Суда пригородного и внутригородского сообщения это

Обновлено: 16.05.2024

Задавая вопрос, укажите, пожалуйста, требуемую контактную информацию. Ответ на ваш вопрос будет направлен на вашу электронную почту и размещен на сайте (без указания ваших персональных данных).

РПСМ гарантирует конфиденциальность вашей личной информации.

РПСМ оставляет за собой право не отвечать на некорректные и анонимные вопросы.

Задайте свой вопрос

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Право на досрочное назначение страховой пенсии, согласно п.9 ч.1. ст. 30,

возникает при наличии ( рассмотрим для мужчин):

- специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе

- общего страхового стажа не менее 25 лет

- величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30

Работая под Российским Флагом, получая достойную заработную плату, уйти на пенсию в 55 лет практически мало вероятно.

Моряк, работает на судне в среднем, 6-7 месяцев в году, при этом идет специальный стаж, он же является страховым, так как оставшуюся часть времени, 5-6 месяцев на берегу, моряк не получает заработную плату, и соответственно не платятся взносы в ПФР, страховой стаж не идет.

Исходя из выше изложенного, для выхода на пенсию в 55 лет, моряку необходимо,

25 лет отработать в плавсоставе, получить за это 12, 5 лет специального стажа, и потом еще 12,5 лет на берегу, получая стаж за календарный год, либо отработать в плавсоставе 50 лет, и получить 25 лет стажа.

Весь стаж необходимо набрать до 55 лет, одно из условий назначения льготной пенсии.

Пример, моряк в 23 года начал работать в Российской компании под Российским Флагом, планирует до пенсии работать в море 180 дней в году, необходимый стаж для выхода в 55 лет на пенсию, он сможет набрать, в лучшем случае к 73 годам.

Есть ли какая то практика выхода из подобной ситуации? Фактически, получая достойную заработную плату и не малые пенсионные отчисления в ПФР моряк вряд ли сможет воспользоваться законным правом на льготную пенсию.

– стаж работы в плавсоставе судов 12 лет и 6 месяцев (для мужчин) и 10 лет (для женщин),

– общий страховой стаж – 25 и 20 лет соответственно,

– индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30 (с учетом переходных положений в 2021 году не ниже 21).

При этом, если на момент достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин нет необходимого стажа работы в плавсоставе или требуемого общего страхового стажа, а также при отсутствии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, страховая пенсия моряку будет назначена на общих основаниях: то есть по достижении общеустановленного пенсионного возраста (65/60лет для мужчин и женщин соответственно).

Кроме того, право досрочного выхода на пенсию вне зависимости от возраста и при наличии специального стажа (не менее 25 лет и 20 лет для мужчин и женщин соответственно) имеют члены экипажа отдельных видов судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (на буксирах-толкачах, постоянно занятых на транспортировке нефтяных барж, газовозах, нефтеналивных, нефтеперекачивающих, нефтебункеровочных и зачистных станциях, подводных аппаратах (лабораториях), судах с атомными энергетическими установками, судах атомного технологического обслуживания, судах, постоянно работающих в Арктике, химовозах, агломератовозах).

При этом необходимо учитывать, что после 01 января 2013 года условия назначения досрочной страховой пенсии по старости применяются только в том случае, если класс условий труда на рабочих местах членов экипажей судов соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) и в случае уплаты работодателем дополнительных страховых взносов.

В этой связи при работе моряка в судоходной компании по бессрочному трудовому договору в льготный страховой стаж практически войдет полный календарный год, за исключением отдельных периодов, которые в льготный стаж не включаются.

Ваши расчеты, приводимые в обращении о практической невозможности выработки специального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию до 55 и 50 лет (соответственно для мужчин и женщин), могут быть верны только в том случае, когда моряк работает исключительно по срочным трудовым договорам, и его трудовые отношения длятся не более 5-6 месяцев в году.

Заведующая отделом социально-трудовых отношений

Бологова Наталья Владимировна

Добрый день! Мой муж, рефмеханик, сейчас находится в море на рыболовном судне. Судно ходит под флагом России, капитан данного судна коренной житель Кореи. Так получилось, что у моего мужа с капитаном сложились сложные отношения в рейсе. Мой муж хороший рефмеханик, работу свою знает, опыт морских рейсов у него есть. Но почему-то капитан не считается с мнением рефмеханика в процессе работы. Из-за этого сложилась сложная психологическая обстановка. Муж тяжело это переживает. В результате у него возникли проблемы со здоровьем, в частности кардиологического характера. Вопрос: есть ли возможность списания с судна до окончания рейса? Каковы должны быть причины для такого списания? Заранее благодарна.

На случай плохого самочувствия кого-либо из экипажа на борту должен быть член экипажа, которые компетентен оказывать первичную медпомощь. Если недомогание серьезное, капитан должен запросить консультационную помощь специализированной береговой медицинской службы при помощи средств связи. По итогам такой консультации может быть принято решение о заходе судна в ближайший порт или направление катера/вертолета к судну, для снятия с борта больного и дальнейшей госпитализации. Очевидно, что такие экстренные меры принимаются в случае угрозы жизни и здоровью человека.

Что касается прерывания трудового договора по другим причинам, необходимо обратиться с заявлением о замене в ближайшем порту захода. Насколько быстро это произойдет и на каких условиях, зависит от содержания трудового договора вашего мужа и района плавания судна.

Обращаю ваше внимание, что РПСМ может оказывать помощь только своим членам, но мы вас обязательно проконсультируем.

Первый заместитель председателя РПСМ

Ковальчук Игорь Васильевич

Могу ли я вступить в профзоюз, если работаю на перебрежном флоте, а конкретно матрос на судне перевозящем уголь с берега на рейд в Шахтерске Сахалинской области

в соответствии с Уставом Российский профессиональный союз моряков объединяет на добровольной основе моряков, работников иных специальностей, деятельность которых связана с судоходством.

Поэтому Вы, безусловно, можете вступить в РПСМ.

Контактные данные организаций РПСМ размещены на нашем сайте:

Контакты организаций в условия пандемии размещены здесь:

К сожалению, на Сахалине нет организации РПСМ, в которой вы могли бы состоять на учете.

Рекомендуем Вам обратиться в Дальневосточную региональную организацию РПСМ, г. Находка, председатель Суханов Николай Михайлович:

Там вы сможете проконсультироваться по вопросам вступления в РПСМ и возможности создания первичной организации на вашем предприятии.

Зав. отделом организационной работы

Трудовые отношения членов экипажей морских судов работающих под флагом Российской Федерации регулируются законодательством РФ о труде, коллективными договорами, индивидуальными трудовыми договорами работников.

Продолжительность работы членов экипажа судов между двумя периодами отдыха на берегу установлена Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов, и судов смешанного (река-море) плавания утвержденным Приказом Минтранса России от 20.09.2016 № 268.

Максимальная продолжительность работы членов экипажа не должна превышать 150 календарных дней, а в исключительных случаях может быть увеличена до 180 календарных дней.

В связи c объявлением Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии коронавируса COVID-19, Морская администрация Российской Федерации установила ряд мер на случай, если срок действия трудовых договоров членов экипажей судов истек или истекает до 20 июня 2020 года.

По Информации Министерства транспорта РФ от 24 марта 2020 г. для членов экипажей судов при истечении срока действия трудовых договоров, в тех случаях, когда смена экипажа не может быть осуществлена в пределах установленной максимальной продолжительности работы членов экипажа судна в связи с ограничениями, обусловленными COVID-19, продолжительность работы, как это определено в трудовом договоре, может быть продлена на срок до трех месяцев, при условии согласия члена экипажа и обеспечения права на оплачиваемый отпуск и на надлежащую репатриацию в соответствии с требованиями Правил 2.4 и 2.5 КТМС-2006.

Обращаем Ваше внимание, что данные меры применяются исключительно для случаев форс-мажора, когда имеются затруднения с осуществлением смены членов экипажа.

Таким образом, не могут быть установлены какие-либо конкретные максимальные сроки нахождения на судне связанные с ограничениями обусловленными COVID-19. Все вопросы, связанные с прекращением работы на судне решаются в индивидуальном порядке и зависят от условий Вашего индивидуального трудового договора (срока договора) и от возможности компании осуществить смену экипажа в конкретный момент, а так же от Вашего желания прекратить работу или согласится на продолжение работы. Если срок Вашего трудового договора истек, Вы имеете право обратиться к работодателю с письменным заявлением о списании с борта судна.

Работаю на судне под флагом РФ, в связи со сложившейся ситуации в мире и другими причинами менеджмент не может организовать смену экипажа из за чего время нахождения в море превысило 180 дней что является максимумом в соответствии с приказом минтранса 268. Предусмотрены ли законодательством и трудовым кодексом РФ надбавки или дополнительные выплаты за превышение максимального срока пребывания в море?

В этих форс-мажорных обстоятельствах, когда моряки продолжают работу на судне свыше 180 суток, по-нашему мнению, правомочно поставить перед работодателем вопрос о компенсационных выплатах. За защитой своих прав и проведения переговоров с работодателем Вы можете обратиться в первичную профсоюзную организацию, в которой состоите на учете.

Штаб-квартира РПСМ, Москва:

Почтовый адрес: 125315, г. Москва, а/я 61

Приемная в Санкт-Петербурге:

© 2012-2020 РПСМ. Все права защищены. При использовании и перепечатке материалов ссылка на сайт РПСМ обязательна. Политика конфиденциальности


Константин Вензовский

"Риэлторской деятельности нужны закон, налоги, систематизация и порядок"


Вячеслав Лукиша


Алексей Жаренников


Григорий Шатило


Любовь Ильгова

Самые читаемые


Максимальный размер родительской платы в детсадах установлен в Мурманской области

15:09 – 29 декабря


Прокуратура выявила факты незаконной выплаты премии главе Зеленоборского

9:24 – 29 декабря


Новогодние гуляния пройдут в двух районах Мурманска

12:41 – 29 декабря


Сотрудницу салона связи Мурманска обвиняют в продаже информации о клиентах

10:02 – 29 декабря

Пенсионное обеспечение работников плавсостава рыбопромыслового флота: разъяснения юриста

В Пенсионный Фонд РФ взносы за своих работников делает компания-работодатель, при условии, что эта компания - российская, и трудовые отношения с моряками оформлены должным образом

Пенсионная система России сегодня состоит из двух институтов:

1. Пенсионный Фонд РФ - государственная пенсия;

2. Негосударственные пенсионные фонды - основные финансовые учреждения для накопления пенсии.

В Пенсионный Фонд РФ взносы за своих работников делает компания-работодатель, при условии, что эта компания - российская, и трудовые отношения с моряками оформлены должным образом. Работодатель таким образом дает своему плавсоставу возможность накопить страховой (трудовой) стаж, выйти на пенсию в соответствующем возрасте и получить от государства минимальную пенсию.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществляется на основе следующих нормативно – правовых актов:

Суть пенсионного обеспечения граждан РФ с принятием этих законов заключается в том, что Россия перешла на страховые принципы формирования пенсий. То есть и право на трудовую пенсию, и ее размер, теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР (Пенсионный Фонд России) за каждого конкретного человека.

1. Итак, в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют

- мужчины, достигшие возраста 60 лет, и

- женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

По страховым стажем необходимо понимать период времени, в течение которого либо сам работник – гражданин России, либо его работодатель – российское предприятие, платили взносы в государственный пенсионный фонд.

2. Пункт 6 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ устанавливает наличие права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

- для мужчин по достижении возраста 55 лет и

- женщин по достижении возраста 50 лет,

если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Данная норма продолжает политику дополнительной социальной поддержки лиц, работающих в тяжелых климатических условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Условиями для досрочного назначения пенсии является определенная продолжительность трудовой деятельности в указанных районах и наличие страхового стажа. Каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. В данном случае применяется правило суммирования стажа таким образом, чтобы общая продолжительность работы, необходимая для досрочного назначения трудовой пенсии по возрасту, составляла 15 лет работы в районах Крайнего Севера.

Так, например, у мужчины имеется 10 лет трудового стажа в районах Крайнего Севера и 8 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Считаем трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости досрочно. Период работы в приравненных местностях пересчитывается из расчета 1 календарный год за 9 месяцев. 8 x 9/12 = 6. И далее, 6 + 10 = 16. Следовательно, трудовой стаж в районах Крайнего Севера составляет 16 календарных лет, что при достижении возраста 55 лет предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

3. Подпункт 9 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173 устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Основанием для подтверждения является приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов.

Основным критерием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является работа в плавсоставе экипажа судна на условиях постоянной занятости в течении рабочего дня (смены) и полного рабочего времени.

В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании договора, заключенного с судовладельцем. Медицинские работники, направляемые на суда морского флота, речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) и включаемые в штаты медико-санитарной службы этих судов, являются плавсоставом. На них распространяется действие устава службы на указанных судах и условия оплаты труда плавсостава. Поэтому должности специалистов - врач-терапевт, врач-хирург, судовой врач - и другого медицинского персонала, состоящего в штате судна, относятся к плавсоставу;

Необходимо помнить, что в настоящее время некоторые виды судов, поименованные в подпункте 9, имеют другие названия. Например, суда флота рыбной промышленности в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота, утвержденным Приказом Госкомрыболовства России от 30 августа 1995 г. N 140, значатся судами рыбопромыслового флота, но это не играет роли для начисления пенсии.

Перечень документов, подтверждающих право работников, входящих в плавсостав, на

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Спиридонова В.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования указанной нормы плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана, штурмана, механика, их помощников, других лиц командного состава и лиц рядового состава, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состава судна, так и пассажиров. В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании договора, заключенного с судовладельцем ("Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации" под редакцией Зурабова М.Ю.).

Суда, входящие в состав флота порта и выполняющие специфические функции, связанные с его деятельностью, относятся к судам портовым. Перечень судов, постоянно работающих только в акватории порта, определяется судовладельцем на основании приказов и распоряжений.

Служебно-вспомогательные суда - это суда, выполняющие функции по обслуживанию и обеспечению эксплуатации судов, буксировки плавучих средств, дебаркадеров, судов, других объектов, если эти работы не включены в план перевозок грузов, береговых сооружений и акваторий порта.

Служебно-разъездные суда - это суда, не находящиеся в коммерческой эксплуатации и используемые в целях обеспечения служебной деятельности персонала судовладельца.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 и п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ Спиридонов В.П. был принят

До 1 января 1992 года не требуется подтверждения работы в льготной должности в течение полного рабочего дня.

Учитывая вышеизложенные документы, а также исследованные платежные ведомости на Спиридонова В.П., суд находит возможным включить периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж.

Исходя из распечатки трудового стажа истца Спиридонова В.П. следует, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены пенсионным органом в специальный стаж. Таким образом, требования истца в части включения указанных периодов в специальный стаж суд оставляет без удовлетворения.

Всего подлежит включению в специальный стаж истца 13 лет 11 месяцев 06 дней. На момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, он достиг возраста 55 лет, в связи с чем, пенсия подлежит назначению с момента первоначального обращения.

На основании изложенного, исковые требования Спиридонова В.П. подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Спиридонова В.П. удовлетворить.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения через Центральный районный суд г. Читы.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зелепукина А.Н.,

судей Гуляевой Г.А.,

рассмотрела в судебном заседании от 3 августа 2007 года гражданское дело по иску П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда по надзорной жалобе П. на постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года, которым отменены решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции в части признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

П. предъявил в суд данный иск, ссылаясь на то, что 11 августа 2005 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако решением пенсионного органа от 12 сентября 2005 года в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период его работы в плавсоставе кабельного судна "Донец" с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие особые условия труда.

Ответчик иск не признал.

Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года исковые требования П. удовлетворены частично. За П. признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 12 августа 2005 года и на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области возложена обязанность назначить П. досрочную трудовую пенсию по старости с 12 августа 2005 года; в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года решение оставлено без изменения.

Постановлением президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года указанные судебные постановления отменены в части признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В надзорной жалобе П. просит отменить постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года и оставить в силе решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2007 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 28 июня 2007 года передано для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При рассмотрении данного гражданского дела существенное нарушение норм материального права допущено судом надзорной инстанции.

Отменяя решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции в части и отказывая в удовлетворении требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, президиум Калининградского областного суда исходил из того, что на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает в связи с особыми условиями труда, а потому в специальный стаж работы подлежат включению только те периоды, когда суда морского, речного флота и флота рыбной промышленности находились в море, а работа плавсостава этих судов была связана с особыми климатическими условиями труда, длительным отрывом от берега, в тяжелых погодно -климатических условиях.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда надзорной инстанции незаконным, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года.

Судом первой инстанции при разрешении спора установлено, что П. с 10 ноября 1994 года работает вторым электромехаником кабельного судна "Донец". Должность второго электромеханика входит в штат данного судна, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что занимаемая П. должность относится к плавсоставу кабельного судна "Донец".

Также судом первой инстанции установлено, что кабельное судно "Донец" по своим тактико-техническим характеристикам относится к категории судов морского флота и его статус в оспариваемый период, т.е. с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года, не изменялся. В указанный период судно "Донец" непрерывно находилось в кампании (постоянной эксплуатационной готовности N 1), а П. в течение полного рабочего дня выполнял работу по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода работы П. вторым электромехаником кабельного судна "Донец" с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года.

С учетом изложенного Судебная коллегия признает постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года в части отмены решения суда первой инстанции и определения суда второй инстанции и принятия нового решения незаконным, а решение Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года в части удовлетворения требований П. правильными и подлежащими оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года в части отмены решения Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отменить . Оставить в силе решение Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года в части удовлетворения требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Читайте также: