Психологические особенности судебного решения

Обновлено: 09.05.2024

Аннотация. Процесс рассмотрения спора можно представить в виде коммуникации, в ходе которой стороны и их представители пытаются убедить судью в определенных доводах и по итогам которой судьи выносят решение. В данной статье рассмотрены психологические особенности принятия решения, которое для улучшения процесса следует учитывать как сторонам, так и самим судьям.

Ключевые слова: судебное решение, российский, иностранный, право.

Российским законодательством закреплена возможность судейского усмотрения при принятии решений. Судейская дискреция проявляется различными способами, начиная от права судьи оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению 1 и заканчивая возможностью судьи определять по своему усмотрению присуждаемые по делу суммы. 2

Возникает вопрос, можно ли каким-то образом определить, как возникает внутреннее убеждение, как оно влияет на принятие окончательного решения по делу?

Ответ можно найти в специальных исследованиях.

Системы принятия решений

Существует несколько исследований по вопросу принятия людьми решений в различных областях деятельности.

Часть исследователей предполагает, что в ситуациях, когда время ограничено, а вопрос является важным, люди действуют на основании смутно осознаваемых впечатлений. Процесс принятия решения заключается не в тщательном сравнении двух или более вариантов, а в оценке одного, чаще всего первого пришедшего в голову, варианта. Люди используют данный вариант, если он приемлем, но не обязательно является наилучшим. 3

Наиболее полно процесс принятия решений описан нобелевским лауреатом Даниэлем Канеманом 5 . Он предлагает разделять две системы принятия решений:

  • систему 1 — интуитивную, действующую автоматически и очень быстро с небольшим усилием или вообще без усилия и ощущения контроля;
  • систему 2 — рациональную, требующую сознательных усилий, концентрации на вопросе, включающую порой сложные рассуждения, расчеты и поэтому медленную. 6

Канеман приводит следующие примеры.

Так, при взгляде на данную фотографию наш мозг определяет, что женщина на фотографии разъярена. Это происходит без особых усилий и практически мгновенно и является примером действия системы 1.

Если же нам нужно решить задачу, сколько будет 13 × 28, решение потребует гораздо больше времени. Прежде всего человеку нужно вспомнить таблицу умножения, порядок действий при умножении, а затем произвести расчеты. Тело будет реагировать соответствующим образом — зрачки будут расширяться, пульс увеличиваться, то есть дополнительные усилия для принятия решения будут не только умственные, но и физические.

Соответственно, в обычной жизни большинство решений принимается автоматически, поскольку это позволяет действовать быстрее и меньше утомляться.

Интуитивные решения

Исследования показывают, что интуитивные решения не всегда правильные.

Учеными был разработан специальный тест для определения того, интуитивно или рационально принимается решение человеком. Тест получил название CRT (cognitive reflection test 7 ).

Тест CRT состоит из трех вопросов, сложность которых постепенно возрастает. В данной статье приведем лишь первый вопрос:

Теннисная ракетка и теннисный мячик стоят вместе 1,10 евро. Теннисная ракетка на 1 евро дороже мячика. Сколько сто́ит теннисный мячик?

Данный вопрос, как и два остальных, имеет правильный ответ, который достаточно легко обнаружить, если приложить усилия, а также интуитивный, но неправильный ответ, который практически сразу приходит на ум.

Так, в рассмотренном выше примере, первый ответ, который приходит на ум — это 10 центов. Однако данный интуитивный ответ является неверным. Если мячик сто́ит 10 центов и теннисная ракетка сто́ит на 1 евро больше, то ракетка должна стоить 1,10 евро. Соответственно, вместе мячик и ракетка будут стоить 1,20 евро, а не 1,10. Правильный ответ — 5 центов, потому что в таком случае ракетка сто́ит 1,05 центов и общая стоимость составляет 1,10 евро.

Задачи теста простые и процесс их решения достаточно легко объяснить, однако для достижения правильного ответа опрашиваемым вначале необходимо отклонить первый пришедший в голову неправильный ответ и продолжить поиски верного ответа.

— у студентов университета в Толедо средний балл составлял 0,57;

— у студентов Мичигана — 1,18;

— у студентов Гарварда —1,43;

— у студентов Массачусетского технологического университета был самый высший балл — 2,18.

Среди всех опрашиваемых только 17 % ответили правильно на все три вопроса, в то время как 33 % участников не смогли ответить правильно ни на один вопрос.

Данный эксперимент продемонстрировал, как высока склонность людей доверять интуитивным ответам и не перепроверять их.

Тестирование иностранных судей и арбитров с помощью CRT

Возникает вопрос, а как именно — интуитивно или рационально — принимают решение судьи?

Для ответа на вопрос были проведены опросы судей и арбитров в международном арбитраже.

В одном эксперименте тест проходили американские судьи в штате Флорида (trial judges) 9 . Было опрошено 295 судей первой инстанции. Исследователи полагали, что опрос судей первой инстанции является наиболее полезным, поскольку чаще всего именно их решение по делу является финальным, так как вышестоящие суды оставляют его в силе 10 . Средний балл по итогам тестов составил 1,23. Данный балл выше, чем у студентов Мичигана, но ниже, чем у студентов Гарварда. Треть опрошенных судей (30 %) не смогли ответить правильно ни на один вопрос. На все три вопроса правильно ответили лишь 14,7 % судей. При этом результаты не зависели от возраста (опыта) судей. 11

В другом эксперименте тест проходили международные арбитры 12 . Было опрошено 548 человек. Средний балл по итогам тестов составил 1,47, что выше, чем у судей государственных судов. Четверть арбитров (24,3 %) не смогли ответить правильно ни на один вопрос. На все три вопроса правильно ответили 20,5 % арбитров. Таким образом, международные арбитры показали чуть лучшие результаты, однако все равно во многих случаях решение ими принималось на основании интуиции, а не на основании подробного анализа.

Тестирование российских юристов

Исследования в отношении российских судей практически отсутствуют 13 . Возможность провести тестирование судей с помощью теста CRT пока не представилась.

Можно, конечно, предположить, что российские судьи существенно отличаются от иностранных судей и международных арбитров и к решению всех вопросов подходят исключительно рационально. Однако с учетом большой текущей загрузки российских судей 14 и с учетом того, что рациональное принятие решений требует больше усилий, на взгляд автора, принятие российскими судьями решений рациональным способом маловероятно. Скорее всего, российские судьи так же, как и обычные люди и как иностранные коллеги, во многих ситуациях при принятии решений склонны полагаться на интуицию.

Сводные данные по тестированию судей, арбитров и российских юристов приведены в таблице:

Отметим дополнительно, что российских юристов в ходе теста просили указать, сколько процентов участников ответят правильно на поставленные вопросы. Те участники, которые дали интуитивный неверный ответ, в большинстве случаев полагали, что правильный ответ дадут 90—100 % участников. В то время как участники, ответившие правильно на все вопросы, указали, что верно ответят лишь 5—15 % участников. Иными словами, те участники, которые давали интуитивный ответ, воспринимали вопросы как легкие и полагали, что все другие люди так же легко справятся с задачей. 17

Результаты исследований показывают, что люди (судьи и арбитры не исключение) достаточно часто используют при принятии решений интуитивные ответы. В некоторых ситуациях интуитивные ответы помогают быстрее решить поставленные задачи, однако следует помнить, что они не всегда верны.

Для принятия правильного решения необходимо тестирование интуитивного ответа с помощью рациональных и логических рассуждений.

Однако для этого необходимо, во-первых, чтобы судьи осознавали существование названной проблемы. Этому помогло бы тестирование судей и обсуждение полученных результатов. Во-вторых, судьи должны обладать бо́льшим количеством времени для разрешения конкретных дел и иметь мотивацию данные дела рассматривать более взвешенно и тщательно. Полагаем, что без судебной реформы здесь не обойтись.

А пока судебная реформа не проведена, можно лишь привлекать внимание судебных юристов к данной проблеме для того, чтобы они в ходе представительства в суде по возможности задействовали рациональную систему принятия решений судьями.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ссылки

3 Гари Клейн пришел к таким выводам по итогам исследования процесса принятия решений людьми, вовлеченными в экстремальные ситуации, — пожарными, военными и пр. (см.: Klein G. Sources of power: How People Make decisions. Kindle edition).

4 См.: Гладуэлл М. Сила мгновенных решений. Интуиция как навык. М. : Альпина Диджитал, 2013.

5 Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. Kindle edition. Location 265.

7 Более подробно об использовании теста см.: Frederick S. Cognitive Reflection and Decision Making // 19 J. ECON. PERSP. 25, 26 (2005).

8 Цит. по: Guthrie C., Rachlinski J. J., Wistrich A. Blinking on the Bench: How Judges Decide Cases (2007) // Cornell Law Faculty Publications. Paper 917. P. 11.

9 Guthrie C., Rachlinski J. J., Wistrich A.. Op. cit. P. 15.

11 Guthrie C., Rachlinski J. J., Wistrich A. Op. cit. P. 32.

13 См.: Волков В., Дмитриева А., Поздняков М., Титаев К. Российские судьи. Социологическое исследование профессии. М. : Норма, 2015. 272 с.

17 Данные результаты совпадают с результатами иностранных исследований, см., например: Guthrie C., Rachlinski J. J., Wistrich A. Op. cit. P. 12.

В предлагаемой статье излагается сущность и структура теоретического понятия личность, как в общей психологии, так и в юридической психологии, ее анализ, оценка реального состояния, содержания и сущности, общие требования и показатели.

В статье раскрываются и анализируются закономерности психологии личности судьи применительно к области правовой регуляции ее деятельности, рассматриваются характеристики тех психических процессов, посредством которых судья осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности.

Постановка проблемы исследования заключается в том, что судья решает широкий круг проблем, связанных с осуществлением от имени государства правоприменительных функций, он обеспечивает защиту социальных гарантий и прав граждан и общества в целом. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личности судьи в целом.

Актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью анализа оценки реального состояния, содержания и сущности, общих требований и показаний к личности судьи в современном правовом государстве.

Целью исследования является изучение, и анализ данной темы, что позволяет определить достоинства и недостатки личности судьи, направления, методы и пути совершенствования по ее становлению, в частности для выявления опасности, так называемойпрофессиональной деформации, также для отбора кандидатов на должность судьи.

1. психические элементы отражения внешних объективных условий жизни личности (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля);

2. психические свойства личности (способности, характер);

4. биологически обусловленные особенности (темперамент, инстинкты и т.д.).

На этой основе в структуре личности судьи выделяются такие группы свойств:

1. мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепринятым социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;

2. интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, кактиповых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;

3. психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества (как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам) и пр.;

4. физические свойства, т.е. возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.);

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность, критичность, чувство реальности.

С.С.Алексеев и В.Ф.Яковлев и т.д. смоделировали желательное состояние личности юриста, следовательно, судьи, общие требования и показатели модели юриста и специфические (специализированные), которые относятся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям.

Основными общими показателями, по их мнению, являлись:

1.политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга;

2.высокая общая культура, всестороння духовная и интеллектуальная развитость;

4.надлежащая общая юридическая культура, развитое юридическое мышление;

5.глубокое знание законодательства и практики его применения;

7.общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей;

8.навыки научно-исследовательской работы;

9.качества общественного деятеля, в частности навыки публичных выступлений.

В психологической литературе предлагалась разработка психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам. Применительно к деятельности судьи В. Л. Васильев выделяет такие стороны:

1.социальную (воспитывает значительное количество людей, высокая ответственность за свою деятельность, беспристрастность и др.);

2.реконструктивную (общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое мышление, интуиция судьи и т. п.);

3.коммуникативную (чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др.);

4.организационную (воля, собранность, целеустремленность, настойчивость и др.);

5.удостоверительную (общая и специальная культура письменной речи, навыки в составлении письменных документов и др.).

Социальная сторона. Судья озадачен не только тем, чтобы правильно, в соответствии с законом, рассмотреть и разрешить уголовное или гражданское дело, но и тем, чтобы в максимальной степени использовать судебные процессы, судебную практику и материалы для предупреждения преступных проявлений и иных нарушений законности. В этих целях он проводит публичные процессы по месту работы или жительства тех, кто способствовал правонарушениям, участвует в пропаганде законов среди населения, проводит иную профилактическую работу. Это характеризует и профессиональную направленность личности судьи, выражающуюся, в частности, в постоянном повышении уровня знаний и совершенствовании профессионального мастерства, в стремлении к торжеству справедливости, к установлению истины, в чувстве собственного достоинства, профессиональной гордости и др.

Каждый судья воплощает в жизнь идеи, заложенные в законодательстве. Одновременно он воспитывает значительное количество людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность и за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона - это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого, в соответствии с действующим законодательством, приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, интуиция судьи.

Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.

Коммуникативная сторона проявляется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Это общение протекает в рамках правового - процессуального регулирования, и судья является главным организатором общения. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как эмоциональная устойчивость, умение выслушивать и разговаривать и др.

Очень важен хороший эмоциональный настрой, который создается в зале судебного заседания усилиями председательствующего и способствует справедливому рассмотрению уголовного дела по существу. Повышенная нервозность, возникающая при рассмотрении уголовных дел, и неумение некоторых судей снимать нервное напряжение снижают качество судебного процесса и могут привести к серьезным ошибкам. Коммуникативная сторона деятельности реализуется также в судебных допросах, и при этом успех допроса во многом зависит от согласованности приемов допроса с индивидуальными особенностями личности допрашиваемого.

Для того чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности.

Организационная деятельность заключается в том, что судья руководит ходом судебного разбирательства в рамках процессуального законодательства. Как показали исследования, в этой деятельности следует выделить два аспекта: организованность судьи и то, как он руководит всеми лицами, находящимися в сфере судебного процесса. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организационной деятельности судьи есть черты, которые отличают его от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками процессуального кодекса и, как правило, имеет публичный характер. Многие из опрошенных судебных работников подчеркивали значение психологической совместимости участников процесса (состав суда, секретариат, адвокаты, государственный обвинитель, эксперты и др.) и отводили главную роль судье в решении этой проблемы.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: протокол, приговор, определение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура делопроизводства судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

Для нашего исследования является важным установление личностных качеств, которые максимально подкрепляют профессионально важные качества. Нами выявлены личностные качества судьи, необходимые для осуществления его деятельности (табл. 1):

1. интеллектуальные качества - это качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее, также являются результатом как образования, научения так и определенных биологических предпосылок ;

3. волевые качества - особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности;

4. коммуникативные качества – с пособность ориентироваться в различных ситуациях общения , основанная на знаниях , умениях , навыках , чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия .

Личностные качества судьи, необходимые для осуществления его деятельности

Параметры

Качество

интеллект, уровень специальных юридических знаний, кругозор, общая эрудиция, гибкость и логичность мышления, память

Читайте также: