Способы межличностных коммуникаций юристов выступление в суде

Обновлено: 04.07.2024


Аннотация
Общение как основа любой человеческой деятельности играет важную роль в профессиональном становлении личности будущего специалиста. Знание основных закономерностей процесса общения, понимание его сущности, владение навыками коммуникации, умение применять их обуславливают результат профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность юриста имеет свою специфику, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на деловое профессиональное общение. В связи с этим, уже на стадии подготовки будущих специалистов необходимо уделять особое внимание формированию и развитию коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов.


Abstract
Communication as the basis of any human activity plays an important role in professional formation of the future specialist. The knowledge of the main regularities of a process of communication, understanding of its essence, possession of skills of communication, ability to apply them cause result of professional activity.
Lawyer’s professional activity has its own specificity that, in turn, marks an imprint on business professional communication. In this regard, at a stage of training of future lawyers it is necessary to pay special attention to formation and development of communicative competence of students of law departments.

Роль общения в жизни человека неоценима. Это неотъемлемая часть его деятельности, одно из условий существования и успешной социализации в обществе. Общение – не только источник получения необходимой информации, но и способ выражения собственных мыслей. За счет коммуникации происходит формирование и развитие личности. Общаясь, человек расширяет свой кругозор, способен выражать свои эмоции, переживания, может поделиться мыслями, идеями, планами на будущее.

Процесс общения подразумевает межличностное взаимодействие, в котором двое и более человек вступают в контакт друг с другом. При таком взаимодействии происходит передача и обмен информацией. Участники общения получают новые знания, опыт, приобретают необходимые навыки и умения.

Нельзя говорить о процессе общения только, как о речевом акте. Общение может быть вербальным и невербальным. Средства невербальной коммуникации также являются важным способом для получения нужной информации. Считается, что человек получает основной объем информации через взгляды, жесты, мимику, и лишь 8 % в процессе речевого общения [1, c. 12-17]. Использование этих средств способствует более четкому пониманию, восприятию ситуации, помогает вовремя адаптироваться, отреагировать на действия партнера по общению.

Что касается, профессиональной деятельности человека, то общение в этой сфере является одним из главных условий, обеспечивающих ее успешность. Психологи отмечают, что 15 % делового успеха составляют профессиональные знания специалиста, а остальные 85 % – способность и умение общаться [2]. Таким образом, общение оказывает огромное влияние на профессиональную деятельность человека. С учетом этих данных нужно помнить, что существуют профессии, в которых коммуникация является основной составляющей рабочего процесса.

С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев рассматривают деятельность в отрыве от психического состояния субъекта. Согласно их теории, деятельность тесно связана с потребностью и мотивом и возникает при их актуализации. Потребность относится к внутреннему психическому состоянию человека, а мотив и деятельность – это внешнее проявление психики субъекта [4].

Л.Б. Ительсон в своих работах дает определение деятельности как внутренней (психической) и внешней (физической) активности человека [5].

Все определения, так или иначе, указывают на то, что деятельность связывает человека с внешним миром. Сама по себе деятельность является сложным психическим процессом. Это цепь последовательно совершающихся действий, в которой структурная составляющая – отдельное действие. Каждая такая операция направлена на выполнение определенной задачи, а в целом – на реализацию цели. Именно цель определяет вид деятельности. В настоящее время ученые-психологи относят к основным видам деятельности игровую, учебную и трудовую деятельность. Трудовая деятельность направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, на создание общественно полезных продуктов, ценностей. Это ведущая, социально значимая деятельность человека, выполнение которой требует от человека специальных знаний, навыков и умений. Но, как было сказано выше, успех в профессиональной сфере во многом зависит от степени, уровня развития коммуникативных умений у специалиста. Коммуникативная деятельность является основой профессиональной деятельности и напрямую влияет на ее результат.

Коммуникативная деятельность – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [7].

Субъектом коммуникативной деятельности может быть отдельная личность или группа людей.

Коммуникативная деятельность личности рассматривается в единстве трех уровней:

- общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности,

- общение с группой (коллективом) – как личностно-групповой,

- общение с массой – личностно-массовый.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева коммуникативная деятельность, состоит из следующих структурных компонентов [9]:

Предмет коммуникативной деятельности – человек, партнер по общению;

Потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

Коммуникативные мотивы это то, ради чего предпринимается общение;

Действия общения это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);

Задачи общения это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

Средства общения это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

Продукт общения это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Также в процессе общения выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

- интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми;

- перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения представляет собой процесс непосредственного обмена информацией между участниками общения. Данный процесс проходит в двух основных формах: вербальной и невербальной.

1. Вербальная коммуникация – устная словесная коммуникация. Этот вид коммуникации предполагает использование речи, как средства обмена информацией. Речь, являясь важнейшим достижением человечества за всю историю его существования, органично переплетается с другими видами деятельности человека. Помимо того, что речь отличает человека от животных, она также является индивидуальной особенностью каждого человека, отражает его социально-психологическое состояние, мышление, отношение к действительности. Речевое общение, как и любая другая активность человека целенаправленно. Каждое высказывание имеет свой мотив, цель.

2. Невербальная коммуникация – процесс передачи информации с помощью жестов, взглядов, выражения лица. К невербальным символам, знакам, используемым для передачи информации, также можно отнести позы участников общения, их положение в пространстве, темп речи, паузы, интонация, тембр голоса. Все эти сигналы сопровождают речевое высказывание, помогая более точно определять смысл передаваемой информации. По выражению лица, по тону высказываний, по движениям можно определить эмоциональное состояние собеседника, готовность к беседе, понять, заинтересован ли он в продолжении разговора.

Ученые считают, что общение не может быть полным, эффективным без использования средств невербальной коммуникации. Их основная ценность состоит в том, что все эти сигналы, знаки по своей природе бессознательны, спонтанны, а значит, указывают на реальное отношение собеседников к ситуации общения, в то время как речевое общение является полностью сознательным, контролируемым актом.

Перцептивная сторона общения представляет процесс восприятия партнерами по общению друг друга и как результат установление взаимопонимания. Перцепция очень важна в коммуникации, поскольку от того, какое впечатление сложится у собеседников друг о друге, зависит эффективность самого общения. При восприятии собеседника, оценке его поведения у человека также формируется представление и о самом себе.

Межличностная перцепция осуществляется разными способами, к одним из которых можно отнести идентификацию (попытку поставить себя на место собеседника). Такой простой, довольно часто использующийся прием помогает составить предположение о внутреннем состоянии человека.

Еще одним способом познания другого человека является эмпатия. Это также довольно распространенный способ познания другого человека. Однако если при идентификации человек сознательно пытается осмыслить проблемы партнера по общению, то при эмпатии он стремится эмоционально откликнуться на проблему. Эмпатия ведет к изменению сознания человека, позволяет мыслить и действовать с позиции собеседника. Таким образом, эмпатия представляет собой сознательное, целенаправленное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Умение слушать и слышать человека, чутко реагировать на изменение эмоционального состояния собеседника очень важно в профессиональной коммуникации.

Идентификацию, эмпатию и рефлексию относят к основным механизмам перцептивной стороны общения. Общение не может быть сведено сугубо к передаче и обмену информацией, обязательно должна иметь место так называемая обратная связь, т.е. получение субъектами общения информации о результатах взаимодействия, осознание того, что партнер по общению понимает информацию, которую ему сообщили, и способен воспринимать своего собеседника.

Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии участников общения, т.е. в последовательном обмене развернутыми во времени реакциями людей на действия друг друга. Поступок одного участника общения меняет поведение другого участника, вызывает с его стороны ответную реакцию, которая, в свою очередь, оказывает влияние на поведение первого участника. Интерактивная сторона общения характеризует общение как совместную деятельность, направленную на достижение общих целей, результатов и зависит от знания самого себя, партнеров по общению, адекватной оценки и самооценки, а также от умения контролировать свое поведение.

Важную роль в интерактивном общении играют люди, способные выступать в роли организаторов общения. Таких людей обычно называют лидерами группы. Они инициируют общение, могут влиять на ход общения, на действия собеседника, и, соответственно, предугадывать дальнейшее поведение.

Таким образом, мы видим, что коммуникативная деятельность представляет довольно сложный психический процесс, и потому, знание основ этой деятельности, владение навыками коммуникации, умение применять их в деле, значительно улучшают результаты профессиональной деятельности специалиста.

В профессиональной деятельности юристов общение также выполняет одну из самых важных функций. От того, насколько эффективно общение, зависит результат профессиональной деятельности юриста. Отношение к общению как к необходимой составляющей профессиональной деятельности, знание и использование основ коммуникативной деятельности на практике влияют на эффективность деятельности такого специалиста.

Как и каждому виду коммуникативной деятельности, профессиональному общению юриста присущи свои отличительные особенности.

Во-первых, профессиональное общение юристов носит официальный характер. Такое общение строго регламентировано, имеет определенные рамки, ограничения, установленные законом. Это в значительной степени влияет на самих участников общения. Зачастую специалисту такого профиля не приходится выбирать, с кем общаться, поскольку клиенты могут относиться к разным социальным, возрастным, национальным группам. С другой стороны, юрист наделен некоторыми властными полномочиями и может оказывать психологическое воздействие на своего собеседника.

Во-вторых, поводы для вступления в общение довольно специфичны и отличаются от других видов коммуникации. В основном они сводятся к работе с правонарушителями, подозреваемыми, свидетелями и проходят в сложных условиях. Это обстоятельство определяет саму ситуацию, поведение ее участников. Ситуация общения может стать конфликтной, так как цели, которые преследует каждая из сторон могут кардинально отличаться. При этом психическое, эмоциональное состояние участников постоянно меняется. Часто им присуще нервное напряжение, агрессия.

По этой причине умение установить контакт с собеседником, выстроить доверительные отношения в ходе беседы, определенную линию поведения становится необходимым личностным качеством в работе юриста.

В-третьих, по характеру разрешаемых задач работа юриста сводится к получению нужной информации. Количество таких задач в одном акте общения может быть неограниченным.

Таким образом, мы видим, что деятельность юриста довольно сложна, и коммуникация в ней играет важную роль.

Профессиональная коммуникация в деятельности юриста имеет свою структуру и состоит из нескольких этапов:

Стоит отметить, что профессиональное общение юристов не сводится лишь к контактам с участниками правонарушения. Они могут вступать в контакт с представителями различных категорий граждан. Это могут быть должностные лица, руководители, простые служащие, работники, коллеги. В данном случае принято говорить о непроцессуальном общении. В основе такого вида общения лежат общепринятые нормы поведения в обществе: речевой этикет, устойчивые выражения. Например, общение с коллегами по работе можно назвать непроцессуальным общением. Такое общение происходит в рамках профессиональной деятельности, но имеет совершенно иные цели и задачи.

Исходя из особенностей профессиональной деятельности юриста, выделим те коммуникативные качества и умения, которыми должен обладать данный специалист:

- способность установить и поддержать психологический контакт с собеседником;

- умение преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;

- способность верно оценивать сложившуюся ситуацию общения, собеседника, его личность, поведение;

- владение вербальными и невербальными средствами общения: развитая культура речи, характеризующаяся правильностью, четкостью, выразительностью, убедительностью, свободное владение навыками письменной коммуникации;

- внимательное и уважительное отношение к собеседнику, вежливость, тактичность, умение слушать партнера по общению, способность к эмпатии;

- умение адекватно оценивать собственное поведение в ситуации общения.

Также мы считаем важным указать на те качества, которые затрудняют общение, снижают результат. К ним относятся:

- стремление к доминированию в общении, навязывание своей точки зрения,

- завышенная самооценка, предвзятое отношение к собеседнику,

- низкий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения.

Человек с эмоционально неустойчивой психикой, агрессивный, либо стремящийся влиять на своего собеседника, его решения, не способен оказывать профессиональные услуги и квалифицированную помощь. Также, если специалист не владеет элементарными навыками профессионального общения, то результаты его работы нельзя назвать удовлетворительными. В работе юриста очень важно знание не только правовых норм, но и норм речевого этикета. Знание этих правил и умение применять их в своей деятельности во многом определяют успех работы данного специалиста. Поэтому уже на стадии подготовки будущих юристов стоит обратить особое внимание на формирование и развитие уровня коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Какова реальная польза от правильной защитительной речи адвоката в суде (кадр из фильма

Как правило, речи в судах произносятся юристами спонтанно и легкомысленно. Растянутость, пустословие, логическая бессвязность и излишняя эмоциональность – наиболее распространенные пороки судебной речи. Иногда кажется, что они произносятся только в силу того, что их нужно произносить по процедуре судопроизводства, а не для того, чтобы кого-либо в чем-то убедить. Часто приходится сталкиваться с односторонними речами, в которых искажается закон, передергиваются факты и отсутствует всякий здравый смысл. Такие речи приносят не пользу, а вред.

Растянутость, пустословие, логическая бессвязность и излишняя эмоциональность – наиболее распространенные пороки судебной речи.

Растянутость, пустословие, логическая бессвязность и излишняя эмоциональность – наиболее распространенные пороки судебной речи.

Значение языковых навыков юриста

Вы не представляете, что значат для юриста языковые навыки! Это и умение толковать законы, и возможность притягивать к себе клиентов, а также – грамотная подача документов и судебная речь, дошедшая до сердца и разума судей.

Это и умение толковать законы, и возможность притягивать к себе клиентов, а также – грамотная подача документов и судебная речь, дошедшая до сердца и разума судей

Это и умение толковать законы, и возможность притягивать к себе клиентов, а также – грамотная подача документов и судебная речь, дошедшая до сердца и разума судей

Не забывайте о правильном ударении. Неграмотное произношение слов режет слух. Особенно это касается наиболее употребительных юристами слов:

Для красивого звучного голоса нужно дышать диафрагмой, то есть звуки должны извлекаться как бы изнутри тела, а не изо рта. И конечно, берегите голосовой аппарат, а для этого нельзя допускать простуд. Для голосовых связок рекомендуется употреблять, например, теплый чай с медом и лимоном. В целом же следует питаться просто и разнообразно.

Перед публичным выступлением, когда особенно важно, чтобы голос звучал ярко, выразительно, следует за два-три часа достаточно плотно поесть. И переедание, и голод – две крайности, которые отнюдь не способствуют отличной работе голосового аппарата. Кроме того, красивому голосу нужна простая чистая вода. Именно вода, а не чай, соки, отвары трав. Рекомендуется ежедневно пить до 1,5–2 л воды, особенно в жару или при волнении перед публичными выступлениями. Каждое утро, просыпаясь, желательно выпивать стакан слегка теплой воды.


Профессиональная литература по судебной риторике

По судебной риторике существует масса литературы, авторы которой дают многочисленные пространные рекомендации, которые нелегко запомнить. На самом же деле все довольно просто.

Вот основные хитрости (а для кого-то лишь азбучные истины), эффективные и проверенные на практике правила.

Если юрист (особенно это касается уголовных дел), как по накатанной колее, из процесса в процесс произносит одну и ту же заготовку, то его не просто не слушают – над ним могут откровенно смеяться

Если юрист (особенно это касается уголовных дел), как по накатанной колее, из процесса в процесс произносит одну и ту же заготовку, то его не просто не слушают – над ним могут откровенно смеяться

В-третьих , речь должна иметь определенную логическую структуру и быть выразительной.

Защитительная речь должна иметь определенную логическую структуру и быть выразительной.

Защитительная речь должна иметь определенную логическую структуру и быть выразительной.

Вступление речи – это камертон настройки аудитории. В начале речи нельзя пересказывать обстоятельства дела, которые уже всем известны. Во вступлении нужно лаконично выразить главную мысль своего выступления, основной тезис, объяснение того, что, по вашей версии, произошло. Плюс к этому вступление должно возбудить любопытство присутствующих, возможно, интересной историей, притчей, пословицей, образом, которые должны быть свежи, оригинальны и не уводить слушателя от основной темы.

 Во вступлении нужно лаконично выразить главную мысль своего выступления, основной тезис, объяснение того, что, по вашей версии, произошло.

Во вступлении нужно лаконично выразить главную мысль своего выступления, основной тезис, объяснение того, что, по вашей версии, произошло.

Мотивировочная часть речи не должна быть пустой в юридическом плане. Молодые адвокаты, готовясь к прениям, иногда ориентируются на речи дореволюционных или советских адвокатов, характерными особенностями которых были яркие и красочные выражения, пафос, приподнятый тон изложения, всевозможные риторические нагромождения, удлиняющие речь и скрывающие анализ фактов.

Сейчас юрист не может себе позволить удовольствие произносить красивые пустые фразы.

Сейчас юрист не может себе позволить удовольствие произносить красивые пустые фразы.

Но в те далекие времена адвокаты работали на публику, а сейчас юрист не может себе позволить удовольствие произносить красивые пустые фразы. Многие судьи в силу загруженности не имеют возможности досконально изучать дела, судебную практику, законодательство, а иногда они к этому и не стремятся, поэтому, работая над содержанием речи, необходимо исходить из возможной некомпетентности судей в тех или иных вопросах, в том числе которые кажутся очевидными и понятными. Речь должна быть обращена к разуму, а не к чувствам, ориентироваться на анализ доказательств, представлять судье проект судебного акта.

Многие судьи в силу загруженности не имеют возможности досконально изучать дела, судебную практику, законодательство, а иногда они к этому и не стремятся, поэтому, работая над содержанием речи, необходимо исходить из возможной некомпетентности судей в тех или иных вопросах, в том числе которые кажутся очевидными и понятными

Многие судьи в силу загруженности не имеют возможности досконально изучать дела, судебную практику, законодательство, а иногда они к этому и не стремятся, поэтому, работая над содержанием речи, необходимо исходить из возможной некомпетентности судей в тех или иных вопросах, в том числе которые кажутся очевидными и понятными

Судьи готовы к тому, что им начнут втирать очки, поэтому следует избегать односторонности речи, искажения фактов и вступать в конфликт со здравым смыслом. Для наглядности речи целесообразно пользоваться схемами, графиками, фотографиями и пр. Например, при допросе свидетелей можно к заранее заготовленной схеме прикладывать целлофан, на котором они должны указать местоположение участников событий, а затем путем наложения их на схему показывать противоречие или соответствие показаний.

В заключении должно быть эмоциональное окончание, например рассуждение о том, к чему может привести необоснованное осуждение либо оправдание, напутствие суду.

В заключении должно быть эмоциональное окончание, например рассуждение о том, к чему может привести необоснованное осуждение либо оправдание, напутствие суду.

Говорить нужно до тех пор, пока тебя слушают, а затянувшаяся речь может раздражать слушателей и навредить доверителю

Говорить нужно до тех пор, пока тебя слушают, а затянувшаяся речь может раздражать слушателей и навредить доверителю

В-четвертых , независимо от того, как речь подготовлена, написана ли она целиком либо тезисно, она должна быть произнесена, а не прочитана. Убедить кого-то, глядя на листок бумаги, невозможно – это факт. Поэтому речь следует превратить в доверительную беседу с судом, то есть говорить очень спокойным, тихим голосом, пользуясь такими приемами, как паузы, повышение (понижение) тона, которые полезны для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации. Нельзя произносить речь легковесно, каждая фраза должна быть сказана осмысленно, с таким расчетом, чтобы слушатели смогли вдуматься в ее значение. Этому можно учиться, как я уже рекомендовал выше, у актеров, читающих стихи, прозу, выступающих на телевидении или в театре.

В-пятых , речь должна быть выверена в стратегическом плане. По общему правилу речь в письменном виде необходимо приобщить к материалам дела для того, чтобы судья не упустил все моменты, о которых говорил юрист. Но в некоторых случаях не стоит говорить и писать лишнего, что может помочь недобросовестному судье скрыть недостатки расследования от суда вышестоящей инстанции, например путем искажения показаний свидетелей в протоколе судебного заседания. Кроме того, в речи нельзя критиковать виктимные действия потерпевшего, а если это и делать, то крайне аккуратно, чтобы не получить ответного удара в форме жалоб на мягкость приговора.

По общему правилу речь в письменном виде необходимо приобщить к материалам дела для того, чтобы судья не упустил все моменты, о которых говорил юрист.

По общему правилу речь в письменном виде необходимо приобщить к материалам дела для того, чтобы судья не упустил все моменты, о которых говорил юрист.

Помимо основной речи, которая произносится в судебных прениях, нужно обязательно пользоваться иными формами выступлений, предусмотренными законом (заявления, реплика, вступительное слово по уголовному делу).

Вступительное слово, как правило, не должно заранее раскрывать замыслы защиты и тем самым позволить суду и прокурору сгладить слабые стороны обвинения.

Вступительное слово, как правило, не должно заранее раскрывать замыслы защиты и тем самым позволить суду и прокурору сгладить слабые стороны обвинения.

Профессия адвоката относится к профессиям-спасителям человеческих жизней, а значит победная адвокатская речь способна спасти целый мир.

Профессия адвоката относится к профессиям-спасителям человеческих жизней, а значит победная адвокатская речь способна спасти целый мир.

Логическая ловушка адвоката Плевако

Одними из самых блестящих образцов адвокатского ораторского искусства несомненно являются речи знаменитого российского адвоката Федора Никифоровича Плевако. Непревзойденный мастер парадоксального мышления, умеющий не только сам взглянуть на вещи с неожиданной стороны, но и показать это другим, Плевако спас немало судеб, казалось бы, элементарными трюками, простыми, как все гениальное. Речи Плевако по сей день изучаются студентами юридических вузов как вершина искусства строить защитную речь. Среди канонических образцов много трагикомических случаев, за каждым из которых – чья-то жизнь и судьба.

Портрет Федора Никифоровича Плевако

Портрет Федора Никифоровича Плевако

 Плевако спас немало судеб, казалось бы, элементарными трюками, простыми, как все гениальное

Федор Никифорович Плевако - непревзойденный мастер парадоксального мышления, умеющий не только сам взглянуть на вещи с неожиданной стороны, но и показать это другим, Плевако спас немало судеб, казалось бы, элементарными трюками, простыми, как все гениальное

Анатолий Федорович Кони

Анатолий Федорович Кони

Был вынесен оправдательный приговор.

Был вынесен оправдательный приговор.

Эмиль Золя: речь писателя изменила дело Дрейфуса

Альфред Дрейфус, офицер французского Генерального штаба, еврей родом из Эльзаса.

Альфред Дрейфус, офицер французского Генерального штаба, еврей родом из Эльзаса.

Альфред Дрейфус, офицер французского Генерального штаба, еврей родом из Эльзаса, на тот момент территориально относящегося к Германии, был обвинен в шпионаже в пользу Германии, карьера его была сломана, сам он брошен в тюрьму, а затем приговорен к пожизненной ссылке на основании фальшивых документов.

Альфред Дрейфус, офицер французского Генерального штаба, еврей родом из Эльзаса, на тот момент территориально относящегося к Германии, был обвинен в шпионаже в пользу Германии, карьера его была сломана, сам он брошен в тюрьму, а затем приговорен к пожизненной ссылке на основании фальшивых документов.

Читайте также: