Судебные способы защиты прав землевладельцев землепользователей и собственников земельных участков

Обновлено: 01.06.2024

Как и любые другие права и обязанности, права и обязанности землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков возникают из юридических фактов. Юридическими фактами называют такие обстоятельства, при наступлении которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности. В правовой науке выделяют два вида юридических фактов – события и действия. События наступают независимо от воли субъектов (граждан и организаций) и являются, как правило, непреодолимыми и непредотвра­тимыми. К числу событий относят, например, рождение и смерть человека, стихийные бедствия и иные чрезвычайные обстоятельства.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, по­влекших за собой нарушение права на земельный участок;

самовольного занятия земельного участка;

в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Особенности различных способов защиты зависят от особенностей субъектов, которые обращаются за защитой своих прав. Для сельскохозяйственных организаций и предпринимателей, например, характерны такие способы, как признание права, восстановление положения, суще­ствовавшего до нарушения, взыскание неустойки и возмещение убытков.

Защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в двух основных формах – административной и судебной.

У лица, чье право нарушено, есть возможность обратиться как в вышестоящую организацию, так и в суд. В настоящее время не требуется обязательный досудебный порядок защиты права, т.е. обращения сначала в вышестоящую инстанцию, а потом уже в суд. Граждане и организации обращаются за защитой своего права в вышестоящую в порядке подчиненности организацию. Такими организациями могут являться органы государственной власти и местного самоуправления (для государственных и муниципальных организаций), а так­же специальные отделы (или иные подразделения) этих органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции за деятельностью государственных, муниципальных и частных предприятий. В области землепользования к таким органам относятся прежде всего специализированные управления (отделы) администраций субъектов Российской Федерации.

Заинтересованные лица могут обращаться за защитой своих прав также в специально уполномоченные органы, действующие в той или иной сфере государственной деятельности. Например, в территориальные органы Министерства по налогам и сборам, Федерального казначейства, Центрального банка, в органы прокуратуры.

В случае отказа в предоставлении информации о вышестоящих организациях и органах заинтересованное лицо может обратиться в органы государственной регистрации соответствующей организации.

Обращение в вышестоящий орган или специально уполномоченный орган должно осуществляться, как правило, в письменной форме и подписываться руководителем организации (или лицом, его заменяющим) либо гражданином собственноручно. Письменное обращение составляется в нескольких (не менее двух) экземплярах. На одном из них, который остается у заинтересованного лица, ставятся входящий номер документа и дата его регистрации, а также подпись лица, принявшего обращение. Если оно направляется по почте, то отправитель должен оставить у себя квитанцию об отправке документа с указанием адресата и даты отправки. Соблюдение всех этих процедур позволит в дальнейшем использовать такие документы в качестве доказательств в судебном процессе.

Обращения могут быть в форме заявлений, предложений и жалоб. Заявления обычно содержат требования о предоставлении каких-либо благ заявителю. Предложения содержат мнения заявителя об улучшении деятельности каких-либо органов или организаций. Просьбы о защите нарушенного или оспариваемого права выражаются в жалобах.

Для обжалования неправомерных действий и решений законодательство Российской Федерации предоставляет гражданам (в том числе и предпринимателям без образования юридического лица) больше возможностей, чем организациям. Так, в соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане вправе направлять обращения в государственные органы, которые обязаны рассматривать их по существу и принимать решения.

Обращения заявителей должны быть рассмотрены в установленные законом сроки. В течение этого времени обратившемуся лицу должен быть дан ответ на его запрос в письменной форме. В ответе указывается: принимается или отклоняется его жалоба (если отклоняется, то по каким причинам) и меры воздействия, которые были применены к нарушившему право лицу. Кроме того, заявителю может быть объяснено, какие недостатки обращения послужили причиной его отклонения, и предложено их устранить. Если причиной отклонения послужила не подведомственность спорного вопроса данному органу, разъясняется, в какую инстанцию заинтересованное лицо может обратиться.

Отказ в удовлетворении жалобы может быть обжалован в вышестоящую инстанцию либо в суд.

Читайте также: