Специальный арбитражный суд это

Обновлено: 20.05.2024

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 4) и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров , возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.

Таким образом, арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.

В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права , разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Арбитражные суды имеют:

    1. собственную подведомственность;
    2. специфику порядка судопроизводства (установленную АПК РФ).

    Таким образом, арбитражные суды - это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.

    Арбитражный процесс основывается на соблюдении установленных федеральными законами правил судопроизводства, содержащихся в АПК РФ и других федеральных законах, в частности в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Арбитражные суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ.

    Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации, а на основании международных договоров и федеральных законов - и за пределами России.

    Система арбитражных судов

    В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в Российской Федерации включает:

      ; ; (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
    1. специализированные арбитражные суды..

    Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

    Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В РФ действует 21 ААС (подробнее - ст. 33.1 ФКЗ).

    В субъектах РФ действуют арбитражные суды субъектов РФ - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Закон допускает также создание так называемых судебных присутствий арбитражных судов первой инстанции и арбитражных апелляционных судов (ст. 35 АПК РФ), т.е. обособленных подразделений соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда для осуществления его полномочий. Они могут быть образованы для целей приближения правосудия к месту нахождения участников процесса, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. Создаются они по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Специальная подведомственность дел арбитражным судам определена на законодательном уровне.

    В российском законодательстве предусмотрены правила определения подсудности и подведомственности арбитражных споров, согласно которым каждый спор рассматривается уполномоченным на это арбитражным судом. При этом существуют определенные критерии, по которым определяется компетентность каждого конкретного арбитражного суда.

    Специальная подведомственность и ее отличия от общей подведомственности

    Специальная подведомственность дел арбитражным судам подразумевает прямое перечисление в законодательных нормах, без выделения особых критериев для определения подсудности и подведомственности, то есть существует ряд споров, указанных в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ, которые могут быть рассмотрены исключительно в арбитражном процессе. В отличие от общей подведомственности, определяемой по особым критериям и правилам, специальная является определенной на законодательном уровне. При этом не учитывается, кто именно выступает в качестве сторон спора. Это могут быть:

    • физические лица;
    • юридические лица;
    • иные организации;
    • индивидуальные предприниматели.

    При этом споры специальной подведомственности объедены, как и все подведомственные арбитражным судам споры, экономической основой, без которой споры перестают обретать арбитражный статус и попадают под рассмотрение судебными органами других отраслей права.

    Установленные законом категории специальных арбитражных дел

    Согласно установленным Арбитражно-процессуальным кодексом РФ нормам существует ряд споров, которые подлежат обязательному рассмотрению в арбитражном процессе, поскольку имеют явную или скрытую финансовую и экономическую основу. К таким спорам относятся:

    • признание стороны спора в качестве банкрота;
    • нарушение установленных норм в вопросах государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица (отказ от прохождения процедуры при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности или уклонении от этой процедуры);
    • дела, которые являются следствием деятельности участников рынка ценных бумаг и акций, а также при определении прав собственности на эти самые бумаги;
    • о ликвидации или реорганизации российского юридического лица, а также о создании такого лица на территории субъекта РФ;
    • об оспаривании принятых органами управления определенной компании или организации решений;
    • о защите интеллектуальных прав, которые возникают в ходе деятельности организации или физического лица, смежных правах на собственность, владение и распоряжение интеллектуальной собственностью организации или физического лица;
    • подведомственные судам интеллектуальной собственности;
    • о защите деловой репутации компании или организации, осуществляющей предпринимательскую или другую экономическую деятельность;
    • иные споры, подведомственные арбитражным судам по федеральным законам и нормативно-правовым актам.

    Особенности рассмотрения данных категорий дел арбитражным судом

    Суды интеллектуальной собственности рассматривают споры, связанные с:

    • получение патента на изобретение или иное, полученное в ходе интеллектуального труда, средство/вещь/предмет;
    • отмены действительности патента на изобретение по обстоятельствам, согласно которым изобретение теряет статус изобретенного впервые;
    • оспариванием каких-либо законов, подзаконов, нормативно-правовых и правовых, носящих ненормативный характер, актов, связанных с любыми нарушающими права работников интеллектуального труда.

    Все эти споры носят строго арбитражный характер, поскольку в их основе лежат как явные, так и скрытые финансовые и экономические вопросы, а также получение прибыли за полученный патент на изобретение или модель этого изобретения. Никакие другие суды, за исключение вышестоящих арбитражных судов, не вправе рассматривать и разрешать подобные споры, а при поступлении на рассмотрение отказывать в принятии исков или в передаче спора на рассмотрение в уполномоченные арбитражные суды, если заявление было принято до того, как получено статус интеллектуального спора. Нарушения законодательства, связанные с регистрацией деятельности юридического лица или ИП, находятся в ведомстве арбитражных судов только в том случае, если эта деятельность носит экономический или предпринимательский характер. То есть споры, в которых рассматривается отказ от регистрации ИП или юридического лица, деятельность которых не несет какой-либо материальной прибыли, не могут быть рассмотрены и разрешены арбитражными судами.

    Данные споры находятся в ведомстве налогового законодательства и сопутствующих отраслях российских прав.

    При этом налоговые органы вправе обратиться за разрешением спора в арбитражные суды РФ, при условии, что эти споры носят экономический интерес и характер, а значит по умолчанию находятся в ведомстве арбитражно-процессуальной системы. Если на рассмотрение в арбитражный суд попадает спор о восстановлении деловой репутации организации, то он будет рассмотрен и разрешен даже в том случае, если одной из сторон процесса является организация или гражданин, не относящиеся по деятельности к экономической сфере. При условии, что эти организации или граждане являются распространителями порочащей репутацию пострадавшей компании информации.

    Все споры, связанные с деятельностью юридических лиц, получающих прибыль в ходе своей деятельности, подведомственны арбитражным судам РФ разных инстанций, в том числе и вопросы создания таких лиц, поскольку целью создаваемого юридического лица является осуществление экономической деятельности на территории РФ или иностранных государств. Споры о несостоятельности и банкротстве подлежат рассмотрению арбитражными судами, поскольку в основе спора, как правило, лежат вопросы, связанные с возмещением или компенсированием, а также с выплатой денежных средств или ценных бумаг. Одна из сторон, признающая себя материально несостоятельной для выплаты или компенсирования, может настаивать на присвоении статуса несостоятельной или обанкротившейся только через арбитражный суд. При этом последний позволяет стороне получить статус банкрота только при наличии весомых на то доказательств. Арбитражные суды вправе рассматривать и разрешать споры, которые по своей основе относятся к компетенции этих судов, даже при условии, что одной из сторон спора является не юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чья деятельность чаще всего носит экономический характер, но и физическое лицо, нарушающее права, или лицо, чьи права были нарушены.

    При этом неизменной составляющей арбитражной подведомственности дел является наличие экономической основы спора.

    Автор статьи

    Кузнецов Федор Николаевич

    Кузнецов Федор Николаевич

    Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

    Вопросы и ответы юристов

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Как мне восстановиться в университете!

    Добрый день мне очень хотелось бы получить вашу консультацию по поводу обучения дело в том что я поступила в 2013 году в СГА-это Современная Гуманитарная Академия и училась до 2016 года и внезапно институт закрылся и при этом мне никаких уведомлений не прислали скажите пожалуйста я могу восстановиться и продолжить обучение или хотя бы перевестись в другой ВУЗ. Благодарю заранее !

    Ответ на вопрос в статье по ссылке ниже:

    9. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода в зависимости от уровня образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

    Приказ Минобрнауки России от 07.10.2013 N 1122

    18. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

    2. Учредитель организации и (или) уполномоченный им орган управления организацией обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся по их письменному заявлению, а также несовершеннолетних обучающихся с их письменного согласия (далее вместе — обучающиеся) по письменному заявлению их родителей (законных представителей) в случае поступления указанных письменных заявлений в организацию.

    3. Перевод обучающихся осуществляется в принимающую организацию на имеющие государственную аккредитацию образовательные программы соответствующих уровня и направленности, на ту же профессию, специальность среднего профессионального образования или специальность, направление подготовки высшего образования с сохранением формы обучения, курса обучения, основы обучения (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или за счет средств физических и (или) юридических лиц), а также стоимости обучения (при обучении по договорам об оказании платных образовательных услуг с физическими и (или) юридическими лицами) (далее — условия обучения).

    Апелляционное определение Пензенского областного суда от 28.10.2014 по делу N 33-2712/2014

    Мы рады ответить на Ваши вопросы более подробно, для этого используйте следующие промокоды:
    Промокод "МИП 15" - на бесплатную консультацию по телефону в течение 15 минут.
    Промокод "МИП 50" - для получения 50% скидки на консультацию в офисе или по скайпу.

    В соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации (ст. 2 ФКЗ об арбитражных судах). Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ о судебной системе, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

    Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют (ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах):

    - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

    - федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

    - арбитражные апелляционные суды;

    - арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;

    - специализированные арбитражные суды.

    Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются (ст. 5 ФКЗ об арбитражных судах):

    - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    - содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Высший Арбитражный Суд РФ(ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах):

    1) рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;

    2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

    3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

    обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

    5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

    6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

    8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

    9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

    9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

    10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

    Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

    Федеральный арбитражный суд округа (ст. 26 ФКЗ об арбитражных судах):

    1) проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено ФКЗ об арбитражных судах;

    2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

    4) изучает и обобщает судебную практику;

    5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    6) анализирует судебную статистику;

    7) рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

    Арбитражный апелляционный суд (ст. 33.3 ФКЗ об арбитражных судах):

    1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

    2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    3) обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

    4) изучает и обобщает судебную практику;

    5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    6) анализирует судебную статистику.

    Арбитражный суд субъекта РФ (ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах):

    1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

    3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

    5) изучает и обобщает судебную практику;

    6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    7) анализирует судебную статистику.

    Вопрос 19. Общее собрание (конференция) адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации: полномочия, порядок проведения.

    Вопрос 19. Общее собрание (конференция) адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации: полномочия, порядок проведения. Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской

    Вопрос 20. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия.

    Вопрос 20. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия. Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на

    Вопрос 421. Понятие налога и сбора, общие условия их установления, система налогов и сборов в Российской Федерации.

    Вопрос 421. Понятие налога и сбора, общие условия их установления, система налогов и сборов в Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на

    3.2. Арбитражные суды

    3.2. Арбитражные суды 3.2.1. Дела арбитражных судов Арбитражное процессуальное законодательство указывает, что заинтересованные лица обращаются в арбитражный суд следующим образом:в виде искового заявления – по экономическим спорам и иным делам, возникающим из

    Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам

    Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам 1. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти

    43. Арбитражные суды субъектов РФ

    43. Арбитражные суды субъектов РФ Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации – в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах и в городах

    44. Федеральные арбитражные суды округов

    44. Федеральные арбитражные суды округов Федеральные арбитражные суды округов являются вторым звеном системы арбитражных судов. Они осуществляют деятельность по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации,

    Арбитражные суды

    Арбитражные суды Арбитражные суды — это суды специальной компетенции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и рассмотрения споров к области управления.Истцы и ответчики в арбитражных судах — предприятия, учреждения,

    Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды

    Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды 1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно

    Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды

    Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды 1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных

    Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам

    Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам Комментируемая статья регулирует вопросы подсудности дел по пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Решение

    Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

    Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной

    Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации

    Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации 1. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми

    Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

    Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам

    Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам 1. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти

    Арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами (В.В. Ярков).

    История развития экономического правосудия в России

    Коммерческие суды

    Теоретической основой создания специализированных судебных учреждений послужило деление частноправовых отношений, регулируемых гражданским правом, на гражданские и торговые (предпринимательские).

    История свидетельствует о возможностях разновариативного подхода к разрешению споров между субъектами предпринимательской деятельности:

    • в рамках общей судебной системы,
    • с помощью квазисудебных органов
    • специализированными судами (например, по спорам в сфере финансовых, налоговых отношений).

    Первое упоминание о существовании особых судов для торгово- го сословия в России, по свидетельству Д.А. Фурсова, имело место в 1135 г.

    Как система коммерческие суды в России появились в начале ХIХ в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе в 1808 г. по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во Франции в ту эпоху .

    Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были утверждены Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917 г.

    После введения в действие судебных уставов (включая Устав гражданского судопроизводства) в 1864 г. все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены. Согласно ст.28 Устава гражданского судопроизводства в тех местностях, на которые не распространялось ведомство коммерческих судов, спорные дела, от- носящиеся к торговой подсудности, разрешались общими гражданскими судами.

    Как писал К.И. Малышев, коммерческие суды по своему исто- рическому происхождению были органами сословной юрисдикции, которая впоследствии стала основываться на развитии торговой про- мышленности.

    В свою очередь, русский ученый Е.В. Васьковский свидетельствовал о том, вред, приносимый двойственностью судов, был тем более значителен, что коммерческие суды были обособлены, одни и те же законы толковались не всегда одинаково и однородные дела раз- решались различно. Такие противоречия в судебной практике, по мнению Е.В. Васьковского, подрывали единство правопорядка и нарушали принцип равенства граждан перед законом.

    Именно поэтому к началу ХХ в. в России осталось только четы- ре – в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут быть вполне разрешаемы и общими судами.

    Советский государственный арбитраж

    В 20-х гг., в период новой экономической политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. Деятельность арбитражных комиссий регулировалась целым рядом правовых актов той эпохи:

    • Положением об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г.,
    • Положением об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 г. – и другими актами.

    Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным ГПК 1923г., за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий. При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям, по свидетельству А.Г. Гойхбарга, толковалась сугубо ограничительно и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах .

    В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены наряду с многими другими структурами рыночной экономики.

    В 1931 г. была образована система органов государственного арбитража.

    Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством той эпохи: с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), с другой, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями.

    Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.

    В научной литературе той эпохи оживленно обсуждался вопрос о правовой природе органов государственного арбитража. Был высказан значительный диапазон различных мнений. Так, государственный арбитраж рассматривался

    • и в качестве органа государственного управления, и как орган руководства народным хозяйством;
    • в качестве органа защиты гражданских имущественных прав;
    • как специальный орган, сочетающий в себе черты органа государственного управления и судебного органа, и др.

    Доводы авторов, которые обосновывали юрисдикционно- судебную природу органов государственного арбитража, выступили теоретической основой для решения вопросов преобразования госу- дарственного арбитража в арбитражный суд.

    Образование и развитие системы арбитражных судов России

    В Конституции РФ 1993 г. было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.

    В 1995 г. были приняты два новых акта:

    24 июля 2002 г. Президентом России был подписан новый, третий по счету, АПК, который

    • значительно усовершенствовал и более тщательно урегулировал порядок судопроизводства в арбитражных судах,
    • учел международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия.

    Содержание действующего АПК РФ можно свести к двум основным категориям:

    • преемственность (учет сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и
    • развитие (стремление осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).

    В настоящее время в Российской Федерации образована и действует следующая система арбитражных судов:

    • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
    • арбитражные апелляционные суды;
    • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
    • специализированные арбитражные суды, а именно, Суд по интеллектуальным правам (ФКЗ от 6 декабря 2011 года № 4-ФКЗ).

    В процессуальной литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что арбитражные суды являются специализированными судами для осуществления экономического правосудия 1 . По справедливому мнению В.В. Блажеева с подобным утверждением согласиться трудно. Специализированные суды создаются и функционируют в рамках единой системы федеральных судов для рассмотрения от- дельных категорий дел. В Российской Федерации действуют две параллельно существующие системы федеральных судов – общие и арбитражные, которые между собой структурно не взаимодействуют. Арбитражные суды представляют собой отдельную от общих судов самостоятельную систему федеральных судебных органов, занимающихся отправлением правосудия в сфере хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Арбитражные суды субъектов РФ – занимают центральное место в системе арбитражных судов. Согласно ст. 34 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. допускается создание на территории нескольких субъектов РФ одного арбитражного суда (например, Арбитражный суд г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области), а также нескольких арбитражных судов на территории одного субъекта Российской Федерации.

    Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой ин- станции дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов (кроме дел подсудных ВАС РФ).

    В арбитражных судах субъектов РФ образуются судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел. Создание судебных коллегий возможно по решению президиума арбитражного суда субъекта РФ, если в этом существует необходимость. Организационное руководство арбитражным судом субъекта РФ осуществляет его президиум.

    В целях приближения правосудия к месту нахождения (жительства) участвующих в деле лиц, находящихся (проживающих) в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных судов субъекта РФ и апелляционных арбитражных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания, этих судов (ст. 33.11, 43.1 ФКЗ от 28 апреля 1995 г.).

    Апелляционные арбитражные суды осуществляют проверку законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, вынесенных по первой инстанции, имея сходные с федеральными арбитражными судами округов структуру и полномочия (ст. 33.2, 33.3, 33.5 ФКЗ от 28 апреля 1995 г.).

    С 1 января 2006г. в системе арбитражных судов РФ полноценно функционирует самостоятельное звено арбитражных апелляционных судов, в компетенцию которых передан пересмотр дел в апелляционном порядке.

    Арбитражные кассационные суды (округов) – на территории Российской Федерации образовано 10 не совпадающих с административным и национально-территориальным делением страны судебных округов, в которых функционируют указанные суды. Они осуществляют проверку в кассационном порядке законности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых в первой и апелляционной инстанциях. Непосредственно этим занимаются судебные составы, действующие в судебных коллегиях по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных 27 правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Важнейшие вопросы организации работы федерального арбитражного суда, включая обобщение судеб- ной практики, отнесены к компетенции Президиума. Так, к примеру, Оренбургская область относится к Уральскому федеральному арбитражному округу с центром в г. Екатеринбурге (п.п. 9 ч. 2 ст. 24 ФКЗ).

    Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется коллегиальным составом судей.

    Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется:

    • президиумом – при пересмотре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;
    • коллегиальным составом судей – при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами.

    Обеспечение условий для надлежащего функционирования арбитражного суда возложено на работников аппарата (помощники судей, специалисты, секретари, судебных заседаний и др.). Руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда.

    Аппарат арбитражного суда: 1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле; 2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение 28 документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов; 3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях; 4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов; 5) изучает и обобщает судебную практику; 6) подготавливает предложения по совершенствованию за- конов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу; 7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда; 8) осуществляет материально- техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда; 9) организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

    Положение об аппарате арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда. Общая численность работников аппаратов арбитражных судов (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным за- коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верхов- ном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата арбитражного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

    Читайте также: