Руководство по подготовке кораблей судов военно морского флота к плаванию

Обновлено: 17.05.2024

УСТАВ
службы на судах обеспечения Военно-Морского Флота

______________________________________________________________
Документ представлен на госрегистрацию
в Министерство юстиции Российской Федерации. -

Информация из Минюста России на 19 декабря 2006 года

Введен
в действие приказом
главнокомандующего
Военно-Морским Флотом
от 7 августа 1997 года N 281

Настоящий Устав определяет основы организации службы (труда) гражданского персонала, работающего на судах обеспечения Военно-Морского Флота, а также основные обязанности должностных лиц судового экипажа.

Требования Устава распространяются на гражданский персонал судов и катеров, плавающих под флагами Военно-Морского Флота, независимо от их предназначения (класса) и ведомственной подчиненности, а также на командиров соединений военных кораблей и других должностных лиц Военно-Морского Флота в части организации труда гражданского персонала на подчиненных им судах.

Устав службы на судах обеспечения Военно-Морского Флота, введенный в действие приказом главнокомандующего ВМФ 1978 года N 202, отменяется.

Согласован с ЦК профсоюза рабочих и служащих Военно-Морского Флота (протокол N 5 от 5 мая 1997 года).

Общие положения

1. Суда обеспечения Военно-Морского Флота, укомплектованные гражданским персоналом, являются военными судами независимо от того, командир (офицер) или капитан (гражданское лицо) управляет судном.

2. Военное судно, его груз, летательные и подводные аппараты, катера, шлюпки или иные плавучие средства пользуются иммунитетом.

Ни одно иностранное государство не имеет права применять насильственные действия, направленные на задержание или арест военного судна по каким-либо причинам. Всякие попытки насильственных действий над военным судном должны пресекаться самым решительным образом.

3. Иммунитет военного судна не освобождает его капитана и экипаж от обязанностей соблюдения законов иностранного государства, установленных им в соответствии с международным правом и определяющих порядок плавания и пребывания иностранных военных судов в его водах и портах, а также пограничных, таможенных, карантинных, иммиграционных, санитарных и других правил.

4. Капитан организует управление судном, обеспечение его безопасности и работу экипажа

в соответствии с обязательствами Российской Федерации по международным договорам, законами Российской Федерации, настоящим Уставом, приказами и распоряжениями военного командования, осуществляющего руководство судном.

5. Все члены экипажа назначаются на судно с согласия капитана при наличии:

- диплома или квалификационного свидетельства, подтверждающего право занятия соответствующей должности на судне;

- заключения медицинской комиссии о годности для работы на судах по состоянию здоровья.

В необходимых случаях капитан устанавливает назначаемому на судно члену экипажа испытательный срок для проверки его соответствия предлагаемой должности и подтверждения профессиональных знаний путем сдачи установленного проверочного минимума.

6. Срок приема и передачи дел для капитана и членов экипажа устанавливается не более 5 дней, а для капитанов судов с численностью экипажа более 100 человек - до 10 дней.

7. Прием-передача дел членов экипажа, отвечающих за материальные ценности, производится с составлением акта. Акт приема-передачи материальных ценностей представляется на утверждение капитану в установленный им срок.

8. Капитан, в подчинение которого поступили вновь назначенные члены экипажа, обязан организовать их ознакомление с судном, его механизмами, системами и оборудованием, особенностями обслуживания технических средств и организации службы на судне, а также проведение вводного инструктажа по безопасности труда.

9. Члены экипажа, вновь принятые на судно, пассажиры и прикомандированные, прибывшие на судно перед выходом в море, инструктируются:

.- о порядке действий по тревогам;

- о местонахождении своего спасательного жилета, спасательной шлюпки, катера или другого средства эвакуации с судна при аварийной обстановке;

- о сигналах, требующих от всех членов экипажа и лиц, временно находящихся на судне, занять свои места на спасательных средствах;

- о порядке действий, которые следует предпринять при оставлении судна, нахождении на спасательном средстве, защитных мерах и общих способах выживания на воде.

10. Обязанности членов экипажа, должности которых в настоящем Уставе не указаны, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми командиром соединения кораблей (воинской части), подписавшим приказ об их приеме на работу и назначении на судно.

Глава 1

Флаги и вымпелы

11. Флаг Военно-Морского Флота установленной формы, поднятый на судне, указывает на принадлежность судна к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Вручение судну флага и его подъем проводятся на основании приказа командующего флотом (флотилией) после подписания приемного акта о принятии судна от промышленности и выдачи судовых документов. День первого подъема флага объявляется судовым праздником.

Во время стоянки судна флаг должен подниматься на кормовом флагштоке, а при нахождении судна в море на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Специальным и буксирным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.

12. При нахождении на судне официальных должностных лиц Российской Федерации или иностранного государства, а также высших должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации с согласия указанных лиц на судне поднимается присвоенный им флаг, а при нахождении на судне командира соединения кораблей (старшего на рейде) - присвоенный ему брейд-вымпел.

Место, время и порядок подъема (спуска) на судне флага или брейд-вымпела официального должностного лица определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота и распоряжением командира соединения кораблей.

13. При стоянке судна флаг должен подниматься в 8 часов в рабочие дни или в 9 часов в выходные и праздничные дни.

Спускается флаг с заходом солнца, а при нахождении судна в полярных морях - во время, установленное приказом командующего флотом.

При нахождении судна в составе соединения военных кораблей подъем и спуск флага должны проводиться по сигналу флагмана.

14. При торжественном подъеме флага судно может расцвечиваться флагами Международного свода сигналов. В темное время суток на судне включается, если это возможно, праздничная иллюминация.

15. В траурные дни флаг должен держаться приспущенным до половины длины фала (флагштока).

При стоянке судна в иностранном порту флаг приспускается в тех случаях, когда в знак траура приспущены флаги на находящихся там иностранных военных кораблях.

17. При встрече в море с военным кораблем Российской Федерации или с военным кораблем иностранного государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, а также при прохождении мимо такого военного корабля, стоящего на рейде, судно должно первым приветствовать его однократным приспусканием флага на одну треть длины фала (флагштока).

При встрече в море с военным кораблем иностранного государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, приветствие его производится только в территориальных или внутренних водах этого государства.

18. При встрече в море с невоенным судном Российской Федерации или иностранного государства, если указанное судно первым приветствует военное судно, ему отвечают однократным приспусканием флага.

19. Суда, на которых выполнение процедуры приветствия флагом вызывает технические затруднения или создает опасность для жизни членов экипажа, на приветствия встречных судов могут не отвечать.

Глава 2

Основы организации судна

Экипаж судна

20. Экипаж судна возглавляется капитаном и состоит из командного и рядового состава.

К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальники служб, начальник радиостанции, первый и второй радиооператоры, гидролог, судовой врач (фельдшер), боцман.

К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.

21. В зависимости от выполняемых обязанностей командный и рядовой состав судна распределяется по службам и командам:

- эксплуатационная служба (помощники капитана, палубная команда) обеспечивает безопасное судовождение при несении ходовой навигационной вахты, обслуживание палубных механизмов и корпуса судна, спасательных средств, а также выполнение грузовых операций и работ по предназначению судна;

- электромеханическая служба (механики и электромеханики, машинная команда) обеспечивает обслуживание и уход за главными двигателями и механизмами при несении ходовой машинной вахты и эксплуатации технических средств судна;

- радиотехническая служба (начальник радиостанции, радиооператоры, радиотехники, электрорадионавигатор) обеспечивает радиосвязь и обслуживание радиотехнических средств, радионавигационных приборов и специальной аппаратуры судна;

- медицинская служба (судовой врач, фельдшер) обеспечивает охрану здоровья экипажа, контроль за санитарным состоянием судна и оказание медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, находящимся на судне;

- хозяйственная команда (обслуживающий персонал) обеспечивает бытовое обслуживание экипажа и пассажиров, а также материальное снабжение судна (исключая топливо, смазочные масла и воду).

На специальных судах дополнительно могут формироваться службы радиационной безопасности, специальных измерений, химическая, а также команды вычислительной техники, снабжения и другие в зависимости от предназначения судна и выполняемых им задач.

Конкретный перечень служб, команд или иных подразделений судна определяется его штатом, а распределение членов экипажа по службам и командам - приказом командира соединения кораблей (воинской части) при назначении членов экипажа на штатные должности.

22. Для выполнения работ по обеспечению военных кораблей в море на судно могут быть временно прикомандированы группы специалистов военнослужащих.

При нахождении военнослужащих на судне старший группы обязан руководствоваться Положением о командах и лицах, временно находящихся на судах обеспечения Военно-Морского Флота (приложение 1).

Судовые расписания

23. Для выполнения срочных работ, требующих немедленного устранения повреждений судна, оказания помощи другому судну или спасения людей в море, а также для подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности все члены экипажа распределяются по судовым постам и специальным группам (партиям), развертываемым по сигналам тревог.

Распределение членов экипажа устанавливается расписаниями:

- по судовой тревоге (для борьбы с пожаром, поступлением забортной воды или в случае иной аварийной обстановки);

- по тревоге "Человек за бортом" (для оказания помощи человеку, находящемуся за бортом судна);

- по шлюпочной тревоге (при оставлении судна экипажем).

24. Судовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана самостоятельно или по приказанию капитана в целях:

- вызова всех членов экипажа на судовые посты для ликвидации пожара или последствий аварии (взрыва, поступления внутрь судна забортной воды и т.п.);

- заблаговременной подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности при плавании в сложных условиях (опасных районах) или при возникновении аварийной ситуации на судне (обнаружении дыма, газов, выброса пара или воздуха высокого давления, распыленного масла и т.п.);

- отработки действий экипажа на судовых постах согласно расписанию (при проведении учений и тренировок), а также проверки готовности к действию противопожарных, водоотливных и других средств и систем судна, обеспечивающих его безопасность, подготовленности экипажа к использованию этих средств и борьбе за живучесть судна.

25. В расписании по судовой тревоге должны быть указаны судовой пост, на который должен прибыть член экипажа, и его обязанности (действия) после подачи сигнала тревоги, в том числе:

- связанные с управлением судном и обслуживанием его технических средств;

- по герметизации судна;

- по спуску на воду судовых катеров, шлюпок и других спасательных средств коллективного пользования;

- по сбору пассажиров в установленных местах;

- по тушению пожара и использованию противопожарных средств (систем) защиты судна;

- по борьбе с поступлением забортной воды и использованию водоотливных средств (систем) судна;

- по оказанию первой медицинской помощи, санитарной и специальной обработке экипажа и пассажиров.

26. Тревога "Человек за бортом" объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом судна.

В расписании по тревоге "Человек за бортом" должны быть определены обязанности членов экипажа:

Читайте также: