Санбенито облачение которое использовалось как одежда осужденного во время суда инквизиции

Обновлено: 19.05.2024

\u0415\u0301\u0440\u0435\u0441\u044c \u2014 \u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0442\u043a\u043b\u043e\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0442 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043a\u0435\u043c-\u043b\u0438\u0431\u043e \u0432\u0435\u0440\u043d\u044b\u043c \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u043e\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u0430\u0433\u0430\u044e\u0449\u0435\u0435 \u0438\u043d\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0445\u043e\u0434 \u043a \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u043e\u0437\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044e.

\u0418\u041d\u041a\u0412\u0418\u0417\u0418\u0426\u0418\u042f. [\u043b\u0430\u0442. inquisitio - \u0440\u043e\u0437\u044b\u0441\u043a, \u0440\u0430\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435], \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u044b\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u0420\u0438\u043c\u0441\u043a\u043e-\u043a\u0430\u0442\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438, \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0432\u0448\u0438\u0439\u0441\u044f \u0432\u044b\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0438\u0441\u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0435\u0440\u0435\u0441\u0435\u0439, \u0440\u0430\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u0434\u0435\u044f\u043d\u0438\u0439.

\u0421\u0430\u043d\u0431\u0435\u043d\u0438\u0442\u043e. (\u0438\u0441\u043f. Sanbenito, \u0441\u043e\u043a\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d. Sacco benito), \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u043c\u0430\u0440\u0440\u0430 (Zamarra) \u2014 \u043e\u0434\u0435\u044f\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0438\u043d\u043a\u0432\u0438\u0437\u0438\u0446\u0438\u0435\u0439, \u0438\u0437 \u0436\u0435\u043b\u0442\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u043b\u043e\u0442\u043d\u0430; \u0441\u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438 \u0438 \u0441\u0437\u0430\u0434\u0438 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 \u0410\u043d\u0434\u0440\u0435\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442; \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e \u0442\u0435\u043b\u043e \u0440\u0430\u0437\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u043e \u043f\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c \u0438 \u0434\u044c\u044f\u0432\u043e\u043b\u0430\u043c\u0438.

\u0410\u0443\u0442\u043e\u0434\u0430\u0444\u0435\u0301 \u2014 \u0432 \u0421\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0435 \u0432\u0435\u043a\u0430 \u0432 \u0418\u0441\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0438 \u041f\u043e\u0440\u0442\u0443\u0433\u0430\u043b\u0438\u0438 \u2014 \u0442\u043e\u0440\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u043e\u0437\u043d\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u0435\u043c\u043e\u043d\u0438\u044f, \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0432\u0448\u0430\u044f \u0432 \u0441\u0435\u0431\u044f \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u0438\u0438, \u0431\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0432\u044b\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0435 \u043f\u043e\u043a\u0430\u044f\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0441\u0443\u0436\u0434\u0451\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0435\u0440\u0435\u0442\u0438\u043a\u043e\u0432.

\u0410\u043b\u044c\u0431\u0438\u0433\u043e\u0301\u0439\u0446\u044b (\u043b\u0430\u0442. Albigenses, \u0444\u0440. Albigeois), \u0442\u0435\u0440\u043c\u0438\u043d, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c \u0432\u043e \u0444\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0438 XVII\u2014XIX \u0441\u0442\u043e\u043b\u0435\u0442\u0438\u0439 \u043e\u0431\u043e\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0438 \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u043e\u0437\u043d\u043e\u0435 \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u043a\u0438 \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u00ab\u043a\u0430\u0442\u0430\u0440\u0438\u0437\u043c\u043e\u043c\u00bb.

\u0412\u0430\u043b\u044c\u0434\u0435\u0301\u043d\u0441\u044b \u2014 \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u043e\u0437\u043d\u043e\u0435 \u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0434\u043d\u043e\u043c \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0430\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435. \u0410\u043f\u0435\u043b\u043b\u0438\u0440\u0443\u044f \u043a \u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u0430\u043c \u0440\u0430\u043d\u043d\u0435\u0433\u043e \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0430\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0432\u0430\u043b\u044c\u0434\u0435\u043d\u0441\u044b \u0440\u0430\u0442\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0437\u0430 \u043b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u0430\u0446\u0438\u044e \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438.

\u041a\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u043d\u043e\u0441\u0446\u044b \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0437\u0430\u043f\u0430\u0434\u043d\u043e\u0435\u0432\u0440\u043e\u043f\u0435\u0439\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0432\u043e\u0438\u043d\u044b, \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u0438\u043a\u0438 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432, \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0444\u0435\u043e\u0434\u0430\u043b\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043a\u0430\u0442\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c\u044e \u043f\u043e\u0434 \u0437\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c \u0431\u043e\u0440\u044c\u0431\u044b \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432 \u00ab\u043d\u0435\u0432\u0435\u0440\u043d\u044b\u0445\u00bb ">]" data-test="answer-box-list">

Объяснение этому следует искать в желании церкви превратить светскую власть в соучастника своих преступлений и одновременно продемонстрировать видимость того, что сама она, церковь, не убивала никого, не проливала крови. И в этом проявились свойственные церковникам ханжество и лицемерие. Еще до учреждения инквизиции церковь стремилась обязать светскую власть преследовать еретиков. Добиться этого она смогла лишь частично и поэтому организовала свой собственный репрессивный орган - инквизицию. Однако зловещую привилегию официально выносить смертные приговоры, казнить и оплачивать палача церковь предоставляла светским властям.

Там, где, как в Испании и Португалии, инквизиция была подчинена королевской власти, такого противоре­чия не возникало. Но во Франции, Германии, республиках и княжествах Италии, где церковь боролась за преобладание над светской властью, деятельность или, вернее, чрезмерное усиление влияния инквизиции постоянно вызывали сопротивление светских властей. В таких случаях папский престол реагировал решительно и без промедления. Виновные в невыполнении приказов инквизиции, в частности в отказе посылать на костер еретиков, отлучались от церкви, на непослушные города накладывался интердикт, папский престол призывал верующих не платить налоги; не подчиняться таким властям.

О том, как совершалась казнь еретика, сохранилось большое число описаний современников. Постепенно выработался своеобразный ритуал, которого инквизиция повсеместно придерживалась. Обычно казнь назначалась на праздничный день, население призывалось присутствовать на ней. Уклонение от такого приглашения, как и проявления симпатий или жалости к казнимому, могло навлечь подозрение в ереси. Костру предшествовало аутодафе, устраиваемое на празднично убранной центральной площади города, где в присутствии церковных и светских властей и народа совершалось торжественное богослужение, а затем оглашался приговор инквизиции осужденным вероотступникам.

Аутодафе устраивалось несколько раз в год, и на нем иногда подвергались экзекуции десятки жертв инквизиции. За месяц до его проведения приходские священники оповещали верующих о предстоящем аутодафе, приглашая участвовать в нем и обещая за это индульгенцию на 40 дней.

Аутодафе в Мехико. Художник Д. Ривера (1886-1957)


Аутодафе в Мехико. Художник Д. Ривера (1886-1957)

Накануне аутодафе город украшали флагами, гирляндами цветов, балконы украшали коврами. На центральной площади воздвигался помост, на котором возводили алтарь под красным балдахином и ложи для короля или местного правителя и других светских, в том числе военных и церковных, нотаблей. Присутствие женщин и детей приветствовалось. Так как аутодафе длилось иногда весь день, то у помоста строились общественные уборные, которыми могли воспользоваться в случае нужды почетные гости.

Позорящее одеяние - санбенито


Позорящее одеяние - санбенито

Тем временем на месте аутодафе собирались светские и духовные власти и гости, занимавшие места на отведенных им трибунах, а также горожане, заполнявшие площадь. Любителей поглазеть на аутодафе всегда оказывалось предостаточно.

С прибытием процессии заключенных усаживали на скамьях позора, установленных на помосте, несколько ниже почетных трибун. Вслед за тем начиналась траурная месса, за ней следовала грозная проповедь инквизитора, которая кончалась оглашением приговоров. Приговоры зачитывались по-латыни, заключенные с трудом улавливали их смысл, были они длиннющими, начинались цитатами из Библии и произведений отцов церкви, читались медленно. Если осужденных было много, то на оглашение приговоров иногда уходило несколько часов.

Когда зажигался костер, особо уважаемым прихожанам предоставлялось почетное право подбрасывать в огонь хворост, чем они приумножали перед церковью свои добродетели.

Хотя палачи пытались так устроить костер, чтобы он пожрал осужденного, не оставив и следа от него, эта цель не всегда достигалась. В таких случаях обуглившиеся останки рвались палачами на мелкие части, кости дробились, и это ужасное месиво повторно предавалось огню. Затем тщательно собирался пепел и выбрасывался в реку. Подобной процедурой инквизиторы пытались лишить еретиков возможности заручиться останками своих мучеников и поклоняться им.

Если осужденный на костер умирал до казни, то сжигали его труп. Сожжению подвергались и останки тех, кто был посмертно осужден. В испанской и португальской инквизиции было принято сжигать на костре куклы, изображавшие осужденных (казнь in efigie). Такой символической казни подвергались осужденные на пожизненное заключение, а также бежавшие из тюрем или от преследований инквизиции ее жертвы.

Костер использовался инквизицией и для другой цели - уничтожения сочинений вероотступников, иноверцев и неугодных церкви писателей.

Деятельность инквизиционного трибунала наложила зловещий отпечаток на теорию и практику гражданского судопроизводства, из которого исчезли под ее влиянием зачатки объективности и беспристрастности, свойственные еще римскому праву. Как справедливо отмечает Г. Ч. Ли, до конца XVIII в. в большей части Европы инквизиционное судопроизводство, развивавшееся в целях уничтожения ереси, сделалось обычным методом, применявшимся в отношении всех обвиняемых. В глазах светского судьи обвиняемый был человеком, стоящим вне закона, виновность его всегда предполагалась, и из него надо было во что бы то ни стало, хитростью или силой, вырвать признание.

Особая


Особая 'милость': удушение перед сожжением

Чаще всего это слово ассоциируется у нас именно с историей Испании. Из учебной и художественной литературы, а также исторических фильмов мы имеем достаточно смутное представление о ней. Что же действительно скрывается за этим словом, какова сущность инквизиции, тем более что ее история неразрывно связана с историей Испании?

Теоретической основой инквизиции служил основной постулат церкви: земная жизнь не имеет цены, она только приготовление к царству небесному. Главная цель существования человека – спасение души; а следовательно, люди, мешающие ее осуществлению, еретики, – величайшие злодеи, достойные лютой казни, обычной в Средние века и за другие преступления. Таким образом, инквизиция стоит в тесной связи со средневековым аскетизмом, и неудивительно, что самые непреклонные инквизиторы нередко были и ревностными аскетами.

В IV веке христианство становится государственной религией Рима. Разделение в 395 году Римской империи на два государства привело и к разделению христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную). Вскоре католический путь развития приобретает значение господствующей идеологической силы Европы. Католическая церковь, оказывая сильное влияние на все стороны общественной жизни, монополизировала образование и оставила значительный след в культуре.


Прикрываясь именем Христа, инквизиция боролась со свободомыслием

Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием III (понтификат 1198 – 1216). Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский собор 1215 года. Решения этого собора заложили теоретическую основу деятельности инквизиции.

Кроме еретиков и врагов церкви и короля, она преследовала принявших христианство евреев и мусульман.

Верховным главой инквизиции являлся Папа Римский. Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от Папы. Дело инквизиции было передано орденам нищенствующих монахов – доминиканцам и францисканцам.

Инквизиция действовала почти во всех католических странах с XII по XIX век. В XIII веке инквизиционные трибуналы были учреждены в Испании, на юге Франции, в Италии, Германии, Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и португальцы ввели их также в своих американских владениях.

В начале XIII века еретические учения получили большое распространение в объединенном государстве Арагона и Каталонии, т. к. многие еретики искали там спасения. Вследствие этого в 1232 году местная церковь также организует в Арагоне инквизицию.

Первые смертные приговоры были провозглашены в 1301 году в Каталонии. В течение последующих 50 лет состоялось несколько десятков процессов.




Уже в XVI – XVII веках за пределами Испании, главным образом в протестантских государствах, появляются многочисленные памфлеты, изобличавшие жестокость испанских инквизиторов. Эта критика особенно усилилась в XVIII веке в рядах деятелей Просвещения – от Вольтера и энциклопедистов до публицистов времен Французской революции.

Католическая церковь не терпела инакомыслия. На протяжении столетий в Испании костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, передового, где торжествовал разум, где шла борьба за социальную справедливость. От суда инквизиции не спасали ни социальное положение, ни пол, ни возраст, ни даже сама смерть, т. к. осуждение распространялось на родственников и на потомков в трех поколениях.

Новая инквизиция становится грозным оружием абсолютизма в руках власти под прикрытием внутренних вооруженных сил – Святого Братства (Santa Hermandad) в борьбе против всех инакомыслящих.

Она получила широчайшие возможности главного защитника христианской веры, что позволило ей вмешиваться практически во все сферы жизни. Торквемада задумал набросить на всю страну густую сеть инквизиционных судилищ.

Исторический факт: однажды испанская инквизиция приговорила к казни целую странуГолландию за то, что ее жители принадлежали к протестантской, а не католической церкви и, следовательно, были еретиками.

Для того чтобы привлечь кого-либо к ответственности, разумеется, требовались основания. Таким основанием в делах веры служило обвинение одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи еретикам. Тот, кто откликался в установленный срок на призыв инквизиторов и сообщал ему сведения о еретиках, получал награду. В проповедях инквизиторы объясняли верующим отличительные черты различных ересей, признаки, по которым можно обнаружить еретиков, хитрости, на которые последние пускались, чтобы усыпить бдительность преследователей.

Гоняясь за ересью, христиан убедили, что мавры и евреи пользуются благами христианской цивилизации. Но осложнять отношения с маврами было опасно, т. к. Гранада была достаточно сильным государством и еще оставалась под арабским влиянием.


Франсиско Рим. Аутодафе 1680 года

В начале XV века на судьбу евреев повлияла деятельность доминиканского монаха Винсента Феррера. Он три года ходил по городам Испании и проповедовал всеобщее крещение евреев, порождая в народе еще большую к ним ненависть. По его инициативе был принят Вальядолидский устав, сильно ограничивающий права еврейского населения.

Всего в XV веке число новообращенных составляло от 200 до 300 тысяч. Чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, многие евреи были вынуждены перейти в христианскую веру, но большинство тайно оставались верными религии предков. Конфликты возникали также и внутри еврейских общин, между правоверными и крещеными их представителями, потому что среди новообращенных были люди, искренне принявшие христианскую веру, но были и такие, которые, приняв ее, стремились покинуть общины, чтобы сберечь свое богатство.


Еврейский квартал в Толедо сохранился до сих пор

В 1492 году был подписан указ об изгнании евреев из всех владений испанских государей. Этот указ для евреев вышел совершенно неожиданно. Как следствие, резко возросло число новообращенных христиан, которое в 2 – 3 раза превысило число правоверных евреев. На протяжении всего XV века принимались меры, направленные на то, чтобы сделать жизнь испанских евреев невыносимой. Местные власти стремились исключить возможности для общения евреев с христианами. В 1580-х годах стало особенно заметно сокращение числа правоверных евреев в Испании. Казна тем временем значительно пополнилась за счет налогов, взимаемых с еврейских семей. Стараниями инквизиции гонения усилились. Все эти меры имели большое психологическое значение для нагнетания в стране обстановки напряженности и ненависти к иудейскому народу.

Решение об изгнании евреев было принято в связи с деятельностью инквизиции и влиянием на королевских особ Генерального инквизитора Торквемады. Кроме того, антисемитские настроения в массах, нагнетаемые многолетними проповедями инквизиторов, повлияли на принятие этого решения. Но решающее значение для появления указа имели стремления абсолютистского государства к всеобщему объединению под единой религией. Это объясняет еще и то, что указ появился сразу после освобождения Гранады от арабского влияния, что сыграло немалую роль в формировании единого государства.

Огромные движения изгнанных еврейских масс, толпы, в которых было около 100 тысяч человек, тянулись по испанским дорогам по направлению к гаваням. Но путь был настолько труден из-за постоянных грабежей и обманов, что многие все же предпочитали вернуться в Испанию и принять христианство. По существу можно сказать, что был принесен в жертву целый народ, ни в чем не повинный и подвергшийся геноциду только за то, что отказался отречься от веры своих предков.

На протяжении многих столетий на Иберийском полуострове возникло несколько районов компактного проживания мавров. Это Арагон, Каталония и Валенсийское королевство. Здесь они составляли треть населения и успешно сосуществовали с испанцами-христианами. Другим центром являлась Гранада, где даже после завоевания испанцами в 1492 году арабы составляли больше половины населения. В остальных местах арабское население было невелико, и большая часть его были морисками, т. е. крещеными.

Испания, ведя войну против протестантов в Европе, начинает войну с гугенотами. По слухам, мориски обвинялись в тайном сговоре с ними. Также их обвиняли в сотрудничестве с враждебными турками, нанесшими серьезное поражение Испании. Поэтому права морисков все сильнее сужались королевскими указами. Инквизиция в Гранаде сжигала 80% всех осужденных морисков. Со стороны мавров были предприняты слабые попытки восстания, но силы были неравными. Для прекращения сопротивления были предприняты меры по их переселению на север страны, вследствие чего оставались большие обезлюдевшие территории. Наряду с этим в новых местах обитания мавров усиливается инквизиция.

Под страхом готовившегося крупномасштабного восстания всех врагов Испании Филипп III в 1609 году решает осуществить поэтапное изгнание морисков. В течение 5 – 6 лет было изгнано приблизительно 275 000 человек, в результате чего страна лишилась многих искуснейших ремесленников.


Мавры оставили след в облике городов Испании



Изгнание бесов с помощью молитвы

В этих книгах ведьмы описываются как уродливые старухи, деятельность которых обычно направлена на силы природы. Иногда они изображались молодыми девушками, соблазняющими мужчин. Как это сейчас ни странно, но все народные выдумки о полетах и превращениях ведьм стали содержанием серьезных богословских сочинений и протоколов инквизиционных трибуналов. Практически все данные, известные о ведьмах на сегодняшний день, взяты из двух источников. Самый главный источник – это показания самих ведьм на пытках. Заключенные в неволю, подвергшиеся воздействию инквизиторов и надеявшиеся на снисхождение, они готовы были признаться в чем угодно, тем более, что нередко они и сами верили в эти истории под психологическим прессингом инквизиции. Другие сведения, дошедшие до нашего времени, основаны на произведениях искусства тех времен.

Охота на ведьм в Европе поднимала в народе злобу, ненависть и страх. Она совпала с эпохой Возрождения, которая стала выражением противодействия сил прогресса и старых мировоззрений. Этот факт объясняет еще и то, что по всей Европе велись кровопролитные войны представителей разных направлений христианства за свою религию. Ведьмы для этих противоборствующих сил стали как бы поводом, на который можно было свалить всю вину. Охота на ведьм была коллективным безумием, охватившим все страны Европы и казнившим за каждую мелочь. В течение двух с лишним столетий эта эпидемия унесла множество жизней. За это время было осуждено около 200 тысяч человек. Закончилась эта стихия тогда, когда в ведовстве стали обвинять членов семей правителей, потому что это подрывало устои государства.

Но все же, несмотря на сильную власть, инквизиция не могла, как и все в этом мире, длиться вечно. Против ее изуверств были направлены массовые народные движения XVIII века. Ограничению деятельности инквизиции также способствовало укрепление королевской власти в ряде стран Европы. Она стала объектом уничтожающей критики мыслителей эпох Возрождения и Просвещения. Инквизиция была отменена в протестантских странах в XIV веке, во Франции – в 1789 году, в Португалии – в 1820 году. В Испании инквизиция прекратила свое существование в 1834 году, а в американских владениях Испании и Португалии в ходе борьбы за независимость – в 1810 – 1826 годах.

Испанская инквизиция оставила кровавый след в истории. Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томящихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени – таков общий итог деятельности инквизиции. Среди ее жертв – философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители, руководители и участники народных движений и восстаний, герои патриотической борьбы, противники папства и феодальных порядков. Инквизиция погубила много известных личностей, благодаря которым сегодня наука, искусство и творчество были бы на более высокой ступени развития.

http://s2.uploads.ru/t/nwDSj.jpg

http://s1.uploads.ru/t/b06FV.jpg

Пытка щекоткой. Это кажущееся безобидным воздействие было страшной пыткой. При длительном щекотании у человека настолько повышалась нервная проводимость, что даже самое легкое прикосновение вызывало поначалу дерганье, смех, а потом переходило в жуткую боль. Если подобную пытку продолжали довольно долго, то через некоторое время возникали спазмы дыхательных мышц и, в конце концов, истязуемый погибал
ЛУЧШЕ МОРОЖЕНКУ

Зал №1 Вешалка или горизонтальная дыба

http://s1.uploads.ru/t/sZ3q2.jpg

Недаром эта пытка считается самой страшной и известна больше всего.
Руки и ноги жертвы привязывались к противоположным концам вешалки.
Палач крутил рычаг, который растягивал рамку, и конечности человека выходили из суставов.
Повернуть рычаг можно было до такой степени, что конечности просто отрывались.
Дополнительные болевые ощущения добавляли шипы под спиной

http://s1.uploads.ru/t/Bf37Y.jpg

Если у вас радикулит или шейный хондроз, то смело шагайте в Массажный салон, который располагается в зале№1 .
Вам сделает массаж и вытянет позвонки на горизонтальной дыбе палач высшей категории .

Ирина1990Куликова
Я поищу у себя для первого коммента прям изуверскую картинку . а ты можешь покамест программы составлять, вона Анютка на массаж к тебе уся хотела.

Зал№2 Лечение головной боли

http://s1.uploads.ru/t/x1PCu.jpg

Излюбленный метод пыток испанской инквизиции.
Подбородок жертвы фиксировался на нижней планке, а на верх головы одевалась металлическая шапочка.
С помощью винта палач сдавливал голову. Длительность пыток можно было легко контролировать.
Даже если пытку было решено остановить, челюсти, глаза или мозг человека были на всю жизнь искалечены.

вона Анютка на массаж к тебе уся хотела.

Вам, как сотому клиенту вручается ПРИЗ - массаж шейно-грудного отдела позвоночника по льготной цене! просим пройти в зал№1 и выбрать дыбу -вертикальную или горизонтальную.

Внимание! Во время пыточного массажа кричать громко, матюгаться и хаять секту ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Внимание! Во время пыточного массажа кричать громко, матюгаться и хаять секту ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

лучше сразу кляп вставляй, именно, это она делать и собирается .

http://s1.uploads.ru/i/ePRKL.jpg

Здрась(робко ,переминаясь с ноги на ногу,жмусь у двери).Давеча мене сюды приглашали,грят мароженкой тута до смерти накормют. вот пришла,гляжу нетути мороженка,Светик последнее уташшыла. где тута у вас саоубивальственная комната,пойду самоубиваЦЦа,раз палачи усе дрыхнут. аставлю,пожалуй обезбаливаюшшае

.где тута у вас саоубивальственная комната,пойду самоубиваЦЦа,раз палачи усе дрыхнут. аставлю,пожалуй обезбаливаюшшае

Гражданочка Маруся! Палачи у нас не дрыхнут, а калымят с выездом на дом
А за спирт спасибо - токма он пойдет не на обезболивающее, а на санобработку рук и горла палача.

Палачи у нас не дрыхнут, а калымят с выездом на дом

О! Как. визиточку мона попросить. сусед мой дюжа бушавать в последнее время стал,хочу наказать малость. оплату авансом берете или по факту?

Палачи у нас не дрыхнут, а калымят с выездом на дом
А за спирт спасибо - токма он пойдет не на обезболивающее, а на санобработку рук и горла палача.

Честно говоря мну всю это предложение заинтересовало . А на дом работу берете, у мну весьма деликатный вопрос, хотелось бы без шума и пыли, по тихому так сказать . одному болезному, точнее болезной, перхоть навсегда вылечить. Гильотина в самый раз будет.

перхоть навсегда вылечить. Гильотина в самый раз будет.

бывает. и столько много,что ента перхоть унутрь халавы просачиваецца,вытесняя мозхи.

Вот это я понимаю - профессионал в своем деле)) К каждому индивидуальный подход)))
Только уговорами, только лаской. можно заставить съесть много мороженки))))

оплату авансом берете или по факту?

http://s1.uploads.ru/t/mFUiE.jpg

авнс брать не в моих правилах - какую казнь выбираете для буйного соседушки?
1) виселица

http://s1.uploads.ru/t/LExHw.jpg

2) заключение в палату №6

, хотелось бы без шума и пыли, по тихому так сказать . одному болезному, точнее болезной, перхоть навсегда вылечить. Гильотина в самый раз будет.

http://s1.uploads.ru/t/trS3I.jpg

желание Заказчика для нас закон!
сроки исполнения заказа колеблются от двух рабочих дней до недели (форс-мажорные обстоятельства не включены в указанный срок)

Вот это я понимаю - профессионал в своем деле)) К каждому индивидуальный подход)))

А как же. Не хочется растерять клиентуру то

http://s1.uploads.ru/t/mXKg0.jpg

ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ.
Скоро состоится открытие Зала №3 . Вашему вниманию будут представлены новые увлекательные лечебно-пыточные процедуры! Просьба записываться заранее с 17 до 19 часов по московскому времени!

Искренне Ваш Палач

Скажите в виселица за како место цепляет. мнеб хотелось штоба за причинное место.Кичицца соседушка своим половым превосходством и сильно басом кричит. я ба хотела штоба он на пару тонов выше кричал

Карауууул!догнездилися!Ужа тут я не ходок. Патаму как палач пущай сначало мене поклянется,что мя не прикасаемый!С новосельем,Ирищка)))

http://s1.uploads.ru/t/CWXwc.jpg

бывает. и столько много,что ента перхоть унутрь халавы просачиваецца,вытесняя мозхи.

Да и с этой проблемой надо что-то делать . но с тех пор как у нас на ветке появился личный палач проблема решена.
От всех недугов есть лекарство.

авнс брать не в моих правилах - какую казнь выбираете для буйного соседушки?

Так-с предложения весьма интересные . мне практически все нравится ..Пора идти список составлять. чувствую список клиентуры длинный будет,так что работы непочатый край,позже досье на каждого пациента санатория предоставлю.

О! Как. визиточку мона попросить. сусед мой дюжа бушавать в последнее время стал,хочу наказать малость. оплату авансом берете или по факту?

Подожди малость, идея мне понравилась. У нашего палача должны быть визитные карточки . только надо текст придумать позатейливее.

Карауууул!догнездилися!Ужа тут я не ходок. Патаму как палач пущай сначало мене поклянется,что мя не прикасаемый!С новосельем,Ирищка)))

Нет уж, Котя, раз пришел - записывайся на процедуры для членов профсоюза форумчан ЛЬГОТЫ.

http://s1.uploads.ru/t/VN9IK.jpg

..чувствую список клиентуры длинный будет,так что работы непочатый край,

для всех подберем разные виды лечения

http://s1.uploads.ru/t/HR654.jpg

SVETIK
Молодец, Светик)))) справилась с боязнью -входишь в пытошную запросто, да еще материальчик подкидываешь. Так держать!

Молодец, Светик)))) справилась с боязнью -входишь в пытошную запросто, да еще материальчик подкидываешь. Так держать!

я прям так и слышу смех такой коварный . подумай, что мне с фотошопить надо, реально визитки прикольно бы смотрелись и рекламы тоже . только текст мне дай, а я красоту сделаю, в традициях испанской инквизиции.

Молодец, Светик)))) справилась с боязнью -входишь в пытошную запросто, да еще материальчик подкидываешь. Так держать!

Ага. сейчас. жди))) Или ищи ветра в поле))) Я уже от страха распласталась вся! Буду приходить только на личные пытки мороженкой и лимонадиком))
Все, лежу и жду личного приглашения))))

Нет уж, Котя, раз пришел - записывайся на процедуры для членов профсоюза форумчан ЛЬГОТЫ.

Льготы Донорам — предусмотрены Законом РФ от 9 июня 1993 г. ""О донорстве крови и ее компонентов"". Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший медицинское обследование.И мене компонент будит? И для мя где донора добудешь? И ваще!За что. Я и так жертва политических репрессий

и рекламы тоже . только текст мне дай, а я красоту сделаю, в традициях испанской инквизиции.

.И мене компонент будит? И для мя где донора добудешь? И ваще!За что. Я и так жертва политических репрессий

тада приводи того, из-за кого пострадал

Чей то мне совсем не по себе стало. Обитель зла,пытошные.
Может мне того. смыться пока не поздно.
Понимаю,на гостей было рассчитано,но чей то это же приобретает сурьезный оборот,наши во вкус входят.

Понимаю,на гостей было рассчитано,но чей то это же приобретает сурьезный оборот,наши во вкус входят.

Реклама - двигатель торговли (в данном случае услуги палача)

http://s1.uploads.ru/t/M71sr.jpg

Буду приходить только на личные пытки мороженкой и лимонадиком))

. или мухоморовки нанюхавшись.

Льготы Донорам — предусмотрены Законом РФ от 9 июня 1993 г. "

Донор,гриш,а ну поди сюда поближеееее. я те чот скажу.

тада приводи того, из-за кого пострадал

Мож ты сама на офу сбегашь?

Донор,гриш,а ну поди сюда поближеееее. я те чот скажу.

СЛУШИЮ ТИБЯ ВНИМАТЕЛЬНОООООООООООООООООО(И такое эхо по залу)

ЗАЛ№3 КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

http://s1.uploads.ru/t/kKwGi.jpg

Этот механизм всегда убивал свою жертву, но делал он это очень, очень медленно.
Жертву привязывали к огромному колесу, которое медленно вращалось.
Палач в это время наносил удары железным молотом по конечностям жертвы.
Когда ноги и руки были переломаны, человека оставляли умирать на колесе.
Самая частая причина смерти - обезвоживание.
Но иногда палач наносил удар по жизненно важным органам, что приводило к быстрой смерти.
Такие удары назывались "взмахом милости".

Такие удары назывались "взмахом милости".

и даже самое дорогое пытались палачу отдать за вот такой "взмах милости". тут уж не до сантиментов

ты, Марусь, всегда теперь с топориком ходи, особенно по этой веточке

Понимаю,на гостей было рассчитано,но чей то это же приобретает сурьезный оборот,наши во вкус входят!!

так гости должны в полной мере осознать сурьезность наших намерений .
что мы тут не шутки шутим,а .

http://s1.uploads.ru/t/1HRbX.jpg

Ирина1990Куликова

Палач на скрипочке играл
И разводил в саду пионы.
Он после казней не страдал
И не слыхал людские стоны.
Родился он в тяжелый год
В портовом городе Марселе,
Был черен божий небосвод
И люди гибли в черном теле.
Чума косила напролет
Давая Злу губить Свободу.
И лишь Огонь чуму сожрет
Спасая часть людской породы.
Он выжил,вырос,возмужал
Стал палачом при царском сане,
При виде крови не дрожал,
Благочестив,как поп в сутане.
И дело важное вершил,
Считал важнейшим из ремесел,
Ведь не бывает в царстве Сил
Коль судно без руля и весел.
Пред казнью он топор точил,
Чтоб был без боли Путь Ухода,
И лишних ран не наносил,
ГУбил пораньше,до восхода.

Палач на скрипочке играл,
И разводил в саду пионы.

Палачи Старой Праги
Много веков назад, во времена, пропитанных грязью и нуждой, у простого народа было мало забав. Поэтому их удовлетворяло болезненное зрелище, главную роль в котором исполняет палач – мужчина, который ужасает и одновременно очаровывает. Также как и кровь, эта красная тягучая жидкость, которая стекает с его топора.

Как себе представить палача? Как великана, голову которого украшает красный капюшон, а глаза горят жаждой смерти? Что вы! Профессия палача в прошлом была работой, как любая другая.

http://s1.uploads.ru/t/T1bcM.jpg

Добрый слуга, однако…
В средневековье палач был особой, так сказать, отверженной. Окружающие часто его презирают больше, чем осужденного, которого он должен казнить.

По легенде - дом палача в Зальцбурге.

http://s1.uploads.ru/t/e72R8.jpg

Заключенные в золотой клетке

Молодой Гусс вынужден был довольствоваться местом палача в Хебе, что еще раз подтвердило - палачи и их семьи живут как в клетке. Однако, в золотой клетке! Общественные ограничения палачам компенсировались буквально по-королевски. Ремесло палача в прошлом было одним из самых прибыльных. Несмотря на то, что палачи пребывали в презрении в своих непривлекательных жилищах, им доставались самые лучшие удовольствия мира. Их грязная, выполняемая несколько раз в неделю работа оплачивалась очень щедро.

Палач и после смерти

Судьбы палачей несли свое необычное клеймо и после их последнего вздоха. Дело в том, что смерть не снимала с них низкого положения - для их останков на кладбище было особое место. Придерживались правил, что тело палача на кладбище несут тоже люди низкого положения, т.е. его помощники.

В Греции казни поручали рабам, у которых не было никакой чести, а потому и терять им было нечего. У османских турков, наоборот, палач был высокопоставленной особой, имевшей свое место в дружине правителя.

Вид средневекового города представляет собой романтическую картину домов и храмов, опрятно упакованных в крепостные стены. У всей этой красоты был один недостаток – присутствие поблизости холма с виселицей – места, где проходили все виды казней, которые только может выдумать человеческая фантазия…

http://s1.uploads.ru/t/kRtH2.jpg


Точно и быстро

В Чехии топор как инструмент палача перестал использоваться в 14 веке. С тех пор в его руках блестит меч. Казнь отделением головы от тела считается проявлением милости. Обезглавливание происходит моментально, и осужденный благодаря этому может сохранить свою честь и на том свете. Поэтому такой способ чаще всего использовался для казни людей благородного происхождения. С другой стороны, обезглавливались и простые грешники, отягощенные слишком большими провинностями: повторными кражами, прелюбодеянием, святотатством, не слишком жестоким убийством. Сам акт обезглавливания проходил по следующему сценарию: осужденный на эшафоте с завязанными глазами встает на колени или садится на скамейку, слегка вытягивает шею с коротко остриженной головой - и готово! Умелый удар палача, направленный на горло с левой стороны, завершал все зрелище.

http://s1.uploads.ru/t/pBYH0.jpg

Палач, который стал другом Гете
Карел Гусс (1761-1838)

Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.

rss



26 июля 1826 года в Испании был приведён в исполнение последний смертный приговор, которого добилась инквизиция. Учитель Каэтано Риполь вошёл в историю как последняя её жертва. Он был казнён как упорствующий еретик, поскольку не позволял подопечным своей школы ходить в церковь. Риполь был повешен и похоронен в гробу с нарисованными на нём языками пламени.

Костры веры. Правда и мифы об инквизиции


В истории не так много организаций, деятельность которых сопровождалась бы таким огромным количеством мифов, как работа инквизиции. Отчасти этому способствовала таинственность организации, с другой стороны, свой вклад в создание "чёрной легенды" внесли и политические соперники Испании, а также вольнодумцы-просветители XVIII века, боровшиеся с влиянием религии на общество и не жалевшие чёрных красок. Лайф выяснил самые популярные мифы об этой организации и были ли шансы вырваться живым и невредимым из лап инквизиции.

1


Седьмое издание "Молот вельм".Пособие по выявлению ведьм.

Инквизиция была единой организацией

Это не совсем так. Правильнее было бы разделять её существование на два этапа: "старая" инквизиция, занимавшаяся в европейских странах поиском и увещеванием еретиков и примирении их с церковью, и "новая" инквизиция, наиболее ярко проявившаяся в Испании, где она была фактически не церковным, а государственным органом, действуя в интересах монарха, а не церкви.

"Старая" инквизиция появилась в XIII веке в ответ на захлестнувшую некоторые европейские страны волну ересей (катары, вальденсы и т.д.). Основные правила работы инквизиции в тот период были сформулированы Николасом Эймериком. Они подразумевали преследование еретиков, причем еретиком считались либо те, кто проповедовал свою версию христианства, либо колдуны, но не все подряд, а только те, которые в своём ведовстве применяют сакральные для церкви предметы: освящённые гостии, святую воду, миро и т.д. и тем самым фактически оскверняют их. Все остальные колдуны, если такие находились, подлежали светскому суду.

В большинстве случаев "старая" инквизиция действительно пыталась наставить еретиков на путь истинный и примирить их с церковью, добившись их отречения от ошибочных взглядов. Поэтому она не отличалась кровожадностью: за период с XIII по конец XV века число приговорённых к смертной казни по всей Европе составляло несколько сотен человек. Поскольку объём вмешательства инквизиции в жизнь общества в те времена был невелик, инквизиторы не получали никакого жалования за свои труды, для них это было скорее дополнительной нагрузкой. Как организация она была разрозненна и непостоянна.

"Новая" инквизиция была учреждена в Испании королём Фердинандом и фактически действовала в его интересах, а не в интересах церкви. Испанский монарх с самого начала имел огромное влияние на инквизиторов, которые не столько боролись с ересью, сколько искали тайных иудеев и мусульман.

Дело в том, что после того, как Испания была отвоёвана у арабов и её объединения, в стране оказались огромные общины евреев и мавров. Под государственным давлением многие из них вынужденно крестились или были насильно обращены в христианство, но продолжали тайно исповедовать свою старую религию.

Противостояние с ними было не только религиозным, но и политическим и экономическим. Евреи и мавры составляли более четверти от общего числа населения, при этом многие из них были весьма богаты, а король Фердинанд намеревался превратить Испанию в самую могущественную империю, для чего нужно было немало средств. Однако просто так взять и конфисковать чужую собственность было невозможно, поэтому большую помощь в этом деле оказывала инквизиция, которая наказывала конфискацией имущества или его частью значительно чаще, чем сожжением на огне. Кроме того, Фердинанд создавал централизованное государство, сшивая его из разрозненных испанских лоскутов, а потеря части привилегий была явно не по вкусу многим знатным феодалам, которые начали проявлять недовольство и впоследствии стали жертвами инквизиции.

Испанская инквизиция фактически была государственным органом, а не церковным, её служащие получали жалование, а финансировалась она в основном за счёт конфискации имущества осуждённых.

Инквизиция охватывала всю Европу

Наиболее сильна была инквизиция в Испании (и её заморских колониях). Также ограниченная в возможностях инквизиция некоторое время существовала во Франции, Португалии и нескольких итальянских и немецких землях. Не прижилась инквизиция в Англии, Польше и Скандинавских странах.

В России инквизиция была учреждена Петром, но её функции были совершенно иными — российские инквизиторы только надзирали за духовенством, не по религиозным вопросам, а по всевозможным организационным. Она просуществовала недолгое время.

2


Святой Августин и дьявол (триптих сцена, около 1430)

От инквизиции нельзя было уйти живым

Это тоже не совсем так. Инквизиция вообще не имела права приговаривать кого-либо к смерти, это была прерогатива исключительно светских властей. Однако почти во всех странах светское законодательство предусматривало наказание смертью за колдовство и тому подобные деяния. Фактически инквизиция была единственным шансом для заподозренных в колдовстве спастись от смерти, поскольку светский суд, как правило, не учитывал раскаяний подсудимого и его отречений от заблуждений, настоящих или мнимых.

В свою очередь, инквизиторы, наоборот, стремились добиться от еретика отречения от его заблуждений. Если подозреваемый в ереси каялся в своих заблуждениях и был согласен на примирение с церковью, его ждала уже не смертная казнь, а существенно более мягкое наказание. Правда, инквизиторы могли счесть покаяние неискренним, т.н. лжепокаянием, но здесь всё зависело уже от настроения трибунала. Как правило, покаяния было достаточно, чтобы избежать костра.

Значительно чаще, чем смертная казнь, применялись такие виды наказания, как наложение епитимьи, ношение санбенито (специальное покаянное одеяние) в течение определённого срока, конфискация имущества, отлучение от церкви на определённый срок, тюремное заключение, денежный штраф, телесные наказания.

Наиболее часто еретики наказывались наложением епитимьи для небольших прегрешений или же тюремным заключением для покаявшихся в серьёзной ереси. В первые годы деятельности инквизиции в Испании, когда число приговоров было велико, а тюрем для заключённых не хватало, разрешалось отбывать наказание по месту жительства, т.е. тюремное заключение фактически заменялось домашним арестом.

В случае, если еретика не удалось схватить, он всё равно подвергался заочному суду. В этом случае сжигалось его изображение. Смерть также не реабилитировала еретиков, в некоторых случаях сожжению подвергались их кости, специально выкопанные из могилы.

Кто рисковал стать жертвой

Для среднестатистического европейца того времени шанс стать клиентом инквизиции был невелик. В Испании жертвами инквизиции в основном были насильно обращённые в христианство евреи и арабы, которых подозревали в отступничестве от новой религии (но непосредственно иудеи и мусульмане, жившие в этой стране, никогда не привлекались инквизицией, поскольку её юрисдикция на них не распространялась).

Кроме того, жертвами нередко становились представители влиятельных и знатных испанских семей, которые по тем или иным причинам находились в оппозиции к престолу или имели врагов. В застенки инквизиции могли попасть и простые люди, неосторожно болтавшие на публике о том, о чём не следовало. В таком случае могли найтись доносчики, сообщавшие об их еретических рассуждениях.

В инструкциях для инквизиторов специально отмечалось, что не подлежат аресту подозреваемые в незначительных преступлениях, типа богохульства, произнесённого в гневе. Разумеется, главными кандидатами на попадание в руки инквизиции были всевозможные еретические учителя и проповедники, ради борьбы с которыми изначально и создавалась организация.

Во второй половине XVI века в руки инквизиторов также попадали протестанты, однако это были единичные случаи, поскольку реформированное христианство не прижилось в католической Испании (в том числе и усилиями инквизиции).

Особая практика, применявшаяся инквизицией — добровольное раскаяние. Как правило, сразу же после учреждения инквизиции во всех церквях и на всех площадях объявлялся срок, в течение которого все желающие могли добровольно покаяться, явившись на трибунал. В этом случае их либо ждало незначительное наказание вроде денежного штрафа, либо все их прегрешения прощались. По истечении этого срока не покаявшихся еретиков наказывали по всей строгости.

4


Папа и инквизитор. Музей изящных искусств бордо.(1882)

Методы дознания

Инквизиция асcоциируется у большинства людей с невообразимыми орудиями самых изощрённых пыток. Это некоторое преувеличение. На самом деле гораздо большее внимание уделялось признаниям, полученным без пыток.

Сам процесс заведения дела был достаточно долгим. Если инквизиторы получали от кого-либо донос или информацию, которую считали достойной открытия дела, открывался трибунал, на котором принималось решение, проводить ли расследование. Если ответ был положительным и имелись свидетели, то к ним направлялись на беседу инквизиторы, которые, не раскрывая им суть дела и не называя имён, вели пространные беседы "обо всём", пытаясь получить как можно больше информации по делу.

Далее в дело вступали квалификаторы-богословы, чьей обязанностью было решать, стоит ли по имеющимся материалам продолжать дело, или оно слишком незначительное и не имеющее отношения к церкви.

Если дело решено было продолжать, подозреваемого помещали в тюрьму. В обычных светских тюрьмах содержались подозреваемые в незначительных преступлениях, заподозренные в ереси также отправлялись в тюрьмы.

Ровно через три дня инквизиторы приходили к подозреваемому. Они сходу предлагали покаяться во всех грехах и еретических заблуждениях, о которых подозреваемому якобы было известно, взамен обещая помилование. При этом ему даже не объясняли, в чём его подозревают.

Если он рассказывал всё, и его показания в целом совпадали с уликами и свидетельскими показаниями, и при этом он демонстрировал деятельное раскаяние, то вскоре для него всё заканчивалось наказанием в зависимости от тяжести преступлений.

Существовал весьма интересный способ отвода свидетеля — достаточно было заявить о своей вражде с ним. Поэтому инквизиторы ещё на предварительном этапе расспрашивали, есть ли у подозреваемого враги, которые могли бы оговорить его. И если он ещё тогда называл среди них свидетеля, им ничего не оставалось, как не принимать в расчёт его показаний.

Начинался судебный процесс, на котором подсудимый имел право на защиту адвоката. После суда вновь приглашались квалификаторы, которые должны были трактовать: отвёл ли подсудимый от себя подозрения в еретичестве или, напротив, подтвердил. От их решения фактически зависел приговор. Подсудимого могли полностью оправдать, что было скорее редкостью, или же приговорить к незначительному наказанию, если улик против него было немного или в том случае, если он активно каялся. Правда, в случае покаяния, если он вторично попадал в руки инквизиции по подозрению в ереси, спасти его не могло уже ничто, поскольку он считался рецидивистом. Еретик-рецидивист получал наказание в зависимости от тяжести проступка.

После вынесения приговора любой подсудимый имел право подать апелляцию в Рим, но, как правило, помогало это только знатным и богатым узникам, за которых было кому ходатайствовать перед святым престолом.

Независимо от приговора следовало аутодафе. Существует популярное заблуждение, что аутодафе означает сожжение на костре, но это не так. В действительности в ходе аутодафе публично зачитывались приговоры, произносились покаяния и приводились в исполнение все наказания, начиная от наложения епитимьи и заканчивая сожжением на костре.

Если подсудимый отказывался давать показания или не сообщал ничего свыше того, что было известно из показаний свидетелей, инквизиторы прибегали к пыткам, которые, к слову, не были изобретением инквизиции и активно применялись и светскими судами.

Стоит отметить, что пытка вовсе не считалась основным средством получения информации и была строго регламентирована. Назначить её могло только собрание инквизиторов, юрисконсультов и местного епископа. Пытаемому не препятствовалось говорить в момент пытки всё, что он хотел, но его запрещалось спрашивать о чём-либо, поскольку считалось, что он будет склонен к самооговору, чтобы прекратить процесс.

Ровно через сутки после окончания пытки у подсудимого ещё раз спрашивали, признаёт ли он те показания, которые дал под пыткой. Если он отказывался от данных показаний, инквизиторы должны были оценить, что именно побудило сделать это: либо его невиновность, либо, напротив, его упорство. В зависимости от уже имевшихся против подсудимого улик, пытка могла быть как доводом в пользу его оправдания, так и новой пытки, если его считали упорствующим.

5


Ян Гус на костре, Шпиц хроники (1485).

Инквизиция уничтожила миллионы человек

Это не так. Хотя цифры жертв инквизиции до сих пор точно не установлены и весьма различаются в зависимости от взглядов исследователя, речи о миллионах жертв не идёт. Так, один из первых историков инквизиции Хуан Льоренте насчитывал около 30 тысяч казнённых за всю многовековую историю этой организации. При этом Льоренте даже не скрывал своего крайне негативного отношения к инквизиции, да и метод подсчёта даёт весьма приблизительные цифры и строится на большом количестве допущений. В наиболее кровавый период испанской инквизиции времён Торквемады он насчитывает около 8 тысяч казнённых.

Более современные историки дают другие цифры. Генри Камен, профессионально занимающийся изучением "чёрной легенды" об Испании, считает, что общее число казнённых за 20-летнее правление Торквемады (самый кровавый период в истории организации) не превышает полутора тысяч человек. Томас Мэдден полагает, что при Торквемаде было казнено около 2 тысяч человек и сопоставимое число было сожжено за следующие 300 лет существования испанской инквизиции.

Все исследователи вопроса сходятся в одном — смертная казнь была не самым распространённым наказанием в судах инквизиции. Гораздо чаще подсудимых приговаривали к штрафу, конфискации имущества (при этом необходимо было точно установить срок впадения в ересь и конфисковать нажитое за период с наступления этого момента), тюремному заключению, либо накладывали епитимью или обязывали определённый срок носить покаянные одежды (санбенито).

Более того, для колдунов и ведьм попасть в инквизиционный, а не светский суд, было скорее благом. Ведь изначальный смысл инквизиции — наставление на путь истинный, и каким бы лицемерием ни были эти слова в контексте испанской инквизиции, подсудимый этого суда мог рассчитывать на снисхождение и сохранение жизни в случае принесения покаяния, тогда как в светском суде колдунов и ведьм в подавляющем большинстве случаев ждала смерть.

Инквизиция существовала только в католических странах и полностью отсутствовала в протестантских. Но это не значит, что в последних ситуация отличалась в лучшую сторону, скорее наоборот: пик охоты на ведьм пришёлся на XVI—XVII век, причем в тех странах, где инквизиции не было. Наиболее жестокие преследования ведьм происходили в протестантских или частично протестантских странах, где их тысячами сжигали на кострах по приговорам светских судов (Германия, Швейцария). Еретики преследовались в протестантских странах не менее жестоко, чем в католических.

Инквизиция осталась в прошлом

На самом деле она существует до сих пор, просто её название изменилось. Сейчас она известна под названием Конгрегация доктрины веры. Даже её функции остались теми же: следить за чистотой веры католической церкви. Разумеется, теперь и речи не идёт о тайных трибуналах, пытках и преследованиях еретиков, она ограничивается обсуждением теологических вопросов. А вот испанская инквизиция окончательно прекратила своё существование в 1834 году, но уже с начала XVIII века она была анахронизмом и представляла собой лишь жалкий отголосок былого величия времен Торквемады.

Читайте также: