Способы поступления дела в международный уголовный суд

Обновлено: 02.05.2024

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.

В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальныеструктуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.

К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. [1] Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран

Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 — Азию, 3 — Африку, 4 — Латинскую Америку, а остальные 7 — Западную Европу и другие государства.

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.

3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Эта система, так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. В отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии ипо Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда.

Однако, если следственная и прокурорская деятельность, предпринятая некоторым государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право осуществить правосудие по данному случаю.

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

§ прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;

§ Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;

§ прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.

После занявшего примерно три года процесса формирования института Международный суд является полностью функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал Суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур.

Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции. [3] [4]

27 июня 2011 Международный уголовный суд выдал ордеры на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи, его сына Саифа аль-Ислама и главы ливийской разведки Абдуллы аль-Сенусси, обвинив их в преступлениях против человечности. Главный прокурор МУС Луис Морено-Окампо в мае просил выдать ордеры за "предумышленное" убийство демонстрантов в Ливии после того, как Совет безопасности ООН обратился с данным вопросом к суду. В своем постановлении МУС сообщил, что существуют "достаточные основания", чтобы считать, что Каддафи, его сын и аль-Сенусси совершили преступления, попадающие под юрисдикцию суда, и что следует выдать ордер на их арест. Проведение арестов, однако, является сложной задачей для МУС ввиду отсутствия собственной полиции, что заставляет суд полагаться в этом деле на страны-участницы. [5]

В марте 2012 г. Международный уголовный суд признал виновным Томаса Лубангу Дьило виновным в вербовке детей для участия в боевых действиях. Это был первый обвинительный вердикт МУС. [6]

64. Раскройте содержание института экстрадиции. Как соотносятся термины "выдача" и "передача" лица?

Экстради́ция (вы́дача престу́пников) — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника.

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957.

В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.

В большинстве стран мира не допускается экстрадиция своих граждан. Такой принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в конституции России. Россия является членом Европейской Конвенции об экстрадиции 1957 г., она подписала эту Конвенцию с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан.

Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения (английский, французский — в зависимости от требования запрашиваемой стороны). Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.).

В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная процедура. Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами.

  • передача лица международному судебному органу (такому, как Международный трибунал по бывшей Югославии или Международный уголовный суд).
  • передача осужденных (для отбывания наказания в другом государстве, нежели то, в котором вынесен приговор). Именно эта процедура была применена в 2007 при передаче Ливией Болгарии группы болгарских медсестёр, приговорённых к смертной казни. Аналогичная процедура использовалась при передаче России сотрудников российских спецслужб, осуждённых в Катаре на пожизненное заключение за теракт против Зелимхана Яндарбиева. Договорённости об осуществлении таких процедур зачастую предусматривают, помимо оглашаемых формальных условий, также некие условия политического или финансового характера, которые не раскрываются.
  • временная передача лица, находящегося под стражей или осужденного к лишению свободы, для проведения следственных действий в другом государстве.

В современных условиях институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами в борьбе с преступностью.

Институт выдачи преступников (экстрадиции) широко известен в практике международных отношений. Ещё со времён древнего Египта.

По мере развития отношений между государствами совершенствовался и институт выдачи. Росло количество договоров, в которых конкретизируется круг лиц, подлежащих выдаче, уточняются критерии и основания для выдачи. Получает определенное распространение принцип, согласно которому лица, преследуемые по политическим мотивам и в этой связи покинувшие родину, выдаче не подлежат.
Современное международное право достаточно четко определило параметры применения института выдачи, дало ответ на вопросы, которые обычно возникают в этой связи в отношениях между государствами. В настоящее время институт выдачи однозначно применяется только к лицам, которые уже осуждены, или к предполагаемым преступникам, то есть к тем, кто обвиняется в совершении преступления. Вместе с тем даже сейчас нередки случаи, когда государство обращается к другому государству с требованием о выдаче на том основании, что лицо, находящееся на его территории, является гражданином государства, требующего выдачи. Но в отношениях между государствами действует общепризнанная норма, согласно которой полагается соблюдать право каждого лица покидать любую страну, включая свою собственную, и государства обычно с уважением относятся к этому праву. Они не принимают в отношении иностранных граждан никаких насильственных мер по их выдаче или высылке, если эти иностранцы законным образом находятся на их территории и не совершили каких-либо действий, влекущих за собой выдворение в соответствии с законодательством.
Как правило, выдачи требуют государство, гражданином которого является предполагаемый преступник, государство, на территории которого совершено преступление, а также государство, потерпевшее от преступления.

Международный уголовный суд в Гааге (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.

В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

История Международного уголовного суда

mezhdunarodnyj-ugolovnyj-sud-v-gaage

Международное сообщество еще с давних пор стремилось к формированию действующего на постоянной основе международного уголовного суда, но в связи со всевозможными разногласиями эта тема на протяжении длительного промежутка времени постоянно откладывается.

Ещё в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН в собственной резолюции указала на необходимость создания специализированного юридического органа, который бы постоянно был занят уголовным преследованием лиц, которые несут ответственность за совершение преступлений, сопряженных с геноцидом и иных преступлений, обладающих схожей тяжестью. Работа над данным вопросом поручалась Комиссии международного права, сформировавшей вывод, что образование такого органа представляется возможным и желательным со стороны международного права, но позже разработки в этой направленности Генеральной Ассамблеей приостанавливалась в связи с отсутствия общего согласия по определению понятия агрессии.

К сер. 20 столетия, после происшествия Второй мировой войны, сообщество в мировом масштабе обрело консенсус лишь по отношению к определению геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, приняв соответственные документы международного типа по ним. Величайшее воздействие на образование международного уголовного права оказали Токийский и Нюрнбергский процессии над лицами, которые виновны в свершении военных преступлений, преступлений против человечества и против мира в период Второй мировой войны.

Позже в условиях биполярного мира и ужесточения холодной войны вопрос по созданию международного уголовного суда вообще не поднимался.

Только к концу 1980-х — началу 1990-х годов после завершения холодной войны к данной теме снова было привлечено внимание. В 1989 году изначально правительство Тобаго и Тринидада направило обращение в Генеральную Ассамблею, содержащее просьбу возобновления работ по вопросу о международном уголовном суде, обладавшим бы юрисдикцией в отношении к преступлениям, имеющим связь с незаконным оборотом наркотических средств.

Международный уголовный суд — первоначальный международный орган уголовного правосудия, действующий на постоянной основе, созданный на основании договорных отношений меж государствами, который является необходимым, как минимум, для предотвращения безнаказанности лиц, которые совершали самые серьёзные преступные деяния, вызывающие волнение международного сообщества в целом. МУС имеет статус независимой международной организации, и не является элементом структуры ООН. Он расположен в Нидерландах, Гааге.

Судебные расходы должны финансироваться за счёт его стран-участниц, а также возможными являются добровольные взносы от международных организаций, правительств, корпораций, частных лиц и иных субъектов.

Государства-участники

Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.

К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. [1] Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран.

mezhdunarodnyj-ugolovnyj-sud-v-gaage

Порядок выхода

В Римском статуте предусмотрена процедура выхода государства из состава его участников. Для этого в генеральный секретариат ООН должно быть направлено официальное уведомление. Спустя год после его получения государство официально покидает МУС. Тем не менее даже в этом случае с властей страны не снимаются обязательства по сотрудничеству с судом по ранее возбужденным делам.

Первым государством, заявившем о выходе из МУС, стала Республика Бурунди. Такое решение было принято из-за опасений начала расследования со стороны МУС фактов преступлений, совершенных в республике в ходе политического кризиса, продолжающегося с апреля 2015 г. 12 октября 2016 г. закон о выходе был принят нижней палатой бурундийского парламента, а 18 октября его подписал президент Пьер Нкурунзиза. Официальное уведомление в генеральный секретариат ООН было вручено 27 октября.

Вслед за Бурунди о намерении покинуть МУС заявили 21 октября ЮАР и 24 октября — Гамбия. В частности, власти ЮАР обосновали свое намерение противоречиями между национальным законодательством и Римским статутом, требующим ареста президента Судана Омара аль-Башира в соответствии с ордером, выданным прокурором МУС еще в 2009 г. В то же время в качестве действующего президента африканского государства Башир пользуется правом неприкосновенности, гарантированным ему южноафриканскими властями.

Структура

Высший руководящий орган МУС — Ассамблея государств — участников Римского статута, сессии которой проходят один раз в год (при необходимости проводятся специальные сессии). Каждое государство-участник имеет один голос. При невозможности достижения консенсуса решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети (решения по вопросам процедуры — простым большинством).

Судьи работают в составе трех отделений — апелляционного, судебного и отделения предварительного производства. Каждое отделение состоит из нескольких палат. Постановления и решения судебных палат и палат предварительного производства могут быть обжалованы сторонами процесса в апелляционной палате.

Прокурор избирается Ассамблеей на девять лет без права переизбрания (с 2012 г. — этот пост занимает представительница Гамбии Фату Бенсуда). Прокурор вправе начать судебное преследование на основе иска частного лица или общественной организации, не дожидаясь официального заявления со стороны государства. Во избежание риска незаконных преследований его деятельность контролируется палатой предварительного расследования.

Президиум МУС, состоящий из председателя и двух заместителей, координирует повседневную судебно-правовую деятельность суда. Президиума избирается судьями из своего состава на три года с правом переизбрания на один срок. С 2015 г. председателем МУС является Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

За несудебные аспекты деятельности МУС отвечает секретариат.

Штаб-квартира МУС находится в Гааге (Нидерланды), однако он может проводить заседания в любом другом месте. В Нью-Йорке расположено Бюро МУС по связи с ООН.

Рабочие языки — английский и французский.

Компетенция

ugolovnyj-sud

В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления.

Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г. на территории государства — участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны.

Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН. Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц. МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права. МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.

Составы преступлений

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

  1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
  2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
  3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Время

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу.

Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Территория и гражданство

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника.

Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Как работает суд

Штат МУС насчитывает около 800 человек из 100 стран. Официальных языков шесть — английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский. При этом в качестве рабочих используются только два из них — английский и французский.

Основное здание суда находится в Гааге. Помимо этого у него есть шесть полевых офисов. Все они находятся в Африке. Два из них расположены в Демократической Республике Конго, а остальные — в Уганде, Центральноафриканской Республике, Кении и Кот-д’Ивуаре.

Суд занимается расследованием дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и случаях геноцида, входящих в его юрисдикцию, но только если они произошли после 2002 года.

При этом суд может расследовать только преступления на территории или с участием граждан стран, которые ратифицировали Римский статут. На данный момент это чуть более 120 стран-членов ООН, в том числе Великобритания.

Правообладатель иллюстрацииGetty ImagesImage caption Судьи МУС избираются на девять лет

В состав суда входят 18 судей, избираемых на съезде государств-участников суда на девять лет. Судьи избираются от нескольких региональных групп, каждую из которых представляют как минимум два судьи.

Дело может быть возбуждено по обращению страны-участницы суда, по требованию Совета Безопасности ООН или по ходатайству прокурора суда, если с ним согласятся трое независимых судей МУС.

Единственное наказание, которое суд может назначить обвиняемому, — лишение свободы. При этом важно, что МУС не рассматривает дела заочно, и для начала рассмотрения дела ему нужно сначала задержать обвиняемого.

Кроме того, суд принимает к рассмотрению дела, только если государство, в котором совершено преступление или гражданина которого обвиняют в преступлении, не может или не хочет само расследовать дело.

Тем не менее из этого правила есть исключения. МУС может взяться за расследование дела в случае, если юридическая система какого-либо государства не соответствует международным стандартам или если оно пытается защитить обвиняемого.

mezhdunarodnyj-ugolovnyj-sud-oficialnyj-sajt

Откуда в основном поступают жалобы

Считается, что именно поэтому практически все дела, принятые судом к активному рассмотрению, касаются Африки. Речь идет о военных преступлениях в Центральноафриканской Республике, Уганде, Демократической Республике Конго, Кении, Кот-д’Ивуаре, Мали, Ливии и Судане.

Грузия — единственная на данный момент европейская страна, события в которой полноценно расследуются судом. Дело связано с пятидневной войной России с Грузией в 2008 году. И, как заявил Кремль, Москву позиция суда категорически не устраивает.

Однако не исключено, что суд расширит географию своей деятельности — как уже упоминалось, сейчас идет предварительное следствие в связи с событиями на Украине. Также изучаются конфликты в Афганистане, Ираке, Бурунди, Колумбии, Нигерии, Габоне и в Палестине.

Порядок возбуждения дел

Эта система, так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. В отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии и по Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда.

Однако, если следственная и прокурорская деятельность, предпринятая некоторым государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право осуществить правосудие по данному случаю.

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

  • прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.

Функционирование суда

После занявшего примерно три года процесса формирования института Международный суд является полностью функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал Суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур.

Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции.

В марте 2012 г. Международный уголовный суд признал виновным Томаса Лубангу Дьило виновным в вербовке детей для участия в боевых действиях. Это был первый обвинительный вердикт МУС.

Российская оценка деятельности МУС

СОДЕРЖАНИЕ

Процедура

Первичная проверка


Анализ и расследование

Принимая решение о начале официального расследования, прокурор должен учитывать четыре фактора:

  • есть ли разумные основания полагать, что преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, было совершено;
  • тяжесть преступлений;
  • взаимодополняемость с национальным судопроизводством; а также
  • интересы правосудия.

По состоянию на июль 2012 года 121 страна является государствами-участниками Суда .

Афганистан

Австралия

Бурунди

В феврале 2005 года Генеральный секретарь ООН заявил, что три стороны гражданской войны в Бурунди (государство-участник суда) использовали детей-солдат или совершали военные преступления против детей:

  • Партия за освобождение народа хуту из Агафона Рвасой , который несет ответственность за серьезные нарушения , включая убийства и калечат детей и атакующие школ
  • Национальный совет по защите демократии от Леонарда Ньянгомов
  • Национальный совет по защите демократии сил за защиту демократии нынешнего президента Бурунди , Пьер Нкурунзиза

Главный прокурор не объявил, решит ли он официально начать расследование по этому поводу.

Колумбия

В феврале 2005 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций заявил, что три стороны вооруженного конфликта в Колумбии (государство-участник суда, но которое временно вышло из-под юрисдикции в отношении военных преступлений на срок до семи лет) использовали детей-солдат или вели войну. преступления против детей:

В апреле 2006 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в Колумбии заявило, что нападения ФАРК на мирных жителей являются военными преступлениями, подпадающими под юрисдикцию МУС.

FIDH призвала суд расследовать преступления против человечности.

Прокурор подтвердил, что ситуация в Колумбии анализируется.

Коморские острова

14 мая 2013 года правительство Коморских Островов в лице турецкой юридической фирмы подало жалобу с требованием расследовать гибель людей на корабле Mavi Marmara, когда это судно было остановлено властями израильской армии на пути в сектор Газа. В результате прокурор МУС принял решение о возбуждении предварительного следствия по этому делу.

Гамбия

Инициатива по правам человека Содружества заявил в сентябре 2007 года , что они будут подавать жалобу в суд в отношении 44 Ghanaians , которые якобы были исполненные в 2005 году по приказу президента Гамбии , Яхья Джамме по обвинению в планировании государственного переворота против него.

Грузия

В сентябре 2009 года прокурор подтвердил, что он собирал информацию о возможных военных преступлениях, совершенных во время войны в Южной Осетии 2008 года .

Гондурас

В ноябре 2010 года прокурор подтвердил, что он начал предварительное расследование событий, связанных с государственным переворотом в Гондурасе в 2009 году .


В марте 2003 года США и их союзники, Великобритания, Австралия и Польша вторглись в Ирак . Великобритания, Австралия и Польша являются государствами-участниками Статута МУС, и поэтому их граждане подлежат судебному преследованию за любые соответствующие преступления. Поскольку Соединенные Штаты не являются государством-участником, американские граждане могут быть привлечены к ответственности судом только в том случае, если преступление совершено на территории другого государства-участника (например, Иордании) или если ситуация передана ему Советом Безопасности.

9 февраля 2006 года Луис Морено-Окампо , главный прокурор Международного уголовного суда, опубликовал письмо, которое он разослал всем, кто с ним общался по поводу вышеизложенного, в котором изложены его выводы по этим вопросам после предварительного расследования. коммуникаций. В своем письме о решении он пояснил, что, по сути, было задействовано два набора коммуникаций.

Выводы прокуратуры были следующими:

7 июля 2006 года адвокаты Саддама Хусейна написали в суд, что обращение с Хусейном было нарушением Женевских конвенций и, следовательно, военным преступлением.

Италия

В суд подана жалоба, в которой правительство Италии обвиняется в преступлениях против человечности в связи с высылкой иммигрантов- ромов в Рим в октябре 2007 года.

Северная Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика - КНДР)

6 декабря 2010 года прокурор объявил о предварительном расследовании военных преступлений, предположительно совершенных на территории Южной Кореи . Это о:

  • а. обстрел острова Енпхендо на 23 ноября 2010 года, что привело к гибели южнокорейских морских пехотинцев и гражданских лиц и ранению многих других,
  • б. потопление южнокорейского военного корабля Чхонан торпедой якобы обстреляли из северокорейской подводной лодки 26 марта 2010, что привело к гибели 46 человек.

Северная Корея не является государством-участником Римского статута, но поскольку события предположительно произошли на территории Южной Кореи, которая является государством-участником, МУС обладает юрисдикцией в отношении предполагаемых преступлений.

Нигерия

Шестнадцать иностранных НПО призвали к расследованию убийств мирных жителей в ходе конфликта в дельте Нигера , включая судебное преследование генерала нигерийской армии Саркина Яркина-Белло.

В ноябре 2012 года прокуратура заявила, что есть разумные основания подозревать, что Боко Харам , боевая джихадистская организация, базирующаяся в Северной Нигерии, с 2009 года совершала преступления против человечности, в частности убийства и преследования. ответственный или МУС может сделать это сама.

Южная Африка

Адвокаты, представляющие Халида Рашида , подали в суд жалобу на его арест в Южной Африке и предполагаемую экстраординарную выдачу . Суд отклонил ходатайство его адвоката о помощи в поиске Рашида, заявив, что его дело не подпадает под юрисдикцию суда.

Венесуэла

11 апреля 2002 г. столкновения между сторонниками и противниками президента Уго Чавеса во время попытки государственного переворота привели к подаче в январе 2003 г. жалобы от имени примерно пятидесяти человек, предположительно получивших травмы, обвинения Чавеса и 24 других официальных лиц в преступлениях против человечности и террористических актах. . В феврале 2006 года прокурор суда пришел к выводу, что до сих пор не было доказательств широкомасштабных или систематических нападений на гражданское население, и, следовательно, суд не мог продолжить расследование.

17 декабря 2008 года группа венесуэльских юристов подала жалобу на Уго Чавеса Прокурору Международного уголовного суда, обвинив его в преступлениях против человечности, основанных на повторяющихся нарушениях прав человека политических и обычных заключенных в стране.

В феврале 2018 года Международный уголовный суд объявил, что проведет предварительное расследование злоупотреблений, совершенных властями Венесуэлы во время протестов в Венесуэле в 2017 году .

  • ситуация передается Прокурору Советом Безопасности ООН, действующим в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций; или же
  • государство, на территории которого предположительно произошло преступление, или государство, гражданин которого обвиняется в преступлении, заявляет, что оно признает юрисдикцию Суда в отношении данного преступления

На сегодняшний день Совет Безопасности передал в Суд две ситуации (Дарфур и Ливия), и только одна негосударственная сторона (Кот-д'Ивуар) заявила, что признает юрисдикцию Суда. Палестинская национальная администрация также сделала заявление о признании юрисдикции Суда, но, так как палестинские территории , не признаются в качестве суверенного государства, остается неясным , имеет ли Палестинский орган власти , чтобы сделать такое заявление.

Алжир

Бутан

Китай

В июле 2020 года Восточный Туркестан правительство в изгнании (ETGIE) и Восточный Туркестан Национальное Awakening движение (Этнам) подал жалобу против руководства в Народной Китайской Народной Республики (КНР), в том числе Коммунистической партии Китая (КПК) , лидер Си Цзиньпин , утверждая, что он совершил геноцид и преступления против человечности при обращении с уйгурским меньшинством. Хотя КНР не является участником Римского статута и, следовательно, не принимает юрисдикцию МУС, ETGIE и ETNAM сослались на решение по делу против Мьянмы (также не являющейся стороной Римского статута) в отношении своего обращения с рохинджа, которое позволяло юрисдикция МУС, поскольку часть преступления произошла на территории государства-участника, в данном случае Бангладеш . В жалобе ETGIE и ETNAM утверждается, что это постановление позволяет МУС претендовать на юрисдикцию в своем деле, поскольку КНР привлекала уйгуров из Таджикистана и Камбоджи - обоих государств-участников МУС - на свою территорию и затем совершала против них те же преступления, что и они. делали с резидентами уйгуров. На 14 декабря 2020 года, офис Фату Бенсуда , в Прокурору МУС , объявил о завершении своей предварительного следствия и что он не будет продолжать до полного расследования. В отчете упоминается тот факт, что все имеющиеся доказательства предполагаемых преступлений происходят из Китая, а это означает, что Суд не обладает территориальной юрисдикцией в отношении рассматриваемых деяний. Однако материалы дела остались открытыми, что означает, что могут быть представлены дополнительные доказательства, и МУС может начать расследование в будущем.

Берег Слоновой Кости

15 февраля 2005 года Суд подтвердил, что Кот-д'Ивуар , который не является государством-участником, сделал заявление в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Римского статута, признав «осуществление юрисдикции Международным уголовным судом с в отношении преступлений, совершенных на его территории после событий 19 сентября 2002 г. ".

Люди, обвиняемые в нарушениях прав человека, которые могут предстать перед судом, включают Симону Гбагбо , жену президента Лорана Гбагбо, и Гийома Соро, главу повстанческой армии Новых сил.

В октябре 2006 года в докладе Организации Объединенных Наций рекомендовалось, чтобы политики, препятствующие мирному процессу, предстали перед судом в МУС.

В ноябре 2006 года прокурор подтвердил, что ситуация в Кот-д'Ивуаре анализируется.

Египет

В декабре 2011 года правящий военный совет ( Высший совет вооруженных сил или СКАФ) был передан в суд для расследования преступлений против человечности против гражданского населения с использованием нервно-паралитического газа и других запрещенных химикатов во время египетской революции 2011 года . Глава совета Тантави, а также его заместитель Анан и другие члены совета были названы сообщниками.

Израиль / Палестина

Между тем израильская служба экстренной помощи ZAKA и муниципальные власти Сдерота обратились в суд с просьбой провести расследование в отношении лидера ХАМАСа Халеда Машаля по обвинению в преступлениях против человечности в результате обстрела Сдерота ракетами, выпущенными из Газы в 2007 году.

22 января 2009 года Палестинская национальная администрация сделала заявление о признании юрисдикции Суда, но, поскольку палестинские территории не признаны суверенным государством, неясно, имеет ли Палестинская администрация право сделать такое заявление. Прокурор получил более 200 запросов о расследовании военных преступлений, предположительно совершенных во время конфликта между Израилем и Газой 2008–2009 годов .

Ливан

В июле Жан Зиглер , специальный докладчик Организации Объединенных Наций по вопросу о праве на питание, призвал к расследованию того, совершал ли Израиль военные преступления, нападая на запасы продовольствия и воды. Израиль признал использование белого фосфора во время войны, оружия, которое запрещено Протоколом III Конвенции о конкретных видах обычного оружия при использовании в качестве зажигательного устройства против гражданских лиц или в гражданских районах, но разрешено при использовании для освещения или укрытия. (Израиль не является участником этого протокола.) Врачи на юге Ливана заявили, что они подозревают, что жертвы ожогов были вызваны белым фосфором.

Между тем, адвокат по правам человека в Соединенном Королевстве - член суда - подает иск в соответствии с Законом о Международном уголовном суде, обвиняя британских правительственных чиновников в соучастии в военных преступлениях Израиля, разрешив передачу оружия из Соединенных Штатов через Великобританию. аэропортов.

Другая британская юридическая фирма предположила, что использование Израилем кассетных бомб также будет военным преступлением.

14 сентября 2006 года Amnesty International опубликовала отчет, в котором Хезболла обвиняется в военных преступлениях во время конфликта 2006 года с Израилем .

Мьянма

В мае 2008 года Европейский парламент призвал передать руководителей Государственного совета мира и развития Мьянмы в суд за преступления против человечности и за блокирование оказания помощи после циклона Наргис . Этот призыв был поддержан правительством Австралии, теневым министром из Соединенного Королевства и депутатом от правящей партии Франции.

Сомали

Сообщалось, что в мае 2006 года сомалийский военачальник Муса Суди Ялахоу приказал своим ополченцам захватить госпиталь Кейсаней на севере Могадишо , что может противоречить законам о борьбе с военными преступлениями. Сомалийская неправительственная организация, Управление по защите интересов правосудия Сомали, обратилась в суд с просьбой расследовать это как военное преступление.

Сомали не является стороной в суде, и поэтому для того, чтобы суд обладал юрисдикцией, необходимо дать согласие на это или быть переданным Советом Безопасности ООН .

В апреле 2007 года наблюдатель в Сомали от Европейского союза заявил, что солдаты из Эфиопии и переходного федерального правительства Сомали атаковали мирных жителей Сомали в рамках продолжающейся войны в Сомали и что угандийские миротворцы из Миссии Африканского союза в Сомали стояли на месте, пока это произошло. Хотя ни Сомали, ни Эфиопия не являются членами суда, Уганда и еще три страны, предоставляющие войска для АМИСОМ, являются и могут быть обвинены в соучастии в военном преступлении.

В ноябре 2007 года специальный посланник Генерального секретаря ООН в Сомали Ахмеду ульд-Абдаллах призвал суд привлечь к ответственности подозреваемых в военных преступлениях.

Шри-Ланка

Шри-Ланка не является стороной в суде, и поэтому для того, чтобы суд обладал юрисдикцией, необходимо дать согласие или передать ее в Совет Безопасности ООН .

Таиланд


Зимбабве

С 2005 года Совет Безопасности призвал передать ситуацию в Зимбабве в суд, в том числе:

  • Правительство Австралии
  • Правительство Новой Зеландии
  • Международная ассоциация юристов
  • Тогдашние британские оппозиционные Консервативная и Либерально-демократическая партии
  • Специальный комитет по иностранным делам Палаты лордов Великобритании
  • Намибийское Национальное общество по правам человека
  • Демократический альянс оппозиции в Южной Африке

Здание Международного суда ООН в Гааге

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный международный суд, созданный на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за тяжкие преступления, совершенные в XXI веке.

Он был учрежден 17 июля 1998 года на основе Римского статута Международного уголовного суда, который вступил в силу 1 июля 2002 года после того, как его ратифицировали 60 государств.

Под юрисдикцию суда попадают самые серьезные преступления, совершенные физическими лицами и вызывающие озабоченность всего международного сообщества. В его компетенцию входят рассмотрение преступлений против человечности, агрессии и военных преступлений, а также преследование лиц, ответственных за геноцид.

Штат МУС насчитывает около 900 человек из 100 стран. Официальных языков шесть — английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский. В качестве рабочих языков используются только английский и французский.

Основное здание суда находится в Гааге (Нидерланды). У международного уголовного суда есть шесть полевых офисов, которые находятся в Африке. Два из них расположены в Демократической Республике Конго, а остальные — в Уганде, Центральноафриканской Республике, Кении и Кот-д'Ивуаре.

Суд не обладает юрисдикцией в отношении лиц, не достигших 18 лет на момент предполагаемого совершения преступления. Он состоит из президиума, трех отделений (апелляционное, судебное и отделение предварительного производства), канцелярии прокурора и секретариата.

Высшим руководящим органом МУС является Ассамблея государств-участников статута. Его сессии проводятся в месте пребывания суда или в центральных учреждениях ООН один раз в год. На заседании Ассамблеи избираются 18 судей. При первых выборах одна треть судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение трех лет; еще одна треть — в течение шести лет, а остальные судьи остаются в должности в течение девяти лет. Прокурор и его заместители избираются путем тайного голосования абсолютным большинством голосов членов Ассамблеи на девять лет и не могут быть переизбраны.

МУС занимается преступлениями, совершенными после 1 июля 2002 года на территории государств-участников Римского статута или совершенными гражданами таких государств на территории других стран. При этом если государство, в котором произошло преступление, не является участником статута, то право выдачи мандата на начало уголовного преследования имеет Совет Безопасности (СБ) ООН.

Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, имеют право на подачу специального заявления с признанием юрисдикции суда по интересующему вопросу.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, однако он не имеет права выносить смертные приговоры.

Международный уголовный суд не подменяет национальные суды, а дополняет их. МУС может осуществлять свою юрисдикцию только в том случае, если национальный суд не способен или не готов сам ее реально осуществить.

Любое государство-участник может выйти из статута, направив генеральному секретарю ООН соответствующее письменное уведомление. Официальный выход из МУС происходит через год после его получения. При этом участник не освобождается от выполнения обязательств, которые возникли в период его участия, включая любые финансовые обязательства.

Расходы МУС покрываются в основном за счет начисленных взносов государств-участников. Он также имеет право принимать добровольные взносы правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.

МУС не является частью ООН и подотчетен странам, ратифицировавшим статут (эти страны берут на себя и финансирование суда).

Крупнейшие страны мира, такие, как США, Китай и Россия, не признают МУС и отказываются сотрудничать с трибуналом. Президент США Билл Клинтон в 2000 году поставил подпись под Римским статутом, однако уже через два года Вашингтон ее отозвал. Преемник Клинтона Джордж Буш-младший объявил деятельность МУС нарушающей национальные интересы США, и его администрация полностью отказалась от сотрудничества с этим судом.

Российская сторона подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, но так и не ратифицировала его. 16 ноября 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому Россия перестала быть участником Римского статута Международного уголовного суда. С точки зрения МИД России, МУС не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом правосудия.

Согласно данным на сайте Международного уголовного суда, сейчас суд ведет 11 расследований, в предварительном порядке изучает еще 10 дел. Среди них — предполагаемые преступления, совершенные в Бурунди, Кении, Центральноафриканской Республике, Мали, Кот-д'Ивуаре, Ливии, Афганистане, Уганде и др.

За годы своего существования МУС так и не смог привлечь к ответственности ни одного действующего политического деятеля или хотя бы политика или военного, выступающего в конфликте на стороне государства. Пока все обвиняемые в МУС — это либо бывшие свергнутые лидеры, либо оппозиционеры-мятежники. Расследования и процессы над действующими политиками пока успехом не увенчались.

Читайте также: