Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию судебная практика

Обновлено: 17.05.2024

Гражданин Б.И., собственник земельного участка и находящегося на нем старого (40 лет) ветхого дома, решил построить на своем участке новый дом и обратился в Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ижевска за разрешением на строительство. Но ГУАиГ в выдаче разрешения на строительство ему отказало в связи с расположением земельного участка в зоне Ж1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов Градостроительным регламентом, утвержденным Правилами землепользования и застройки г. Ижевска от 27.11.2007 года, не предусмотрено. Б.И. считает, что такое решение нарушает его права как собственника, тем более, что по соседству, предположительно в этой же территориальной зоне, также ведется строительство жилого дома.

Вопрос: можно ли оспорить решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома?

Ответ юриста.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Следовательно, Б. И. имеет возможность в течение оставшегося месяца обратиться в суд с административным исковым заявлением для обжалования принятого ГУАиГ Администрации г. Ижевска решения.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отказом в выдаче разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.

Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.

Согласно пункту 2.7 Положением о ГУАиГ, к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, в связи с чем, оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

Права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, закрепленные в статье 209 ГК РФ, предусмотрены также и в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) и в пункте 1 статьи 263 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Из анализа положений статьи 56 ЗК РФ и статьи 280 ГК РФ следует, что ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 - 6 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Системное толкование вышеперечисленных норм права и статьи 280 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации. При этом данное ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, лишь возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение последних в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно - делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска 27.11.2007 года № 344, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников в части возведения объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.

В соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 7 данных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичные положения закреплены в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ.

В связи с указанным, намерение гражданина Б. И. осуществить строительство на данном участке нового дома не противоречит разрешенному использованию земельного участка и должно подлежать судебной защите.

Для этого Б. И. было предложено обратиться с административным исковым заявлением в суд не позднее трех месяцев со дня вынесения спорного решения об отказе. Следует отметить, что судебная практика Октябрьского районного суда г. Ижевска (по месту нахождения ответчика) по делам с аналогичными обстоятельствами в подавляющем большинстве стоит на стороне истца.

В соответствии с указанными правилами законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех работ, благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения недоделок. В настоящий момент согласно положениям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Именно данный документ подтверждал момент создания нового объекта недвижимости с показателями, соответствующими требованиям градостроительных и строительных норм и правил, а также устанавливал возможность его эксплуатации (использования) в соответствии с целевым назначением.

  1. отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  2. несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или проекта планировки территории и проекта межевания территории;
  3. несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
  4. несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

Можно ли оспорить само разрешение на ввод объекта в эксплуатацию?

Разрешение на ввод эксплуатацию — это документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, и выдается органами государственной власти и местного самоуправления застройщику. Поэтому по своей правовой природе он является ненормативным актом, который может быть оспорен в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, зачастую при заявлении об оспаривании разрешения на ввод эксплуатацию заявитель злоупотребляет правом, поскольку без данного документа право собственности на помещение в новостройке не подлежит регистрации.

Кроме того, важно знать, что при обращении с требованием о рассмотрении законности выдачи разрешения или признания его недействительным не разрешается сам спор о праве собственности на объект.

Многие граждане при строительстве индивидуального жилищного объекта полагают, что ввод помещения в эксплуатацию необязателен. Данная позиция представляется ошибочной. Каковы последствия несоблюдения введения объекта в эксплуатацию?

В соответствии со статьей 755 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок составляет пять лет и может быть увеличен соглашением сторон. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.

Исходя из системного толкования указанных норм материального права следует, что в связи с характером спорных правоотношений, возникающих между дольщиком и застройщиком в области долевого строительства многоквартирного дома, законодателем предъявляются повышенные требования к качеству объекта долевого строительства, которые в том числе проявляются в установлении продолжительного гарантийного срока, обусловленного как видом строения (жилой дом), так и целями его использования. При этом законодатель, формируя период гарантийного срока, учитывал, что недостатки объекта долевого строительства, с учетом наличия широкого спектра градостроительных особенностей многоквартирного дома, могут проявиться в течение длительного периода, начиная с момента передачи участнику долевого строительства объекта недвижимости.

На основании пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ участник долевого строительства вправе предъявлять застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока.

Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами (пункт 2 статьей 755 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в пределах гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика за недостатки (дефекты) выполненных работ(постановление от 8 мая 2013 года № А33-18054/2011 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа).

Следовательно, мнение о том, что факт возникновения недостатков до передачи результата работ или по причинам, возникшим до этого момента, должен доказать участник долевого строительство, является неправомерным.

АКЦИЯ ГОДА

После строительства недвижимости, ее законное использование становится возможным только после выдачи соответствующего разрешения местной администрацией. Для получения бумаги ввода объекта в эксплуатацию, он должен соответствовать актуальным требованиям – это подтверждается необходимой документацией.

Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должен быть обязательно мотивирован. Если причины отказа противоречат законным предписаниям, это повод обратиться с иском к суду.

Что нужно для разрешения


Что нужно для разрешения

Разрешение на ввод объектов строительства в эксплуатацию – бумага, подтверждающая, что строение соответствует актуальным требованиям, а его возведение не противоречит законодательным предписаниям. Чтобы получить его, нужно собрать пакет документации:

    Правоустанавливающие бумаги на земельный надел, где расположено строение.

Основания для отказа

Все причины для отказа расходятся на две группы:

    Несоответствие положениям закона и проектным бумагам.

  1. Разрешению на строительство.
  2. Проектным бумагам.
  3. Требованиям к строительству, действующим по ГПЗУ.
  4. Разрешенным вариантам эксплуатации земли, на которой построено здание.
  5. Информации по ПМТ и ППТ.
  6. Ограничениям по земельному законодательству и иным правовым актам.


Сроки подачи иска

В РФ отказ административных работников в выдаче разрешения обжалуется в судебном порядке. При этом, Земельный Кодекс Систематизированный законодательный акт, содержащий в системном изложении нормы права, относящийся к какой-либо одной отрасли права не устанавливает каких-либо сроков для обращения к суду.

АПК указывает, что у физических, юридических лиц есть правомочие на обжалование действий ответственных работников гос.органов, когда те не соответствуют законным требованиям, нарушают интересы истцов.

С заявлением об обжаловании полученного отказа можно обратиться в арбитражный суд. Срок – 3 месяца с даты, когда заявитель узнал о нарушении собственных прав.


Порядок обжалования в суде

Если отказ неправомерен, гражданин, организация может обжаловать это судебным порядком. Следует придерживаться алгоритма:

    Получить от гос.органа письменный отказ в выдаче разрешения.

Содержание иска

Исковое заявление Внешняя форма выражения иска (заявление, которое подает в суд лицо для защиты своих прав или интересов). в данном случае составляется по общим требованиям:

    Информация о суде, принимающем заявление.


Как не допустить отказа?

Чтобы не тратить время на сбор доказательств, дополнительных бумаг, многочасовые заседания, юридическое, частное лицо может до обращения в Администрацию подготовиться к выдаче разрешения:

    Перед началом строительства оформить, проверить все необходимые документы для обретения данного разрешения.


Судебная практика

Наш клиент получил отказ от местной Администрации на ввод построенного дома в эксплуатацию. Ему на правах собственника принадлежало два надела. В Администрации было выдано разрешение на постройку административно-бытового сооружения на данных участках. Строительство велось клиентом самостоятельно, за счет собственных средств. Далее он получил:

    Техпаспорт на объект в БТИ.

Отказ в выдаче разрешения не позволял реализовать законные права нашего клиента на владение, пользование и распоряжение построенным домом. При условии, что несвоевременная подача документов не является достаточным основанием для данного отказа.

Представитель Администрации объяснил свою позицию тем, что законодательство не содержит четких инструкций действий на случай, если документы были поданы позже положенного срока. Именно это и стало причиной отказа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2015 N 12АП-13444/2014 ПО ДЕЛУ N А57-12905/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "11" февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "18" февраля 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Терем" в лице конкурсного управляющего Марьянова Владимира Александровича (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2014 года по делу N А57-12905/2013 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Терем" в лице конкурсного управляющего Марьянова Владимира Александровича (г. Саратов)
заинтересованные лица: администрация Саратовского района Саратовской области
Кожухов Дмитрий Валентинович; Кожухова Наталья Анатольевна; Латыпов Эдуард Шамилевич; Латыпова Миляуша Табрисовна; Гвоздкова Диляра Эдуардовна; Соколова Таиса Васильевна; Томас-Март Анна Сю-Фыновна; Китаев Сергей Николаевич; Китаева Елена Борисовна; Лемза Иван Александрович; Пужляков Сергей Владимирович; Пужлякова Лариса Сергеевна; Пужляков Владимир Сергеевич; Ушаков Петр Николаевич; Левшина Ольга Сергеевна; Жанатаув Александр Михайлович; Жанатаува Асия Толиугалиевна; Илясова Юлия Сергеевна; Ярыгина Наталия Владимировна; Нехведович Вячеслав Станиславович; Нехведович Елена Вячеславовна; Нехведович Татьяна Владимировна; Нехведович Юрий Владимирович; Ведминский Игорь Викторович; Максимова Татьяна Федоровна; Миронова Валентина Петровна; Иванов Евгений Иванович; Васильев Михаил Юрьевич; Юнусова Нина Ивановна; Веденеева Анна Леонидовна; Пасконов Сергей Павлович; Пасконова Елена Михайловна; Пасконов Алексей Сергеевич; Пасконова Елизавета Сергеевна; Бауков Сергей Николаевич; Агапкина Ольга Николаевна; Иванов Олег Васильевич; Коноплева Наталья Евгеньевна; Заярнюк Ольга Борисовна; Архипов Сергей Викторович; Станиславенко Светлана Ивановна; Одинцова Тамара Григорьевна; Аржникова Галина Ивановна; Рюхтина Ольга Викторовна; Рюхтин Сергей Павлович; Мирзоян Рафик Арсенович; Клопова Полина Васильевна; Клопов Александр Сергеевич; Лифанцов Павел Юрьевич; Семенова Наталия Геннадиевна; Агаркова Елена Юрьевна; Федорова Татьяна Григорьевна; Федоров Сергей Михайлович; Балыков Алексей Владимирович; Елистратова Марина Сергеевна; Китаев Денис Сергеевич; Китаева Ольга Васильевна; Кочетков Сергей Петрович; Буренков Сергей Сергеевич; Горланова Вера Николаевна; Волошина Любовь Григорьевна; Грачева Анастасия Константиновна; Буря Снежана Николаевна; Чиркова Ольга Петровна; Адамова Светлана Владимировна; Молякова Татьяна Владимировна; Агарков Виктор Васильевич; Ершова Ольга Николаевна; сменила на Агаркову, Бочкарев Сергей Михайлович; Ткаченко Дмитрий Владимирович; Черемесина Оксана Ивановна; Земсков Александр Сергеевич; Соколов Александр Викторович; Макущенко Марина Низаметдиновна; Вака Вера Анатольевна; Волченок Елена Сергеевна; Асачева Галина Николаевна; Асачева Анастасия Сергеевна; Борисов Алексей Владимирович; Есаулова Ольга Викторовна; Рябов Анатолий Владимирович; Погорелов Андрей Валентинович; Погорелов Павел Андреевич; Шевчук Татьяна Александровна; Житная Ирина Ивановна; Гриценко Сергей Александрович; Смыслова Валентина Николаевна; Меркулова Татьяна Петровна; Меркулова Юлия Владимировна; Прибылова Аделя Тагировна; Караулов Анатолий Викторович; Миронов Дмитрий Борисович; Петрова Светлана Викторовна; Петров Виктор Сергеевич; Петров Юрий Сергеевич; Ларионов Леонид Иванович; Терентьева Галина Андреевна; Безгодова Светлана Эммануиловна; Веденеев Виктор Сергеевич; Адамов Евгений Владимирович; Земскова Валентина Алексеевна; Министерство обороны Российской Федерации; Тюрин Сергей Алексеевич; Колосовский Анатолий Анатольевич; Саввин Владислав Владимирович; Чеглаков Владимир Витальевич; Жмырев Дмитрий Владимирович; Яцунскас Алексей Вивторович; Сухарева Ирина Валерьевна; Вака Кира Дмитриевна; Буря Алексей Васильевич; Тарасов Максим Александрович; Самыжова Мария Васильевна; Максимов Альберт Федорович; Азатханян Валерия Валериевна; Максимова Зинаида Федоровна; Морозов Алексей Викторович; Кеслер Валентина Андреевна,
о признании незаконным и отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 48/09-27 от 22.12.2006, выданного администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области жилищно-строительному кооперативу "Терем",
при участии в судебном заседании Морозова Алексея Викторовича (паспорт)


Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2014 года по делу N А57-12905/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с жилищно-строительного кооператива "Терем" в лице конкурсного управляющего Марьянова Владимира Александровича (г. Саратов) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение Двенадцатым арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Организатор: компания Мир семинаров
Начало мероприятия: 08 декабря 2021 года в 10:00
Место проведения: г. Москва, ул. Гостничная, д.4, корп.9, отель Максима Заря, конференц-зал
Длительность: 2 дня
Стоимость участия очно составляет 23000 рублей для одного специалиста,
Стоимость участия в формате видео-конференции (онлайн) -21000 рублей для одного специалиста

Программа семинара
1. Современная законодательно-нормативная база строительного процесса, изменения Градостроительного Кодекса РФ в 2019-2020 гг., в т.ч. регламентирующие основания и порядок ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию. Основные понятия Градостроительного кодекса, область применения. Участники строительного процесса и их функции. Статус застройщика, заказчика, инвестора.

2. Нормативы градостроительного проектирования — новая глава Градостроительного кодекса. Ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию как заключительная форма обязательного подтверждения соответствия требованиям документов планирования и зонирования. Правила землепользования и застройки. Состав и содержание документации по планировке территории. Проект планировки территории, проект межевания территории, градостроительный план земельного участка. Взаимодействие участников строительного процесса с государственными органами управления и органами местного самоуправления на стадии подготовки разрешительной документации и получения разрешения на строительство.

3. Предоставление технического плана построенного объекта, как новое необходимое условие получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

5. Состав исполнительной документации при сдаче объекта.

6. Порядок приемки объектов, законченных строительством, реконструкцией, техническим перевооружением в эксплуатацию. Рабочие и приемочные комиссии, их права, обязанности, состав членов и порядок работы. Действия исполнительного органа власти при вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию. Основные надзорные мероприятия по объектам, законченным строительством. Состав документов, необходимых для подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Рекомендации к оформлению приемо-сдаточной документации. Допустимые недостатки для получения заключения о соответствии.

8. Соотношение технического перевооружения и реконструкции.

9. Ввод в эксплуатацию линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения.

10. Особенности ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов.

11. Функции Заказчика и Подрядчика и их ответственность при приемке объектов в эксплуатацию.

12. Государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости. Возможность регистрации прав на вновь построенный объект без разрешения на ввод в эксплуатацию.

13. Правовой статус объектов незавершенного строительства. Оформление незавершенного строительства как объекта недвижимого имущества. Особенности сделок с такими объектами.Оформление земель под объектами незавершенного строительства.

14. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как основание регистрации объекта недвижимости. Ввод в эксплуатацию, кадастровый учёт и регистрация права собственности на построенный/реконструированный объект, для которого не требовалось разрешение на строительство.

15. Административная ответственность за эксплуатацию объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию. Судебная практика по вопросам ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и инженерных сетей.

16. Основные ошибки, влияющие на сроки ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. Отказы в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию органами государственного строительного надзора. Основания для отказов.

17. Проблемы получения разрешения на ввод в эксплуатацию в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации

Семинар подготовлен для:
Руководителей, специалистов, главных инженеров и архитекторов проектных и строительных организаций; руководителей и специалистов планово-экономических, и технических служб, а также отделов капитального строительства; специалистов по управлению недвижимостью, руководителей юридических отделов и юрисконсультов.

Актуальность темы:
Последние изменения в Градостроительный и Земельный Кодекс РФ по вопросам ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию. Будут рассмотрены действующие и вводимые регламенты на подтверждение соответствия проектных решений, правила подготовки и состав исполнительной документации при сдаче объекта, процедура выдачи заключения, особенности ввода в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры и опасных производственных объектов. Отдельное внимание будет уделено проблемам получения разрешения на ввод в эксплуатацию в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, и допустимым недостаткам для получения заключения о соответствии. Практические аспекты деятельности, рекомендации экспертов, судебно-арбитражная практика. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства. Экспертиза проектной документации. Строительный надзор. Ввод объектов в эксплуатацию. Экспертиза проектной документации. Новые требования эксплуатации зданий и сооружений. Обзор последних изменений в градостроительном кодексе.

Стоимость участия в семинаре составляет очно 23 000 рублей, онлайн 21000 рублей

Читайте также: