Построенная с учетом территориального устройства государства совокупность всех действующих судов

Обновлено: 15.05.2024

Судебная система - это совокупность всех действующих в России согласно Конституции РФ судов, построенная с учетом федерального и административно-территориального устройства государства. Структура судебной системы в России установлена законодательными актами в соответствии с Конституцией РФ.

Порядок создания и упразднения судов определен в ст. 17 Федерального конституционного закона о судебной системе. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Федерации.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности федерального арбитражного суда округа устанавливаются федеральным конституционным законом.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Судебная реформа в Российской Федерации

Деятельность судов для общества и граждан чрезвычайно важна. Именно в судах люди надеются найти защиту своих прав и интересов. Но если бы правосудие в полной мере удовлетворяло потребности общества и граждан, то такого активного стремления к проведению судебной реформы в России, думаю, не было бы. Главная цель ее состоит в том, чтобы на деле найти те пути и способы укрепления судебной системы, которые действительно служили бы улучшению правосудия, защите нарушенных прав и интересов граждан нашей страны.

Говоря о главных итогах судебной реформы, Президент РФ подчеркнул: "Самостоятельная судебная власть в России, несмотря ни на какие проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована".[Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.]

Он проиллюстрировал это утверждение рядом примеров: в России сегодня действуют Конституционный Суд, уставные суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды, воссоздан институт судебных приставов. Кроме того, пусть пока лишь в нескольких регионах, но уже работают суды присяжных. К отправлению правосудия приступили мировые судьи.

Концепция судебной реформы была утверждена нашим парламентом по предложению Президента России в 1991 г. Концепция судебной реформы нашла свое отражение в Конституции РФ 1993 г., в федеральных конституционных законах.

Самое главное состоит в том, как справедливо указал Председатель совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ В. Ф. Яковлев, что реализованы исходные принципиальные положения, которые заложены в фундамент этой концепции. Они нашли выражение, например, в организации системы арбитражных судов, внедрении начал состязательности процесса, введении апелляционного и кассационного порядка обжалования судебных решений, создании судебных округов и формировании судебных инстанций, не связанных с законодательной и исполнительной властью какого-либо уровня, в системе арбитражных судов (то же сейчас предлагается сделать применительно к административным судам).

Сейчас предпринимаются шаги к тому, чтобы создать административные суды в системе судов общей юрисдикции. По сути, административное судопроизводство уже осуществляется, имеет хорошую организационную основу, наработан большой опыт ее осуществления.

Одним словом, анализ концепции судебной реформы и ее реализации на сегодняшний день показывает, что концепция эта сохранила свою актуальность, свою ценность. В значительной степени она уже реализована.

Судебная система РФ— это единая совокупность раз­личных видов судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, осуществляющих судебную власть в форме консти­туционного, административного, гражданского и уголовно­го судопроизводства.

Построение судебной системы в целом регулируется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, а органи­зация отдельных видов судов — рядом судоустройственных нормативных актов[94].

В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе пра­восудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрез­вычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъ­ектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, кра­евые и областные суды, суды городов федерального значе­ния, суд автономной области и суды автономных округов, районные, городские и межрайонные суды, военные и спе­циализированные суды, составляющие систему федераль­ных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арби­тражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арби­тражных судов;

- Дисциплинарное судебное присутствие[95].

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, явля­ющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, единая судебная система РФ состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ, что опреде­ляется федеративным государственным устройством нашей страны, а также из конституционной юстиции, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, что связано с их ком­петенцией, особенностями отдельных форм судопроизвод­ства.

К системе конституционной юстиции относятся Консти­туционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Особенностью судопроизводства, осуществляемого данными судами, является то, что они не раз­решают гражданские, уголовные, административные дела по существу, а рассматривают вопросы соответствия кон­ституции или уставу нормативных актов, дают толкование конституции и решают другие правовые вопросы. Судеб­ные постановления конституционных (уставных) судов не обжалуются в Конституционный Суд РФ, т.е. данные суды не связаны отношениями звеньев и инстанций[96].

Как и в любом государстве, наиболее многочисленной является подсистема судов общей юрисдикции, к которой относятся мировые судьи, районные, областные и соот­ветствующие[97] суды и Верховный Суд РФ. Данные суды в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, в соот­ветствии со ст. 26 Закона о судебной системе могут быть образованы специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. В широком значе­нии они также относятся к судам общей юрисдикции.

Подсистема арбитражных судов, созданная для разреше­ния экономических споров и иных дел, сторонами в кото­рых являются юридические лица и граждане, занимающи­еся предпринимательской деятельностью, состоит из ранее названных арбитражных судов субъектов РФ, арбитраж­ных апелляционных судов, арбитражных кассационных су­дов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Судебная система РФ построена на основе принципов единства; учета федеративного и административно-терри­ториального устройства при организации судов; сочетания организационных и функциональных связей между судами.

Единство судебной системы обеспечивается:

- путем установления судебной системы Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

- соблюдения всеми судами и мировыми судьями уста­новленных федеральным законом правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международ­ного права и международных договоров РФ, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

- признания обязательности исполнения на всей тер­ритории РФ судебных постановлений, вступивших в за­конную силу;

- законодательного закрепления единства статуса су­дей;

финансирования федеральных судов и мировых су­дей из федерального бюджета.

Принцип учета федеративного и административно- территориального устройства РФ при построении судеб­ной системы вытекает из особенностей государственного устройства нашей страны.

Россия является федеративным государством, обеспечи­вает сочетание интересов единого государства и субъектов, в том числе в сфере организации судебной власти и постро­ения судебной системы.

Как было указано выше, большинство судов нашей стра­ны являются федеральными судами. Исключение составля­ют конституционные (уставные) суды субъектов РФ и ми­ровые судьи.

Конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами РФ за счет средств бюджета соответствующе­го субъекта РФ и рассматривать вопросы, отнесенные к его компетенции, в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда, приня­тое в пределах его полномочий, не может быть пересмотре­но иным судом.

В настоящее время конституционные (уставные) суды субъектов РФ не являются обязательным звеном судебной системы, а создаются лишь по инициативе конкретного субъекта.

Мировые судьи, отнесенные законом также к судам субъектов РФ, являются первым звеном системы судов общей юрисдикции, образуются на всей территории РФ. Их полномочия, порядок образования и деятельность уста­навливаются как федеральным законом, так и законами субъектов РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие на основе федеральных законов, а вынесенные ими поста­новления могут быть обжалованы в установленном зако­ном порядке в вышестоящие федеральные суды.

Наименования судов в большинстве случаев соответ­ствуют наименованию субъекта РФ или административ­но-территориального образования, на территории которых действует суд (районный суд, областной суд, суд города фе­дерального значения).

Военные суды, относящиеся к подсистеме судов общей юрисдикции, образуются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют су­дебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба (во­енные суды гарнизонов, округов (флотов).

Особенностью построения подсистемы арбитражных су­дов является то, что в наименовании суда отражаются виды судебных полномочий в сочетании с территорией деятель­ности (арбитражные суды первой инстанции в субъектах РФ, федеральные арбитражные суды округов — арбитраж­ные кассационные суды).

Территорией деятельности судов могут являться судеб­ный участок, судебный район, судебный округ.

Под судебным участком понимается территория де­ятельности мирового судьи с численностью населения от 15 тыс. до 23 тыс. человек.

Судебный район — территория деятельности федераль­ного районного суда. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охваты­вает территорию одного района, города или иной соответ­ствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в су­дебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-террито­риальных единиц субъекта РФ.

Судебный округ — территория деятельности федераль­ных арбитражных судов округов, объединяющая несколько субъектов РФ[98].

Презентация: Судебная власть

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Судебная власть" правоведению. Презентация состоит из 10 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.85 Мб.

Содержание

Презентация: Судебная власть

Судебная власть


Слайд 2

Понятие судебной власти

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.


Слайд 3

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.


Слайд 4

Признаки судебной власти

Судебная власть - вид государственной власти. Она осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. Судебная власть принадлежит только судам - государст­венным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.


Слайд 5

Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Независимость, самостоятельность, обособлен­ность.


Слайд 6

Процессуальный порядок деятельности. Осуществление полномочий путем судопроизводства. Полномочия судов определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.


Слайд 7

Система органов, осуществляющих судебную власть


Слайд 8

Судебная система — совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.


Слайд 9

Система федеральных судов

Конституционный Суд Российской Федерации; Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.


Слайд 10

Конституционное право тесты Синергия

Конституционное право
Оценка отлично
Построенная с учетом территориального устройства государства совокупность всех действующих в Российской Федерации судов, объединенных единством задач и принципов судебной власти, – это …судебная система

Добровольная экспатриация – это …
двойное гражданство
приобретение гражданства
выбор гражданства
выход из гражданства

Территориальные единицы государства, в зависимости от функциональной загруженности, подразделяют на …
централизованные и децентрализованные
общие и специальные
универсальные и специализированные

Современная Российская Федерация по форме правления является … республикой
президентской
парламентской
смешанной

Согласно Конституции РФ (ст. 95), Государственная Дума состоит из …
450 депутатов
150 депутатов
630 депутатов
250 депутатов

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России …
не менее 15 лет
с рождения
не менее 10 лет
не менее 7 лет

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами РФ, имеющимиправо быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее …
10 человек
70 человек
50 человек
30 человек

Приобретение гражданства по факту рождения – это …
филиация
оптация
натурализация
трансферт

Центральная избирательная комиссия РФ состоит из …
35 человек
45 человек
25 человек
15 человек

Российским считается такое общественное объединение, подразделения которого расположены более чем в …
субъектов РФ
1/2
1/5
1/4
1/3

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по России подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее … после определения результатов референдума

пяти дней
двух дней
трех дней
шести дней

После революции 1917 года территориальный принцип государственного устройства в Росси был заменен …
принципом национально-культурной автономии
национальным принципом
принципом губернского деления

Установите соответствие между видами субъектов и их количеством в составе Российской Федерации:
Края 9
Автономные округа 4
Области 46
Республики 22

По назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы подразделяются на …
управомочивающие, обязывающие и запрещающие
императивные и диспозитивные
материальные и процессуальные

Главная задача парламента – …
содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти
содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти
принятие законов
повышение уровня доверия граждан к деятельности государства

– это система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции
Конституционный строй

Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с …
21 года
16 лет
18 лет
14 лет

Под … гарантиями понимают те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод
юридическими
общими
объективными

В Советском Союзе первым и единственным Президентом был избран …
М.С. Горбачев

Согласно Конституции РФ, Палаты Федерального Собрания РФ могут собираться совместно лишь для заслушивания

посланий Президента РФ
посланий Президента РФ или Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств
выступлений руководителей иностранных государств

Органы государственной власти по способу возникновения подразделяются на …
органы государства общей и специальной компетенции
первичные и производные
высшие и местные

Читайте также: