Принцип самостоятельности судов независимости судей присяжных заседателей

Обновлено: 06.05.2024

Принцип независимости судей, присяжных и арбитражных заседателей является проявлением самостоятельности судебной власти. В РФ не могут издаваться законы и другие правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей.

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей проявляется в следующих аспектах:

1)Судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы от органов законодательной и исполнительной властей, от иных органов и организаций, должностных лиц или граждан, которые не вправе давать им указаний о разрешении дел или иным образом вмешиваться в судебную деятельность.

2)При вынесении судебных постановлений судьи, присяжные и арбитражные заседатели не связаны доводами спорящих сторон судебного процесса, а также выводами органов предварительного расследования (исключение составляет случай, когда государственный обвинитель отказался от поддержания государственного обвинения - в этих ситуациях суд должен прекратить уголовное преследование обвиняемого).

Они выносят решения, руководствуясь своим внутренним убеждением, которое сложилось у них в результате исследования в судебном заседании всех обстоятельств дела. При этом судьи, и арбитражные заседатели принимают свои решения, руководствуясь законами и иными нормативными актами, а присяжные заседатели - руководствуются своей совестью.

3)Судьи нижестоящих судов независимы от судей вышестоящих судов, в том числе и при отмене вышестоящим судом судебных актов и направлении их на новое рассмотрение в нижестоящий суд.

Это обеспечивается тем, что процессуальное законодательство запрещает судьям вышестоящих судов давать указания судьям нижестоящих судов о вынесении конкретных решений при новом рассмотрении дела.

4)При коллегиальном рассмотрении и разрешении дела, каждый судья независим от мнения других судей, принимающих участие в рассмотрении данного дела.

Это обеспечивается тем, решение выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий в судебном заседании, имеет один голос, никто из судей не может воздержаться от голосования, а председательствующий судья свой голос подаёт последним.

5)Присяжные и арбитражные заседатели при вынесении решений независимы от председательствующего судьи.

Это обеспечивается тем, что коллегия присяжных заседателей выносит свой вердикт в отсутствие председательствующего судьи, а арбитражные заседатели своё мнение по любым вопросам высказывают первыми, председательствующий судья - последним, решения принимаются большинством голосов и у председательствующего судьи нет права решающего голоса.

6)Судьи, присяжные и арбитражные заседатели при рассмотрении дел и вынесении решений независимы от других судей, в том числе председателя суда и его заместителей.

Это, в частности, обеспечивается тем, что судебные акты выносятся в специальной совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи и заседатели, рассматривающие дело. Присутствие в совещательной комнате посторонних лиц запрещено и является существенным нарушением процессуальной формы, влекущим за собой отмену судебных актов.

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели обязаны сохранять в тайне информацию, ставшую им известной, в связи с осуществлением судебной деятельности. Они не имеют права разглашать суждения, которые высказывались в совещательной комнате при принятии решений по делу.

Законодательством установлены гарантии независимости судей:

-предусмотренная законом процессуальная форма осуществления правосудия;

-уголовная ответственность за вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия;

-особый порядок назначения судей на должность, а также приостановления и прекращения полномочий их полномочий;

- несменяемость судей, а также неограниченность срока их полномочий по общему правилу;

-право судей на отставку;

-материальное и социальное обеспечение судей, соответствующее их высокому статусу, за счёт средств федерального бюджета (в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ - за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ);

-возможность применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья судьи, членов его семьи и охраны принадлежащего им имущества:

-наличие системы органов судейского сообщества (например, собрания и конференции судей, советы судей, квалификационные коллегии судей и т.д.);

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее - суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.

3. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

4. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, определяется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, а число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению соответственно в список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, список кандидатов в присяжные заседатели округа и общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

4. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5. О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, - списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.

8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

14. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Статья 51. Особенности порядка составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

1. Списки кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе составляются в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

2. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения и (или) уполномоченным им исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

3. Законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочиями по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели могут быть наделены исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных образований соответствующего города федерального значения. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

4. Списки кандидатов в присяжные заседатели, формируемые в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, изменения и дополнения, внесенные в них, публикуются в средствах массовой информации соответствующего города федерального значения и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

5. Средства федерального бюджета для финансового обеспечения полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе предоставляются в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 22.12.2008 № 265-ФЗ)

Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Исключение граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, исключаются из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях: (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

е1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; (Подпункт введен - Федеральный закон от 25.11.2009 № 271-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

е2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте "е1" настоящего пункта, - в течение пяти лет со дня увольнения; (Подпункт введен - Федеральный закон от 25.11.2009 № 271-ФЗ)

Статья 8. Направление в суд списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, составленные исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в суд списки кандидатов в присяжные заседатели.

2. Изменения, внесенные в списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 14 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. В случае выявления в поступивших в суд списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении их из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения указанных списков председатель суда вносит в исполнительно-распоря

В 1993 году в России возрожден суд присяжных, ранее существовавший до октября 1922 года. Суды присяжных в качестве эксперимента стали действовать в 9 регионах России, а с 2003 года и в Свердловской области.

Суд присяжных рассматривает дела о преступлениях повышенной общественной опасности, подсудных верховным судам республик, краевым, областным судам и судам городов федерального значения. В их числе дела – об убийствах, изнасиловании, некоторых преступлений против общественной безопасности, государственной власти, правосудия. Характер преступлений, дела о которых отнесены к компетенции суда присяжных, свидетельствуют об особом значении участия присяжных заседателей в разрешении дел о преступлениях, предусматривающих наиболее суровые меры социальной защиты. При этом законодатель исходил из того, что суд присяжных особенно необходим в случаях, когда правам человека угрожают такие последствия, как тяжкие меры наказания и когда общество и государство должны обеспечить систему гарантий, предупреждающую от нарушений прав личности, от судебной ошибки.

Главное преимущество суда, рассматривающего дела с участием присяжных заседателей, перед иными судебными формами, состоит в том, что при ней обеспечивается независимость присяжных заседателей от профессиональных судей при решении основного вопроса правосудия по уголовным делам – о виновности. Под судом присяжных понимается соединение для судебного разбирательства двух равноправных, но раздельных, не сливающихся между собой коллегий – судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместно, но в пределах возложенных на них законом полномочий. В суде присяжных достигается важное условие любой деятельности – каждый занимается своим делом в пределах своего опыта, знаний и умений. Участие присяжных заседателей в исследовании обстоятельств дела основано на том очевидном положении, что разобраться в фактах, происшедших событиях способен каждый человек в меру своих познаний и опыта. Одно из несомненных достоинств суда присяжных состоит в том, что им обеспечивается применение закона, как он понимается населением.

Суд присяжных не является какой-то совершенно исключительной формой судопроизводства. Он вписывается в существующую систему уголовного процесса, на него распространяется действие соответствующих норм уголовно-процессуального закона. Уголовные дела рассматриваются в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей. По уголовно-процессуальному кодексу РФ производство в суде с участием присяжных заседателей имеет свои особенности.

Обвиняемый в совершении преступления, подсудного суду с участием присяжных, вправе выбрать, каким составом суда будет рассмотрено его уголовное дело, следователь обязан разъяснить обвиняемому право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. Право выбора принадлежит обвиняемому. Он может заявить ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, а также отказаться от этого ходатайства.

В суде присяжных реализуется принцип состязательности, предусматривающий обязательное участие защитника и государственного обвинителя в рассмотрении уголовного дела, вступительные заявления сторон в начале судебного следствия, независимость коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта, четкое разграничение процессуальных функций суда и сторон. Задача сторон (обвинения и защиты) – собрать доказательства для убеждения коллегии присяжных заседателей в верности своей позиции, председательствующего судьи – создать сторонам условия состязательности и правильного восприятия коллегией присяжных обстоятельств дела, обеспечить их участие в исследовании доказательств. Присяжные наделены полномочиями по участию в исследовании доказательств. При рассмотрении дела особое значение приобретает соблюдение требования непосредственного исследования доказательств, присяжные заседатели не знакомятся заранее ни с письменными материалами дела, ни обстоятельствами, характеризующими личность подсудимого. Закон запрещает присяжным собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания, председательствующий имеет право освободить присяжного заседателя от исполнения обязанностей, если его объективность вызывает обоснованные сомнения. Ответы на вопросы вопросного листа только на основании сведений, полученных в ходе судебного разбирательства, – безусловное требование при разрешении уголовного дела судом с участием присяжных.

В деятельности суда присяжных вправе принимать участие граждане России независимо от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания. В соответствии с законом присяжными заседателями признаются граждане РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из него, если кандидат не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, не способен исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, достиг 65 лет, занимает государственные или выборные должности в органах местного самоуправления, является военнослужащим, судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, священнослужителем, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом или имеет специальное звание сотрудника полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, присяжными не могут быть подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; лица, имеющие физические или психические недостатки, препятствующие их полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжному заседателю за время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия выплачивается судом из федерального бюджета вознаграждение пропорционально числу дней его участия, но не менее среднего заработка по месту основной работы за такой период.

Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается рядом гарантий: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в его судебную деятельность; неприкосновенностью. Одна из форм гарантии неприкосновенности- не указание фамилий присяжных в приговоре.

Закон закрепляет за присяжными заседателями, в том числе и запасными, права и обязанности непосредственно связанные с судебным разбирательством: участвовать в исследовании всех обстоятельств дела, осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий, задавать вопросы через председательствующего допрашиваемым лицам, получать от судьи необходимые разъяснения, вести записи и пользоваться ими во время совещания по поставленным перед ними вопросам. Именно они должны обеспечить вынесение присяжными вердикта по внутреннему убеждению, сложившемуся на основе исследованных в ходе судебного заседания доказательств. Присяжные заседатели не вправе: отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; нарушать тайну совещания и голосования по поставленным перед ними вопросам. За нарушение обязанностей присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела и заменен на запасного.

За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.

После выступлений государственного обвинителя, защитника; подсудимого с последним словом; напутственного слова председательствующего коллегия присяжных заседателей удаляется в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Вердикт – решение коллегии присяжных заседателей, принятое по поставленным перед ней вопросам в виде подписанного старшиной вопросного листа с внесенными в него ответами на них.

Присяжные выносят вердикт не столько на основании буквы закона, сколько руководствуясь своим правосознанием, здравым смыслом и чувством справедливости.

При совещании и голосовании присяжных заседателей присутствие в совещательной комнате иных лиц не допускается; присяжные вправе прервать совещание для отдыха с наступлением ночного времени, они не могут разглашать суждения, высказанные во время совещания.

Вопросы на обсуждение ставятся в последовательности, установленной вопросным листом. Руководит голосованием и подсчитывает голоса старшина. Голосование открытое, никто из присяжных не вправе воздержаться от него.

Провозглашенный вердикт является обязательным для сторон и председательствующего.

Почти любого гражданина России могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя.

В статье я расскажу, кто такие присяжные, можно ли отказаться от этой роли и как заработать, выполняя свой гражданский долг.

Реформа суда присяжных

Президент РФ в послании к Федеральному собранию в 2015 году предложил реформировать институт присяжных заседателей. Реформа вступила в силу с 1 июня 2018 года. Теперь в судах стало больше дел, в которых требуется мнение простых граждан.

Если раньше присяжные заседатели были только в судах уровня субъекта РФ , то теперь они появились и в районных судах.

Количество преступлений, которые могут рассматривать присяжные, увеличилось с нескольких видов до двух десятков. Поэтому суды стали чаще привлекать простых граждан к участию в заседаниях.

Кто такие присяжные

Сначала его должны включить в список кандидатов в присяжные, а потом в специальном порядке призвать в суд для рассмотрения уголовного дела.

На время процесса присяжный заседатель становится судьей от народа. Для этого не нужно юридическое образование: обычный гражданин решает вопрос виновности подсудимого и во время процесса имеет статус судьи. Каждый присяжный принимает присягу — клянется рассматривать дело честно и беспристрастно.

По закону человека могут призвать в суд в качестве присяжного один раз в год в общей сложности на 10 рабочих дней. Это могут быть разрозненные дни: одно заседание в апреле, следующее в июне и так далее. Бывает, что рассмотрение уголовного дела затягивается, тогда присяжных вызывают в суд на все время рассмотрения дела, даже если это больше десяти дней. Например, дело об убийстве Бориса Немцова с момента отбора заседателей до вынесения вердикта длилось 10 месяцев — за это время присяжные заседали 82 раза.

Присяжные заседают в районных судах и в судах уровня субъекта РФ — это областные, краевые или верховные суды республик.

Сколько присяжных заседателей в суде

Количество присяжных заседателей зависит от вида суда, рассматривающего дело. В районных судах и гарнизонных военных судах коллегия присяжных заседателей будет состоять из шести человек, а в судах уровня субъекта — областных, краевых или верховных судах республик — из восьми.

Дела, рассматриваемые судами субъекта, как правило, сложнее, поэтому и количество присяжных в них больше. Например, суды субъекта по первой инстанции рассматривают дела, в которых содержится государственная тайна, а также выступают апелляционной инстанцией по отношению к районному суду — пересматривают их решения.

Какие дела рассматривает суд присяжных

Присяжные рассматривают самые разные уголовные дела: от убийства и причинения тяжкого вреда здоровью до пиратства и экологической катастрофы — экоцида.

Кроме уголовных, бывают еще гражданские и административные дела, но в них суд присяжных не участвует.

Как выбирают присяжных заседателей в суд

Прежде чем человек явится в суд в качестве присяжного заседателя, ему должны прийти два письма: письмо-уведомление и письмо с приглашением стать присяжным заседателем. Отвечать на эти письма не нужно.

Уведомление. Еще до вызова в суд гражданину приходит уведомление о том, что его включили в список кандидатов в присяжные заседатели. Это не значит, что его точно вызовут, — государство просто сообщает, что при необходимости будет рассматривать его в качестве присяжного.

В списке кандидат находится четыре года. Через четыре года он может оказаться в еще одном списке.

Как стать присяжным заседателем

Если человек получит уведомление и решит стать присяжным, ему больше ничего не нужно предпринимать. Суд при необходимости сам свяжется с кандидатом — пришлет письменное приглашение по почте.

Приглашение — это письмо кандидату о том, что суд ждет его тогда-то по такому-то адресу в качестве присяжного. Но вызывают не на заседание, а на проверку: суд и стороны будут решать, может ли кандидат быть беспристрастным и объективным и вершить правосудие. Так создается предварительный список присяжных.

Приглашение составляется в свободной форме, с официальными реквизитами суда. По распоряжению судьи его помощник и секретарь судебного заседания в случайном порядке отбирают из списка кандидатов несколько человек, которым направляют приглашения. Закон не устанавливает, скольким людям нужно разослать письма, чтобы собрать коллегию присяжных заседателей, — это решает сам суд. Опираются, например, на то, в какое время года нужно собрать коллегию и есть ли в ближайшее время какие-то праздники.

Например, 1 сентября сложнее собрать присяжных — многие из них ведут в школу детей. Если суд не соберет нужное количество лиц с первого раза, он будет направлять приглашения снова и снова, пока не соберет коллегию.

В приглашении стать присяжным заседателем указано имя кандидата, место и время, когда нужно явиться в суд, а также перечень документов, которые необходимо взять с собой. Подтверждать явку не нужно.

Кандидату нужно явиться в назначенный суд в указанную дату и время. При входе граждан будет встречать судебный пристав. Он попросит предъявить паспорт и приглашение и отведет к залу заседания.

Каждого кандидата судья инструктирует, произносит вступительное слово: зачем его вызвали, для какого дела, какие задачи перед ним стоят и сколько примерно продлится разбирательство.

Дальше формируется коллегия присяжных заседателей. Выбирают двух запасных присяжных: если кто-то из коллегии не сможет прийти в суд, запасной присяжный заменит его.

Присяжным не выдают специальных удостоверений. Если нужно подтвердить свой статус, судья выдаст справку.

Стандартное приглашение присяжного заседателя в суд. Отвечать на него не нужно, достаточно просто явиться

Проверка присяжных и их отвод. Когда коллегия присяжных формируется, стороны защиты и обвинения вправе задавать вопросы. Так они выясняют, нет ли обстоятельств, из-за которых кандидат не может быть присяжным, и могут заявить ему отвод — отстранить от участия в процессе.

Чтобы отвод осуществился, он должен быть мотивированным и судья должен его принять. Например, подсудимый совершил покушение на жизнь общественного деятеля, а кандидат в присяжные — член политической партии или профсоюза.

Стороны и суд могут усомниться в беспристрастности кандидата, так как он сам — общественный деятель. Или подсудимый обвиняется в совершении экологической катастрофы, а кандидат в присяжные — член общества защиты природы. В этом случае тоже есть сомнения в объективности кандидата.

Отвод также может быть немотивированным: подсудимый, его адвокат и прокурор могут вычеркнуть из списка присяжных по одной фамилии без объяснения причин. Например, стороне защиты присяжный может показаться строгим и принципиальным — это усложнит процесс доказывания невиновности. Это необъективно, но такое право предусмотрено законом.

Требования к присяжным заседателям. Кандидат в присяжные заседатели должен быть дееспособным гражданином РФ старше 25 лет, а также не иметь ограничений, установленных законом. Присяжными заседателями не могут быть:

  1. Лица младше 25 лет.
  2. Люди с непогашенной или неснятой судимостью.
  3. Недееспособные или состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
  4. Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления.
  5. Люди, которые не владеют русским языком и поэтому не могут полноценно участвовать в рассмотрении дела.

Можно ли отказаться быть присяжным

По закону участие в судебном заседании в качестве присяжного — гражданский долг. Но гражданский долг — это не юридическая категория, а моральная. Невыполнение гражданского долга не влечет никакой ответственности.

Даже если кандидат соответствует всем требованиям, установленным для присяжных заседателей, и получил уведомление о включении его в список, при наличии уважительной причины он может отказаться быть присяжным. Например, из списка кандидатов в присяжные исключают госслужащих, военнослужащих, нотариусов, адвокатов, священнослужителей, лиц старше 65 лет или просто лиц, которые не могут выполнять обязанности присяжного по состоянию здоровья.

Также можно заявить самоотвод в суде, когда суд будет формировать коллегию присяжных. Председательствующий судья может исключить из присяжных:

  1. Лиц старше 60 лет.
  2. Тех, у кого есть ребенок младше трех лет.
  3. Работающих в месте, где день пропуска нанесет вред государственным или общественным интересам.
  4. Лиц, чьи религиозные убеждения несовместимы с участием в судебном процессе.

Даже если препятствующих обстоятельств нет, человек вправе просто проигнорировать все приглашения в суд и не явиться туда. Суд просто будет направлять приглашения другим гражданам до тех пор, пока не соберется нужное количество присяжных. Государство не может обязать человека стать присяжным или привлечь к ответственности за отказ. Человек сам принимает решение.

Как проходит заседание с участием присяжных

Заседание с участием присяжных похоже на стандартное: есть один судья, сторона защиты и обвинения, но еще есть 6 или 8 присяжных — в зависимости от суда.

До начала рассмотрения дела по существу присяжные заседатели в отдельной комнате открытым голосованием выбирают себе старшину. Он руководит ходом совещания присяжных, через него другие присяжные задают вопросы судье, он же оглашает окончательный вердикт присяжных.

Далее присяжных собирают в зале заседания. До вынесения вердикта они будут собираться только там. Присяжные сидят и слушают доводы сторон, а также изучают доказательства, которые им показывают стороны: начиная от дневника подсудимого, заканчивая гильзой патрона.

Главная особенность такого заседания в том, что стороны защиты и обвинения стараются своими доводами убедить не судью, а присяжных. Судья только руководит процессом и следит за соблюдением всех формальностей.

Стороны стараются воздействовать на эмоции заседателей, сводят к минимуму юридическую терминологию и пытаются своим выступлением расположить коллегию присяжных к своей позиции. От решения присяжных будет зависеть, осудят подсудимого или нет.

Эмоциональные решения суда присяжных

Верховный суд часто отправляет на повторное рассмотрение дела, где присяжные вынесли решение на эмоциях. Вот три примера.

Проректор одного из вузов был обвинен в убийстве ректора. Адвокаты давили на присяжных и рассказывали им, что вся правоохранительная система желает наказать невиновное лицо любым способом. Подсудимого оправдали. Однако Верховный суд решил, что такое давление на присяжных недопустимо, и направил дело на новое рассмотрение.

Определение по делу №33-АПУ17-12сп от 29.06.2017PDF, 1,70 МБ

В другой раз присяжные рассматривали дело целой банды. В процессе прокурору не давали предъявлять некоторые доказательства, а многие присяжные скрыли от суда информацию о своей судимости. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд счел его сомнительным и направил дело на новое рассмотрение.

Определение по делу № 56-АПУ16-26СП от 26.12.2016PDF, 2,35 МБ

Третья история такая: двух мужчин судили по подозрению в убийстве. В процессе сторона защиты доводила до присяжных лишнюю информацию, говорила о незаконности всех доказательств следствия, а один из присяжных был ранее судим. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд решил, что присяжные заседатели были необъективны, и направил дело на новое рассмотрение.

Права присяжных заседателей

Во время заседания присяжные вправе:

  1. Исследовать все обстоятельства уголовного дела, осматривать вещественные доказательства и документы, задавать через судью вопросы допрашиваемым лицам.
  2. Просить судью разъяснить нормы закона, которые относятся к делу, и другие неясные для них вопросы и понятия.
  3. Вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке вердикта.

При этом присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время слушания и высказывать свое мнение до вынесения вердикта. Если один из них захочет выйти в уборную, судья объявит перерыв и приостановит процесс, потому что даже без одного присяжного дело рассматривать нельзя.

Как присяжные голосуют

В конце процесса судья письменно формулирует вопросы присяжным, из которых будет ясно, получит подсудимый наказание или нет:

  1. Доказано ли, что деяние имело место?
  2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?
  3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Присяжные принимают решение по вопросам в совещательной комнате, где они находятся без иных лиц. Выйти из совещательной комнаты можно только после голосования. Заходить к присяжным тоже никто не может. Но есть исключение. С наступлением ночного времени или после окончания рабочего дня и с разрешения судьи присяжные могут прервать совещание, чтобы отдохнуть. Закон прямо не указывает, во сколько начинаются и заканчиваются эти часы, их определяет судья по своему усмотрению.

С наступлением ночного времени или после окончания рабочего дня и с разрешения судьи присяжные могут прервать совещание, чтобы отдохнуть. Закон прямо не указывает, во сколько начинаются и заканчиваются эти часы, их определяет судья по своему усмотрению.

Перед входом в совещательную комнату заседателям говорят, что они будут там делать. Задавать вопросы председательствующему судье больше нельзя — присяжные должны исходить из информации, которую получили во время процесса.

Обсуждать дело присяжные могут не более трех часов. Если после этого они не пришли к единому выводу, они переходят к голосованию. Если голоса по какому-то вопросу разделятся поровну, принимается наиболее благоприятное для подсудимого решение. Присяжные голосуют открыто и устно, а письменный подсчет голосов ведет старшина присяжных заседателей.

Совещание и голосование присяжных — тайное, то есть все суждения, которые присяжные высказали в совещательной комнате, должны остаться в ней.

Как присяжные выносят вердикт

Если присяжные признают подсудимого виновным, размер и вид наказания будет определять судья. Именно от судьи зависит, отправится подсудимый в колонию или наказание ограничится обязательными работами.

В своем вердикте присяжные заседатели могут признать лицо виновным, но заслуживающим снисхождения. Это значит, что судья не сможет назначить пожизненное лишение свободы и не сможет определить размер наказания больше ⅔ максимального срока. Например, по делу об убийстве максимальный срок лишения свободы 15 лет — то есть судья может посадить виновного максимум на 10 лет.

За пределами процесса

Уголовный процесс состоит не из одного заседания и может длиться год и больше. Обычно между заседаниями есть перерывы в несколько недель или даже месяцев. В это время присяжные заседатели могут работать и заниматься своими делами.

Однако присяжным запрещено делиться информацией об обстоятельствах дела с кем-либо в обычной жизни, собирать какие-либо сведения вне заседания, высказывать свое мнение по процессу за его рамками и нарушать тайну совещательной комнаты. Если угрозы жизни и здоровью нет, за присяжным никто не следит. Но если выяснится, что тайна совещательной комнаты была нарушена, приговор могут отменить. В остальном присяжные заседатели свободны в своих действиях.

Присяжные — обычные люди, со своими страхами и слабостями. Нет гарантии, что их не смогут подкупить за пределами процесса. Например, в 2005 году коллегия присяжных оправдала подозреваемых в организации преступного сообщества Игоря Поддубного и Евгения Бабкова. По протесту прокуратуры Верховный суд отменил приговор.

Гарантии независимости присяжных заседателей

Для того чтобы присяжные заседатели могли быть беспристрастными и объективными, на период осуществления ими правосудия они имеют такие же гарантии неприкосновенности и независимости, как у судей, защиту от давления и противоправного воздействия. Вот в чем эти гарантии выражаются.

Защита присяжных заседателей

Защита трудовых прав. Пока присяжный исполняет свой гражданский долг и участвует в судебных заседаниях, работодатель не вправе его уволить или перевести на другое место работы. Все потраченное в суде время засчитают в трудовой стаж.

Зарплата сохраняется и выплачивается из средств федерального бюджета. Причем размер заработной платы может быть сколь угодно высоким. Закон не устанавливает ограничения — государство заплатит. Для этого нужно будет предоставить в суд справку 2-НДФЛ .

Все эти гарантии могут быть, только если присяжный в обычной жизни работает по трудовому договору. Если человек самозанятый или работает по гражданско-правовому договору, гарантии на него не распространяются.

Если начался конфликт с работодателем по поводу выполнения обязанностей присяжного заседателя, достаточно указать на статью 170 трудового кодекса. В ней закреплена неприкосновенность работника и обязанность работодателя освободить его от работы на время заседаний. Также можно напомнить работодателю, что заработная плата работника-присяжного выплачивается из бюджета государства — денежная нагрузка на работодателя уменьшится.

За воспрепятствование явке присяжного в суд предусмотрен штраф от 500 до 1000 Р , который компетентные органы могут наложить на работодателя.

максимальный штраф для работодателя, который препятствует явке присяжного в суд

В некоторых субъектах РФ присяжным дарят справочные материалы. Например, в Брянской области прокуратура выдает каждому присяжному информационные буклеты, в которых перечислены все трудовые гарантии.

Платят ли присяжным заседателям

Присяжные заседатели получают компенсации и вознаграждение за свою деятельность.

Вознаграждение. Для официально работающих присяжных заседателей вознаграждением считается зарплата, которую сохраняет государство. А если присяжный не работает или работает неофициально, то за каждый день рассмотрения дела в составе коллегии присяжных он все равно получит деньги.

По закону неработающие присяжные заседатели получают 50% от должностного оклада судьи суда, где рассматривается дело, пропорционально количеству дней судебного разбирательства. То есть размер выплаты зависит от двух критериев:

  1. Размер оклада судьи того суда, где рассматривается дело.
  2. Количество дней, которое потребуется для разрешения дела.

В России суд присяжных есть в районных судах и судах субъекта РФ — это краевые, областные, республиканские и равные им суды, — а также в равных им гарнизонных военных судах. Следовательно, существует три вида оклада. На 2021 год оклад районного судьи составляет 24 027 Р , а судьи суда субъекта — от 25 820 до 27 613 Р .

Для расчета вознаграждения не работающего официально присяжного нужно разделить оклад судьи на 2 (50%) и 22 (количество рабочих дней в месяце). То есть за каждый день работы присяжным заседателем можно получать 546—627 Р . Длительность процесса всегда разная: минимум 10 дней, а может быть несколько месяцев. Для неработающего человека процесс можно считать в какой-то степени подработкой.

Транспортные расходы. Все транспортные расходы присяжных, которые связаны с рассмотрением дела, компенсируются. Для этого нужно обязательно сохранить документальное подтверждение оплаты проезда — билет или чек.

Расходы на проживание. Если суд находится далеко, присяжных обеспечивают жильем в гостинице. Окружные военные суды могут формировать коллегию присяжных из нескольких субъектов РФ.

Читайте также: