Подготовка по борьбе с пожаром на судах

Обновлено: 20.05.2024

В ходе аварийной ситуации капитан может рассматривать в качестве меры предосторожности удаление с судна всего незанятого в работах персонала. В таких ситуациях капитан должен убедиться в наличии средств для оставления судна оставшимся персоналом в случае, если их усилия не увенчаются успехом.

Капитан и старший механик должны тесно взаимодействовать для обеспечения безопасности судна и его груза, а также сохранения жизни людей на борту. Для того чтобы судовой экипаж мог правильно распознавать аварийные сигналы, должны проводиться регулярные учебные тревоги и проверки аварийной сигнализации.

АВАРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРИМЕР – РЕКОМЕНДАЦИЯ ISGOTT )

Аварийная организация включает в себя четыре элемента:

1. Командный центр(Главный командный пост) – место, откуда осуществляется руководство борьбой за живучесть и управлением судном. Место сбора - ходовой мостик.

КОМАНДНЫЙ ЦЕНТР – обеспечивает основную стратегию:

КООРДИНАЦИЮ, СВЯЗЬ, КОНТРОЛЬ, ВЕДЕНИЕ ХРОНОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ.

ПОТЕРЯ УПРАВЛЕНИЯ НА СУДНЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПАНИКЕ И ХАОСУ.

На каждом судне следует обеспечить правильное распределение личного состава для выполнения различных обязанностей при тушении пожара.

Борьба экипажа с пожаром возглавляется капитаном судна . В командную группу также включаются: ВАХТЕННЫЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, МАТРОС – РУЛЕВОЙ.

Обязанности командной группы предусматривают:

- безопасность членов экипажа, пассажиров и учет местонахождения всех людей на судне;

- установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений охваченных пожаром;

- ограничение распространения пожара по судну;

- обеспечение общего управления различными пожарными расчетами;

- контроль и оценка эффективности тушения пожара;

- маневрирование судном наиболее подходящим для данной ситуации образом;

- сбор информации от всех заинтересованных сторон и предоставление информации всем заинтересованным сторонам;

- контроль остойчивости судна и оценка влияния разлитой воды;

- связь с судами, спасательными службами, судовладельцем, страховщиками.

Следует обеспечить ЗАПАСНОЙ КОМАНДНЫЙ ЦЕНТР, с которого может действовать командная группа в случае недоступности основного командного пункта (Радиорубка - ПУГО).

2. Аварийная партия - исполнительное звено быстрого реагирования по ликвидации всех аварийных происшествий на судне. В ее состав входят : командир АП (старший помощник капитана), его заместитель (второй механик), два – три разведчика, один или два страхующих, ствольщики, подствольщики;

Для сбора аварийных партий должны назначаться подходящие для этого места:

Место сбора аварийной партии представляет собой базу, с которой должна действовать аварийная партия.

1) они должны иметь доступ: на верхнюю палубу, в жилые помещения, в машинные помещения.

2) они должны быть в местах, которые не могут быть блокированы пожаром, а для танкеров – газами.

3) аварийная партия должна собираться в месте, где имеется готовое к использованию аварийное оборудование.

4) должны быть в наличие средства связи.

Успех борьбы с пожаром во многом зависит от наличия достоверных и возможно более полных сведений о месте пожара, его размерах, путях распространения. Эти сведения приобретаются в результате разведки пожара.

Главной задачей первоочередных действий аварийных партий и всего экипажа судна - является локализация пожара. Для этого необходимо:

●В жилых каютах - вывести людей в безопасное место, вынести раненых из аварийных помещений, перекрыть вентиляцию, закрыть окна (иллюминаторы) и двери, обесточить освещение (только в каютах). Проложить рукавные линии и подать воду, в первую очередь на путях выхода людей. Производить разборки завалов, образовавшихся в результате разрушений конструкций судна.

●В грузовых помещениях - прекратить грузовые операции, покинуть помещение, перекрыть люки, лазы, вентиляционные каналы. Принимать меры к ликвидации повреждений трубопроводов, электрокабелей;

●В судовых кладовых - привести в действие огнетушители или закрыть помещение, закрыть вентиляционные отверстия до приведения в готовность основных средств тушения (вода, пена).

●На камбузе - задействовать средства местного тушения или покинуть помещение, перекрыв все входы, иллюминаторы и другие проемы и каналы.

●В машинных помещениях задействовать ручные огнетушители, передвижные огнетушители, переносную пенную установку. Вводить в действие водяные стволы, распылители и пенные генераторы по мере их готовности. Применить стационарные системы пенотушения, газотушения. разборки завалов, образовавшихся в результате разрушений конструкций судна;

●Активно взаимодействовать с береговыми пожарными командами, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов на рейде и в порту.

3. Аварийная группа поддержки - которой командует ответственное лицо комсостава (2 помощник). Эта группа должна находиться наготове для оказания помощи аварийной партии и предназначена для:

- герметизации судна; подготовки спасательных шлюпок и плотов к спуску на воду;

- оказания необходимой поддержки и технического обеспечения АП дополнительным оборудованием, инструментами и материалами, людскими резервами или заменой людей при борьбе за живучесть судна.

- подготовки и размещения на спасательных шлюпках (плотах) дополнительных запасов пресной воды, продовольствия, одеял, дополнительного снабжения;

- транспортировки раненых и пострадавших, ухода за ними, оказания первой помощи.

4. Группа технического обеспечения - под командованием старшего механика оказывает экстренную помощь согласно указаниям командного центра. Если чрезвычайная ситуация возникла в помещении машинного отделения, то ответственность за действия может быть возложена на эту группу. Она может быть также вызвана в какое-либо другое место в качестве дополнительной рабочей силы.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Подготовка экипажей судов к борьбе с пожарами

Роль экипажа при ликвидации пожаров очень велика, поэтому к его подготовке предъявляются большие требования. Чтобы обеспечить сохранность судна, необходимо уметь точно и быстро выполнять обязанности по расписанию пожарной тревоги. Для достижения этой цели на судах проводятся пожарные занятия и учебные тревоги.

Для борьбы с пожарами на каждом судне создаются аварийные партии. Их количество, состав и место сбора определяются судовым расписанием по тревогам.

Как правило, на пассажирских судах с численностью экипажа свыше 100 человек создаются три аварийные партии: носовая, кормовая и машинно-котельная. На судах с численностью экипажа 40—100 человек обычно организуются две аварийные партии и одна аварийна группа в машинно-котельном отделении. При численности экипажа 16—40 человек создаются одна аварийная партия и одна аварийная группа в машинно-котельном отделении. На судах с численностью экипажа менее 15 человек аварийные партии не организуются; борьба за живучесть этих судов ведется всем экипажем.

Наряду с аварийными партиями, на судах создается одна санитарная группа под руководством судового врача, а на пассажирка ских судах — еще и группа обеспечения порядка под руководством пассажирского помощника капитана. Во время пожара, взрыва, в условиях задымленности члены санитарной группы оказывают пострадавшим медицинскую помощь. Группа обеспечения порядка предпринимает меры, чтобы не допустить паники среди пассажиров и (эвакуировать их в безопасное место.

При наличии двух-трех аварийных партий на судне командирами их, как правило, назначаются: носовой — второй помощник капитана, кормовой — третий механик, машинно-котельной — старший механик. При одной аварийной партии начальником ее назначается второй помощник капитана, а аварийной группы — второй механик. Каждая аварийная партия должна быть автономной; если на судне возникает один очаг пожара, то аварийные партии объединяются.

Все члены экипажа в пределах служебных обязанностей, определенных Уставом службы на судах морского флота, обязаны повседневно выполнять предупредительные мероприятия, обеспечивающие живучесть судна.

Капитан судна несет ответственность за обеспечение живучести судна; он руководит составлением судового расписания по тревогам и утверждает его; осуществляет общее руководство в борьбе за живучесть судна; отвечает за подготовку экипажа к борьбе с пожарами; контролирует подготовку экипажа; дает указания об объявлении учебных пожарных тревог.

Старший помощник капитана организует подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна, непосредственно руководит тушением пожара.

Второй помощник капитана, второй и старший механики являются начальниками аварийных пожарных партий; они непосредственно отвечают за подготовку своих аварийных партий и руководят их действиями при ликвидации пожара.

Третий помощник капитана во время тревог и аварий должен находиться на мостике и обеспечивать безопасность плавания судна.

Четвертый помощник капитана по всем судовым тревогам обязан находиться на мостике и обеспечивать закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, имеющих дистанционное управление с мостика.

Помощник капитана по пожарно-технической части отвечает за противопожарное состояние судна и подготовку экипажа к борьбе с пожарами, взрывами и задымлекностью. При возникновении пожара в любом районе на судне он непосредственно руководит его тушением; начальники аварийных партий обязаны исполнять его распоряжения.

При отсутствии на судне помощника капитана по пожарно-технической части его обязанности возлагаются на старшего помощника капитана.

Старший механик отвечает за противопожарное состояние машинно-котельного отделения и за работу всех систем пожаротушения. В случае возникновения пожара в машинно-котелыюм отделении он непосредственно руководит тушением пожара.

Четвертый механик в повседневных условиях и по общесудовой тревоге отвечает за поддержание в постоянной готовности к действию стационарных средств пожаротушения, а по общесудовой тревоге обеспечивает запуск, работу и переключение этих средств.

Электромеханик по общесудовой тревоге обеспечивает переключение аварийного освещения, надежность действия телефонной связи, обесточивает пожароопасные места.

В.2.3.1: На выполнение каких мероприятий должна быть направлена борьба экипажа судна с пожаром ?

О: Борьба экипажа с пожаром на судне возглавляется капитаном судна и должна быть направлена на:

* обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара;

* установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений охваченных пожаром;

ограничение распространения пожара по судну;

предупреждение возможных взрывов при пожаре;

борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.

В.2.3.2: Что необходимо выполнить нa судне по общесудовой тревоге (пожарной)?

остановить движение судна, а в случае необходимости развернуть так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;

вывести людей из опасной зоны;

задраить все двери (противопожарные) и заслонки;

герметизировать корпус судна, задраить водонепроницаемые закрытия, имеющие маркировку ТП и иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции и имеющие маркировку Т;

запустить насосы водо-пожарной системы;

все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение привести в полную готовность к немедленному действию;

с разрешения капитана судна отключить электроэнергию в районе, охваченном пожаром;

командир аварийной партии посылает группу разведки пожара на место пожара;

шлюпки, оказывающиеся под угрозой огня приспустить или спустить па воду.

В.2.3.3: По какому принципу создаются аварийные партии па судах?

О: Аварийные партии на судах создаются в зависимости от численности экипажа. При численности экипажа более 100 человек - 3 аварийные партии, при численности 50-100 человек - 2 аварийные партии и группа МП, при численности 15-50 человек - 1 аварийная группа. Распределение членов экипажа по аварийным партиям и группам производится с учетом их опыта работы на судах, профессиональной подготовленности и других деловых качеств. Каждому члену аварийной партии определяется круг обязанностей, которые фиксируются в "Расписание по тревогам" и в виде выписки -в каютную карточку. Разрабатывается и осуществляется система патрулирования.

В.2.3.4: Какова основная задача аварийных партий?

О: Главной задачей первоочередных действий аварийных партий и всего экипажа судна является локализация пожара. Для этого необходимо: В жилых каютах - вывести людей в безопасное место, перекрыть вентиляцию, закрыть окна (иллюминаторы) и двери, обесточить освещение (только в каютах). Проложить рукавные линии подать воду, в первую очередь на путях выхода людей. В грузовых помещениях - прекратить грузовые операции, покинуть помещение, перекрыть люки, лазы, вентиляционные каналы. В судовых кладовых - привести в действие огнетушители или закрыть помещение, вентиляционные и другие проемы и отверстия до приведения в ' готовность основных средств тушения-(вода, пена). На камбузе - задействовать средства местного тушения или покинуть помещение, перекрыв все входы, иллюминаторы и другие проемы и каналы. В машинных помещениях задействовать ручные огнетушители, передвижные огнетушители, переносную пенную установку. Вводить в действие водяные стволы, распылители и пенные генераторы по мере их готовности.

В.2.3.5: Что должна установить группа разведки пожара?

О: Группа разведки пожара должна установить:

* место и размеры очагов пожара:

* опасность пожара для смежных помещений и людей;

* количество пострадавших и отрезанных огнем людей в, помещениях и пути их эвакуации;

* тип горючих материалов;

* масштаб пожара и пути его распространения по судну;

* условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром.

В.2.3.6: На какие судовые 'помещения разрабатываются оперативные планы по борьбе с пожаром?

О: Оперативные планы (ОП) по борьбе с пожаром разрабатываются на наиболее пожароопасные судовые помещения, а также помещения, где всегда находятся люди. Для всех судов, независимо от их назначения, ОП разрабатывается на: судовые кладовые горючих жидкостей (фонарные, малярные, шкиперские), блоки жилых кают (не менее 2-х на разных палубах по обоим бортам), судовой камбуз с примыкающими вспомогательными помещениями, один из отсеков машинных помещений. Кроме того, в зависимости от назначения судна ОП разрабатываются: на 2-3 трюма для сухогрузных универсальных, многоцелевых и балкерных судов, на один участок каждой грузовой палубы судов с горизонтальным способом погрузки (на группу укрупненных грузовых мест-), на 2 группы наливных судов, на группу жилых кают каждой палубы пассажирских и приравненных к ним судов. ОП состоит из текстовой и графической (схемы) частей. Комплект ОП судна снабжается несколькими справочными приложениями. Отработка действий аварийных партий по ОП производится путем частных и общесудовых учений.

В.2.3.7: Какие существуют способы ликвидации пожаров?

О: Способы ликвидации пожаров классифицируются следующим образом:

* охлаждение зоны горения (в основном водой);

* изоляция реагирующего вещества от зоны горения (в основном пеной, порошковыми составами);

* разбавление реагирующих веществ (в основном окислителя-кислорода воздуха) новым не поддерживающим горение веществом (углекислый газ, азот, инертные газы, водяной пар или мелко распыленная вода);

* химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов (легкоиспаряющихся жидкостей или порошков), вступивших во взаимодействие при горении, в результате чего скорость горения падает а горение прекращается.

В.2.3.8: Какие опасности могут возникнуть при тушении пожара на судне водой?

О: При подаче воды внутрь корпуса возникает крен судна, рост которого особенно значителен при подаче воды в помещения верхних палуб надстройки. Для сохранения плавучести и, в особенности, остойчивости судна необходимо в процессе пожаротушения принимать определенные меры безопасности: включить систему осушения, не допускать бесцельной подачи воды внутрь корпуса ("на дым"), проделать отверстия в комингсах, переборках и в других местах накапливания воды для удаления ее за борт, производить спрямление судна путем перекачивания балласта и жидких судовых запасов из-емкостей одного борта на другой.

В.2.3.9: Кто осуществляет руководство тушения пожара на судне?

О: Руководителем тушения пожара (РПТ) на судне (кроме случая нахождения судна в большом ремонте) является капитан (лицо, его заменяющее) аварийного судна. Обязанности РТП на судне могут быть переданы старшему пожарному начальнику по: указанию судовладельца, по указанию капитана порта, где находится судно, по просьбе капитана аварийного судна. Факт смены РТП должен быть отражен в вахтенном журнале с указанием времени и оснований смены, обстановки на момент смены.

В.2.3.10: Какие виды связи используются при пожаре на судне?

О: При пожаре на судне должна быть установлена устойчивая с дублированием связь командного пункта с аварийными партиями, работающими в очаге пожара. Это может быть: судовая телефонная сеть, переносные портативные радиостанции, радиотрансляционная сеть судна, либо с помощью посыльных. При стоянке судна у причала может быть использована система специальной связи пожарной охраны и/или портовая.

В.2.3.11: Какие меры используются для защиты топливных емкостей и трубопроводов при пожаре?

О: Система топливоподачи и емкости по хранению топлива на судне при возникновении пожара в этих местах может служить причиной резкого усиления горения. Особенно опасно нарушение целости топливных трубопроводов высокого давления и подвесных расходных цистерн.

Для защиты топливных емкостей и трубопроводов во время пожара необходимо:

* прекратить перекачку топлива по трубопроводам, проходящим в зоне повышенных температур;

* слить топливо из подвесной цистерны в емкости основного запаса и заполнить ее водой;

* покрыть стенки топливных емкостей и трубопроводы теплоизоляционными материалами: пожарное покрывало, кошма, асбестовое полотно и т.п.;

* обеспечить орошение нагревающихся поверхностей цистерн водой.

В.2.3.12: Когда обесточивают электропотребители при пожаре на судне?

О: Электрические сети и агрегаты судна, находящиеся в зоне горения под напряжением могут явиться причиной усиления горения в результате короткого замыкания при разрушении изоляции. Электросети и агрегаты в судовых помещениях обесточиваются при уходе оттуда людей (жилые, служебные, общественные, кладовые и другие вспомогательные помещения). Не допускается полное отключение освещения на путях эвакуации людей до её окончания.

Отсеки машинных помещений и другие, связанные с обеспечением движения и управляемости судна, обесточиваются по указанию или с ведома ГКП. Полное обесточивание судна допускается только по указанию капитана.

В.2.3.13: Какое место на судне называется пожарным постом?

О: Пожарным постом называется место, где хранится противопожарное снабжение, или место, где находятся станции пожарной (дымовой) сигнализации и пусковые устройства противопожарных систем.

В.2.3.14: Каким требованиям должны удовлетворять пожарные посты?

О: Располагаться выше палубы переборок в различных противопожарных зонах. Пост в машинном отделении целесообразно располагать не ниже второго яруса, причем над входом в пост должны быть надпись "Пожарный пост" и знак F. Надпись наносится красной краской "пожарный пост" с высотой букв 50-100 мм, шириной штриха 5-10 мм и соответствующие знаки. В местах хрипения противопожарного снабжения на внутренней стороне двери и крышке ящика должны быть вывешена опись

2.4. Тушение пожара в судовых помещениях

В.2.4.1: Какие основные мероприятия необходимо предпринять для тушения пожара на открытой крытой палубе?

О: Для тушения пожара на открытой палубе необходимо:

* развернуть судно под ветер, чтобы огонь относило в сторону от палубного груза;

* подавать на очаг пожара максимально возможное количество компактных и распыленных струи с наветренного борта или пены, направляя ее на край участка пожара, постепенно перемещая ее к центру;

* охлаждать водой находящиеся вблизи огня конструкции, грузы и материалы;

* установить наблюдение за смежными помещениями.

В.2.4.2: Какие первоочередные действия необходимо выполнить при пожаре в жилых помещениях?

О: В первую очередь организуют вывод людей из зоны- пожара, затем пожар локализуют. Для этого выключают вытяжную и нагнетательную вентиляцию, герметизируют помещения, противопожарные контуры. Смежные с горящими помещения должны быть под постоянным контролем и при необходимости охлаждаться. Подачу огнетушащих средств п помещениях производят через нижние филенки дверей, либо через иллюминаторы, не допуская при этом полной разгерметизации помещения, чтобы не допустить выброса пламени наружу. Члены экипажа работают в изолирующих противогазах. При необходимости используют электронасосы и вытяжную вентиляцию для удаления дыма из помещений

В.2.4.3: Какие основные первоочередные мероприятия необходимо выполнить при тушении пожара в машинном отделении?

О: Тушение пожара в машинном отделении (МО) в первую очередь производят первичными огнегасительным средствами. Одновременно перекрывают топливо к аварийному механизму и останавливают топливный насос. Останавливают главный двигатель, выключают вентиляцию, запускают пожарный насос, частично герметизируют само помещение, в районе пожара отклюнают электропитание, готовят к действию основные средства пожаротушеия.

В.2.4.4: Что необходимо выполнить при возгорании опасного груза?

О: Опасные грузы при их перевозке создают дополнительные сложности по обеспечению живучести судна и сохранной транспортировке.

При возникновении пожара опасного груза или в грузовом помещении, где наряду с другими размещены опасные грузы необходимо:

* оценив обстановку, исходя из физико-химических и агрессивных свойств' грузов принять решение по выбору способов и методов тушения пожара;

* выбрать средства тушения, приняв рекомендуемые и не допуская запрещенные. Например: - при горении горючих жидкостей лучшим средством тушения является пена, не допустимы компактные струи воды;

* для волокнистых материалов (хлопок, джут и т.п.) рекомендуется использование воды.

В.2.4.5: Как тушить выброс пламени из вентиляционных труб?

О: Выброс пламени из вентиляционных труб тушат кошмами с последующей подачек распыленной воды для охлаждения нагретых мест.

В.2.4.6: Как осуществлять тушение пожара электрооборудования, находящегося под током?

О: При горении находящегося под током электрооборудования необходимо его обесточить и приступить к тушению как обычного пожара или' использовать углекислотные огнетушители. Если нет возможности обесточить электрооборудование, то тушение необходимо производить в резиновых перчатках и стоя на резиновых ковриках. При напряжении до 380 В при горении генератора электрического тока струю углекислоты следует подавать в каналы воздушного охлаждения генератора. Применение других огнегасительным средств запрещается.

В.2.4.7: Как осуществлять тушение обесточенного оборудования?

О: Обесточенное оборудование можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Во избежание порчи электрооборудования тушить его следует углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно-механической пеной, повышенной кратности.

В.2.4.8: Какие меры необходимо осуществить при возникновении пожара в насосных отделениях наливных судов?

О: При возникновении пожара необходимо:

* объявить общесудовую тревогу;

* прекратить все виды грузовых и балластных операций, а также мойку и дегазацию танков,

* перекрыть быстрозапорные клапаны топливных емкостей неработающих механизмов и обесточить электрооборудование в районе пожара;

* привести в готовность все средства пожаротушения;

* запустить пожарные насосы, резервные агрегаты электропитания;

* произвести разведку пожара;

* заполнить инертным газом танки, смежные с горящим насосным отделением;

* приступить к тушению пожара.

В.2.4.9: Как тушить топливо, разлитое у борта судна?

О: При горении топлива, разлитого у борта нужно но возможности вы-весги судно из опасного района. Горящее топливо отгоняют or борта судна водяными компактными струями. Для накрытия горящего на воде топлива используют пену. В угрожаемых районах корпус судна, а также причалы охлаждают водой. Если горение разлитого у борта топлива не вызывает опасности - дают возможность ему выгореть. при этом необходимо установить наблюдение и держать в готовности средства тушения

2.5. Расследование пожара на судне

В.2.5.1: Как производится расследование и отчетность о пожаре на судне?

По прибытию в порт капитан судна капитан докладывает о происшествии: донесение капитана порта, акт судовой комиссии, выписку из вахтенного журнала, а при необходимости, и из машинного, письменные показания очевидцев и другие документы по требованию. Судовладельцем может быть создана ведомственная комиссия для расследования пожара. Капитан судна обязан представить комиссии все требуемые ею документы, создать условия для ее работы.

В отдельных случаях (при особо крупных пожарах, при пожарах с гибелью людей и т.п.) государственной властью может быть создана Правительственная комиссия. Ее создание не должно приостанавливать расследование ведомственной комиссии и капитана порта. По результатам работы комиссии готовится cooiBC-iciByioiHUH акт с выводами о причинах и обстоятельствах возникновения пожара, о ходе его тушения, с предложениями о мерах по недопущению возникновения пожаров.

Правила пожарной безопасности на морских судах

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне.

2. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207);

судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;

пожарная безопасность - состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;

противопожарный режим - комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта (судна), направленных на обеспечение пожарной безопасности;

общесудовая тревога - тревога, объявляемая по указанию капитана судна (а в чрезвычайных ситуациях - вахтенным персоналом с последующим докладом капитану) в случаях необходимости подготовки судна к предотвращению предполагаемой опасности, поступления внутрь судна забортной воды, возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара - дыма и запахов гари;

оперативный план тушения пожара - предварительно составленный план, предусматривающий организацию тушения пожара, оптимальный и запасные варианты применения сил и средств тушения пожара в конкретном аварийном помещении (отсеке) судна;

центральный пост управления - пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:

стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;

автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;

панелью индикации противопожарных дверей;

закрытием противопожарных дверей;

панелью индикации водонепроницаемых дверей;

открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;

сигнализацией общей/пожарной тревоги;

системой связи, включая телефоны; микрофоном системы громкоговорящей связи.

а) место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека, главной вертикальной зоны, отдельных помещений);

б) хорошо видимое и доступное место, где расположены первичные средства тушения пожара и предметы противопожарного снабжения (пожарный кран, рукав и рукавный ключ, ствол, насадки, пожарный топор и др.).

3. Пожарная безопасность судов обеспечивается:

конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;

поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;

выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;

организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;

соблюдением противопожарного режима на судне;

выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 05.12.2000". - Примечание изготовителя базы данных.

5. Правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, противопожарных систем и средств устанавливаются специальными инструкциями, которыми комплектуются суда в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и правилами Регистра с учетом рекомендаций Руководства по техническому обслуживанию, ремонту и инспекциям противопожарных систем и средств (приложение к циркулярному письму ИМО от 13 мая 1998 г. MSC/Circ.850*).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Выполнение требований указанных правил должно предусматриваться системами управления безопасностью судовладельческих организаций в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (резолюция Ассамблеи ИМО А.741(18) от 05.11.1993*).

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 04.11.1993. - Примечание изготовителя базы данных.

6. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна, поддержание противопожарного режима на судне осуществляются в соответствии с требованиями СОЛАС-74, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (далее - ПДНВ-78), предусматривающей требования к компетентности, профессионализму и квалификации членов экипажей судов и их оценку, и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

7. Специальные требования пожарной безопасности, зависящие от специфических особенностей судов, типов силовых установок, а также подлежащих выполнению при перевозке различных грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ, устанавливаются соответствующими нормативными документами.

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца.

Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.

9. За противопожарную безопасность несет ответственность:

судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, - капитан судна;

ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа - судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;

судна, находящегося в доке, - предприятие, производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.

10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.

11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.

12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).

13. Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями правила 19 главы I СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции Ассамблеи ИМО А.742(18) от 05.11.1993.

II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна

14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст.4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов (Глава V ПДНВ-78).

15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:

о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;

о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;

об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;

о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.

16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.

На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.

17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.

Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).

Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.

18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:

устройств и конструктивных особенностей судна;

организации пожаротушения на судне;

схем противопожарной защиты;

мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;

стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержания в исправности и готовности к действию;

аварийных дыхательных устройств;

личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.

Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.

Практические занятия проводятся по учебным тревогам, объявляемым по указанию капитана судна.

19. На судне должны проводиться общесудовые и частные учения по борьбе с пожаром.

Общесудовые учения подразделяются на подготовительные, зачетные и показательные.

Частные учения проводятся в составе аварийных партий.

20. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту - с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.

21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.

22. Занятия по противопожарной подготовке должны проводиться не реже одного раза в месяц.

На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.

23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.

3.8.1. Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:
• обнаружение пожара и выявление его места и размеров; ограничение распространения пожара;
• предупреждение возможных при пожаре взрывов; ликвидация пожара и его последствий.

3.8.2. После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

3.8.3. По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:
• прибыть в район пожара и немедленно приступить к его тушению;
• установить место и размеры пожара;
• выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах и средств для тушения пожара и работы в задымленных отсеках;
• обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
• организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
• доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

3.8.4. Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.

3.8.5. Комплект снаряжения пожарного состоит из защитной одежды из материала, способного защитить кожу от тепла, излучаемого при пожаре, ожогов и ошпаривания, с водостойкой наружной поверхностью; ботинок и перчаток из резины или другого неэлектропроводного материала; жесткого шлема, обеспечивающего эффективную защиту от ударов; переносного аккумуляторного фонаря взрывобезопасной конструкции, рассчитанного на горение в течение не менее 3 ч; пожарного топора с ручкой из дерева твердых пород; дыхательного изолирующего аппарата; предохранительного троса длиной около 30 м с поясом и карабином для обеспечения безопасности при работе в задымленной среде.
Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

3.8.6. Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки.

3.8.7. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
• прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
• изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
• охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.

3.8.8. На судах применяются поверхностный и объемный способы тушения пожара. При поверхностном способе тушения пожара изоляция поверхности горящего вещества от доступа воздуха осуществляется с помощью огнегасительных средств, а при объемном — прекращением доступа воздуха в помещение или введением в него веществ, не поддерживающих или прекращающих горение.
В качестве огнегасительных веществ при поверхностном способе используются вода, химическая и воздушно-механическая пена; при объемном способе применяются углекислый газ, пар, легкоиспаряющиеся жидкости.
При выборе наиболее эффективных огнегасительных средств из числа имеющихся на судне для тушения пожаров различных грузов рекомендуется пользоваться таблицей, приведенной в приложении 16.

3.8.9. Вода применяется при тушении пожаров практически во всех случаях, за исключением тушения горящих металлов (алюминий, магний, цинк, натрий), электрооборудования, находящегося под напряжением, карбида и других химикатов. При тушении горящего угля, древесины и особенно волокнистых материалов наибольший эффект достигается за счет прибавления к воде смачивателей. В мелкораспыленном виде воду можно применять при тушении нефтепродуктов.

3.8.10. При тушении пожара водой необходимо учитывать:
• влияние скапливающейся воды в отсеках на остойчивость и запас плавучести судна;
• вредное воздействие воды на электрооборудование;
• образование удушливого и опасного для жизни людей газа при попадании воды в кислоту;
• порчу пищевых продуктов.

3.8.11. Водяной пар применяется главным образом, для тушения пожара в малодоступных и закрытых отсеках, помещениях, трюмах, танках (цистернах) и т. п.

3.8.12. Пена — эффективное средство для тушения горючих, нерастворимых в воде жидкостей (бензина, керосина, нефти, мазута, солярки, масел, жиров), рыбной муки и т. п. Пеной, образованной на морской воде, можно тушить все виды пожаров за исключением находящегося под напряжением электрооборудования и металлов.

3.8.13. При тушении горючих и растворимых в воде жидкостей (ацетона, спирта, глицерина, гликоля и др.) наибольший эффект дает химическая пена на основе омыленного пеногенераторного порошка. Для тушения этих жидкостей можно использовать также химическую пену, получаемую на основе обыкновенного пенопорошка, но при этом следует увеличить интенсивность ее подачи. Для тушения горящих нефтепродуктов применяется любая пена, однако наибольший эффект достигается при использовании химической пены.

3.8.14. При тушении горящих жидкостей внутри отсека струя пены должна подаваться как можно горизонтальнее и равномернее в направлении от края горящей жидкости к центру. При тушении горящих вертикальных поверхностей пену следует подавать в верхнюю часть очага пожара. Одновременное использование воды и пены для тушения пожара не рекомендуется, так как вода разрушает пену.

3.8.15. Углекислый газ применяется на судах для тушения большинства горящих веществ в трюмах, танках (цистернах) и в других малодоступных и поддающихся герметизации помещениях. Углекислота не электропроводна и не портит грузы при контакте с ними. Она может быть использована для тушения находящегося под напряжением электрооборудования и горящих металлов как сдерживающее горение средство. Тушению углекислотой не поддаются вещества, способные гореть в инертной среде (кинолента и др.). Одновременное использование углекислого газа и водяного пара для тушения пожара в одном отсеке (помещении) не рекомендуется, так как ведет к нейтрализации действия углекислого газа.

3.8.16. Перед пуском углекислоты в помещение или отсек должен быть подан сигнал о запуске углекислотной установки, выведены из помещения все люди, остановлены механизмы и произведена полная его герметизация.

3.8.17. Для ликвидации небольших очагов пожара следует применять кошму, асбестовые и парусиновые покрывала, песок.

3.8.18. При тушении пожара надлежит учитывать:
• возникновение угрозы отравления людей газами, особенно при тушении горящих химикатов;
• возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние помещения;
• отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает очага пожара).

3.8.19. Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять системы водотушения, а при необходимости — пенотушения. Для тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно использовать пар, углекислотные переносные баллоны, огнетушители и бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей запрещается.

3.8.20. При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия.

3.8.21. Для тушения наружного огня необходимо:
• по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
• подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;
• охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
• вести наблюдение за смежными с районами пожара помещениями;
• сбить за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

3.8.22. Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, так как доступ к очагу пожара практически бывает ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

3.8.23. При возникновении пожара в загруженных трюмах надлежит:
• прекратить грузовые операции;
• произвести полную герметизацию трюмов;
• включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное тушение, газотушение) данного отсека;
• вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений;
• производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных вблизи пожара и в районе трюмов, загруженных огнеопасными грузами;
• производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

3.8.24. В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:
• влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
• возможность всплытия горящего груза под палубу; увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

3.8.25. При горении в грузовых трюмах волокнистых грузов и гофрированной картонной тары необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами (высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение самовозгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, ветошь промасленная и др.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях — инертными газами, водяным паром и высокократной пеной.

3.8.26. При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в трюмах необходимо учитывать следующее:
• большинство перевозимых на судах грузов портится от воды, пены и пара, поэтому предпочтительнее применять углекислый и инертные газы или химические жидкостные бромэтиловые составы;
• при возгорании волокнистых материалов следует использовать любые огнегасительные средства для объемного способа тушения, так как в этом случае происходит очень быстрое распространение пламени по поверхности;
• в трюмах, содержащих груз в ящиках и бочках, для тушения пожара может быть использован пар, если имеется возможность его проникновения в штабеля;
• в трюмах, загруженных материалами, выделяющими при горении газ, применять пар чрезвычайно опасно.

3.8.27. При пожаре в грузовом танке, загруженном нефтепродуктами, надлежит:
• немедленно прекратить грузовые операции, закрыть клапаны трубопроводов и отсоединить грузовые шланги;
• произвести герметизацию танков;
• включить стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного танка;
• усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений судна;
• охлаждать забортной водой палубы, переборки и другие конструкции в районе пожара, а также танки, содержащие нефтепродукты и газы.

3.8.28. При использовании пены для тушения жидких горючих грузов, не растворимых в воде, надо иметь в виду, что выделяемые при их горении пары могут прорвать слой пены и воспламениться, поэтому с пенотушением необходимо применять пар, углекислый газ и инертные газы.

3.8.29. При пожаре в насосном отделении необходимо:
• немедленно прекратить грузовые операции и закрыть клапаны трубопроводов;
• вывести из действия механизмы насосного отделения и отключить их электропитание, отсоединить грузовые шланги;
• произвести полную герметизацию помещений и выключить вентиляцию;
• включить стационарную систему пожаротушения;
• усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений и при необходимости охлаждать переборки водой из пожарных рукавов.

3.8.30. Для тушения небольших пожаров в помещении грузовых насосов могут быть использованы местные и переносные пенные и углекислотные установки и огнетушители.

3.8.31. Для тушения пожара в машинных и котельном отделениях необходимо использовать в первую очередь огнетушители, местные и переносные пенные и углекислотные установки, а также водопожарную систему, имеющую стволы с распылительными насадками. Если пожар этими средствами погасить не удается, а также в случае возгорания под пайолами, надлежит применять стационарные системы пожаротушения.

3.8.32. При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака из всей системы рефрижераторной установки.

3.8.33. Перед включением стационарных систем пожаротушения в машинном или котельном отделениях надлежит:
• прекратить подачу топлива к механизмам и вывести их из действия;
• произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;
• подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из отделения всех людей;
• одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки и палубы всех помещений, смежных с аварийным.

3.8.34. Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана судна и по указанию главного (старшего) механика. В случаях, не терпящих отлагательства и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение капитана судна, команда о включении стационарных систем пожаротушения может быть дана непосредственно главным (старшим) механиком судна или, в его отсутствие — вахтенным механиком, о чем следует немедленно доложить вахтенному помощнику капитана.

3.8.35. Перед тушением находящегося под напряжением горящего электрооборудования необходимо как можно быстрее его обесточить.

3.8.36. Если напряжение сразу же снять не удалось, для тушения горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, следует использовать сухие углекислотные и аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других огнегасительных средств запрещается.

3.8.37. Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также ботах или галошах и, по возможности, находиться на резиновых ковриках.

3.8.38. Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Однако во избежание порчи тушить электрооборудование рекомендуется по возможности углекислотой, а при ее отсутствии — воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде, или пресной водой. При этом необходимо учитывать следующее:
• углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования;
• воздушно-механическая пена и пресная вода снижают сопротивление изоляции, поэтому после их применения электрооборудование требует просушки;
• при применении морской воды или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя.

3.8.39. Горящее жидкое топливо следует тушить бромэтиловыми составами, паром или углекислым газом, используя для этого стационарные системы пожаротушения. Для предупреждения пожара и взрыва в соседних помещениях следует подавать в них бромэтиловые составы, пар или углекислый газ.

3.8.40. При возгорании жидкого топлива в закрытых хранилищах выделяющиеся горючие газы в смеси с воздухом могут образовывать взрывоопасные концентрации. О наличии в помещении опасной концентрации горючих смесей надлежит доложить капитану судна.

3.8.41. Для предотвращения взрывов горючих газов и паров необходимо:
• принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие помещения;
• с разрешения капитана отключить электропитание сетей в зоне скопления горючих газов и паров;
• принять все возможные меры (искусственная вентиляция, разбавление инертными газами, охлаждение и т. п.) по устранению взрывоопасной концентрации горючих смесей.

3.8.42. При горении топлива у борта судна необходимо:
• вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;
• отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30—40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
• применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожаемых судну местах;
• охлаждать корпус в угрожаемых судну местах водяными струями.

3.8.43. При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах необходимо подавать в очаг пожара воду пожарными шлангами с отсоединенными стволами.

3.8.44. Лица, участвующие в тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах, должны работать в дыхательных изолирующих аппаратах, иметь при себе предохранительные тросы, при необходимости быть одетыми в термостойкие костюмы и должны знать условные сигналы, приведенные в приложении 17.

3.8.45. При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах применять углекислый газ и водяной пар не рекомендуется.

3.8.46. Во время тушения пожара необходимо принять меры по борьбе с дымом, используя для этого переносные дымососы и, если возможно, стационарные вытяжные вентиляторы. При этом необходимо учитывать, что приток чистого воздуха способствует горению. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.

3.8.47. Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 ч после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 мин.
3.8.48. До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все привила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.

3.8.49. Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Читайте также: