Система автоматизированной публикации судебных решений это

Обновлено: 25.06.2024

Басаев Даниил Валерьянович, судья третьего судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам функционирования системы автоматизации судебного делопроизводства в арбитражных судах в условиях становления электронного правосудия.

Ключевые слова: электронное правосудие, автоматизация судебного делопроизводства, автоматизированное распределение дел между судьями, автоматический обмен документами между арбитражными судами.

The article is devoted the operation of the automation system of court proceedings in the commercial courts in termsof becoming e-justice.

Key words: e-justice, the court office automation, automated distribution of cases among judges, automatic exchange of documents between the commercial courts.

Система автоматизации судебного делопроизводства (далее - САСД) позволяет решать одну из главных задач информационной поддержки деятельности суда - автоматизацию процессов прохождения судебного дела в арбитражном суде и создание полнотекстового электронного банка судебных решений, принимаемых данным судом. Создание банка происходит автоматизированно, в процессе судебного делопроизводства, не требуя ни дополнительных ресурсов, ни финансовых затрат. Вся обработка и хранение данных сосредоточены на сервере, что позволяет обеспечить централизованное управление, требуемую производительность, надежность хранения информации, эффективность обработки данных и защиту от несанкционированного доступа.

На текущий момент САСД используется во всех арбитражных судах Российской Федерации.

Для достижения максимальной эффективности в обеспечении автоматизации функций судебного делопроизводства была осуществлена интеграция САСД с системой подготовки документов, которая предоставляет множественные возможности по подготовке текстов судебных документов с использованием стандартного текстового редактора MS Word.

Судебный документооборот в настоящее время предполагает высокие требования к подсистемам, автоматизирующим широкий спектр функций судебной деятельности (АПС).

АПС "Первичная регистрация" предназначена для регистрации нового судебного дела/производства при поступлении первичного документа.

Первичные документы в результате регистрации попадают в список на распределение судебных дел. Информация из карточек на судебное дело и первичного документа в дальнейшем используется в других режимах, и не требуется ее повторного ввода, также она проносится в электронные статистические карты по делам, позволяя формировать впоследствии отчеты по разным категориям. Как и в традиционном документообороте, в судебном деле системы отображают все сопроводительные документы к делу, а также материалы дела. На все судебные дела заводятся электронные статистические карточки, на основе которых и согласно рекомендациям Высшего Арбитражного Суда РФ формируется полугодовая и годовая статистическая отчетность.

В системе реализовано ведение базы данных по организациям, наиболее часто участвующим в судебных спорах. Таким образом, пользователи системы могут привлекать справочник участников спора при заполнении регистрационных карточек документов, не прибегая к многократному ручному вводу их атрибутов.

Процессуальное значение указанных подсистем заключается в следующем.

Во-первых, законодателем связывается начало течения срока рассмотрения дела в суде именно с момента поступления дела в суд. Согласно ч. 1 ст. 152 АПК РФ дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд. Применительно к апелляционному производству согласно ч. 1 ст. 267 АПК РФ срок рассмотрения апелляционной жалобы исчисляется со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Во-вторых, с момента поступления в суд документов по судебному делу может исчисляться и процессуальный срок их рассмотрения. Так, например, в соответствии с ч. 4 ст. 159 АПК РФ ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи рассматривается судьей в пятидневный срок после дня поступления ходатайства в арбитражный суд. Согласно ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ рассмотрение заявления об обеспечении иска осуществляется судьей не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд.

Таким образом, от правильного функционирования рассматриваемой подсистемы зависят правильное исчисление процессуальных сроков и, следовательно, соблюдение процессуальных прав лиц, участвующих в деле.

Наиболее же важное значение с точки зрения обеспечения прав на справедливое и беспристрастное рассмотрение дела судом имеет подсистема, обеспечивающая распределение судебных дел по судьям.

Кроме распределения вручную система обеспечивает автоматизированное распределение дел по судьям, используя такие критерии, как категория спора, специализация судьи, равномерность загрузки судьи, а также его рабочий календарь. При этом автоматически формируется график судебных заседаний на конкретный день недели с указанием даты и зала проведения заседания. Кроме того, система позволяет осуществлять мониторинг загрузки судей и процессуальных сроков рассмотрения дел.

Фактически результатом распределения дел является формирование состава суда, рассматривающего дело (при единоличном рассмотрении), или назначение, как правило, председательствующего судьи при коллегиальном рассмотрении дела.

Следовательно, правильное функционирование указанной подсистемы влияет на соблюдение требований ст. 18 АПК РФ, в соответствии с которой состав суда для рассмотрения конкретного дела, в том числе с участием арбитражных заседателей, формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Основная функция автоматизированного распределения дел - обеспечение учета требований закона при формировании состава суда, в том числе и исключение влияния субъективных факторов, таких как заинтересованность в распределении дела нужному судье.

При нарушении же правил распределения дела процессуальным последствием может явиться отмена судебного акта по безусловным основаниям.

Внедрение АПС "Обмен между судами" позволяет автоматизировать процессы регистрации документов из судов других инстанций. Также система осуществляет отправку документов для предварительного ознакомления в другие инстанции и позволяет выставить индивидуальные параметры настройки для автозаполнения полей атрибутами поступивших при регистрации документов в соответствии с потребностями суда.

САСД интегрирована с системой БРАС (банк решений арбитражных судов), что позволяет в автоматическом режиме пополнять БРАС судебными решениями банка решений конкретного суда и РАД (расписание арбитражных дел) и позволяет формировать и публиковать графики рассмотрения судебных дел судей. Кроме того, с помощью подсистемы формирования расписания слушания дел подготовка судебного дела для сдачи в архив осуществляется посредством подсистем двух видов: настраиваемых (с возможностью определения вида таблицы расписания заседаний) и формируемых по заданному образцу. Расписание слушания также может транслироваться на сенсорных мониторах, установленных в здании суда.

При этом факт публикации судебных актов в БРАС и РАД также имеет процессуальное значение, особенно это касается судов, осуществляющих судебно-проверочную деятельность.

Следовательно, функционирование указанных подсистем имеет значение и для надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, нарушение правил которого может являться также основанием для безусловной отмены судебного акта.

Подводя итог сказанному, отметим, что правильное функционирование САСД не только позволяет автоматизировать многие процессы делопроизводства, но и в итоге имеет непосредственное значение для соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, является необходимым элементом механизма обеспечения права каждого на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство в разумные сроки.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Информационное обеспечение судебной деятельности [15.05.13]

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел судами общей юрисдикции. Одним из путей совершенствования организации судопроизводства служат повышение степени информатизации судов, их компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на этой базе современных и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к ней, а также её использование и распространение.

В обстановке постоянно растущей нагрузки на судей, требований о сокращении сроков и повышении качества рассмотрения дел современные информационные системы способны обеспечить быстрый доступ судей к банкам законодательных данных, к обобщённым материалам судебной практики, особенно в новых и развивающихся областях права, повышают возможности научных исследований. Они позволят автоматизировать, а значит, унифицировать судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных документов. Внедрение современных технологий и методов диктуется также необходимостью расширения информирования общества о деятельности судов, как одного из условий справедливого судебного разбирательства.

1. Система информационного обеспечения судебной власти.

Основной идеей создания системы информационного обеспечения судебной власти является структурирование и объединение ее ресурсов в информационной сфере, приоритетное разрешение в ней общих проблем всех ветвей судебной власти, координация информационной деятельности на основе выработанных единых подходов к работе со средствами массовой информации.

При этом под информационным обеспечением судебной системы понимается распространение в средствах массовой информации сведений о деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, официальных и иных материалов названных органов, силами подразделений судебных органов, уполномоченных к ведению работы в информационной сфере.

Согласованная по содержанию, времени и последовательности деятельность пресс-служб всех ветвей судебной власти и Судебного департамента, а также комплекс проводимых ими мероприятий по сбору, обработке, накоплению, хранению и распространению информации о деятельности судов, представляют собой систему информационного обеспечения судебной власти.

Эффективность построения системы информационного обеспечения судебной власти определяется проведением следующих мероприятий.

Структурирование подразделений, осуществляющих работу в информационной сфере. В существующем виде структура, штатная численность и статус подразделений и работников судебной системы, осуществляющих деятельность в информационной сфере, не в полной мере соответствуют современным требованиям. В связи с этим важной задачей становится создание (преобразование) пресс-служб высших судов в самостоятельные, соответствующим образом укомплектованные структурные подразделения, введение института штатных пресс-секретарей арбитражных судов, судов общей юрисдикции (областных и им равных) и управлений (отделов) Судебного департамента.

Таким образом, в каждой ветви судебной власти (за исключением Конституционного Суда, не имеющего подчиненных структур), информационная работа организуется на двух – федеральном и региональном - уровнях, что позволяет вести ее более системно, масштабно и целенаправленно. Кроме того, территориальными органами Судебного департамента (пресс-секретари управлений и отделов) ведется информационное обеспечение деятельности мировых судей.

Информационные структуры судебной системы осуществляют свою деятельность в непосредственном подчинении руководителей соответствующих судов и органов Судебного департамента. Координация информационной работы в системе арбитражных судов возлагается на пресс-службу Высшего Арбитражного Суда, в системе федеральных судов общей юрисдикции, военных судах и в системе Судебного департамента – на пресс-службу Судебного департамента. Информационные интересы Конституционного Суда и Верховного Суда обеспечиваются пресс-службами Конституционного Суда и Верховного Суда. При этом принципиально важной задачей пресс-служб судебных органов и Судебного департамента является облегчение доступа представителям средств массовой информации к информации о деятельности судов, вызывающей повышенный общественный интерес, а также улучшение взаимопонимания судей и журналистов.

Исходя из сложившейся практики и опыта ряда регионов, представляется целесообразным также образование объединенных пресс-служб (пресс-групп) судебных органов в субъектах Российской Федерации, состоящих из пресс-секретарей управлений Судебного департамента и работников аппаратов областных и им равных судов, отвечающих за осуществление связей с общественностью и средствами массовой информации.

Реализация единых принципов в работе по взаимодействию со средствами массовой информации. Данное положение обеспечивается решением пресс-службами и пресс-секретарями судебной системы следующих задач:

- осуществление комплексного планирования информационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

- проведение мониторинга средств массовой информации, анализа динамики общественного мнения по ключевым вопросам деятельности судов, органов судейского сообщества и осуществления правосудия с целью оперативного информирования органов судебной власти;

- систематическая подготовка пресс-службами высших судов и Судебного департамента, осуществляющих методическое руководство работой пресс-служб и пресс-секретарей на местах, разъяснений по сложным вопросам, возникающим при взаимодействии со средствами массовой информации;

- проведение аккредитации представителей средств массовой информации при соответствующих судебных органах или органах Судебного департамента, предоставление российским и иностранным журналистам информации, в том числе вызывающей повышенный общественный интерес;

- организация освещения в средствах массовой информации деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, в том числе путем создания и ведения в СМИ постоянных рубрик, блоков судебной информации, тематических передач на телевидении и радио, а также использования иных форм;

- подготовка и распространение в средствах массовой информации выступлений председателей соответствующих судов, судей, руководителей органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, а также соответствующих видео-, фото- и аудиоматериалов по актуальным проблемам деятельности судебной системы; официальных материалов (постановлений, решений, заявлений, обращений и т.д.) судебных органов и органов судейского сообщества;

- оперативное реагирование на публикации в средствах массовой информации по вопросам деятельности судебной системы, не соответствующих действительности или являющимися юридически некомпетентными;

- подготовка аналитических и справочно-информационных материалов, а так же проектов распорядительных и иных документов для руководителей судебных органов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, по вопросам, входящих в компетенцию пресс-служб (пресс-секретарей);

- организация редакционно-издательской деятельности.

Практика показывает необходимость доведения через СМИ информации о судебных решениях, вступивших в законную силу, вынесенных по делам, о которых в средствах массовой информации имелись негативные суждения по поводу деятельность судебных органов. А также сведений о решениях судов, отмененных или измененных вышестоящими судебными инстанциями, если ранее они были опубликованы или иным образом распространены в периодической печати.

Кроме того, в целях более предметного сотрудничества судов и прессы, установления взаимопонимания и доверия, открытости в отношениях, целесообразно проведение на федеральном и региональном уровнях конференций (семинаров) с участием руководителей судов, органов Судебного департамента, работников их пресс-служб с представителями средств массовой информации по актуальным вопросам деятельности и освещения работы судов.

Создание собственных информационных ресурсов и средств массовой информации судебной системы. Важность реализации этой задачи определяется необходимостью выработки эффективных механизмов доведения до общества сведений о деятельности судов, а также свободного выражения взглядов, мнений представителей судебной власти, как по вопросам деятельности судов, так и по иным проблемам, связанным с обеспечением независимости и самостоятельности правосудия, и их открытого обсуждения с институтами гражданского общества. Наиболее перспективными направлениями ее решения является создание средств массовой информации, учредителями которых являются органы судейского сообщества, судебные органы и Судебный департамент, а также иных информационных ресурсов, собственниками которых являются указанные органы. При этом под информационными ресурсами понимается совокупность отдельных документов и отдельных массивов документов, документов и массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.).

Исходя из функционального предназначения информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении или создаваемых в судебной системе, а также средств массовой информации, учредителями которых могут быть судебные органы, органы судейского сообщества и Судебный департамент, представляется целесообразной их следующая структура:

Информационные ресурсы и системы

- веб-сайты высших судов, Совета судей Российской Федерации и Судебного департамента;

- бюллетени высших судов с обобщениями судебной практики;

- информационный бюллетень Судебного департамента (мониторинг публикаций СМИ о деятельности судебной системы).

- веб-сайты областных и им равных судов, окружных арбитражных судов, управлений Судебного департамента;

- бюллетени областных и им равных судов, окружных арбитражных судов, управлений Судебного департамента с обобщениями судебной практики

- информационные бюллетени управлений Судебного департамента (мониторинг публикаций СМИ о деятельности судов);

- архивы областных, им равных и районных судов.

Кроме этого, перспективным направлением является создание систем автоматизированного сбора судебных решений, которые обеспечивают доступ к судебной информации не только для судей, но и для иных пользователей – юристов, представителей науки, средств массовой информации и т.д.

Гибкий механизм распределения функций позволяет использовать программный комплекс как на одном рабочем месте секретаря канцелярии (локальная установка), так и несколькими сотрудниками аппарата судебного участка (сетевая установка).

- документирование процессов судебного делопроизводства в соответствии с гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, другими законодательными актами и инструкциями по делопроизводству в судах общей юрисдикции;

- создание единого банка данных по делам и судебным решениям, а также ведение электронного архива судебных решений;

- оперативное предоставление информации о нагрузке мирового судьи и его аппарата, качестве их работы, а также по движению дел;

- обеспечение граждан своевременной информацией о ходе и результатах судебного разбирательства;

- автоматическое формирование статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции.

Заключение

Внедрение автоматизированных систем позволило облегчить документооборот в судах. Однако практика внедрения информационных технологий и обеспечения их эффективного применения в судах общей юрисдикции показывает большие сложности этой работы, возникающие из-за слабого их кадрового обеспечения. Организовать внедрение сложных программных систем в нескольких десятков судов, разбросанных по региону, обеспечить их сопровождение, обучить персонал, осуществлять ремонт техники и повседневные консультации могут специалисты по информатизации, стоящие в штате судов общей юрисдикции и региональных управлений (отделов) Судебного департамента. Наличие таких специалистов необходимо предусмотреть при разработке типовых штатных расписаний.

Список литературы

1. Валерий Трофимов Информационные технологии в экономике и управлении, 2013г.

2. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике:Уч. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: