Предметная регламентация компетенции государственных органов судебные согласительные процедуры
Обновлено: 04.05.2024
согласия, консенсуса в процессе устранения или преодоления коллизий2.
Согласительные процедуры как способ разрешения юридических коллизий — один из
важнейших и перспективных институтов коллизионного права, степень эффективности
которого, как утверждает Р.А. Гончаров, наиболее высока в следующих случаях: 1) при лик-
видации разногласий между федеральными органами государственной власти по вопросам
правового регулирования определенной области общественных отношений либо компе-
тенционного характера; 2) разногласий между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам совместного ведения;
3) разногласий между органами государственной власти российских субъектов3.
Исторически согласительная процедура возникла в сфере межгосударственных отно-
шений как дальнейший этап в развитии международных следственных комиссий. Вскоре
после принятия Гаагской конвенции 1907 г.4 практика урегулирования межгосударственных
разногласий пошла по пути расширения компетенции следственных комиссий за счет на-
деления их правами не только по расследованию фактов, но и по вопросам процедуры и
условий разрешения спора5. Процесс развития института согласительных процедур в Рос-
сийской Федерации, его внедрения в правовую и политическую практику идет в течение
относительно небольшого промежутка времени. Современное правовое регулирование
согласительных процедур осуществляется на всех уровнях — федеральном, региональном
и муниципальном. Однако, к сожалению, применение согласительных процедур пока не
получило более или менее четкого законодательного регулирования и носит лишь фраг-
ментарный и несистемный характер. Отдельные его элементы содержатся в Конституции
РФ, в федеральных конституционных, федеральных законах6; ряд глав в Регламентах палат
Федерального Собрания РФ посвящен их детализации, но применительно лишь к зако-
нодательному процессу на федеральном уровне. Незначительное число статей имеется
и в конституциях (уставах) субъектов Федерации7, законах субъектов Федерации, в ряде нормативных указов Президента и постановлений Правительства РФ, внутрифедеральных
договорах и некоторых других нормативных источниках.
Противоречивость и отсутствие действующего механизма преодоления коллизий наруша-
ет единое правовое поле России и может привести к дестабилизации ее как федеративного
государства. В Государственной Думе Федерального Собрания РФ на протяжении ряда лет
разрабатывался проект закона, предусматривающего порядок разрешения споров между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
ее субъектов. Целью данного законопроекта было содействие упорядочению и гармонизации
отношений в пределах России между органами законодательной и исполнительной власти
Федерации и органами законодательной и исполнительной власти ее субъектов на основе
установления процедур преодоления и предотвращения разногласий, а также на основе
выработки и применения мер воздействия в случае противоречия между федеральными
законами и региональным нормативным правовым актом, способов разрешения споров и
конфликтов на всех стадиях их развития, достижения договоренностей между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Однако
работа над ним в 2004 г. была признана российскими парламентариями бесперспективной8.
Он не получил одобрения верхней палаты российского парламента. Основная причина от-
клонения заключалось в том, что он не предоставлял субъектам существенных возможностей
отстаивать свои позиции в рамках регулируемых им процедур9.
Прежде чем исследовать согласительные процедуры, применяемые как способ раз-
решения разногласий, необходимо определить, что представляет собой данный институт.
Энциклопедический словарь указывает, что согласительные процедуры — это регламентиро-
ванная законом совместная деятельность субъектов конституционно-правовых отношений по
устранению возникающих между ними разногласий на взаимоприемлемой (компромиссной)
основе10. Как правило, согласительные процедуры применяются в качестве первого шага на
пути устранения спорных ситуаций. В тех случаях, когда они не дают позитивного резуль-
тата, используются иные методы, в т.ч. с привлечением третьей стороны в роли арбитра. В
качестве такового может выступать глава государства.
Действующая российская Конституция в ч. 1 ст. 85 закрепляет право Президента РФ
использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами
государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов, а также
между органами государственной власти субъектов РФ11. Суть согласительной процедуры за-
ключается в поручении провести переговоры с участием заинтересованных сторон и других
организаций, в выдвижении компромиссных вариантов с целью достижения консенсуса.
Эти процедуры направлены на обеспечение решения проблемы (конфликтной ситуации)
без элементов принуждения.
Одной из форм согласительной деятельности Президента РФ является создание согласи-
тельных комиссий и, как указывает Н.И. Матузов, «это наиболее распространенный способ
ных органов и органов государственной власти субъекта Федерации. После завершения
своей работы она представляет главе государства свои предложения и отчитывается о
достигнутых договоренностях. Например, Распоряжением Президента РФ от 4 мая 1997 г.
была создана согласительная комиссия для урегулирования разногласий между органами
государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Ингушетия по
некоторым вопросам Ингушской Конституции, обеспечения ее соответствия Конституции
РФ и федеральным законам13. Распоряжением Президента РФ от 22 апреля 1999 г. была
учреждена согласительная комиссия по урегулированию разногласий между федераль-
ными органами государственной власти и органами государственной власти Республики
органов не получило широкого распространения на практике. В случае недостижения со-
гласованного решения Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение
Впервые в отечественном законодательстве механизм согласительных процедур для
разрешения правовых конфликтов был предусмотрен в составляющих Федеративный
договор договорах федеральных органов государственной власти с органами власти
республик в составе Российской Федерации, с органами власти краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, а также с органами власти автономной области, автономных
округов в составе России. В них указывается, что споры между участниками Федеративного
договора по вопросам их ведения и иным вопросам разрешаются с обязательным исполь-
зованием согласительных процедур в порядке, установленном российской Конституцией.
Для реализации права главы государства использовать согласительные процедуры Указом
Президента РФ была создана Комиссия по взаимодействию федеральных органов госу-
дарственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, в задачу которой
входило устранение возможных разногласий между ними, а также подготовка предложений
о применении Президентом РФ согласительных процедур, но в настоящий момент данное
положение утратило силу15.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (пред-
ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
ставительный) орган государственной власти российского субъекта с представлением о
приведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными зако-
нами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта или иного норма-
тивного правового акта законодательного (представительного) органа государственной
власти субъекта России. В случае возникновения разногласий при реализации данного
положения Президент РФ использует согласительные процедуры для их разрешения16.
Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей
между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной
власти субъекта в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и
внешнеэкономических связей применяются согласительные процедуры в соответствии с
общероссийским законодательством17. Однако при анализе законодательства мы приходим
к выводу, что отсутствует нормативный акт, четко регламентирующий порядок проведения
В 2000 г. Указом Президента России был введен институт полномочного представителя
Президента РФ в федеральном округе «в целях обеспечения реализации Президентом
Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности
деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования систе-
Федеральному Собранию Президент В.В. Путин, «суть этого решения. не в перестройке
административно-территориальных границ, а в повышении эффективности государствен-
ной власти. Не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения
зидента в федеральных округах сразу же заняли активную позицию по обеспечению
единства правового пространства России. Среди первых мероприятий были организация
и проведение согласительных процедур по приведению в соответствие с Конституцией
РФ и федеральными законами нормативных правовых актов субъектов, входящих в федеральный округ20.
Часть 4 ст. 105 Конституция РФ предусматривает возможность использования согласи-
тельной процедуры для преодоления разногласий между Советом Федерации и Государ-
ственной Думой, возникших в случае отклонения федерального закона верхней палатой.
Согласительные комиссии также вправе создавать Правительство РФ. В соответствии со
согласительные комиссии создаются российским Правительством в случае возникновения
разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполни-
тельной власти субъектов Федерации. При создании данной комиссии в соответствующем
распоряжении указывается цель ее создания, состав (из представителей спорящих сторон
и заинтересованных организаций), права на получение соответствующей информации,
порядок принятия решений и внесения выработанных предложений на рассмотрение Пра-
вительством РФ или другими органами исполнительной власти.
Исходя из вышеизложенного и разделяя мнение Р.А. Гончарова22, следует признать, что
применение согласительных процедур как наиболее оптимального способа разрешения
юридической коллизии целесообразно в следующих случаях:
1) при наличии разногласий между федеральными органами государственной власти по
2) разногласий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Федерации по вопросам совместного ведения;
3) разногласий между органами государственной власти субъектов по вопросам опреде-
ления направлений правового регулирования отдельных сфер общественных отношений;
4) противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъекта
Федерации, изданным по вопросам совместного ведения.
Различные виды разногласий определяют правовые средства, используемые в рамках
согласительной деятельности. К ним относятся: информирование сторон по спорным
вопросам, уведомление, ведение переговоров, достижение договоренностей, взаимные
компромиссы, использование арбитражных и посреднических процедур, решения судов,
жесткие санкции государств. Их правильный выбор и умелое применение в нужный момент
и в соответствующей коллизионной ситуации гарантируют успех. И, напротив, неудачная
оценка подобных ситуаций и избранных средств приводит к отрицательным результатам23.
В любом случае устранение указанных коллизий должно быть правовым, основанным на
строгом следовании юридическим предписаниям. Возможно теоретическое и практическое
использование международного и зарубежного опыта.
Эффективность согласительных процедур в рамках механизма разрешения разногласий
зависит не только от интенсивности совместных усилий по преодолению коллизии, до-
стижению консенсуса, но и от последовательности и четкости действий. Общее условие —
наличие и проявление политической воли. Представляется, что наиболее эффективны в
рамках конституционного права следующие процедуры:
1) обнаружение разногласий между органами государственной власти; между феде-
ральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
2) создание и работа согласительных комиссий;
3) переговоры и консультации, которые осуществляются либо непосредственно, либо с
использованием посредника. Цель данной стадии — достижение сторонами компромиссных
решений, которые служат основой для дальнейшего разрешения спора;
4) вынесение решения по результатам согласительной процедуры, которое может быть
следующим: о принятии сторонами согласованных предложений, обязательных к исполне-
нию, об обращении в судебные органы, компетентные разрешить спор.
Таким образом, согласительные процедуры как способ разрешения разногласий между
органами государственной власти являются, на наш взгляд, важнейшим и перспективным
институтом коллизионного права. Согласительные процедуры — это урегулированный
нормами права определенный порядок последовательных действий, совершаемых сто-
ронами юридических коллизий (конфликтов), направленных на достижение согласия
Как отмечается в литературе, согласительные процедуры имеют важное социально-
политическое значение. Они выступают одним из эффективных средств в деле разрешения
спорных вопросов, и, прежде всего, в таких сложных и политизированных сферах, как межна-
циональные, федеративные отношения24. Учитывая изменения, произошедшие в законодатель-
стве, необходимо принятие специального федерального закона, регламентирующего порядок
проведения разнообразных процедур и определяющего статус согласительных комиссий.
Читайте также:
- Что значит изменился отдел судебных приставов
- Стадии судебного разбирательства в гражданском процессе англии
- Особенности производства по делам об оспаривании решений третейских судов в арбитражном процессе
- План по теме судебная система рф устройство и основные принципы
- Арест заключение в тюрьму ссылка без суда это реабилитация