План по теме судебная система рф устройство и основные принципы

Обновлено: 17.05.2024

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Методическая разработка урока по общеобразовательной дисциплине

Тип занятия: урок – изучение нового материала с элементами исследования и элементами ролевой игры.

Форма занятия: семинар ( с элементами исследовательской работы).

Методы: продуктивный, частично-поисковый.

Цель: изучение конституционных основ судебной системы РФ, видов судов РФ, закрепление навыков работы с нормативными текстами.

- образовательные: организация исследовательской деятельности студентов для самостоятельного изучения основных функций органов судебной системы РФ; формирование представлений студентов об основных функциях судебной власти РФ;

- развивающие: развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом; формирование навыков отбора нужной информации из первоисточников и учебных пособий, законодательных статей;

- воспитательные: воспитание и развитие коммуникативных навыков; воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к судебной системе и органам судебной власти страны.

Планируемые результаты:

личностные результаты:

− воспитание правовой культуры;

− формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

− готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;

− готовность и способность к самообразованию;

− формирование навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать знания в конкретных жизненных ситуациях;

предметные результаты:

− владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

− владение знаниями о юридической ответственности;

− формирование представления о Конституции РФ как основном законе государства;

− сформированность представления о судебной системе РФ;

− понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

− формирование умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации.

Список используемой литературы:

Основные источники:

Дополнительные источники:

Этапы урока

Содержание этапов урока

1. Организационный момент .

Цели для преподавателя:

- создать условия для включения обучающихся в учебную деятельность;

- способствовать повышению мотивации учения

Цели для обучающихся:

- включиться в учебную деятельность;

- проявлять активность при проведении фронтального опроса;

- подготовиться к выполнению задания.

Цели этапа занятия достигаются посредством:

- создания условия для возникновения у студентов внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- стимулирования активности и инициативу студентов при фронтальном опросе;

- объявления темы занятия и постановки общих целей;

- объявления темы занятия и постановки общей цели.

1. Организационный момент (10 минут)

1.1. Проверка готовности к занятию

Приветствие, эмоциональный, психологический настрой обучающихся, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.

1.2. Целевая установка на урок.

Сегодняшний урок семинар, основная форма работы - работа в группах. У каждого из вас есть инструкционная карта, которую3 будет вам необходимо заполнить и которая может служить вам в дальнейшем опорой для подготовки к итоговому и зачету. В течении урока Вам необходимо будет научить друга новому и набрать как можно больше баллов для группы. На экране представлены основные виды работы и критерии их оценивания. Обратите внимание на резервное задание. Если останется время или какая либо группа пожелает его выполнить, будут начислены дополнительные баллы

Система оценивания работы группы во время занятия

Максимальное кол-во баллов

Расшифровка структуры и критериев оценивая

Кто оценивает

Фронтальный опрос

За каждый правильный ответ 0,5 балла

Преподаватель совместно с обучающимися

Исследовательская работа:

Качество презентационного материала

Информация на слайде:

- структурирована (0,5 балл),

- читаема в отношении фона слайда, шрифта и размера (0,5 балл)

- имеются схемы, таблицы, изображения (1 балла)

Полнота и достоверность информации

На слайде и в речи отражена полностью информация

Ответы на вопросы кратки и достоверны

Ситуационные задачи

РЕЗЕРВ

Интерактивные задачи

Без ошибок 5 баллов

Допущены 3 ошибки – 4 балла.

Допущены 5 ошибок – 3 балла.

Допущено свыше 5 ошибок 0 баллов

Итого за урок члена группы

Среднее значение по всем видам работы

1.2.1. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Прошлый урок мы познакомились с Конституцией Российской Федерации. Сейчас несколько вопросов об этом материале. За каждый правильный ответ 0,5 балла.

1. Что такое Конституция РФ?

Ответ: основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.

2. Как была принята Конституция РФ?

Ответ: 12 декабря 1993 г.

3. Кто является носителем власти в РФ согласно Конституции?

Ответ: многонациональный народ

4. С какого возраста принадлежат каждому гражданину Российской Федерации основные права и свободы?

Ответ: с рождения

5. Государственная власть осуществляется на основе разделения на три ветви. Какие?

Ответ: Законодательная, судебная, исполнительная

5. А каковы конституционные обязанности граждан РФ?

Ответ: Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2); Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3); Получение основного общего образования (статья 43, часть 4); Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3); Уплата налогов и сборов (статья 57); Охрана природы и окружающей среды (статья 58); Защита Отечества (статья 59).

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством в ст. 1 часть 1.

Своё развитие это положение находит в нормах о свободе и правах человека и гражданина, в предусмотренных Конституцией демократических институтах, в том числе разделение властей на три ветви. Назовите эти ветви.

(Студенты называют ветви: законодательная, исполнительная и судебная).

1. Понятие правосудия и судебной системы.

2. Принципы правосудия.

3. Виды судов РФ и их полномочия.

2. Основной этап

Цели для преподавателя:

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы;

- обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

-способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы;

- формировать умение анализировать результаты своей работы.

Цели для обучающихся:

- уметь работать с нормативными источниками (находить, анализировать, сравнивать и обобщать необходимую информацию);

- включиться в групповую работу с пониманием значимости собственной роли, результата работы и группового результата;

- усвоить принципы работы в команде;

- осуществлять взаимоконтроль результатов учебной деятельности.

Цели этапа занятия достигаются посредством:

- постановки конкретной учебной цели перед обучающимися;

- обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

- определения критериев, позволяющих обучающимся самостоятельно определять степень достижения запланированного результата;

- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по подготовке презентационного материала.

2.1 Изучение нового материала (50 мин)

Судебная власть относится к государственным органам.

Суд – это специальный орган, который занимается осуществлением правосудия и разрешением уголовных, административных и гражданских дел в установленном законном порядке.

Какие ассоциации у вас возникают со словом суд?

(Студенты называют ветви: законность, правосудие, ответственность, беспристрастие)

Все суды Российской Федерации призваны осуществлять правосудие.

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением права.

Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях дел в установленной законом процессуальной форме.

Любой вынесенный судом приговор должен основывать на принципах правосудия.

На слайде представлены наименования основных принципов правосудия. Давайте соотнесем понятие с его значением

правосудие осуществляется в точном соответствии с законодательством, в случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами

осуществления правосудия только судом

лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия

судьи подчиняются только Конституции и закону

осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

согласно данной конституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям

обеспечения права на судебную защиту

любое лицо, считающее, что решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц нарушают его законные права и свободы, вправе обратиться в суд с жалобой по этому поводу

гласности правосудия (открытости судебного разбирательства)

разбирательство во всех судах открытое

состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде

состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции зашиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию зашиты - другая

Один единственный суд был бы не в силах рассмотреть все дела. Поэтому в любом государстве существуют разнообразные суды с различной юрисдикцией, которые обледенены в единую государственную судебную систему.

Судебная система РФ – это система судов, осуществляющих правосудие на территории нашей страны в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами.

Итак, давайте разберем из каких звеньев состоит судебная система.

Сегодня в нашей стране суды делятся по уровням на федеральные и суды субъектов РФ.

Предлагаю группам разобраться в организационных принципах судов, а именно используя соответствующие статьи Конституции, ФЗ О судебной системе, Консультант Плюс, интернет источник только сайт сводной энциклопедии Википедия.

1 группа – Верховный Суд РФ;

2 группа – Конституционный суд РФ;

3 группа – мировые судьи;

4 группа – арбитражные суды;

5 группа - Суды общей юрисдикции (за исключением мировых судей);

6 группа - Конституционный (уставные) суды субъектов.

Изучить организацию суда, а именно найти ответы на следующие вопросы:

- какая власть учреждает суд;

- какая власть назначает судей;

- какой уровень власти финансирует соответствующий суд;

- имеются ли типовые суды в рамках той же компетенции.

Результаты вашей работы представить максимум на двух слайдах. Время на выполнение работы 15 минут. Совет6 определите функции каждого члена группы.

Параллельно работе заполнить таблицу по своему виду суду, используйте нормативные источники.

Перечень судов

Какая власть учреждает судебное учреждение

Какая власть назначает судей

Бюджет какого уровня финансирует

Типовые суды в рамках той же компетенции

Подведомственность

(категория рассматриваемых дел)

Федеральный

Верховный Суд РФ

______________________

на уровне Конституции

______________________

______________________

Конституционный Суд РФ

______________________

на уровне Конституции

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

Суды общей юрисдикции (за исключением мировых судей)

______________________

______________________

______________________

______________________

Субъекта Федерации

______________________

______________________

______________________

Конституционные (уставные) суды субъектов федерации

______________________

______________________

______________________

Ваша работа будет оцениваться по критериям в отношении качества презентационного материала другими группами, полноты и достоверности информации - мной. Критерии представлены на столах.

Выступления групп (20 мин)

3. Закрепление ранее изученного

Цель для преподавателя:

Цель для обучающихся:

- включиться в групповую работу с пониманием значимости собственной роли, результата работы и группового результата;

- просвети анализ по результатам выполненного задания.

Цели этапа достигаются посредством:

- организации группового выполнения задания, путем понимания планируемого результата;

- объявление результатов проделанной работы;

- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся при выполнении различных видов контроля знаний;

- анализ и оценка успешности достижения планируемых результатов.

3.1. Решение ситуационных задач (7 мин выполнение+3 мин проверка)

Каждой группе необходимо определить к компетенции какого суда относится ситуация, описанная в задаче. 1 балл правильный ответ. В карточке заполняют, передают преподавателю.

Задача №1 (ответ - Конституционный суд РФ)

Задача №2 (ответ нет, спор должен рассматривать Конституционный суд РС(Я))

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующи​ми ряда положений Конституции Республики Саха (Якутия) , противо​речащих федеральному закону.

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) принял заявление к рас​смотрению.

Вправе ли суды общей юрисдикции проверять соответствие консти​туций и уставов субъектов РФ положениям федерального закона?

В какой суд следует обращаться заместителю Генерального про​курора?

Задача №3 (ответ – специальная подведомственность (суд по интеллектуальным правам)

Задача №4 (ответ – арбитражный суд)

Задача № 5 (ответ – мировой судья)

Гражданка Лазарева И.В., проживающая в г. Мирный, обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Ленский завод телевизоров о возмещении вреда в размере 45 000 рублей, причинённого имуществу в результате возгорания телевизора. Какому суду подведомственен данный спор?

4. Подведение итогов занятия. (10 минут)

Цели для преподавателя:

- провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы;

- подведение итогов занятия;

- стимулирование самооценки деятельности студентов

Цели для обучающихся:

- уяснить цели и содержание домашнего задания.

Цели этапа достигаются посредством:

- объявления результатов проделанной работы;

- определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания.

А сейчас мы подведем итоги. Посчитаем баллы и выставим оценки.

Вы сегодня работали очень хорошо, продуктивно. Мы сегодня много интересного узнали о судебной системе РФ.

Давайте построим получившуюся общую схему судебной системы РФ.

У доски строят схему судебной системы РФ по 1 чел. с группы. Пока строиться схема задается д/з и анализируются отметки по группам.

Д/з: проанализируйте ситуацию. Что значит принцип осуществления правосудия судом? Раскройте содержание этого принципа и опишите существующую в РФ судебную систему. Что значит подведомственность споров при осуществлении правосудия и подсудность дел в различных видах судопроизводства? Правильно ли поступил районный суд? В каких нормативных актах и как определяется подведомственность споров и дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции в гражданском судопроизводстве? Раскройте подсудность арбитражных судов субъектов РФ и назовите инстанции в системе арбитражных судов. Аргументируйте свои выводы ссылками на действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность судов.

Задача: на индивидуального частного предпринимателя налоговой инспекцией наложен штраф за уклонение от подачи декларации о доходах и неуплату налога по результатам проведенной проверки. Считая действия налоговой инспекции незаконными, П. обратился с жалобой на действия должностных лиц в Советский районный суд Томска. Там ему отказали в приеме жалобы, сославшись на не подведомственность таких споров районным судам, и порекомендовали обратиться в Арбитражный суд Томской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика судебной системы в Российской Федерации.

Судебная власть в современной России

Судебная власть в современной России

Судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом

Судебная система в Российской Федерации

устанавливается Конституцией РФ и

федеральным конституционным законом

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. ст. 118 Конституции РФ Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

ст. 118 Конституции РФ

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ

В России существуют три относительно самостоятельные судебные организации: конституционная, общая и арбитражная юстиция

В России существуют три относительно самостоятельные судебные организации:

конституционная,

общая и

арбитражная юстиция

Судебная система России Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России. В судебную систему России входят суды: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции , арбитражные суды

Судебная система России

  • Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России.

В судебную систему России входят суды:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

  • специализированный орган правовой охраны Конституции.

Его деятельность в данной области имеет контрольный характер.

он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ .

Рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, конституций субъектов РФ, законов и других нормативных актов. А также разрешает споры о компетенции между органами государственной власти

Рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации

федеральных законов,

нормативных актов Президента РФ,

Совета Федерации, Государственной Думы,

конституций субъектов РФ,

законов и других нормативных актов.

А также разрешает споры о компетенции между органами государственной власти

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации Является высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации

Является высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам

осуществляет судебный надзор

за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ Верховный Суд субъекта федерации (республики, краевой, областной и т.д.) Районный суд Мировой суд В состав Верховного Суда РФ включён Высший Арбитражный Суд

Суды общей юрисдикции:

Верховный Суд РФ

Верховный Суд

субъекта федерации

(республики, краевой, областной и т.д.)

Районный суд

Мировой суд

В состав Верховного Суда РФ включён Высший Арбитражный Суд

Арбитражные суды Российской Федерации Разрешают экономические споры между юридическими лицами , предпринимателями, государственными органами . наделены полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров.

Арбитражные суды Российской Федерации

Разрешают экономические споры между юридическими лицами , предпринимателями, государственными органами .

Прокуратура

– это правоохранительный орган, который в отличии от суда, может более оперативно реагировать на нарушение прав и свобод граждан и организаций.

Направления прокурорской деятельности: 1. Надзор за исполнением законов органами государственной власти и их должностными лицами. 2. Надзор за соблюдением прав и свобод гражданина. 3. Надзор за органами полиции. 4. Ведение прокуратурой расследования наиболее опасных преступлений. 5. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Направления прокурорской деятельности:

1. Надзор за исполнением законов органами государственной власти и их должностными лицами.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод гражданина.

3. Надзор за органами полиции.

4. Ведение прокуратурой расследования наиболее опасных преступлений.


Урок познакомит учащихся с судебной системой нашей страны. Ребята узнают, что главной задачей любого суда является осуществление правосудия, то есть принятие справедливого решения по конкретному правовому спору на основании действующего законодательства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Судебная система Российской Федерации"

Сегодня мы познакомимся с судебной системой нашей страны.

Но сперва давайте вспомним, что же такое суд?

Суд – это специальный орган, который занимается осуществлением правосудия и разрешением уголовных, административных и гражданских дел в установленном законом порядке.

Какие ассоциации у вас возникают со словом суд?

Наверное, это такие слова, как законность, справедливость, ответственность, правосудие, беспристрастие и многие другие.

И действительно, суды являются отправной точкой в тех случаях, когда человека обвиняют в чём-то или когда он защищает свои права. Главной задачей любого суда является осуществление правосудия, то есть принятие справедливого решения по конкретному правовому спору на основании действующего законодательства. Причём такое решение суд принимает независимо.

То есть суд решает, кто прав, а кто виноват. Это налагает на судей особую ответственность, ведь от их решения зависит не только судьба, но иногда

и жизнь человека.

Конечно, один единственный суд был бы не в силах рассмотреть все дела. Поэтому в любом государстве существует большое количество разнообразных судов, которые объединены в единую государственную судебную систему.

Судебная система Российской Федерации – это система судов, осуществляющих правосудие на территории нашей страны в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.

Любой вынесенный судом приговор должен основываться на следующих принципах правосудия:

· законность (универсальный принцип);

· гласность (открытое разбирательство дел в суде);

· осуществление правосудия только судом;

· равенство граждан перед законом и судом (универсальный принцип);

· неприкосновенность личности и её право на судебную защиту;

· обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда;

· использование национального языка;

· состязательность и равноправие сторон;

· обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на судебную защиту.

И целый ряд других принципов.


Давайте остановимся более подробно на принципах законности и презумпции невиновности.

Принцип законности не случайно был назван универсальным. Данный принцип заключается в том, что если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно чётко и недвусмысленно очертить границы этих требований. В частности, правовые нормы не должны зависеть от усмотрения конкретных должностных лиц. В том числе и судей. В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае противоречия норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией Российской Федерации как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат вышеназванным.


Вам следует понимать то, что суды являются теми органами, которые могут изменить правовой статус любого человека. До того момента, пока не было принято решение судьи, в отношении всех нас действует презумпция невиновности.

Презумпция невиновности – это состояние, при котором каждый житель Российской Федерации считается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. При этом подозреваемый в совершении преступления не должен доказывать свою невиновность, а наоборот, сторона обвинения должна доказать вину подозреваемого.

Из каких звеньев состоит судебная система Российской Федерации?

Звено судебной системы – это суды, наделённые однородными полномочиями.

Сегодня в нашей стране действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, которые и составляют судебную систему России.

Давайте познакомимся более подробно с некоторыми судами, которые действуют в нашей стране.


Наше с вами знакомство мы начнём с Конституционного суда Российской Федерации, который занимает особое место в судебной системе нашей страны.

Конституционный суд Российской Федерации – это судебный орган, который следит за соответствием принятых новых законов правовым нормам, закреплённым в Конституции.


Заседание Конституционного Суда Российской Федерации

В том случае, если закон противоречит Конституции Российской Федерации, Конституционный суд вправе отменить его действие. Кроме этого, данный суд выполняет ещё целый ряд иных функций, познакомится с которыми вы можете самостоятельно, прочитав о них в 125 статье Конституции Российской Федерации.

Наверное, следующим по значимости является Верховный суд Российской Федерации.


Заседание Верховного Суда Российской Федерации

Это высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров, уголовным, административным, гражданским и иным делам. Решение, вынесенное Верховным судом, является окончательным и подлежит обжалованию только в международных судебных инстанциях.

Арбитражные суды – это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы.


Зал судебных заседаний арбитражного суда

Это налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений.

Районные суды. Являются одним из первых звеньев судебной системы Российской Федерации. Данные суды принимают первоначальное решение по большинству гражданских, уголовных и административных дел.


Здание Дзержинского районного суда в Ярославле

Самым низшим звеном рассматриваемой нами судебной системы является мировой судья.


Мировые судьи являются судьями субъектов Федерации и рассматривают уголовные дела, за совершение которых максимальное наказание не превышает трёх лет, дела об административных правонарушениях, о разделе имущества между супругами в случае развода и некоторые другие.

Всего же по состоянию на 31 декабря 2014 года в Российской Федерации правосудие осуществлялось в 2531 суде.

Но любой суд – это не робот на службе государства. Так же, как и в любом другом месте, здесь работают люди, которых принято называть судьями.

Судья – это лицо, наделённое судебной властью, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие.

Все судьи в Российской Федерации назначаются на свои должности по указу Президента. Они независимы и подчиняются только Конституции и законам.

В принятии своих решений судья при рассмотрении дела обязан:

· придерживаться независимой и беспристрастной позиции в отношении всех участников процесса;

· осуществлять свою профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом;

· быть свободным от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости.


Сегодня в судах Российской Федерации работает двадцать шесть с половиной тысяч судей.

Сейчас судебная система Российской Федерации проходит специфическую реформу, связанную с внедрением в практику так называемых судов присяжных.

Помните мы говорили с вами о том, что все совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия? Например, через участие в судебном заседании в качестве присяжного заседателя.

Присяжные заседатели – это непрофессиональные судьи, которые принимают участие в судебном процессе.


Здание суда с участием присяжных заседателей

В таком виде судебного процесса суд состоит из профессиональных юристов в лице судей и присяжных заседателей, которые не обязаны иметь юридическое образование. При рассмотрении дела в суде непрофессионалы-присяжные из числа простых граждан выносят вердикт: виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления.

В свою очередь судьи решают вопросы, требующие юридических познаний, например, об установлении меры наказания за совершённое преступление и вынесение приговора.

Следует понимать, что решения присяжные во всех случаях принимают решения независимо от мнения и позиции профессиональных судей.

Сегодня суды присяжных действуют во всех субъектах Российской Федерации. Исторический опыт показал, что именно суд присяжных, который состоит из коллегии независимых граждан без юридического образования и не связанных с правоохранительными органами, чаще всего принимает самые справедливые решения.

В конце нашего урока давайте попробуем выделить основные моменты и ответить на некоторые вопросы.

Вопросы на судебную систему в ЕГЭ по обществознанию можно встретить как в первой, так и во второй части экзамена. Выпускники часто теряют баллы, так как не уделяют ей должного внимания. Из статьи вы узнаете, как раз и навсегда разобраться с этой темой!

судебная система ЕГЭ

Что такое судебная система РФ?

Судебная система — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ и осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых принципах.

Судебная система включает в себя большое количество элементов — судов. Но скажу по секрету, что запоминать всю судебную систему для ЕГЭ вам не понадобится. Сейчас мы посмотрим лишь на те суды, которые вам могут встретиться на экзамене. Обязательно дочитайте статью до конца — там вас ждет удобная схема, которая поможет запомнить всю теорию.

Если хотите лучше понять не только юриспруденции, но и остальные темы ЕГЭ по обществознанию, приходите учиться в MAXIMUM! Записывайтесь на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!

Как устроена судебная система?

На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.

  1. Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
  2. Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.

Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.

  1. Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
  2. Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
  3. Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
  4. Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.

Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.

Следующим уровень в нашей системе является уровень судов, которые подчиняются Верховному и Конституционному судам.

Суды, подчиненные Конституционному суду

Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.

Суды, подчиненные Верховному суду

Теперьра зберемся с более сложными элементами — судами, подведомственными Верховному суду РФ. Здесь мы добавляем 4 типа судов: Верховные суды субъектов РФ, Специализированные суды, Арбитражные и Военные суды:

Для экзамена важно знать ключевые категории дел, рассматриваемых в мировых судах:

  1. уголовные преступления при максимальном наказании до 3 лет лишения свободы
  2. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях
  3. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (цена иска – не более 50000 р.)
  4. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50000 р. (НЕ дела о наследовании и связанные с интеллектуальной собственностью)

Схема-шпаргалка

Уровни судебной системы

Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.

Федеральные суды РФ

  • Конституционный суд РФ
  • Верховный суд РФ
  • Верховные суды субъектов РФ
  • Специализированные суды
  • Военные суды
  • Суды общей юрисдикции
  • Районные суды

Суды субъектов РФ

  • Конституционные суды субъектов РФ
  • Мировые суды

Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.

Хочешь еще больше лайфхаков
для сдачи обществознания?

Раскрываем все секреты на пробном уроке

Разбор задания

Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИСУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам (видим ключевое словосочетание надзор за деятельность судов общей юрисдикции- Верховный Суд РФ)1) Конституционный Суд Российской Федерации
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики (возвращаемся к нашей таблице и видим, что это полномочие Верховного Суда РФ)2) Верховный Суд Российской Федерации
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции (как мы уже знаем высшим судебным органом по данным делам являются Верховный Суд РФ)
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (споры о компетенциях между федеральными органами власти разрешает Конституционный Суд РФ)
Д) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ (Именно Конституционный суд занимается проверкой Конституционности нормативных актов)

Итак, мы с вами рассмотрели только необходимую теорию для экзамена и составили удобную схему для запоминания. Всё не так сложно, как может показаться на первый взгляд, если изучать теорию, актуальную для экзамена. Обязательно почитайте наш гайд для ЕГЭ по обществознанию 2021, чтобы быть в курсе всех актуальных изменений!

Читайте также: