Виды исков в суде европейского союза

Обновлено: 18.04.2024

Виды исков в Суде Европейского Союза по Лиссабонскому договору: Иски о неисполнении обязательств (против государств- членов) Иски о бездействии Иски об аннулировании Иски о возмещении вреда. Иски о неисполнении обязательств и о бездействии относятся к искам, направленным против органов Европейского Союза. Иски об аннулировании связаны с проверкой законности актов Союза. В данном случае предметом обжалования является незаконный характер актов Европейского Союза. Иски о возмещении вреда направлены на возмещение вреда, нанесенный институтами Европейского Союза или их служащими. Все перечисленные иски относится к прямой юрисдикции.
2. преюдициальная (косвенная) юрисдикция (рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС);

3. в порядоке предварительного контроля

Косвенная юрисдикция Суда Ес

К ней относятся: Предъявление в ходе рассмотрения основного иска требования о проверке законности подлежащего применению акта ЕС. Преюдициальные запросу национальных судов государств- членов в Суд Европейского Союза.(подробнее выше)

Правовой статус трибунала

1 Суд Европейского Союза контролирует правомерность законодательных актов, актов Совета, Комиссии и Европейского центрального банка, кроме рекомендаций и заключений, а также актов Европейского парламента и Европейского совета, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц. Кроме того, Суд Европейского Союза контролирует правомерность актов органов или учреждений Союза, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц.

С этой целью Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются государством-членом, Европейским парламентом, Советом или Комиссией в связи с отсутствием компетенции, нарушением существенных процедурных требований, нарушением Договоров или любой нормы права, относящейся к их применению, либо злоупотреблением полномочиями.

На аналогичных условиях Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются Счетной палатой, Европейским центральным банком и Комитетом регионов в целях защиты своих прерогатив.

На условиях, предусмотренных в первом и втором абзацах, любое физическое или юридическое лицо может подавать иски против актов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют исполнительных мер.

Акты о создании органов и учреждений Союза могут предусматривать особые условия и порядок для исков, подаваемых физическими или юридическими лицами против актов этих органов или учреждений, которые направлены на создание в отношении них правовых последствий.

Предусмотренные в настоящей статье иски должны быть поданы в течение двухмесячного срока, который отсчитывается, в зависимости от случая, с момента опубликования акта, с момента уведомления о нем истца или – при отсутствии такого опубликования или уведомления – со дня, когда истец узнал о данном акте.

2 В случае, если в нарушение Договоров Европейский парламент, Европейский совет, Совет, Комиссия или Европейский центральный банк воздерживаются от принятия решения, то государства-члены и другие институты Союза могут обращаться в Суд Европейского Союза с целью обеспечить констатацию этого нарушения. Настоящая статья применяется на аналогичных условиях к органам и учреждениям Союза, которые воздерживаются от принятия решения.

Подобный иск может быть принят к рассмотрению, только если соответствующему институту, органу или учреждению было сначала предложено совершить действие. Если по истечении двухмесячного срока с момента такого предложения институт, орган или учреждение не определили своей позиции, то иск может быть подан в пределах следующего двухмесячного срока.

Любое физическое или юридическое лицо на условиях, предусмотренных в предыдущих абзацах, может обжаловать в Суде Европейского Союза нарушение каким-либо из институтов, органов или учреждений Союза своих обязанностей тем, что ими не был принят в адрес этого лица акт, кроме рекомендации или заключения.

3 Суд Европейского Союза полномочен рассматривать споры о возмещении убытков, которые предусмотрены во втором и третьем абзацах статьи 340

4 суд Европейского Союза полномочен выносить решения на основании арбитражных оговорок, которые содержатся в публично-правовых или частно-правовых договорах, заключенных Союзом или от его имени.

Статутом может быть предусмотрено, что Трибунал обладает полномочиями в отношении других категорий исков.

a) против акта либо бездействия Европейского парламента, Совета или обоих этих институтов, когда они принимают акт совместно, за исключением исков, направленных против:

- решений, которые принимаются Советом на основании третьего абзаца параграфа 2 статьи 108 Договора о функционировании Европейского Союза;

- актов Совета, которые принимаются согласно регламенту Совета о мерах торговой защиты в значении статьи 207 Договора о функционировании Европейского Союза;

- актов Совета, посредством которых последний осуществляет исполнительные полномочия в соответствии с параграфом 2 статьи 291 Договора о функционировании Европейского Союза;

b) против акта или бездействия Комиссии на основании параграфа 1 статьи 331 Договора о функционировании Европейского Союза.

Кроме того, для Суда резервируются иски, предусмотренные в тех же статьях, которые подаются институтами Союза против акта или бездействия Европейского парламента, Совета, обоих этих институтов, когда они принимают акт совместно, или Комиссии, а также иски, подаваемые институтами Союза против акта или бездействия Европейского центрального банка.

Решения, выносимые Трибуналом, могут служить предметом обжалования в Суде, которое ограничено вопросами прав.

2. Трибунал полномочен рассматривать жалобы, которые подаются на решения специализированных трибуналов.

Решения, выносимые Трибуналом в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.

Когда, по мнению Трибунала, дело требует решения принципиального характера, которое способно затрагивать единство или внутреннюю согласованность права Союза, он может передать дело на разрешение Суда.

Решения, выносимые Трибуналом по преюдициальным вопросам, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.

Председатель Суда и Председатель Трибунала по общему согласию определяют условия, на которых служащие и другие сотрудники, прикрепленные к Суду, предоставляют свои услуги Трибуналу, чтобы обеспечить возможность для функционирования последнего. Отдельные служащие или другие сотрудники находятся в непосредственном подчинении Секретаря Трибунала и действуют под руководством Председателя Трибунала.

О решениях Трибунала, которые завершают производство по делу, частично разрешают дело по существу или разрешают в ходе судебного разбирательства вопросы, связанные с возражениями против рассмотрения дела по причине его неподсудности или в связи с недопустимостью принятия заявления, Секретарь Трибунала уведомляет все стороны, а также все государства-члены и институты Союза, даже если они не вступали в разбираемое Трибуналом дело.

В течение двух месяцев с момента уведомления об обжалуемом решении в Суд может подаваться жалоба на решения Трибунала, которыми завершается производство по делу, а также на решения, которые частично разрешают дело по существу или разрешают в ходе судебного разбирательства вопросы, связанные с возражениями против рассмотрения дела по причине его неподсудности или в связи с недопустимостью принятия заявления.

Данная жалоба может подаваться любой из сторон, требования которой частично или полностью не были удовлетворены. Однако вступившие в дело стороны*, иные, чем государства-члены и институты Союза, могут подавать такую жалобу лишь в том случае, если решение Трибунала непосредственно их затрагивает.

В случае подачи жалобы на решение Трибунала процедура в Суде состоит из письменной и устной стадий. На условиях, определяемых процессуальным регламентом, Суд, заслушав генерального адвоката и стороны, может выносить решение без проведения устной процедуры.

Если жалоба является обоснованной, то Суд отменяет решение Трибунала. В таком случае Суд может либо сам вынести окончательное решение по делу, когда состояние дела позволяет разрешить его, либо передать дело на новое рассмотрение в Трибунал с тем, чтобы последний вынес решение.

В случае передачи дела на новое рассмотрение Трибунал связан указаниями по вопросам права, предусмотренными решением Суда.

Если жалоба, поданная государством-членом или институтом Союза, которые не вступали в дело, разбираемое Трибуналом, является обоснованной, то Суд может, если считает необходимым, указать, какие из последствий отмененного решения Трибунала должны считаться окончательными в отношении сторон по делу.

Первый генеральный адвокат* может предлагать Суду пересмотреть решение Трибунала, если, по его мнению, существует серьезная угроза нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.


Юрисдикция Суда по своему содержанию включает три основных группы полномочий:

·
прямая юрисдикция (разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС), (по своей сути, дела искового производства);

·
преюдициальная (косвенная) юрисдикция (рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС);

·
разбирать дела в порядке предварительного контроля.


Имеет общий характер.

А) дела по искам Комиссии к гос-чл.

Если Комиссия устанавливает нарушение обязательств гос-чл, то она обращается в Суд.

2 стадии расследования: административная ( обязательная) и судебная(факультативная) – если государство не подчинится указаниям Комиссии.

Суд может штрафовать государства за невыполнение решений. Когда государство-член после вынесения против него ре­шения Европейского суда не предприняло, по мнению Комиссии, надлежащих мер, она повторно начинает процедуру расследова­ния. Если в конечном счете дело вновь поступает на рассмотрение Суда, он, по предложению Комиссии, может наложить на госу­дарство-член штраф в виде единовременной суммы или неустойки.

Основания – любые нарушения обязательств из учредительных договоров.

Субъект – все государство в целом.

Б) иски обжаловании действий и решений органов и д.л. Сообществ.

·
иски об аннулировании ( Суд осуществляет контроль законности актов институтов и ЕЦБ, направленных на создание юридических последствий в отношении 3хлиц).

·
Иски о возмещении вреда (внедоговорная ответственность Сообщества). Предъявляются любыми лицами с целью компенсации ущерба, причиненного его институтами и служащими при исполнении обязанностей. Исковая давность – 5 лет.


В) Споры между гос-чл.

Основание иска – невыполнение государством своих обязанностей из Договора и законодательства ЕС.

И истец, и ответчик – гос-чл.




Г) Трудовые споры. Все конфликты между гражданскими служащими ЕС и ответствующими органами Сообщества. Сообщество может выступать в роли и истца, и ответчика.

Д) Гражданско-правовые споры. Юрисдикция Суда факультативная. В соответствии с арбитражной оговоркой, содержащейся в контракте, заключенном Сообществом или от имени Сообщества, Суд разрешает споры о применении и использовании данных контрактов, независимо от того, регулируется этот контракт частным или публичным правом.

Е) Отрешение от должности д.л. Союза. В отношении членов Комиссии, суда, Трибунала первой инстанции, аудиторов палаты аудиторов, Омбудсмана, членов исполнительного Совета ЕЦБ.

Ж) Предварительный контроль не вступающих в силу м.д. Сообщества. Контроль только предварительный. Любое гос-чл, Совет или Комиссия могут запросить заключение Суда. Если заключение Суда отрицательное, то м.д. м.б. заключен только после поправок в Договор.

З) преюдициальные запросы национальных судов. Могут запрашивать – суды гос-чл + другие юрисдикционные институты (трибуналы). Преюдициальный запрос направляется, когда вопрос о толковании или законности нормы поднят перед любым судом/трибуналом гос-чл. Преюдициальный запрос м.б. подан на любом этапе судопроизводства, в любой момент до вынесения судебного решения. Направление преюдициального запроса Суду – право. Если же дело рассматривается судом или трибуналом гос-чл, решения которого согласно национального законодательства м.б. обжалованы, то дело д.б. направлено в Суд.

Суд может выносить преюдициальные решения по вопросам:

·
Толкования Договора о ЕС;

·
Законности и толкования актов институтов Сообщества и ЕЦБ;

·
Толкования статутов органов, учрежденных актом Совета, если это предусматривают данные Статуты.

34. Правовой статус Трибунала первой инстанции и специализированных трибуналов (судебных палат),

Учрежден в 1973 году на основе Единого европейского акта в качестве второго органа правосудия в ЕС, состоящего при Суде. Трибунал первой инстанции был учрежден с целью облегчить Работу Суда Европейских сообществ, освободить его от части дел, главным образом наиболее простых и не влекущих политических последствий.

Его решения носят юридически обязательный характер. Не имеет статуса института, Устава.

Юрисдикция определяется специальным решением Совета Европейского Союза, внутренняя организация и деятельность – разделом Устава.

Место нахождения – Люксембург.

2 членов назначаются правительствами гос-чл на 6 мес с гарантиями независимости.

Сходный с судом состав, внутренняя организация, порядок работы и ответственность.

Особенности в сравнении с Судом:

·
В состав входят только судьи (нет юридических советников);

·
Допускается единоличное рассмотрение и разрешение дел 1 судьей.

Носит производный характер. К ней отнесены дела, которые были переданы Трибуналу из юрисдикции Суда. В настоящее время Трибуналу подсудны только дела прямой юрисдикции, истцами в которых выступают физические и юридиче­ские лица, а именно:

б) иски к институтам Союза и ЕЦБ, которые подаются физи­ческими и юридическими лицами (если истец — государство-член или институт, — то дело, как и ранее, по первой инстанции поступает непосредственно в Суд).

Решения могут быть обжалованы в Суд.

Судебные палаты — это новое звено судебной власти ЕС, создание которого впервые предусмотрено Ниццким договором 2001 г. Цель создания судебных палат — разгрузить Суд и Трибунал| первой инстанции. Кассационной инстанцией для судебных палат станет Трибу­нал. В конце 2004 г. была учреждена, но еще не приступила к работе первая судебная палата ЕС — Трибунал по делам публичной службы. В ближайшее время планируется также создать Патентный трибунал.

Виды исков определены в учредительных актах и уточнены в Уставе и процессуальных регламентах. При их классификации используются критерии процессуального и материального ха­рактера. В научной литературе различают соответственно дела прямой и косвенной юрисдикции. К первым относят дела, при рассмотрении которых судебный орган ЕС выносит решение по существу рассматриваемого спора. Ко вторым — дела, связан­ные с обращением национальных судебных органов, запраши-нающих толкование или установление действительности акта или нормы права ЕС, подлежащей применению, в деле, приня­том к производству национальным судебным органом.

Правовые основания вчинения того или иного иска опреде­лены непосредственно в ДФЕС. Однако их систематизации или классификации по видам он не содержит. Во всех случаях, ко­гда речь идет о том или ином виде иска, отсылка делается к со­ответствующей статье учредительного договора.

Глава 14. Судебная система 225 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза 224

К числу основных видов исков по делам прямой юрисдик­ции относятся следующие.

1. Иски о неисполнении обязательств. Они направлены про­тив государств-членов, не исполняющих те или иные предписа­ния учредительных договоров или норм вторичного права. Пра­вом вчинения иска обладают только так называемые привиле­гированные истцы. В их число ДР включил также Комитет регионов. Передаче дела в суд предшествует административная стадия, в ходе которой ЕК пытается найти приемлемое реше­ние возникшей проблемы, не доводя дело до суда. При отсутст­вии соглашения или недолжном его исполнении дело передает­ся ЕК (или при ее отказе — заинтересованным государством-членом) в суд. На основании решения суда о неисполнении или недолжном исполнении возможно решение о применении санкций. Частные лица вправе, если имеются необходимые ос­нования, вчинять иск о причинении вреда. Иски о неисполне­нии составляют почти 90% дел прямой юрисдикции, рассмат­риваемых Судом ЕС.

3. Иски о законности (об аннулировании). При вчинении та­кого рода иска может испрашиваться аннулирование любого правового акта ЕС, кроме учредительных договоров или всту­пивших в силу судебных решений. При посредстве этих исков суд контролирует законность актов, принятых совместно Европарламентом и Советом, Советом, ЕК и ЕЦБ. Согласно ст. 263 ДФЕС основаниями для рассмотрения споров Судом служат отсутствие должной компетенции у автора акта, нару­шение существенных требований процедурного характера, на­рушение самого учредительного акта или любой правовой нор­мы, обеспечивающей его исполнение, злоупотребление вла­стью. В тех случаях, когда иск предъявляется частным лицом, оспариваться должно решение, принятое в отношении него персонально или затрагивающее его лично, хотя бы оно и было

принято в форме решения, адресованного другому лицу. Срок исковой давности по данной категории дел составляет два ме­сяца. При удовлетворении иска оспариваемый акт объявляется ничтожным. Суд, однако, вправе определить, какие именно по­следствия аннулируемого акта сохраняют свою силу и не под-

4. Иски из причинения вреда. Учредительные договоры наде-

шют Суд юрисдикцией по рассмотрению споров, касающихся причинения ущерба. Речь может идти как о договорной ответ­ственности, связанной с недолжным исполнением или неис­полнением контракта, так и о внедоговорной ответственности. И первом случае ответственность Союза определяется законом, применимым к данному контракту. Соответствующее указание содержится, как правило, в самом контракте. Такого рода дела не входят в исключительную компетенцию европейских судеб­ных инстанций. На это прямо указывает ст. 274 ДФЕС, которая устанавливает, что участие ЕС в деле в качестве тяжущейся сто­роны не исключает подчинения возникшего спора юрисдикции национальных судебных органов или международного судебно-| о учреждения. Подлежащее применению право определяется в данном случае самими сторонами по договору. При отсутствии коллизионной нормы, указывающей на привязку к закону, воз­можна постановка вопроса о приоритете права ЕС.

Внедоговорная ответственность ЕС возникает при нанесе­нии ущерба институтами ЕС или их служащими при исполне­нии служебных обязанностей. Решение вопроса о возмещении ущерба подчинено общим принципам правд, применяемым во нсех государствах-членах. Ответственность служащих по отно­шению к ЕС определяется актами, регулирующими организа­цию ЕГС. Детальное регулирование условий, объема и порядка |(недоговорной ответственности определяется практикой самого ('уда. Такого рода иски, вчиняемые частными лицами, рассмат­риваются отныне СДГС. Правом вчинения иска обладает каж-мый из субъектов права ЕС. Срок исковой давности по такого рода делам — пять лет с момента возникновения обстоятельств, обусловливающих предъявление иска.

Помимо рассмотренных видов исков право ЕС предусмат­ривает еще ряд исков в специальных областях. Таковы иски, I 1 низанные с обжалованием решений ЕК о наложении санкций «а нарушение права конкуренции, обжалование мер антидем­пингового характера и др. Новые виды исков устанавливаются

Виды исков определены в учредительных актах и уточнены в Уставе и процессуальных регламентах. При их классификации используются критерии процессуального и материального характера. В научной литературе различают соответственно дела прямой и косвенной юрисдикции. К первым относят дела, при рассмотрении которых судебный орган ЕС выносит решение по существу рассматриваемого спора. Ко вторым — дела, связанные с обращением национальных судебных органов, запраши-нающих толкование или установление действительности акта или нормы права ЕС, подлежащей применению, в деле, принятом к производству национальным судебным органом.

Правовые основания вчинения того или иного иска определены непосредственно в ДФЕС. Однако их систематизации или классификации по видам он не содержит. Во всех случаях, когда речь идет о том или ином виде иска, отсылка делается к соответствующей статье учредительного договора.

К числу основных видов исков по делам прямой юрисдикции относятся следующие.

1. ^ Иски о неисполнении обязательств. Они направлены против государств-членов, не исполняющих те или иные предписания учредительных договоров или норм вторичного права. Правом вчинения иска обладают только так называемые привилегированные истцы. В их число ДР включил также Комитет регионов. Передаче дела в суд предшествует административная стадия, в ходе которой ЕК пытается найти приемлемое решение возникшей проблемы, не доводя дело до суда. При отсутствии соглашения или недолжном его исполнении дело передается ЕК (или при ее отказе — заинтересованным государством-членом) в суд. На основании решения суда о неисполнении или недолжном исполнении возможно решение о применении санкций. Частные лица вправе, если имеются необходимые основания, вчинять иск о причинении вреда. Иски о неисполнении составляют почти 90% дел прямой юрисдикции, рассматриваемых Судом ЕС.

3. ^ Иски о законности (об аннулировании). При вчинении такого рода иска может испрашиваться аннулирование любого правового акта ЕС, кроме учредительных договоров или вступивших в силу судебных решений. При посредстве этих исков суд контролирует законность актов, принятых совместно Европарламентом и Советом, Советом, ЕК и ЕЦБ. Согласно ст. 263 ДФЕС основаниями для рассмотрения споров Судом служат отсутствие должной компетенции у автора акта, нарушение существенных требований процедурного характера, нарушение самого учредительного акта или любой правовой нормы, обеспечивающей его исполнение, злоупотребление властью. В тех случаях, когда иск предъявляется частным лицом, оспариваться должно решение, принятое в отношении него персонально или затрагивающее его лично, хотя бы оно и было

принято в форме решения, адресованного другому лицу. Срок исковой давности по данной категории дел составляет два месяца. При удовлетворении иска оспариваемый акт объявляется ничтожным. Суд, однако, вправе определить, какие именно последствия аннулируемого акта сохраняют свою силу и не подежат пересмотру.

4. ^ Иски из причинения вреда. Учредительные договоры наде-

шют Суд юрисдикцией по рассмотрению споров, касающихся причинения ущерба. Речь может идти как о договорной ответственности, связанной с недолжным исполнением или неисполнением контракта, так и о внедоговорной ответственности. И первом случае ответственность Союза определяется законом, применимым к данному контракту. Соответствующее указание содержится, как правило, в самом контракте. Такого рода дела не входят в исключительную компетенцию европейских судебных инстанций. На это прямо указывает ст. 274 ДФЕС, которая устанавливает, что участие ЕС в деле в качестве тяжущейся стороны не исключает подчинения возникшего спора юрисдикции национальных судебных органов или международного судебно-| о учреждения. Подлежащее применению право определяется в данном случае самими сторонами по договору. При отсутствии коллизионной нормы, указывающей на привязку к закону, возможна постановка вопроса о приоритете права ЕС.

Внедоговорная ответственность ЕС возникает при нанесении ущерба институтами ЕС или их служащими при исполнении служебных обязанностей. Решение вопроса о возмещении ущерба подчинено общим принципам правд, применяемым во нсех государствах-членах. Ответственность служащих по отношению к ЕС определяется актами, регулирующими организацию ЕГС. Детальное регулирование условий, объема и порядка |(недоговорной ответственности определяется практикой самого ('уда. Такого рода иски, вчиняемые частными лицами, рассматриваются отныне СДГС. Правом вчинения иска обладает каж-мый из субъектов права ЕС. Срок исковой давности по такого рода делам — пять лет с момента возникновения обстоятельств, обусловливающих предъявление иска.

Помимо рассмотренных видов исков право ЕС предусматривает еще ряд исков в специальных областях. Таковы иски, I 1 низанные с обжалованием решений ЕК о наложении санкций «а нарушение права конкуренции, обжалование мер антидемпингового характера и др. Новые виды исков устанавливаются либо предусматриваются учредительными договорами. Так, согласно ст. 262 ДФЕС Совет по предложению ЕК и после консультации с Европарламентом может на основе единогласия принять решение о наделении Суда юрисдикцией по рассмотрению коллизий, касающихся применения актов относительно права промышленной собственности. Согласно ст. 275 ДФЕС юрисдикция Суда ЕС не распространяется на положения, относящиеся к ОВПБ, или акты, принятые на их основе.

^ 14.7. Косвенное обжалование и преюдициальная процедура

Наибольший интерес в данной категории дел представляет решение вопросов, возникающих перед национальными судами в связи с применением права ЕС. При рассмотрении основного иска, заявленного в национальном суде, нередко возникает вопрос о правильном толковании или действительности подлежащих применению в данном деле норм или актов права ЕС. Судебные органы государств-членов не имеют права сами устанавливать действительность такого рода актов или давать им собственное толкование. Во всех тех случаях, когда решение по основному иску, рассматриваемому национальным судом, зависит от ответа на эти вопросы, возникает необходимость привести в действие преюдициальную процедуру.

Суть ее состоит в том, что национальный суд в этом случае приостанавливает производство по делу, находящемуся на его рассмотрении, и обращается в Суд ЕС (или СОЮ). До введения в действие Ниццского договора такого рода обращение могло быть направлено только в Суд ЕС. При этом обращение национального суда, рассмотревшего дело по первой инстанции, было факультативным. Со стороны национального суда последней инстанции, чье решение является окончательным и не подлежит обжалованию, обращение носит, как правило, обязательный характер. С 2003 г. СОЮ наделен юрисдикцией для рассмотрения и разрешения вопросов, переданных в преюдициальном порядке. Такое обращение в СОЮ касается специальных областей, определяемых Уставом Суда. Если СОЮ устанавливает, что ответ на поступивший запрос имеет принципиально важное значение для единства и целостности права ЕС, он может передать дело в вышестоящую инстанцию.

1'ешение СОЮ может быть в порядке исключения обжаловано к Суд ЕС.

Суд ЕС, СОЮ и СДГС, вынося решение в преюдициальном порядке, ни в коем случае не могут предписывать национальному суду конкретное решение по конкретному делу. Однако даваемое судебной инстанцией ЕС толкование, а тем более признание недействительности того или иного акта ЕС нередко предрешает постановление национального суда.

Национальные суды государств — членов ЕС и европейские судебные инстанции иерархически не соподчинены. Решение об обращении в преюдициальном порядке принимается только национальными судебными органами, действующими полностью самостоятельно. Европейские судебные органы не могут принимать к своему производству жалобы на уже вступившее в шконную силу решение национального судебного органа. Однако в том, что касается собственных процедур, применяемых при рассмотрении дела в преюдициальном порядке, европейская судебная инстанция остается хозяином собственной процедуры. Это позволяет ей, например, пересмотреть вопрос о законности акта ЕС, несмотря на истечение общего срока искомой давности для соответствующего оспаривания.

Большинство исследователей квалифицируют преюдициальную процедуру как средство сотрудничества и взаимодействия европейских и национальных судебных инстанций. Критика в основном связана с тем, что она не способствует созданию федеральной судебной системы.

На практике преюдициальная процедура сыграла чрезвычайно важную роль в развитии европейской интеграции и европейского права. Благодаря этой процедуре Суд ЕС подтвердил независимый и самобытный характер правовой системы Союза, сформулировал основные принципы права ЕС и его квалификационные характеристики, уточнил условия и пределы приме-

нения права ЕС, его взаимоотношения с национальным правом государств-членов и международным правом. Нередко благодаря практике Суда восполнялись существенные пробелы в праве ЕС, а сформулированные им принципы и положения получали закрепление в последующих учредительных актах.

Расширению юрисдикции Суда служит также ее распространение на пространство свободы, безопасности и законности, а равно на осуществление продвинутого сотрудничества. Обязательность выносимых в последнем случае решений касается только государств, участвующих в продвинутом сотрудничестве.

Юрисдикция Суда не распространяется, однако, на рассмотрение правомерности или соразмерности операций, проводимых полицией и другими правоприменительными органами в целях поддержания законности, общественного порядка и обеспечения внутренней безопасности.

Европейские судебные инстанции наделяются новыми юрисдикциями на основе учредительных договоров и посредством решений, принимаемых на их основе Судом ЕС.

Так, в постановлении по делу МОКС (2006 г.) Суд ЕС подтвердил, что государства — члены ЕС обязаны разрешать все возникающие между ними споры путем обращения в судебные инстанции ЕС. Суд уточнил, что такого рода обращение не может зависеть от того, насколько урегулированы спорные отношения нормами права ЕС. Наконец, Суд ЕС добавил еще один немаловажный вывод, установив, что любое решение, вынесенное международным судебным органом по спору, который отнесен к компетенции судебных органов ЕС, не может иметь юридической силы и не подлежит применению на территории ЕС.

Некоторые новые положения, относящиеся к юрисдикции судов ЕС, содержит ДР. Так, Суд, осуществляя преюдициальную юрисдикцию, обязан вынести решение в максимально короткие сроки, если речь идет о лице, содержащемся под стражей. Предусмотрено участие Суда ЕС в процедуре, связанной с наложением санкций на государство-член, нарушившее основные принципы правового сообщества. Уточнены некоторые процессуальные правила исполнения решений Суда. Однако в наиболее категоричной форме определяется в ДР изъятие из-под юрисдикции Суда положений, относящихся к ОВПБ. Практически заметного продвижения в этой сфере, несмотря на декларацию единства правового режима, не наблюдается.

Читайте также: