Какой дипломат попал под суд из за махинаций при строительстве панамского канала

Обновлено: 17.05.2024

Идея строительства канала через Панамский перешеек возникла очень давно. И это совсем неудивительно, ведь такой канал значительно сократил бы судам путь из Атлантического океана в Тихий. Однако, длительное время такая грандиозная работа была просто невозможна по техническим причинам. Лишь в XIX веке начались первые практические попытки организации строительных работ. В 1835 году была произведена крупномасштабная геодезическая разведка местности. Но она лишь показала всю сложность стоящей перед строителями задачи, которую пришлось отложить еще на четыре десятилетия.

1869 год. В Египте торжественно открывается Суэцкий канал, который стал триумфом инженерной мысли XIX столетия. Благодаря талантам француза Фердинанда Лессепса водный путь соединил Средиземное и Красное море, намного сократив путь из Европы в Азию. Этот несомненный успех стал причиной того, что многие вернулись к идее тем же способом соединить два других океана. И вот в 1876 году по инициативе Французского географического общества в Панаму была направлена специальная экспедиция для оценки возможностей строительства и выбора наиболее оптимального пути нового канала. После выполнения комплекса исследовательских работ в 1878 году был заключен договор с правительством Колумбии, в состав которой тогда входила Панама. Согласно ему именно французы получали эксклюзивное право на строительство канала. Он должен был находиться во владении Франции в течение 99 лет, после чего переходил в собственность Колумбии без всякой оплаты или компенсации.

Само же строительство по предварительным оценкам должно было занять 12 лет и обойтись в сумму 600 миллионов золотых франков. Для организации и проведения работ, а также сбора необходимых денежных средств в 1879 году во Франции была основана Всеобщая Компания Панамского межокеанского канала. Ее директором стал Фердинанд Лессепс. Компания сразу же объявила подписку на выпущенные ею 600 тысяч акций стоимостью по 500 франков (всего 300 миллионов). Учитывая авторитет Лессепса, в желающих купить их не было недостатка. И вот 1 января 1880 года строительство нового канала началось.

Первоначально окончание работ и первый проход судна через Панамский канал планировалось в 1888 году. Однако, практически сразу началось отставание от рабочего графика, которое со временем становилось все больше и больше. К 1885 году была выполнено всего 10% от необходимого объема строительных работ. Расходы же составили более половины от первоначально собранного капитала.

Причиной этого стала ошибка в выборе пути строительства, а также недооценке влияния на него местных условий. Помимо неправильной геологической оценки трассы, свою роль сыграли и климатические условия, которые оказались просто катастрофическими. Сильнейшие тропические ливни, разливы рек, а также такие заболевания, как желтая лихорадка и малярия стали привели к массовой гибели строителей. Всего за время Панамской эпопеи умерло почти 25 тысяч человек, большинство из которых были местными жителями. Это также привело к дополнительным расходам. Вот почему уже в 1882 году Компании пришлось выпустить дополнительный облигационный заем, и в течение следующих двух лет повторить его еще дважды. Это принесло дополнительно 400 миллионов франков.

Однако, руководство самым тщательным образом скрывало правду об истинном положении дел, используя для этого самые мошеннические приемы. Так, во французской прессе регулярно публиковались заказные статьи, в самых радужных тонах расписывающие ход строительства. В ход шел подкуп должностных лиц, в том числе на самом высоком уровне. Для этого Компания пользовалась услугами барона Жака де Рейнака, по совместительству одного из влиятельнейших банкиров страны. В паре с ним работал другой финансовый авантюрист, Корнелиус Герц, друзьями которого были многие влиятельные люди, в том числе будущий премьер-министр Жорж Клемансо. Именно Герц непосредственно передавал деньги, полученные Рейнаком от Компании. Получателями были политики, журналисты и редакторы изданий, члены парламента и министры. Посредники не забывали и себя, заработав на этом деле почти 9.5 миллионов франков.

Всего же, как выяснилось впоследствии, в деле было замешано 104 получателя взяток, причем на самом высоком уровне. Размер мзды за их услуги составлял от 10 до 500 тысяч франков. Благодаря такому лоббированию, в 1888 году в парламенте удалось провести закон, разрешающий Компании выпустить долгосрочный выигрышный заем, на который до этого имело право только государство. Это был первый в новейшей истории Франции прецедент такого рода.

Созданная парламентом комиссия по расследованию установила, что из общей суммы в 1 миллиард 335 миллионов франков, израсходованных Компанией за 9 лет своего существования, расход 718 миллионов франков никак не был отражен в ее финансовой документации. Эти деньги попросту растворились в воздухе, как будто их никогда и не было. Расследование сопровождалось громкими скандалами и смертью нескольких участников аферы, в том числе и барона де Рейнака. По официальной версии он умер от кровоизлияния в мозг, хотя вскрытия почему-то не было произведено.

В 1893 году по результатам расследования состоялся судебный процесс над руководством Компании и рядом лиц, обвиняемых в коррупции. Сам Лесспес, которому на тот момент было уже 88 лет, был освобожден от ответственности. Процесс, за ходом которого следила вся Франция, закончился рядом обвинительных приговоров к различным срокам тюремного заключения и денежным штрафам. Однако, всего через четыре месяца кассационный суд отменил их и все обвиняемые были выпущены на свободу. Что же касается Корнелиуса Герца, тот он еще до начала процесса ухитрился сбежать в Англию, где впоследствии и умер в 1898 году.

Так закончилось это дело, которое настолько запомнилось его современником, что слово Панама более четверти века употреблялось в основном в совершенно определенном подтексте. Лишь после Первой Мировой войны о Панамской афере стали понемногу забывать. И совершенно напрасно..

А сам канал, в конце концов, все же был простроен. Но это как говорится уже другая история.

Эта статья касается скандала, связанного с финансированием одноименного канала. О скандале 2016 года, связанном с офшорными компаниями, расположенными в Панаме, см. Panama Papers Scandal .


Скандал Панамы является случаем коррупции , связанной с рытьем Панамского канала , брызгая несколько политиков и промышленник ФРАНЦУЗСКОГО во время Третьей республики (1870-1940) и разрушенных сот тысяч вкладчиков в полном объеме международной расширительным Парижской фондовой бирже .

Скандал связан с финансовыми трудностями Универсальной компании Межокеанского канала Панамы , компании, созданной Фердинандом де Лессепсом для сбора необходимых средств и реализации проекта. Хотя сайт оказывается дороже, чем ожидалось, Лессепс запускает публичную подписку. Часть этих средств финансист Жак де Рейнах использует для подкупа журналистов и незаконного получения поддержки от политических деятелей. После ликвидации компании , разорившей подписчиков, барон де Рейнах был найден мертвым, а несколько политиков были обвинены в коррупции. Скандал тогда разразился среди бела дня. Похожий финансовый скандал - дело Артура Раффаловича о российских займах - всплыл в 1920-х годах.

Резюме

Генезис проекта

После инаугурации Суэцкого канала , то 17 ноября 1869 г. , Фердинанд де Лессепс , увенчанный славой, получил международный статус.

Затем мы создали 19 августа 1876 ​​г. международное гражданское общество намеревалось профинансировать исследование Дарьенского перешейка , частью которого был Лессепс. Команда инженеров под руководством Люсьена Наполеона Бонапарта-Виза , Армана Реклю (офицер, который позже руководил работой) и нескольких французских и иностранных инженеров была отправлена ​​на месторождение, чтобы изучить различные возможные маршруты и посмотреть, какой канал будет наиболее подходящим. Их вывод касался скорее канала с замками.

В Март 1878 г. , Люсьен Бонапарт-Napoléon Wyse , полученный от колумбийского правительства , на котором Панама зависела, концессию на строительство канала, на котором Лессепс взял опцион на десять миллионов франков . Напряженные отношения между США и Колумбией облегчили французам получение концессии.

С 15 до 29 мая 1879 г. , То Сосьете де Geographie де Париж , под председательством Фердинанда де Лессепс , взял на себя инициативу созыва Международного конгресса по изучению Interoceanic канала, состоящий из 136 делегатов, в основном французских, представляющих 26 стран, в том числе США и Китая. , чтобы договориться о применяемом методе. Лессепс предложил ровный канал, а французский инженер Адольф Годен де Лепине представил свой проект - канал с шлюзами, который дешевле и менее опасен для жизни людей.

Сложное строительство с обеспеченным финансированием из-за коррупции



В 1879 году Конгресс одобрил проект Лессепса, который был выбран для начала работ по бурению Панамского перешейка , что должно было позволить соединить Атлантический океан с Тихим океаном через Центральную Америку . Несмотря на разницу в стоимости строительства между ровным и шлюзом (ровный канал стоит вдвое дороже) , был выбран ровный канал протяженностью 75 км . Стоимость его строительства оценивалась в 600 миллионов франков.

Лессепс составлял 8 июля 1879 г. Универсальная Компания из Interoceanic канала Панамы , компания с ограниченной ответственностью, предназначенная для сбора необходимых средств и вести проект. В 20 октября 1880 г. , устав компании Universal Interoceanic Canal Company был депонирован в Париже . В декабре Шарль де Лессепс (сын Фердинанда де Лессепса) приступил к выпуску капитала компании в виде 800 000 акций по 500 франков, но эта эмиссия не увенчалась успехом. Мы собрали только 300 миллионов из 400 запрошенных. Работа началась в 1881 году и столкнулась с рядом трудностей: эпидемии малярии и желтой лихорадки, вызвавшие очень высокую смертность среди персонала, несчастные случаи на земле из-за трудностей пересечения горных кордильер, которые проходят вдоль перешейка. Признание, установленное гражданским обществом в 1876 году, не касалось этих проблем, желая обеспечить продвижение проекта.

Столкнувшись с определенными препятствиями, такими как порог Кулебра (высота 87 метров), Лессепс обратился к Гюставу Эйфелю , который согласился взять на себя проект. Эйфель полностью подверг сомнению дизайн, в частности, предоставив шлюзы, в то время как Лессепс хотел сделать ровный канал, как в Суэце , не беспокоясь о гористом характере пересекаемого региона. Лессепс продолжал собирать средства у вкладчиков и подкупать журналистов и парламентариев, чтобы обеспечить принятие специального закона, который должен был разрешить выдачу ссуд. В 1888 году был принят закон, и последние средства были высвобождены в виде ссуд.

Взрыв корпуса



В 6 сентября 1892 г. , Дрюмон , антисемитский и анти-парламентский журналист , который получил конфиденциальные документы от Райнаха, показал скандал в своем ежедневном La Libre Parole . Заключен из 3 ноября 1892 г. в 3 февраля 1893 г. в тюрьме Сент-Пелажи по другому делу, он раскрыл одно за другим из своей камеры имена коррумпированных политиков и журналистов и раскрыл механизмы мошенничества. 19 ноября газета La Cocarde обнародовала имена других политиков, в том числе президента Палаты Шарля Флоке .

Дело вызвало ажиотаж: 20 ноября барон де Рейнах был найден мертвым, а Корнелиус Герц бежал в Англию , где избежал правосудия.

Сообщается, что в целом 104 парламентария получили суммы от 1 000 до 300 000 франков. Скандал закончился в 1893 году приговором к пяти годам тюремного заключения бывшему министру общественных работ Шарлю Байо .

Фердинанд де Лессепс, Гюстав Эйфель и их соратники приговорены к 5 годам тюремного заключения. Однако Фердинанд де Лессепс сбегает из тюрьмы из-за технической неисправности .

Шарль де Лессепс, сын Фердинанда, был приговорен к тому же приговору, что и его отец, а на другом суде получил один год тюрьмы за коррупцию. Осудил 9 февраля 1893 г. Апелляционным судом Парижа к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 20 000 франков Гюстав Эйфель был окончательно реабилитирован в результате расследования, которое показало, что он не участвовал в хищении, 15 июня 1893 г. по кассационному суду .

Завершение проекта США


Строительство канала было наконец возобновлено Соединенными Штатами , которые выкупили концессию, акции и активы компании New Panama Canal по договору Хай-Бунау-Варилла в ноябре 1903 года . Отказавшись от маршрута, пересекающего Никарагуа , они возобновили проект Адольфа Годена де Лепине 1879 года и расширили уже проложенный французский маршрут, чтобы завершить его в 1914 году , с дополнительными затратами всего в сорок миллионов долларов .

Работы, начатые в 1904 году, привели к открытию канала на 15 августа 1914 г. , в тот самый момент, когда в Европе разразилась Первая мировая война .

Ориентировочный график

1880 г.

  • В 20 октября 1880 г. , устав компании Universal Interoceanic Canal Company депонирован в Париже. Выпуск 800 000 акций по 500 франков, но только 300 миллионов из 400 запрошенных привлечены от 75 000 инвесторов, больших и малых. Строительство начинается через несколько месяцев.

1889 г.

  • 4 февраля : судебная ликвидация Универсальной компании Межокеанского канала Панамы разоряет 85 000 подписчиков.
  • Март: банкротство Comptoir d'Escompte de Paris .

1892 г.

  • 6 сентября : Панамский скандал вспыхнул, среди прочего, из-за злобной статьи в La Libre условно-досрочном освобождении . В прессе последовала кампания против руководителей Компании с разоблачениями коррупции политиков.
  • 15 ноября : Луи Рикар , Хранитель Печатей, приказывает прокурору Жюлю Кенэ де Бореперу наказать директоров компании Панамского канала.
  • 19 ноября : смерть барона Жака де Рейнаха , банкира.
  • 16 декабря : арест Фердинанда де Лессепса, Мариуса Фонтане и Сан-Леруа.
  • 20 декабря : запрос разрешений на судебное преследование пяти сенаторов (включая Альбера Греви , Леона Рено и Франсуа Тевене ) и пяти заместителей ( Эммануэль Арен , Анри-Жозеф Дюге де ла Фоконнери , Антонен Пруст, Жюль Рош и Морис Рувье ). В палате депутатов запрос Деруледа против Герца и Клемансо. Помимо последнего, Фрейсине и Флоке были названы за их подозрительную роль, но не были обеспокоены отсутствием улик.

1893 г.

  • 9 января : арест бывшего министра общественных работ Шарля Байо .
  • 10 января - 9 февраля : судебное разбирательство по делу администраторов Панамы в первой палате Апелляционного суда Парижа; Фердинанд и Шарль де Лессепс приговорены к пяти годам тюремного заключения, а Эйфель , Котту и Фонтане - к двум годам.
  • 22 января : социалистический манифест против панамского скандала.
  • 9- 23 марта : суд над парламентариями, обвиняемыми в коррупции, в суде присяжных Сены.
  • 9 декабря : Огюст Вайан бросает бомбу в центр палаты депутатов (некоторые ранены).

1894 г.

  • 11 июня : Герц уволен за мошенничество и злоупотребление доверием.

1895 г.

  • 16 ноября : скандал возрождается арестом Артона в Англии.

1897 г.

1898 г.

  • 30 марта : в Палате депутатов обсуждение и утверждение заключений протокола следственной комиссии.

1914 г.

  • Строительство канала, начатое 34 года назад, было завершено американскими покупателями за очень скромную дополнительную плату.

1923 г.

  • Новые откровения возникают в финансовом скандале одного и того же типа, а также выступил в конце XIX - го века, в вопросе Рафалович по российским кредитам .

Последствия


Большая часть прессы вышла из этого дела дискредитированной и унаследовавшей репутацию продажности; Особенно пострадает политическая карьера Жоржа Клемансо .

Ссылки в искусстве

Идея прокопать в этом месте канал возникла еще в 1550 году у португальского путешественника Антонио Гальвао. И после него не выходила из головы многих предпринимателей-энтузиастов, что и не удивительно: плавание вокруг южной оконечности Америки, мыса Горн, было не только долгим, но и опасным. Одно дело – гонять парусники и пароходы вокруг всего Южноамериканского материка, тратить несколько недель, а то и месяцев. Совсем другое – не покидая ласковых тропиков, проплыть рукотворным каналом из Атлантики в Тихий океан или обратно. Выгодность мероприятия очевидна.

Сложность в том, что принадлежал Панамский перешеек Колумбии. Эта латиноамериканская республика возникла еще в начале XIX века, и колумбийское правительство категорически не хотело пускать в свою страну американцев и европейцев.

4562_1234961655_full1


Панамский канал. Вид из космоса

В этот перешеек закопали свои золотые тысячи богатеньких французских Буратино
Множество агентов всех европейских держав шныряли вокруг присутственных мест Колумбии. Но безнадежно: колумбийское правительство бдительно приглядывало, чтобы никому ничего не досталось.

Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.
Франсуа Ларошфуко, французский государственный деятель

Пробить брешь в этой колумбийской стене смог человек по заслугам знаменитый и в высшей степени достойный – французский аристократ Фердинанд де Лессепс. Де Лессепсы служили королям несколько столетий, дав миру несколько действительно выдающихся военачальников и дипломатов. Семья известна так же, как в России – Голицыны или Долгорукие.

Фердинанд Лессепс лично себя прославил таким грандиозным проектом, как построение Суэцкого канала. В 1854 году вице-король Египта Саид-Паша подарил Фердинанду де Лессепсу концессию на прорытие канала между Красным и Средиземным морями. Дело громадной, поистине мировой важности! Не плавать вокруг Африки, как плыли из Санкт-Петербурга, например, на Аляску корабли кругосветной экспедиции Резанова-Крузернштерна-Лазарева в начале XIX века, а из Европы – через Средиземное море, через канал в Красное и прямо в Индийский океан!

Лессепса поддерживал Император Франции Наполеон III, деньги на строительство канала собрали легко. Расчеты оказались верными – и инженерные, и коммерческие. В 1859–1869 годах шло строительство. С 1870 года канал запустили в эксплуатацию. Всего через 4 года эксплуатации ровного как стрела 161-километрового канала строительство полностью окупилось, и канал начал давать чистую прибыль.

Это было невероятно выгодным делом, и к тому же – частью преобразования мира, прогресса, торжеством европейской науки и техники, власти человека над природой, Европы над сонным Востоком.

Bib_86C1_Portrait_Lesseps1


Фердинанд де Лессепс
Только истинный аристократ мог с таким блеском и так долго водить за нос всю Европу

Слава Лессепса гремела больше, чем в наше время – Билла Гейтса. И по заслугам!

…А в 1875 году Лессепс загорелся новой идеей: идеей Панамского канала! Отказать ТАКОМУ человеку Колумбийский конгресс не смог. В 1878 году Лессепс созвал в Париже Международный географический конгресс, на котором обсуждались разные проекты создания канала.

Задача была не так проста, как кажется: Суэцкий-то канал рыли на плоской, как стол, местности. А Панамский перешеек – это джунгли, пересеченная местность, болота, скалистые холмы. Бурные реки петляли по трассе, разливались после дождей.

Одни ученые стояли за создание подземного туннеля. Другие считали, что надо построить железную дорогу и перевозить корабли посуху из океана в океан. Самый реалистичный проект был – строить канал с несколькими шлюзами.

Быстро выяснилось, что джунгли Центральной Америки мало похожи на идиллические пустыни Ближнего Востока. Малярия и желтая лихорадка косили рабочих, реки разливались, снося постройки и механизмы, во влажном климате машины выходили из строя, в горном массиве Кулебра приходилось пробивать траншею глубиной 55 и шириной 90 метров.

Но силы природы меркли в сравнении с главным: с фантастическим, невероятным воровством людей, стоявших у финансовых рычагов этой эпопеи.

Все болезни К. Герц лечил исключительно электрическим током. Последствия, думаю, предсказать нетрудно, даже не зная подробностей. Вскоре Корнелиус Герц бежал в Европу, потому что в США его объявили Wanted – то есть человеком, которого разыскивает полиция. Что характерно: и такого слова в русском языке нет… С чего бы это?!

Вместе с обер-жуликом Герцем работали другие такие же. Они организовали просто феерическое воровство на строительстве Панамского канала. На одних приписках можно было обогатиться: если верить документам, по затратам прорыли по крайней мере три канала! К тому же зарплата рабочих постоянно урезалась, покойников месяцами показывали как живых, и они (на том свете, вероятно) исправно получали зарплату.

Денег катастрофически не хватало. Они таяли. Строительство канала никак не хотело продвигаться.

Последовали новые займы в 1881… 1883… 1884 годах. Людям широковещательно врали через прессу, рассказывая о громадном масштабе работ, о скором завершении строительства…

В 1887 году окончательно стало очевидно, что строить канал на уровне моря бессмысленно даже и пытаться. Лессепс обратился к инженеру Александру Гюставу Эйфелю. Тому самому! Эйфель как раз заканчивал строительство своей знаменитой башни. Может, он поможет?

Лессепс просил Эйфеля подготовить проект канала со шлюзами… Точно такой, от которого он отказывался.

image0021

Скандал разразился грандиозный. Это был скандал и финансовый, и политический. Он привел к политическому кризису и к падению правительства во Франции. Во какие бывают авантюры! После них правительства сменяются.

Против 510 депутатов выдвинули обвинения в коррупции. Правительство ушло в отставку. Политическая карьера Клемансо оказалась навсегда запачканной. Судьба жуликов различна… Один покончил с собой, другие бежали в гостеприимную Британию.

Американская эпопея

Банкиры, жулики и революции

Нищета ведет к революции, революция – к нищете.
Виктор Гюго, французский писатель

В этой истории много неясного, странного. Хотя бы такая деталь: деятелей Международной компании принимал президент США Теодор Рузвельт! Невероятно…

Но еще невероятнее другое. На этой встрече частные лица сообщили президенту удивительную новость: в Панаме готовится революция! Теодор Рузвельт задумался. Он не выразил особой готовности поддержать эту революцию, но и оказывать поддержку Колумбии счел неправильным со стороны США. Намек понят!

И тут на свет Божий выходит еще один аферист. Некий Амадор Герреро – врач-терапевт, служащий на Панамской железной дороге. Этому Амадору тоже устроили тайное свидание с Рузвельтом. О чем беседовали президент США и будущий президент Панамы, история умалчивает. Известно только, что в Панаму Амадор Герреро вернулся с мешком, в котором лежал национальный флаг, только что написанная Декларация панамской независимости и большая сумма наличности.

Герреро собрал приятелей… семерых. Все – служащие железной дороги, знакомые по многим годам совместной работы. Семеро привели своих приятелей… числом 50 человек.

3 ноября 1903 года в Панаме разыгрались интересные события!

В общем, свергать колумбийских захватчиков и оккупантов двинулись около сорока патриотов Панамы. Во главе колонны шагали Герреро и американский консул – каждый со своим флагом в руках.

Злых оккупантов представлял командир гарнизона в чине генерала, а под ружьем у него – больше тысячи солдат. Генерал уже получил свои 15 тысяч долларов и сразу заявил: он вынужден капитулировать, будучи не в силах одолеть превосходящих сил противника. Такого содержания телеграмму он послал в Боготу, а сам сдался… И тут же был произведен в главнокомандующие новой республики Панама.

h632491

Поняв, что к чему, капитан надел парадный мундир и торжественно передал свой корабль лидеру Панамы Герреро. И тут же был произведен в Адмиралы военно-морского флота Независимой Республики Панама.


Американцы быстро справились с эпидемиями среди строителей, попросту выгнав со стройки всех больных помирать куда подальше в джунгли, завезли технику и оборудование. Сразу стало очевидно, что французы не достроили канал из-за чудовищного воровства.

Французы вынули 28 миллионов кубических метров грунта. А американцы – 160 миллионов.


15 августа 1914 года наконец состоялось открытие канала длиной 65,2 километра, глубиной до 12,5 метра, минимальной шириной 91,5 метра. 6 шлюзов! 17 тысяч судов могло пройти через канал за год.

Событие прошло еле заметно, потому что в Европе уже шла Первая мировая война. Немцы разворачивали наступление на Париж… Не до канала. Весь ХХ век он принадлежал США. Канал передали Панаме только 31 декабря 1999 года.

Эта статья касается скандала, связанного с финансированием одноименного канала. О скандале 2016 года, связанном с офшорными компаниями, расположенными в Панаме, см. Panama Papers Scandal .


Скандал Панамы является случаем коррупции , связанной с рытьем Панамского канала , брызгая несколько политиков и промышленник ФРАНЦУЗСКОГО во время Третьей республики (1870-1940) и разрушенных сот тысяч вкладчиков в полном объеме международной расширительным Парижской фондовой бирже .

Скандал связан с финансовыми трудностями Универсальной компании Межокеанского канала Панамы , компании, созданной Фердинандом де Лессепсом для сбора необходимых средств и реализации проекта. Хотя сайт оказывается дороже, чем ожидалось, Лессепс запускает публичную подписку. Часть этих средств финансист Жак де Рейнах использует для подкупа журналистов и незаконного получения поддержки от политических деятелей. После ликвидации компании , разорившей подписчиков, барон де Рейнах был найден мертвым, а несколько политиков были обвинены в коррупции. Скандал тогда разразился среди бела дня. Похожий финансовый скандал - дело Артура Раффаловича о российских займах - всплыл в 1920-х годах.

Резюме

Генезис проекта

После инаугурации Суэцкого канала , то 17 ноября 1869 г. , Фердинанд де Лессепс , увенчанный славой, получил международный статус.

Затем мы создали 19 августа 1876 ​​г. международное гражданское общество намеревалось профинансировать исследование Дарьенского перешейка , частью которого был Лессепс. Команда инженеров под руководством Люсьена Наполеона Бонапарта-Виза , Армана Реклю (офицер, который позже руководил работой) и нескольких французских и иностранных инженеров была отправлена ​​на месторождение, чтобы изучить различные возможные маршруты и посмотреть, какой канал будет наиболее подходящим. Их вывод касался скорее канала с замками.

В Март 1878 г. , Люсьен Бонапарт-Napoléon Wyse , полученный от колумбийского правительства , на котором Панама зависела, концессию на строительство канала, на котором Лессепс взял опцион на десять миллионов франков . Напряженные отношения между США и Колумбией облегчили французам получение концессии.

С 15 до 29 мая 1879 г. , То Сосьете де Geographie де Париж , под председательством Фердинанда де Лессепс , взял на себя инициативу созыва Международного конгресса по изучению Interoceanic канала, состоящий из 136 делегатов, в основном французских, представляющих 26 стран, в том числе США и Китая. , чтобы договориться о применяемом методе. Лессепс предложил ровный канал, а французский инженер Адольф Годен де Лепине представил свой проект - канал с шлюзами, который дешевле и менее опасен для жизни людей.

Сложное строительство с обеспеченным финансированием из-за коррупции



В 1879 году Конгресс одобрил проект Лессепса, который был выбран для начала работ по бурению Панамского перешейка , что должно было позволить соединить Атлантический океан с Тихим океаном через Центральную Америку . Несмотря на разницу в стоимости строительства между ровным и шлюзом (ровный канал стоит вдвое дороже) , был выбран ровный канал протяженностью 75 км . Стоимость его строительства оценивалась в 600 миллионов франков.

Лессепс составлял 8 июля 1879 г. Универсальная Компания из Interoceanic канала Панамы , компания с ограниченной ответственностью, предназначенная для сбора необходимых средств и вести проект. В 20 октября 1880 г. , устав компании Universal Interoceanic Canal Company был депонирован в Париже . В декабре Шарль де Лессепс (сын Фердинанда де Лессепса) приступил к выпуску капитала компании в виде 800 000 акций по 500 франков, но эта эмиссия не увенчалась успехом. Мы собрали только 300 миллионов из 400 запрошенных. Работа началась в 1881 году и столкнулась с рядом трудностей: эпидемии малярии и желтой лихорадки, вызвавшие очень высокую смертность среди персонала, несчастные случаи на земле из-за трудностей пересечения горных кордильер, которые проходят вдоль перешейка. Признание, установленное гражданским обществом в 1876 году, не касалось этих проблем, желая обеспечить продвижение проекта.

Столкнувшись с определенными препятствиями, такими как порог Кулебра (высота 87 метров), Лессепс обратился к Гюставу Эйфелю , который согласился взять на себя проект. Эйфель полностью подверг сомнению дизайн, в частности, предоставив шлюзы, в то время как Лессепс хотел сделать ровный канал, как в Суэце , не беспокоясь о гористом характере пересекаемого региона. Лессепс продолжал собирать средства у вкладчиков и подкупать журналистов и парламентариев, чтобы обеспечить принятие специального закона, который должен был разрешить выдачу ссуд. В 1888 году был принят закон, и последние средства были высвобождены в виде ссуд.

Взрыв корпуса



В 6 сентября 1892 г. , Дрюмон , антисемитский и анти-парламентский журналист , который получил конфиденциальные документы от Райнаха, показал скандал в своем ежедневном La Libre Parole . Заключен из 3 ноября 1892 г. в 3 февраля 1893 г. в тюрьме Сент-Пелажи по другому делу, он раскрыл одно за другим из своей камеры имена коррумпированных политиков и журналистов и раскрыл механизмы мошенничества. 19 ноября газета La Cocarde обнародовала имена других политиков, в том числе президента Палаты Шарля Флоке .

Дело вызвало ажиотаж: 20 ноября барон де Рейнах был найден мертвым, а Корнелиус Герц бежал в Англию , где избежал правосудия.

Сообщается, что в целом 104 парламентария получили суммы от 1 000 до 300 000 франков. Скандал закончился в 1893 году приговором к пяти годам тюремного заключения бывшему министру общественных работ Шарлю Байо .

Фердинанд де Лессепс, Гюстав Эйфель и их соратники приговорены к 5 годам тюремного заключения. Однако Фердинанд де Лессепс сбегает из тюрьмы из-за технической неисправности .

Шарль де Лессепс, сын Фердинанда, был приговорен к тому же приговору, что и его отец, а на другом суде получил один год тюрьмы за коррупцию. Осудил 9 февраля 1893 г. Апелляционным судом Парижа к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 20 000 франков Гюстав Эйфель был окончательно реабилитирован в результате расследования, которое показало, что он не участвовал в хищении, 15 июня 1893 г. по кассационному суду .

Завершение проекта США


Строительство канала было наконец возобновлено Соединенными Штатами , которые выкупили концессию, акции и активы компании New Panama Canal по договору Хай-Бунау-Варилла в ноябре 1903 года . Отказавшись от маршрута, пересекающего Никарагуа , они возобновили проект Адольфа Годена де Лепине 1879 года и расширили уже проложенный французский маршрут, чтобы завершить его в 1914 году , с дополнительными затратами всего в сорок миллионов долларов .

Работы, начатые в 1904 году, привели к открытию канала на 15 августа 1914 г. , в тот самый момент, когда в Европе разразилась Первая мировая война .

Ориентировочный график

1880 г.

  • В 20 октября 1880 г. , устав компании Universal Interoceanic Canal Company депонирован в Париже. Выпуск 800 000 акций по 500 франков, но только 300 миллионов из 400 запрошенных привлечены от 75 000 инвесторов, больших и малых. Строительство начинается через несколько месяцев.

1889 г.

  • 4 февраля : судебная ликвидация Универсальной компании Межокеанского канала Панамы разоряет 85 000 подписчиков.
  • Март: банкротство Comptoir d'Escompte de Paris .

1892 г.

  • 6 сентября : Панамский скандал вспыхнул, среди прочего, из-за злобной статьи в La Libre условно-досрочном освобождении . В прессе последовала кампания против руководителей Компании с разоблачениями коррупции политиков.
  • 15 ноября : Луи Рикар , Хранитель Печатей, приказывает прокурору Жюлю Кенэ де Бореперу наказать директоров компании Панамского канала.
  • 19 ноября : смерть барона Жака де Рейнаха , банкира.
  • 16 декабря : арест Фердинанда де Лессепса, Мариуса Фонтане и Сан-Леруа.
  • 20 декабря : запрос разрешений на судебное преследование пяти сенаторов (включая Альбера Греви , Леона Рено и Франсуа Тевене ) и пяти заместителей ( Эммануэль Арен , Анри-Жозеф Дюге де ла Фоконнери , Антонен Пруст, Жюль Рош и Морис Рувье ). В палате депутатов запрос Деруледа против Герца и Клемансо. Помимо последнего, Фрейсине и Флоке были названы за их подозрительную роль, но не были обеспокоены отсутствием улик.

1893 г.

  • 9 января : арест бывшего министра общественных работ Шарля Байо .
  • 10 января - 9 февраля : судебное разбирательство по делу администраторов Панамы в первой палате Апелляционного суда Парижа; Фердинанд и Шарль де Лессепс приговорены к пяти годам тюремного заключения, а Эйфель , Котту и Фонтане - к двум годам.
  • 22 января : социалистический манифест против панамского скандала.
  • 9- 23 марта : суд над парламентариями, обвиняемыми в коррупции, в суде присяжных Сены.
  • 9 декабря : Огюст Вайан бросает бомбу в центр палаты депутатов (некоторые ранены).

1894 г.

  • 11 июня : Герц уволен за мошенничество и злоупотребление доверием.

1895 г.

  • 16 ноября : скандал возрождается арестом Артона в Англии.

1897 г.

1898 г.

  • 30 марта : в Палате депутатов обсуждение и утверждение заключений протокола следственной комиссии.

1914 г.

  • Строительство канала, начатое 34 года назад, было завершено американскими покупателями за очень скромную дополнительную плату.

1923 г.

  • Новые откровения возникают в финансовом скандале одного и того же типа, а также выступил в конце XIX - го века, в вопросе Рафалович по российским кредитам .

Последствия


Большая часть прессы вышла из этого дела дискредитированной и унаследовавшей репутацию продажности; Особенно пострадает политическая карьера Жоржа Клемансо .

Ссылки в искусстве

Читайте также: