Как проверить заказчика на суды и неоплаченной оплате поставщикам

Обновлено: 29.04.2024

ФАС проверяет заказчиков по жалобам. Провести внеплановую проверку контролеры могут только по антимонопольному законодательству. Результаты проверок оформляют решением. Если найдут нарушение, выдадут предписание.

Кто вправе подать жалобу в ФАС

Федеральная антимонопольная служба проверяет заказчиков по жалобам участников, корпорации МСП и органов власти регионов.

Участник вправе обжаловать действия заказчика, который:

  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в положение, сведения о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков;
  • предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в документации о конкурентной закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС сведения о годовом объеме закупки у субъектов МСП или опубликовал недостоверные сведения.

Когда срок подачи заявок завершился, обжаловать закупку могут только участники, которые подали заявки.

Корпорация МСП, органы исполнительной власти регионов и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчика, в отношении которого проводят оценку и мониторинг и который нарушил права субъектов МСП.

Как ФАС рассматривает жалобу

Если ФАС примет жалобу, то приостановит закупку и направит заказчику уведомление, в котором укажет:

  • краткое содержание жалобы;
  • сайт, на котором контролеры опубликовали жалобу, – сайт ФАС, ЕИС, ЭТП;
  • место и время рассмотрения жалобы.

Уведомление ФАС направит по почте или факсу либо на email, который указали в извещении.

В течение одного рабочего дня с даты, когда получили уведомление, предупредите о жалобе участников, которые подали заявки. Сообщите им место и время, когда комиссия антимонопольного органа рассмотрит жалобу. Когда проводите бумажную закупку, предупредите тех участников, которые указали контрактные данные на конверте с заявкой. Вскрывать конверт до начала рассмотрения заявок нельзя. При электронной закупке оператор ЭТП заблокирует закупку и предупредит участников.

  1. название, место нахождения, почтовый адрес, телефон организации;
  2. название, место нахождения для юридического лица, фамилию, имя, отчество, место жительства для физического лица заявителя, его почтовый адрес, email, телефон, факс. Информацию возьмите из жалобы;
  3. сведения о закупке, сайт, на котором разместили информацию, – ЕИС, а также ЭТП при электронной закупке;
  4. возражения – опишите, с какими доводами заявителя не согласны, и почему;
  5. перечень документов, которые направляете вместе с возражением.

Возражения направьте по почте, факсу, на email или другим способом. Например, передайте с нарочным.

Передайте в ФАС извещение, документацию, заявки участников, протоколы, аудио- и видеозаписи, другие документы по требованию антимонопольной службы. Чтобы защитить свою позицию, пришлите на заседание представителя. Однако ФАС рассмотрит жалобу и без вашего представителя.

Комиссия ФАС рассматривает жалобы на действия заказчика в течение семи рабочих дней с даты, когда получит обращение. Чтобы получить дополнительную информацию, контролеры вправе один раз продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на семь рабочих дней.

Порядок, в котором подают и рассматривают жалобу, описан в частях 4–7, 10–16 и 18 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Внимание: не заключайте договор, пока ФАС не рассмотрит жалобу. Если заключите сделку, суд признает договор ничтожным. Вывод следует из части 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: суд признал договор недействительным

Когда контролеры выдадут предписание

Если комиссия ФАС решит, что заказчик нарушил закон, выдаст предписание согласно части 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Предписание необходимо исполнить или обжаловать. Подробнее читайте в рекомендации Как исполнить предписание ФАС при закупке по 223-ФЗ.

Копии решения и предписания ФАС направит заказчику в течение трех рабочих дней с даты, когда примет. Кроме того, разместит документы на сайте ФАС или в ЕИС (ч. 22 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Внимание: антимонопольная служба вправе рассматривать жалобу только по доводам, которые изложил заявитель. К примеру, если участник жалуется на документацию, ФАС не вправе в рамках Закона № 223-ФЗ выносить предписание об ошибках в протоколе. Вывод следует из части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Однако специалисты ФАС все равно выносят предписания за нарушения, которые заявители не указывают в жалобе. Свою позицию ФАС объяснила антимонопольным законодательством: согласно части 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (письмо, разъяснение ФАС от 23.01.2018 № ИА/3655/18).

Верховный суд разъяснил, что ФАС не имеет права выносить решение по доводам, которые заявитель не указал в жалобе. Однако антимонопольный орган может проводить внеплановые проверки соблюдения заказчиками антимонопольного законодательства согласно статье 25.1 Закона № 135-ФЗ.

Заказчик ограничит конкуренцию и нарушит антимонопольное законодательство в следующих случаях:

  1. координирует деятельность участников, заключает соглашения с участниками, если такие соглашения ограничивают или могут ограничить конкуренцию;
  2. создает участнику закупки преимущества;
  3. нарушает порядок выбора победителя закупки;
  4. позволяет сотрудникам участвовать в закупке (конфликт интересов).

Случаи перечислены в части 1 статьи 17 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы вынести предписание по доводам, которых нет в жалобе, комиссия ФАС должна рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства согласно главе 9 Закона № 135-ФЗ. Проводить внеплановые проверки на основании статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ нельзя (п. 17 и 18 Обзора Верховного суда от 16.05.2018).

Таким образом, ФАС вправе выдать предписание и по доводам, которые заявитель в жалобе не указывал. Однако, если мотивирует решение статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, сможете обжаловать решение антимонопольного органа в суде.

ример: заказчик обжаловал предписание ФАС в суде

Антимонопольная служба рассматривает жалобы на действия заказчика в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Правила обжалования перечислены в частях 10–12 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Прокурорский надзор

Решение о проверке принимает прокурор или его заместитель. В решении сотрудники прокуратуры укажут цели, основания и предмет проверки. Прокуратура предупредит о начале проверки не позднее даты ее начала. Поэтому о проверке заказчик может узнать, когда придут сотрудники прокуратуры.

Максимальный срок проверки – 30 календарных дней. Прокурор или заместитель вправе продлить срок еще на 30 календарных дней. Если надзорный орган проверяет ваши филиалы или подразделения в разных регионах, срок проверки установит отдельно для каждого филиала или подразделения.

В ходе проверки прокурор вправе:

  • входить на территорию и в помещения заказчика;
  • получать доступ к документам и материалам;
  • требовать от руководителя и сотрудников заказчика документы, материалы, их копии;
  • требовать выделить специалистов, чтобы получить ответы на возникшие вопросы;
  • вызывать сотрудников заказчика для объяснений.

Прокурор, который приходит с проверкой к заказчику, обязан показать служебное удостоверение.

Допустим, в ходе проверки прокурор найдет нарушения, которые не упоминались в жалобе. В этом случае предмет проверки расширят или назначат новую проверку. Например, проверяли закупочную документацию и нашли нарушения в бухгалтерии.

Прокуратура вправе приостановить проверку в трех случаях:

  1. нужно провести сложные или длительные исследования, экспертизы;
  2. заказчик мешает проверке;
  3. заказчик не передает сотрудникам прокуратуры документы или сведения для проверки.

Приостанавливать проверку прокуратура может сколько угодно раз, но общий срок приостановления не должен превышать шесть месяцев. Еще на шесть месяцев проверку может приостановить генеральный прокурор или его заместитель. Прокуратура предупредит, что продлила, приостановила или возобновила проверку. На это у надзорного ведомства два рабочих дня с даты, когда приняло соответствующее решение.

Порядок проверки описан в статье 21 и пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1.

Если в ходе проверки сотрудники прокуратуры не найдут нарушений, то в течение 10 календарных дней с даты окончания проверки составят акт. Копию документа направят заказчику (п. 14 ст. 21 Федерального закона № 2202-1).

Протест на правовой акт, который противоречит закону, рассмотрите в течение 10 календарных дней. Срок отсчитывайте с даты, когда получили документ. Прокурор может сократить сроки, но только в исключительных обстоятельствах – когда нужно срочно устранить нарушения. О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру незамедлительно в письменной форме. Такие правила описаны в статье 23 Закона № 2202-1.

Заказчик не обязан соглашаться с протестом и выполнять требования прокуратуры. Если не согласны, отклоните протест и сообщите в прокуратуру. О такой возможности высказался, например, Арбитражный суд Хабаровского края в решении от 19.07.2017 № А73-7351/2017. Однако ответить прокурору заказчик обязан. Если не ответите, руководителю грозит штраф или дисквалификация по статье 17.7 КоАП.

Пример: заказчик не сообщил о результатах рассмотрения протеста

Представление об устранении нарушения закона рассмотрите безотлагательно, то есть в тот же день, когда получите. В течение месяца с даты, когда прокуратура внесла представление, необходимо устранить нарушения и сообщить о результатах в прокуратуру в письменной форме. Порядок описан в статье 24 Закона № 2202-1.

Внимание: если не исполните представление, должностное лицо оштрафуют на сумму от 2000 до 3000 руб., организация заплатит штраф от 50 000 до 100 000 руб. Вместо штрафа должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до года, а деятельность организации приостановить до 90 суток. Решение о наказании принимает суд согласно статьям 17.7, 23.1 КоАП.

Пример: заказчика оштрафовали за неисполнение представления

Допустим, не согласны с представлением. Тогда обжалуйте представление в суде общей юрисдикции или в арбитраже. Вывод сделал Верховный суд в обзоре от 25.11.2015 № 3(2015).

Постановление о возбуждении административного дела прокурор принимает, если установит признаки административного правонарушения. Материалы проверки передаст в ФАС. Антимонопольный орган рассмотрит постановление и решит, возбуждать административное дело или нет. Об этом сказано в статье 25 Закона № 2202-1.

Пример: заказчика оштрафовали после прокурорской проверки

Предостережение о недопустимости нарушения закона – самый благополучный для заказчика исход проверки. Письменное предостережение прокурор направит, если заказчик еще не нарушил закон, но у прокурора есть информация о возможных противоправных действиях.

Если не исполните предостережение и нарушите закон, отвечать будете именно за нарушение, а не за то, что проигнорировали предостережение прокурора (ст. 25.1 Закона № 2202-1, определение Верховного суда от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2).

Допустим, сотрудники прокуратуры придут с проверкой. В частности, изучат проект правового акта, которым планируете внести изменения в положение о закупке. Прокурор установит, что проект не отвечает требованиям Закона № 223-ФЗ. В этом случае закон вы еще не нарушили, поэтому прокурор направит предостережение. Исполнять предостережение или нет – решайте сами. Однако если утвердите положение с нарушением закона, то прокурор может опротестовать документы, а ФАС – оштрафовать за нарушение при закупках.

Ведомственный контроль

Под ведомственный контроль по Закону № 223-ФЗ попадают автономные и бюджетные учреждения, а также унитарные предприятия при закупках по Закону № 223-ФЗ. Для других заказчиков ведомственный контроль не предусмотрен (ст. 6.1 Закона № 223-ФЗ, письмо Минфина от 26.02.2018 № 24-06-08/12020).

Подведомственных заказчиков проверяют:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы государственной власти регионов;
  • муниципальные органы.

Региональные власти для контрольных мероприятий могут назначить уполномоченные органы.

Правила ведомственного контроля для федеральных органов власти установило Правительство в постановлении от 08.11.2018 № 1335. В регионах это компетенция высшего исполнительного органа власти субъекта, в муниципалитетах – местной администрации. Об этом сказано в статье 6.1 Закона № 223-ФЗ.

На основании Правил № 1335 федеральные органы власти утверждают собственные регламенты проверки. Об этом сказано в пункте 3 Правил № 1335. Например, такие регламенты утвердили:

Как проверить ООО на долги и судебные дела по ИНН

Наличие долгов у организации является серьёзным звоночком о дальнейших перспективах и стабильности бизнеса. Важно вовремя оценить ситуацию и принять правильное решение, чтобы в будущем получить желаемые результаты. Это касается как руководителей ООО, так и контрагентов. В статье расскажем, как проверить ООО на долги и судебные дела.

Зачем знать о долгах и судебных делах организации?

Данный вопрос актуален как для руководителя ООО, так и для потенциального контрагента. Общее у них одно — знать о долгах и судебных делах важно, потому что своевременно принятые меры обезопасят и благоприятно отразятся на бизнесе обоих партнёров. Последствия игнорирования долгов и судебных дел:

  • Блокировка счёта. В нынешнее время ФНС за просрочки по обязательным платежам и сдачи отчётности может легко заблокировать счёт. У бизнеса буквально связываются руки: производство при отсутствии денежных запасов может заморозиться, платить по обязательным платежам может быть нечем, из-за чего появляется угроза банкротства. Негативно это сказывается не только на руководителе организации, но и на контрагенте.
  • Начисление пеней. Налоговая начисляет пени в размере 1/300 ставки ЦБ от суммы недоимки за каждый день просрочки. При просрочке с 31 дня размер пени увеличивается до 1/150 ставки ЦБ.
  • Проигрыш в суде. Иногда организации, в отношении которых подали иск, не знают о своих судебных делах и не являются в суд для защиты интересов, из-за чего проигрывают и несут убытки. Конечно, можно подать аппеляцию, но часто это заканчивается дополнительными убытками и тратой времени.

Также наличие долгов может негативно сказаться на получении кредита, на участии в тендере и при переговорах с потенциальным контрагентом.

Важно понимать, что о долгах и судебных делах могут не знать даже порядочные организации в силу следующих причин:

  • ошибки бухгалтера при подсчёте налоговых платежей;
  • ошибки заполнения платёжной квитанции (неправильная сумма платежа или номер кода КБК);
  • повестка из суда по каким-либо причинам не дошла до организации.

Чтобы избежать таких неприятных ситуаций, необходимо периодически проверять информацию об организации в государственных онлайн-сервисах.

Как бесплатно узнать о долгах и судебных делах ООО?

На сегодняшний день существует несколько эффективных сервисов и способов узнать о долгах и судебных делах ООО.

Проверка в онлайн-сервисах ФНС

Проверить фирму на долги перед налоговой можно в двух онлайн-сервисах:

Проверка в налоговой инспекции

Узнать о налоговых задолженностях организации можно в отделении ИФНС. Для этого необходимо попросить компанию заполнить заявление, подать его по месту учёта компании и в дальнейшем вам предоставить информацию..

Проверка занимает от 2 до 10 рабочих дней, а результат выдаётся в бумажном или электронном виде. Информация будет идентичной той, которую можно моментально получить в онлайн-сервисах налоговой.

Проверка на сайте судебных приставов

Проверить ООО на долги можно в онлайн-сервисе ФССП. Для этого достаточно указать наименование, адрес и регион организации.

Исполнительное производство начинается по решению суда. Поэтому если ООО оказывается в базе ФССП, то это говорит о том, что потенциальный контрагент не только не выполняет свои обязательства, но и продолжает не платить по счетам.

Проверка в картотеке арбитражных дел

С помощью онлайн-сервиса становится понятно, как часто конфликтует организация, какие долги имеет и выполняет ли свои обязательства перед контрагентами и клиентами.

Если проверяемая компания часто выступает в роли ответчика, и суд удовлетворяет большую часть исков, то это повод задуматься — стоит ли начинать сотрудничество или нет.

Помимо использования перечисленных сервисов, рекомендуется попросить у потенциального партнёра бухгалтерский баланс организации. В нём можно увидеть, сколько заработала компания, сколько потеряла, находится в плюсе или минусе.

Платный сервис для проверки ООО на долги и судебные дела

ФАС проверяет заказчиков по жалобам. Провести внеплановую проверку контролеры могут только по антимонопольному законодательству. Результаты проверок оформляют решением. Если найдут нарушение, выдадут предписание.

Кто вправе подать жалобу в ФАС

Федеральная антимонопольная служба проверяет заказчиков по жалобам участников, корпорации МСП и органов власти регионов.

Участник вправе обжаловать действия заказчика, который:

  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в положение, сведения о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков;
  • предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в документации о конкурентной закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС сведения о годовом объеме закупки у субъектов МСП или опубликовал недостоверные сведения.

Когда срок подачи заявок завершился, обжаловать закупку могут только участники, которые подали заявки.

Корпорация МСП, органы исполнительной власти регионов и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчика, в отношении которого проводят оценку и мониторинг и который нарушил права субъектов МСП.

Как ФАС рассматривает жалобу

Если ФАС примет жалобу, то приостановит закупку и направит заказчику уведомление, в котором укажет:

  • краткое содержание жалобы;
  • сайт, на котором контролеры опубликовали жалобу, – сайт ФАС, ЕИС, ЭТП;
  • место и время рассмотрения жалобы.

Уведомление ФАС направит по почте или факсу либо на email, который указали в извещении.

В течение одного рабочего дня с даты, когда получили уведомление, предупредите о жалобе участников, которые подали заявки. Сообщите им место и время, когда комиссия антимонопольного органа рассмотрит жалобу. Когда проводите бумажную закупку, предупредите тех участников, которые указали контрактные данные на конверте с заявкой. Вскрывать конверт до начала рассмотрения заявок нельзя. При электронной закупке оператор ЭТП заблокирует закупку и предупредит участников.

  1. название, место нахождения, почтовый адрес, телефон организации;
  2. название, место нахождения для юридического лица, фамилию, имя, отчество, место жительства для физического лица заявителя, его почтовый адрес, email, телефон, факс. Информацию возьмите из жалобы;
  3. сведения о закупке, сайт, на котором разместили информацию, – ЕИС, а также ЭТП при электронной закупке;
  4. возражения – опишите, с какими доводами заявителя не согласны, и почему;
  5. перечень документов, которые направляете вместе с возражением.

Возражения направьте по почте, факсу, на email или другим способом. Например, передайте с нарочным.

Передайте в ФАС извещение, документацию, заявки участников, протоколы, аудио- и видеозаписи, другие документы по требованию антимонопольной службы. Чтобы защитить свою позицию, пришлите на заседание представителя. Однако ФАС рассмотрит жалобу и без вашего представителя.

Комиссия ФАС рассматривает жалобы на действия заказчика в течение семи рабочих дней с даты, когда получит обращение. Чтобы получить дополнительную информацию, контролеры вправе один раз продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на семь рабочих дней.

Порядок, в котором подают и рассматривают жалобу, описан в частях 4–7, 10–16 и 18 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Внимание: не заключайте договор, пока ФАС не рассмотрит жалобу. Если заключите сделку, суд признает договор ничтожным. Вывод следует из части 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: суд признал договор недействительным

Когда контролеры выдадут предписание

Если комиссия ФАС решит, что заказчик нарушил закон, выдаст предписание согласно части 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Предписание необходимо исполнить или обжаловать. Подробнее читайте в рекомендации Как исполнить предписание ФАС при закупке по 223-ФЗ.

Копии решения и предписания ФАС направит заказчику в течение трех рабочих дней с даты, когда примет. Кроме того, разместит документы на сайте ФАС или в ЕИС (ч. 22 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Внимание: антимонопольная служба вправе рассматривать жалобу только по доводам, которые изложил заявитель. К примеру, если участник жалуется на документацию, ФАС не вправе в рамках Закона № 223-ФЗ выносить предписание об ошибках в протоколе. Вывод следует из части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Однако специалисты ФАС все равно выносят предписания за нарушения, которые заявители не указывают в жалобе. Свою позицию ФАС объяснила антимонопольным законодательством: согласно части 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (письмо, разъяснение ФАС от 23.01.2018 № ИА/3655/18).

Верховный суд разъяснил, что ФАС не имеет права выносить решение по доводам, которые заявитель не указал в жалобе. Однако антимонопольный орган может проводить внеплановые проверки соблюдения заказчиками антимонопольного законодательства согласно статье 25.1 Закона № 135-ФЗ.

Заказчик ограничит конкуренцию и нарушит антимонопольное законодательство в следующих случаях:

  1. координирует деятельность участников, заключает соглашения с участниками, если такие соглашения ограничивают или могут ограничить конкуренцию;
  2. создает участнику закупки преимущества;
  3. нарушает порядок выбора победителя закупки;
  4. позволяет сотрудникам участвовать в закупке (конфликт интересов).

Случаи перечислены в части 1 статьи 17 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы вынести предписание по доводам, которых нет в жалобе, комиссия ФАС должна рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства согласно главе 9 Закона № 135-ФЗ. Проводить внеплановые проверки на основании статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ нельзя (п. 17 и 18 Обзора Верховного суда от 16.05.2018).

Таким образом, ФАС вправе выдать предписание и по доводам, которые заявитель в жалобе не указывал. Однако, если мотивирует решение статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, сможете обжаловать решение антимонопольного органа в суде.

ример: заказчик обжаловал предписание ФАС в суде

Антимонопольная служба рассматривает жалобы на действия заказчика в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Правила обжалования перечислены в частях 10–12 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Прокурорский надзор

Решение о проверке принимает прокурор или его заместитель. В решении сотрудники прокуратуры укажут цели, основания и предмет проверки. Прокуратура предупредит о начале проверки не позднее даты ее начала. Поэтому о проверке заказчик может узнать, когда придут сотрудники прокуратуры.

Максимальный срок проверки – 30 календарных дней. Прокурор или заместитель вправе продлить срок еще на 30 календарных дней. Если надзорный орган проверяет ваши филиалы или подразделения в разных регионах, срок проверки установит отдельно для каждого филиала или подразделения.

В ходе проверки прокурор вправе:

  • входить на территорию и в помещения заказчика;
  • получать доступ к документам и материалам;
  • требовать от руководителя и сотрудников заказчика документы, материалы, их копии;
  • требовать выделить специалистов, чтобы получить ответы на возникшие вопросы;
  • вызывать сотрудников заказчика для объяснений.

Прокурор, который приходит с проверкой к заказчику, обязан показать служебное удостоверение.

Допустим, в ходе проверки прокурор найдет нарушения, которые не упоминались в жалобе. В этом случае предмет проверки расширят или назначат новую проверку. Например, проверяли закупочную документацию и нашли нарушения в бухгалтерии.

Прокуратура вправе приостановить проверку в трех случаях:

  1. нужно провести сложные или длительные исследования, экспертизы;
  2. заказчик мешает проверке;
  3. заказчик не передает сотрудникам прокуратуры документы или сведения для проверки.

Приостанавливать проверку прокуратура может сколько угодно раз, но общий срок приостановления не должен превышать шесть месяцев. Еще на шесть месяцев проверку может приостановить генеральный прокурор или его заместитель. Прокуратура предупредит, что продлила, приостановила или возобновила проверку. На это у надзорного ведомства два рабочих дня с даты, когда приняло соответствующее решение.

Порядок проверки описан в статье 21 и пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1.

Если в ходе проверки сотрудники прокуратуры не найдут нарушений, то в течение 10 календарных дней с даты окончания проверки составят акт. Копию документа направят заказчику (п. 14 ст. 21 Федерального закона № 2202-1).

Протест на правовой акт, который противоречит закону, рассмотрите в течение 10 календарных дней. Срок отсчитывайте с даты, когда получили документ. Прокурор может сократить сроки, но только в исключительных обстоятельствах – когда нужно срочно устранить нарушения. О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру незамедлительно в письменной форме. Такие правила описаны в статье 23 Закона № 2202-1.

Заказчик не обязан соглашаться с протестом и выполнять требования прокуратуры. Если не согласны, отклоните протест и сообщите в прокуратуру. О такой возможности высказался, например, Арбитражный суд Хабаровского края в решении от 19.07.2017 № А73-7351/2017. Однако ответить прокурору заказчик обязан. Если не ответите, руководителю грозит штраф или дисквалификация по статье 17.7 КоАП.

Пример: заказчик не сообщил о результатах рассмотрения протеста

Представление об устранении нарушения закона рассмотрите безотлагательно, то есть в тот же день, когда получите. В течение месяца с даты, когда прокуратура внесла представление, необходимо устранить нарушения и сообщить о результатах в прокуратуру в письменной форме. Порядок описан в статье 24 Закона № 2202-1.

Внимание: если не исполните представление, должностное лицо оштрафуют на сумму от 2000 до 3000 руб., организация заплатит штраф от 50 000 до 100 000 руб. Вместо штрафа должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до года, а деятельность организации приостановить до 90 суток. Решение о наказании принимает суд согласно статьям 17.7, 23.1 КоАП.

Пример: заказчика оштрафовали за неисполнение представления

Допустим, не согласны с представлением. Тогда обжалуйте представление в суде общей юрисдикции или в арбитраже. Вывод сделал Верховный суд в обзоре от 25.11.2015 № 3(2015).

Постановление о возбуждении административного дела прокурор принимает, если установит признаки административного правонарушения. Материалы проверки передаст в ФАС. Антимонопольный орган рассмотрит постановление и решит, возбуждать административное дело или нет. Об этом сказано в статье 25 Закона № 2202-1.

Пример: заказчика оштрафовали после прокурорской проверки

Предостережение о недопустимости нарушения закона – самый благополучный для заказчика исход проверки. Письменное предостережение прокурор направит, если заказчик еще не нарушил закон, но у прокурора есть информация о возможных противоправных действиях.

Если не исполните предостережение и нарушите закон, отвечать будете именно за нарушение, а не за то, что проигнорировали предостережение прокурора (ст. 25.1 Закона № 2202-1, определение Верховного суда от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2).

Допустим, сотрудники прокуратуры придут с проверкой. В частности, изучат проект правового акта, которым планируете внести изменения в положение о закупке. Прокурор установит, что проект не отвечает требованиям Закона № 223-ФЗ. В этом случае закон вы еще не нарушили, поэтому прокурор направит предостережение. Исполнять предостережение или нет – решайте сами. Однако если утвердите положение с нарушением закона, то прокурор может опротестовать документы, а ФАС – оштрафовать за нарушение при закупках.

Ведомственный контроль

Под ведомственный контроль по Закону № 223-ФЗ попадают автономные и бюджетные учреждения, а также унитарные предприятия при закупках по Закону № 223-ФЗ. Для других заказчиков ведомственный контроль не предусмотрен (ст. 6.1 Закона № 223-ФЗ, письмо Минфина от 26.02.2018 № 24-06-08/12020).

Подведомственных заказчиков проверяют:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы государственной власти регионов;
  • муниципальные органы.

Региональные власти для контрольных мероприятий могут назначить уполномоченные органы.

Правила ведомственного контроля для федеральных органов власти установило Правительство в постановлении от 08.11.2018 № 1335. В регионах это компетенция высшего исполнительного органа власти субъекта, в муниципалитетах – местной администрации. Об этом сказано в статье 6.1 Закона № 223-ФЗ.

На основании Правил № 1335 федеральные органы власти утверждают собственные регламенты проверки. Об этом сказано в пункте 3 Правил № 1335. Например, такие регламенты утвердили:

Подрядчик ждал обещанную предоплату, чтобы начать работы. Заказчик отказался ее перечислять, потому что у него не было денег. Сроки сорвали, работы не выполнили, заказчик подал иск. Суд встал на сторону заказчика: в договоре не было указано, что аванс и работы - встречные обязательства сторон. Читайте в статье, как защититься подрядчику, если заказчик отказывается перечислять аванс, удерживает неустойку из суммы оплаты или не возвращает гарантийное удержание.

Ситуация №1. Заказчик не перечисляет аванс

Стороны предусмотрели в договоре обязательство заказчика выплатить аванс, но тот оплатил только часть. Подрядчик обратился в суд с иском о взыскании оставшейся суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами. Первая инстанция отказала в иске и указала, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты права. Апелляция отменила решение и удовлетворила иск со ссылкой на пункт 2 статьи 711 ГК, по которому подрядчик вправе требовать выплаты аванса, если так указано в законе или договоре.

Заказчик подал жалобу. Перед вышестоящими инстанциями встал вопрос: можно ли считать, что договорное условие об авансировании автоматически влечет право подрядчика требовать уплаты аванса или право требования возникает, только если его упомянули в договоре? Суд округа и ВАС поддержали заказчика, поскольку ни в законе, ни в договоре нет условий, что подрядчик вправе требовать в судебном порядке уплаты аванса в качестве самостоятельного способа защиты права. ВАСА56

Условие договора о выплате заказчиком аванса само по себе не создает право подрядчика требовать его уплаты в суде. Обязать заказчика выплатить аванс можно, только если право требования прописали в договоре. С учетом статьи 12 ГК, которая предусматривает такой способ защиты нарушенного права как присуждение к исполнению обязанности в натуре, такая позиция ВАС спорна, но суды используют ее.А73

Соответственно, если подрядчик не может потребовать от заказчика выплаты аванса, он не вправе претендовать и на уплату процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой его выплаты. ВАСА56-1 В тоже время суды взыскивают договорную неустойку за нарушение сроков предоставления аванса. А41

Как защищаться подрядчику. Невыплата аванса может препятствовать выполнению работ и грозить подрядчику срывом сроков и связанными с ним санкциями или убытками в виде расходов, которые он вынужден производить, чтобы исполнить договор. Например, подрядчик приобретал банковскую гарантию. В этой ситуации, исходя из закона 328ГК,719ГК и судебной практики, ВСА60 подрядчику для защиты прав нужно выполнить два шага.

1. Приостановить работы и заявить о необходимости перенести сроки их выполнения. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить, если заказчик нарушает обязанности по договору подряда, и это препятствует исполнению договора. 719ГК-1 Судебная практика по-разному отвечает на вопрос, будет ли неуплата аванса нарушением встречного обязанности заказчика по договору.

Некоторые суды считают, что встречный характер обязательства заказчика уплатить аванс и обязанности подрядчика своевременно выполнить работы должен следовать из договора. В противном случае суд может решить, что несвоевременная уплата аванса не позволяет подрядчику приостановить работы и не оправдывает допущенную просрочку. А34 Подрядчику невыгодно условие, при котором обязанность заказчика заплатить аванс возникает при определенных условиях, например, при поступлении финансирования. Здесь заказчик не нарушает обязательство по уплате аванса, если у него нет денег, следовательно, подрядчик не вправе приостановить работы.

Встречный характер обязанностей можно закрепить разными способами. Например, установить взаимосвязи между сроками в графике выполнения работ и графике финансирования строительства или включить в договор условие о праве подрядчика приостановить работы до получения аванса.

Пример из практики

Подрядчик обязался выполнить работы в четыре этапа. По договору он был вправе не продолжать работы, пока заказчик не оплатит предыдущий этап

Истец (победа)

Приостановил четвертый этап, так как заказчик не перевел аванс и задолжал по оплате работ по первым трем этапам.

Отказался от исполнения договора в одностороннем порядке, не оплатил часть работ.

Взыскал с ответчика долг, проценты за пользование чужими денежными средствами, в том числе проценты на сумму долга за каждый день просрочки от неоплаченной суммы по день фактического исполнения обязательства.

Источник: постановление Четырнадцатого ААС от 01.02.2018 по делу №А44-9962/2016


Уведомляйте заказчика о приостановлении работ из-за отсутствия аванса письменно. При этом приостановление работ должно подтверждаться не только письмом, но и соответствующей исполнительной документацией, в частности, общими и специальными журналами учета выполнения работ. В ином случае в суде будет трудно доказать как факт приостановления работ, так и его взаимосвязь с отсутствием аванса. А73-1

2. Отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Несмотря на то, что такое право предусматривает статья 719 ГК, подрядчики редко успешно его реализуют. Основная причина – ошибки подрядчиков при исполнении договора и взаимодействии с заказчиками после того, как не получили или несвоевременно получили аванс.

Например, подрядчик направляет письмо заказчику с требованием об уплате аванса согласно условиям договора. Он указывает, что отсутствие авансирования может негативно сказаться на сроках выполнения, но при этом не приостанавливает работы. Такое обстоятельство суд в дальнейшем может истолковать в пользу заказчика как доказательство, что отсутствие авансирования не мешало ходу выполнения работ.

Чтобы исключить это, необходимо приостановить работы и в письме об отказе от исполнения договора обосновать невозможность выполнить работы без аванса. Например, укажите на положения договора, которые подтверждают, что выплата аванса – встречное обязательство заказчика по отношению к обязательствам подрядчика по своевременному выполнению работ.

Подрядчик вправе включить в письмо требование возместить убытки, которые вызваны приостановлением работ. Например, расходы на содержание строительной площадки или аренду техники. ВСА81 К письму приложите документы, которые подтверждают убытки: договоры с контрагентами, платежные поручения.

Ситуация №2. Заказчик удерживает неустойку из суммы оплаты

ВАС указывал, что заказчик вправе удерживать неустойку из суммы, которую должен выплатить подрядчику за выполненные работы, если договор это предусматривает. ВАСА33 Такую позицию поддерживает и Верховный суд. ВСА32 При этом в договоре должны быть максимально ясные положения в отношении этого права. Например, суд признал, что положение договора о праве генподрядчика требовать от подрядчика уплаты неустойку не означает, что он может удерживать ее из стоимости выполненных работ. А32

Когда и в какой форме предупреждать подрядчика об удержании, стороны обычно фиксируют в договоре. Если такой порядок не закрепили и позже возник судебный спор, подрядчику нужно проверить, получал ли он от заказчика письмо. В нем должны быть указаны основания начисления неустойки, ссылка на соответствующие положения договора и ее расчет.

Как защищаться подрядчику. Если заказчик злоупотребляет правом на удержание неустойки, подрядчик вправе обратиться в суд с требованием вернуть неосновательное обогащение. 1102ГК Если суд признает, что удержание было необоснованно, заказчику придется вернуть не только неустойку, но и проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК. ВСА12 Даже если заказчик правомерно удержал неустойку, подрядчик вправе заявить требование об уменьшении суммы в судебном порядке на основании статьи 333 ГК. ВС7

Ситуация №3. Заказчик не возвращает гарантийное удержание, хотя договор расторгли

Раньше суды считали, что удержание из стоимости выполненных работ для обеспечения исполнения гарантийных обязательств подрядчика нужно вернуть, если договор подряда расторгли.А56 Последние же тенденции в судебной практике свидетельствуют о том, что заказчик вправе не возвращать сумму гарантийного удержания до истечения гарантийного срока, в том числе в случае расторжения договора подряда. ВСА40 Суды руководствуются разъяснениями ВАС и указывают, что расторжение договора до истечения гарантийного срока – не безусловное основание вернуть удержание, поскольку гарантийные обязательства сохраняются и после расторжения договора. ВАС35

Как защищаться подрядчику. Подрядчик вправе взыскать гарантийное удержание, если оно обеспечивает обязательства, которые прекращаются с расторжением договора, например, обязательство по выполнению работ в полном объеме. При этом вопрос, возвращать гарантийное удержание при досрочном прекращении договора или нет, суды разрешают в зависимости от характера обеспеченного обязательства и с учетом положений договора. Иногда гарантийное удержание обеспечивает совокупность разных обязательств. Например, обязательств по выполнению работ в полном объеме, обязательств, которые связаны с расторжением договора: обязательства по передаче строительной площадки, исполнительной документации.

Чтобы избежать споров, возвращать ли гарантийное удержание в случае досрочного прекращения договора, укажите в его условиях, в обеспечение каких обязательств заказчик удерживает гарантийный депозит. Предусмотрите, какая часть депозита обеспечивает каждое конкретное обязательство, а также сроки и основания его возврата применительно к каждому обязательству.

Что делать заказчику, если подрядчик недобросовестный:

Подрядчик может получить первый аванс и приостановить работы, так как не получил второй аванс в предусмотренные договором сроки, и при этом не выполнить тот объем работ, который должен был сделать в счет первого платежа. Защитить интересы заказчика в таких случаях можно, если включить в договор положения по порядку и условиям выплаты каждого последующего аванса.

Например, несмотря на наличие в графике финансирования строительства конкретных сроков выплаты каждого аванса, нужно в договор включить условие, по которому после получения первого аванса последующий не выплачивается, если подрядчик не сдал определенный объем. Тщательно проработайте положения об объемах работ, которые должен выполнить подрядчик в соответствующие сроки

ВАСА56 Определение ВАС от 06.06.2014 по делу № А56-7859/2013

А73 Постановление АС Дальневосточного округа от 16.10.2017 по делу № А73-1151/2017

ВАСА56-1 Определение ВАС от 21.11.2013 по делу № А56-10618/2012

А41 Постановление АС Московского округа от 23.01.2017 по делу № А41-60132/2015

ВСА60 Определение ВС от 21.02.2017 по делу № А60-1333/2016

719ГК-1 П. 1 ст. ст. 719 ГК

А34 Постановление АС Уральского округа от 17.09.2015 по делу № А34-6263/2014

А73-1 Постановление АС Дальневосточного округа от 22.12.2015 по делу № А73-5226/2015

ВСА81 Определение ВС от 31.08.2017 по делу № А81-4476/2016

ВАСА33 Постановление Президиума ВАС от 10.07.2012 по делу № А33-7136/2011

ВСА32 Определение ВС от 15.05.2017 по делу № А32-4635/2016

А32 Постановление Пятнадцатого ААС от 22.06.2016 по делу № А32-3418/2016

ВСА12 Определение ВС от 02.11.2016 по делу № А12-4123/2016

ВС7 П.79 Постановления Пленума ВС от 24.03.2016 № 7

А56 Постановление АС Северо-Западного округа от 06.12.2016 по делу № А56-12179/2015

ВСА40 Определение ВС от 09.04.2018 по делу № А40-215390/2014

ВАС35 Постановление Пленума ВАС от 06.06.2014 № 35 "О последствиях расторжения договора"

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

К сожалению ситуации, когда заказчик не оплачивает выполненные работы сегодня не редкость. Встречаются случаи, когда не платит заказчик по контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, мотивируя недофинансированием или отсутствием денег в бюджете.

Конечно, все ситуации разные, и причины, по которым заказчик не оплачивает работу, могут быть совершенно разные. Заказчик может мотивировать свой отказ и различными нарушениями договора со стороны подрядчика, и непредставлением исполнительной документации, или просто отсутствием денег.

В настоящей статье я предлагаю рассмотреть ситуацию, когда вопросов по качеству выполненной по договору строительного подряда работы у заказчика нет, либо претензии заказчика не обоснованы и не объективны.

Что делать если заказчик не платит.

Как следует из ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ, то есть если не предусмотрена предоплата – заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы. Правда есть, как говориться, один нюанс, обязанность по оплате возникает в данном случае при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. К вопросу о досрочном выполнении работ, о правах заказчика я вернусь в последующих публикациях.

Алгоритм действий на случай, если заказчик не подписывает акт выполненных работ, я приводил в одной из предыдущих публикаций. Таким образом, если заказчик ни как не мотивирует свой отказ от подписания актов выполненных работ – оформляем акт в одностороннем порядке, считаем, что результат работ заказчику передан.

Итак, исходим из того, что результат работ заказчику передан, о чем оформлен соответствующий акт выполненных работ.

Если заказчик не оплачивает выполненные работы в предусмотренный договором срок, просит подождать, обещает оплатить в ближайшее время, обещает привлечь на новые объекты, какими бы замечательными не были ваши отношения с заказчиком не стоит терять время. Я думаю, все знают как люди отказываются от своих слов.

Можно, конечно, давить на совесть, но опыт жизни подсказывает, что это, наверное, самый малоэффективный способ.

Так вот, если заказчик не платит – сразу составляем письменную претензию и направляем ее заказчику. Тем самым вы убьете сразу двух зайцев.

Во-первых, получив претензию заказчик, скорее всего, на нее ответит. Таким образом, вы получите письменные обещания по оплате к определенному сроку, от которых уже не так просто отказаться как от слов.

Во-вторых, начинает течь срок на рассмотрение претензии, то есть если все-таки дело дойдет до того, что вы решите взыскивать задолженность в судебном порядке, то не надо будет ждать пока истечет срок на ответ.

В конце концов, направление претензии – это не обращение в суд, а попытка решить вопрос мирным способом. Уверен, что ничего страшного ни с подрядчиком, ни с заказчиком не произойдет от того, что один направит, а другой получит претензию. Как говориться, ничего личного – только бизнес.

Как составить претензию, а также образец претензии можно также посмотреть в предыдущей статье.

Одновременно, обращаю внимание, что в соответствии со ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда. Статья 719 ГК РФ обязанности уведомлять заказчика о приостановлении работ в данном случае не предусматривает, но чтобы исключить вероятность взыскания какого-либо ущерба с подрядчика, рекомендую заказчика уведомить. Соответственно подрядчику необходимо заручиться доказательствами такого уведомления о приостановлении работ.

Положение, когда становиться понятно, что заказчик не собирается или просто не сможет оплатить выполненную работу, либо подрядчик не имеет возможности больше слушать обещания и ждать оплаты, в любом случае определяется подрядчиком.

Если же становиться понятно, что заказчик не собирается оплачивать выполненную работу, то подрядчик может либо простить долг, либо начать защищать свои интересы и попробовать взыскать задолженность в судебном порядке.

Есть, конечно, еще несколько вариантов развития событий, таких как уступка долга, обращение к людям с пронзительным взглядом и короткими стрижками, которым ну очень трудно отказать, но это не тема сегодняшней статьи.

Если вы все таки осознали необходимость обратиться в суд, уверены в своей правоте, то, конечно, вы можете самостоятельно подготовить все необходимые документы. Может быть вы даже выиграете дело в суде. При этом цена ошибок, порой, бывает весьма большой.

Однако, уверен, что лучше обратиться к судебному адвокату, квалифицированному специалисту оказывающему юридическую помощь по арбитражным спорам. Несмотря на большое разнообразие строительных споров, для меня все споры делятся на несколько групп. По каждой группе споров сложилась устойчивая практика. Понимая, какие доказательства хочет увидеть судья, можно определить судебную перспективу того или иного спора. При необходимости можно собрать необходимые доказательства.

Еще раз отмечу, затягивая с решением начать взыскание задолженности по договору подряда, вы можете понести весьма большие потери.

В помощь желающим попробовать свои силы в арбитражных спорах, в последующих статьях я неоднократно буду рассказывать о различных тонкостях строительных споров, о сложившейся судебной практике по различным проблемам, таким как: возникает ли у заказчика обязанность оплатить выполненную работу, если акты выполненных работ вообще не подписывался, если договор строительного подряда признан недействительным или незаключенным, если отсутствует акт о приемке всего комплекса выполненных работ, а также многим другим проблемам.

Читайте также: