Какой из судов не входит в новую судебную систему которая образовалась в советском государстве

Обновлено: 11.05.2024

11 ноября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, которое ликвидировало раздвоение советской юстиции на народные суды и ревтрибуналы. Система трибуналов, за исключением военных, отменялась.

Имеет ли юридическую силу брак заключенный по религиозным обрядам?

Где находится подсудимый во время суда?

Подсудимый занимает в зале заседания назначенное ему место, а если состоит под стражей, то в присутствии суда оставляется под его охраной. УПК РСФСР 1922 года: в назначенное для слушания дела время председатель открывает заседание, выявляет, какое дело подлежит рассмотрению, делает распоряжение ввести подсудимого.

Где содержатся принципы правосудия?

Где содержится принцип правосудия?

В каком году в России был восстановлен институт усыновления?

Институт усыновления был восстановлен Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Данным нормативным актом усыновление допускалось только в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, и исключительно в их интересах.

В каком Нпа закреплено определение понятия судебная власть?

Как называлась Россия во времена ссср?

Как называлась Россия с 1917 по 1922?

Как раньше назывался фсб?

26 ноября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР (АФБ РСФСР).

Как работают арбитражные суды?

Связанные вопросы

Исаева Е. Адвокат

Как называются высшие судебные органы РФ?

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ.

Князев К. Адвокат

Какая нужна справка для расчета больничного листа?

Капустин Б. Адвокат

Какая служба была до ФСБ?

26 ноября 1991г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство Федеральной безопасности РСФСР. Возглавил АФБ - В.В.Иваненко с ноября 1991 по декабрь 1991г.

Гурьев Д. Адвокат

Каким нормативным правовым актом регулируются вопросы установления отцовства в отношении детей родившихся до 1 марта 1996 г?

264 - 268 ГПК РФ) установить факт отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти этого лица. и до 1 марта 1996 г., судом устанавливается факт отцовства при доказанности одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 КоБС РСФСР; в) в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г.

Гущин К. Адвокат

Какое место занимает судебная власть в системе властей кем она осуществляется в РК?

Судебная власть в Казахстане осуществляется только судами и от имени Республики Казахстан. В судебную систему входят Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Запрещается учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием.

Кузнецов Л. Юрист

Какой вид судопроизводства есть в российской правовой системе?

Никитина Г. Юрист

Какой вид наказания не входит в систему уголовных наказаний?

2. В систему уголовных наказаний введены новые виды наказаний, которые не были предусмотрены УК РФ РСФСР. Это обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест. Вместе с тем законодатель отказался от некоторых видов наказаний, содержащихся в системе прежнего уголовного законодательства.

Горбачёв И. Юрист

Какое наказание не предусмотрено Уголовным кодексом РФ?

2. В систему уголовных наказаний введены новые виды наказаний, которые не были предусмотрены УК РФ РСФСР. Это обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест.

Орлова И. Юрист

Какой город был первым административным центром Рсфср?

административным центром области был город Саратов, затем — город Марксштадт (с мая до 4 июня 1919 г. — Екатериненштадт).

Архипов Е. Юрист

Какой возраст установлен для пребывания в должности судьи и исполнения обязанностей судьи судов общей юрисдикции?

Родионов Б. Пользователь

Какой документ является историческим предшественником российской Конституции?

РСФСР. Конституция (1918).

Ковалёв Г. Пользователь

Какой документ определяет требования к снабжению коллективными и индивидуальными спасательными средствами маломерных судов в Российской Федерации?

Потапов Г. Пользователь

Какой нормативный акт закрепляет систему судов общей юрисдикции?

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Горбунов Е. Пользователь

Какой из судов осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции?

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Калинин Б. Пользователь

Какой из судов осуществляет проверку по жалобам?

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд правомочен проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Жданов Б. Гость

Какой закон регламентирует систему государственной службы?

Меркушев В. Гость

Куда обжаловать решение кассационного суда общей юрисдикции?

суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции; на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов, - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

Герасимов Д. Гость

Кто хозяин сима ленд?

Русаков Е. Гость

Могут ли быть созданы в РФ чрезвычайные суды?

Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции РФ). В год голосования за Конституцию РФ (1993 г.) предусматривалась административная ответственность: - за злостное неповиновение - до 5 МРОТ или арест до 15 суток (ст.165 КоАП РСФСР), - за нарушение порядка организации митингов (ст.166.1 КоАП РСФСР) до 3 МРОТ (при квалифицирующих или в отношении организатора – до 7 МРОТ), срок давности – 2 месяца. Сейчас: - за неповиновение - до 1`000 руб., участником митинга – до 5`000 руб. или арест до 30 суток (ст. 19.3 КоАП РФ;

Орлова A. Гость

Кто и когда вошел в состав СССР?

На Первом съезде Советов в Москве 98 лет назад, 30 декабря 1922 года, представители Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики подписали Декларацию об образовании

Фадеев Б. Гость

Можно ли выйти из состава страны?

Действующей Конституцией Российской Федерации 1993 года право на сецессию (выход из её состава) не предусмотрено. Конституционный Суд РСФСР в Постановлении от 13 марта 1992 г.

Тимофеев Д. Гость

Кто возглавляет систему судов общей юрисдикции в РФ?

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам .

Михайлов Б. Гость

Кто возглавляет систему судов общей юрисдикции?

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции.

Щербаков Е. Гость

Кто возглавляет суды общей юрисдикции РБ?

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам. Образование чрезвычайных судов в Беларуси запрещается.

Кулагин Г. Гость

Какие органы можно назвать судом?

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Пономарёв Е. Гость

Какие страны входили в СССР список?

Количество союзных республик СССР изменялось от 4 до 16. В момент образования 30 декабря 1922 года СССР состоял из 4-х республик (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР)

Колобов Д. Гость

Какие судебные органы входят в систему арбитражных судов?

Систему арбитражных судов Российской Федерации составляют:

Апелляционные арбитражные суды; Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации); Специализированные арбитражные суды.

Рябов О. Гость

Какие суды входят в систему арбитражных судов?

Систему арбитражных судов Российской Федерации составляют:

Апелляционные арбитражные суды; Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации); Специализированные арбитражные суды.

Волков О. Гость

Какие суды входят в систему военных судов?

1. В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Соколов О. Гость

Какие суды входят в систему судебной власти Российской Федерации?

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Трофимов Г. Гость

Какие суды входят в систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов?

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший

Николаева О. Гость

Какие суды не входят в систему РФ?

С вступлением в силу Федерального конституционного закона от 5.02.2014 № 5-ФКЗ Верховный Суд Российской Федерации не входит в систему судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Козлов Е. Гость

Какие суды не входят в систему судов общей юрисдикции?

С вступлением в силу Федерального конституционного закона от 5.02.2014 № 5-ФКЗ Верховный Суд Российской Федерации не входит в систему судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Стрелков И. Гость

Какие суды не относятся к федеральным судам?

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Блинов Н. Гость

Какие суды осуществляют уголовное судопроизводство?

Правосудие по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется исключительно судами общей юрисдикции, входящими в судебную систему Российской Федерации.

Гуляев И. Гость

Какие суды относятся к судам кассационной инстанции?

Кассационные суды общей юрисдикции — органы судебной власти Российской Федерации, входящие в единую судебную систему судов общей юрисдикции. Являются судами кассационной инстанции для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного кассационного округа.

Аксёнов Г. Гость

Какие суды составляют судебную систему РК?

Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Ткаченко Л. Гость

Какие суды существуют?

Суханов Е. Гость

Какой статус имеет мировой судья?

Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Евсеев Г. Гость

Какие решения не могут быть обжалованы в кассационном порядке?

Постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Андреев К. Гость

Какой орган осуществляет надзор за судебной деятельностью судов общей компетенции?

А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам — Верховный Суд Российской Федерации.

Алексеев Н. Гость

Какой суд возглавляет систему арбитражных судов в РФ?

1. В судебных коллегиях федерального арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа сроком на три года.

Рогов Л. Гость

Какой суд возглавляет систему арбитражных судов РФ?

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной

Петухов Б. Гость

Какой суд не входит в систему судов общей юрисдикции?

С вступлением в силу Федерального конституционного закона от 5.02.2014 № 5-ФКЗ Верховный Суд Российской Федерации не входит в систему судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Котова Л. Гость

Какой суд не относится к федеральным судам общей юрисдикции?

С вступлением в силу Федерального конституционного закона от 5.02.2014 № 5-ФКЗ Верховный Суд Российской Федерации не входит в систему судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Мельникова A. Гость

Кто регулирует Трудовой кодекс?

Трудовой кодекс – главный кодифицированный законодательный акт, который регулирует в РФ трудовые отношения между работодателем и наемным работником. Этот основополагающий документ был разработан, исходя из положений предыдущего Закона – Кодекса законов о труде РСФСР (КЗоТ), который действовал с 1971 г.

Николаева Н. Гость

На каком месте Мгимо в России?

В мировом рейтинге QS 2021 МГИМО занял 362-е место, укрепив свои позиции на 37 мест с момента, когда Университет впервые вошел в публикуемую часть рэнкинговой таблицы в 2014 г. При этом МГИМО — единственный специализированный вуз в рейтинге из России и один из пяти специализированных в мире, входящих в топ-400.

Поляков В. Гость

Как проверить патент ИП?

О переходе на новую систему налогообложения можно узнать:

Данилова Л. Гость

Как узнать какой усн у ООО?

ООО или ИП могут узнать свою систему налогообложения на официальном сайте ФНС. Для этого достаточно зайти в личный кабинет, там представлена вся актуальная информация о предпринимателе, включая систему налогообложения. С уважением, Михайлова Мария Офис г. Москва 8−495−106−06−13(доб. 1), WhatsApp.

Котова Е. Гость

Кем формировались народные суды?

Окружные народные суды

Назначались губернскими исполнительными комитетами советов рабочих и крестьянских депутатов. Упразднены Положением о судоустройстве 1922 г. Заменены губернскими судами.


В настоящем пособии рассматривается становление и развитие отечественной политической и правовой системы в советский период (октябрь 1917 декабрь 1991 гг.). Большое внимание уделяется сравнительному анализу правового регулирования общественных отношений на различных этапах существования советского государства. При этом государственно-правовые явления исследуются с точки зрения перспектив их применения в современной юридической практике и государственном строительстве.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 – 1920 гг.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История отечественного государства и права (советский период) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 — 1920 гг.)

§ 1. Создание Советского государства

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24–25 октября 1917 г. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 г. Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. С установлением советской власти было связано и образование Советского государства — Республики Советов (РСФСР).

Переход власти к Советам по стране осуществлялся постепенно, причем в одних регионах мирным, а в других — насильственным путем. За период с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. При этом прежний государственный аппарат (министерства, судебные органы, городские думы, земства и др.) упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918 г., а полностью они были упразднены в середине 1918 г.

Наиболее значимым актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Она была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 г. — с момента официального опубликования. Конституция состояла из 90 статей, 17 глав и 6 разделов. Она стала первым в истории отечественного государства Основным законом. Впервые вопрос о необходимости разработки Конституции обсуждался на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., однако активная работа по ее подготовке проводилась с апреля 1918 г. после образования специальной комиссии под руководством председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.

1. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решения по наиболее важным вопросам (например, V Съездом была утверждена сама Конституция 1918 г.), при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов — городских советов и губернских съездов советов. По Конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже двух раз в год, однако допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов.

5. На региональном уровне действовали областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, а также городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов (хозяйственных, административных, финансовых и др.), но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты (исполкомы), которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой.

По Конституции РСФСР 1918 г. выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Исключение составляли лишь прямые выборы в низовые (сельские и городские) советы. Депутаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов. Следует отметить, что начиная с первых лет советской власти определяющее влияние на управление государством оказывали высшие партийные органы большевиков: ЦК РКП (б), Политбюро ЦК РКП (б), Съезд партии, хотя формально Конституция 1918 г. не содержала сведений об этом. Также в первой отечественной Конституции, в отличие от последующих основных законов, отсутствовали сведения об организации судебной власти.

Отличительной особенностью депутатского статуса в Советском государстве был так называемый императивный мандат, который предполагает тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат (в отличие от характерного для современной России свободного мандата) предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей (в настоящее время отзыв депутата допускается только на муниципальном уровне).

1) местные народные суды, которым было подсудно большинство гражданских и уголовных дел;

2) рабочие и крестьянские революционные трибуналы, которые создавались для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

Новые суды формировались на основе выборов. Местные судьи избирались населением определенной местности. При этом судьями местных судов могли быть избраны и бывшие мировые судьи. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими советами. В работе новых судебных органов, согласно положениям Декрета, должны были принимать участие граждане в качестве народных заседателей. Соответствующими советами составлялись списки очередных заседателей и определялась очередность явки заседателей на судебные заседания. В состав местного суда входил судья и два очередных заседателя, в состав революционного трибунала — председатель и шесть очередных заседателей. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов создавались уездные съезды местных судей.

Декрет содержал ссылку на возможность применения дореволюционных законов. Местные суды могли обращаться к старым законам лишь в случае, если они не были отменены революцией, не противоречили декретам советской власти, революционной совести и революционному правосознанию. На практике ссылки на дореволюционные законы чаще имели место не в местных, а в окружных судах, где среди судей оставалось больше представителей дореволюционной судебной системы 4 .

7 марта 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде № 2, который учредил окружные народные суды для рассмотрения дел, превышавших подсудность местного народного суда. Состав окружного суда формировался советами соответствующего уровня. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения.

Таким образом, в первые месяцы после образования Советского государства была сформирована система общих судов и система революционных трибуналов. Кроме того, в данный период в РСФСР стали создаваться внесудебные органы с судебными функциями. Так, 7 декабря 1917 г. по декрету СНК при этом органе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК занималась предварительным расследованием указанной категории дел, выносила по ним приговоры, а также приводила приговоры в исполнение. Наличие внесудебных органов являлось серьезным недостатком советской судебной системы. Оно противоречило демократическим принципам судоустройства и судопроизводства, шло в разрез с положением о необходимости осуществления правосудия только судом.

После выхода Положения о народном суде РСФСР (утверждено Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г.) судебная система была реформирована 5 . Ранее закрепленная система народные суды — революционные трибуналы была сохранена. При этом народные судьи стали избираться местными советами, а заседателей утверждали исполкомы советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип — ими могли быть только трудящиеся. Судом второй инстанции для народных судов стал Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа.

Дознание по уголовным делам возлагалось на милицию, а следствие — на следственные комиссии. В неотложных случаях следствие могло возлагаться и непосредственно на постоянных судей. По Положению 1920 г. следственные комиссии были упразднены, их функции стали осуществляться народными следователями, работавшими при местных отделах юстиции и при наркомате юстиции. Обвинение и защиту (представительство) сторон на процессе осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных советах. Советы избирали членов коллегии, которые приравнивались к должностным лицам и получали за работу зарплату (а не гонорар от клиентов). Данный порядок был изменен Положением 1920 г., согласно которому коллегии были упразднены. Защитниками приглашались граждане по спискам, составляемым исполкомами местных советов, способные выполнять такие обязанности. Ими могли быть и консультанты, состоявшие при отделах юстиции. Обвинение поручалось обвинителям, назначаемым губернскими исполкомами. В процессе могли участвовать и общественные обвинители.

К 1920 г. образовалось несколько групп революционных трибуналов, осуществлявших правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. К ним относились: общие (территориальные), военно–революционные и военно–железнодорожные трибуналы. Так, правовой статус территориальных трибуналов определялся Положениями 1919 и 1920 гг. Они действовали в губернских и других крупных городах, как и народные суды, являлись выборными (члены трибуналов избирались местными советами), состояли из председателя и двух членов. Участие заседателей здесь не предусматривалось. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК также действовал Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важности, передававшиеся ему Президиумом ВЦИК. Управление судебной системой в данный период осуществлял наркомат юстиции.

§ 2. Формирование советского права

Однако все же нельзя говорить о полном забвении советским государством прежнего правового опыта. Отдельные положения и конструкции, выработанные в процессе дореволюционной правотворческой практики, выдержали испытание временем и идеологией и впоследствии вошли в тексты советских нормативно-правовых актов. Например, советским трудовым законодательством был заимствован ряд положений фабричного законодательства об охране и об оплате труда, советское семейное законодательство первоначально восприняло нормы 10 тома Свода законов Российской империи о брачном возрасте и раздельности имущества супругов, советское гражданское законодательство 1920-х гг. XX в. в вопросе о юридических лицах заимствовало отдельные положения законодательства второй половины XIX в.

Особенностью правотворческой практики первых лет советской власти стало широкое местное нормотворчество, которое нередко противоречило актам центральных органов власти. Население страны в данный исторический период активно вовлекалось в общественную жизнь (через сеть местных советов), не имея при этом опыта государственной деятельности. Зачастую необходимость в принятии местных актов была вызвана и тем, что акты из центра с большим опозданием поступали (или вообще не поступали) на места.

С приходом Октябрьской революции были разрушены все старые институты государственной власти.

Не стала исключением и судебная система, однако тенденции к её изменению наметились ещё в царской России.

Практически все знаменитые юристы того времени отмечают, что общество стало отрицательно воспринимать саму идею права и правосудия.

Неудивительно, что большевикам удалось легко сломать такую шаткую и не вызывающую доверия ни у одной социальной группы судебно-правовую систему.

Новая судебно-правовая система

Сразу после октябрьских событий были заложены первоосновы для новой судебно-правовой системы. В соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов, создаётся новый центральный орган судебного управления – Наркомат юстиции РСФСР. В задачу Наркомата юстиции входил надзор за исполнением законов. Он привлекал к уголовной ответственности нарушителей закона, лично руководил расследованием дел. Ещё одна обязанность наркомата – следить, насколько правильно и законно содержатся заключенные под стражей и управлять местами заключения через тюремно-карательный отдел. На местах наркомат представляли комиссары юстиции, которых избирали местные советы.

Суд трудящихся

Что делать с законами царской России?

Идея революционных трибуналов

В декрете №3 была разграничена подсудность дел между местными и окружными судами. В местных судах должны были рассматриваться мелкие гражданские и уголовные дела. А вот посягательства на человеческую жизнь, разбойные нападения, фальшивомонетничество и т.д. ложились на плечи окружных народных судов.

Единый народный суд

30 ноября 1918 года был создан Единый народный суд. Положение о Едином народном суде полностью упраздняло окружные суды, а в качестве судебных звеньев остались народные суды.

Закончилась гражданская война, и начался переход к НЭПу. Пришла пора проводить судебную реформу, так как государственной власти становилось всё труднее управлять судебной политикой. Был поставлен вопрос о том, чтобы все уголовные наказания мог налагать только суд, ведь лишь в этом случае обвиняемый мог рассчитывать на адекватную защиту и справедливый приговор.

Ликвидация ВЧК

Первым делом была ликвидирована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) и образовано Государственное политическое управление, которое расследовало и пресекало контрреволюционные и особо тяжкие преступления, а затем непременно передавало дело в суд.

Власть стремилась к предельной централизации судебной системы и максимальному контролю над ней.

Важно было создать такой проект, руководствуясь которым можно беспрепятственно управлять судами. Именно поэтому были отклонены проекты реформы, предложенные Д. И. Курским.

Положение о судоустройстве РСФСР

3 ноября 1922 года принято положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому в единую систему судебных органов РСФСР входят: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР.

Объединение советских республик в союзное государство не могло не принести изменений с историю советской судебной системы. Так, в ноябре 1923 года было создан Верховный суд СССР – судебный орган первой инстанции, в обязанности которого входил надзор за соблюдением Конституции СССР и законности в целом. Полномочия Верховного суда СССР постепенно расширялись. В 1926 году он стал кассационной инстанцией по делам, которые рассматривал военный трибунал, в 1929 – получает право законодательной инициативы.

Суд при Сталине

Вторая половина 1920-х гг. прошла под эгидой индустриализации.

Лишь к 1932 году внесудебные репрессии пошли на спад.

Следующим шагом к хоть какому-то смягчению карательных мер стало учреждение Особого совещания при НКВД (10 июля 1934 года), полномочия которого были существенно ограничены по сравнению с Судебной коллегией ОГПУ. Оно лишь имело право во внесудебном порядке применить ссылку и высылку в отдаленные районы или выдворение из страны, а также заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до пяти лет. Также в Особом совещании при НКВД появился Прокурор СССР либо замещающее его лицо.

Не все категории лиц могли подвергаться этой процедуре, а только ранее имевшие судимость, безработные, рецидивисты, профессиональные попрошайки и злостные нарушители паспортного режима.

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1936 г. официально провозгласила, что правосудие в СССР может осуществляться только судами. Но внесудебные репрессии, к сожалению, всё равно себя не изжили. Наконец-то была воплощена в жизнь идея о выборности судей. Теперь они избирались при помощи тайного голосования всеми гражданами, имеющими избирательное право.

С началом Великой Отечественной войны было установлено, что во всех местностях, находящихся на военном положении, все дела о преступлениях, угрожающих государственной безопасности, следует передавать на рассмотрение военных трибуналов. Процессы происходили очень стремительно, в них не принимали участия заседатели и адвокат. Обжалованию приговоры трибунала не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в особых случаях.

Новая Конституция СССР: надежда на смягчение

Однако изменения в поствоенную судебную систему всё-таки были внесены.

Устранены военные трибуналы (1953 год) и прокуратура в войсках МВД, не стало и органов внесудебной репрессии.

Рассматривать дела о государственных преступлениях по упрощенной схеме теперь было запрещено.

Надо сказать, что со смертью Сталина всё же наметилась тенденция к ослаблению режима.

Положение о Верховном суде СССР

В феврале 1957 года появилось новое положение о Верховном суде СССР. А ещё раньше (в мае 1956 года), в рамках общего процесса по децентрализации управления, было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Сначала руководство было возложено на министерства юстиций союзных республик и частично перешло руки Юридической комиссии при Совете Министерств СССР. Но в 1957-1960 годах министерства юстиций в республиках также были упразднены, их функции стали выполнять Верховные суды и юридические комиссии при правительствах союзных республик.

Верховный суд по-прежнему оставался высшим судебным органом СССР, на него возлагался надзор за деятельностью всех прочих советских судов. Положение о Верховном суде СССР от 12 февраля 1957 года значительно сузило полномочия высшего судебного органа. Если раньше Верховный суд СССР мог востребовать из любого суда любое дело, даже если то ещё не рассматривалось, то с принятием нового положения право окончательных решений по всем делам принадлежало Верховному суду союзной республики.

Верховный суд СССР представлял такую структуру: в состав его входили Пленум и три коллегий: военная, по гражданским делам и по уголовным . Пленум рассматривал дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора, материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, утверждал состав судебных коллегий, а также секретаря Пленума и научно-консультативный совет, выслушивал отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей Верховных судов союзных республик.

Судебные коллегии состояли из членов Верховного суда СССР и утверждались по решению Пленума. Они как первая инстанция рассматривали дела исключительной важности. В порядке надзора рассматривались протесты и решения Верховных судов союзных республик. Также в коллегии были уполномочены решать споры между союзными судами о том. Где будет рассматриваться то или иное дело.

Наша современная судебная система в данный момент несет огромные репутационные потери!

Если говорить простым языком, то в справедливость нынешней судебной системы уже мало кто верит. А ведь именно сейчас вопрос о справедливости судов, об адекватности и соразмерности назначенного наказания совершенному проступку встал особенно остро.

Может быть раньше тоже были такие процессы и судебные заседания на которых принимались, скажем мягко, не совсем адекватные меры наказания к обвиняемым. Но тогда не было такого общественного резонанса и люди не интересовались таким делами.

Поэтому о многих подобных, перечисленных ниже, судебных заседаниях и судебных решениях мы не слышали. Знаем только, что процесс обвинительных приговоров сейчас уверенно стремится к 100%!

Правильно говорят, что пока нашего русского человека что — то не коснется лично, то он и внимания ни на что обращать не будет.

Но, когда люди поставили себя на место:

1) Голунова с подбросом наркотиков.

2) Павла Устинова с 3,5 годами в колонии общего режима за вывихнутое росгвардейцу плечо.

Почему же у нас сейчас такая судебная система к которой население нашей страны имеет претензии именно в отношении справедливости, соразмерности и адекватности?

Да потому что судья принимает решение единолично!

А раньше, при СССР, рядом с профессиональным судьей всегда находились два народных заседателя, которые имели с судьей равные права!

Мы встретились с бывшими судьями, которые работали еще при Советском Союзе. И они рассказывают удивительные вещи!

Рассказывают, что права народных заседателей были действительно абсолютно равны правам профессиональных народных судей, которые тоже избирались (а не назначались, как сейчас)!

Если все два народных избирателя были против обвинительного приговора обвиняемому, то профессиональный судья ничего не мог с этим поделать и писал оправдательный приговор!

Он, конечно, выражал свое особое мнение в примечаниях к приговору, но выносил оправдательный приговор!

Куда делись эти народные заседатели? Почему сейчас судей не выбирают, а назначают? Почему такая огромная зависимость судебной системы от исполнительной власти?

Сразу тут и прокуратура, вдруг, смягчила свои требования гособвинения, и видеозаписи задержания Устинова суд решил приобщить к делу, и видео задержания Котова при выходе из метро, а не во время самого митинга тоже решили к делу приобщить…

Короче, все перевернулось с ног на голову!

А ведь все дело в том, что общество и народ сейчас никаким боком не может повлиять на судебную машину! Просто нет законных механизмов и рычагов. Они полностью устранены.

Так проще властьимущим народ судить…

-Тогда многое зависело от порядочности заседателей, а таковых выбирали на предприятиях… Пять лет был заседателем и вот случай был. Статья подводила подсудимого под срок от 10 до 15 лет. Прокурор запросил 13, адвокат минимальный 10. Ушли на совещание. Еще раз пошлись по всем позициям. Судья Валентина Павловна предлагает 11,5 года. Со мной в заседателях была взрослая под 50 женщина возражает-Много. Я соглашаюсь и говорю и 10 минимум многовато. Давайте посмотрим, что можно подвести под статью ниже низшего предела (характеризующий материал был богатый. И если б наш подсудимый не пнул лежащего в голову судили бы самого пострадавшего. Приняли решение. Видели бы вы лицо адвоката, просившего 10 лет, кода приговорили обвиняемого к семи годам. Это тот максимум, что мы смогли себе позволить. Сам обвиняемый был в полной прострации в этот момент, а мы радовались с той тетенькой.

-И раньше судьи с народными заседателями были себе на уме и творили что хотели правда не так нагло и беспредельно как сейчас…. А сейчас лишь бы посадить раз дело возбуждено и судье просто плевать правда это или наговор на гражданина… Не понятно только зачем тогда нужны суды если в них нет справедливости а самое главное нет никакого желания не допускать наказания невиновному я уже не говорю о том что в российских судах вообще нет гуманности и наказания назначаются беспредельные… как можно понять либо до двух лет поселения либо 150 часов обязательных работ, либо арест до 3 месяцев либо лишение свободы до 5 лет… разве это не бред. А ведь правильнее было бы либо до двух лет условно либо до двух лет поселения либо лишение свободы до 6 месяцев- это куда логичнее и справедливее в наказаниях и при том чтобы судьи не старались сразу дать только лишение свободы да ещё и по максимуму даже по отношению к виновным а так же чтобы старались не виновных не сажать чтобы жизнь и судьбы и семьи не ломать не виновных… И хуже всего что обжаловать приговор хоть и можно но правду всё равно не добьёшься а тем более отмены приговора и оправдания….

-Тревогу нужно было бить после того когда бывшему министру юстиции РФ В.А. Ковалеву дали 9 (девять) лет условно за хищение 9 миллиардов рублей.

-Я с конца 60-х все это вижу..И могу сказать точно — если тебя закрыли и ты в тюрьме — никакого оправдания поедешь.. — на малолетке еще могут условно дать — но ОЧЕНЬ редко..

А вот условно уходили — но только с малолетки и очень многие — это было..

-Тоже мне Америку открыл . Только никакой сенсации в этом нет. Несмотря на то, что-то УПК РСФСР действительно была норма про народных заседателей и равные права с судьей, ничего они не решали по факту . Кивалы . Тем более, что это были почти штатные должности и одни и тоже работали с судьей .

Читайте также: