Какие изменения в структуре судебной системы произошли за последние 5 лет

Обновлено: 03.05.2024

Процессуальная реформа. Изменение структуры судов общей юрисдикции. Благо или зло?

В 2019 году судебную систему Российской Федерации ждет очередной значимый этап реформы, которая внесет существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции и порядок рассмотрения дел в апелляционном и кассационном порядке. В настоящей статье я постараюсь разобраться насколько необходима данная реформа и к чему она приведет. Реализацию судебной реформы условно можно разделить на две части, первая это реформа структуры самих судов, ее уровней и инстанции, вторая реализует процессуальные моменты, такие как единообразие в порядке обжалования, сроки, одним словом унификация процессуального законодательства.

В истории судебной системы России, существовала концепции судебной реформы РСФСР 1991 г., утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., в котором была реализована идея ухода судебной системы от территориального принципа. Постановлением Верховного Совета РСФСР предлагалась трехуровневая система федеральных судов общей юрисдикции: мировой судья и федеральный районный суд как суды первой инстанции (районные суды обладали компетенцией рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей); федеральные окружные суды как апелляционная инстанция для районных судов и кассация при рассмотрении жалоб на судебные акты мировых судей; Верховный суд РСФСР как высшая кассационная и надзорная инстанция, кроме того, совместно с федеральной системой судов предполагалась реализация системы республиканских судов входящих в ведение республик в составе федерации.

В 2012 и 2013 годах была проведена реформа Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального законодательства которые приводили к единообразию порядок обжалования как вступивших, так и не вступивших в законную силу постановлений судов.

Однако самым крупным структурным изменением последних лет было объединении Верховного и Высшего Арбитражного Судов. Такие меры привели к исключению споров о подсудности и исключили противоречия в толковании законодательства. С момента объединения судов Пленум Верховного Суда принял более двухсот постановлений, из которых свыше 50 содержат универсальные правовые позиции, применяемые как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.

В настоящее время в рамках глобальной судебной реформы, проводится второй этап, который связан с созданием в системе судов общей юрисдикции структурно обособленных апелляционных и кассационных окружных судов.

А заключительным этапом глобальной реконструкции судебной системы станет реформа судопроизводства и внутренней организации судебной системы, заключающаяся в реформировании процессуального законодательства, а также законодательства о статусе судей.

Как следует из постановления Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г. № 28 в целях максимального обеспечения независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, возникла потребность организационно обособленных судебных инстанцийв подсистемы судов общей юрисдикции. Реформа судебной системы сбалансирует судебную нагрузку и усовершенствует устройство судебной системы, а за основу взят положительный опыт раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

Основополагающими задачами реформы судебной системы и процессуального законодательстваРФ являются обеспечение беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций, установление единых правил организации судопроизводства, единство подхода при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, а также приведение судебной практики к единообразию.

31 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции".

Данный ФКЗ установлено пределы компетенции кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Первые рассматривают дела в качестве суда кассационной и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Они действуют по округам и являются вышестоящими по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Вторая же категория судов - Апелляционные суды общей юрисдикции являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ, в частности определены порядок образования, компетенция и состав кассационного суда общей юрисдикции, порядок образования, компетенция и состав апелляционного суда общей юрисдикции.

Установлено также, что в систему военных судов помимо окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд. Определены в том числе состав кассационного, апелляционного военных судов, их компетенция, полномочия президиума апелляционного, кассационного военных судов, порядок формирования судебных коллегий и утверждения судебных составов апелляционного, кассационного военных судов.

Кроме того, закреплен предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции - 76 лет.

И так рассмотрим реформированный порядок обжалования судебных актов судов общей юрисдикции в соответствии с положениями ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.

порядок обжалования судебных актов

Как следует, из выше представленной схемы суды субъектов РФ – верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов, как и было ранее и в этой части законодатель не подверг изменению судебную систему.

Новым в системе судов становится Апелляционный суд общей Юрисдикции, таких судов предусмотрено – 5 и один апелляционный военный суд. Такие суды будут рассматривать апелляционные жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

-1 апелляционный суд ОЮ-г. Москва;

-2 апелляционный суд ОЮ-г. Санкт-Петербург;

-3 апелляционный суд ОЮ-г. Сочи Краснодарского края;

-4 апелляционный суд ОЮ-г. Нижний Новгород Нижегородской области;

-5 апелляционный суд ОЮ-г. Новосибирск Новосибирской области;

-Апелляционный военный суд-г.о. Власиха Московской области.

А также вновь образованными судами становятся Кассационные суды общей Юрисдикции, этих судов будет образовано – 9 и один кассационный военный суд которые в свою очередь будут рассматривать кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционных судов общей Юрисдикции.

-1 кассационный суд ОЮ-г. Саратов Саратовской области;

-2 кассационный суд ОЮ-г. Москва;

-3 кассационный суд ОЮ-г. Санкт-Петербург;

-4 кассационный суд ОЮ-г. Краснодар Краснодарского края;

-5 кассационный суд ОЮ-г. Пятигорск Ставропольского края;

-6 кассационный суд ОЮ-г. Самара Самарской области;

-7 кассационный суд ОЮ-г. Челябинск Челябинской области;

-8 кассационный суд ОЮ-г. Кемерово Кемеровской области;

-9 кассационный суд ОЮ-г. Владивосток Приморского края;

-Кассационный военный суд-г. Новосибирск Новосибирской области.

В каждый из вновь созданных судов, буду входит – президиум и 3 судебные коллегии - по гражданским, административным и уголовным делам.

В Санкт-Петербурге будут расположены Второй апелляционный суд общей юрисдикции и Третий кассационный суд общей юрисдикции. Таким образом, апелляции и кассации по жалобам на решения Санкт-Петербургского городского суда и Ленинградского областного суда будут рассматриваться в Санкт-Петербурге.

Кроме того, следующимэтапом при обжаловании судебного акта, является Судебная коллегия ВС РФ. Кассационная жалоба на вступившее в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).

Несмотря на то, что Закон № 1-ФКЗ вступил в силу 30 июля 2018 года, новые суды начнут свою деятельность позднее, кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум Верховного Суда РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019. В переходный период в плоть до начала деятельности вновь созданных судов, апелляционные и кассационные жалобы и представления будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Структурные изменения судебной системы направленны на защиту интересов сторон, исключения не законных решений, приведения судебной практики к единому знаменателю.

Изменения в системе судов общей юрисдикции предполагают внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство. Президентом РФ подписал закон, о внесении существенных изменения в процессуальное законодательство. Он вступит в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Рассмотрим основные нововведений. На мой взгляд одним из самых важных является процессуальные сроки.

Сроки подачи кассационных жалоб как в кассационный суд общей юрисдикции, так и в установленную коллегию ВС РФ теперь составляет три месяца.

Вопрос о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела, может быть рассмотрен судом первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта.

Уточнен порядок подсудности, а именно передаче дела по подсудности согласно новому правилу, касающемуся подсудности: если в ходе рассмотрения дела арбитражным судом выяснится, что спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд направит дело в СОЮ, к подсудности которого оно отнесено законом. Если же отсутствие компетенции на рассмотрение дела будет выявлено на стадии принятия искового заявления, его вернут заявителю в связи с неподсудностью, аналогичное положение закреплено и в ГПК РФ.

Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ уточнен вопрос о компетенция мировых судей, а именно, теперь мировые суды будут рассматривать дела в первой инстанции дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей 100 тысяч рублей.

В рамках указанного закона дополнен перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства. К ним отнесены также дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, а также дела о признании информационных материалов экстремистскими.

Изменены предельные значение денежных сумм, требования о взыскании которых рассматриваются арбитражным судом в порядке упрощенного производства, и приказного производства.

Мною были выделены на мой взгляд основные нововведения, их гораздо больше, некоторые из них обусловлены чисто технической стороной, а именно образование апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, иные как обязательный порядок размещения информации на официальных сайтах судов информации о рассматриваемых делах обусловлено повышением правовой грамотности и сознательности населения нашей страны.

В результате проведенного анализа законодательства, связанного с внесением изменений в структуру судов общей юрисдикции и как вытекающих изменений процессуального законодательства, можно сделать как положительные, так и отрицательные выводы.

В ответ на поставленный вопрос в заглавии статьи в целом структурные изменения судов общей юрисдикциии процессуального законодательства говорят о повышении правовой культуры в стране и о зрелости правой системы РФ в целом.


Жениться и подать на развод станет проще

Чтобы оформить брак, развод или получить свидетельство о рождении ребенка, можно будет обратиться в любой ЗАГС, не обязательно по месту прописки. Такой закон принят в июле 2021 года и вступает в силу с 1 января 2022-го.

Документом предусмотрена экстерриториальность и для других юридически значимых действий. Так, в любой орган ЗАГС можно обратиться для регистрации усыновления, смерти, перемены имени, получения справок и дубликатов свидетельства, внесения изменений и исправлений, восстановления или аннулирования актовых записей.


Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

В России продолжится постепенное повышение пенсионного возраста

В России продолжится переходный период повышения возраста выхода на пенсию по старости. В первом полугодии 2022-го он составит 56,5 года для женщин и 61,5 года для мужчин.

При этом если женщина имеет трудовой стаж 37 или более лет, она сможет выйти на пенсию как и раньше — в 55 лет. Мужчинам, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, нужно иметь трудовой стаж не менее 42 лет.

Кроме того, для всех категорий граждан немного возрастет пенсионный коэффициент — с 21 до 23,4 балла и минимальный стаж для назначения пенсии — с 12 до 13 лет.

Порядок выплаты пенсий изменится

Новые правила выплаты пенсий и контроля за их начислением утвердил Минтруд. Они начнут действовать с нового года.

Изменения касаются порядка выплаты пенсий на территориях, где введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Проживающие там пенсионеры смогут получить выплаты раньше текущего месяца. Для этого потребуется написать заявление о ситуации и передать его в Пенсионный фонд России (ПФР).

Данное правило действует независимо от характера режима ЧС — федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального или локального.

Новые правила оставляют за россиянами право выбрать способ получения выплат, а также позволяют удержать определенную сумму в том случае, если гражданину начисляли пенсию больше, чем ему положена. Тем, кто получал выплаты из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), прекративших работу, накопительную часть пенсии все равно начислят. Для этого нужно подать заявление в ПФР.

Еще один ключевой момент: из пенсий пожилых россиян, признанных банкротами, удержаний по судебным листам производить не будут. Также начисленную пенсию умершего, которую он не успел получить при жизни, смогут получить его наследники. Для этого надо обратиться в ПФР.


Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Пенсионерам не придется писать заявление на получение социальной доплаты

С 1 января социальная доплата к пенсии будет устанавливаться в беззаявительном порядке со дня назначения пособия, сообщили в Минтруде.

Социальная доплата к пенсии до размера прожиточного минимума в регионе положена всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает этой величины.

С 1 января неработающие пенсионеры, проработавшие в сельской местности 30 и более лет, получат право на повышенную пенсию независимо от места, где они живут сейчас. Это касается прежде всего тех, кто переселился в город.

Минимальный размер оплаты труда увеличится на 1098 рублей

В декабре президент России Владимир Путин утвердил увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России в 2022 году с 12 792 до 13 890 рублей в месяц. Таким образом, повышение составит 1098 рублей.

Дополнительно увеличить МРОТ и прожиточный минимум еще в ноябре предложил сам глава государства. Он заявил, что из-за ускорившейся инфляции заложенная в проект бюджета 2022 года индексация прожиточного минимума на 2,5 процента недостаточна. Путин распорядился увеличить его на 8,6 процента или на тысячу рублей в номинальном выражении — до 12 654 рублей в месяц. Поскольку по конституции МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума, повышенная индексация затронула и его.

Путин обратил внимание на то, что к размеру прожиточного минимума привязаны многие социальные пособия, такие как доплаты к пенсиям и выплаты семьям с детьми. В связи с этим индексировать выше уровня фактической инфляции необходимо и пенсии, заявил он.

Вырастут также ряд детских пособий, привязанных к МРОТ и прожиточному минимуму

Вместе с изменением величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда с 1 января вырастут ряд выплат на детей.

Так, повышение затронет пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того, индексация затронет ежемесячные выплаты малообеспеченным беременным женщинам, а также на детей до трех, от трех до семи и от восьми до 17-ти лет. Их точный размер устанавливается индивидуально в каждом регионе.


Фото: Майя Жинкина / Коммерсантъ

Размер максимального пособия по безработице также увеличат

Оно вырастет с 12 130 до 12 792 рублей. Соответствующее постановление было подписано председателем правительства Михаилом Мишустиным осенью.

Минимальная величина пособия по безработице сохранена на уровне 2021 года и составит 1,5 тысячи рублей.

Как отметили в Минтруде, условия предоставления пособия не изменятся: после регистрации в качестве безработного первые три месяца гражданин будет получать 75 процентов заработка, но не более 12 792 рублей, в следующие три месяца — 60 процентов заработка, но не более пяти тысяч рублей.

Больничные начнут оформлять по-новому

С начала 2022 года уходит в прошлое бумажный листок нетрудоспособности, а электронный больничный станет обязательным. Врач будет подписывать его электронной подписью и размещать в информационной системе Фонда социального страхования, предоставляя пациенту выписку с номером цифрового бюллетеня.

С начала 2022 года уже не нужно будет сообщать на работу об уходе на больничный. Информация об этом из поликлиники поступит в Фонд социального страхования, который сам проинформирует работодателя и при необходимости запросит недостающие данные для назначения пособия: например, сумму заработка и стаж.

Размер выплат по больничному напрямую зависит от среднего заработка за последние два года. В 2022 году можно рассчитывать максимум на 2572 рубля 60 копеек в день или около 80 тысяч рублей в месяц.

Еще одно нововведение касается женщин, оформивших больничный по беременности и родам. С 1 января предоставлять его больше не нужно, Фонд социального страхования переведет деньги автоматически. Все необходимые данные поступят от медицинской организации, а также из информационной системы органов ЗАГС.

ФНС начнет получать от банков данные о доходах вкладчиков

Это значит, что последним теперь не стоит забывать платить налоги на доходы по банковским депозитам. Вкладчики должны будут самостоятельно перечислять государству 13 процентов всех сумм, превышающих необлагаемый лимит.

Чтобы рассчитать необлагаемую налогом сумму, нужно умножить один миллион рублей на ключевую ставку Банка России, установленную на 1 января того года, в котором вкладчик получал доходы от депозита. Первый раз такой налог будет платиться по ставке 4,25 процента. Таким образом, максимальный доход по вкладу, не облагаемый налогом за 2021 год, составляет 42,5 тысячи рублей.

С начала 2022 года россиян ждет снижение ряда налогов

Согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс, с 1 января 2022 года от уплаты НДС освободят предприятия сферы общепита. Это затронет рестораны и другие объекты общественного питания, в том числе пункты выездного обслуживания.

Также для компаний с числом работников более 250 человек уменьшатся ставки по страховым взносам. Так, налог с части вознаграждения свыше МРОТ по пенсионным взносам составит 10 процентов, по медицинским — 5 процентов, а по взносам на больничные снизится до нуля.

Организации освобождаются от необходимости сдавать бухгалтерскую отчетность в другие госорганы, кроме налоговой инспекции по месту регистрации.

Кроме того, вводятся льготы по налогообложению компенсаций стоимости путевок на отдых, а также появится новый вид налогового вычета — на физкультурно-оздоровительные услуги.


Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Помощникам депутатов Госдумы и сенаторов станут платить больше

C 1 января вступит в силу федеральный закон о повышении на 20 процентов фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы и сенаторов.

Общий фонд увеличат с указанных в законе 300 тысяч рублей (с учетом индексации 2020 года эта сумма достигла 322,3 тысячи рублей) до 387 тысяч рублей.

Каждый депутат и сенатор вправе иметь до семи помощников, не более двух из них могут работать в парламенте, остальные — в регионе.

Алкоголь подорожает

С 1 января алкогольный акциз вырастет на 4-5 процентов. По этой причине производители начали заранее покрывать ожидаемые убытки из-за потери спроса, рассказал доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.

Он привел в пример полулитровую бутылку водки, цена которой в рознице начинается от 230 рублей. По словам Черникова, ее себестоимость составляет порядка 36 рублей. Еще 6 рублей закладывается в качестве прибыли для производителя. Остальные примерно 190 рублей — это акциз, НДС, наценка розничного продавца и транспорт.


Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Минимальная цена пачки сигарет тоже вырастет

За основу берется минимальная ставка табачного акциза, НДС и значение повышающего коэффициента.

Техосмотр для личных автомобилей россиян стал необязательным

Накануне Нового года вступил в силу закон об отмене обязательного техосмотра для личного автомобильного транспорта.

Согласно новой норме, освобождение от прохождения техосмотра предусматривается для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых россиянами только в личных целях.

С этого момента техосмотр транспортных средств данных категорий обязателен только при постановке их на учет либо при регистрации смены владельца. Кроме того, на ТО отправят в том случае, если в конструкцию автомобиля вносятся изменения.

При этом, техосмотр останется обязательным для такси и транспорта, который выполняет перевозку пассажиров, а также для личного автотранспорта, задействованного в служебных целях.

Должникам запретили получать субсидии на оплату ЖКХ

С 1 января вступает в силу запрет на субсидии на оплату услуг ЖКХ для тех, у кого имеется подтвержденная судом задолженность по счетам.

Аналогичные условия будут действовать для ряда льготных категорий граждан, которые получают не субсидии, а компенсации на оплату коммунальных услуг.

По новому закону, желающим оформить субсидию не нужно предоставлять справки об отсутствии задолженности. Органы власти будут самостоятельно запрашивать эти сведения.

Мусор в Москве начнут убирать по-новому

С начала 2022 года Москва присоединяется к мусорной реформе, которая уже началась в ряде других российских регионов. В связи с этим столичные власти утвердили новый тариф на вывоз бытовых отходов. Он начинает действовать с 1 января.

Сумма будет рассчитываться в зависимости от площади жилья. Москвичи будут платить за вывоз отходов от 7,27 рубля за каждый квадратный метр, таким образом ежемесячный платеж с квартиры в 45 квадратных метров составит от 327 до 419 рублей, в зависимости от района.

В столице вырастут налоги на жилье

С начала 2022 года кадастровая стоимость жилья в Москве увеличится в среднем на 21 процент. Это значит, что автоматически будет пересмотрен в сторону повышения налог на имущество и земельный налог, а также платежи за городскую недвижимость.

Власти столицы оценили семь миллионов объектов недвижимости, среди них более 342 тысяч земельных участков. Текущая оценка недвижимости действует с 2018 года.

В Москве изменится стоимость проезда в транспорте

Также в среднем немногим более чем на один рубль за поездку вырастет цена абонементов на 30 и 90 дней. Начиная с июля такие абонементы можно будет активировать не сразу, а в течение десяти дней после покупки.


Фото: Екатерина Якель / Коммерсантъ

В Москве и еще двух регионах проведут эксперимент по онлайн-продаже рецептурных лекарств

С 1 января в России запланировано начало эксперимента по онлайн-торговле рецептурными лекарственными препаратами. Продажи начнутся не на всей территории страны, а только в трех пилотных регионах — в Москве, Московской и Белгородской областях.

С совместной инициативой провести такой эксперимент летом 2021 гола выступили правительство Москвы и Сбербанк. Согласно документу, представленному в июле столичной мэрией, в рамках эксперимента можно будет приобрести любые рецептурные лекарства, кроме наркотических и психотропных, а также спиртосодержащих препаратов с долей этилового спирта свыше 25 процентов.

При этом с 1 сентября в России действует новый порядок онлайн-продажи лекарств, отпускаемых без рецепта. Вести такую торговлю могут аптеки, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение от Росздравнадзора.

Госзакупки Росгвардии и ФСО станут секретными

С начала 2022 года Росгвардия и Федеральная служба охраны (ФСО), а также подконтрольные им учреждения и предприятия могут не раскрывать данные о своих закупках и проводить тендеры только закрытым способом. Соответствующее распоряжение в ноябре подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Помимо этого, засекреченными остаются госзакупки Министерства обороны, Федеральной службы безопасности (ФСБ) и Службы внешней разведки (СВР).


Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

С Нового года в России вступают в силу новые правила о секретности и гостайне

Новые правила распределения по степеням секретности сведений, содержащих государственную тайну, были утверждены постановлением правительства.

Документ предусматривает три степени секретности: данные особой важности, совершенно секретные и секретные. К первой категории отнесены сведения о военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых способно нанести ущерб интересам страны в одной или нескольких из этих областей.

К совершенно секретным правительство отнесло данные из перечисленных областей, распространение которых может нанести ущерб не всей стране, а интересам государственного органа или отрасли экономики.

В третью категорию попали все остальные сведения, составляющие гостайну, распространение которых может нанести ущерб предприятиям, учреждениям или организациям, работающим в перечисленных в первом пункте областях.

Подавать в суд теперь можно онлайн

Новый федеральный закон разрешает подавать в суд иски и иные документы в электронном виде. Соответствующая норма действует с 1 января.

Истцам, ответчикам и всем, кто причастен к процессу, теперь разрешено участвовать в судебных заседаниях удаленно, посредством веб-конференции при наличии в судах такой технической возможности.

При этом, согласно закону, судья имеет право удалить участником заседания за различные нарушения посредством отключения их от видео-связи.

Какие еще изменения произойдут в России в 2022 году. Коротко.

С 1 февраля:

— размер ежемесячных выплат для 14,5 миллиона российских пенсионеров будет проиндексирован на 5,8 процента;

— увеличится размер материнского капитала: выплата на первого ребенка — с 483 882 до 503 237 рублей, на первого и второго — с 639 432 до 665 009 рублей;

— должникам начнут сохранять на счетах прожиточный минимум при списании с них негосударственных долгов;

— в России впервые начнет действовать ГОСТ по срочному захоронению в братских могилах трупов людей и животных.

— в стране заработают новые правила ввоза лекарств для тяжелобольных — теперь благотворительные фонды и медицинские организации смогут подавать заявление на получение разрешений на ввоз препаратов через единый портал госуслуг;

— начнет действовать новый порядок выдачи медицинских справок для водителей, а также произойдут перемены во взаимодействии Госавтоинспекции (ГИБДД) с автошколами;

— вступит в силу закон о штрафе за отсутствие диагностической карты о прохождении техосмотра транспортного средства в случае, когда он является обязательным, размер денежного взыскания составит 2 тысячи рублей;

— в начале второго полугодия, как обычно, проиндексируют тарифы на услуги ЖКХ, в среднем они подорожают на 4 процента;

— вступит в силу закон о введении паспорта болельщика для доступа на соревнования.

Судебную систему ждут крупные изменения

— Андрей Александрович, как известно, часть законодательных инициатив по совершенствованию судебной системы Российской Федерации на рассмотрение парламента внесена Верховным судом, другая часть — Президентом России. Что именно было предложено главой государства?

— По инициативе Президента Российской Федерации очень важные изменения внесены в процессуальные кодексы. Вводится обязательное аудиопротоколирование судебного заседания в гражданском процессе и уголовном процессе в судах первой и апелляционной инстанций.

Предусматривается автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел. Формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, допускается только в случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы.

Эти изменения позволят исключить влияние лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, на судебный процесс, укрепить самостоятельность и независимость судей.

Предусматривается автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел.

Закрепляется процессуальный статус помощника судьи и его полномочия. Помощнику даётся право оказывать помощь судье в подготовке проектов судебных актов, вести протокол судебного заседания, обеспечивать контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, совершать иные процессуальные действия.

— В чём заключаются основные новшества законопроекта, внесённого Верховным судом Российской Федерации?

— Самое главное нововведение заключается в том, что в рамках действующей системы судов создаются структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, действующие в пределах территории соответствующего судебного округа.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой в областных и равных им судах сконцентрированы полномочия сразу двух судебных инстанций — суда апелляционной инстанции и суда кассационной инстанции.

Деятельность же новых судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции, что поможет свести к минимуму любое воздействие на суд, в том числе местных властей, снизить коррупционные риски и, безусловно, обеспечит их независимость и самостоятельность. Таким образом, апелляционные и кассационные жалобы будут рассматривать абсолютно независимые друг от друга суды.

Деятельность же новых судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

И очень важно, что законопроект, направленный на реализацию принципа независимости судей, был предложен самим Верховным судом.

— Какое количество судов будет создано и каковы их полномочия?

— Создаётся девять кассационных судов и пять апелляционных судов общей юрисдикции в пределах соответствующих судебных округов. В системе военных судов создаются кассационный военный суд и апелляционный военный суд.

В целом реформа коснётся небольшого количества дел, поскольку все дела первой инстанции и большая часть дел апелляционной инстанции будут рассматриваться по действующим на сегодняшний день правилам.

Кассационный суд общей юрисдикции будет вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. В его ведении — рассмотрение дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, областных и равных им судов. Таким образом, полномочия по рассмотрению дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в компетенцию кассационных судов общей юрисдикции.

Апелляционный суд общей юрисдикции будет являться непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа областным и равным им судам. Он станет рассматривать дела по апелляционным жалобам на акты указанных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Полномочия по рассмотрению дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в компетенцию кассационных судов общей юрисдикции.

Таким образом, апелляционным судам общей юрисдикции будет передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке областных и равных им судов общей юрисдикции и часть функций Верховного суда Российской Федерации.

Сейчас суды областного звена рассматривают в качестве суда первой инстанции наиболее значимые и сложные категории уголовных, гражданских и административных дел. Например, дела об убийстве двух и более лиц, дела, связанные с государственной тайной, дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Апелляционные жалобы по этим делам подаются в Верховный суд Российской Федерации. При этом, рассматривая по первой инстанции уголовные дела, суды областного звена принимают и промежуточные судебные решения, например об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Апелляционные жалобы на такие решения рассматривает судебная коллегия этого же суда. Получается, что в настоящее время суды областного уровня совмещают функции нескольких судебных инстанций по одним и тем же делам.

— Как принималось решение о местоположении апелляционных и кассационных судов в конкретном городе? И как получилось, что по местам размещения апелляционная и кассационная инстанции в ряде случаев совпадают?

— На стадии подготовки законопроекта этот вопрос разрабатывался Судебным департаментом при Верховном суде. В процессе работы над законопроектом мы этот вопрос доработали. Главными критериями определения границ судебных округов стали обеспечение доступности правосудия и оптимальные судебные нагрузки с учётом количества судебных споров в каждом регионе. При определении городов, где будут размещены суды, учитывали и транспортную доступность, и имеющуюся необходимую инфраструктуру, недвижимое имущество. Всё это позволит оперативно и с минимальными издержками для федерального бюджета организовать работу судов.

При определении городов, где будут размещены суды, учитывали и транспортную доступность, и имеющуюся необходимую инфраструктуру, недвижимое имущество.

Что касается вопроса о совпадении мест размещения апелляционных и кассационных судов, хочу подчеркнуть, что главная задача, которая ставится при создании структурно самостоятельных апелляционных и кассационных судов, — это обеспечение независимости судей и вынесения ими решений. Поэтому непринципиально то, что они находятся в одном городе, главное, что суды обособлены, у каждого из них свой председатель, свои судьи и свой аппарат.

— В ходе обсуждения законопроекта высказывались опасения, что после его принятия доступ к правосудию будет затруднён. Ведь людям станет сложнее добираться в создаваемые межрегиональные суды: порой расстояние между регионами — тысячи километров.

— Хочу вас заверить, что эти опасения беспочвенны. В целях приближения правосудия к месту жительства лиц, участвующих в деле, но проживающих в отдалённых местностях, в составе кассационного и апелляционного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Более того, кассационные и апелляционные суды могут проводить заседания в других населённых пунктах, расположенных в пределах соответствующего судебного округа, если сочтут это необходимым.

Второй момент — существует возможность проведения судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи. Это позволяет участвовать в судебном процессе, находясь в любой точке страны, включая труднодоступные и отдалённые регионы. При этом следует учитывать, что в кассационном судопроизводстве не предполагается исследования новых доказательств и оценки новых обстоятельств. При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело. В связи с этим личная явка сторон в суд кассационной инстанции не имеет того значения, которое она приобретает при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания планируется путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областных и равных им судов.

— Какое количество судей потребуется во вновь создаваемые кассационные и апелляционные суды и каким образом будет проходить формирование состава судейского корпуса?

— Исходя из уровня судебной нагрузки, предполагается, что во вновь образованных кассационных и апелляционных судах судейский корпус составит почти тысячу человек, и в большинстве своём это будут судьи, переназначенные из других судов. Верховным судом были проведены опросы, большинство судей изъявили желание работать во вновь создаваемых судах.

Таким образом, создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания планируется путём перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областных и равных им судов, которая высвободится в результате передачи ими полномочий по рассмотрению дел в апелляционном и кассационном порядке.

Что касается размера оплаты их труда, то он устанавливается соответствующим аналогичным должностям судей арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов.

— Когда новые суды будут сформированы и начнут рассматривать дела?

— Кассационные и апелляционные суды будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Но решение о дне начала их деятельности примет Пленум Верховного суда Российской Федерации, о чём он обязан официально известить не позднее 1 октября 2019 года.

При этом председатели апелляционных судов и кассационных судов должны будут назначены на должность не позднее 15 октября 2018 года.

Важно отметить, что полномочия президиумов судов областного звена по рассмотрению кассационных жалоб сохранятся, если эти жалобы поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда, но не позднее 1 октября 2019 года. Точно так же сохранятся полномочия судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий судов областного уровня по рассмотрению апелляционных жалоб на судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции областными и равными им судами, если жалобы поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Судебная система России представляет собой достаточно сложную и запутанную структуру. Чтобы понять её, нужно обладать специальными знаниями и соответствующей подготовкой. Но если вам предстоят судебные разбирательства, то вникнуть хотя бы в общие моменты было бы очень полезно.

Схема с изменениями

Схема

Для начала стоит отметить, что в судебной системе Российской Федерации наметились перемены. И их нужно учитывать. Благодаря поправкам, которые вступили в 2019 году в силу, в схему (с изменениями) теперь входят самостоятельные апелляционные и кассационные суды. Они встраиваются в существующую структуру.

По иерархии это межрегиональный уровень. Апелляционные суды будут пересматривать дела в рамках второй инстанции, которые были приняты судами областей, краёв и республик. Что же касается кассационных, то их можно сопоставить с окружными судами в структуре арбитража.

Подобные изменения не создали новую конструкцию. Они дополнили существующую. То есть никаких принципиальных звеньев не появилось. Суды начали функционировать с 1 октября 2019 года.

Подобные преобразования подверглись критике. Однако они входят в общий концепт реформы, которую планомерно проводит Пленум ВС РФ. Основная цель преобразований – разгрузить существующую судебную систему, сделать её более гибкой и эффективной.

Таблица

Разобраться в имеющейся системе правосудия действительно сложно. Легче всего это сделать, если информация будет наглядно представлена в виде таблицы. Так можно будет понять иерархию. Но учтите, что все взаимоотношения между разными судами представить подобным образом сложно. Этот способ лучше всего показывает уровни.

Конституционный суд РФ

Конституционные (уставные суды)

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Мировые судьи, городские и районные суды

ВС РФ в качестве первой инстанции

Апелляционные арбитражные суды

Апелляционные суды общей юрисдикции

Окружные военные суды

Апелляционная коллегия ВС

Арбитражные суды округов или Суд по интеллектуальным правам (равнозначны по иерархии)

Кассационные суды общей юрисдикции

Кассационный военный суд

Коллегии по гражданским, уголовным или административным делам ВС республик (в отдельных случаях)

Верховный Суд Российской Федерации

Необходимо отметить, что судебная система выше дана исключительно кратко. На самом деле отношения между разными структурами гораздо более сложные, то есть они не строго вертикальные.

Кратко

системе правосудия

По системе правосудия возникает множество органов даже у тех, кто с ними регулярно взаимодействует. Поэтому необходимо нормальными словами пояснить, о чём идёт речь в некоторых ситуациях:

Судебная система – это сложная конструкция. Делить её можно достаточно условно. В целом она состоит из арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Особо выделяют военные и уставные (конституционные) судебные органы. Также обособлен Конституционный Суд, которому никто не подчиняется. Но его решения важны для всей системы в целом. Часто – принципиальны.

Арбитражные судебные органы рассматривают споры между юридическими лицами и ИП преимущественно коммерческого характера, а также некоторые категории административных дел, связанные с юридическим лицами и ИП. Все остальные споры, то есть административные, гражданские, уголовные и прочие – все они относятся к судам общей юрисдикции.

Также к структуре относятся военные суды. Но они же представляют собой отдельное ответвление. И при этом входят в общую конструкцию.

Система в целом также состоит из мировых судей. Они относятся к линейке судов общей юрисдикции.

Нельзя путать конституционные (уставные) суды и Конституционный Суд РФ. Первые не подчиняются второму. Если кратко, то уставные судебные органы нужны для толкования Конституции и для проверки как законов на местах, так и подзаконных нормативно-правовых актов на соответствие Конституции.

Выше сделан акцент на том, что вызывает наибольшие трудности, как правило. Однако если человек плохо разбирается в правовых тонкостях, ему даже с такими пояснениями многое может быть непонятно.

Если вы не хотите вдаваться в подробности, то вам нужно учесть следующее:

если проблемы появились между юридическими лицами и (или) ИП, а также у ИП между собой, то обращаться в большинстве случаев надо в арбитражный судебный орган;

для военнослужащих есть собственные суды;

во всех остальных случаях в РФ чаще всего надо подавать заявление в суд общей юрисдикции. При этом определяющим будет характер спора. В зависимости от его специфики районный суд может выступать судом первой инстанции или второй по отношению к городскому, например.

Инстанции

Инстанции

Вопрос иерархии тоже доставляет много трудностей. Всё усложняется с учётом того, что на данный момент структура продолжает развиваться. Например, в её рамках присутствует пока что только один специализированный суд: Суд по интеллектуальным правам. В будущем предполагается создание миграционного, ювенального и административного. Однако сейчас эти суды отсутствуют. В результате вся структура может выглядеть несбалансированной.

Но общий состав каждого ответвления в целом понятен. И при внимательном изучении можно разобраться, в какой конкретно судебный орган подавать то или иное заявление. Итак:

В качестве первой инстанции действуют мировой судья, районный или городской суд, гарнизонный военный, гарнизонный военный суд, арбитражный суд субъекта РФ.

В качестве второй инстанции выступают апелляционные арбитражные суды, суды общей юрисдикции субъектов РФ, окружные военные суды. Также действует специальная коллегия ВС.

В качестве третьей инстанции функционируют арбитражные суды округов, соответствующие коллегии Верховного суда.

Опять же, необходимо учесть, что выше показано только общее устройство. Продемонстрировать всё детально в рамках одной статьи невозможно, потому что по каждому суду и по каждой инстанции существуют свои нюансы.

Обратите внимание, что большинство судов входит в единую связанную структуру. Тем не менее в ней присутствуют исключения. В частности, Конституционный суд является обособленным. Это очень специфический судебный орган, о чём и говорилось выше.

Куда подать иск?

Список документов

Вопросы обращений в тот или иной судебный орган – сложный даже для юристов в некоторых случаях. Но с ним можно разобраться. В рамках судебной системы есть несколько принципов, которые стоит учитывать:

территориальность – это привязка к субъекту (то есть истцу), к ответчику или же к предмету спора в некоторых случаях;

подсудность – в некоторых судебных спорах истец может сам выбирать, куда подавать заявление. Но учтите, что последнее касается только региона, а не инстанции.

С учётом того, что в РФ в качестве первой инстанции может выступать и мировой судья, и ВС, запутаться легко. Но в целом разобраться с происходящим вполне реально.

Общий принцип организации системы в этом отношении достаточно прост: чем сложнее дело, тем выше нужно подниматься по иерархии. Например, мировой судья при разводе вправе принять решение, если между супругами нет серьёзного имущественного конфликта, а также если у них нет несовершеннолетних детей. Стоит учесть, что оба должны быть согласны на расторжение брака.

В то же время если спор осложняется отказом одного из супругов разводиться, спором по поводу того, с кем останется ребёнок, обращаться нужно только в районный суд. А суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ будет рассматривать дела, которые касаются государственной тайны, например. Если же речь идёт об уголовном разбирательстве, то это может быть ситуация, связанная с убийством в отягчающих обстоятельствах.

То есть важна компетентность судебного органа. Но везде есть свои исключения. Поэтому при сомнениях лучше консультироваться у юриста.

Зачем нужно разбираться в структуре?

Зачем нужно разбираться в структуре

Существует популярное мнение о том, что понимание судебной системы требуется только профильным специалистам. На самом деле это не так. Общее представление о том, как работают судебные органы в России, необходимы всем. Это важно по следующим причинам:

возможность подготовиться к тому, сколько времени конкретный спор будет продвигаться по разным инстанциям;

лучшее представление о том, чем занимается юрист, что облегчит взаимопонимание между клиентом и адвокатом;

возможность проконтролировать действия официального представителя в судебном органе (хотя бы в целом);

облегчение процесса отстаивания собственных прав;

лучшее понимание того, куда в РФ и с какими именно вопросами можно обращаться;

экономия времени, которое могло бы оказаться потраченным зря при подаче заявления не в тот судебный орган.

Безусловно, непрофессионалу разобраться во всём трудно. Поэтому в тонкости судебных перипетий лучше не вникать. Это стоит поручить юристу. Но иметь общее представление о том, что происходит в РФ, желательно. Так вам будет легче отстоять свои интересы.

С нами не нужно вникать

не нужно вникать

На разбирательство в судебных органах и инстанциях можно потратить много времени. Но при обращении к специалистам у вас отпадёт необходимость детально вникать во все тонкости. Юристы возьмут на себя судебные разбирательства. Профессионалы хорошо понимают всю структуру и знают, куда именно и когда подавать заявление, какой путь оно пройдёт. Поэтому решение судебных вопросов не затянется дольше необходимого.

И при этом вы всегда будете в курсе того, что происходит. А ещё опытный юрист может стать вашим судебным представителем. Конкретика зависит от того, какая именно помощь нужна вам от такого специалиста. Но наша команда в любом случае готова помочь. Обращайтесь: всё поясним в деталях. Причём мы готовы взяться за дело как с нуля, так и тогда, когда уже было обращение в разные инстанции.

Читайте также: