Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море

Обновлено: 28.04.2024

Международное морское право (International Law of the Sea) — это отрасль международного права, нормы которой регулируют межгосударственные отношения в связи с использованием Мирового океана.

Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет сегодня Мировой океан в жизни современной цивилизации.

Во-первых, Мировой океан, покрывающий свыше двух третей поверхности нашей планеты, является уникальным поглотителем углекислого газа и производителем кислорода. Таким образом, это прежде всего важнейший экологический компонент Земли, от которого во многом зависит существование человеческой жизни в будущем.

Во-вторых, это гигантская кладовая, которая уже сегодня активно используется для добычи продовольственных ресурсов и полезных ископаемых и значение которой возрастает с каждым годом, учитывая, что в ближайшей перспективе человечество столкнется с нехваткой углеводородов, продуктов питания и пресной воды.

В-третьих, Мировой океан — это важнейшая коммуникационная сфера, используемая для транспортных перевозок. Морской флот является одним из главных средств осуществления международной торговли. Поданным Международной морской организации (ИМО), свыше 90% объема мировой торговли осуществляется морем.

Корни международного морского права уходят в глубокую древность. Между тем как самостоятельная отрасль международное морское право сформировалось сравнительно недавно.

Основные этапы кодификации международного морского права принято связывать с проведением ООН трех конференций: в 1958, 1960 и 1973-1982 гг.

II Конференция ООН поморскому праву 1960 г. , посвященная главным образом проблеме установления прибрежными государствами единой ширины территориального моря и рыболовной зоны, закончилась неудачей. Слишком противоречивыми оказались позиции государств. Вместе с тем Конференция подготовила почву для будущих позитивных результатов.

Третий этап знаменует собой III Конференция ООН по морскому праву , которая явилась без преувеличения эпохальным событием в современных международных отношениях и международном праве. В результате работы Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 г., что само по себе не имеет исторических прецедентов, был разработан и 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей принят всеобъемлющий международно-правовой акт — Конвенция ООН по морскому праву (International Convention on the Law of the Sea, 1982 — UNCLOS-82).

Сразу под ней поставили подписи 119 государств. Конвенция 1982 г. представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер. Она вступила в силу 16 ноября 1994 г. 26 февраля 1997 г. Конвенцию ратифицировала Россия.

Как и любая отрасль международного права, международное морское право характеризуется специальными принципами. Последние исходят из общих принципов международного права и присущи исключительно международному морскому праву.

Принцип свободы открытого моря является общепризнанным. Он исходит из того, что открытое море не может быть подчинено суверенитету какого бы то ни было государства. Оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море . Он предусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море, а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно законодательство государства флага, под которым плавает данное судно.

Другой важный принцип международного морского права — принцип мирного использования Мирового океана . Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип охраны морской среды в концентрированном виде сформулирован в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающей, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества . В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства.

Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Содержание

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи.

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. [1] Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года; 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78); 1972 года; 1978 года; 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года; 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года; 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

=== Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит — торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством;
  • судно занимается работорговлей;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.

    Принцип мирного использования мирового океана

    Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

    Принцип защиты морской среды

    По иному — принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

    Принцип иммунитета военных кораблей

    Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

    Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

    Права государств, не имеющих выхода к морю

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

    • Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. [4] При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. [5]
    • Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении. [6]
    • Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам. [7]

    Это интересно

    • Морские споры, наряду с территориальными, составляют значительную часть споров, представляемых государствами в Международный суд ООН, что в самом Суде объясняют общим для всех государств стремлением к экспансии. [8]

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Международное морское право" в других словарях:

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — см. Морское право. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Международное морское право система норм и принципов, о … Морской словарь

    Международное морское право — (англ international maritime law) подотрасль международного права, система принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, возникающие в связи с использованием Мирового океана, в т.ч … Энциклопедия права

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность правовых принципов и норм, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного пространства над… … Юридический словарь

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами, а тж. международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и, в ряде случаев,… … Юридическая энциклопедия

    международное морское право — совокупность правовых принципов и норм, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного пространства над… … Большой юридический словарь

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами, а т.ж. международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев… … Энциклопедический словарь экономики и права

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — одна из старейших отраслей международного права, образуемая системой юридических норм. регулирующих отношения между пользователями Мирового океана на основе единого универсального правопорядка, который соответствует многообразным интересам… … Энциклопедия юриста

    Международное морское право — совокупность юридических норм и правил, регулирующих отношения между государствами, а также международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Международное морское право — отрасль общего международного права, объединяет те его принципы и нормы, которые регламентируют отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с их деятельностью в мирное и военное время в Мировом океане, а также определяют… … Пограничный словарь

    Международное морское право — В 1973 1982 гг. 3 я Конференция ООН по морскому праву разработала единую универсальную конвенцию, регулирующую использование биологических и минеральных ресурсов, судоходство на морях и океанах. Однако, не дожидаясь итогов Конференции,… … Геоэкономический словарь-справочник

    Как следует из Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., открытое море включает все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море находится в общем и равном пользовании всех государств.

    Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы открытого моря. Данный принцип имеет общий характер. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. этот принцип включает, в частности, следующие элементы: свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований. Необходимо иметь в виду, что приведенный перечень не является исчерпывающим (схема 15).

    Указанные свободы не являются абсолютными. Государства, осуществляя их, должны учитывать интересы других государств.

    Кроме принципа свободы открытого моря Конвенция ООН 1982 г. закрепила также такие принципы, как принцип резервирования открытого моря для мирных целей и принцип запрета подчинения любым государством какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

    Открытое море с давних времен служит для судоходства. Правовой режим судоходства в открытом море определяется действием принципа свободы судоходства. Этот принцип подразумевает, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

    Схема 15. Режим открытого моря

    Из принципа свободы открытого моря и принципа неподчинения какой-либо части открытого моря национальному суверенитету следует, что ни одно государство не может вмешиваться в дела других государств в открытом море. Применительно к судоходству это означает, что какие-либо акты вмешательства в дела иностранных судов в открытом море недопустимы. Все суда в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства флага.

    Принцип исключительной юрисдикции означает, что государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Это предполагает, в частности, что государство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности мореплавания. Государство само определяет условия предоставления судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации. Так, в России порядок предоставления судам права на флаг и их регистрацию установлен Кодексом торгового мореплавания РФ 1999 г.

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает изъятия из исключительной юрисдикции государства флага. Другие государства могут осуществлять акты вмешательства в отношении иностранных судов в открытом море только в строго определенных международным правом случаях. Военные корабли либо специально уполномоченные государственные суда имеют право на осмотр судна, если есть подозрения, что это судно занимается пиратством, работорговлей либо несанкционированным вещанием.

    Военный корабль может также подвергнуть осмотру судно, если оно не имеет национальности, либо на нем поднят иностранный флаг, либо судно отказывается поднять флаг, однако в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль. Если подозрения окажутся необоснованными, то судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

    Следует отметить, что осмотр военным кораблем судна, на котором поднят иностранный флаг, либо судна, которое отказывается поднять флаг, однако они имеют ту же национальность, что и военный корабль, не является исключением из юрисдикции государства флага. В данном случае государство флага, от имени которого действует военный корабль, осуществляет, в сущности, юрисдикцию в отношении своего судна.

    Необходимо отметить, что военные корабли и государственные суда пользуются безусловным иммунитетом от актов вмешательства иностранных государств.

    Международное право предусматривает необходимость сотрудничества государств в борьбе с перевозкой рабов, пиратством, несанкционированным вещанием из открытого моря, незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами.

    Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту. Любое государство может захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат и подвергнуть судебному преследованию. Так, в частности, Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. предусматривает наказание за пиратство.

    Изъятием из исключительной юрисдикции государства флага являются положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относительно сотрудничества государств в пресечении несанкционированного вещания. Кроме государства флага право на задержание и арест лица или судна, занимающегося несанкционированным вещанием, предоставлено государству, гражданином которого является данное лицо, государству регистрации передающей установки, государству, на территории которого могут приниматься передачи, и государству, санкционированным радиопередачам которого чинятся помехи.

    Существенным изъятием из исключительной юрисдикции государства флага является право преследования по горячим следам. Преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или третьего государства.

    Право преследования может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, а также другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и имеющими четкие внешние опознавательные знаки.

    Эти положения с соответствующей модификацией применяются и в случае нарушения законов и правил прибрежного государства, касающихся его прав в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

    Хотя Конвенция ООН 1982 г. закрепляет принцип свободы рыболовства в открытом море, тем не менее, при осуществлении этой свободы государства должны соблюдать договорные обязательства, а также права и интересы прибрежных государств.

    Запасы живых ресурсов Мирового океана не являются неисчерпаемыми. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед человечеством, является сохранение живых ресурсов, и она может быть решена только путем сотрудничества государств. Государства на основе научных данных определяют размер допустимого улова и принимают меры с целью поддержания или восстановления популяции вылавливаемых видов живых ресурсов открытого моря.

    В указанных целях государства могут заключать договоры, создавать региональные и субрегиональные организации по рыболовству. В 1995 г. было заключено Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН 1982 г., касающихся сохранения трансграничных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. В качестве региональных организаций действуют, например, Индо-Тихоокеанская комиссия по рыболовству в Средиземном море, Региональная консультативная комиссия по рыболовству в Юго-Западной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Индийском океане и др.

    Международное право в настоящее время признается в качестве самостоятельной подотрасли международного публичного права большинством ученых-исследователей вопросов юридической науки. При этом предлагаются различные дефиниции, раскрывающие сущность публичного морского права, наиболее полная из которых может быть сформулирована следующим образом:

    Публичное морское право – подотрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность юридических норм и принципов, содержание которых направлено на установление режима морских территорий и регламентацию отношений, возникающих между государствами-участниками мирового сообщества по вопросам использования Мирового океана По данной теме мы уже выполнили реферат Использование и охрана Мирового океана подробнее .

    В свою очередь под мировым океаном принято понимать основную часть гидросферы Земли, окружающую материки и острова, и отличающуюся общностью солевого состава. По оценкам ученых, общая площадь Мирового океана составляет порядка 70 № поверхности нашей планеты.

    В приведенном выше определение дается указание на то, что ключевым субъектом отношений, входящих в сферу правового регулирования публичного международного права, выступают государства, однако субъектом не единственным, поскольку наряду с государством в отношениях, регулируемых рассматриваемой подотраслью также участвуют международные организации, уставами которых предусмотрено осуществление определенных функций, связанных с деятельностью на море.

    Кроме того, применительно к государствам-субъектам публичного морского права также могут быть выделены определенные особенности, связанные с тем, что не все государства являются прибрежными. Наряду с ними выделяют, так называемые внутриконтинентальные государства не имеющие выхода к морю и отделены от него территорией другого государства.

    Готовые работы на аналогичную тему

    На карте мира насчитывается порядка тридцати внутриконтинентальный государсв, 14 из которых расположены на африканском континенте – Замбия, Зимбабве, Нигерия, и др. В Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее такими государствами выступают Австрия, Чехия, Швейцария и др.

    Однако, внутриконтинентальные государства в общем порядке признаются субъектами публичного морского права.

    Принципы международного публичного права

    Функционирование публичного морского права, выступающего, как было отмечено выше подотраслью международного публичного права, основано на ряде определенных принципов, соблюдение и реализация которых обязательна для всех государств. В числе таких принципов в настоящее время выступают:

    1. Принцип свободы открытого моря, предполагающий то, что ни одно государства из числа входящих в мировое сообщество не может претендовать на подчинение открытого моря (а равно его части) собственному суверенитету. Иными словами, открытое море признается свободным для доступа как для государств имеющих выход к морю, так и для внутриконтинентальных стран. Кроме того содержание принципа свободы открытого моря включается в себя свободу судоходства, воздушных полетов, прокладки трубопроводов и кабелей, научных исследований и т.д.;
    2. Принцип исключительной юрисдикции государства над суднами своего флага в открытом море – торговое судно в открытом море подчиняется исключительно юрисдикции государства своего флага, в связи с чем запрещено чье-либо вмешательство в его законную деятельность. Исключениями из данного принципа выступают ситуации, в которых судна занимаются пиратством или работорговлей, не имеют национального флага или занимается несанкционированным вещанием радио- и телепрограмм, предназначенных для принятия населением.
    3. Принцип мирного использования мирового океана – выступает продолжением принципа международного публичного права, посвященного мирному разрешению споров и неприменению силы или угрозы силой. В связи с чем, морские пространства должны использоваться государствами-участниками соответствующих правоотношений исключительно в мирных целях.
    4. Принцип защиты морской среды, направленный на предотвращение загрязнения Мирового океана, в том числе нефтью и нефтепродуктами.
    5. Принцип иммунитета военных кораблей – используемые в некоммерческих целях военные и иные государственные суда в соответствии с данным принципом публичного морского права наделяются государственным иммунитетом, то есть не подчиняются органам власти иностранных государств.

    Источники публичного морского права

    На протяжении длительного промежутка исторического развития в качестве основного источника морского права выступали правовые обычаи.

    С середины XX века берет свою историю начало активного развития источников правового регулирования правовых отношений в области деятельности на море, в частности были приняты:

    • Женевские конвенции 1958 г.;
    • Международная конвенция по охране человеческой жизни на По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Международная правовая охрана окружающей среды подробнее море 1974 г.;
    • Международная конвенция по предотвращению По данной теме мы уже выполнили реферат Международные природоохранные организации подробнее загрязнения с судов 1973г.
    • и др.

    При этом основным источником публичного морского права выступает Конвенция ООН по морскому праву По данной теме мы уже выполнили реферат Конвенция ООН по морскому праву 1982 года подробнее , принятая в 1982 году.

    В настоящее время данная Конвенция подписана 168 государствами, последним из которых выступил Азербайджан, подписав конвенцию 16 июня 2016 года, и ратифицирована 150 государствами, последнее – Гана, ратифицировавшая рассматриваемую конвенцию 23 сентября 2016 года.

    Положениями Конвенции ООН по морскому праву урегулированы следующие основные институты публичного морского права:

    • Институт территориального моря и прилежащей зоны;
    • Институт исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
    • Институт открытого моря;
    • Вопросы, связанные с использованием проливов для целей международного судоходства;
    • Институт архипелажных вод и международного района морского дна.

    Получи деньги за свои студенческие работы

    Курсовые, рефераты или другие работы

    Автор этой статьи Дата написания статьи: 13 12 2017

    Людмила Сергеевна Андреева

    Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

    Читайте также: