Примирительные процедуры в суде рк

Обновлено: 17.05.2024

В частности, действующие с 25 октября 2019 года редакции статьи 138.2 – 138.5 АПК РФ, статьи 153.3 – 153.6 ГПК РФ, статьи 137.3 – 137.6 КАС РФ, предусматривают урегулирование споров путём переговоров, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

В части проведения переговоров закреплено, что стороны вправе урегулировать спор путем проведения переговоров в целях примирения. Переговоры осуществляются на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры проводятся в обязательном порядке.

В части регулирования вопросов медиации закреплено, что стороны вправе урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральным законом.

При этом, согласно ст. 137.5 КАС РФ применение процедуры медиации не допускается по административным делам, указанным в пунктах 1, 1.1 и 6 части 2 и пунктах 1, 2, 4, 9 части 3 статьи 1 настоящего Кодекса.

В части процедуры судебного примирения внесенными в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ вступившими в силу изменениями установлено, что стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение). Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются законом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.

Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

При этом, судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Вместе с тем, за процедурой примирения осуществляется судебный контроль, в рамках которого судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

Таким образом, процедура примирения сторон стала возможной в спорах, возникающих из административных и иных публичных отношений.

Прокуратура
Томской области

Прокуратура Томской области

13 ноября 2019, 16:43

Разъяснения закона Примирительные процедуры в гражданском, арбитражном и административном процессе

Асиновская городская прокуратура информирует

В частности, действующие с 25 октября 2019 года редакции статьи 138.2 – 138.5 АПК РФ, статьи 153.3 – 153.6 ГПК РФ, статьи 137.3 – 137.6 КАС РФ, предусматривают урегулирование споров путём переговоров, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

В части проведения переговоров закреплено, что стороны вправе урегулировать спор путем проведения переговоров в целях примирения. Переговоры осуществляются на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры проводятся в обязательном порядке.

В части регулирования вопросов медиации закреплено, что стороны вправе урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральным законом.

При этом, согласно ст. 137.5 КАС РФ применение процедуры медиации не допускается по административным делам, указанным в пунктах 1, 1.1 и 6 части 2 и пунктах 1, 2, 4, 9 части 3 статьи 1 настоящего Кодекса.

В части процедуры судебного примирения внесенными в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ вступившими в силу изменениями установлено, что стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение). Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются законом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.

Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

При этом, судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Вместе с тем, за процедурой примирения осуществляется судебный контроль, в рамках которого судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

Таким образом, процедура примирения сторон стала возможной в спорах, возникающих из административных и иных публичных отношений.

Российское процессуальное законодательство гарантирует сторонам спора возможность примирения в суде без вынесения решения по делу. Регламент этой процедуры разработал Верховный суд РФ.

Что случилось?

По новому законодательству к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения и формирование и утверждение списка судебных примирителей. Только на основании такого регламента могут осуществляться примирительные процедуры во время судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Что такое примирительные процедуры в суде

С 25.10.2019 все участники судебного процесса в суде общей юрисдикции или арбитражном суде (за исключением уголовного судопроизводства) смогут прибегать к специальным примирительным процедурам. Проведение таких процедур возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта. К ним законодатели отнесли:

  • переговоры;
  • посредничество, в том числе медиация;
  • судебное примирение.

Этот перечень не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Суды будут начинать процесс примирения по регламенту на основании ходатайства сторон (стороны) либо при согласии сторон на соответствующее предложение суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству.

Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Осуществлять координацию действий сторон в этом процессе будут судебные примирители.

Кто такие судебные примирители

Судебные примирители — это штатные сотрудники судов. По законодательству их будут выбирать из судей в отставке, включенных в соответствующий перечень судебных примирителей. Утверждать список примирителей будет Пленум ВС РФ. Они будут проводить беседы со сторонами, предлагать им компромиссные решения для урегулирования спора и оформлять результаты примирения.

Как будет проходить примирение в суде

По новому регламенту судебное примирение должно проходить в отдельном помещении, расположенном в здании суда. Срок для совершения необходимых процедур устанавливается судом в определении о проведении судебного примирения, по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения имеют право:

  • выбирать судебного примирителя,
  • вносить предложения по порядку проведения примирения,
  • заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц,
  • сообщать необходимую для урегулирования спора информацию,
  • задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю,
  • высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения,
  • обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон,
  • ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту регламента, будет проходить в несколько стадий:

  1. Открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя).
  2. Изложение обстоятельств спора и интересов сторон.
  3. Формулирование сторонами вопросов для обсуждения.
  4. Индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями.
  5. Выработка предложений по урегулированию спора.
  6. Примирение сторон.
  7. Оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска.
  8. Завершение судебного примирения.

Результатом применения может стать как мировое соглашение и отказ от искового заявления, так и полное либо частичное его признание. Судебное примирение может быть завершено по заявлению одной или обеих сторон, а также в связи с истечением его срока либо прекращением судебным примирителем. Госпошлина, уплаченная за подачу искового заявления, сторонам возвращаться не будет. Но они смогут сэкономить на других судебных издержках.

Для чего ввели судебное примирение

Судья ВС РФ, секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов пояснил, что в институте судебного примирения одинаково заинтересованы физические и юридические лица. Это будет быстрая и эффективная защита прав, которая широко используется в других странах, но пока не была реализована в России.

В Германии, Канаде, Финляндии, Австралии, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Словении, Нидерландах давно отказались от длительных судебных процессов по делам, в которых участники знают детали и отлично осознают свои требования. По словам судьи, в российском обществе есть высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров. Это позволит повысить качество правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки, а также снижению уровня конфликтности, укреплению социально-деловых связей и повышению уровня правосознания. Как пояснил Виктор Момотов:

Сами участники спора всегда знают детали конфликта, его фактическую сторону и при желании могут выработать в короткие сроки взаимоприемлемое решение, используя примирение. Примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, способствует сохранению социальных связей и деловых отношений, в целом снижает уровень конфликтности в обществе.

В проекте регламента сказано, что судебное примирение проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения. К принципам судебного примирения отнесены добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность.

Принять окончательную версию регламента судьи планируют на следующем заседании Пленума ВС РФ, ведь с 25.10.2019 года к процедуре должны получить доступ все желающие.

Представляется, что на сегодняшний день загруженность судов очень большая, что в свою очередь вызывает необходимость оптимизации судопроизводства и улучшения, развития процессов досудебного урегулирования споров. В связи с указанными обстоятельствами отечественным законодателем предпринимаются меры, направленные на нивелирование существующих процессуальных проблем.

Обзор нововведений

Если до обращения в суд стороны пытались примириться, в исковом заявлении будет необходимо указать, какие именно меры были предприняты сторонами для разрешения возникших разногласий. К исковому заявлению потребуется приложить документы, подтверждающие соответствующие действия сторон (при наличии).

Если примирительные процедуры инициировал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на исковое заявление, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, есть ли у сторон перспектива примирения.

О проведении примирительной процедуры суд должен будет вынести определение и при необходимости отложить. Это произойдет, если, например, стороны согласились с предложением суда провести данную процедуру или суд удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд укажет, среди прочего, срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило: суд имеет право при согласии юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру, по правилам, установленным в главе 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее также – АПК РФ), в том числе с участием судебного примирителя. Такими примирительными процедурами являются: заключение мирового соглашения, урегулирование спора через посредника, передача дела на рассмотрение в третейский суд.

Примирительные процедуры

Следует отметить, что список примирительных процедур расширится, но при этом останется открытым. В частности, согласно нововведенной статье 138.2 АПК РФ споры могут быть урегулированы путем проведения:

посредничества, в том числе медиации;

других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Некоторым из примирительных процедур (например, переговорам, медиации, судебному примирению) будут посвящены отдельные статьи АПК РФ, в которых будут установлены базовые требования к соответствующим примирительным процедурам.

Особо стоит выделить судебное примирение. Предполагается проведение указанной процедуры с участием судебного примирителя, которым станет судья в отставке, изъявивший желание выступать в качестве судебного примирителя.

Список лиц, которые смогут выступать в качестве судебного примирителя, утвердит Пленум Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей.

Кандидатуру для разрешения конкретного спора согласуют стороны, а суд будет утверждать предложенную кандидатуру.

При этом стоит учитывать, что примиритель не является участником судебного разбирательства и не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Справедливо предположить, что новый вид примирения сторон в процессе по своей природе напоминает процедуру медиации, однако между двумя названными процедурами есть ряд отличий.

Среди основных отличий можно выделить следующие:

судебным примирителем, в отличие от медиатора, может стать только судья в отставке;

судебный примиритель будет иметь право ознакомиться с материалами дела, документами, у медиатора такая возможность отсутствует.

Указанный перечень отличительных черт медиации и судебного примирения не является исчерпывающим и может быть расширен в ходе детального сравнения данных примирительных процедур.

Подробные правила проведения процедуры судебного примирения утвердит Верховный Суд Российской Федерации в виде регламента.


В чём суть нововведений?

В процессуальном законодательстве (АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ) закреплены порядок и сроки проведения примирительных процедур. Список примирительных процедур расширится, но останется открытым. Помимо уже известной процедуры медиации, к видам примирительных процедур отнесены переговоры и судебное примирение.

Предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения.

Кроме того, дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде и определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки призваны внедрить в систему правосудия способы урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе процедуры судебного примирения при содействии судебного примирителя. Также планируется дополнительно стимулировать стороны к использованию примирительных процедур в рамках гражданского, административного судопроизводства и в арбитражном процессе.

Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.

Как сторонам спора показать, что они пытались примириться?

Если стороны пытались примириться, то при подаче иска нужно будет указать, что именно в этом плане ими было предпринято. К иску потребуется приложить документы, подтверждающие примирительные действия, если конечно такие документы имеются в наличии.

Если примирительные действия совершал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на иск, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, могут ли стороны примириться.

Сейчас согласно позиции Пленума ВАС РФ судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы.

Каков порядок примирительной процедуры?

Суд сможет вынести определение о проведении примирительной процедуры. Это произойдет, если, например, стороны согласились с предложением суда провести данную процедуру или тот удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд укажет среди прочего срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило. Суд сможет при согласии юрлица, ИП или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру.

Каким образом будет проходить судебное примирение?

Судебное примирение будет проводиться с участием судебного примирителя. Им станет судья в отставке. Эту процедуру можно будет применить на любой стадии производства. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определит регламент, который утвердит Пленум ВС РФ.

Отметим, примиритель не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Что должно стать итогом примирительных процедур?

В процессуальных кодексах установлены схожие результаты примирительных процедур. К примеру, в АПК РФ введён открытый перечень результатов примирения участников дела, в частности:

  • мировое соглашение;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • частичный или полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы.

Полагается ли возврат госпошлины в случае примирения?

Да, соответствующие изменения внесены в НК РФ. Поправками установлено, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании иска ответчиком до принятия решения судом первой инстанции истцу будут возвращать 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии апелляции — 50%, на стадии кассации, надзора — 30%.

Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ, арбитражными судами истцу возвращают 50% госпошлины. Это положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Что ещё поменялось?

Уточнён ряд норм, посвящённых мировому соглашению. В частности, установлено, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если по условиям этого соглашения они приобретают права либо на них возлагаются обязанности.

Когда документы вступают в силу?

АКЦИЯ ГОДА

Читайте также: