Соблюдайте правила добрые люди это пригодится для божьего суда

Обновлено: 20.05.2024

Каждый христианин стремится жить так, как велит ему Бог. Однако мало кто знает, в чем состоит это Божие веление, несмотря на то, что большинство верующих слышали о существовании десяти заповедей Божьих и даже признают важность их соблюдения.

Десять Божьих заповедей

Библия (Исход 20 глава) повествует о том, как Бог провозгласил Свой закон на горе Синай в дыме, огне и землетрясении. После этого пророк Моисей записал все Божии слова на двух каменных плитах.

Вкратце закон звучит так:

  1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения. Не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день седьмой, суббота – Господу Богу Твоему. Не делай в оный никакого дела.
  5. Почитай отца твоего и мать твою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.

Кому-то, на первый взгляд, может показаться, что все заповеди очень просты, кто-то наоборот подумает, что они сложны и не понятны. Как же жить по заповедям Божьим?

Как соблюдать заповеди Божьи обычному человеку?

Современный верующий, читая эти строки, может рассуждать примерно так:

1 заповедь: я не язычник, в многобожие не верю. Есть Один Бог. Конечно, иногда я молюсь святым, но я не считаю их богами. Первую заповедь я соблюдаю.

2 заповедь: никаким картинкам я не поклоняюсь. Да, есть в церкви иконы, которые помогают сосредоточиться на молитве и созерцании Бога, но это же вековая традиция. И священники, наверняка, знают, что можно делать чего — нельзя.

3 заповедь: да, грешен, иногда в гневе Бога вспоминаю. Но это же для того, чтобы успокоиться – мини-молитва получается. Ничего страшного.

4 заповедь: суббота, о чем это вы? Про воскресение слышал – в воскресенье Христос воскрес, наверняка, этим Он и отменил соблюдение субботы. Вообще, какая разница, в какой день молиться Богу?

Дальше все проще – я родителей уважаю, никого не убил, жене не изменял, ничего не украл (порошок с работы не считается – это компенсация за моральный ущерб). Оболгать — никого не оболгал (опять же, сплетни – это совсем другое дело). Завидовать – ну если совсем чуть-чуть.

Что же получается в итоге? Мы или со спокойной совестью закрываем Библию и идем жить дальше, или, в лучшем случае, понимаем, что не так святы, как хотелось бы, но верим, что Бог все простит (если свечку поставим, а еще лучше – исповедаемся).

Мало кто задает себе вопрос: что Бог думает по поводу моего поведения? Как полагается соблюдать Божий закон?

Что говорил Христос о десяти заповедях?

Кто, как не Божий Сын, Иисус Христос, мог рассказать нам о том, как нужно жить! Именно Он и открыл нам в знаменитой нагорной проповеди, которая записана в Евангелии от Матфея 5-7 главах, важные принципы Христианской жизни.

Все десять заповедей Христос не разбирал, показав нам только пример того, как мы должны рассуждать.

Суть Его слов такова: если вы думаете, что никого не убили, но в своем сердце гневаетесь на ближнего или просто называете его дураком и пустым человеком, вы уже нарушили закон! А если вы думаете, что никогда не изменяли жене, вспомните, о скольких женщинах вы мечтали не слишком приличным образом?

Оказывается, даже мысли и мотивы могут ввести нас в грех!

Подумав об этом, каждый человек придет к выводу: мы не можем быть абсолютно безгрешны и не можем соблюдать закон. Тогда зачем он нам дан? Может быть и верно то, что Христос умер за наши грехи и Своим воскресением упразднил Божие заповеди?

Как воскресение Христово повлияло на закон?

Перед Своей проповедью, в самом начале, Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. (Св. Евангелие от Матфея 5:17, 18).

Получается, не правы те, кто говорит, что после воскресения Христова заповеди Божии упразднены. Иначе, при Своей жизни Он бы обязательно сказал об этом. К тому же, мы могли бы решить, что теперь можно убивать и красть. Но кому понравится такая трактовка закона?

Вне всякого сомнения, Божественный закон, который является универсальным мерилом жизни каждого человека, невозможно отменить.

Тогда, как же нам жить по Божеским заповедям, особенно в современном мире, когда запреты и ограничения особенно не приветствуются людьми?

Закон Божий, как свод запретов

К сожалению, большинство людей воспринимают заповеди, как строгий и даже бессмысленный запрет, за нарушение которого Бог будет карать самым страшным образом.

При этом многие из нас понимают, что простой запрет ничего не решает в жизни. Попробуйте строго запретить ребенку не лезть в розетку или не брать нож, не объясняя ему причин и последствий?

Пытаясь формально соблюсти правила и подстроить свое поведение под Божии требования, мы никак не сможем угодить Богу. Это невозможно, потому что все мы грешны, как было сказано выше.

Чего же хочет от нас Бог?

Любовь – основа всего закона

Как жить по заповедям Божьим, десять Божьих заповедей, как соблюдать заповеди Божьи, современный верующий, в воскресенье Христос воскрес, Божий Сын Иисус Христос, принципы Христианской жизни, воскресение Христово, Божественный закон, чего же хочет от нас Бог, как ведет себя человек который любит

Христос в Своем учении дал нам разгадку этого сложного ребуса. Когда Его спросили, какая самая важная заповедь в Законе, Он сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Св. Евангелие от Матфея 22:36-40)

Так, чего же хочет от нас Бог? Получается, что Его удовлетворит только наша искренняя любовь к Нему и своим ближним. И как же иначе, когда только любовь может помочь нам почитать Бога и хорошо относиться к окружающим?

Вспомните, как ведет себя человек, который любит! Может ли он убить, изменить или еще как-то навредить объекту своей любви? Это сложно себе представить, хотя в жизни бывает всякое.

В любом случае, гораздо легче исполнять десять заповедей, когда мы наполнены любовью!

Другой разговор, если мы не умеем любить и не знаем, как это делать. Тогда и формальное соблюдение правил ничем нам не поможет.

К счастью для нас, Бог никогда не дает таких повелений, которые мы не можем исполнить.

Не зря апостол Павел сказал: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Послание к Филиппийцам 4:13). В том числе, с Божией помощью, мы сможем и соблюдать десять Божьих заповедей.

Поэтому каждый христианин должен думать о том, как жить по заповедям Божьим и просить у Бога сил это сделать.

Каждый христианин стремится жить так, как велит ему Бог. Однако мало кто знает, в чем состоит это Божие веление, несмотря на то, что большинство верующих слышали о существовании десяти заповедей Божьих и даже признают важность их соблюдения.

Десять Божьих заповедей

Библия (Исход 20 глава) повествует о том, как Бог провозгласил Свой закон на горе Синай в дыме, огне и землетрясении. После этого пророк Моисей записал все Божии слова на двух каменных плитах.

Вкратце закон звучит так:

  1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения. Не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день седьмой, суббота – Господу Богу Твоему. Не делай в оный никакого дела.
  5. Почитай отца твоего и мать твою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.

Кому-то, на первый взгляд, может показаться, что все заповеди очень просты, кто-то наоборот подумает, что они сложны и не понятны. Как же жить по заповедям Божьим?

Как соблюдать заповеди Божьи обычному человеку?

Современный верующий, читая эти строки, может рассуждать примерно так:

1 заповедь: я не язычник, в многобожие не верю. Есть Один Бог. Конечно, иногда я молюсь святым, но я не считаю их богами. Первую заповедь я соблюдаю.

2 заповедь: никаким картинкам я не поклоняюсь. Да, есть в церкви иконы, которые помогают сосредоточиться на молитве и созерцании Бога, но это же вековая традиция. И священники, наверняка, знают, что можно делать чего — нельзя.

3 заповедь: да, грешен, иногда в гневе Бога вспоминаю. Но это же для того, чтобы успокоиться – мини-молитва получается. Ничего страшного.

4 заповедь: суббота, о чем это вы? Про воскресение слышал – в воскресенье Христос воскрес, наверняка, этим Он и отменил соблюдение субботы. Вообще, какая разница, в какой день молиться Богу?

Дальше все проще – я родителей уважаю, никого не убил, жене не изменял, ничего не украл (порошок с работы не считается – это компенсация за моральный ущерб). Оболгать — никого не оболгал (опять же, сплетни – это совсем другое дело). Завидовать – ну если совсем чуть-чуть.

Что же получается в итоге? Мы или со спокойной совестью закрываем Библию и идем жить дальше, или, в лучшем случае, понимаем, что не так святы, как хотелось бы, но верим, что Бог все простит (если свечку поставим, а еще лучше – исповедаемся).

Мало кто задает себе вопрос: что Бог думает по поводу моего поведения? Как полагается соблюдать Божий закон?

Что говорил Христос о десяти заповедях?

Кто, как не Божий Сын, Иисус Христос, мог рассказать нам о том, как нужно жить! Именно Он и открыл нам в знаменитой нагорной проповеди, которая записана в Евангелии от Матфея 5-7 главах, важные принципы Христианской жизни.

Все десять заповедей Христос не разбирал, показав нам только пример того, как мы должны рассуждать.

Суть Его слов такова: если вы думаете, что никого не убили, но в своем сердце гневаетесь на ближнего или просто называете его дураком и пустым человеком, вы уже нарушили закон! А если вы думаете, что никогда не изменяли жене, вспомните, о скольких женщинах вы мечтали не слишком приличным образом?

Оказывается, даже мысли и мотивы могут ввести нас в грех!

Подумав об этом, каждый человек придет к выводу: мы не можем быть абсолютно безгрешны и не можем соблюдать закон. Тогда зачем он нам дан? Может быть и верно то, что Христос умер за наши грехи и Своим воскресением упразднил Божие заповеди?

Как воскресение Христово повлияло на закон?

Перед Своей проповедью, в самом начале, Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. (Св. Евангелие от Матфея 5:17, 18).

Получается, не правы те, кто говорит, что после воскресения Христова заповеди Божии упразднены. Иначе, при Своей жизни Он бы обязательно сказал об этом. К тому же, мы могли бы решить, что теперь можно убивать и красть. Но кому понравится такая трактовка закона?

Вне всякого сомнения, Божественный закон, который является универсальным мерилом жизни каждого человека, невозможно отменить.

Тогда, как же нам жить по Божеским заповедям, особенно в современном мире, когда запреты и ограничения особенно не приветствуются людьми?

Закон Божий, как свод запретов

К сожалению, большинство людей воспринимают заповеди, как строгий и даже бессмысленный запрет, за нарушение которого Бог будет карать самым страшным образом.

При этом многие из нас понимают, что простой запрет ничего не решает в жизни. Попробуйте строго запретить ребенку не лезть в розетку или не брать нож, не объясняя ему причин и последствий?

Пытаясь формально соблюсти правила и подстроить свое поведение под Божии требования, мы никак не сможем угодить Богу. Это невозможно, потому что все мы грешны, как было сказано выше.

Чего же хочет от нас Бог?

Любовь – основа всего закона

Как жить по заповедям Божьим, десять Божьих заповедей, как соблюдать заповеди Божьи, современный верующий, в воскресенье Христос воскрес, Божий Сын Иисус Христос, принципы Христианской жизни, воскресение Христово, Божественный закон, чего же хочет от нас Бог, как ведет себя человек который любит

Христос в Своем учении дал нам разгадку этого сложного ребуса. Когда Его спросили, какая самая важная заповедь в Законе, Он сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Св. Евангелие от Матфея 22:36-40)

Так, чего же хочет от нас Бог? Получается, что Его удовлетворит только наша искренняя любовь к Нему и своим ближним. И как же иначе, когда только любовь может помочь нам почитать Бога и хорошо относиться к окружающим?

Вспомните, как ведет себя человек, который любит! Может ли он убить, изменить или еще как-то навредить объекту своей любви? Это сложно себе представить, хотя в жизни бывает всякое.

В любом случае, гораздо легче исполнять десять заповедей, когда мы наполнены любовью!

Другой разговор, если мы не умеем любить и не знаем, как это делать. Тогда и формальное соблюдение правил ничем нам не поможет.

К счастью для нас, Бог никогда не дает таких повелений, которые мы не можем исполнить.

Не зря апостол Павел сказал: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Послание к Филиппийцам 4:13). В том числе, с Божией помощью, мы сможем и соблюдать десять Божьих заповедей.

Поэтому каждый христианин должен думать о том, как жить по заповедям Божьим и просить у Бога сил это сделать.

Тема добрых дел возникла из вопросов атеистов. Они говорят: зачем нужен Бог, если добрые дела могут оставить о человеке те воспоминания, благодаря которым он может войти в вечность? Поэтому возникает вопрос: можно ли только добрыми делами спастись? И еще один интересный аспект. Мы говорим, что вера без дел мертва. Возможно ли такое, что дела без веры мертвы?

– Вопрос, конечно, очень глубокий и разносторонний, и едва ли сегодня мы сможем рассмотреть все аспекты. Мне кажется, начать надо с того, чтобы определить, что же такое спасение. То есть чего достигает атеист, который считает, что добрыми делами может оставить след в истории, и для чего делает добрые дела верующий человек.

Спасение – это обретение жизни в вечности. И здесь встает вопрос о взаимоотношениях с Богом. Мы должны разобраться: важны ли наши добрые дела для Бога? Или для Бога они не так уж и важны? Здесь тоже очень много всяких интерпретаций.

Например, мы знаем, в некоторых христианских конфессиях существует уверенность, что достаточно только верить: уверовал в Бога – значит, спасен; больше ничего не нужно; все остальное можно делать, а можно не делать. Насколько я знаю, это свойственно протестантизму. Знаю (хотя не очень глубоко в это погружен), что католический взгляд более юридический, если так можно выразиться: там надо сделать некий норматив добрых дел. Если ты его сделаешь – твоя участь будет благоприятной; не сделаешь – есть варианты, скажем так. Если ты вообще не делаешь добрых дел, ты просто обречен.

Как мне представляется, православная точка зрения лежит где-то посредине. Конечно, добрые дела нужны, это совершенно бесспорно. Но есть нюансы. Только ли добрые дела нужны? И если нужны добрые дела, то для чего? И тут у нас есть мнение святых отцов. В частности, все мы помним разговор Серафима Саровского с Мотовиловым, в котором предельно ясно сформулирована цель христианской жизни – стяжание Святого Духа. Все, что мы делаем в нашей жизни: молитва, пост, добрые дела, – только для того, чтобы стяжать Святой Дух.

Мы понимаем, что ради Христа сделанное дело – это дело, сделанное чистосердечно, добросовестно, без какого-то лукавства, тщеславия. Это все какие-то описательные вещи, и под них могут разные дела подпадать, но если попробовать определить, что такое дело, сделанное ради Христа, то это дело, сделанное бескорыстно, просто потому, что Господь именно этого ждет. В этом смысле святые отцы нам говорят, что все, что Господь тебе вверяет, будь ты пекарь, токарь или священник, делай добросовестно, и тогда это будет угодно Богу. Это тоже достаточно расплывчато, тем не менее понятно.

Но есть предостережение святых отцов о том, что за любым добрым делом следует искушение. После того как ты сделал какое-то доброе дело, бойся тщеславия, которое тут же обязательно выползет, как змея из-под колоды, и обязательно все испортит. Но это, можно сказать, технический аспект.

Но зачем нам вообще нужны добрые дела, если Господь любит нас такими, какие мы есть? Есть же замечательный образ любящего отца. Да, я плохой сын, безалаберный, но такой, какой есть. Не будет же отец меня жестоко наказывать за то, что я что-то испортил (предположим, поджег занавеску), ведь он меня любит. Такое размышление приводит к тому, что можно вообще ничего не делать, – все равно меня любят.

Я долго об этом размышлял, и мне показалось, что лучше всего на мои сомнения ответил авва Дорофей. У него есть замечательная книга, которая содержит, на мой взгляд, ответы на все духовные вопросы. Это один из немногих святых Древней Церкви, который очень просто и в то же время очень глубоко, без какого-то особого восточного многословия, умеет объяснить так, что это становится понятным. Он о делании добрых дел начинает издалека – с того, что надо бороться со страстями. Есть страсти, которые нас подталкивают в пропасть, и наша задача – постараться их, как сорняки, выдернуть с поля своей души. Он приводит цитату из Евангелия о том, что землю надо удобрить, чтобы семя упало на добрую землю. Дальше он делает очень интересный вывод: вы повыдергивали сорняки, распахали поле, но если на этом поле ничего не посадите, то сорняки вырастут снова. Об этом и Господь сказал: если выгнать беса, он уйдет, но если увидит, что дом подметен, убран и не занят, то приведет семь других духов, страшнее себя. Потому что не может поле оставаться праздным.

Авва Дорофей делает вывод: для того чтобы дело не было бесплодным, бесполезным, обязательно надо засеивать поле своей души добрыми делами. Причем надо делать дела, противоположные той страсти, которую ты борешь. Например, если тебя борет страсть раздражительности и гневливости, значит, ты должен смиряться, кротко принимать все, что дает тебе Господь. Если ты одержим страстью алчности, например, то должен заставлять себя подавать милостыню немощным. Если у тебя страсть винопития, ты должен воздерживаться. И так далее. То есть ты должен делать дела, противоположные той страсти, которую собираешься побороть.

Здесь есть очень важный аспект, с моей точки зрения. Если мы рассматриваем наш православный взгляд на спасение и на взаимоотношения с Богом как с Отцом, тогда наши добрые дела – это проявление любви к Богу.

– Думаю, разница в том, что дело – это нечто однократное; например, некий поступок. А делание – это состояние. И в этом смысле деланием, кроме молитвенного делания, ничто другое назвать нельзя, потому что молитва должна быть именно непрестанной. К этому призывает и апостол Павел. И святые отцы всегда твердят, что молитва – это состояние; и к этому состоянию можно и нужно прийти. Однократные молитвословия, которые мы возносим в храме, дома или при тех или иных обстоятельствах, – это всего лишь некая тренировка, чтобы разрозненные молитвословия постепенно превращались в непрестанное молитвенное делание. И в этом смысле молитва стоит особняком ото всех добрых дел; это воздух, которым надо дышать. То, что я дышу сейчас, это, конечно, можно считать какой-то работой или делом, но это то, без чего жить нельзя.

– Мы живем в такие времена, когда очень многие люди не имеют реальной возможности поделиться своим благосостоянием, деньгами или вещами – им просто нечего дать, нечем отблагодарить людей. Доброе дело ведь нами всегда представляется как нечто материальное. Можно ли, например, молитвой о ближнем (или дальнем) делать доброе дело? Поговорим об этом сразу после телефонного звонка.

Если мы рассматриваем отношения с Богом как отношения сына с Отцом, тогда нет необходимости относить это к какой-то категории. Если человек сделал доброе дело бескорыстно, по велению совести, не требуя себе какой-то мзды, не желая получить какого-то блага за это, а просто потому, что он совестливый человек, думаю, Господь принимает это как исполнение заповеди, вне зависимости от того, верующий человек или нет, крещеный или некрещеный. Как Господь его судьбой распорядится – не нам решать, это суд Божий. Но, мне кажется, доброе дело, совершенное от сердца, от чистой совести, конечно же, угодно Богу.

У меня был опыт. Меня позвали к умирающему человеку, чтобы я его соборовал и причастил. Этот был девяностолетний дедушка, который умирал просто от старости. Он прошел войну, лагеря, много всего повидал. Формально он был крещеным, но в церковь не ходил. И перед самой смертью он вдруг попросил пригласить священника. Почему он это захотел, не знаю. Я пришел, мы с ним поговорили. Это оказался очень светлой души человек. Я исповедовал его, причастил. И дочка мне потом рассказывала, как он лежал и буквально светился, говоря, что не понимает, на небе он или на земле. Его друг рассказывал дочери, как они вместе были в лагерях, мерзли, и он снял с себя телогрейку, несмотря на то, что сам замерзал, и отдал другу, потом даже не вспомнив об этом. Да, он был коммунистических убеждений, но был вот таким совестливым, бескорыстным. И Господь в конце его жизни дал ему возможность уйти по-христиански.

Думаю, если человек поступил по совести, Господь обязательно это оценит. А какая ему уготована участь – это не наше дело, это суд Божий.

– Вернусь к своему вопросу: считается ли молитва о ближнем добрым делом, если ничего другого я дать не могу? Или даже простой разговор с человеком, поддержка словом в каких-то жизненных сложностях? Например, сейчас есть кого поддержать, в том числе словом.

– Я думаю, что доброе дело не всегда имеет материальное воплощение. Мы привыкли, что доброе дело – это обязательно что-то кому-то дать, но мне кажется, надо смотреть шире. Доброе дело – то, что оставляет что-то теплое на сердце. Иногда бывает, все богатства мира не могут человека спасти, а одно доброе слово дает луч надежды, который и был человеку нужен. Едва ли нужно добрые дела пытаться оценивать материальными категориями.

Молитва за человека – это то, о чем человек может и не знать, но ощущать, потому что у него потеплело на душе, полегчало от того, что кто-то за него молится. И молитва, и доброе слово, произнесенное в нужный момент, по ценности не уступают тому, что может дать обеспеченный человек. С другой стороны, можно давать сколько угодно денег, и это добрым делом не будет.

– Еще один аспект напрашивается. Нам говорят, что надо совершать дела милосердия за умершего человека и это будет действенная молитва. Но вместо молитвы чаще сталкиваешься с другим: на кладбище люди оставляют конфеты. Или раздают какие-то вещи покойного. То есть мы превращаем заповедь о молитве и делах милосердия в какие-то формальности. Насколько это церковно? Насколько православно?

И донести что-то до человека очень сложно. Нельзя быть спокойным, судьба покойного еще не решена. Нам трудно представить, как это может быть, но мы знаем, что молитва за усопшего – то единственное, что мы можем дать любимому человеку. Причем молитва за усопшего отличается от молитвы за живых тем, что когда мы молимся за живого человека, мы хотя бы теоретически можем чего-то ждать от него. Например, если он наш благодетель, мы будем молиться за него, он будет процветать и давать нам денег. И так далее. А за усопшего мы молимся абсолютно бескорыстно, потому что мы от этого человека уже ничего не можем ожидать; только мы можем ему дать.

– И всегда мы молимся за усопших с покаянием, жалея о том, что вовремя что-то не сказали или сказали что-то обидное, того-то не сделали. И так далее.

– Начну со второго вопроса. Да, наверно, Вы делаете правильно. Ведь что значит надоело? Это значит, я вижу в этом какую-то повинность, которая никому не нужна. Но когда мы вспоминаем, что все нам дает Господь, нравится это нам или не нравится, хорошо это, с нашей точки зрения, или несправедливо, то у нас всегда есть понимание: если Господь нам это дает, значит, это сейчас именно то, что нужно для спасения. Если я так это воспринимаю, то, по крайней мере, это не будет бесполезным, даже если я при этом ворчу и ропщу. Если у Вас, когда Вы начинаете так думать, все получается, явно Господь Вам помогает и благоволит этому. Так и продолжайте.

Что касается беседы преподобного Серафима с Мотовиловым, то здесь очень много глубокого и таинственного, и каждый должен для себя сам это понять, осознать. То, что преподобный Серафим сумел показать своему собеседнику, как это – быть в Духе, означает, что это возможно для человека нашего времени. Нам все время кажется, что только в Древней Церкви были дары Святого Духа, что там Святой Дух сходил в виде огненных языков, а в наше время это уже невозможно. Преподобный Серафим не так далеко по времени от нас жил, мы можем сказать, что он практически наш современник. Значит, это возможно в наше время тоже.

Другое дело, что это единичные случаи, и едва ли можно сейчас рассчитывать, что кто-то нам сможет продемонстрировать, как преподобный Серафим своему собеседнику, что такое пребывать в Духе. Но мы знаем, что так бывает. Он показал Мотовилову, что стяжал Святой Дух, и дал ему установку, как этого можно достичь (каждому – в свою меру). А установка такая: любое дело, которое делаешь, надо делать для Христа. Не для того, чтобы получить славу, известность, деньги и так далее, а чтобы Господу угодить.

Трудно говорить, что Господь гневается или радуется за нас, – это такие антропоморфные уподобления, чтобы нам было понятно. Господь самодостаточен, Он не радуется, не переживает. Но мы знаем, что если делаем что-то плохое, что нас от Бога отдаляет, Он, условно говоря, скорбит по этому поводу. Если мы делаем что-то хорошее, что нас приближает к Богу, Он радуется. Поэтому делать что-то для того, чтобы Бога обрадовать (условно говоря), и есть дорога к тому, чтобы в свою меру стяжать Святой Дух и, в общем, приблизиться к спасению, к чему мы, собственно, и идем всю жизнь.

– Когда телезрительница сказала о том, что она готовит ради Христа, я вспомнил Марфу. Ведь Марфо-Мариинские обители, которые существуют, соединяют в себе именно этот подход: любое дело делается ради Христа.

Хорошо все делать, если ты тем или иным образом связан со служением в Церкви, потому что само пребывание в храме всегда настолько благостно, что хочется много чего делать. Но когда человек живет в таких условиях, что посещение храмов становится редким, а вся жизнь наполнена скорбями, тогда человеку совсем не хочется ничего делать, ему хочется просто прийти после работы, уткнуться лицом в подушку, и все. Что делать в этом случае?

– Универсальных рецептов быть не может. Но, думаю, здесь важно понять простую, на мой взгляд, вещь, но сложно доходящую до сознания. Служение Богу – это необязательно служение в Церкви. Когда говорят, что надо поработать Богу, человек, далекий от Церкви, обычно думает, что для этого надо уходить в монастырь. Нет. Достаточно делать то, что ты делаешь, но делать это добросовестно; это уже будет служение Богу.

Я прочитал у одного неправославного философа очень интересное и емкое понимание спасения. Он сказал: чтобы спастись, достаточно делать то, что ты делаешь каждый день, но на полметра от земли. Это так глубоко задевает, что начинаешь задумываться об этом. Возьмем самую непопулярную профессию; например, мусорщика: может он делать свое дело на полметра от земли? Запросто.

Святые отцы занимались плетением корзин, например, при молитвенном делании. У одного из святых отцов я вычитал (и это меня удивило), что он разрывал наволочку, а потом сшивал ее. Потом опять разрывал и снова сшивал. Он что-то делал, чтобы руки всегда были заняты, чтобы не находиться в праздном состоянии. При этом он упражнялся в молитве. С точки зрения человека практичного, это просто какой-то нонсенс, но не будем забывать, что это такое упражнение, которое человек сам на себя наложил, чтобы не находиться без дела. У нас же сейчас сколько угодно убийц времени: мы включаем телевизор, музыку, лишь бы был фон, лишь бы не оставаться наедине с самим собой. Это самое страшное.

Нужно заставить себя остановиться, задуматься, углубиться в себя. Сначала можно испугаться, потому что то, что я в себе увижу, не очень приятно. Но нужно понять, что все, что дает мне Господь, Он дает для того, чтобы я из своего гадкого состояния вышел. Да, это может быть неприятно и даже больно, но это необходимо.

И тут мы опять возвращаемся к теме добрых дел. Добрые дела – это то, что может нам в этом помочь, но только если мы делаем это с нужным настроем. Если мы делаем дело, чтобы получить какие-то заслуги, блага или, наоборот, боясь наказаний, то добрым делом, наверное, это не является; это отбывание какой-то повинности.

– Еще один аспект. Практически все мы грешны осуждением. Можно ли для преодоления осуждения делать добрые дела, то есть служить тем людям, которые вызывают негативное отношение? Например, часто бывает, что в организациях начальник ведет себя по отношению к подчиненным таким образом, что вызывает резкое осуждение. В этом случае можно и нужно ли делать какие-то добрые дела этому человеку? При этом не выглядеть лицемером, подлизой и так далее.

По моему глубокому убеждению, негодяи, которым нравится делать зло, может, и есть, но я таких по жизни не встречал. Человек, который делает что-то нехорошее, что вызывает у нас отторжение и осуждение, просто по-своему видит справедливость и восстанавливает ее по-своему. Просто мы не можем встать на его позицию и увидеть мир его глазами. То, что делаем мы, – с его точки зрения, тоже зло, и он с ним, как может, борется.

Поэтому чтобы не продолжать цепь осуждений, надо постараться хотя бы нейтрально к этому человеку отнестись, а в идеале – оправдать. Для этого святые отцы рекомендуют: если хочешь возгреть в своем сердце любовь к человеку, который тебе неприятен, начинай делать в отношении его добрые дела. Причем эти добрые дела должны быть не нарочитые, которые выглядят снаружи подхалимством; это должна быть попытка изменить свое отношение к человеку.

Например, тебе неприятен человек, но ты проявляешь к нему доброжелательность. Да, сначала это получается немножко натянуто. Но даже в психологии есть такой прием: когда тебе грустно, плохо, начни улыбаться. Даже если у тебя не получается, постарайся, и постепенно то, что делает тело, передается внутрь, душа тоже начинает наполняться этим.

То же самое можно применить в отношении человека, которого хочется осудить. Во-первых, постараться оправдать человека. Во-вторых, постараться по отношению к нему делать дела любви. И постепенно меняется отношение к этому человеку, могу сказать это на своем опыте. Это происходит исподволь, совершенно непонятным образом, но это реально работает. Так что всем рекомендую попробовать.

– Я сейчас услышал от Вас одно замечательное слово, которое, мне кажется, очень хорошо подходит к итогу нашей передачи: доброжелательность. Часто мы не понимаем, что доброжелательность – это уже доброделание.

– Да, пожелание другому человеку добра – это уже доброе дело. Это начало пути.

– Можно посоветовать нашим дорогим телезрителям быть доброжелательными. И милосердие тоже должно быть постоянным.

– То есть должно быть деланием.

– Если постоянства нет, то и возникают сложности в нашей жизни. Доброжелательность, милосердие и постоянство способны помочь человеку на пути к спасению.

– Я слышал очень хорошую фразу о том, что любое зло, которое нас постигает, на нас должно остановиться, не должно пойти дальше нас. В этом смысле, если кто-то по отношению ко мне будет поступать не так, как мне хотелось бы, пусть на мне это закончится.


Помогай ближнему – эту библейскую заповедь знают практически все. Но может ли каждый с уверенностью сказать, что он следует ей? Для одних людей помочь нуждающимся – это привычное дело. Для других – целая проблема, которая заставляет размышлять, помогать или не помогать, что за это будет. Да, в жизни нужно всегда просчитывать свои шаги. Но доброту, сострадание и милосердие никто не отменял. Именно на них держится человечество.

Учение Христа

рука помощи

Помогай ближнему, учил Христос. Обращаясь к Библии, читая ее, каждый человек видит в ней свое, то, что он воспринимает в силу своего морального уровня развития. В жизни случается так, что нередко по первому зову на помощь отзываются те люди, которые не ходят в церковь. Но тот, кто считает себя христианином, не всегда бросится помогать ближнему, оправдывая себя сотнями отговорок. Это не показатель определенной веры. Это говорит о внутреннем понимании человека, о его отношении к ближним своим. Наверное, мало считать себя христианином и ходить в церковь, нужно им быть в душе.

Разными людьми ничего в жизни не может восприниматься однозначно. Кто-то под ближними понимает родных, друзей, кто-то единоверцев. Но даже постоянные прихожане, регулярно посещающие храм, не всегда считают ближними своими тех, кто приходит в храм впервые в силу каких-то своих причин. Человек в большинстве случаев приходит в храм к Господу, отчаявшись. Ведь Иисус Христос считал ближними всех людей.

помогите ближнему помогите дальнему

Притча о добром самаритянине

Каким ближним помогать? Пример нам в Евангелие дает сам Господь, рассказав своим ученикам притчу о добром самаритянине. В ней он повествует историю о том, что один еврей был ограблен и до полусмерти избит разбойниками. Проезжающие мимо него единоверцы, в числе которых был и священник, не оказали ему помощи. Каждый из них нашел причину, чтобы поскорее уехать. И только проезжавший мимо самаритянин помог ему. Перевязал раны, доставил до селения и дал денег, чтобы за ним ухаживали, пока не выздоровеет.

Самаритяне - это пришлые в Иудее люди, к которым относились как к чужакам. О чем говорит этот бесхитростный рассказ? Не всегда те, которых считают ближними, готовы прийти на помощь. Нередко оказывают ее те, кого мы не знаем и не надеемся на их поддержку. Большинство священников при трактовке этой притчи говорят о том, что под самаритянином Иисус подразумевал себя, призывая и нас следовать за ним.

помогай ближнему своему

"Помогай ближним". Как это делать?

Это каждый человек решает для себя сам. Христос говорил, что помогать людям нужно тихо, делая это не для своей славы, а во имя Господа. Не ждать за это какого-то вознаграждения, благодарности. Потому что это делается прежде всего для своей души. Помогая другому, ты помогаешь себе. Не может быть дело добрым, если человек в нем ищет выгоды или блага для себя. Просто помоги ближнему своему и тебе воздастся. Заповедь Божья призывает нас не раздумывать, а действовать.

Нужно быть готовым к тому, что вместо благодарности можно встретить безразличие, а иногда даже осуждение. Ведь люди разные. Некоторые считают, что весь мир создан, чтобы помогать им, исполнять любые их желания. Нередко человек, попавший в беду, потрясен, находится в такой степени отчаяния, что просто не в силах осознать и принять чью-то помощь. Ждать в этом случае благодарности – глупо.

и тебе воздастся

Добром за добро

Вы сделали доброе дело. Все остальное находится на совести тех, кому вы помогли. Благодарность – это их проблема. Каждый отвечает за свои поступки сам. Это не должно лишить желания помочь ближнему. В войну люди, рискуя жизнью, кормили пленных солдат, укрывали их от врагов. При этом просили Господа, чтобы на пути их мужей или детей, находящихся на фронте, встречались добрые люди, которые могли бы поддержать или помочь им.

Об этом и еще одна заповедь Бога, которая говорит о том, что относиться к людям нужно так, как вы желаете, чтобы люди относились к вам. Помогай ближним, и тебе в трудный час встретятся добрые и отзывчивые люди.

помогай ближнему своему заповедь

Может ли добро нести зло?

Практически каждый сталкивался с ситуацией, в которой пьяница просит денег. Перед нормальным человеком сразу встает вопрос – давать или не давать, так как в большинстве случаев он делает это, чтобы снова выпить. Значит, дающий способствует злу, дальнейшему падению человека. Также не секрет, что большинство просящих милостыню являются орудием мошенников, которые наживают большие деньги, пользуясь тем, что у христиан есть такая заповедь – помогай ближнему своему.

Что делать в этом случае? Большинство священнослужителей отвечают, что давать. Так как мы не знаем, мошенник ли перед нами или действительно страждущий, которому нужны деньги. Пить или не пить, быть честным или нет - это личные проблемы тех, кто просит. Большинство людей считает, что это просто "паразиты", живущие за счет других, которые не хотят работать. Не наше дело судить.

денежная помощь

Простая история

Однажды священник небольшого города запретил попрошайкам стоять на паперти церкви и просить милостыню. Он просто предложил всем, кто нуждается, работать на восстановление храма или выполнять посильную работу в нем за определенную плату. Как вы понимаете, желающих было не особенно много.

Кому нужно помогать

Иногда мало подать милостыню. От человека нужно участие, но всегда ли тот, кто хочет помочь, может это сделать. Нет однозначного рецепта, как можно поддержать человека и нужно ли это ему. Ведь и не каждый умеет просить о помощи. Есть такие люди, которые будут пропадать, но никогда не решатся утруждать своими просьбами других. Есть люди другого плана, они всегда что-то просят. Это принцип их жизни. Так кому нужно помогать?

Анджелина Джоли

Всегда ли нужно помогать ближнему

Перед настоящим христианином такого вопроса не должно стоять. Представьте себе человека, которого просит о помощи страждущий. А тот, вместо того чтобы помочь, стоит и рассуждает, нужно ли это делать. Нет, истинный христианин будет помогать по зову своего сердца. Помощь не всегда выражается в деньгах. Зачастую простое человеческое участие, внимание может спасти ближнего.

Благотворительная деятельность

В Америке принято жертвовать десятую часть дохода на благотворительность. С фондами удобнее работать по принципу "помогите ближнему, помогите дальнему". Они проводят различного рода благотворительные акции. Но скандалы по всему миру с благотворительными фондами, которые являются средствами обогащения определенной горстки людей, не затихают.

Зачастую они являются хитрыми мошенническими схемами для отмывания денег и ухода от налогов. С красивыми названиями, срежиссированными роликами, в которых участвуют знаменитые актеры. Но это не прибавляет уверенности, что помощь пойдет по назначению.

Однако если есть желание помочь, то стоит серьезней отнестись к этому вопросу. Найти семью с больным ребенком или взрослым. Оглянитесь. Они могут жить совсем рядом. Внимательно посмотрите по сторонам. Вокруг тысячи людей, которые нуждаются. Не все говорят об этом, делают вид, что все хорошо. Не забывайте, что мы всего лишь путники в этом мире. Помните о бренности всего материального и о бессмертии души.

Читайте также: