Судебная практика опасное вождение

Обновлено: 03.05.2024

Согласно дополнению, внесенному в пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, опасное вождение представляет собой неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

К таким действиям относятся:

невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;

перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;

несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

несоблюдение бокового интервала;

резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

1. Постановление правит​ельства № 47732.9 KB2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Поделитесь публикацией в соц.сетях, пригласите друзей и коллег к дискуссии

Уважаемый Иван Николаевич, :D совсем не исключено))

Уважаемый Иван Николаевич, давайте уже сами с опасным хождением выйдем с инициативой в ГОСДУМУ — в основной своей массе Праворубцы автомобилисты

, а также опасное дышание, опасное глядение, издавание опасных звуков и т.п.

Ни что не ново под луной.

Уважаемый Александр Валерьевич, а они не будут доказываться. Яркий пример последние уже года 4 ст.12.26 и 12.8, что они как то доказываются? Если это доказательства, а слово инспектора истина в последней инстанции, то мне жаль нашу страну, она бежит в пропасть.

Уважаемый Иван Викторович, вот и я так думаю. Слово инспектора и может свидетеля, который с пеной у рта будет кричать, что он опасно перестроился

Уважаемый Иван Викторович, именно и только так… СЛОВО ИНСПЕКТОРА(muscle)

Уважаемый Александр Валерьевич, полагаю, что наши правоприменители особо доказывать ничего не будут, следуя например такой простой логической цепочке:
1.Транспортное средство в силу закона является источником повышенной опасности.
2. Лицо (водитель), управляющее источником повышенной опасности, априори создаёт опасность окружающим (общественно значимым интересам).
3. Если лицо создаёт опасность, управляя источником повышенной опасности, то оно (лицо или водитель) осуществляет опасное вождение.
ВСЁ. Ребята приплыли!
Все остальные предлагаемые к обсуждению дефиниции опасного вождения при такой логике не имеют смысла.

Уважаемый Александр Васильевич, вот и я о том же! Перестроился из ряда в ряд, все опасность. Давайте все встанем в колею и будем ездить как паровозики :D

Уважаемый Иван Викторович, согласен с Вами!

Уважаемый Иван Викторович, я думаю, что работы у нас прибавится! Особенно в части невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;

Уважаемый Александр Владимирович, да уж.
Только два пункта внове, а остальные разве не предусмотрены по ПДД?
А доказываться подобное будет информацией из видеорегистратора.

Уважаемый Владимир Михайлович, причем с видеорегистратора простых водителей — не полицмейстеров даже.

Уважаемый Владимир Михайлович, боковой интервал легко определяется программным путём по видеоряду.
На расстоянии 2 метра погрешность 4 мм.
Точность зависит от камеры и объектива.

Уважаемый Александр Валерианович, т.е. экспертиза не нужна?(wasntme)

Уважаемый Владимир Михайлович, смотря с какой стороны баррикад.

Давно и глубоко копаю PhotoModeller. Программа интересна тем, что даёт высокую точность измерений по любому изображению в сочетании с калиброванным снимком, полученным позже.

Уважаемый Владимир Михайлович, тогда чем руководствуется инспектор. На объективных или субъективных доводах.

В приказе Минюста № 154 от 20.09.2004 дан список рекомендованной литературы.
— Методическое пособие для экспертов, следователей и судей под ред. Корухова ч.1.

Для реконструкции событий используются материалы имеющие разную природу происхождения.

К объективным материалам относятся материалы, воспринимаемые непосредственно (следы, вещественные доказательства, относящиеся к событиям происшествия);

К субъективным материалам относятся протоколы допросов свидетелей, обвиняемого, потерпевшего.
Все три группы перечисленных материалов несут неравноценную по значимости информацию.

Ткните их носом. И пусть субъективные показания очевидцев с круглыми глазами не выставляют в качестве доказательств.

Уважаемый Александр Васильевич, когда вменяем, — можно вести диалог, нет - не тратим время.

Уважаемый Александр Валерианович, полностью с Вами согласен. Но даже если сотрудник полиции и вменяем, он не обладает достаточными временными ресурсами на подробное всестороннее рассмотрение дела об АПН. В лучшем случае при заявлении ходатайства о рассмотрении дела об АПН по месту жительства он его удовлетворит. Обычно выносят постановление и говорят, чтобы его обжаловали.
А если окажется сотрудник с завышенной манией величия, то возможны и противоправные деяния с его стороны по отношению к участникам дорожного движения.

Уважаемый Александр Васильевич, всегда стараюсь увидеть в человеке хорошие качества.

Авторы проекта нового КоАП пересмотрят планы по резкому повышению штрафов, добавят возможность электронного обжалования и пропишут требования к установке знаков и камер.

В Министерстве юстиции отказались от резкого увеличения штрафов за нарушения ПДД — ранее такие планы прописали в проекте нового КоАП. Согласно документу, за превышение скорости на 20–40 км/ч планировалось штрафовать на 3000 руб. вместо 500 рублей, за 40–60 км/ч — 4000 руб. (сейчас 1000 руб.) и так далее вплоть до 10 000 руб. Штраф за нетрезвое вождение хотели увеличить с 30 000 до 40 000 руб., а права забирать не на два, а на три года. Если же пьяный водитель посадил в салон детей возрастом до 16 лет, то штраф планировали поднять до 50 000 рублей.

По словам Новака, проект нового КоАП будет предусматривать упрощенный порядок обжалования штрафов ГИБДД, которые выносятся в автоматическом режиме.

Ведомство уже обратилось в правительство с просьбой перенести сроки внесения проекта на два месяца: на рассмотрение в правительство его внесут в мае, а в Госдуму — уже в июне. Сам документ, напомним, в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2021 года.

Дополнительное время членам рабочей группы необходимо на доработку проекта и обобщение всех предложений, поступивших в рамках общественных обсуждений. В Минюсте пообещали подготовить сводную таблицу по каждому предложению и соответствующее решение по всем идеям. Также время понадобится на сокращение количества видов нарушений — в Минюсте должны еще больше скорректировать и объединить схожие и дублирующие составы правонарушений.

КоАП упростит обжалование и накажет за газоны

Эксперт предложил прописать в КоАП норму, согласно которой штрафы за неправильную парковку, в том числе на газонах, должен оплачивать собственник транспортного средства.

А помимо действующих штрафов за парковку на газоне виновник должен оплачивать еще и стоимость восстановления самого газона. Сейчас, напомним, штраф за парковку на газоне в Москве для физических лиц составляет 5000 рублей, а для юридических — 300 000 рублей. При получении таких штрафов юрлица через суды в большинстве случаев переносят ответственность на физлиц-водителей, которые пользовались служебным транспортом.

Кодекс должен разобраться с опасным вождением

Кроме новых штрафов, Минюст обещает рассмотреть предложения Федерации автовладельцев России об опасном вождении. Экс-глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что в первую очередь в КоАП необходимо ввести раздельные понятия агрессивного и опасного вождения. В зависимости от последствий такого поведения на дорогах он предлагает рассматривать таких водителей как хулиганов за рулем. Такое разделение, по оценке эксперта, устранит большинство аварийных ситуаций на дорогах и решит основные проблемы с безопасностью.

В числе критериев для привлечения автомобилистов к ответственности за хулиганство Канаев назвал также превышение скорости на 40 км/час, повторное пьяное вождение в течение года. А агрессивное вождение, по мнению эксперта, должно подразумевать более спокойные меры наказания.

Говоря о работе системы фотовидеофиксации, Канаев предложил Минюсту не только контролировать наличие обязательных предупреждающих знаков о работе камер на дорогах, но и ввести штрафы для ответственных организаций, которые эти знаки обязаны были установить, но не установили. Это, по его мнению, должно исключить попытки просто заработать и нажиться на штрафных платежах.

Коэффициенты риска и предупреждения вместо штрафов

Свою концепцию КоАП предложили и в Общероссийском народном фронте (ОНФ). Автомобильные эксперты, участники отрасли и правозащитники в рамках общественных обсуждений проекта предложили разделить автомобилистов на группы в зависимости от количества допускаемых ими нарушений и ДТП. Для этого каждый водитель получит свой индивидуальный коэффициент риска — ИКР. По такому же принципу страховые компании оценивают своих клиентов, предлагая им разные тарифы в зависимости от статистики аварий.

Самых ответственных предлагается в случае незначительных нарушений ПДД просто предупреждать и не наказывать штрафом, а самых злостных, напротив, штрафовать по максимуму и лишать возможности пользоваться 50-процентными скидками. Например, если водитель случайно запутался в знаках и проехал по выделенной полосе для общественного транспорта или повернул под красную стрелку, он отделается предупреждением, но его ИКР при этом увеличат.

Отдельный коэффициент предлагается присваивать не только каждому водителю, но и автомобилю в отдельности, то есть оценку будет получать собственник машины. Связано это с тем, что большинство фиксаций нарушений ПДД происходит при помощи камер, а управлять транспортным средством может любой человек, не обязательно собственник. Если водитель или автомобиль значатся в базе как злостные и имеют высокий ИКР, они будут даже за незначительные нарушения получать максимальные штрафы.

При этом концепция вводит понятия минимального и максимального штрафа по каждому типу нарушений. Например, для нарушений средней степени риска штраф может составлять 1500 руб., а максимальный — 5000 рублей. То есть нарушителю из высокой группы риска придется заплатить 5000 руб., а водителю с низким ИКР — только 1500 рублей с правом 50-процентной скидки. Собственник с нулевым риском при этом вообще отделается предупреждением. Однако во всех этих случаях ИКР будет повышен.

WhatsApp

Агрессивная езда никогда не приветствовалась исполнителями власти в лице сотрудников ГИБДД. И летом 2016 года появился соответствующий запрет в ПДД. Но штрафа за опасное вождение не было очень долго. В чём же заключается "закон об опасном вождении", как избежать наказания за него в 2021 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулирует и что вообще считается опасным управлением? Давайте выяснять по порядку!

Что считается опасным вождением?

Этот термин достаточно подробно разжёван в соответствующем пункте 2.7 Правил дорожного движения. Но от объёма текста он, к сожалению, не стал чётким и определённым.

Итак, опасная езда – это совокупность определённых манёвров, которая совершилась водителем более одного раза. Такие манёвры включают в себя:

  • перестроение с созданием помехи,
  • перестроение при интенсивном движении (даже если помеха не создавалась, то всё равно будет считаться опасное вождение), если манёвр совершается не для поворота или разворота, а также не для объезда препятствия или остановки,
  • несоблюдение дистанции,
  • несоблюдение бокового интервала,
  • если вы резко затормозили, а этого не требовалось во избежание ДТП,
  • если вы препятствовали обгону.

Есть 2 важных условия, при которых все перечисленные манёвры подпадают под термин "опасное вождение":

  1. они должны быть совершены неоднократно – причём, комбинация из любых двух (даже разных) действий уже образует опасное вождение,
  2. такие действия должны повлечь реальную угрозу ДТП, в том числе с гибелью или ранениями людей.

Официальная трактовка соответствующего пункта ПДД выглядит следующим образом:

2.7. Водителю запрещается:

.

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Таким образом, если вы в потоке автомобилей более одного раза: тормозили без причин, перестроились, создав помехи, перестраивались при интенсивном потоке, когда заняты все полосы движения, препятствовали обгону, слишком близко приблизились к впереди едущей машине или проехали слишком близко сбоку от другого авто, и тем самым создали угрозу ДТП, то по состоянию, актуальному на 2021 год, это и есть опасное вождение.

Типичные примеры агрессивной езды – подрезание другого авто или "учительствование", когда вы опережаете/обгоняете и затем оттормаживаете другой автомобиль. Именно об этом, вероятнее всего, думали законодатели, вводя в ПДД данный термин.

Что не считается?

Определённо, под агрессивную езду не могут подпадать такие ситуации и манёвры водителя по определению термина:

  • перестроение без включённых поворотников,
  • поворот из второго ряда (в случаях, когда это запрещено Правилами),
  • "виляние" из стороны в сторону в пределах своей полосы (при наличии разметки),
  • несоблюдение дистанции или бокового интервала до стоящего впереди/сбоку автомобиля (в пробке, к примеру),
  • превышение скорости, равно как и слишком быстрый разгон со светофора,
  • дрифтинг,
  • и любые другие манёвры или нарушения ПДД, которые не перечислены прямо в условиях пункта 2.7.

Какой штраф?

Штрафа за опасное вождение по состоянию на 28 Декабря 2021 года нет. Но он активно планируется. Так, уже разработан соответствующий законопроект о введении в КоАП нового штрафа за это нарушение. На данный момент он принят в первом чтении.

Данный проект закона предполагает введение в Административный кодекс новой статьи – 12.38. За штрафы в области дорожного движения отвечают все статьи с номером, начинающимся с 12 и сейчас нумерация идёт до 12.37.

Вот так будет звучать нововведённое наказание:

Статья 12.38. Опасное вождение

Опасное вождение – влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Таким образом, штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей. Более никаких наказаний за это нарушение не планируется: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер обеспечения в виде эвакуации на штрафстоянку, конфискации чего-либо и других.

На данный момент проект штрафа за агрессивное вождение принят в первом чтении. Ему предстоит ещё 2 чтения, в рамках которых его примут либо отклонят. Посмотреть официальный текст законопроекта.

Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?

Нет. Мало того, что об этом пока ничего не говорится в официальных источниках, но камеры автофиксации просто не способны на 2021 год выявить такое технически сложное нарушение. Ведь, напомним, чтобы вынести наказание, должны быть соблюдены 2 важных условия:

  • каждый перечисленный в условиях опасного вождения манёвр должен быть совершён неоднократно в течение короткого промежутка времени,
  • такие манёвры должны создать угрозу ДТП.

Более того, факт создания помехи камера также не может уличить, потому как помеха обязательно должна сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения того, кому она создана. Поэтому штрафа за агрессивную манеру езды камеры выносить не смогут.

А как можно будет получить?

Даже сотрудник ГИБДД на дороге не сможет выписать штраф за опасное вождение. Но это вовсе не значит, что запрет вводится только на бумаге, а по факту можно нарушать.

Здесь ситуация аналогична многим другим сложно уличимым нарушениям, и инспектор ДПС на дороге вправе будет только составить протокол. То есть, обнаружив опасную езду, вас всё равно остановит сотрудник и возбудит административное дело. Вот только рассматривать его он не уполномочен. А имеет на это право только его начальник.

Таким образом, порядок действий сотрудника ГИБДД на дороге будет выглядеть следующим образом:

  1. инспектор видит, что вы неоднократно нарушаете ПДД агрессивными манёврами (например, сначала перестроились, создав помеху, а потом подрезали),
  2. останавливает вас и составляет административный материал – протокол; протоколом возбуждается дело об административном правонарушении, куда вписываются все имеющие отношение к нарушению обстоятельства, а также ваши ФИО, данные инспектора, место, дата и время нарушения, место, дата и время рассмотрения дела, ваши объяснения,
  3. далее инспектор вас. отпускает в добрый путь с вручённой вам копией протокола, где указаны место, дата и время рассмотрения вашего нарушения ПДД и на которое вы обязаны явиться,
  4. экземпляр протокола, который остался у сотрудника, передаётся его непосредственному начальнику,
  5. начальник на разборе в назначенное время в вашем присутствии или отсутствии решает, вынести постановление или нет,
  6. если принято решение вынести постановление (это и есть уже назначенный штраф за опасное вождение), то его копия вручается вам либо высылается по почте, если вы не явились на разбор.

Какие критерии опасного вождения?

Хотя официальный текст ПДД и содержит четкие криетрии нарушения правил, все же касаемо агрессивного вождения непонятными остаются много фактов:

  • Какой промежуток времени должен пройти между двумя нарушениями, чтобы это в совокупности стало опасным вождением: 5 секунд, минута, день, месяц? Ответа на этот вопрос закон не даёт.
  • Должен ли инспектор доказать опасное вождение и как? Этот вопрос мы рассмотрим подробнее немного ниже.
  • Что считать интенсивным движением, когда нельзя перестраиваться? Законодательство 2021 года не содержит ни критериев такой интенсивности, ни даже определения. Более того, водитель всегда может сказать, что он собирался поворачивать или развернуться, и тогда это уже не нарушение.
  • Что такое безопасная дистанция и боковой интервал? В ПДД нет ответа на вопрос, "сколько мерить в метрах?", равно как нет определения безопасности дистанции. Есть только прецедентность этих понятий – если не случилось ДТП, значит, они безопасны.
  • И главное – наличие такого условия, как угроза ДТП. Как его понимать? Если ДТП не было, значит ли это, что это не опасное вождение?

К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП, тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему личному убеждению. Посчитал инспектор, что движение интенсивное – штраф, не поверил, что вы перестраивались, чтобы развернуться – штраф, посчитал боковой интервал небезопасным – снова штраф.


Правильно, но непонятно

Но, судя по содержанию комментариев, людям мало что понятно. Многие гости сайта вообще не считают опасное вождение причиной аварийности.

Итак, опасное вождение — это неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, связанных с:

— отказом уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимуществом;

— перестроением при интенсивном движении, когда все полосы заняты (если это делается не для съезда с дороги, разворота, остановки или объезда препятствия);

— несоблюдением безопасной дистанции и бокового интервала;

— необоснованным резким торможением;

Указанную в понятии неоднократность автоэксперт Константин Крохмаль трактует как действия, совершенные непрерывно три и более раза.

Многие водители считают, что причина аварийности — не опасное вождение, а привычка некоторых водителей занимать левую полосу и следовать по ней на низкой скорости

Многие водители считают, что причина аварийности — не опасное вождение, а привычка некоторых водителей занимать левую полосу и следовать по ней на низкой скорости

Интеллекта не хватает

Доказательством опасного вождения, по мнению Крохмаля и других экспертов, может быть только соответствующая видеозапись, но официально подобное требование пока не закреплено.

Началось активное обсуждение методов администрирования нового правонарушения в регионах. Так, 9 июня пресс-конференцию на данную тему провели в Республике Адыгея. Начальник отдела дорожно-патрульной службы управления ГИБДД республики Алексей Чмырев рассказал, что выявлять опасное вождение будут скрытые патрули. В автомобиле без спецобозначений и маячков полицейские будут фиксировать правонарушение, а затем передавать информацию обычным нарядам ГИБДД для задержания водителя.

На федеральном уровне представители госавтоинспекции рассказали, что задействуют все возможные технические средства: видеокамеры на патрульных машинах, городские системы видеонаблюдения, камеры, фиксирующие нарушения скоростного режима, и видеорегистраторы в машинах обычных водителей.

В Минкомсвязи заявили о возможности создания специального мобильного приложения, чтобы облегчить процесс передачи видеозаписей с регистраторов очевидцев в ГИБДД.

Да, вы опасны!

Инспекторы в скрытых патрулях будут сами выбирать, чьи действия документировать.

Если даже информация об опасном водителе будет поступать в ГИБДД от бесстрастных видеокамер и неравнодушных граждан, то первоначальная процессуальная оценка этих материалов все равно останется за инспектором, а не за судом.

Получается, что даже в аналитической телепрограмме, посвященной проблеме опасного вождения, возникли проблемы с интерпретацией. Что же тогда может происходить в повседневной практике полицейских?

Любой водитель, по мнению Шкуматова, понимает, что нынешнее нововведение целиком и полностью будет направлено на изъятие денег из карманов граждан.

Константин Крохмаль считает проблемой то, что до сегодняшнего дня нет определенности с размером штрафов. Он полагает, что сумма должна рассчитываться индивидуально, с учетом стоимости автомобиля, и доходить до миллиона рублей.

Находившийся за рулем Абдувахоб Маджидов под восторженные возгласы друзей провоцировал сотрудников ДПС на погоню за ним. Молодой человек выезжал на встречку, превышал скорость, петлял по тротуарам и дорожкам в парке. Веселье продолжалось несколько часов, пока его наконец не остановили полицейские.

Пауза до выборов

С наказанием за опасное вождение новый состав Госдумы будет разбираться уже после выборов

С наказанием за опасное вождение новый состав Госдумы будет разбираться уже после выборов

Норма есть, а толку нет

То же мнение выразил на днях депутатам Госдумы и генеральный прокурор Юрий Чайка.

Следователи действительно несколько раз заводили дело о хулиганстве в отношении молодых людей на Gelandewagen, но прокуратура каждый раз его прекращала.

Канаев уточнил, что уголовная статья не применяется к дорожным эпизодам из-за обязательного признака наличия у виновников оружия. Хотя чем движущийся на скорости автомобиль отличается по степени опасности от пули, выпущенной из пистолета?

В итоге, полагают эксперты, не решив проблему с уже существующим правовым институтом, государство ввело в оборот новый, еще более неизученный и проблемный.

Читайте также: