с целью последующего угона. При удержании лиц на судне в качестве заложников проводится дополнительная квалификация по 206 статье. Угон с целью завладения имуществом на борту квалифицируется по 227 статье.

Субъект – вменяемое лицо старше 16 лет. Во второй части статьи предусмотрены квалифицирующие признаки: сговор лиц, насилие или угроза его применения, опасного для жизни, применение оружия. Под последним понимается использование оружия по назначению. Применение предметов в качестве оружия предполагает использование для нанесения повреждений потерпевшему.

В 3 части установлены особо квалифицирующие признаки – организованная группа, смерть по неосторожности или тяжкие последствия. Если погибли члены экипажа или пассажиры

Судно выведено из строя, уничтожен перевозимый груз, то преступление имеет 2 формы вины. При наступлении умышленной смерти человека требуется дополнительная квалификация по 105 статье.

В первой части статьи описаны тяжкие преступления, во 2, 3 и 4 – особо тяжкие. Угон без захвата – когда судно уводится без экипажа или машиниста, средство угоняется сами экипажем, посторонними лицами по договоренности с машинистом.

Воздушное судно – аппарат, который движется за счет взаимодействия с воздухом. Водный транспорт – плавучее сооружение, которое перевозит людей и грузы. Железнодорожный состав – все виды состава для передвижения по железнодорожным путям. К нему также могут относиться открытые платформы, дрезины, цистерны, но не трамвай.

Алгоритм расследования

В ходе расследований дел этой категории обычно вырисовываются такие обстоятельства:

  • Виновного на месте не обнаружено, также отсутствует предмет преступления;
  • Подозреваемого (и его сообщников) задержали после совершения ими незаконных действий.

Вне зависимости от указанных обстоятельств, правоохранители организовывают осмотр места, где было совершено преступление. Обязательно допрашиваются очевидцы. Устанавливаются потерпевшие и организовывается их допрос.

Первый случай обязывает инициировать розыскные меры, о чем выдается соответствующее распоряжение с оформлением процессуальных документов.

Второй — в дополнение к указанным шагам расследования, происходит допрос подозреваемого лица (лиц).

Предотвращение угонов

Личный досмотр пассажиров

Существуют предложения оборудовать самолёты автономной системой пилотирования и посадки, которая в случае захвата полностью отключала бы управление из кабины.[3] (Но такая система в условия существования киберпреступности решая одну проблему безопасности воздушного суда, порождает другую — потенциально увеличивает возможность угона воздушного судна посредством компьютерно-сетевого взлома компьютерного ядра самолета.)

Комментарий к статье 211 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Предметом преступления являются:

1) суда воздушного транспорта;

2) суда водного транспорта;

3) железнодорожный подвижной состав.

Воздушное судно – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, планер, дирижабль, воздушный шар и другие летательные устройства).

Судно водного транспорта (морские, речные и озерные суда) – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства для перевозок по воде (под водой) людей и грузов (теплоходы, корабли, паромы, морские яхты), а также суда специального назначения (буксирные, научные, добывающие и др.).

Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 211 УК, гребные весельные шлюпки и иные плавсредства, приводимые в движение за счет мускульной силы человека. Завладение такими предметами в целях обращения их в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение чужого имущества. Железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

а) угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;

б) захват такого судна или состава в целях угона.

Угон – неправомерные самовольные действия по перемещению судна или состава с места их нахождения. Угон возможен и без предшествующего захвата транспортного средства (например, когда угон совершается самим экипажем или машинистом).

Захват – противоправное насильственное установление контроля над указанными транспортными средствами с целью угона. Захват предшествует угону и осуществляется с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, или угрозы применения такого насилия (ч. 1 ст. 211 УК). Потерпевшими могут быть члены экипажа, машинист, пассажиры, а также иные лица.

Угон и захват воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, выступающие в качестве способа совершения иных преступлений (например, государственной измены, захвата заложников, незаконного пересечения Государственной границы), квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 211 УК и ст. ст. 275, 206, 322 УК.

3. Преступление имеет формальный состав и является оконченным с момента совершения соответствующих действий.

Угон является оконченным преступлением с момента отъезда или перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось, либо изменения курса. Как покушение на угон транспортного средства следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным не зависящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел.

Захват считается оконченным с момента, когда виновное лицо устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При совершении деяния в форме захвата обязательным признаком субъективной стороны является цель угона судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 211 УК) характеризуется совершением этого преступления: а) группой лиц по предварительному сговору – п. “а” (см. комментарий к ч. 2 ст. 35 УК); в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия – п. “в” (см. комментарий к п. “в” ч. 2 ст. 126 УК); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, – п. “г” (см. комментарий к п. “г” ч. 2 ст. 126 УК).

7. Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 211 УК) характеризуется:

а) совершением преступления организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК);

б) причинением по неосторожности смерти человеку (см. комментарий к ст

109 УК) или иных тяжких последствий.

Иные тяжкие последствия означают: причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение транспортных средств, дезорганизацию работы транспорта на длительный срок и т.п.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Этот вид преступлений законодателем размещен в отдельном разделе преступлений, нацеленных на нарушение общественной безопасности (наряду с бандитизмом и терроризмом).
Отвечать виновным лица придется по ст. 211, предусмотренной УК РФ.

Из-за угонщиков часто:

  • гибнут люди, наносится урон их здоровью;
  • причиняется различный вред (материальный, моральный и т. д.);
  • незаконно пересекаются границы страны;
  • незаконные действия приводят к захвату заложников из числа пассажиров и других лиц.

Угон водного судна или транспортных средств, определенных статьей, нарушает определенный законом режим пространства (водного, воздушного) использования транспортных линий, и потенциально опасен для каждого человека, волей случая оказавшегося в захваченном транспорте.

Что показывает судебная практика по данной статье

Судебная практика по статье минимальная, так как сложно угнать и захватить такие большие судна или локомотивы.

Комментарии к статье 211 УК РФ

  1. Гражданин Г., будучи машинистом поезда, решил угнать вагон и продать его, получить денежное вознаграждение. Он подготовил план, действовал в одиночку, но очень продуманно. В результате вагон удалось угнать, но продать не получилось. Преступника заметила дорожная полиция, которая посчитала странным, что перевозится лишь один вагон. Г. арестовали, представили к суду. По его решению преступник получил 6 лет колонии.
  2. Гражданин Е. решил захватить самолет с целью его угона и вылета из страны. Он продумал план, сделал взрывное устройство, которым собирался угрожать членам экипажа. Уже в воздухе он потребовал изменить курс маршрута, ему подчинились., при прилете в другую страну его удалось схватить и обезвредить, никто не пострадал. За попытку угона и теракта его приговорили к пожизненному лишению свободы.
  3. Гражданка Ш., будучи нетрезвой, прогуливалась около пляжа, где увидела яхту. Пробравшись на нее незаметно, она сумела завести судно и вывести его в море. Ее заметила береговая полиция, которая поняла, что произошел угон. Ш. сумели догнать, вынудили сдаться. Ее приговорили к условному лишению свободы и штрафу.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 211?

Чаще статья выносит обвинительные решения, но применяется крайне редко. В 2021 по ней проходило всего 2 дела, и оба по первой части. 1 человека лишили свободы, второй получил условно.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

Отягчить меру наказания может совершение преступления по сговору, с применением насилия или оружия, организованной группой, с целью теракта. Смягчающие обстоятельства рассматриваются из общего списка для каждого случая в отдельности.

Исторический анализ и Международный опыт борьбы с угонами воздушных судов

Алехин Виталий Петрович к.ю.н., доцент кафедры уголовного права РИНЦ SPIN-код=3007-4053 Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье рассмотрен исторический анализ и международный опыт борьбы с угонами воздушных судов. Статья актуальна, так как угон самолетов является преступлением с высочайшей общественной опасностью, как в России, так и во всем мире.

Рассматриваются статистические данные угона воздушных судов в России с 1998 по 2014 год. В статье раскрывается объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона угона воздушных судов. Дается уголовно-правовой сравнительный анализ угону автомобилей и угону воздушных судов.

Рассматривается уголовное законодательство государств СНГ об угоне воздушных судов. В статье приводятся примеры из судебной практики по угону воздушных судов.

Рассматривается и международное законодательство, в частности, конвенции по борьбе с актами незаконного вмешательства, связанными с воздушными судами. Дается хронологическая таблица с анализом захватов пассажирских самолетов в СССР в период с 1973 по 1989 год.

В заключение приведены выводы и предложения по совершенствованию уголовного законодательства об угоне воздушных судов. В частности, говорится о необходимости совершенствования законодательства о транспорте и выработке полных и правильных понятий

Впервые в отечественном уголовном законодательстве ответственность за угон воздушного судна была установлена Указом Президента ВС СССР от 3 января 1973 г.

Введению этого уголовно-правового запрета предшествовали два события. Во-первых, конкретный факт угона советского самолета, получивший широкую огласку. В 1970 г.

Отец и сын Бразинскасы, являясь пассажирами АН-24, совершавшего рейс из Батуми в Краснодар, осуществили захват этого самолета.

В ходе перестрелки, открытой преступниками, была убита бортпроводница Надежда Курченко, которая пыталась не пустить их в кабину пилотов, а два члена экипажа получили ранения.

По требованию угонщиков самолет приземлился в Турции (где они были осуждены) [1]. Во-вторых, принятие в 1970 г. Международной конвенции (Гаагской) о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, ратифицированной Советским Союзом.

Информация о преступности аналогичных действий с морскими судами содержится в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (заключена в г. Риме 10 марта 1988 г.) [4].

С проблемой угонов самолетов, морских и речных судов, железнодорожного и других видов транспорта сталкиваются многие государства, среди них и Российская Федерация.

Общественная опасность угона (захвата) судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава заключается в том, что такими действиями не только дезорганизуется нормальная работа указанных видов транспорта, но и создается реальная угроза безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта в связи с возможностью катастроф, крушений или аварий этих транспортных средств, что, как правило, сопровождается гибелью людей или причинением им тяжкого или иного вреда здоровью, либо наступлением крупного материального ущерба.

Фактом является то, что всплеск данных преступлений в России пришелся на 90 годы XX века. Это угоны и захваты самолетов.

В последнее время данные преступления, часто совершаются на водном транспорте (Захват судов сомалийскими пиратами).

Родовым объектом этого преступления является общественная безопасность и общественный порядок.

Видовым и непосредственным объектом является общественная безопасность.

Как и большинство составов против общественной безопасности, данный состав имеет и дополнительные объекты. Ими являются общественные отношения по охране жизни и здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности физических и юридических лиц.

Факультативным объектом угона судна являются общественные отношения по охране жизни человека.

Дополнительным непосредственным объектом, т.е. тем, которому всегда причиняется вред при посягательстве на основной объект при угоне этих видов транспорта, являются отношения собственности.

Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

Суда воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав являются предметом преступлений, предусмотренных ст.

Коробеев отмечает, что в теории в отношении определения этих предметов посягательства наблюдается неоднозначный подход [6].

Однако общественная безопасность таких деяний очень велика.

Они имеют резонансный характер, способны посеять панику среди населения, причинить колоссальный вред и потому нуждаются в тщательной терминологической разработке, способствующей успешной деятельности органов предварительного расследования и судов.

История криминализации этого преступного деяния, а также сходного с ним по объективной стороне угона транспортных средств (ст. 166 УК РФ), выглядит следующим образом.

Известные случаи

Вторая мировая война

Холодная война

Гражданские беглецы из СССР

Основная статья: Угоны самолётов в СССР

  • Ленинградское самолётное дело — 15 июня 1970 года, попытка группы советских евреев-отказников захватить пассажирский самолёт с целью побега из СССР.
  • Угон самолёта Ан-24 в Турцию (1970) — первый в СССР успешный угон самолёта. Совершён Пранасом Бразинскасом и его сыном Альгирдасом 15 октября 1970 года с целью бегства из СССР.
  • Группа И. К. Церетели — захват самолёта в Тбилиси с целью бегства из СССР.
  • Семья Овечкиных — многодетная семья из Иркутска, захватившая 8 марта 1988 года самолёт Ту-154 с целью побега из СССР.

Послесоветское время

Чем обернулись самые громкие случаи захватов и угонов пассажирских самолетов? Какая попытка угона самолета обошлась без трагедии?


Первый в истории угон самолета. Перу, 1931 год


Первый известный случай захвата и угона самолета произошел в 1931 году в Перу. Перуанские повстанцы захватили пилота американской авиакомпании Ford Tri-Motor Байрона Ричардса. Повстанцы потребовали, чтобы летчик направил самолет в Лиму. Они собирались разбросать с самолета листовки с призывом к революции. Интересно, но попытка угона самолета не удалась. Пилот просто отказался лететь. Его отпустили спустя 10 дней. Кстати, этот случай занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как случай первого захвата пилота.

Первый угон самолета в СССР. Ан-24, 1970 год


Первый случай захвата пассажирского самолета в СССР произошел в 1970 году в аэропорту Батуми. Отец и сын Бразинскасы (литовцы) захватили советский самолет Ан-24, который должен был лететь в Сухуми. На борту находились 46 пассажиров.

Пранас и Альгирдас вооружились ручной гранатой и обрезом и сообщили стюардессе, 19-летней Надежде Курченко, что курс меняется, и лайнер направится в Турцию. Девушка побежала в кабину пилотов, чтобы предупредить об опасности, но не успела – ее убили захватчики. 19-летняя девушка в буквальном смысле заградила собой проход в кабину пилотов и вступила в схватку с преступниками. Известно, что в конце 1970 года она собиралась выйти замуж. Надежда Курченко за свой подвиг награждена посмертно.

Захватчики все же смогли пробраться в кабину пилотов и ранить их. Летчики совершили рейс в Трабзон в Турцию. Там преступников удалось арестовать.

Суд приговорил Бразинскасов к 8 годам тюрьмы. Но спустя 2 года за хорошее поведение отца с сыном отпустили по амнистии. Нелегально они перебрались в Штаты. Но жить адекватно семья так и не смогла. В пылу ссоры сын убил отца гантелей и вновь отправился в тюрьму.

Ди Би Купер. Угон самолета Boeing 727. США, 1971 год


Самый странный случай угона самолета произошел в 1971 году в Портленде. Мужчина по имени Дэн Купер сел на борт самолета авиакомпании Northwest Airlines. Мужчина сообщил стюардессе, что у него бомба и потребовал 200 тысяч долларов и четыре гражданских парашюта. Силовики решили, что требования захватчика лучше выполнить. Ему передали деньги и парашюты. После этого захватчик отпустил пассажиров и двух стюардесс, а пилотам сказал лететь в Мехико. В какой-то момент полета злоумышленник указал пилотам снизиться до трех тысяч метров и запереться в кабине со стюардессой. Когда его требования выполнили, захватчик сам покинул самолет, открыв дверь в салоне.

Удивительно, но после случившегося таинственного захватчика не нашли. Его отпечатки пальцев невозможно было идентифицировать, а имя оказалось вымышленным. Позже на берегу реки Колумбии нашли пакет с деньгами, серийные номера которых совпали с выкупными купюрами. Но это была только часть денег. Специалисты до сих пор спорят, выжил ли Купер после прыжка из самолета. Проводя расследование, полиция проверяла жителя Орегона по имени Д.Б. Купер. Он оказался не причастен к угону самолета, но пресса растиражировала это имя. В июне 2016 года расследование дела Ди Би Купера было официально приостановлено.

Захват Ту-154 семьей Овечкиных, 1988 год


В марте 1988 года произошла самая известная попытка угона самолета в Советском Союзе, которую совершила семья Овечкиных во главе с Нинель, матерью 11 детей.

8 марта 1988 года Овечкины вылетели из Иркутска в Ленинград. Из-за поверхностного досмотра у них получилось пронести в футлярах для инструментов две самодельные бомбы, около 100 патронов и два обреза.

Уже в самолете семья потребовала лететь в Лондон, но пилоты обманом посадили лайнер на военном аэродроме Вещево. Они сообщили семье террористов, что топлива до Лондона не хватит – это было правдой, и предложили совершить посадку и дозаправку на территории Финляндии. Однако на аэродроме Вещево семейство Овечкиных сразу же заметило военных. В ярости Овечкины ломились в кабину пилотов и убили стюардессу. Спустя некоторое время силовики начали штурм самолета. Группа захвата зашла в лайнер через кабину пилотов и багажное отделение.

Угон самолета A300 в Алжире, 1994 год


В декабре 1994 года группа вооруженных террористов захватила пассажирский лайнер компании Air France. На борту самолета, следовавшего по маршруту Алжир – Париж, находилось 220 пассажиров и 12 членов экипажа. Террористы требовали отпустить из алжирских тюрем их двух соратников. Также они требовали возможности вылететь в Париж. Демонстрируя серьезность намерений, террористы убили троих пассажиров: дипсотрудника, простого гражданского и полицейского. Лайнеру дали разрешение на вылет. Однако силовикам уже был известен план террористов – они хотели взорвать самолет над Эйфелевой башней.

Террористам сообщили, что топлива до Парижа не хватает и нужна дозаправка в Марселе. Сразу после посадки для дозаправки начался штурм лайнера. Все четверо захватчиков были уничтожены.

Захват самолётов Boeing. Теракты в США 11 сентября 2001 года


История не знает захвата самолета страшнее, чем те, что произошли 11 сентября 2001 года. Один из них – рейс 11 авиакомпании American Airlines – должен был выполнить свой ежедневный перелет из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета террористы открыли огонь на борту лайнера. Они ранили двух стюардесс и пассажира, а затем убили обоих пилотов. У террористов не было требований и пленные пилоты им были не нужны. Они сами умели управлять самолетом. Поэтому авиадиспетчеры далеко не сразу поняли, что с рейсом что-то не так. Террористы направили лайнер в Северную башню Всемирного торгового центра. В результате погибли все 92 человека на борту судна и около 1600 человек в башне и возле нее.

Вторым захваченным самолетом был рейс 175 авиакомпании United Airlines. Рейс также направлялся из Бостона в Лос-Анджелес. Он вылетел спустя 17 минут после рейса 11. Террористы действовали по той же схеме и направили лайнер в Южную башню Всемирного торгового центра. Все находившиеся на борту 65 человек погибли. Момент крушения самолета транслировали в прямом эфире в новостных трансляциях по всему миру. Это был один из самых шокирующих и ужасных моментов, который довелось видеть человечеству в прямом эфире.

Всего в ходе терактов 11 сентября террористы захватили 4 пассажирских самолета. Третий лайнер, летевший рейсом из Вашингтона в Лос-Анджелес рейсом 77 авиакомпании American Airlines, был направлен в здание Пентагона. Погибли 64 человека на борту самолета и 125 на земле.

В ответ на зверский террористический акт США начали операцию против терроризма, которую назвали "Несокрушимая свобода".

Читайте также: