Пассажирские водоизмещающие суда особенности их компоновки

Обновлено: 17.05.2024

Классификация судов по назначению и способу поддержания на воде.

По назначению:

  • транспортный флот (грузов., пассаж., теплоходы, буксиры, толкачи)
  • технические суда (землясосы, землечерпательные)
  • вспомогательные суда (пожарные, ледоколы, паромы, плавмагазины)
  • промысловые (рыболовные, китобойные)
  • спортивные (яхты, гоночные катера)

-транзитные(поезд дальнего следования)

-скоростной пассажирский флот (суда на подводных крыльях)

-рефрексераторы(с холодной установкой)

По способу поддерживания на воде:

-суда на подводных крыльях

-суда на воздушной подушке(спасательные суда)

Классификация судов по району плавания и типу главного двигателя.

По району плавания:

-Л-малые реки, высота волны до 0.6 метров

-Р-река, высота волны до 1.5 метров

-О-озеро, высота волны до 2 метров

-М-море, высота волны до 3 метров

МСП высота до 3.5 метров

По типу главного двигателя:

-пароходы ( суда оборудованы паров.катлом коэф. полезного действия 20-22%)

-теплоходы ( судно в кот. главн. двигат. дизель коэф. полез. дейст. 40-42%)

-турбоходы (паровая турбина)

-атомоходы 9получают энергию от атомного реактора)

Общее устройство судна. Основные элементы судна.

Общее устройство судна:

рулевое ,якорное,швартовое,буксирное,сцепное,шлюпочное,грузовое. Все суда независимо от их типа и эксплуатационного назначения имеют общие конструктивные элементы: корпус, надстройки и рубки, силовые судовые установки, судовые устройства, системы и трубопроводы, электрооборудование и оборудование помещений.

Корпусом судна - называют водонепроницаемую оболочку той или иной формы (в зависимости от типа судна) и размеров, способную плавать на воде.

Надстройка - жилые помещения. Конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса).

Рулевая рубка - управление судном.

Судовая энергитическая установка - комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов и прочих систем — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов.Машинное отделение должно быть отделено водонепронец. имеет 1 дно. Судовые системы - состоят из трубопроводов, насосов, приборов водоснабжения, отопления,вентилиции Электрооборудование - внешняя и внутренняя связь, приборы и установки используемые для судовождения. Судовые движетели - установка кот. приволит в движение судно.(грибной винт,грибное колесо,крылчатые движетели) Основные элементы судна:

Рубка — конструкция на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещения для управления судном и двигателем. Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки, киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Кокпитом называется открытое помещение для команды или пассажиров в корпусе судна, окаймленное по краю комингсом, предохраняющим от захлестывания волн.

Структура управления ТЭФ.

-Организация на разных ее уровнях

-Планирование уровней ее показателей

-Регулирование, взаимодействие, контроль.

-Учет выполнения плановых заданий и расхода ресурсов

Система ППР на речном транспорте.

Планово-предупредительный ремонт: текущий, средний, капитальный.

Текущий ремонт - производится в межнавигационный период, меняются детали на новые, произв. (ежегодно) раз в два года. 4 года текущий ремонт,5 лет средний ремонт.

Средний ремонт - носит более расширенный и углубленный характер, поскольку связан с заменой основных деталей. Перед средним ремонтом судно должно подлежать докованию. Раз в 5 лет ремонт ДРК (движетельно рулевой комплекс)Капитальный ремонт - проводится в зависимости от типа и свойств судна. Модерназиционные работы. Вскрывается все второе дно. Должен производится через каждые 20 лет.

10.Неплановые категории ремонта.

Аварийный-предусматривающий выполнение работ, связанных с устранением повреждений, полученных при аварийных случаях.

Гарантийный - производится силами и средствами завода-строителя или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления свойств корабля до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт.

Поддерживающий - проводится судовладельцем.

Востановительный - неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием.

Назначение шлюпок


С их помощью решается широкий круг задач:

 помывка или покраска борта;

 промерные, водолазные и другие работы на воде;

 завоз швартовых, становых и вспомогательных якорей;

 транспортировка различных грузов;

 оказание помощи терпящим бедствие судам;

 подрыв плавающих мин;

 доставка разведывательных групп;

 спасение личного состава в случае гибели корабля.

По материалу постройки различают:

Деревянные, стальные, шлюпки из легких сплавов

По конструкции открытые и закрытые.По роду движителя: винтовые (с качалками или с двигателем).

Диагностирование СЭУ.

1.Апператив-для оценки технич.состояние с помощью штатных приборов котю есть на судне.

2.Пред ремонтное-пренназ. для уточнения перичня работ кот. необходимо делать.

3.Комплексное диагностирование-составом уточняются сроки и объемы ремонта.

Типы судов внутреннего плавания.

Одно из решений проблемы увеличения скорости движения судов — резкое снижение сопротивления их движению — привело к созданию неводоизмещающих судов: судов на воздушной подушке и на подводных крыльях,— а также водоизмещающих двухкорпусных судов — катамаранов.

Суда на воздушной подушке принято называть так потому, что слой сжатого воздуха, специально подведенного под днище, поднимает судно на высоту H = 0,3—0,5 м над уровнем спокойной воды, и судно как бы парит над нею.



Рис. 30. Суда на воздушной подушке: а — с полным отрывом от воды, б — без отрыва от воды. H — высота подъема судна над водой; h — глубина водяной чаши.

Воздух непрерывно выходит из-под днища, и поэтому для поддержания подъемной силы он непрерывно туда нагнетается вентиляторами.

Воздушные или водяные движители обеспечивают поступательное движение судна, и оно, встречая незначительное сопротивление воздуха, развивает большую скорость, в некоторых случаях превышающую 80 узл. Суда на воздушной подушке двигаются с высокими скоростями, недостижимыми для обычных водоизмещающих судов, они могут достигать значительных размеров, двигаться по мелководью, по болотам, пескам, снегу и льду, в условиях ледостава и ледохода, что невозможно для любого другого судна.

Суда, плавающие на воздушной подушке, разделяют обычно на три категории: с полны м отрывом , с частичным отрывом и без отрыва от воды (рис.30).

Суда первой категории после подъема на воздушную подушку по всему периметру не соприкасаются с водой. Такие суда могут выйти на берег и способны двигаться над твердой поверхностью. Днище судов второй категории после подъема на подушку находится ниже уровня невозмущенной воды во время стоянки. Воздух выходит из-под днища по всему периметру. При выходе на берег судно может двигаться над землей.

Суда третьей категории имеют толщину воздушной подушки, приближающуюся к тонкой воздушной прослойке. Некоторые части корпуса находятся ниже дна водной чаши, воздух ограниченно выходит из-под купола как на стоянке, так и на ходу. Над землей такие суда двигаться не могут из-за недостаточной высоты подъема над твердой поверхностью.



Рис. 31. Сечение крыла судна на подводных крыльях. а — угол атаки; Р — равнодействующая давления водяного потока над крылом и под крылом; Ру — подъемная сила; Рx— лобовое сопротивление.

Недостатки судов на воздушной подушке, из-за того, что опыт их эксплуатации еще невелик и малоизучен, трудно пока еще установить, но очевидно, что к ним следует отнести: затруднения плавания на взволнованной поверхности, забрызгивание, обледенение при низких температурах, потерю видимости при брызгообразовании и т. п.

Суда на подводных крыльях имеют корпус водоизмещающего судна в подводной части с конструкциями в виде крыльев. При стоянке или движении на малой скорости такие суда водоизмещающие, как и всякое надводное судно. На ходу, при увеличении скорости, находящиеся в воде крылья судна приобретают подъемную силу. Когда подъемная сила достигает величины водоизмещения, корпус судна полностью выходит из воды (судно выходит в крыльевой режим), в воде остаются только крылья, движители и рули.

Подводное крыло (рис. 31) в поперечном сечении имеет вытянутую обтекаемую форму. Если крыло поставить под некоторым углом а, называемым углом атаки, к набегающей воде, то оно рассечет воду на два потока: один, обтекающий крыло сверху, а другой— снизу. После прохода крыла оба потока соединяются вновь. Скорость воды над крылом больше, отчего давление ее над крылом становится меньше, чем под крылом. Равнодействующая этих давлений Р направлена под углом вверх и приложена в центре давления в точке С. Если силу разложить на составляющие: одну по направлению потока, а другую — перпендикулярно ему, то получим силы: Р x — силу лобового сопротивления и Р y — подъемную силу, которая на ходу выводит судно на крыльевой режим.

При выходе корпуса из воды сопротивление воды движению судна резко уменьшается, отчего скорость судна намного увеличивается.

Основными преимуществами судов на подводных крыльях являются: достижение значительной скорости без увеличения мощности силовой установки и, как результат этого, экономия топлива или увеличение района плавания, хорошая мореходность на тихой воде, отсутствие волнообразований, дающее преимущества, аналогичные преимуществам катамаранов, и т. п.

К недостаткам таких судов следует отнести: отсутствие заднего хода на крыльевом режиме и ухудшение мореходных качеств при плавании на взволнованной поверхности, когда судно может потерять устойчивость, а это приведет к срыву крыльевого режима и сведет на нет все преимущества судов на подводных крыльях.

Важное

Подводя черту: чем нам запомнится 2021 год

Важное

Источник: корвет "Проворный" сдадут не раньше 2026 года

Важное

Главное в военных СМИ за неделю: запуск "Сармата" откладывается, пополнение ВМФ, последствия пожара на "Проворном"

Важное

СМИ узнали о возможной передаче заказов "Северной верфи" другим предприятиям ОСК

Леви Б.З. Пассажирские суда прибрежного плавания

Л.: Судостроение, 1975. -320 с.
Книга содержит систематизированный материал, обобщающий опыт проектирования, строительства и эксплуатации водоизмещающих пассажирских судов, предназначенных для обслуживания прибрежных линий и переправ. Значительное внимание уделено компоновке таких судов, определению их основных параметров, вопросам остойчивости, непотопляемости, ходкости, качки, борьбе с шумом, особенностям конструкций корпуса, а также эксплуатационно-экономический требованиям. Наряду с однокорпусными судами рассмотрены некоторые особенности катамаранов.
Книга рассчитана на читателей, связанных с проектированием, постройкой и обслуживанием пассажирских судов. Она также может использоваться студентами втузов при дипломном и курсовом проектировании.

Анфимов В.Н. и др. Технико-эксплуатационные качества судов смешанного плавания

  • формат pdf
  • размер 10.7 МБ
  • добавлен 20 октября 2010 г.

М.: Транспорт, 1974. - 272 с. В книге обобщен опыт эксплуатации судов смешанного река-море плавания, изложены методы и результаты исследований их мореходных качеств, рассмотрены вопросы ходкости, управляемости, качки и прочности. Книга рассчитана на инженерно-технических работников пароходств, эксплуатирующих эти суда, научных работников, студентов и аспирантов вузов.

Бронников А.В. Суда ледового плавания. Особенности проектирования

  • формат djvu
  • размер 524.59 КБ
  • добавлен 28 ноября 2011 г.

Л.: Изд. ЛКИ, 1984. -38 с. Учеб. пособие. В пособии рассмотрены особенности судов ледового плавания, обусловленные спецификой их эксплуатации. Приведены классификация этих судов, характеристики формы корпуса, состав пропульсивного я специального оборудования, а также характерные черты, присущие их общему расположению. Показаны пути и способы определения чистого ледового сопротивления и характер его зависимости от параметров ледовой среды и геомет.

Бронников А.В. Суда ледового плавания. Особенности проектирования

  • формат pdf
  • размер 738.71 КБ
  • добавлен 29 августа 2010 г.

Учеб. пособие. - Л.: Изд. ЛКИ, 1984. -38 с. В пособии рассмотрены особенности судов ледового плавания, обусловленные спецификой их эксплуатации. Приведены классификация этих судов, характеристики формы корпуса, состав пропульсивного я специального оборудования, а также характерные черты, присущие их общему расположению. Показаны пути и способы определения чистого ледового сопротивления и характер его зависимости от параметров ледовой среды и геом.

Гурович А.Н., Асиновский В.И. Суда прибрежного и портового плавания

  • формат pdf
  • размер 4.08 МБ
  • добавлен 29 сентября 2010 г.

Л.: Судостроение, 1978. -184 с. В книге обобщен и проанализирован отечественный и зарубежнный опыт проектирований судов, предназначенных для работы в прибрежной зоне, портах и на рейдах. Приведено описание сухогрузных и наливных судов прибрежного плавания, фидерных контейнеровозов, судов с вертикально-горизонтальной загрузкой, судов, работающих на необорудованный берег, и др. Уделено внимание разгрузочным плавсредствам судов-снабженцев, в том чис.

Егоров Н.М., Мильто А.А., Миронов В.И., Протопопов В.Б., Рыбалов И.И. Справочник по железобетонному судостроению. Суда внутреннего плавания

  • формат djvu
  • размер 4.01 МБ
  • добавлен 29 августа 2010 г.

Л.: „Судостроение", 1988. 357 с. В книге приводятся основные сведения об отечественных железобетонных судах внутреннего плавания, их технико-экономических показателях, материале, конструкции, прочности, технологии постройки и ремонта. Все приведенные сведения соответствуют Правилам Речного Регистра РСФСР, а также другим документам, действующим в железобетонном судостроении. Учтены результаты последних исследований и достижений в данной области.

Леви Б.З. Пассажирские суда прибрежного плавания

  • формат pdf
  • размер 9.07 МБ
  • добавлен 11 июля 2010 г.

Л.: Судостроение, 1975. -320 с. Книга содержит систематизированный материал, обобщающий опыт проектирования, строительства и эксплуатации водоизмещающих пассажирских судов, предназначенных для обслуживания прибрежных линий и переправ. Значительное внимание уделено компоновке таких судов, определению их основных параметров, вопросам остойчивости, непотопляемости, ходкости, качки, борьбе с шумом, особенностям конструкций корпуса, а также эксплуатац.

Раков А.И. Оптимизация основных характеристик и элементов промысловых судов

  • формат djvu
  • размер 2.03 МБ
  • добавлен 28 ноября 2011 г.

Л.: Судостроение, 1978. -232 с. В монографии рассматриваются методы оптимизации основных характеристик и элементов добывающих судов прибрежного промысла, траулеров — заводов автономного промысла, добывающих и обрабатывающих судов группового плавания и судов экспедиционного плавания. Особенности применения предлагаемых методов иллюстрируются численными примерами. Для специалистов судостроения.

Раков А.И. Оптимизация основных характеристик и элементов промысловых судов

  • формат pdf
  • размер 4.7 МБ
  • добавлен 10 июля 2010 г.

Л.: Судостроение, 1978. -232 с. В монографии рассматриваются методы оптимизации основных характеристик и элементов добывающих судов прибрежного промысла, траулеров — заводов автономного промысла, добывающих и обрабатывающих судов группового плавания и судов экспедиционного плавания. Особенности применения предлагаемых методов иллюстрируются численными примерами.

Фиркс И. фон. Суда викингов

  • формат pdf
  • размер 33.15 МБ
  • добавлен 16 марта 2011 г.

Перевод с нем. - Л.: Судостроение, 1982. 104 с., ил. Рассмотрены реконструкции судов викингов, в основу которых положены результаты археологических исследований, выполненных в Скандинавии. На примере судов из Усе6ерга, Нидама, Квальзунда и других прослежено их развитие даны описания районов плавания ВИКИНГОВ и их военных походов. Приведены чертежи и рисунки, позволяющие noстpoить исторически достоверные модели этих судов. Предназначена для судомо.

Чижиумов С.Д. Примеры конструкций судов : Учеб. пособие

  • формат doc
  • размер 11.6 МБ
  • добавлен 17 октября 2010 г.

  • Водоизмещающее судно — термин теории корабля, обозначающий судно (корабль), для которого все, или бо́льшая часть сил поддержания создаётся за счёт выталкивания воды (так называемых Архимедовых сил).

Введён в противоположность неводоизмещающему судну, или судну с динамическим принципом поддержания, для которого большая часть сил поддержания — это динамические силы, возникающие на ходу.

Строго говоря, только неподвижное судно плавает полностью за счёт Архимедовых сил. Любое судно при движении создаёт динамические силы поддержания. Но у водоизмещающих судов их доля мала, а часто пренебрежимо мала. Число Фруда для них всегда меньше 1, в типичном случае 0,2÷0,3.

Связанные понятия

Ходкость — качество судна иметь и сохранять заданную скорость хода при данных условиях при минимальной затрате мощности механизмов, установленных на нем. Из двух подобных судов лучшей ходкостью обладает то, которое развивает большую скорость при одинаковой мощности главных судовых двигателей или одинаковой парусности.

Под Буксировкой подразумевается тяга недействующего (или безмоторного) транспортного средства, несамоходных машин, самолётов на аэродромах и т.д. с помощью другого транспортного средства в качестве временной меры.

Подруливающее устройство — судовое устройство, предназначенное для активного управления судном; рабочий орган (винт) в сквозном канале, проходящем от одного борта судна к другому борту, перпендикулярно его диаметральной плоскости.

Судовой крыльчатый движитель, известный также под названием движитель Фойта — Шнайдера (англ. Voith Schneider Propeller) — движительно-рулевое устройство с полностью погружённым в среду крыльчатым движителем с циклоидальным движением лопастей, создающее упор, направление которого может изменяться в пределах от 0° до 360° вправо или влево при изменении углов установки лопастей, что позволяет очень хорошо маневрировать судам и в состоянии почти мгновенно изменить его упор.

Якорное устройство — одно из корабельных устройств, совокупность технических средств, назначением которых является удержание корабля на месте относительно берега, волны, ветра или течения при стоянке его на рейде — в гавани или на морском мелководье. В составе якорного устройства имеются якоря, якорные цепи и приспособления для отдачи, подъёма, крепения и хранения якорей и якорных цепей (якорные клюзы, шпили, брашпили, стопора).

Курсовой угол — понятие навигации, обозначающее угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на какой-либо наблюдаемый с судна объект. Курсовой угол измеряется в градусах, отсчитываемых на азимутальном круге от 0 до 180° в сторону правого или левого борта от направления в нос.

Подкра́дывание — это режим передвижения подводных лодок под водой с наименьшим уровнем шума. Цель данного режима — избегание обнаружения при использовании противником в качестве средства поиска пассивных гидрофонов. Покладка лодки на дно или полная остановка на приборе стабилизации глубины к режиму подкрадывания не относятся, хотя служат той же цели — избежать обнаружения гидрофонами. Скорость движения современных подводных лодок в малошумном режиме около 14 км/час.

Индика́торная мо́щность паровой машины — определяется как сумма мощности, получаемой на коленчатом валу (эффективная мощность), и мощности, расходуемой на потери (мощность трения). Понятие индикаторной мощности применяется также в теории двигателей внутреннего сгорания.

Жидкий балласт — как правило, забортная вода или вода, заранее погруженная с причала или берега. Для принятия жидкого балласта на плавучих средствах оборудуются балластные танки и балластная система.

Газотурбохо́д — тип судна, имеющего силовую установку на основе газотурбинного двигателя (ГТД). Применение двигателя такого типа позволяет резко повысить мощность силовой установки при меньшей её массе, но за счет бо́льших эксплуатационных расходов.

Вьюшка — барабан или лебёдка без механического привода, как правило, с горизонтальной осью. Предназначена для хранения троса (шланга, кабеля) и удобного разматывания и сматывания. В отличие от брашпиля, не предназначена для работы с якорной цепью и не предназначена для больших нагрузок.

Дизельная энергетическая установка — судовая энергетическая установка, в которой в качестве главных двигателей используются один или несколько дизелей.

Ограждение выдвижных устройств (амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.

Спаса́тельное су́дно — судно вспомогательного назначения, служащее для помощи терпящим бедствие судам, для подъёма затонувших подводных лодок. Спасательные суда обладают высокой скоростью хода, имеют оборудование для выполнения поисково-спасательных работ, противопожарные и водоотливные средства, оборудование для надводного и подводного ремонта, средствами для снятия людей, грузоподъёмными устройствами.

Скуловой киль (В XIX веке назывался боковой, в середине ХХ — бортовой) — специальное устройство, расположенное на скуловой части обвода некоторых кораблей. В отличие от традиционного киля, служащего прежде всего для обеспечения прочности корпуса судна, основным назначением бортового киля является уменьшение боковой качки во время движения. Они представляют собой длинные пластины, установленные вдоль борта в районе скулы, откуда и пошло их второе название.

Покладка на грунт — вид подводного маневрирования подводных лодок с дизельными силовыми установками, который применяется в целях сбережения имеющихся на борту энергоресурсов и достижения максимальной скрытности, а также — в ситуациях, которые вынуждают субмарину находиться в погруженном положении с отключенными двигателями.

Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый по ходу движения борт судна. Эквивалентное название для левого борта — бакборт. Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.

Перископная глубина — неточная величина, характеризующая глубину погружения подводной лодки, при которой возможно пользоваться перископом. Перископную глубину принято усреднённо считать равной 10 метрам.

Акти́вная турби́на (англ. action turbine) — турбина, в которой потенциальная энергия рабочего тела (газа, пара, жидкости) преобразуется в кинетическую (то есть давление рабочего тела уменьшается, а скорость растёт) в неподвижных каналах (соплах), а превращение кинетической энергии в механическую работу происходит на рабочих лопатках. Данную конструкцию также называют импульсной турбиной или турбиной равного давления, поскольку давление рабочего тела внутри самой турбины не изменяется. Альтернативная.

Нарицательная мощность (также нарицательная сила) — условная мощность паровой машины, вычисленная по эмпирической формуле, предложенной Джеймсом Уаттом. Традиционно нарицательная мощность выражалась в британских лошадиных силах, равных приблизительно 745,7 Вт.

Пожарное судно — корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки — системами динамического позиционирования.

Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана.

Импеллер — лопаточная машина, заключённая в кольцо. Такая конструкция позволяет существенно снизить перетекание воздуха/жидкости на концах лопастей и тем самым снизить потери мощности на индуктивном сопротивлении. Кроме того, кольцо позволяет несколько снизить шумность воздушного винта.

Компоновка — совокупность проектных работ по обоснованию формы ЛА, взаимного расположения составных частей ЛА, его агрегатов, систем и узлов, которое определяет их взаимодействие и функционирование на всех этапах применения ЛА. Результат проведения таких работ отображается на конструктивно-компоновочной схеме.

Синхроптер или синхрокоптер, (англ. Synchropter; Intermeshing rotor helicopter, нем. Flettner-Doppelrotor) — вертолёт двухвинтовой поперечной схемы с большим перекрытием перекрещивающихся несущих винтов.

Глисси́рование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на её поверхности только за счёт скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Усилие, необходимое для выхода на глиссирование, намного превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима. Глиссирование является одним из примеров движения в точке сверхнеустойчивого равновесия. При глиссировании сила поддержания обусловлена.

Бункеро́вочное су́дно, иногда называемое бункеро́вщик — плавсредство предназначенное для бункеровки судов.

Реактивное сопло — профилированный насадок (например, лопаточный канал соплового аппарата) для преобразования потенциальной энергии протекающего рабочего тела в кинетическую.

Бортовая качка — переменное наклонение плавающего судна на правый и на левый борт под действием волнения или других внешних сил.

Грузоподъёмная машина (сокр. ГПМ) — оснащенное двигателем техническое устройство для подъёма грузов и/или людей в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости, разновидность подъёмно-транспортных машин циклического действия.

Траверса — быстросъёмное грузозахватное приспособление, используемое на подъёмных кранах для работы с различными типами грузов. Являются промежуточным звеном между крюком крана и грузом. Позволяет избежать повреждений груза при его перемещении. Траверса может использоваться для подъёма длинномерных грузов и грузов, где возникают ограничения по высоте.

Такелажные работы (англ. knotting and splicing) — работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на строящихся и ремонтируемых судах, а также оснащением их шкиперским снабжением.

Телеуправление (ТУ) — управление положением или состоянием дискретных объектов и объектов с непрерывным множеством состояний методами и средствами телемеханики.

Би́тенг (изначально бе́тинг, от нидерл. beting) — прочная полая тумба, возвышающаяся над палубой судна или корабля. Является частью буксирного и швартовного устройства судна.

Метательная мина — боеприпас, в последней четверти XIX века считавшийся альтернативой первым торпедам (главным образом в силу много меньшей стоимости метательной мины - а также её бо́льших надежности и простоты производства и эксплуатации). 10-дюймовый (254-миллиметровый) морской миномёт (точнее - метательный минный аппарат) метал мину, снаряженную приблизительно 25 килограммами динамита или пироксилина на дальность около 40 метров (при этом мина двигалась по инерции в воде).

Воздушная цель — военный термин, обозначающий любой объект, находящийся в воздухе, и способный стать целью для поражения средствами ПВО.

Лопастной винт — устройство, совершающее вращательное движение с закреплёнными перпендикулярно оси вращения лопастями, предназначенное для преобразования движения вращения винта в поступательное движение газов и жидкостей, и наоборот.

Полужёсткий дирижабль — разновидность дирижабля, конструктивно выполненного с частичным каркасом, препятствующим деформации его оболочки.

Марс (нидерл. mars, англ. top, фр. hune) — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к её салингу. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей, как правило, устанавливалось ограждение (леер) и во время боя могли размещаться стрелки. С появлением систем управления артиллерийским огнём, на марсах стали размещать дальномерные и прожекторные посты.

Водола́зные рабо́ты, профессиональный дайвинг — это подводные погружения, выполняемые профессионалами за вознаграждение. В узком смысле — работы, выполняемые водолазом под водой в водолазном снаряжении.

Воздушная подушка — аналог камеры от автомобиля с подаваемым в середину сжатым воздухом. Камера располагается под грузом, где создаётся высокое давление, и после наполнения воздухом пространства между подушкой и землёй груз начинает скользить на тонкой воздушной прослойке. Существуют системы, перемещающие грузы до 1000 тонн. Теоретически грузоподъемность платформ неограничена.

Бронеавтомобиль на воздушной подушке (боевой аппарат на воздушной подушке) — советский проект плавающего бронеавтомобиля на воздушной подушке, разработанный в межвоенный период.

Багала (араб. بغلة‎, baghl — мул), также доу, дау, дхау — небольшое арабское полуторамачтовое судно с косым парусным вооружением. Появилось в VIII—IX веках, применялось с конца XVI по XIX век в рыболовно-промысловых, транспортно-грузовых и военных целях. Некоторые суда этого типа были известны вплоть до середины XX века, в несколько изменённом виде встречаются и по сей день.

Манипулятор (грузоподъёмное устройство) — многозвенный механизм с приводами в каждом суставе. Применяется для подъёма и переноса тяжеловесных грузов. Является сбалансированным манипулятором — груз в грузозахватном устройстве удерживается в любом положении неподвижно. Оператор передвигает груз непосредственно, либо с помощью дистанционного управления. В качестве приводов используются электрическое и гидравлическое оборудование.Неофициальное название — гусь.

Гировертикаль — гироскопический прибор, предназначенный для определения направления истинной вертикали места (направления силы земного притяжения в данной точке земной поверхности) или плоскости горизонта, а также измерения углов наклона объекта относительно этой плоскости.

Читайте также: