Проведение классификационных освидетельствований судов часть 2

Обновлено: 15.06.2024

Сопровождение освидетельствования судна

Освидетельствование судна является обязательной процедурой для любого судна, эксплуатирующегося в Российской Федерации. Классификационное свидетельство с отметками о проверках является документом, подтверждающим безопасность судна и его соответствие техническим стандартам, принятым на территории России. Регулярные и детальные проверки позволяют значительно сократить количество аварийных ситуаций на воде, обеспечивают безопасность судоходства и надежность транспортировки грузов.

Все суда в Российской Федерации находятся под надзором трех контролирующих организаций:

ГИМС – Государственная Инспекция по Маломерным Судам. Инспекция занимается надзором за соблюдением требований безопасности, классификацией и учетом маломерных судов, контролем над соблюдением правовых актов регулирующих порядок эксплуатации маломерных судов, проведением регулярных проверок и освидетельствований маломерных судов.

Маломерным судном признается судно, длина которого не превышает 12 м, а численность людей на борту не превышает 12 человек. Также под юрисдикцию ГИМС подпадают прогулочные суда (до 18 человек на борту, в том числе 12 пассажиров), спортивные суда, использующие силу ветра в качестве движителя. Причем все вышеперечисленные суда не должны применяться в коммерческих целях.

РМРС – Российский Морской Регистр Судоходства. В сферу деятельности Морского Регистра входит классификация и освидетельствование морских судов различного типа мощностью более 55 кВт и т.п.

РРР – Российский Речной Регистр. Речной Регистр - это орган, осуществляющий классификацию, учет и проведение освидетельствования судов внутреннего и смешанного плавания мощностью не менее 55 кВт: пассажирских, грузовых, а также прогулочных и спортивных судов, не подпадающих под юрисдикцию ГИМС.

В зависимости от типа судна судовладельцу следует обратиться в одну из вышеупомянутых организаций для прохождения освидетельствования плавательного средства. Эта процедура проводится для обеспечения безопасности судоходства и недопущения выхода аварийных судов во внешние или внутренние воды.

Виды освидетельствования:

    Первоначальное освидетельствование производится, чтобы присвоить судну определенный класс. Постановка на классификационный учет проводится соответствующим Регистром или ГИМС после строительства судна, изменения пункта приписки, при переходе из одного регистра в другой, при изменении владельца. По итогам прохождения освидетельствования судну присваивается индивидуальный регистровый номер и надлежащие документы. Судно, не удовлетворяющее требованиям контролирующей организации, не может эксплуатироваться до проведения необходимых работ по устранению выявленных проблем. Если судовладелец не проходит очередное освидетельствование, то оно снимается с классификационного учета и требует постановки, если планируется его дальнейшая эксплуатация.

IMG_4732-760x507.jpg

Ежегодное освидетельствование необходимо для подтверждения класса судна и устанавливает, соответствует ли оно техническим регламентам и требованиям к безопасности. В ходе ежегодной проверки эксперты проверяют изменение состава, комплектности, конструкции и расположение объектов на судне, а также их техническое состояние. В основном проводится визуальная оценка состояния судна и оборудования на нем, а также проверка их работоспособности. Дата ежегодного освидетельствования указывается в Классификационном свидетельстве, исходя из нее, назначается срок следующей проверки.

Судовладельцу необходимо предоставить техническую и судовую документацию, предусмотренную Правилами прохождения освидетельствования. По возможности, стоит совмещать ежегодную проверку судна с освидетельствованием его подводной части, контроль за состоянием которой также отслеживается специалистами одного из Регистров или ГИМС.

img9.jpg

Очередное освидетельствование проходит с периодичностью раз в 5 лет и представляет собой расширенное техническое обследование судна, который при благоприятном исходе доказывает, что судно в достаточной степени соответствует требованиям для сохранения класса. В ходе такого освидетельствования эксперт из контролирующей организации тщательно проверяет работу всех механизмов, устройств и установок, проводит наружный осмотр судна и проверяет его в действии. Во время экспертизы проводится детальный контроль работоспособности рулевого, якорного, буксирного устройств, кабельных трасс, электрооборудования и оборудования автоматизации, противопожарной системы, дизель-генератора, компрессоров, вентиляторов, сигнально-отличительного оборудования, компьютерных систем и т.д. Особняком стоит тестирование систем связи ГМССБ и проверка соответствия требованиям конвенции СОЛАС. Очередное освидетельствование подразумевает обязательную проверку подводной части судна в доке.

Сокращенный период между очередными освидетельствованиями устанавливается для судов с длительным сроком эксплуатации и по решению экспертной комиссии Регистра/ГИМС. Изменение периодичности проведения проверки всегда является предметом специального рассмотрения.

Судовладелец перед проведением такой масштабной проверки должен предоставить не только само судно к осмотру, но и всю необходимую документацию, о которой будет рассказано в одном из разделов далее.

Внеочередное освидетельствование – это тип проверки эксплуатационной пригодности и безопасности судна после аварий, существенных замен оборудования, перепланировки и реконструкции. Кроме этого, внеочередное освидетельствование производится в тех случаях, когда имела место отсрочка проверки или необходимо восстановить утраченный класс. Суда с наличием иностранного освидетельствования обязаны пройти внеочередную проверку с выдачей классификационного свидетельства российского образца.

Объем внеочередного освидетельствования зависит от возраста, периода после первоначального освидетельствования, проведенных ремонтов и замен судового оснащения.

Подготовка к освидетельствованию

Освидетельствование осуществляется по предварительно подготовленной программе, разработанной совместно с Регистром/ГИМС, причем без ее согласования начало проверки является невозможным. В программу включается основная информация о судне, статус освидетельствований и акты предыдущих проверок, набор судовой документации, конструктивные чертежи, отчеты о повреждениях и ремонтах, техническая информация о состоянии ключевых отсеков судна и т.д. Программа освидетельствования находится в свободном доступе в Правилах классификационных освидетельствований.

Судовладелец также должен обеспечить безопасный доступ представителю Регистра/ГИМС во все проверяемые места судна, позаботиться об освещении, подъемных платформах или лесах, дополнительных лестницах. Во время проведения освидетельствования эксперт сопровождается, по крайней мере, одним ответственным лицом и страхующей командой, с которой должна быть налажена бесперебойная связь. В ходе проверки необходимо присутствие всех лиц командного состава, ответственных за состояние и эксплуатацию принимаемого оборудования.

Документы для проведения освидетельствования

Перед проведением освидетельствования любого типа судовладельцу необходимо собрать пакет документов для передачи в Регистр/ГИМС. Этот пакет содержит следующий перечень бумаг:

  • Формуляр судна с актами освидетельствования Регистра/ГИМС, а также информацией о проверках корпуса с отчетами о его состояниях и отчетами о замерах толщин.
  • Согласованная программа освидетельствования для предыдущего завершенного освидетельствования.
  • Конструктивные чертежи с допусками для каждого элемента.
  • Судовая техническая документация (чертежи, схемы, описания, инструкции по эксплуатации, формуляры, паспорта устройств).
  • Акты о проведенных ремонтных работах.
  • Сведения о перевозимых грузах и балласте.
  • Акты проверок выполненных судовым персоналом.
  • Судовой журнал и другие документы об эксплуатации судна.
  • Другая информация для выявления зон, требующих детального осмотра.

До начала освидетельствования эксперт проверяет полноту судовой документации и ее содержание, беря ее за основу будущей проверки. На эксплуатируемое судно распространяются предписания редакции правил, при которых оно было построено. В случае проведения первоначального освидетельствования эксплуатируемого судна во внимание принимаются правила периода постройки судна, а также требования последующих редакций.

Определение технического состояния судна

zot4.jpg

Документы приняты Регистром/ГИМС, план освидетельствования согласован, время и дата приезда эксперта оговорены – осталось определить техническое состояние судна очно.

Освидетельствование может проводиться как в море/бассейне реки, так и на якорной стоянке. По прибытии эксперт осуществляет необходимые замеры и тестирования оборудования, объем которых назначается согласно действующей редакцией правил, где также прописаны нормы допускаемых дефектов. Основными дефектами признаются износ, повреждение и неисправность. Если они не угрожают безопасной эксплуатации судна, то на судно накладываются эксплуатационные ограничения до проведения ремонта. Однако в случае обнаружения серьезных дефектов и несоответствия правилам судно признается негодным к эксплуатации, документы, подтверждающие класс, не выдаются.

По завершении проведения процедуры освидетельствования результаты аттестации технического состояния судна передаются эксперту Регистра/ГИМС, заверяется и согласовывается отчетная документация. Если судно покинуло порт, не завершив освидетельствование, то класс судна автоматически останавливается.

Случаи аннуляции классификационного свидетельства

Классификационное свидетельство прекращает свое действие в первую очередь при пропуске очередного освидетельствования в назначенный срок. В таких случаях необходимо будет восстанавливать класс, проводя расширенную проверку перед повторным присвоением.

После аварии судно также теряет класс в связи с ухудшением условий безопасности и непригодности поврежденного оборудования к эксплуатации после возникновения внештатной ситуации. Такая же ситуация возникает при выполнении ремонта без надзора и одобрения Регистра/ГИМС или введения неодобренных конструктивных изменений.

При прекращении эксплуатации судна на срок более 3 месяцев его класс аннулируется, однако это не касается судов, находящихся в ремонте. Кроме того, судовладелец может сам подать заявление о снятии с учета судна в письменном виде, тогда действие класса судна прекратится.

Нормативные акты

Классификационное освидетельствование это не очередная бюрократическая прихоть государства, а инструмент контроля технического состояния судна для обеспечения безопасности экипажа и пассажиров, а также защиты окружающей среды от загрязнений. Классификационное освидетельствование регламентируется правовыми актами организаций, под юрисдикцию которых подпадает судно.

Компания Маринэк имеет достаточный опыт проведения проверок и испытаний судового оборудования, имеет признание Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра. Специалисты Маринэк осуществляют проверку оборудования ГМССБ: радиоустановок, портативных радиостанций, СЗС, источников электроэнергии, РЛО и АРБ. Кроме того, инженеры компании проводят диагностические работы по проверке эксплуатационных качеств кабельных трасс, автоматики, противопожарных систем, радионавигационного оборудования и т.п. По результатам проверок выдаются соответствующие акты испытаний и тестирований.

Читайте также: