Обязанности секретаря судебного заседания

Обновлено: 17.05.2024

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Иные участники арбитражного процесса, помогающие суду в осуществлении возложенных на них полномочий

Под такими иными участниками процесса, помогающими суду осуществлять все возложенные на него законом полномочия, подразумеваются помощник судьи и секретарь судебного заседания. Секретарем заседания является должностное лицо, уполномоченное на ведение протокола в ходе рассмотрения дела.

При выполнении возложенных на него функций, он должен правильно и полно излагать в составляемом им документе действия, которые были совершены в ходе проведения разбирательства, а также все решения суда, принятые по результатам рассмотрения дела. Стоит отметить, что секретарь заседания – это не работник канцелярии. При проведении процесса он осуществляет также и удостоверительную функцию, ведь составляемый им протокол – разновидность доказательства. Помощник судьи – это участник судопроизводства, оказывающий помощь судье в осуществлении подготовки материалов дела к его рассмотрению, а также непосредственно в процессе заседания. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно акцентирует внимание на том, что такой субъект не имеет права выполнять функции, которые прямо или косвенно направлены на осуществление правосудия.

Помощник судьи. Его правовой статус и возложенные на него функции

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, равно как и все принятые на его основании федеральные законы, рассматривают помощника судьи в качестве лица, которое принимает непосредственное участие в процессе. Соответственно, данные лица имеют определенный правовой статус и специальные функции. В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, касающихся регулирования процесса судопроизводства, все специфические обязанности, направленные на ведение протокола судебного заседания и совершения определенных действий могут осуществляться судьей вплоть до того момента, как будет назначен помощник судьи.

В свою очередь, помощник судьи должен выполнять такие функции непосредственно до назначения секретаря заседания.

Выделяется еще ряд функций, которые могут быть возложены на помощника судьи:

  • по поручению судьи он может принимать участие в подготовке дела к предстоящему судебному разбирательству;
  • в функции помощника судьи входит помощь судье в организации процесса, его планировании, планировании предстоящего собеседования, предварительного заседания;
  • информирует судью о наличии определенных доказательств;
  • извещает судью о наличии заявлений и ходатайств, поданных лицами, принимающими участие в судопроизводстве по рассматриваемому делу;
  • информирует всех лиц, принимающих участие в деле, их законных представителей о реквизитах арбитражного суда, в котором будет проходить рассмотрение дела, об информационных ресурсах, где можно будет почерпнуть всю необходимую информацию.

Отдельно стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, помощник судьи не имеет права осуществлять выполнение функций:

  • направленных на осуществление правосудия;
  • направленных на совершение определенных действий, которое влекут за собой изменение прав и обязанностей лиц, принимающих участие в рассмотрении дела и прочих участников судопроизводства.

Несмотря на то, что помощник судьи не может оказать своими действиями никакого влияния на исход дела, равно как и на материально-правовые отношения между сторонами, ему также может быть заявлен отвод. Отвод может быть заявлен в случаях, когда у одного из участников арбитражного процесса появится доказательство того, что помощник судьи заинтересован в результатах рассмотрения дела. Помощник судьи, также как непосредственно сам судья и секретарь заседания, имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности, которыми обладает секретарь судебного заседания

Несмотря на то, что фактически секретарь судебного заседания не занимается разрешением дела, он может повлиять на объективность, так как отражает в протоколе заседания ход арбитражного процесса. Составляя протокол заседания, секретарь, так или иначе, излагает свое видение процесса. Именно по этой причине в качестве секретаря должно выступать незаинтересованное лицо – это является основным требованием для участия секретаря в рассматриваемом процессе. При выявлении до судебного разбирательства или в его ходе обстоятельств, которые могут указывать на заинтересованность данного участника процесса в исходе дела, ему должен быть заявлен отвод. Сам секретарь также имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Согласно данному нормативному акту секретарь судебного заседания обязан осуществлять следующие функции:

  • проверять явку в зал заседания всех лиц, принимающих участие в деле, после чего доложить об этом судье;
  • максимально полно и грамотно изложить в протоколе судебного заседания все действия и принятые решения суда, действия, совершенные каждым отдельным участником процесса;
  • в установленные на уровне законодательства сроки изготовить протокол заседания, подписать его вместе с председательствующим судьей.

Если между председательствующим судьей и секретарем возникли разногласия по поводу содержания протокола, последний имеет право приложить к составленному им протоколу свои замечания, которые впоследствии будут рассмотрены составом суда. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно выделяет перечень лиц, которые не могут осуществлять деятельность в качестве секретарей судебного заседания. К ним относятся:

  • лица, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе рассматриваемого дела;
  • лица, принимавшие участие в его рассмотрении, вне зависимости от того, в качестве кого они принимали такое участие. Исключение составляют только случаи, когда в предыдущем рассмотрении данного дела, это лицо принимало в нем участие в качестве секретаря;
  • лица, родственники которых принимают участие в рассмотрении дела.

При выявлении одного из вышеперечисленных обстоятельств секретарь заседания должен заявить о самоотводе. Если секретарь не выполняет такой обязанности, отвод ему может заявить любой из участников рассматриваемого дела.

Окончательное решение касательно отвода секретаря может быть принято только судьей, на основании рассмотрения им поданного ходатайства.

В отдельных случаях участникам судопроизводства требуется получить копию определения, вынесенного арбитражным судом по результатам судебного разбирательства. Подготовкой такой копии занимается секретарь заседания или помощник судьи. Стоит отметить, что все данные копии обязательно должны быть заверены подписями судьи, секретаря, а также на документе должна стоять печать арбитражного суда. Если копия определения состоит из нескольких листов, секретарь обязательно должен пронумеровать их, прошнуровать и скрепить печатью.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Базовые знания:

государственного языка Российской Федерации (русского языка);

Конституции Российской Федерации;

законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе;

законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

Устава Московской области;

основ делопроизводства и документооборота;

Базовые умения:

соблюдать этику делового общения;

планировать и рационально использовать служебное время;

совершенствовать свой профессиональный уровень;

в области информационно-коммуникационных технологий.

Умения исходя из специфики должностных обязанностей:

работать в стрессовых условиях;

Профессионально-функциональные знания и умения:

Профессиональные знания в области федерального законодательства и законодательства Московской области:

Закон Московской области от 11.02.2005 N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области";

Закон Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-ОЗ "О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области";

Уголовное, гражданское, жилищное, земельное, семейное, административное и процессуальное законодательство;

Положение об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской области;

Инструкция по судебному делопроизводству у мирового судьи Московской области;

Нормативно-правовые акты по делопроизводству, архивному делу и ведению судебной статистики.

Функциональные знания:

программного принципа управления компьютером, структуры и основных элементов интерфейса операционной системы, установленной на автоматизированном рабочем месте для осуществления основной деятельности;

порядка работы с прикладными информационными системами, обеспечивающими поддержку выполнения основных задач и функций (система электронного документооборота, система информационно-правового обеспечения и т.п.);

возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного электронного документооборота;

правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий;

представление об основных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы:

использования информационных технологий;

обеспечения доступа граждан к информации о деятельности судов;

предоставления государственных услуг населению и организациям в электронном виде;

защиты конфиденциальной информации и персональных данных.

Функциональные умения:

ведения деловой переписки;

грамотной письменной речи;

машинописи со скоростью не менее 160 ударов в минуту;

составления отчетной документации;

использования современных методов сбора, обработки и анализа информации;

работы в операционной системе, установленной на автоматизированном рабочем месте для осуществления основной деятельности;

работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера;

работы в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с программой обнаружения компьютерных вирусов, подготовка презентаций, использование графических объектов и диаграмм в электронных документах, управление электронной почтой;

работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет;

обработки информации посредствам прикладных информационных систем, обеспечивающих поддержку выполнения основных задач и функций Управления (система электронного документооборота, система информационно-правового обеспечения и т.п.).

Должностные обязанности:

В должностные обязанности по должности секретаря суда входят:

осуществление приема документов от граждан и представителей юридических лиц;

осуществление приема и отправления дел и корреспонденции с обязательным составлением сопроводительного письма;

осуществление регистрации и учета уголовных дел, гражданских дел, административных дел, дел об административных правонарушениях, жалоб, представлений, материалов и входящей корреспонденции, (на бумажных носителях и в электронном варианте);

заполнение и ведение в установленном порядке (на бумажных носителях и в электронном виде) формы первичного учета (учетно-статистические карточки, журналы и другие);

формирование и ведение нарядов;

формирование дел об административных правонарушениях;

осуществление приема, учета и хранения вещественных доказательств;

прием под расписку оформленных секретарем судебного заседания после рассмотрения гражданских, уголовных, административных дел и дел об административных правонарушениях;

осуществление по распоряжению мирового судьи выдачи справок по делам, оригиналов и копий документов из дел, копий судебных постановлений;

выдача для ознакомления гражданских, уголовных, административных дел и дел об административных правонарушениях;

оказание помощи руководителю аппарата в составлении статистических отчетов;

оформление документов для возмещения расходов, связанных с назначением экспертов по инициативе мировых судей;

извещение участвующих в деле лиц о поступлении апелляционной жалобы, представления, возражений на них, жалоб по административным делам, жалоб по делам об административных правонарушениях и направление их копий участникам процесса;

оформление и направление дел в вышестоящие судебные инстанции по представлениям и жалобам;

оформление, выдача и направление документов по исполнению приговоров, решений, определений и постановлений мирового судьи;

ведение регистрации и учета исполнительных документов, передаваемых на исполнение судебным приставам-исполнителям;

ведение учета, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов;

обеспечение сохранности дел и документов до передачи в архив мирового судьи;

участие в работе экспертной комиссии у мирового судьи соответствующего судебного участка;

подготовка и сдача в оперативный архив мирового судьи законченных судебных дел, нарядов, журналов, картотеки, подготовка сводных описей дел;

осуществление контроля над сроками сдачи секретарем судебного заседания дел и их правильным оформлением;

осуществление контроля за возвратом дел, направленным в вышестоящие суды и органы, которым законом предоставлено право истребования дела;

предоставление по устным (в том числе по телефону) и письменным запросам граждан и организаций информации о местонахождении и границах судебных участков Московской области и иной общедоступной информации;

осуществление контроля за расходованием денежных средств, выделяемых для обеспечения отправки почтовой корреспонденции;

составление отчетов об отправке почтовой корреспонденции и своевременное представление их в Управление в порядке, установленном приказом (распоряжением) начальника Управления;

использование в своей работе ПЭВМ как средства автоматизации документационного обеспечения мирового судьи;

выполнение иной работы по поручению вышестоящего и непосредственного руководителя в пределах своей компетенции;

соблюдение установленного Служебного распорядка Управления, исполнение настоящего должностного регламента и порядка работы со служебной информацией;

уведомление начальника Управления и органы прокуратуры или другие государственные органы о факте обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

исполнение обязанности руководителя аппарата или секретаря судебного заседания ей на период его временного отсутствия (отпуск, болезнь, другие уважительные причины).

Права:

Для выполнения возложенных должностных обязанностей гражданский служащий, замещающий должность руководителя аппарата, также вправе:

вносить на рассмотрение мирового судьи и начальника Управления предложения по совершенствованию форм и методов работы в области организации деятельности аппарата мирового судьи;

взаимодействовать со всеми отделами Управления, отделами Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Московской области (далее – Управление Судебного департамента) - в части, касающейся организации судебного делопроизводства, архива и судебной статистики у мирового судьи и в пределах своей компетенции;

требовать создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и обеспечения сохранности документов, образующихся в деятельности мирового судьи.

Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей:

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего:

Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, замещающего должность секретаря суда, определяется на основании достижения (учитывается степень участия в достижении) таких показателей как:

отсутствие нарушений и запретов, требований к служебному поведению и иных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе;

качество выполненной работы;

подготовка документов в соответствии с установленными требованиями, полное и логичное изложение материала, юридически грамотное составление документов, отсутствие стилистических и грамматических ошибок;

количество возвратов на доработку ранее подготовленных документов;

наличие поощрений за безупречную и эффективную службу;

оценка профессиональных, организаторских и личностных качеств по результатам профессиональной служебной деятельности и с учетом аттестации, сдачи квалификационного экзамена или иных показателей;

выполняемый объем работы и интенсивность труда, способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдение служебной дисциплины;

своевременность и оперативность выполнения поручений, рассмотрения обращений граждан и организаций, соотношение количества своевременно выполненных поручений к общему количеству индивидуальных поручений;

способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий;

способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям, самостоятельность выполнения должностных обязанностей;

отсутствие обоснованных жалоб граждан, организаций на действия (бездействие) гражданского служащего, замещающего должность руководителя аппарата.

Условия прохождения гражданской службы в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской области основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

  • О комитете
  • Структура
  • Подведомственные организации
  • Вакансии
  • Кадровый резерв
  • Открытые данные
  • Контакты и реквизиты
  • Старая версия сайта
  • Государственная служба
  • Противодействие коррупции
  • Общественный совет
  • Антимонопольный комплаенс
  • Государственные закупки
  • Противодействие терроризму
  • Все виды деятельности
  • О комитете
  • Структура
  • Подведомственные организации
  • Вакансии
  • Кадровый резерв
  • Открытые данные
  • Контакты и реквизиты
  • Старая версия сайта

секретарь судебного заседания аппарата мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г.Оренбурга Прием документов окончен

Должностные обязанности

В обязанности секретаря судебного заседания входит: извещение участников процесса и других лиц о времени и месте судебного разбирательства; выписка и направление повесток, подготовка запросов, писем, копий документов, составление списков назначенных и рассмотренных дел, обеспечение наличия вещественных доказательств в судебном заседании, ведение и оформление протокола судебного заседания, оформление отметок в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, о результатах рассмотрения, выписка исполнительных документов по делам, решения по которым подлежат немедленному исполнению, осуществление контроля по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено, оформление материалов в порядке выполнения отдельного судебного поручения, ознакомление с разрешения судьи с материалами дела лиц, имеющих данное право, оформление рассмотренного дела.

Условия работы

Прохождение государственной гражданской службы Оренбургской области осуществляется в соответствии с:

утвержденным должностным регламентом государственного гражданского служащего.

Для данной должности установлен ненормированный служебный день.

Командировки – не более 10% служебного времени;

Тип служебного контракта – бессрочный;

Примерный размер денежного содержания (оплаты труда): секретаря судебного заседания – 14,9-16,0 т.р.

Требования к кандидату

К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, отвечающие следующим требованиям:

-гражданство Российской Федерации;

-владение русским языком;

-стаж: без предъявления требований к стажу;

Секретарь судебного заседания должен обладать знаниями основ следующих нормативно-правовых актов, локальных актов:

Конституция Российской Федерации;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ;

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ;

Устав (Основной закон) Оренбургской области;

служебный распорядок комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области;

инструкция по делопроизводству в органах исполнительной власти Оренбургской области, утвержденная распоряжением Губернатора Оренбургской области от 12 сентября 2013 года № 341-р;

Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области, утвержденный указом Губернатора Оренбургской области от 25 февраля 2011 года № 80-ук;

Гражданский служащий, замещающий должность секретаря судебного заседания, должен обладать следующими профессиональными умениями:

эффективного сотрудничества с коллегами;

анализа и прогнозирования;

систематизации и структурирования информации;

работы с различными источниками информации;

своевременного выявления и разрешения ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

Перечень предоставляемых документов

б) заполненная и подписанная анкета установленной формы с приложением фотографии (размер фотографии 3х4);

г) копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

д) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина – о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

е) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

ж) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по местожительству на территории Российской Федерации;

з) документы воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

и) заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению (учетная форма № 001-ГС/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984 н);

к) справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Оренбургской области, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 (скачать);

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в ином государственном органе, изъявивший желание участвовать в конкурсе в комитете по обеспечению деятельности мировых судей, представляет заполненную и подписанную анкету с приложением фотографии, заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы.

Контактные данные

Информация о победителе

В связи с отсутствием кандидатов конкурс на вакантную должность секретаря судебного заседания аппарата мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г.Оренбурга, объявленный в соответствии с приказом от 12.05.2021 № 95-ОД, признан несостоявшимся.

Секретарь суда за работой

Секретарь суда за работой

Многие в детстве мечтают стать актёрами, врачами или пожарными, ближе к окончанию школы будущие выпускники планируют быть юристами, программистами и бизнесменами.

Но вряд ли кто-то мечтает о такой профессии, как секретарь суда.

Должностные обязанности этих работников весьма обширны, а заработная плата оставляет желать лучшего.

Навигация по статье

Чем занимается секретарь судебных заседаний

В понимании обывателей, секретари судов ведут протокол заседания и вызывают свидетелей для допроса. Однако такой работой занимаются секретари судебных заседаний.

Секретарь суда – это не государственный служащий, а клерк низшего уровня, который выполняет большой объём работы по обеспечению деятельности отдельного судьи.

Среди обязанностей судебного секретаря можно выделить следующие:

  • Извещение участников процесса о дате проведения заседания. Речь идёт не только об отправке извещений почтой, но и о поиске места нахождения свидетелей, ответчика, третьих лиц. Очень часто участники пытаются затянуть рассмотрение дела, уклоняются от получения письменных извещений. Секретарь суда должен разыскать человека и разъяснить ему правовые последствия подобного поведения.
  • Учёт входящей и исходящей корреспонденции. Сюда входит ведение журналов и сортировка обращений.
  • Составление статистических отчётов.
  • Осуществление выдачи оригиналов и копий решений и постановлений суда.
  • Выполнение иных функций, связанных с формальной организацией работы судьи.

Также, помимо официальных обязанностей, на данных служащих ложится рутинная работа судей. Количество дел, рассматриваемых в судах, сильно превышает нормативную нагрузку, поэтому на секретарей судов ложится также:

  • Исследование исковых заявлений на предмет соблюдения законодательства. Если процессуальные нормы были нарушены, то секретарь суда готовит ответ для истца об отказе в принятии заявления или оставлении его без движения.
  • Помощь в ведение протокола судебного заседания. В ходе опроса свидетелей необходимо зафиксировать большое количество информации. Для обжалования решения суда заинтересованной стороне требуется полная версия протокола. В условии ограниченного времени для оформления этого документа задействуют даже секретаря суда.
  • Помощь в оформлении решений суда. Часто судьи, имеющие большое количество дел в производстве, лишь схематично составляют решения, а секретари занимаются доработкой документа в соответствии с требованиями законодательства.

Конкретный перечень обязанности зависит от организации работы в конкретном суде. Несмотря на то, что обязанностей у секретаря суда очень много, это отличная возможность узнать, что собой представляет суд на самом деле.

Почему люди идут работать секретарями судов

Невысокая зарплата секретаря суда

Невысокая зарплата секретаря суда

Самая низкая должность в суде, связанная с юриспруденцией, — это секретарь суда.

Должностные обязанности, зарплата и условия работы этих служащих сходны в различных субъектах федерации.

Секретари получают около 15-20 тысяч рублей, иногда больше, если работник имеет надбавки и получает премии.

Поэтому нередко можно встретить ситуацию, когда на должность секретаря суда ищут подходящего работника более полугода.

И это прекрасная возможность для тех, кто желает связать свою жизнь с отправлением правосудия.

Это отличный карьерный старт для тех, кто не имеет нужных связей в данной сфере.

Очень часто вакантное место судебного секретаря занимает бывший секретарь суда. Должностные обязанности, образование, опыт участия в судебных процессах позволяет эффективно конкурировать с другими соискателями.

Сказывается и знакомство с другими работниками, в том числе и с председателем суда, ведь все работают в одном государственном органе.

Заочники юридического факультета

Заочники юридического факультета

Таким образом, молодой человек, поступивший на юридический факультет заочно, занимает место секретаря суда, которых очень часто не хватает.

Проработав в должности 3-5 лет, он приобретёт богатый опыт участия в подготовке судебных заседаний, выяснит многие тонкости работы судей, о которых не говорят на лекциях и не пишут в нормативных актах.

Если на службе человек зарекомендовал себя с лучшей стороны, то он без труда займёт должность судебного секретаря и, через несколько лет, судьи.

Секретарь суда – это должность для людей, которые целенаправленно стремятся работать в суде, но не могут позволить себе обучение на престижном факультете. Достойное начало для трудолюбивых специалистов, влюблённых в юриспруденцию.

О повышении зарплат сотрудникам судебного аппарата — на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: