Принципы реализации концепции информатизации верховного суда

Обновлено: 12.05.2024

Текущий уровень информатизации судов до 1999 г. опреде­лялся, прежде всего, результатами работ, выполненных по зака­зам Минюста России в рамках Программы информатизации су­дов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной постанов­лением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 г.

Оснащение судов разрозненными средствами вычислительной техники и большой процент (в среднем — 64%) устаревших ком­пьютеров затруднял, а иногда делал невозможным увязку процес­сов обмена информацией в электронном виде. Значительная часть районных судов, оснащенных морально устаревшими компьюте­рами, не имела возможности использовать средства новых ин­формационных технологий. Содержание баз данных правовой информации, используемых в судах, не учитывало в достаточной степени специфику потребностей судей и аппаратов судов в этой информации[103].

В указанный период становится особо актуальной проблема телекоммуникационного обеспечения информационного взаимо­действия судов с органами государственной власти, адвокатурой и правоохранительными органами Российской Федерации.

Пути решения указанных проблем нашли свое отражение в раз­работанной в 1999 г. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, получившей одобрение у судейского сообщества, что отражено в постановле­нии Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г.

Концепция предусматривает создание единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развертыванием Федерального центра информатизации (ФЦИ), межрегиональных (МРЦ) и регио­нальных центров (РЦ) внедрения информационных технологий. Указанные выше центры планируется создавать преимущественно на базе территориальных управлений Судебного департамента или отдельных судов субъектов Федерации (судов областного уровня), имеющих необходимые для этого ресурсы и опыт информатиза­ции. В этих центрах создаются группы высококвалифицированных специалистов для внедрения новых компьютерных технологий в деятельность судов, а также сопровождения эксплуатации и раз­вития этих технологий в зоне своей ответственности. Приоритет­ным направлением деятельности центров является тиражирование информационных технологий, апробированных в судах, и обуче­ние персонала судов этим технологиям.

В соответствии с программой объем финансовых средств на информатизацию судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента на период с 2004 по 2006 год предусмотрен в раз­мере 1500 млн руб. Включение вопросов информатизации в фе­деральную целевую программу позволяет говорить о придании этому направлению работ государственного статуса, что накла­дывает на судебные органы ответственность за эффективное ис­пользование финансовых, материальных, кадровых, научных и ад­министративных ресурсов в рассматриваемой сфере.

1. Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов.

2. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жа­лоб на основе использования новых информационных техноло­гий, включая средства видеоконференц-связи.

3. Повышение эффективности процессов судебного делопро­изводства и подготовки данных судебной статистики в судах пу­тем сокращения времени на обработку и передачу информации.

4. Повышение достоверности и полноты первичной информа­ции, получаемой в ходе судебных заседаний.

5. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.

6. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного депар­тамента.

7. Обеспечение оперативного доступа судей и работников ап­паратов судов к актуальной и точной информации по действую­щему законодательству и правоприменительной практике.

8. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминали­зации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.

9. Повышение оперативности информационного взаимодейст­вия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Мин­юстом России и органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

10. Повышение эффективности информационных процессов кад­рового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента ин­формационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

11. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.

12. Повышение полноты и достоверности информации, необ­ходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.

13. Создание достаточного функционального, информацион­но-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

15. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния систе­мы правосудия в России.

17. Обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных ор­ганов, организация взаимодействия между центральными нацио­нальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями — Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

на втором этапе по результатам опытной эксплуатации произ­водится необходимая доработка и производится полномасштаб­ное внедрение в других регионах с учетом опыта внедрения и эксплуатации в опытной зоне.

Все суды областного уровня, территориальные органы Судеб­ного департамента, более половины районных судов имеют ус­тойчивый доступ в Интернет.

Началось создание ведомственной системы связи и передачи данных, обеспечивающей формирование единого информацион­но-телекоммуникационного пространства.

Практически все суды областного уровня оснащены систе­мами видеоконференц-связи для проведения кассационных про­цессов с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, для чего оборудованы 143 зала судов и 161 помеще­ние изоляторов.

В настоящее время в Российской Федерации не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автомати­зации судопроизводства на базе компьютерного оборудования.

В Постановлении также отмечается, что в результате реализа­ции Программы:

разработаны системный подход и единая политика решения задачи информатизации судов,

созданы условия для формирования и накопления информаци­онных ресурсов судебной практики и банков судебных решений,

обеспечено представительство судов общей юрисдикции в Интернете.

формирование, сопровождение и обеспечение авторизованно­го доступа к информационным ресурсам судов общей юрисдик­ции, банкам судебных решений;

формирование постоянно действующей системы эксплуата­ции и технического обслуживания, ремонта, восстановления про­граммно-технических средств;

Гейко Павел

Доклад имеет практическую ценность, так как позволяет ознакомиться и сравнить существующие и разрабатываемые сервисы в разных странах, а также определить дальнейший вектор развития в данной области конкретно для российского судопроизводства. Выводы, представленные в докладе, во многом верны, однако некоторые из них представляются спорными.

Электронное правосудие = доступность и качество?

Эксперты Центра развития современного права отметили высокий уровень информатизации российских арбитражных судов и необходимость распространения этого опыта на суды общей юрисдикции

Верховный Суд отметил, что дальнейшее совершенствование ВКС позволит не допустить распространения болезни и нарушения процессуальных прав в условиях пандемии, а также значительно ускорит сроки рассмотрения дел

Участие в судебном заседании свидетелей и других участников процесса с использованием систем видео-конференц-связи также вызывает немало вопросов – давать ложные показания по ВКС гораздо проще, как и заставить свидетеля вне зала судебных заседаний сделать то же самое. Полагаю, из-за этого развитые страны не спешат переходить на электронное правосудие, хотя имеют для этого технические возможности.

Думается, неправильно считать электронное правосудие наиболее эффективным способом повышения доступности и качества правосудия, поскольку несоблюдение ключевых принципов осуществления судопроизводства является скорее комплексной проблемой, обусловленной не столько техническими аспектами, решаемыми с помощью новых технологий, сколько проблемами организации власти, соблюдения прав граждан и низкого уровня правовой культуры населения.

Снижение издержек на судопроизводство для сторон происходит по большей части тогда, когда ведение дел поставлено на поток, дела примерно одинаковы по фабуле и сложности. В остальных случаях современные технологии не позволяют значительно сократить издержки путем использования сервисов электронного правосудия.

В свою очередь, для самого суда автоматизация деятельности – наиболее перспективное направление, позволяющее существенно снизить издержки, избавив аппарат суда от рутинных действий, требующих большого количества времени.

Россия – лидер по внедрению технологий

В России действительно активно развивается автоматизация и информатизация различных сфер жизни. Судопроизводство не является исключением. В этой области сделано много прогрессивных шагов, особенно в системе арбитражных судов.

Однако оценивать полноценное проведение заседаний в онлайн-формате как преимущество, полагаю, рано. Еще не создано специального программного обеспечения, адаптированного под нужды дистанционного судебного процесса, что зачастую существенно затрудняет возможность проведения полноценного заседания. Сервисы типа Zoom и Skype не отвечают всем потребностям судопроизводства – они больше ориентированы на бизнес, обучение и личные встречи, поэтому не подходят под специфику судебного процесса.

Коронавирус – стимул к значительному шагу вперед в развитии онлайн-заседаний

В период действия ограничительных мер, обусловленных пандемией Covid-19, заседания перешли в онлайн-формат. Стороны использовали разные приложения с возможностью видеозвонков – WhatsApp, Skype, Zoom. Отсутствие возможности прийти в суд помогло большинству задействованных в судебном процессе лиц ознакомиться с возможностями онлайн-заседаний, опробовать их.

По итогу необычного заседания ИП был привлечен к ответственности за то, что его кафе продолжало работать в обычном режиме, несмотря на введение ограничений из-за распространения коронавируса

Пандемия стала ситуацией, в которой не было альтернатив для проведения судебных заседаний в дистанционном формате, а поскольку судопроизводство не может быть остановлено на столь длительный срок, пришлось использовать то, что есть. Говорить о том, насколько успешным был вынужденный переход к онлайн-заседаниям, можно будет лишь при устойчивой тенденции к переводу заседаний в эту форму после снятия всех ограничений, связанных с недопущением распространения коронавируса.

Стоит также отметить, что далеко не все заседания, запланированные на период пандемии, прошли в онлайн-режиме. Причины – отсутствие технической возможности для полноценного проведения дистанционного формата, а также достаточных навыков и компетенций в использовании технических средств у участников процесса, в том числе судей.

Сейчас развитие онлайн-заседаний зависит от решения возникших во время пандемии проблем. Если все заинтересованные лица будут участвовать в разработке и активном использовании систем для дистанционного проведения заседаний, онлайн-процессы будут проводиться значительно чаще и качественнее.

Система доступа к материалам дел не имеет аналогов

Несмотря на то что в России создана возможность для получения полного доступа к материалам арбитражных дел, в этом направлении остается еще много резервов и перспектив.

Доступность решений арбитражных судов в России находится на высоком уровне, большим преимуществом является и то, что такая база данных бесплатна и доступна всем без исключения лицам. Полагаю, схожих результатов следует достичь и в системе решений судов общей юрисдикции.

Основное препятствие – усложнение требований

Избыточное регулирование характерно не только для сферы автоматизации судопроизводства – это системная проблема российского законодательства. В связи с этим необходимо, на мой взгляд, пересмотреть нормативную базу и изменить подход к регулированию, сделать его более гибким, отвечающим потребностям развития электронного правосудия. Излишнее регулирование не способствует повышению качества разрабатываемых сервисов, а лишь тормозит их развитие.

Относительно защиты информации следует отметить, что тема весьма деликатная, требующая пристального внимания. К проработке данного вопроса следует привлекать специалистов по защите электронной информации, которые могли бы указать соответствующие пределы защиты и наиболее эффективные средства для ее осуществления. Интернет – не самая безопасная среда для любых данных, и об этом нельзя забывать.

Информация, задействованная в судебном процессе, должна быть защищена от незаконных посягательств. При формулировании предъявляемых требований во главу должно быть поставлено желание не максимально их упростить, а подготовить качественные условия, способствующие безопасному использованию электронных сервисов судопроизводства.

Наиболее перспективные направления развития

На мой взгляд, к наиболее перспективным направлениям также следует отнести:

В заключение отмечу, что, несмотря на некоторые спорные моменты, авторы доклада смогли охватить и обозначить наиболее существенные проблемы внедрения электронного правосудия в России, а также показать подходы к их решению в других странах. Хочется надеяться, что дальнейшие исследования, в том числе на основе данного доклада, помогут более узко определить круг проблем российского электронного правосудия и найти наиболее эффективные способы их решения.

Утверждена приказом председателя Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 13-П.

Информационные и коммуникационные технологии все более глубоко проникают во все сферы жизни общества. Не осталась в стороне и судебная система Российской Федерации. Здесь сложились уникальные условия, для широкого использования информационных и коммуникационных технологий в судебной системе Российской Федерации. С одной стороны новые экономические условия, сложившиеся в стране, заставляют задумываться над эффективным расходованием, выделяемых финансовых ресурсов. С другой стороны жесткие требования закона требуют своевременного рассмотрения судебных исков и кассационных жалоб. При этом закон представляет осужденным, подавшим кассационную жалобу принимать участие в судебном заседании.

Локальная вычислительная сеть комплекса зданий Верховного суда РФ представляет собой комплексную сеть с восемью территориально разнесенными кроссовыми центрами, объединяющую вычислительные ресурсы семи корпусов.

Топология сети – звезда. Каждый корпус содержит рабочие места, подключаемые к вычислительной сети чрез коммутируемые соединения.

Отделом правовой информации в начале 2004 года реализован проект межведомственной внутренней IP-телефонии между залами судебного заседания в Верховном Суде РФ и камерами видеоконференцсвязи в следственных изоляторах УИН по городу Москве и Московской области.

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства и расширение доступа граждан к правосудию и их гласности.

Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судам следует руководствоваться ч. 3 ст. 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 121 АПК РФ.[116]

При этом суд на момент начала судебного заседания должен располагать сведениями о надлежащем извещении участника процесса, а обстоятельства, перечисленные в ч. 2 ст. 123 АПК РФ, должны подтверждаться материалами дела

Суд не во всех случаях может принять в качестве надлежащего доказательства телефонограмму в связи со следующим. Часть 1 ст. 122 АПК РФ устанавливает, что копия судебного акта может быть направлена телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи в случаях, не терпящих отлагательства. К таким случаям, в частности, следует отнести рассмотрение в сокращенные сроки дел об административных нарушениях и невозможность в связи с этим извещения участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания за 15 дней до его начала, извещение не присутствующих в судебном заседании лиц о перерыве в судебном заседании.

К случаям, не терпящим отлагательства, извещение ответчика о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не относится

Таким образом, суд вправе использовать средства связи - телефонограммы, телеграммы, факсимильная связь, электронная почта - только при обстоятельствах, не терпящих отлагательства.

Согласно ст. 11 АПК РФ с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании, допускается кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению, которые в большинстве случаев производятся средствами массовой информации. Имея большой поток информации (помимо сведений из государственных органов, в том числе суда), данному виду общения с обществом трудно доставить достоверные сведения, что, по сути, напоминает "сломанный телефон". Вследствие чего формируется определенное общественное мнение о деятельности судебной системы.[117]

Для устранения данного недостатка и обеспечения оперативного и качественного доведения информации до общества, для повышения доверия общества к судебной системе и подтверждения открытости судебной власти с 17 октября 2006 г. в России начала действовать Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2007 – 2011 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации. В частности, данная программа направлена на комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов.[118]

В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:

- реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

- введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

- создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие".

Введение правил о размещении судебных актов в сети Интернет, в информационных базах арбитражных судов и судов общей юрисдикции побуждает принимать меры по повышению культуры изложения судебных документов.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

• методами использования информационных систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Концептуальные основы и общие начала информатизации судебной деятельности

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование качества судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и обеспечение гласности разбирательства дел судами, в том числе путем создания и эффективного применения компьютерных технологий и информационных систем.

Информатизация судебной деятельности в России является одним из главных направлений реформирования судебной системы.

Информатизация судебной деятельности — организованный процесс создания благоприятных условий для доступа к информации, используемой в судопроизводстве, ее хранения, обработки и передачи в электронной форме на основе ресурсов и услуг судебных информационных систем в целях повышения эффективности правосудия.

Судебные информационные системы представляют собой совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технологий и программно-технических средств, применяемых в судебной деятельности.

В связи с наличием трех независимых ветвей судебной власти судебные информационные системы развиваются по трем направлениям:

1) информатизация Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

2) информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также мировых судей субъектов РФ;

3) информатизация системы арбитражных судов РФ.

Внедрение информационных систем в судебную деятельность началось в конце 1980-х гг. До этого времени компьютеры использовались преимущественно в высших судах и отдельных судах областного уровня, так, например, работы по использованию информационных технологий в Челябинском областном суде начались еще в 1988 г.

Несмотря на специфику информатизации судебной деятельности и трудную формализуемость процессов судопроизводства за последние годы, в России реализовано большое число проектов по оснащению судей и работников аппаратов судов средствами новых информационных технологий. Достаточно упомянуть, что только в федеральных судах общей юрисдикции число поставленных компьютеров по состоянию на 31 декабря 2012 г. составило свыше 100 тыс. компьютеров (156). Кроме того, следует заметить, что судебные органы сами являются производителями правовой информации. Как известно, судебные акты являются официальной правовой информацией в силу ее правоприменительной природы. Масштабы "производства" судебной правовой информации впечатляют — сегодня в судебной системе общей юрисдикции насчитывается свыше 22 тыс. судей федеральных судов и 6801 мировых судей (157). Ежегодный прирост судебных информационных ресурсов исчисляется миллионами юридических дел, рассматриваемых в судах.

Например, ежегодно в Челябинской области федеральными и мировыми судьями рассматривается более 500 тыс. дел. Если считать, что в каждое судебное дело в качестве участников вовлекается минимум два лица, то в год процедура рассмотрения судебных дел затрагивает интересы каждого третьего-четвертого жителя области. На сайте Челябинского областного суда приводятся и другие цифры: в течение года Челябинский областной суд рассматривает более 35 тыс. судебных дел и материалов. Количество посетителей, прибывающих на заседания в качестве сторон судебного процесса только по делам кассационной инстанции, составляет до 400 человек в день.

В других крупных городах страны также отмечается очень высокая нагрузка па одного судью. Согласно статистическим данным судебная нагрузка в 2012 г. в среднем по системе арбитражных судов составила 57 дел на одного судью в месяц (158), по системе федеральных судов общей юрисдикции средняя нагрузка по России — 76 дел в месяц.

Эти цифры свидетельствуют о том, что в условиях постоянно растущей нагрузки на судей, жестких требований по сокращению сроков и повышению качества рассмотрения дел современные информационные системы судебной деятельности становятся жизненной необходимостью для судей. Такие системы способны обеспечить судьям быстрый доступ к законодательной базе, к обобщенным материалам судебной практики по делам, аналогичным рассматриваемым, и иной необходимой информации, особенно в новых и развивающихся областях права. Они обеспечивают высокое качество исполнения судебных документов и оперативность судебного делопроизводства. Внедрение современных технологий и информационных систем диктуется также необходимостью расширения информирования лиц, участвующих в деле, и общества о деятельности судов. Это одно из условий открытости судебного разбирательства.

Важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения судопроизводства, является несовершенство документооборота в ряде районных судов и у мировых судей, где еще сохранилось использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты, что значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения дел.

Формирование и претворение в жизнь политики информатизации судебной деятельности требует четкого определения и взаимного согласования целей, задач и комплекса мероприятий, реализующих эти задачи в информационной сфере с учетом государственной информационной политики, основных положений Стратегии развития информационного общества в РФ, Доктрины информационной безопасности РФ, международных обязательств, тенденций социального, научно-технического и экономического развития России в контексте тенденций совершенствования зарубежных судебных систем.

Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в концепциях информатизации высших судов России (160), в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406.

Целями информатизация судебной системы являются:

• доступность всего объема информации о законодательстве РФ и судебной практике для судей и работников аппаратов судов;

• полнота и достоверность информации о деятельности судов;

• повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики;

• повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов;

• качественная информационно-аналитическая поддержка принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

Современные технологии призваны обеспечить закрепленный Конституцией РФ принцип публичности судебного разбирательства через увеличение степени транспарентности, доступности и открытости правосудия, повышение доверия к судебной системе со стороны общества. Решение указанных задач подразумевает переход к "электронному правосудию" с одновременным созданием соответствующей нормативной правовой базы.

Работы в этом направлении активно ведутся, так, 22 декабря 2008 г. был подписан Федеральный закон № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (158). Законом регламентируются нормы обнародования сведений о работе судебной системы: принципы, способы, формы, организация и основные требования но обеспечению доступа к информации. Доступ к информации о деятельности судов планируется осуществлять различными способами: присутствием в открытом судебном заседании, ознакомлением с электронными архивными фондами, обнародованием данных в СМИ, предоставлением информации по запросу, размещением ее в зданиях судов и, наконец, в сети Интернет. Вводится обязательность размещения всеми судами в сети Интернет информации о своей деятельности и текстов судебных актов, перечень и особенности размещения которых прописаны в законе.

Достижение целей информатизации осуществляется решением следующих задач:

1) организация разработки проектов информационных систем судебной деятельности, их взаимодействия с правоохранительными органами, органами государственного управления и гражданами с применением компьютерных и телекоммуникационных средств;

2) формирование необходимой нормативно-правовой базы использования судебных информационных и коммуникационных технологий, основывающейся на правовых актах прямого действия;

3) организация финансирования работ по развитию комплексов средств информатизации, поддержания их в работоспособном состоянии и эффективного использования;

4) создание системы обеспечения функционирования ГАС "Правосудие";

5) подготовка и переподготовка кадров по новым информационным технологиям путем модернизации форм образования в судебной системе.

Приоритетными направлениями создания информационных систем обеспечения судебной деятельности для всех ветвей судебной власти являются:

• формирование информационных судебных ресурсов и согласование их структуры;

• организация электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования электронных документов судопроизводства);

• разработка и внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих и процессуальных решений в судебной системе;

• организация использования средств ведения электронных записей судебных заседаний (с использованием технологий видеопротоколирования, а также видеосерверов, микшеров, усилителей и прочего оборудования, допускающего реализацию гибких программируемых интерфейсов удаленного управления перечисленным оборудованием);

• обеспечение использования средств обмена открытой и конфиденциальной судебной информацией (на основе унифицированных транспортно-коммуникационных сред), включая использование средств "видеоконференцсвязи" для организации дистанционного участия сторон в судебном процессе;

• автоматизированный сбор и обработка судебной статистики.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы" предусматривает, что в рамках реализации мероприятий по информатизации судебной системы должны быть обеспечены:

• открытость и доступность для граждан информации о деятельности судов РФ;

• предоставление возможности гражданам использовать информационные технологии как при получении информации о деятельности судов РФ, так и на каждом этапе судебного процесса начиная с даты обращения в суд до окончания судебного процесса;

• снижение нагрузки на судей и работников аппаратов судов посредством оптимизации деятельности судебного делопроизводства и деятельности судов РФ по отправлению правосудия.

В целях развития информационно-коммуникационных технологий в Верховном Суде РФ и судах общей юрисдикции планируется:

• создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

• создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ но переводу судебных архивов в электронный вид;

• создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела;

• создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и других ведомств в электронном виде;

• оснащение судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи;

• оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения;

• повышение качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования видеоконференцсвязи.

В целях развития информационных технологий в арбитражной системе предполагается реализация следующих мероприятий:

• создание "облачной" вычислительной архитектуры, которая позволит максимально эффективно, надежно и безопасно использовать технологии и специализированное "облачное" программное обеспечение для автоматизации судебного и общего делопроизводства, что в дальнейшем существенно сократит затраты на развертывание, поддержку и модернизацию программного обеспечения;

• расширение возможностей использования мобильных устройств в качестве доступа к информационным ресурсам, программным комплексам и базам данных арбитражных судов РФ посредством использования "облачных" технологий для судей и работников аппарата судов — мобильного правосудия;

• создание системы персональной видеоконференц-связи судей арбитражных судов РФ, в частности внедрение программно-аппаратного комплекса видеоконференц-связи судей арбитражных судов, оборудование залов судебных заседаний видеокамерами купольного типа и создание системы хранения видеозаписи всех судебных заседаний;

• развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти;

• создание в арбитражных судах специализированных правовых электронных библиотек;

• создание мобильных подвижных офисов судей с применением видеоконференц-связи для проведения выездных заседаний в географически удаленных населенных пунктах страны;

• организация входного сканирования всех поступающих в арбитражные суды документов и формирование электронных дел (пилотный проект "Электронное дело"),

В целях информатизации Конституционного Суда РФ предполагается реализация следующих мероприятий:

• создание комплексной электронной интегрированной информационно-аналитической системы обеспечения конституционного судопроизводства;

• создание системы мобильного правосудия, обеспечивающего непрерывный доступ к информационным системам судей и сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ, а также участие сторон в слушаниях по делу;

• создание электронного механизма взаимодействия с заявителями при подаче обращений с возможностью интеграции с инструментами межсудебного и межведомственного взаимодействия, что значительно облегчит подачу обращений в Конституционный Суд РФ за счет реализации подачи обращения в электронном виде и др.

Определяя общие начала информатизации судебной деятельности в России, необходимо в числе приоритетных направлений выделить проблему организации взаимодействия судебных и правоохранительных органов с юридическими вузами по совместному формированию унифицированной межвузовской информационной среды для реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция" (163), а также программ повышения квалификации и переподготовки судей, работников следственных органов, прокуратуры и иных смежных структур. Обеспечение доступа вузов к электронной судебной правовой информации, в частности к актам судебного применения, дает возможность существенно повысить эффективность учебного процесса.

Длительное время обучение информационным технологиям судопроизводства в различных юридических вузах развивались автономно, что являлось следствием разобщенности создания смежных технологий судопроизводства в правоохранительных и судебных органах, органах прокуратуры и учреждениях Минюста России, отсутствия координации работ по развитию технологий судопроизводства в смежных структурах. Немалую роль сыграло и отсутствие финансовой поддержки опережающего создания электронных образовательных ресурсов и применения передовых образовательных технологий в учебном процессе, а также неразвитость технологических стандартов, обеспечивающих единые требования к разработке и применению электронных образовательных ресурсов в сфере информационных технологий и систем, низкий уровень технологичности электронных образовательных ресурсов и их оторванности от ресурсов информационных систем, используемых в сфере судопроизводства.

Экономически эффективные подходы к информатизации образования предполагают разработку целостной концепции повышения квалификации и переподготовки судей и работников аппаратов судов, а также работников следственных органов и иных структур, участвующих в судопроизводстве.

Цели программ по информатизации образования в судебной системе нельзя рассматривать в отрыве от целей судебной реформы и целей развития информационных систем правоохранительных и судебных органов РФ, которые изменяются по мере развития и усложнения задач судопроизводства, научных и профессиональных знаний в рассматриваемой сфере.

Читайте также: